"Рожкао – Загедан – Абишира - Архыз". 9 день, 15.07.2011г. Часть 2

Пер. Семнадцати Южный (1Б) - оз. Лазурное - оз. Провальное.
Начало спуска с пер.Семнадцати Южного. Вниз от тура по скальным ступеням.
     В 10-40 мы начали спуск, причём, как нам тогда казалось - в полном соответствии с тем, как нарисовано на картинке. Чуть левее тура мы ломанулись вниз по скальным ступенькам, некоторые из ступенек были высотой в полметра, благодаря чему уже на этом участке группа сильно затормозилась.

Но вот первые метров десять по вертикали позади, и мы топаем по наклонной травянистой полочке влево, удаляясь от Абиширы. Хорошая полочка, жаль, быстро закончилась, уперевшись в скальный участок.
Спуск с Семнадцати Южного - влево по травянистой полочке до упора.

Тут «по плану» сворачиваем направо и оказываемся на другой полке, уже совсем не травянистой, а скальной.

Метров на 15-20 вниз уходят довольно крутые и гладкие скалы, тут вниз как по ступенечкам не спустишься. Да ещё водопадик струится вниз, по мокрому-то идти страшновато. Перепрыгиваем ручеёк, оставляя водопад позади, движемся по скалам в сторону Абиширы. Постоянно заглядываем вниз на предмет поиска нормального спуска. Ну вот, вроде бы угадывается путь по скальным ступеням к снежнику. Васька идёт туда – покорячился, конечно, но вроде на несколько метров вниз слез.
Самый сложный участок спуска с Семнадцати Южного - эти скалки. Но мы же не знали, что надо было просто поближе подойти под Абиширу...     Следом пытаюсь идти я. Невезуха, мне не хватает размаха ног, чтобы закрепиться на очередной ступеньке, слишком мокро и скользко. Никак не могу развернуться лицом к скале.

Возвращаюсь на исходную. Тупо вглядываюсь вниз.
     Не скрою - побаиваюсь.

Миниатюрная Оля повторяет мою попытку – ей удаётся каким-то хитрым образом развернуться и преодолеть ненавистную мне ступеньку.

Но дальше – затык.

Васька пока никак не спустится до снега, Оля на середине спуска, я - на очереди, а Вова и Настя смотрят на это со стороны, и что-то по ним не скажешь, что им не терпится идти за ними. Андрей, так тот вообще посмотрел на это дело и избрал другую тактику – пошёл в противоположную сторону от Абиширы и начал спуск по жуткому на вид склону, местами поросшему травкой. Мы ему покричали, чтоб не выделывался, но в ответ получили заверения, что «тут нормально», и вскоре мы потеряли друг друга из виду на довольно долгое время.

Этот момент я оцениваю как весьма негативный. Нельзя было допускать разделения группы, даже если выбран неверный метод спуска. Хотя и в тот момент, и сейчас, после похода, я не считаю, что мы спускались сильно неправильно. Но на фото со схемой спуска мы явно что-то не доглядели, это было очевидно. Но об этом позже.

Ваське наконец-то удалось спуститься со скал и сбросить рюкзак в рантклюфте. Он снова поднялся к Оле, помог ей и велел сбросить рюкзак вниз, чтобы спуститься налегке. Оля, наверное, не рассчитала, и её рюкзак, перелетев ранклюфт, вылетел на снежник, повезло, что не укатился. В этот момент мы снова увидели Андрея – его маленькая фигурка двигалась по снегу к перегибу моренного вала. Добравшись до камней, он сел и стал ждать нас. Васька сказал Оле, чтоб топала к нему, а сам вернулся на скалы снова -  ещё ж меня надо снять…
Этот вид я лицезрела почти полчаса, стоя в ранклюфте и ожидая, пока Вася поможет спуститься Вове и Насте.
     Злосчастная ступенька никак не хотела меня пропускать! От длительного ожидания и наблюдения за спуском Оли мне было как-то не по себе, трудно дался разворот лицом к скалам, хотя Васька обещал меня ловить и даже подставлял под ногу ледоруб. Потом, где-то на середине спуска, я передала ему свой рюкзак и он отволок его в ранклюфт. И вот я, вспоминая тысячу чертей, такую-то мать, и всякие другие крепкие выражения, уютно устроившись в широком ранклюфте, восстанавливаю своё сбившееся дыхание.

