Previous Entry | Next Entry

У большинства моих путешествий есть предистория, объясняющая, как я пришла к тому или иному маршруту. Иногда это чьё-то фото или рассказ, иногда - это результат длительного разглядывания карты, но по большей части - это собственные визуальные впечатления.

Хребет Даут чем-то запал мне в душу с первого взгляда. Это случилось довольно давно, в 2010 г, когда мы на июньские праздники отправились в поход "из Теберды в Теберду". Маршрут был таким: "Теберда - д.р. Джемагат - д.р. Кышкаджер - пер.Кышкаджер (1А) - д.р. Кичкинясу - д.р. Даут - д.р. Кенделлесу - пер.Эпчик (н/к) - д.р. Эпчик-Су - радиалка к озёрам левого притока - д.р. Джемагат - Теберда".

Так вот... Упомянутый хребет Даут, точнее - его малый кусочек, мы впервые увидели с пер.Кышкаджер. Погода тогда была, как бы так поприличней выразиться - "неблагоприятствующая", поэтому ни у кого даже мысли не возникло о том, чтобы взобраться на отрог Кышкаджера и поглазеть на хребет Даут и долину одноимённой реки. Может быть, именно это и зацепило. То, что не смогли разглядеть неизвестные нам доселе объекты.

Мы спускались с Кышкаджера, а перед нами маячил небольшой отрезок хребта Даут. Позади него вздымались совершенно неизвестные нам горы, которые рассмотреть получше можно было, наверное, непосредственно с Даута. А ещё дальше сверкал белизной ледовых склонов сам Эльбрус.

Постепенно по мере нашего спуска Даут скрывался за отрожком Кышкаджера. Вот он уже почти исчез из поля зрения, лишь самые внимательные смогут разглядеть...

Что мы знали на тот момент о Дауте? Да практически ничего, разве что "напротив перевала Эпчик, куда мы пойдём, в Дауте будет перевал со смешным названием Ыбчик, через который можно попасть в Учкулан".

А уже после того похода появилась ещё одна "зацепочка" - "в хребте Даут значительно выделяется вершина Рынджи-Аге, а у её подножия с восточной стороны расположено озеро Уллу-Кёль, самое большое озеро бассейна Кубани".

Перевал Ыбчик мы имели возможность лицезреть на протяжении второй половины одного из ходовых дней и утром следующего дня, пока не перевалили Эпчик. Но ни хребет Даут в районе Ыбчика, ни сам Ыбчик как перевал, нас почти ничем не заинтересовали, чего совсем не скажешь о тех прекрасных видах, которые нам довелось наблюдать на их фоне. Дело в том, что позади Даута по мере нашего подъёма по долине Кенделлесу постепенно вырастал Эльбрус. Сперва появился из-за Даута лишь крошечный кусочек ледяной макушки Эльбруса.

Мы поднимались выше, а Эльбрус прямо на наших глазах подрастал. Рос он, рос, да и достиг невероятных размеров, а на закате поразил нас своими красками.

Этот Эльбрус мне сильно запомнился, и когда в очередной раз ставился вопрос "куда пойти в поход?", его образ частенько возникал перед глазами. В один из таких моментов осенило - а ведь если оказаться ещё ближе к Эльбрусу, то вид будет ещё грандиознее!

Стать ближе к Эльбрусу можно было многими путями, но почему-то "не отпускал" именно хребет Даут, очень хотелось в одном из следующих походов попытаться его преодолеть. Только не через н/к Ыбчик, а через какой-либо более серьёзный перевал. Правда, в том далёком июне 2010 года я даже не имела представления о перевалах категории 1Б, а именно такие перевалы и преобладают в Дауте в той части, что южнее Ыбчика.

