Previous Entry | Next Entry

Мы провели на перевале Локомотивцев Северном около часа. Закончив с перекусом и фотографированием, мы какое-то время просто сидели и отдыхали, понимая, что впереди нас ждёт более сложный участок, чем то, что мы уже прошли. Потом осмотрели осыпь, по которой предстоит спускаться, и наметили, как будем двигаться вниз.

Когда уже собирались надеть рюкзаки, я вдруг опомнилась - записку же не написала! По-быстрому достала бумагу, ручку, набросала какой-то текст, а время пришлось поставить текущее - 12-00, т.к. я не засекла время выхода на перевал (в предыдущей части рассказа я указала точное время выхода на перевал на основе анализа трека после похода). Да фиг с ним, пускай будет 12-00. В реальности это время начала спуска.

Ну что, понеслись?

Выбранный нами вариант спуска предполагал, что мы будем держаться левого по ходу борта расширяющегося книзу осыпного конуса - там были травяные полки, да и камней как-то поменьше, чем под рыжей скалой.

Первые шаги вниз не доставили нам никаких проблем. Позади нас оставалась чётко выраженная \_/-образная седловина, а впереди, насколько хватало взгляда простирался каменный хаос...

Сразу говорю - фотографировать на осыпном спуске удавалось не всегда, когда хотелось. Так что тема самых "весёлых" участков окажется не раскрыта. Но всякий раз, когда я понимала, что надёжно зафиксирована на склоне, я пыталась снимать.

Мы старались передвигаться зигзагом поочерёдно - сперва Вася проходил небольшой участок, не особо заморачиваясь насчёт летящих вниз камней, выходил "из зоны обстрела" с моей стороны, а затем я следовала за ним и тоже спускала камней столько, сколько моим ноженькам было угодно. Без фанатизма, конечно, у нас не было цели спустить вниз всю эту сыпуху, но я к тому, что вдвоём мы могли себе позволить такой стиль передвижения.

Не пугайтесь следующего кадра - я не потеряла равновесие, это я уже собиралась убрать фотоаппарат в сумку, а он сделал ещё один дубль, решив, что предыдущий кадр недостаточно резкий:) Оставлю это фото для прикола.

В средней части осыпь оказалась весьма подвижна. Словно норовистая каменная река. Если не угадаешь, куда сделать следующий шаг, можешь проехать следующие метра 2-3 совершенно не туда, куда планировалось. Это ещё полбеды, хуже другое - своим съездом "не туда" можно хорошенько подрезать осыпь и сверху на тебя начнёт сползать нечто неожиданное:)

В один из таких моментов, когда сверху на меня поползла очередная порция крупных камней, я вынуждена была "спасаться" и быстро, как только смогла, сиганула вбок, уступая дорогу надвигающимся на меня камням. В следующее мгновение я ощутила что-то странное... я умудрилась запрыгнуть обеими ногами на широкую плоскую плиту и теперь сползала на ней вниз, как на сноуборде. Всё происходило так быстро, что Вася даже толком не понял, что случилось, обернувшись на мои ругательства (а не на более уместное на спуске предупреждение "Камень!"), да и что он мог сделать? Выскакивать под камнепад и ловить меня? В общем, хорошо, что он ничего не понял и ничего не успел предпринять.

Разбрасывая по пути не очень цензурные выражения, я пыталась устоять на плите в надежде, что она сама вот-вот затормозится. А она всё ползла и ползла вниз. Соскочить с плиты как-то очково, но и продолжать "покатушки" тоже казалось небезопасным. В общем, спрыгнула я с этой плиты, как только представился удобный случай, но нервишки напряглись. С максимальной осторожностью я дотопала до Васи, наблюдающего за мной из-за скального выступа, и потребовала несколько минут отдыха. Надо было прийти в себя перед продолжением спуска.

Собственно, теперь мы находились под скалами, на левом краю осыпи, и ни малейшего желания не было на неё вновь выбираться. Даже несмотря на то, что где-то там проходил трек группы Никиты. Похоже, они шли по другому краю осыпи, ближе к рыжей скале. Наверное, им там было удобнее. А мы по-своему пойдём.