Спасибо, Вася! Засекаю время – 11-21, и выключаю GPS – нефиг батарейки разряжать, неизвестно, сколько мне придётся тут сидеть и ждать остальных.

Наверху остаются ещё двое, Вова и Настя. Они уже насмотрелись на то, как тут «спускают» со скал и не горят желанием следовать ни за нами, ни за Андреем, мнутся наверху. Да и мы с Васькой понимаем, что «тут что-то не то», наверное, мы как-то не так спустились, должен быть более простой вариант! Васька даёт команду ждать, а сам идёт на разведку вверх по снежнику, ближе к Абишире. Я из своего укрытия (из ранклюфта) наблюдаю, как он находит путь наверх по скалам, проверяет, насколько там ходибельно/лазательно. И вот он подаёт знак Вове и Насте идти к нему. Потянулись долгие минуты ожидания.
 Скальный участок преодолён! Но снег почти такой же твёрдый как камень...
     Их было 28, этих минут. В течение этого времени я окончательно задубела в своих холодных апартаментах. Глубина ранклюфта была мне почти по пояс и от снега исходила такая могильная прохлада, что я несколько раз вылазила на снежник – погреться на солнышке. Или тупо ходила взад-вперёд по трещине, с хрустом утаптывая вчерашние градины.

Оля тем временем спустилась к Андрею, затем они вместе перевалили моренный вал и скрылись из виду. С ними мы встретимся уже у озера. Вася поднялся под скалы и стал показывать Насте и Вове путь вниз.

Высокая и худенькая Настя как человек-паук довольно быстро сползла по скалам, следуя васькиным указаниям. Последним на снежник спустился Вова. В том месте, где они очутились, снежник оказался чрезвычайно твёрдым и гораздо более крутым, нежели на том участке склона, где дожидалась их я. Васька неоднократно пытался уехать вниз, и уехал бы, если бы не ледоруб. Он крикнул мне, чтобы я выходила на снежник и вела вниз Вову с Настей, пока он сбегает за своим рюкзаком; я нацепила рюкзак и двинулась им наперерез.
Спуск по снежнику - следующий этап пути от пер.Семнадцати Южного к озеру Лазурному.
     Настя шла вниз очень осторожно и медленно, она же лёгенькая такая, снег под ней почти не продавливался.
У меня даже вырвалось: «Настя, ну ты это… поагрессивнее… руби снег, вот прям руби со всей дури!» Видимо, дури в Насте было немного, никак не удавалось ей сильно врубиться в снег, но она хотя бы немного увереннее пошла вниз. Вове судьба приподнесла сразу два неприятных сюрприза. Первый – ботинки «Коламбия» сильно скользили, и второй, как бы вытекающий из первого, - самодельные палки не выдержали веса вовкиного тела, когда тот подскользнулся и поехал. При попытке зарубиться одна палка сломалась напополам. Но Вова не унывал и быстро приноровился использовать оставшийся в руке алюминиевый обломок.
Снежник выполаживается, тут уже можно скользить как на лыжах.
     Снег по мере спуска стал помягче, а уклон поменьше. Вскоре я уже летела вниз, как на лыжах, стремительно теряя высоту.

Но при этом я не забыла сделать снимки района перевала. И сразу стало понятно, где мы сглупили. Похоже, я нащупала тот же самый ракурс, откуда были сняты фотки со схемой спуска, и теперь стало очевидно, что мы поторопились. Мы слишком рано стали спускаться со скал. Надо было идти до упора под Абиширу. Запомним на будущее. За 10 минут мы вчетвером добрались до заваленного камнями перегиба морены и остановились перевести дух.
     Ну и красотища же нам открылась! Озёра как на ладони!
До Лазурного осталось метров 150 по вертикали.Спускаться будем по осыпному конусу прямо на перемычку между озёрами.