Возможность пощупать Даут ногами представилась нам лишь 3 года спустя. К тому моменту мы уже не считали, что 1Б для нас это нечто запредельное и непреодолимое, и в августе 2013 г. пересекли Даут через перевал Искровцев, а затем и его отрог через перевал Дырявый. Наградой нам стало удивительное озеро Уллу-Кёль, которое стоило, чтобы перевалить ради него не один хребет, хотя, конечно, это озеро доступно и без единого перевала, если идти по долине Кичкинакола.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что перевал Искровцев является самым популярным и простым перевалом через Даут. Лично я считаю перевал Искровцев довольно простой 1Б, несмотря на те блукания, которые мы совершили по пути к нему. Пейзажи на подъёме к перевалу весьма разнообразны, а местами - суровы. Например, таким предстал перед нами массив Рынджи-Аге.

С махарской стороны перевал Искровцев - широченная каменистая седловина. Несколько снежников средней крутизны на подъёме, шатающиеся разнокалиберные камни, но ничего экстраординарного.

Перевал Дырявый это 1Б посерьёзнее, и по факту нашего прохождения я без малейших колебаний добавила бы ему "звезду". При взгляде с перевала Искровцев найти Дырявый непросто - седловина находится на стыке зазубренного скалистого гребня и склона г.Уллу-Кёль-Баши и в профиль не просматривается.

Характерным ориентиром и одновременно - изюминкой, давшей название перевалу Дырявому, служит дыра в скалах. Только не надо думать, что где дыра - там и перевал:) Перевал малость восточнее. В кадре его нет, потому что его просто не было видно с пути нашего подъёма. Вообще-то, на подъёме к Дырявому - не до фотографирования.

Собственно, эти перевалы дали мне хорошее представление о том, что такое хребет Даут и "с чем его едят". И одновременно разожгли во мне азарт во что бы то ни стало разведать другие пути через этот скалистый хребет.

Но ведь вы уже догадались, что ни о пер. Искровцев, ни о пер. Дырявом я не собираюсь подробно распространяться. Эти перевалы широко известны среди туристов, так что моё описание стало бы лишь одним из множества уже имеющихся в сети. Не буду зарекаться, когда-нибудь доберусь и до них. Но до тех пор я буду считать их прохождение предварительной подготовкой и красивой предисторией к рассказу о других перевалах Даута, которые используются значительно реже.

И начну я с перевала Локомотивцев...

Продолжение будет!

( 10 comments — Leave a comment )
lisa_alisa
Feb. 16th, 2015 08:21 am (UTC)
Я почему-то всегда считала что Эпчик и Ыбчик это один и тот же перевал, просто с ошибкой в названии на некоторых картах(как например с Уруп-Джога, который на самом деле Уруп-Ажога). Теперь буду знать что разные. А почему второй так странно назвали, не знаешь?

Фотография озера Уллу-кель просто великолепна! Какое-же оно все-таки красивое! Если идти туда, надо денечек провести на берегах точно :)

Перевалы суровые, скалы, да камни, безжизненные пространства. В жизни наверное все это смотрится здорово и впечатляюще, а на фото смотришь и кажется "скорее бы уйти отсюда на травку с цветочками" :)

Edited at 2015-02-16 08:22 am (UTC)
Feb. 16th, 2015 08:30 am (UTC)
Да, это два разных перевала. Вот что пишет один из моих знакомых, турист более старшего поколения:
"В 80-х я знал (и информация в горных клубах Киева подтверждала), что есть 2 Эпчика. Из Нижнего Учкулана в Верхний Даут битая тропа через перевал Эпчик Даутский. Сейчас он в каталоге называется Карачай-Ауш. А через левый борт ущелья Даут, в Теберду, ходят через перевал Эпчик Тебердинский. Сейчас просто Эпчик"

Т.е. если выражаться терминами его поколения, то Ыбчик это Эпчик Даутский, а в настоящее время - Карачай-Ауш.
Но я пользуюсь картами Генштаба и там он поименован как Ыбчик, поэтому я решила эту топонимику сохранить. Ну и прикольно же - значит, есть у нас в стране не только один топоним на букву Ы, который нам приводили в пример ещё в школе - посёлок Ыныкчан:)
Feb. 16th, 2015 08:43 am (UTC)
Уллу-Кёль, на мой взгляд, превосходит большинство озёр КЧР, которые по общепризнанному мнению красивы - такие как Имеретинские, Муруджинские, Софийские. Конечно, не буду настаивать, что оно прям самое-самое, но каждому советую там побывать и своими глазами увидеть.