Нам предстояло спускаться под скалами гребня Даута, пересекая одну за одной осыпные полосы, перемежающиеся с более стационарными участками склона, поросшими редкими пучками травы.

Снова в нашем поле зрения глубокая седловина перевала Локомотивцев, можно попытаться рассмотреть спуск оттуда. Чёрт его знает, что проще - видимый нам спуск с перевала Локомотивцев или тот, который выбрали мы?

Пока мы отдыхаем, делаю панорамку массива Рынджи-Аге. К сожалению, с этого ракурса высшая точка массива, одновременно являющаяся и высшей точкой хребта Даут, не выглядит таковой.

Я не оговорилась - высшая точка хребта Даут вовсе не одноимённая вершина пик Даут (3748 м), а Рынджи-Аге, несмотря на то, что на картах отметке этой вершины соответствует высота 3730,9 м (на ГГЦ - 3735 м). И вот в чём тут загвоздка: 3730,9 (3735) м - это высота узловой вершины, которой и дано имя собственное. Но у массива Рынджи-Аге не одна вершина! И именно та из них, которую мы привыкли наблюдать в виде остроконечного скалистого пика, по высоте превосходит 3800 м.

Сейчас эта вершина значительно удалена от нас, потому и кажется второй по высоте. Это не кривые руки фотографа, это действительно эффект большего удаления.

Продолжаем спуск. Ещё несколько метров по очень подвижным камням, и мы удачно выруливаем на слегка поросшую травками часть склона. Это совершенно не означает, что этот склон не плывёт под ногами, очень даже плывёт, но значительно "нежнее и дружелюбнее":)

Прямо по ходу - снежник, скорее бы добраться до него, а то эти камни задолбали...

Наконец, ноги ощущают такую желанную плотность снежника - ни твёрдый, ни раскисший, а в самый раз, чтобы с ветерком скатиться по нему на дно слабовыраженной ложбинки. Ура! Самый крутой участок спуска позади!

Пытаюсь рассмотреть, где же я ехала на каменной плите - не могу понять. Когда мы спускались, казалось, что после нас на этой осыпи останется траншея свежевывороченных камней... Но нет - осыпи по барабану наши смешные попытки оставить на ней след - она снова в первозданном виде.

Форма перевального окна Локомотивцев Северного слегка видоизменилась, теперь оно чуть скошено вправо.

А это седловина перевала Локомотивцев. Ну вот честно - не знаю, сложнее бы она была на спуске. До сих пор пребываю в сомнениях. Но если судьба ещё раз забросит меня в это местечко - постараюсь проверить и сравнить:)

По дну ложбинки, куда мы спустились, протекал ручей. Своим громким журчанием, прорезающим окружающую тишину, он спровоцировал нас сперва допить весь имеющийся запас воды, а потом попытаться его восполнить. Первое удалось легко, второе - не очень. Ручей-то под камнями протекал и пришлось изрядно помучиться, прежде чем мы смогли добыть воду. Может, и не стоило напрягаться, дошли бы и без воды, но вот что-то заморочились:)

Напившись вдоволь и немножко отдохнув, мы направились вниз по ложбинке. В верхней части ложбинка была забита снегом, по мере спуска снега становилось всё меньше и меньше, затем снежник стал разорванным на отдельные куски, а между ними нас снова ждали камни, по которым мы даже ещё не успели соскучиться:)

Но радовало, что скоро мы сможем выбраться на гребешок слева от ложбинки, на вид этот гребешок казался удобным для ходьбы. Наверное, можно было и раньше в ту сторону срулить, но очень уже не хотелось по крупным камням лезть наверх.

Поэтому мы дошли до места, откуда на гребешок был не подъём, а сравнительно плавный боковой траверс, и полезли влево по каменюкам.
Позади оставалась скальная стена Даута...

А впереди внизу угадывался глубокий провал долины Даута. Между этими двумя такими разными Даутами - хребтом и рекой - протянулось урощице Джугу-Турлучат... Мы находились в самом его начале. Нам ещё только предстояло познать разнообразие рельефа Джугу-Турлучата в полной мере.