На заднем плане прекрасно просматривается скалистый гребень отрога Абиширы от перевала Кяфар (Кумбыж) до перевала Мылгвал. Между ними, ближе к Кяфару, расположено ещё одно широченное  перевальное окно, разделённое по центру невысокой скальной пирамидкой. Это перевал Верхний (седловина справа от пирамидки), который иногда путают с Кяфаром. V-образный провал рядом с Мылгвалом – тоже весьма заманчивая
«дыра», но я не встречала описаний о её прохождении, по карте там вроде всё ходибельно, а как оно в реальности? И какой толк от этой седловины, когда вблизи находится более низкий Мылгвал?
Седловина перевала Семнадцати Северного.
     Но вернёмся к «нашим баранам» - теперь самое время взглянуть на перевал Семнадцати Северный.

Ну, как оно? Круть? Однозначно! Сурово и очень красиво!

Достойная 1Б, так и напрашивающаяся, чтоб её  закольцевать с Южным. Вот же размечталась…

До озёр остаётся около 150 метров по вертикали. На берегу Лазурного едва различимы фигурки Андрея и Оли,
они нас уже заждались. Ничего, мы скоро будем.

Мы не видели, как спускались Андрей с Олей. Смотреть на схему нам тоже было лениво. Мы решили довериться собственным суждениям, основанным на том, что мы видим. А видели мы ступень «бараньих лбов», слева от которой вниз протянулась неширокая ложбинка с ручьём, справа же вниз уходил широкий мелкоосыпной конус выноса. Мне представлялось логичным спускаться по осыпному конусу на перемычку между озёрами.
Спуск по осыпному конусу к Лазурному озеру. Ступень "бараньих лбов" мы обошли справа.
     Это уже потом, рассматривая чужие треки, я заметила, что многие туристы свято верят в единственно правильный спуск по ложбинке между скальным массивом и малым озером. Более того – яростно отстаивают в интернет-баталиях этот вариант.

Поэтому объясню, чем я руководствовалась, когда, практически не задумываясь, выбрала путь направо. Нас было четверо, а это значит, что идя по «левому пути», мы можем банально не вписаться в ширину ложбинки, чтобы спускаться в одну шеренгу. Идти гуськом не вариант, камнеопасно. Зигзагами – медленно. Но если мы пойдём направо от «бараньих лбов», то сможем спускаться все вместе, не опасаясь уронить камни на голову товарища. Теоретически это было так, а на практике мы с Васей довольно сильно оторвались от Насти с Вовой, замешкавшихся на мелкой подвижной сыпухе.
Спуск с перевала Семнадцати Южного крупным планом. Вид от озера Лазурного.
     Примерно в 12-25 мы все были в сборе на берегу Лазурного озера. Обеденное время. Андрей с Олей к этому моменту успели сварить и съесть рисовый супчик с «жаренкой».

Пока остальные занимались приготовлением и поглощением пищи, Андрей рассказал, что на последнем этапе спуска не обошлось без приключений – Оля  умудрилась сделать небольшой кувырок. Оля при этом всячески уверяла, что ничего страшного, всё хорошо, руки-ноги целы, голова в порядке, никаких проблем нет.

Некоторое время мы довольно бурно обменивались впечатлениями от спуска и рассуждали о том, смогли бы мы спуститься с Семнадцати Северного.
Седловина Семнадцати Северного (1Б, 2956 м). Вид от озера Лазурного.
     Его перевальная седловина возвышалась прямо над нами, и, надо признать, выглядела устращающе.

Мы даже не пришли к единому мнению, как стоило бы подниматься на перевал с этой стороны, от Лазурного озера. Кто-то предлагал обход малого озера справа, кто-то слева. Но все были едины в том, что мы очень правильно сделали, что не пошли туда.

