?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лучше поздно, чем никогда:)
Описываемые ниже события происходили летом 2014 года.

Чем-то зацепили меня перевалы хребта Даут. Однако, довольно долго нам не удавалось попасть в тот район. Когда же, наконец, это произошло в августе 2013, и мне довелось пощупать Даут ногами, я поняла, что теперь я "на крючке":)

Минул год, подоспел очередной летний отпуск. Кто на моря, кто по заграницам, а мы - в Карачаево-Черкесию, нас там Даут дожидается:)

К сезону-2014 у нас в активе было прохождение лишь двух даутских перевалов - Искровцев (1Б) в связке с Дырявым (1Б*). Теперь хотелось пройти такими перевалами, которые не столь популярны. Правда, в основном нас интересовали те из них, которые мы с Васей сможем пройти вдвоём и без снаряжения. А это условие сразу же сильно сужает список возможных вариантов.

Поразмыслить есть над чем, даже если взять сравнительно небольшой участок гребня Даута, который открывается взору с перевала Назлы-Рынджи:


Осознавая, что многое даже с этой фотографии нам придётся "не по зубам", я приступила к подробному изучению перевалов Даута и отбору приемлемых вариантов для нашего уровня подготовки.


Из-за невозможности прохождения только ногами из списка сразу был исключён один из интереснейших перевалов - Надозёрный, который служит кратчайшим путём из долины Даута к озеру Уллу-Кёль.

В описании АБС* (* -"Горные путешествия по Западному Кавказу", авторы Арсенин, Бондарев, Сергиевский) он упоминается как перевал 1Б-2А. Это описание довольно старое, 1976 года, тем не менее, это одно из наиболее понятных описаний, где техническая и художественная составляющие гармонируют друг с другом. Но даже такие хорошие описания устаревают. В настоящее время Надозёрный - однозначно 2А в связи с сильным таянием ледничка и обнажением скал с уллу-кёльской стороны.


По аналогичной причине нами не рассматривался и перевал Даутская Щель (2А). На 2А мы не замахиваемся.




Отказались и от попыток прохождения пер.Искра (1Б*) - в то время, на которое мы запланировали поход (конец июля - начало августа) под Искрой будет открытый ледник, причём довольно крутой.


Перевалы в самых верховьях Даута с выходом на Даутский ледник в сравнительно несложной его части - Узловой и Безымянный (оба 1Б) - тоже пришлось отложить до лучших времён. Потому что не получилось собрать компанию побольше, а вдвоём выбираться на ледник не самая лучшая идея.



При всём кажущемся богатстве выбора перевалов через Даут в итоге осталось не так уж много вариантов:

  • пер. Карасу (?)

  • пер. Северный Учкулан (?)

  • пер. Учкулан (1А?)

  • пер. Локомотивцев (1Б - 1Б*?)

  • пер. Нефтяник (1Б - 1Б*?)

  • пер. Саламандра (1Б)

Но первые три перевала - Карасу, Учкулан и Учкулан Северный - как-то не заинтересовали. Не увидела я в них какой-то изюминки. Из рассмотрения они были исключены.


Сопоставив рельеф количеству нашего свободного времени и сделав небольшую поправку на непогоду, я набросала кольцевой маршрут с началом из долины Трёхозёрной через перевалы Уллу-Кёль Восточный, Локомотивцев и Саламандра.


А теперь о том, как я собирала информацию о перевале Локомотивцев.


Довольно большой сумбур в мою голову внесло описание перевала Локомотивцев от турклуба "Глобус" - это сейчас я на 100% уверена, что оно относится к перевалу Локомотивцев Северному, а тогда я прочла и окончательно запуталась!

Описание не стыковалось с другими, более свежими описаниями и с большей частью фото на caucatalog.narod.ru, на которых я усердно пыталась разглядеть, но в упор не видела того, что описывает "Глобус". Как вы думаете, почему? Невнимательно читала? Плохо смотрела? Вовсе нет! Оказывается, я пыталась сравнивать фото и описания разных перевалов!

Итак, первым "открытием" для меня стало то, что перевалов Локомотицев ДВА.

Перевал Локомотивцев - низшая точка в северном плече г.Рынджи-Аге.
Перевал Локомотивцев Северный - в том же гребне, но чуть севернее по отношению к перевалу Локомотивцев.


Зачастую они упоминаются как две седловины одного перевала Локомотивцев, соответственно - южная и северная.

Но лично я в вопросе о том, два ли это перевала или две седловины одного, придерживаюсь мнения, что это два перевала. Хотя бы потому, что не так-то просто с одной седловины перебраться на другую. Напрашивается аналогия с перевалами Холодовского и Заячьи Ушки в Архызе - вроде стоят рядом в хребте, но чёрта с два по гребешку ты с одного до другого доползёшь. Так и перевал Локомотивцев соединяется с перевалом Локомотивцев Северным лишь по дну перевального цирка, но чтобы дотопать от одного перевального взлёта до другого, потребуется около часа времени.

Так что, на мой взгляд, есть определённый резон в том, чтобы считать эти седловины отдельными объектами.