С выходом на гребешок наши дела пошли на лад:) Будто под ногами расстелили ковровую дорожку! Мы стали быстро удаляться от гребня Даута.

Но в этом месте мы просто не могли не остановиться - посмотрите, какой язык ледника! "Когтистая лапа Рынджи":)

Да что там "лапа" - ЛАПИЩА!

Под ногами всё чаще попадаются цветущие кустики одного из видов камнеломки Saxifraga kolenatiana (запишу-ка я тут это название, чтоб не позабыть). По их бордовым цветовым пятнышкам можно ориентироваться - где они растут, там удобнее идти. Вот такая естественная маркировка:)

В створе долины маячит Кышкаджерский хребет на отрезке от Гаралыкол-Баши до района перевала Джалкауш. В его гребне южнее перевала Джалкауш выделяется острый пик. На картах у этой узловой вершины нет ни имени, ни отметки высоты. По моей оценке высота её составляет примерно 3380 м.

Каменные россыпи сильно скрадывают расстояние. Кажется, да что там идти, до зоны лугов уже рукой подать... А мы всё идём и идём... Даже небольшой привал на гребешке умудрились сделать, ну, а что - сколько можно топать?:)

Было заметно, что чуть ниже места нашего привала гребешок сглаживается и плавно сходит на нет. На экране GPS наметилось лёгкое отклонение от трека Никиты, где-то здесь его группа ушла с гребешка влево, но мы решили этого не делать. Мы будем придерживаться справа по ходу неглубокой ложбинки и идти до упора, а там поглядим...

Позади остались почти 2 километра моренного рельефа, и мы уже предвкушаем скорую смену зоны камней на зону лугов. Мечтаем, как завалимся в мягкую пахучую траву и никуда-никуда больше сегодня не будем идти! Да, мы не ставили себе целью спуск непосредственно в долину Даута, мы любим ночевать в альпике.

Рынджи-Аге по мере нашего удаления от неё смотрелась всё более значительно. Для осознания масштаба достаточно взглянуть на седловину перевала Локомотивцев - она высотой чуть более 3200 м. Перепад высот по сравнению с вершиной - почти 600 метров.

Несмотря на то, что мы решили держаться ложбинки, наши ноги сами выбрали более удобный рельеф и траектория нашего пути значительно отклонилась от ложбинки влево. И вот, наконец, настал момент, когда мы преодолели первую ступень Джугу-Турлучата, моренную. Следующая ступень с небольшим озерцом распростёрлась у наших ног. Прикольное местечко, вполне пригодное для стоянки. Вроде бы - всё, пришли, ура-ура! Но радоваться было рано...

От милого озерца нас отделяли какие-то метров 20. Но не по прямой. По вертикали. Весёленький такой обрывчик. На фото не очень понятно, что в метре от нас крутой обрыв морены, но уж поверьте на слово:)

Твёрдый как камень конгломерат крутизной градусов 70 заставил нас усомниться в возможности нормального спуска. По крайней мере в том месте, где мы вышли на край обрыва. Поэтому мы с Васей разбрелись в разные стороны в поисках более приемлемого варианта. Вася ушёл направо, я налево.

Не обнаружив удобного спуска там, где судя по треку спускалась группы Никиты, я начала внимательно осматривать край морены. Самое удивительное - нашла несколько туриков! Они вели меня в направлении отрога Рынджи-Аге и самый последний найденный мной тур оказался почти на обрыве. Следующего тура я нигде поблизости не видела. Я сделала вывод, возможно неверный, что здесь точка спуска и позвала Васю. Склон здесь был не очень высоким, метров 15 примерно, но вряд ли тут удобно спускаться. Но нам надоело тыкаться по краю морены...

Мы ломанулись вниз. Первым пошёл Вася, сделал несколько шажков и поехал, поднимая пыль, но вовремя остановился и дальше всё было нормально. Про себя помню, что спускалась я медленно и печально, каким-то немыслимым образом зарубаясь самыми краешками подошвы в конгломерате. Под конец спуска ноги меня совсем не слушались:)

На поиск места спуска у нас ушло 10 минут и ровно столько же потребовалось на сам спуск, однако ощущение было такое, что битый час продолбались.