Дальнейшие наши действия целиком и полностью находились в зависимости от погоды, которая, как нетрудно догадаться, традиционно ухудшалась. Самый сложный участок остался позади, и теперь мы были готовы разбить лагерь там, где нас застигнет ненастье. Благо, тут уж мест для лагеря в достатке. Но что-то подсказывало нам, что небеса подарят нам ещё пару часов без осадков. Ну и отлично! Конечно, следующий перевал нашего маршрута, Мылгвал, проскочить посуху сегодня мы уже не успеем, но вот подобраться к нему поближе крайне необходимо.
Начинаем обход Лазурного по тропинке.
     Один из вариантов подхода под Мылгвал – через озеро Кяфар – мы исключили: и набранную высоту жалко терять, и не хочется оказаться в компании коров, которые очень уж любят пастись по берегам Кяфара.

Решили с моей подачи идти «по верхам», по холмистой террасе над Кяфаром. Раньше я так не ходила, но знала, что это возможно; перед походом я нашла в инете картинку с нанесённым чьим-то треком, самого трека мне отыскать не удалось, но я постаралась максимально точно повторить его в Ozi.

Итак, в качестве цели на остаток сегодняшнего ходового дня было избрано озеро Провальное.
Лазурь, изумруд, малахит, бирюза... Как одним словом описать цвет Лазурного озера?
     В 13-00, хорошо отдохнув после довольно напряжённого спуска, мы начинаем обход Лазурного озера по тропинке, пробитой на небольшой высоте над озером.

Перевалы Семнадцати по мере нашего удаления от них становятся всё более грозными и неприступными на вид, зато с этого ракурса очень хорошо просматриваются пути подъёма.

Теперь уже очевидно, что на Семнадцати Северный разумнее идти слева от малого озера. Мысль о Северном крепко засела у меня в голове, возможно, в недалёком будущем я её реализую.
Противоположный берег озера не сильно пригоден для ходьбы.
     Лазурное было просто великолепно! Невозможно передать словами этот необыкновенный цвет воды. Напрашивающееся слово «лазурь» совершенно не отражает изменяющихся по мере обхода озера оттенков. Тут и бирюза, и малахит, и изумруд... одним словом тут явно не обойтись.

Контрастируя с поблекшим небом, озеро представляло собой сосредоточение цвета, казалось, что из его глубин рождаются все краски мира, выплёскиваясь на берег зеленью и яркими соцветиями альпийских трав.

Очень заманчиво было здесь и остановиться, так бы и случилось, если бы не тот факт, что не так уж много времени у нас осталось в запасе. За завтрашний день, причём желательно до обеда (до традиционной грозы), нам надо «сделать» три перевала, значит, чем ближе мы к ним подойдём сегодня, тем лучше.
Переходим ручей, вытекающий из Лазурного.
     Вскоре после переправы через ручей, вытекающий из Лазурного, тропа разветвилась. Налево вдоль ручья ушла тропа к Кяфару, она хорошо натоптанная, как наиболее часто используемая. Мы выбрали правое ответвление, ведущее немного вверх. Среди камней тропка быстро потерялась, но вместо того, чтобы её искать, мы пошли напрямик к обрыву, надеясь сориентироваться по ситуации.

Ситуация, скажу вам, нарисовалась интересная. Может быть, мы вышли немного не туда, куда следовало… Словом, траверс нам предстоял козлиный.

Васька переспросил меня, что показывает GPS, «где шли те, другие люди?», но, то ли погрешность срисовывания трека с картинки была велика, то ли мы в упор не видели, как те самые люди тут шли. Вообще-то, если быть точной, то чужой трек располагался где-то чуть правее и выше, но там были какие-то скалки, которых согласно карте вроде как и не существовало. Может быть, это отмеченная на карте почти полукилометровая скальная гряда? Но мы вроде до неё ещё не дошли… Чушь какая-то. «Погрешность», - успокоила я себя и остальных. Ведь очевидно, что надо идти под скалами, а не через верх и не в обход скальной гряды, т.к. неизвестно какой спуск там нас ждёт.
Вышли на травянистый обрыв над Кяфаром.
     Слева внизу в просторной котловине синел изрезанный по краям овал озера Кяфар. Величина озера,  рассматриваемого с высоты около трехсот метров, произвела неизгладимое впечатление на тех, кто видел его впервые. Как никак – самое большое по площади озеро Архыза, да и всей КЧР (тут справедливости ради стоит заметить, что Кяфар делит это почётное место с Большим Имеретинским озером).