Оба перевала Локомотивцев классифицируются как скально-осыпные 1Б. Пути к перевалам до некоторого момента совпадают, как из долины Кичкинакола, так и из долины Даута. Различия начинаются лишь в общих и довольно обширных перевальных цирках (как с запада, так и с востока). Поэтому надо заранее чётко определиться, какую седловину выбрать. Изменить это решение по ходу дела будет не то чтобы нельзя, но время будет упущено, а временем разбрасываться - это роскошь непозволительная. Особенно в горах.


Так что сразу делаем установку на то, что метаться от седловины к седловине не будем. Допускаем лишь радиальное посещение другой седловины налегке при наличии времени, сил и желания. К примеру, чтобы записку снять:)


И я стала выбирать...

Южная седловина, которая собственно и есть перевал Локомотивцев, имеет наибольшую сложность на начальном этапе спуска в сторону долины Даута. Похоже, там не обойтись без верёвки. Хотя, если собрать впечатления ходивших, то сухим резюме станет "можно враскорячку пролезть по скалам несколько метров, причём даже без страховки".


Собственно, вот этот самый сложный участок:


Вроде бы, можно и попробовать, проблема лишь в том, что у нас может оказаться несколько иное понимание "как именно надо раскорячиться" и "как долго надо корячиться", чем у авторов тех немногочисленных отчётов, откуда я почерпнула эту информацию. К тому же эти отчёты были об обратном прохождении перевала - из долины Даута в долину Кичкинакола. Вверх, оно, знаете ли, корячиться проще, чем вниз.

Перевал Локомотивцев Северный оказался каким-то "секретным", то ли я плохо искала, то ли действительно нет описаний его прохождения в сети, кроме упомянутого выше "глобусовского", да ещё у АБС явно указывается именно на северную седловину. Попадаются также упоминания о радиальном посещении перевала с востока, из долины Кичкинакола, и о снятии записок с него. И судя по запискам, перевал посещался примерно раз в год, но не факт, что это было именно его прохождение, а не очередная радиалка.

Приведу выдержку из описания АБС, хотя оно и о прохождении перевала в другом направлении, да и устарело в некоторых деталях. Но в нём есть "важная зацепочка":
Начало подъема к перевалу под Рынджи-Аге на противоположном берегу чуть ниже по реке. Мосты ниже по течению наводятся пастухами. Возможно, чтобы пройти до ближайшего моста и вернуться к началу подъема, придется потратить лишний день. Долина Даута здесь безлесна. Топливом может служить лишь сухой можжевельник. Ровные места для ночлега есть по обоим берегам.

Перевал под Рынджи-Аге от реки не виден. Подъем в подводящий к перевалу цирк, занятый когда-то висячим ледничком, начинается по травянистому склону в редком кустарнике березняка (хорошо приметить это место со спуска с противоположного склона, когда весь путь к перевалу как на ладони). На дне цирка в каменном хаосе озеро. Отсюда открывается перевальный гребень. Чаще поднимаются не к самой низкой точке, а в левый по движению угол, потому что оттуда будет проще спуск. Подъем проходит по осыпям. Справа в тени Рынджи-Аге остаются снежники и ледничок. Весь подъем от реки требует около 5 часов. На западе видны корона Гаралыкол-Баши и пройденный перевал рядом с нею.

Спуск по моренным осыпям со снежными лощинами через 1,5-2 часа приводит к нижней озерной террасе Уллу-Кёль.


У Голубева я нашла всего парочку фото Локомотивцев Северного - вид с запада и вид с востока. На этапе подготовки к походу меня они зацепили тем, что визуально только лишь они и подходили к "глобусовскому" описанию. Правда, второе фото давало повод усомниться в верности подписей объектов - на нём ошибочно указано местоположение пер. Дырявого.

Мне повезло - я знала лично руководителя одной из спортивных групп ТСК Ростова-на-Дону, которая прошла Локомотивцев Северный годом ранее, Никиту Кудинова. Он в своё время тоже стоял перед выбором, и определиться ему помогли консультации с Назаренко В. Л. и Гранковым М. В. (не знаю, кто эти люди, но, видимо, в среде спортивного туризма - весьма уважаемые). Пообщавшись с Никитой, я выяснила один из важнейших нюансов - перевал проходится без снаряжения. И это было то, что мне очень хотелось услышать!