Наверное, это покажется смешным, но если говорить о прохождении перевала Локомотивцев Северного от озера Уллу-Кёль до сего места, то именно этот участок оказался для меня наиболее технически сложным. Не скальная ступенька на траверсе от Уллу-Кёль, не покатушки на каменной плите, а вот эта конгломератистая хрень высотой всего 15 метров!

Но теперь можно было расслабиться! И мы поспешили к озеру. На часах 15-20, мы немало сегодня протопали, пора уже и закончить ходовой день.

Безымянное озерцо выглядело обмелевшим. Вода прозрачная, с сине-зелёным отливом.

При ближайшем рассмотрении нам расхотелось стоять у озера, в основном из-за желания иметь под рукой источник чистой проточной воды. Такового мы здесь не обнаружили и решили спуститься чуть ниже. Ещё сверху, с обрыва, мы приметили ближе к правому борту висячей долины прекрасный ручей, вот туда и пойдём. И мы направились в обход озерца справа.

Позади остался моренный вал, по которому мы спустились. Смотрю на него и не понимаю, почему так трудно дался мне этот спуск. Ещё больше я не понимаю, почему мы не поискали получше место спуска - ведь видно же, что пройди мы ещё несколько десятков метров по краю обрыва, и склон становится более пологим. Видимо, усталость за день накопилась и мешала думать, потому наши действия стали не очень логичными.

У озера я задержалась на фотографирование. Всё ждала, чтобы облачность убралась с вершины Рынджи-Аге. Отсюда должна быть видна высшая точка массива, высота которой по данным карт ГГЦ составляет 3808 м. Но облако засело на вершине всерьёз и надолго.

Вода в озере оказалась довольно тёплой наощупь. Подумала - вот сейчас поставим палатку и прибежим сюда купаться.

Но потом я взглянула на облака, клубящиеся над гребнем Кышкаджера, и поняла - купания в озере сегодня не будет. Эти облака и так долго ждали, пока мы спустимся, но дольше они ждать не намерены - вон как резко вверх полезли. Гроза не за горами! Или за горами?:)

Вот и далеко позади над гребнем Даута показались белоснежные кучевые облака. Обложили, демоны! Над нами пока светит солнышко и есть время подыскать стоянку, чем мы, собственно и заняты - спускаемся, а сами присматриваем местечко.

Попутно осматриваем морену снизу. Впечатляет.

Помните, когда я, рассматривая космоснимки этого района, сравнивала этот рельеф с "застывшей каменной волной"? Теперь, когда я иду с ней рядом, меня не покидает ощущение, что сейчас волна "оживёт", захлестнёт нас и унесёт к чертям собачьим:) Впечатлений за сегодняшний день у меня выше крыши, и эта "застывшая волна" - одно из ярчайших!

А теперь - момент истины... "Застывшая волна" легко обходится с другой стороны! Блин, ну хотелось же идти по морене вблизи ложбинки, почему ж не пошли? У меня нет логичного ответа на этот вопрос:)

Думаю, самое время сейчас взглянуть на то, как это место изображено на карте. На самом деле, я не знаю, как это правильно следовало бы изобразить. Может быть, это слишком незначительный элемент рельефа, который вообще недостоин особых пометок на картах? Но хочу акцентироваться на том, что когда по карте всё довольно красиво, реальность может оказаться несколько иной:)

Из-под морены вытекает чистый ручей, будем искать стоянку на его берегах. Спускаемся.

Пересекаем несколько извилистых ручейков, вдоль русла которых обосновалась пушица. Здесь мокровато, пойдём ещё ниже.

Облака намекают нам, чтобы мы поторапливались. Густая облачность, клубившаяся за гребнем Кышкаджерского хребта, сумела преодолеть его высоту и медленно ползёт в долину Даута. Над нами по-прежнему какая-то погодная аномалия, словно природа решила замять мокрый инцидент на спуске к Уллу-Кёлю, предоставив нам сегодня столько погожего времени, сколько нам потребуется.