Справа на расстоянии порядка четырехсот метров виднелась та самая холмистая терраса, на которую нам нужно было вылавировать. Нас разделял лишь травянисто-каменистый склон неприятной крутизны.
Внизу - озеро Кяфар. До него около 300 м по вертикали.     Альтернативой траверсу этого склона был только возврат на основную тропу и спуск к Кяфару, а затем подъём по тропе, которая при внимательном рассмотрении читалась на осыпном склоне террасы. Нет, скакать вниз-вверх это не наш метод. Да и время поджимает – вон уже туман вверх по долине Кяфара ползёт, не ровен час нас накроет.

И мы уподобились горным козлам, и пошли по этому склону в направлении террасы, немного при этом снижаясь. Траверс оказался не из приятных. Небольшие пучки травы не дают нормально зафиксировать ногу, соответственно на палки такой нажим, что боязно, как бы не сломались. А где травы нет, тоже не лучше, мелкие обломки осыпного материала скользят под ногами, с шорохом улетая вниз.

На таких склонах особенно остро ощущается безумная радость. За то, что сейчас не идёт дождь и под ногами не мокрая трава, а сухая. И за то, что внизу нет никого, кто мог бы по несчастью принять на свою голову десятки камней, спущенных нами.

Вскоре Андрей с Васей, ушедшие вперёд, закричали нам, что вышли на тропу. Тропка, казалось, появилась из ниоткуда. Может быть, пришла снизу от озера Кяфар? Сие осталось нам неведомо, т.к. нас уже почти окутал туман и что там есть внизу мы уже не могли разглядеть. Тропка перекинулась на склон террасы, и мы запыхтели на подъёме. К этому моменту окрестности полностью заволокло туманом, стало влажно и холодно. За весь поход ни разу не было так холодно днём. Едва выбравшись наверх, мы поспешили укрыться от ветра за склоном холма и принялись напяливать тёплую одежду. Тут вдобавок слегка заморосило, и мы, недолго думая, облачились в непромокаемое.

Группа ёжиков в тумане проследовала по холмистому плато в направлении озера Провального. К сожалению, ни скальной стены Абиширы, которая была близко-близко, ни района перевала Мылгвал на этом пути мы не заметили, из тумана поочерёдно выплывали всё новые и новые холмики, а мы лавировали между ними. Я поглядывала на экран GPS-а – ну где там это озеро? Оно было рядом, но мы его не видели, пока не подошли практически вплотную. Но перед тем, как увидеть, мы услышали…
"ПРОВАЛЪ" :)
     Услышали неимоверный рёв падающей воды. Шум исходил из карстовой воронки, того самого «провала», что дал озеру столь говорящее название. От стока озера до воронки вода бежит небольшим ручейком, затем этот ручеёк обрушивается вниз в каменное жерло, наполовину забитое снежной пробкой. Из недр воронки тянет прохладой, мельчайшие частички водяного пара окутывают провал, не давая оценить его глубину и рельеф.

Грохот стоит просто неимоверный.

Считается, что вода, попадая в провал, устремляется сквозь толщу раскарстованной породы террасы и выходит на поверхность уже на нижней ступени долины, вблизи озера Кяфар. Далеко не каждый знает, что ручей, впадающий в Кяфар с юга, берущий начало из так сказать «родника», это воды Провального озера, проделавшие свой непростой подземный путь сквозь лабиринты карста. Словом, «провал» - интересный объект, но находиться рядом с ним безумно холодно, и, наверное, вредно для ушей.
Берега Провального озера. Множество мест для стоянки.
     Но вернёмся к озеру. Оно находится буквально в нескольких шагах от «провала» и его берега идеально подходят для стоянки. Низенькая мягкая травка, расчищенные от камней площадки, прекрасный вид на озеро. Но от «провала» стоит отойти подальше, если есть желание спать в тишине.