Самое удивительное - озеро не находится на территории каких-либо заповедников и заказников и к нему можно дойти за 1 неполный ходовой день по долине Кичкинакола, а другими путями дня за 1,5 из долины Махара через простые перевалы. Там есть где провести время, окрестности богаты рельефами на любой вкус - найдется что делать и простому фотографу, и матёрому альпинисту.

Про озеро скоро напишу, у меня по плану перевал Локомотивцев, а мы на него шли от Уллу-Кёля.
lisa_alisa
Feb. 16th, 2015 09:22 am (UTC)
Для меня пока озеро Безмолвия самое-самое, но всех остальные перечисленные я только на фото и видела. Может быть у меня такое впечатление из-за того, что поход на Имеретинку был вторым из многодневных и это было первое озеро, которое я увидела. Собственно с тех пор я там и не была. Очень хочется, но все пока приоритет у тех мест, где я еще не была.

Я про него вообще не слышала до того как вы туда пошли, и в отчетах оно редко встречается. Интересно, почему там бывают реже, чем на той же Имеретинке.
Feb. 16th, 2015 09:45 am (UTC)
А с чего ты взяла, что Уллу-Кёле бывают реже?
На перевале Уллу-Кёль Восточный записки сменяются в сезон раз в 1-2, редко когда 3-5 дней.
Многие группы начинают походы-двойки как бы с разминки на Уллу-Кёль.

Думаю, что есть определенные трудности с добиранием туда. Не каждая маленькая группа горазда топать пешком от Укчулана, если у нее нет денег на заказ транспорта. Да и вообще, многие туристы этого района побаиваются, но этого я уже понять не могу. Карачаевцы очень доброжелательный народ.

Я про Уллу-Кёль узнала из книжечки "Путешествия по Западному Кавказу" тех самых известных авторов - Бондарева, Арсенина, Сергиевского, но почему-то долгое время именно их описание и тормозило меня, мне казалось, что очень уж всё там сложно. Особенно глядя на их схематичное изображение Рынджи-Аге:)
А современных хороших описаний - да, как-то маловато.

В отличие от Имеретинских озер меня удивило то, что вроде бы на Уллу-Кёль постоянно бывают группы, но там чисто! Или просто туда ходят более цивилизованные туристы. Да, мы за время дневки на озере нашли некоторые "мусорные схроны" и спалили нафиг, но в целом у меня ощущение удивительной чистоты в этом районе.
Ну, про Софийские озера я промолчу, это просто гадюшник.
lisa_alisa
Feb. 16th, 2015 09:56 am (UTC)
Если искать целенаправленно - конечно найдется куча отчетов, но в основном спортивных групп. Такое ощущение, что просто из интереса, посмотреть на озеро ходят редко. Художественных описаний, фотографий на фотосайтах и в прочих местах почти нет.
Про Софийские озера или Имеретинку трудно не узнать, даже случайно будешь искать другие отчеты по КЧР и наткнешься. Ну, по крайней мере вот сейчас, в 2011 году когда ходили мы, я фото с Имеретинки видела только у Ани с Митей и на Р4, больше нигде. И в те же времена никакого мусора там не было, как и большого количества посетителей.

На Софийские озера меня не тянет как раз по причине затоптаности этого места. Делать маршрут, где это основная цель мне совершенно не хочется. Разве что или мимо проходить-посмотреть, или забежать туда, когда мы в Архызе и есть лишние пара дней.
Feb. 16th, 2015 11:30 am (UTC)
Наверное, у меня глаз намётанный на мусор:) Я ходила на Имеретинку в августе 2012. Мы стояли на мысу напротив островка, так весь этот мыс был в "закладках", это когда под камень или в пучок травы прячутся салфетки, пакеты, упаковки. Да хрен с ней, с эстетикой, но ведь там живут туры и они эту дрянь жрут!