Похоже, муки выбора окончены, не успев начаться - мы пойдём на Локомотивцев Северный:)

Никита подтвердил мои предположения, что основная сложность Локомотивцев Северного, как и "его южного соседа", сосредоточена на западной стороне, на спуске в долину Даута. Представляет собой этот спуск очень протяжённую и подвижную осыпь. Рекомендация от Никиты была аналогична той, что я уяснила из "глобусовского" описания - "спускаться плотной группой". Я посмотрела их фотографии и нашла лишь одно фото упомянутой осыпи, сделанное с седловины пер.Локомотивцев, куда группа Никиты поднималась радиально. Вот это фото, сделанное Ярославом Абрамовым:


Но больше не было ни единой фотографии этого участка, например, непосредственно во время спуска. Хотя, можно уже и догадаться, что если нет фото, значит, там не до фотографирования:)

В поисках визуальной информации я решила "полетать" над районом в Google Earth - и настолько офигела от рельефа, что даже появилась мысль перекроить маршрут, исключив район перевалов Локомотивцев из него вообще. Потому как в отличие от фото Ярослава тут было видно, чем заканчивается эта осыпь. Вернее - видно, что на этом ничего на заканчивается, а всё только начинается:)


И если до этого момента я была зациклена на одном только прохождении перевала, а по сути - на возможности преодоления перевальных взлётов, то когда увидела подходы, я на какое-то время потеряла дар речи...
Там было столько камней...


А ведь когда-то мне казалось, что между Назалыколом и Назлы-Рынджи очень-очень-очень много камней, и много-премного их на спуске к Рынджинскому озеру... Оказывается, есть ещё гораздо более каменистые места! Вот так в моём неофициальном списке ноговыламывательных мест подходы к перевалам Локомотивцев уверенно заняли лидирующую позицию:)

Я долго сидела, уставившись в GoogleEarth, в полном офигении от увиденного и непонимании - как такое могло быть сотворено природой. Словно каменную волну согнало ветром с гребня Даута, которая застыла аж в 2,5 км от перевала Локомотивцев!


На подходах к перевалу со стороны Кичкинакола камней, судя по космоснимкам, тоже хватало.


Впору было призадуматься о возможности прохождения перевала за день "от травы до травы". Можно, конечно, разбить один полноценный ходовой день на две полудневки, чтобы забазироваться поближе к перевалу. Кстати, именно так мне и советовал поступить Никита и даже указал удачное место для стоянки - вблизи крошечного озерца примерно на полпути к перевалу по висячей долине. Но это означало, что мне придётся перепланировать дальнейший график похода, чего мне очень не хотелось делать.

Однако, самым печальным в разбивке прохождения перевала на 2 дня могло оказаться то, что за одним погожим днём не последует второй такой же. Наша задача была - дождаться погоды и одним махом перевалить Даут. А местом, где согласно моему плану мы станем дожидаться погоды, было избрано озеро Уллу-Кёль.


Вообще-то, самый простой и логичный путь к перевалам Локомотивцев - вверх по долине Кичкинакола до озёрной ступени, а оттуда - направо в висячую долину. Озеро Уллу-Кёль находится выше упомянутой озёрной ступени, и малость не по пути, если цель - перевал.

Но я уверена, что те, кто будучи так близко к Уллу-Кёлю, не найдут времени на его посещение, будут потом кусать локти. Ведь было же рукой подать!


И всё-таки, снова и снова возвращаясь к снимкам GoogleEarth, я какое-то время металась между "хочу пройти перевал Локомотивцев Северный" и "да ну его нафиг". Но постепенно та чаша моих внутренних весов, на которой лежало "хочу", перевесила все мои опасения, и я, наконец, приступила к обдумыванию следующей части спуска в долину Даута - той, что ниже зоны сплошных камней.

Подробно изучив найденные отчёты я поняла, что расслабиться на этом участке не удастся. Какие-то группы тропу не нашли вообще, какие-то - нашли да по ходу потеряли. В результате и те, и другие потратили невообразимо много времени и сил на этот вроде бы коротенький участок пути.

Но я-то знала, что группа Никиты Кудинова прошла урочище Джугу-Турлучат от начала лесной зоны и до самого Даута по тропе, о которой им поведал кто-то из ходивших по тем местам. Если свести воедино все сведения, полученные мной от Никиты и из отчётов о возможных вариантах прохождения Джугу-Турлучата другими группами, то получится вот такая "памятка":

  • спускаться до входа в зону леса можно как душе угодно, потому как троп на таком рельефе нет;

  • к зоне леса надо подойти как бы по центру висячей долины, но чуток ближе к правому борту ущелья;

  • совершенно не стоит искать тропу вблизи реки - её там нет!!! (отмечу, что так делали многие группы при поиске тропы снизу из долины Даута);

  • найти тропу это полдела, главное - не потерять её в лесу (да что ж за лес там такой?), а если потеряли - потратить время и найти её, это будет быстрее, чем ломиться абы куда.

Нам в помощь был предоставлен трек группы Никиты, но смею вас заверить - это совершенно не означало, что теперь нам можно было тупо шагать по приборам и ни о чём более не беспокоиться.
Подготовка - это хорошо. А теперь о том, что у нас получилось в реальности:
Озеро Уллу-Кёль
Локомотивцев Северный
В лабиринтах Джугу-Турлучата


P.S. В описании использованы некоторые фото Михаила Голубева, Ярослава Абрамова, Василия Мастяева, и, разумеется - мои. В подписях ко всем фото, которые не мои, есть ссылка на авторство. Для большей наглядности использованы фото, которые стали мне доступны, как до похода в августе 2014 г, так и сделанные в процессе этого похода, и даже на следующий год в другом походе:)