К 15-45 мы дошли до ручья. Сразу же обнаружили старую стоянку, огороженную со стороны реки камнями. Но место так себе - кочковатое. Не понравилось. Тем не менее Вася уселся и сказал, что дальше не пойдёт, пока ноги не отдохнут:)

Я побродила по берегу, поискала место получше, но в итоге вернулась и доложила, что та ровная площадка, на которой Вася отдыхает - самое лучшее, на что можно рассчитывать на этом берегу. А на другом, возможно, что-то получше есть. И я завалилась рядом с Васей отдыхать:)

Мы придремали на полчасика. Мне даже сон какой-то приснился. Однако, пока мы спали, облачное кольцо вокруг нас продолжало сжиматься. Подул ветер со стороны перевала Локомотивцев, с Рынджи-Аге вниз потянулись облачные плети. Надо или палатку ставить прямо здесь, или немедленно идти на тот берег и искать место. Мы выбрали второе.

Напоследок я сфотографировала левобережный пейзаж, и, как нетрудно догадаться, больше в этот день снимать было нечего.

Мы успели перескочить ручей, выбрать площадку, выкорчевать несколько пучков травы и крупных камней, поставить палатку - и тут же со всех сторон загрохотало и полило. Растяжки крепили уже под дождём. Но сегодня мы успели всё, что наметили, и успели по хорошей погоде.

Пятый день похода оказался одновременно и длинным - с 5-55 до 16-15, и коротким - 6,15 км:) Но, безусловно, очень красивым.

За ночь дождь начинался и прекращался несколько раз. Перед рассветом слегка моросило, но к тому моменту, когда солнце раскрасило кышкаджерские скалы, осадков уже не было.

Облачность растягивало, но ощущалось, что погода неустойчива. В ближайшие часы однозначно распогодится, а после обеда напечёт на новую грозу. "Плавали, знаем", в смысле - мы уже безошибочно угадываем, что сулит такой рассвет:)

Мы не стали медлить со сборами. Не успело солнце коснуться нашей стоянки, мы уже были готовы идти. Небольшая задержка с выходом была вызвана лишь желанием дождаться, чтобы Рынджи-Аге "открыла личико", в смысле - показала вершину, ту, которая повыше.

Но открылась только вершина 3735 м, а 3808 м так и осталась в облаке. Лишь скальная пила, протянувшаяся между этими двумя вершинами массива, была видна достаточно хорошо. Дольше, пожалуй, мы ждать не будем. До свидания, Рынджи-Аге!

В 6-30 мы направились туда, где ручей, протискиваясь между двумя склонами, начинает свой путь вниз. Вчера из-за грозы мы вообще не выбирались из палатки, так что даже не подозревали, что ждёт нас за этим поворотом. Из общих сведений, полученных при подготовке к походу, было известно, что тропы отсюда и до зоны леса практически нет. Какую-то козью тропку мы ногами нащупали, но ненадолго.

Козья тропка, как и подобает звериным тропам, привела нас к воде. Дальше нам с ней было не по пути. По ручью мы спускаться не намерены, так что пойдем-ка мы по травянистому склону.

На этом этапе нам приоткрылся весьма скромный обзор на то, что нас ждёт в ближайшей перспективе. Глядя на эти протяжённые светлокаменные осыпи, мы были реально заинтригованы и хотели поскорее увидеть всё и сразу.

Такая возможность нам вскоре представилась. И надо сказать, что мы удивились и застыли на мгновение в непонятках - а дальше-то куда? Фото этого места, которые мне удалось найти при подготовке к походу, как-то не передавали масштаб этого безобразия. Вот уж воистину - Джугу-Турлучат, "место обитания туров"!

На самом деле, я немножко лукавлю, говоря, что мы не знали, куда идти. Во-первых, у нас был трек Никиты. Во-вторых, знали, куда нам точно идти не следует, из описания Михаила Голубева. Кстати, это хорошее и подробное описание, и если бы я повнимательнее его читала (или хотя бы распечатала и взяла в поход), то минувшим днём мы бы не тупили на краю морены:) Но спускаться в Даут без тропы мы не планировали, потому, наверное, я и не взяла его за основу.