Единственное место в том районе, куда бы я хотела вернуться - это окрестности озера Гуманоидов.

Ну и ты права, в последние годы поток туристов на Имеретинку возрос. И уже природа с этим потоком не справляется. Может быть, теперь людей там станет меньше, ведь и стоимость подняли, да и шума наделали несчастные случаи прошлым летом.

По поводу целенаправленных поисков материала по неизвестным местам - я часто использую отчеты именно спортивных групп. И они мне помогают улучшить маршрут. Когда в спортивном отчете вижу, что "прошли хорошее место для стоянки", а потом "ночевали на кривых площадках", то для меня это сигнал.
Например, в одном из отчетов по маршруту, включающему пер.Дырявый и Искровцев было упоминание супер-площадки в одной ходке от Дырявого. Тем не менее эта группа прошла эту площадку, перевалила Дырявый и ночевала среди камней между Дырявым и Искровцев, с добычей воды из снежника. Это я считаю горем от ума:)
lisa_alisa
Feb. 16th, 2015 12:59 pm (UTC)
Вот же свиньи, неужели так трудно с собой это все забрать.

Я на Имеретинке видела только оз. Безмолвия, поэтому хочется все облазить. Но вообще после походов в районе Теберды и Архыза я стала к заповеднику более ровно относиться. Раньше я очень сокрушалась что там столько всего красивого, но большинство мест закрыты для посещения. Думала вот поднаберемся опыта, попросимся на учеты животных, чтобы и на зверей посмотреть, и туда попасть. А сейчас не то что не тянет, если бы позвали - я бы пошла с удовольствием. Но просто и в других местах столько красивейших маршрутов, что разрываешься между выбором, куда же пойти в первую очередь.

Так и с открытой Имеретинкой - хотелось бы побывать еще раз, пока ее не закрыли для посещения(могут ведь), но уже без фанатизма.

Стоимость подняли не так значительно, чтобы отпугнуть оттуда людей. Спортивные и коммерческие группы в заповедние проводят дня три максимум, когда идут через эту долину в Красную поляну. Многие выбираются ненадолго, опять же дня на 3-4.

Отчеты спортивных групп я конечно же использую для подготовки, там полно ценной информации. А для "узнать о местах, посмотреть на красоту" - художественные рассказы. В первую очередь гуглятся они, с целью оценить стоит ли туда вообще идти и по вкусу ли мне места, а только потом уже технические отчеты, где о красоте ни слова, но зато полно нужных деталей.
mg5642
Mar. 3rd, 2015 04:12 pm (UTC)
Пер. Локомотивцев как и Дырявый, непростая 1Б. Взлет с обеих сторон идется пешком, но при наличии опыта такого рельефа. А еще со стороны Даута в лесной зоне мы не нашли тропы. Жуткие дебри.
Mar. 3rd, 2015 04:22 pm (UTC)
Михаил, я читала ваше описание, знаю, что тропу вы не нашли. Читала и другие описания, когда тропу теряли. Я всё это знала на этапе подготовки и уже даже написала об этот много текста, как всегда затык только с тем, чтобы выбрать и вставить фотки.

Но сразу скажу - тропа есть. От зоны леса до самого берега Даута. Мы ее нашли, но не без помощи бывалых товарищей. Также был расчет на то, что мы собирались пройти перевал в направлении, обратном вашему, т.е. из долины Кичкинакола в долину Даута. И главное было - найти начало тропы.

Насчет сложности Локомотивцев - мы прошли северную седловину и по ощущениям на Дырявом было труднее. Ну как бы Дырявый я самостоятельно бы не прошла, т.к. меня в одном месте затаскивали на скалы за руку. А Локомотивцев Северный я прошла очень даже сама при помощи только бранных слов:)
( 10 comments — Leave a comment )