Однако Насте с Вовой приглянулось именно это ровное место, они решили пренебречь шумом «провала», а может, даже и насладиться им. Они стали вблизи «провала».

А мы вчетвером немного обошли озеро и выбрали себе, может, и не столь ровные площадки, зато изолированные от грохота падающей воды. Лишь изредка ветер доносил до нас шум водопада, стекающего со склона Абиширы.

Наступило окончание сегодняшнего ходового дня, оказавшегося очередной полудневкой. На часах всего 14-35.

Палатки ставили под вспышки молний и раскаты грома. Мы к этому уже привыкли. Сильной грозы не случилось, погремело, покапало, а потом началась долгоиграющая мелкая морось, прекратившаяся к вечеру. Но туман никуда не делся. Только ещё больше сгустился и замер. Ни тебе видов, ни тепла…
"Вечернее просветление". Не перевал ли Голкинауш виднеется в гребне Абиширы?
     Примерно к 20 часам туман ожил, слегка зашевелился и пополз вниз в долину Кяфара. Развиднелось в районе Мылгвала. Показался гребень Абиширы и по нему скользнули закатные солнечные лучи.

Прямо над нами в гребне просматривалась широкая и довольно легкодоступная с этой стороны седловина вблизи вершины 3063 м. Не это ли мифический перевал Голкинауш, про который все слышали, но никто не ходил? На ночь глядя мы тоже туда не пойдём, несмотря на интерес.

Солнышко дразнило нас последними лучами. Мы подумали, что надо ловить момент и хотя бы сбегать на край террасы, чтоб посмотреть на озеро Кяфар. Но за те несколько минут, понадобившиеся нам, чтоб взобраться на холм, туман собрался с силами и снова погрузил нас в белую мглу. Пришлось возвращаться к палаткам.
Из долины Кяфара опять наползает туман.
     Скучно! От нечего делать пробовали устроить купание в Провальном – ага, разбежались, оно таким ледяным оказалось… может, если бы солнышко светило, ещё как-то можно было бы себя заставить войти в воду, а так – увольте… Но я придумала себе другое, абсолютно дурацкое занятие. Решила спалить мусор.

Нашла каменюку, разложила на ней предназначенное для сожжения, надёргала пучок сухих травинок (никакой рододы или чего-то ещё, что можно использовать на растопку, тут и в помине нет) – и давай извращаться… Иначе и не назовёшь.

На шоу сбежались зрители - Вася с Андреем. В ход пошли даже напечатанные на А4 картинки «пройденного» перевала Семнадцати и «непройденного» Уруп-Ацгара. При помощи чудесных охотничьих спичек и крепких выражений, а также при дружеской поддержке со стороны ребят, закрывающих костёр от ветра, мне удалось-таки пожечь весь этот хлам.

Постепенно мрачный вечер уступил место не менее мрачной и беспокойной ночи. Ночью опять бушевала непогода, порывы ветра по-настоящему пугали, трепыхая палатку из стороны в сторону. Сверкали молнии. Гремело. Лило. В эту ночь мне снилась какая-то ахинея, причём местом действия был район Провального озера, а действующими лицами – все мы и какие-то агрессивно настроенные по отношению к нам джигиты. Проснувшись, я даже не сразу сообразила, что этого не было в реальности.

Перед рассветом всё ещё моросило. Неужели нам придётся идти три перевала под дождём?

Читайте продолжение
День 10 (часть 1)  День 10 (часть 2)  День 11

Назад
День 1  День 2  День 3  День 4  День 5 (часть 1)  День 5 (часть 2)  День 6  День 7  День 8  День 9 (часть 1)