Видите прямо по курсу зелёную поляну? Забегая вперёд, скажу - нормальный спуск начинается на дальнем краю поляны вблизи границы леса, там, где угадывается ложбинка, но не по самой ложбинке, а чуть левее и выше неё.

Но в тот момент, когда перед нами предстал во всей красе весь этот джугутурлучатский хаос, мы немного растерялись.

Прикинув, что трек Никиты от этой точки резко сбрасывает высоту, забирая влево к ручью, мы наметили другой вариант спуска. Мы с небольшой потерей высоты траверснём склон вправо до видимого гребешка, а по нему спустимся. Куда? А вот там и поглядим. Потому как сейчас всё выглядит одинаково ноговыламывательно:)

И мы потопали к гребешку.

Успешно добрались до гребешка и начали спуск по нему. Немного не доходя до березняка, заметили, что в этом месте через гребешок переваливает звериная тропка. И ей явно пользуются не только звери, но и люди, т.к. я обнаружила каменный турик. Трек Никиты, подойдя к гребешку снизу, пересёк его примерно в этом же месте. Так что дальше, можно сказать, мы шли по его треку, но с некоторыми отклонениями, которых на таком рельефе избежать было невозможно.

Мы пересекли широкую полосу курумника (где снова были замечены несколько туриков) и пошли вдоль берёзовой поросли, петляя то в одну сторону, то в другую, в зависимости от того, как удобнее было обходить ту или иную группу берёз.

В какой-то момент вылезли на склон правого борта. Но поняли, что тут идти совсем хреново.

Снова полезли влево, в березовое редколесье, перемежающееся с колючими кустами можжевельников, рододы и цветущего иван-чая.

Справа по ходу начала формироваться ложбинка, наверное, стоило прямо тут в неё и сунуться. Но мы пошли выше ложбинки, по можжевеловой полочке слева от неё.

В итоге мы забрели в какой-то невообразимый хаос, но продолжали отважно буриться сквозь каменные изгороди и густые берёзовые заросли, застревая ногами в рододе и колючих можжевельниках. Остановились. Потыкались туда-сюда, убедились в непролазности этих каменно-берёзовых дебрей, да и плюхнулись отдыхать в этом красивом местечке. Отдохнём, а потом будем разбираться, как отсюда вылезти:)

Правда, наш отдых нехило затянулся благодаря обнаруженным зарослям черники с поспевшими ягодами. Зато со свежими силами и подкрепившись, мы сумели принять правильное решение - вернуться и спуститься в ложбинку. В конце концов - группа Никиты шла именно там.

Мы вернулись на можжевеловую полочку, спустились с неё в ложбинку в первом же подходящем месте, и вуаля! - буквально выкатились по этой ложбинке на край поляны!

Обернувшись назад, мы ещё раз проследили взглядом нашу траекторию от сужения ущелья до этого места и признали такой вариант прохождения этого участка Джугу-Турлучата вполне логичным, если выкинуть из него заблуд по можжевеловой полке. Но даже с учётом этого заблуда мы затратили на путь сюда всего 1 час 20 минут.

Осталось "всего ничего" - найти тропу и по ней спуститься в Даут. И мы понеслись через мокрый пахучий луг к границе леса.

Ближе к границе леса на лугу сформировалась неглубокая ложбинка. С этой ложбинкой наш процесс нахождения тропы оказался связан более чем тесно.

Вообще-то, мы сперва намеревались её просто пересечь в направлении к левому краю поляны, так мне подсказывал GPS. Но когда внезапно на дне ложбинки, погрузившись в траву по колено, я ногами нащупала что-то похожее на тропу, а глаза подтвердили - трава была примята, будто кто-то тут не так давно ходил (почему-то в тот момент не подумалось, что это мог быть зверь), то я забила на показания GPS. К тому же, GPS уже некоторое время слегка подглючивал, показывая, что мы то фиг знает как далеко от трека Никиты, то уже пересекли его, то опять "улетели" в сторону на полсотни метров. Так что мы решили доверять больше визуальным ориентирам, чем GPS.

Мы прошли по дну ложбинки почти до границы леса, нащупывая тропу, но непосредственно у леса она перестала "читаться ногами", да и чаща перед нами нарисовалась непролазная. Тем не менее, примятые травы, которые мы идентифицировали как чей-то след, повели нас наверх по левому борту ложбинки - туда, где лес был более редок и на вид проходим. Кто бы ты ни был, хозяин следов - человек или медведь, но ты явно не глуп:)

Этот сосновый лес мне сразу понравился: причудливые изогнутые ветви, замшелые стволы, смолистый запах хвои, и тишина невероятная. Как в сказке. Даже густой подлесок из рододы, про который знающие люди скажут, что это зло неимоверное, пришёлся совершенно в тему и я восприняла его как прекрасное дополнение к пейзажу.

Ах да, чуть не забыла - тропы-то тут не было:) Но мы без проблем продвигались вперёд. Потому что между зарослями рододы нам удавалось находить удобные травянистые проходы. Вот так и лавировали по склону между кустов. Ничего непреодолимого. Странно, а ведь каких только эпитетов я про этот лес не слышала...

И вот внизу слева по ходу мелькнула голубая лента Даута. Далековато ещё... Кстати, склон в том направлении, действительно, труднопроходимый. Начинаю понимать, откуда ноги растут у страшилок про дебри Джугу-Турлучата.

Но именно в этой зоне, когда появились камни и поваленные стволы, а рододы стало поменьше, откуда ни возьмись нарисовалась тропа. Но шла она не в сторону верховий Даута, разумеется, а в том же направлении, куда мы и двигались вот уже на протяжении получаса - по гребню отрожка справа от ручья.

GPS показывал какую-то белиберду. Но если раньше мы шли по бестропью где-то в стороне от трека Никиты и воспринимали это как должное, то сейчас, когда под нашими ногами реальная тропа, а мы всё равно не пойми где по отношению к треку, это было как минимум странно. Я была уверена, что Никита шёл именно здесь.

Тропа, кстати, очень похожа на караджашскую. И уклоном, и протяжённостью. В общем, кто в теме, тот поймёт - ушататься тут есть где:) Фото не передаёт крутизны, в реальности в некоторых местах мы за малым не катились кубарем, и во избежание этого зигзагами перебегали от ствола к стволу, пытаясь тормозиться палками.

Почти час мы спускались по лесу, с каждым шагом ощущая, что Даут всё ближе и ближе. Крутяк закончился и тропинка вывела нас к одному из ручьёв. Но не к тому, что начинаясь из-под конечной морены, протекает по Джугу-Турлучату, а к какому-то неотмеченному на карте. Джугутурлучатский ручей по отношению к этому южнее примерно метров на 200-250.

Так что теперь понятны проблемы тех, кто ищет подъём из долины Даута по ручью. Просто выбирают не тот ручей.

В 8-50 мы остановились на привал на берегу Даута, затратив на спуск от места ночёвки чуть менее 2,5 часов. Стоит отметить, что наличие трека нам помогло, хотя GPS и вёл себя не всегда адекватно, а местами так и вообще - врал безбожно. И всё-таки мы нашли тропу и не увязли в дебрях Джугу-Турлучата во многом благодаря этой линии на экране.

Даут... Изумительно красивая долина! Стоило мне её увидеть однажды в 2010 году, и с тех пор я горела желанием побывать там ещё и ещё. Не знаю, смогу ли достойно описать её словами, чукча хоть и писатель, но всё-таки начинающий:)

Да что говорить - лучше смотрите сами, и быть может, вы проникнетесь к этой долине не меньшей любовью, чем я.

Люблю я эти даутские пейзажи, ничего не могу с собой поделать:)

А теперь, внимание, вопрос: "Существует ли правобережная тропа в верховья Даута?" Исчерпывающий ответ - перед вами. Как видите, существует.

Хотите узнать, куда эта тропа приводит?