24.02.2012г. Подъём к Колокольне и траверс под стеной Большого Тхача до балагана Ветреного.

Будильник, прозвеневший в 7 утра, был выключен, а подъём отложен на ещё полчасика по банальнейшей причине - очень уж темно было и холодно. Спустя полчаса мы всё же нехотя стали выползать из спальников. В соседней палатке тоже послышалась возня – Вова с Олегом проснулись.

Змейка на палатке замерзла, весь тент изнутри был покрыт коркой льда, видимо, много пара мы вчера выпустили из кастрюли.

Вскипятили воду, наполнили термос и кружки. Я проверила гречку – оказалось, что даже при неслабом морозе она успела дойти до готовности и впитать в себя воду. Пакетики оказались по периметру примёрзшими к стенкам кружки, но легко вытряхнулись в кастрюльку с остатками кипятка, и через пару минут мы поглощали горячую кашку.

Собирались мы долго, всё ждали, когда же в ущелье заглянет солнышко, но ориентация русла Большого Сахрая такова, что нам пришлось бы ждать до полудня… За малым не дождались:) Вышли в 10-45, кошмар как поздно. Но в полной уверенности, что сегодня дойдём до Ветреного.
Утро в долине Большого Сахрая

По заснеженному руслу Большого Сахрая

Очередной брод Большого Сахрая. На другом берегу красуется новая метка.
        Перешли Большой Сахрай рядом со стоянкой, снова вышли на следы нашего предшественника, которого я отныне решила называть ТотКтоХодилЗдесьДоНас.Затем ещё пару раз перепрыгнули реку и оказались на правом берегу в том месте, где вверх уходит припорошенный снегом волок. Начался набор высоты. А снегоступы так и продолжали ехать на нас верхом. Товарищи, ну когда же мы их наденем? Товарищи отмахиваются – рано ещё! Блин! Да чтоб вы увязли в снегу!:)

Наконец-то мы выбрались из тени на освещенную солнцем часть склона. Февральское солнце не столько грело нас, сколько просто радовало. Да, сегодня погодка удалась, не то, что вчера!
Мороз и солнцеЯ выбралась на освещённую часть склона.

Относительно плавный набор высоты длился недолго. Наш волок резко свернул влево и пошёл ещё круче вверх. Этот крутой участок мы прошли «по дну» волока, представляющего из себя ложбину более двух метров глубиной. Подозреваю, что в сезон дождей и грязюки логично идти по гребешку левого борта ложбины.
Начало крутого подъёма.
        Окончание участка большой крутизны было как бы отмечено завалом из пихтовых стволов, где мы и упали передохнуть и что-то сжевать. Дальше набор высоты был не столь радикальным и идти стало значительно проще. Однако мысль о снегоступах продолжала отравлять мне жизнь…

Красно-белые метки на деревьях внесли частичку «окультуренности» в эти довольно дикие места. Вроде по дремучему лесу идёшь, а вроде как цивилизация рядом. Двоякое какое-то ощущение от маркированной тропы, глаз так и пытается найти впереди следующую метку, потом следующую… Рядом с одной из меток была замечена полезная табличка с надписью «Вода ->», указывающая в слабовыраженную ложбинку. Запомним на будущее.

Время шло к обеду, и мы, преодолев очередной небольшой подъёмчик, привалились на солнышке попить чайку и покушать бутербродов. Я в который раз заикнулась про снегоступы и Олег ответил, что в принципе – можно, но пока и так нормально идётся. И опять никто надевать снегоступы не стал.
Продолжаем тропить без снегоступов, мужики не сдаются!
Обедаем и греемся на солнышке.

Мы добрели до какой-то полянки, откуда просматривались скалы Колокольни. Снег размягчился и мужчины стали проваливаться по колено. За полянкой волок резко начал набирать высоту и Олег, попытавшись начать подъём, к моей величайшей радости, констатировал, что снегоступы здесь необходимы.
Ну наконец-то! Полтора дня тащили эти причиндалы на горбу!
          Однако, теперь у меня возникли сомнения, ведь склон был довольно крутой. Но меня заверили, что если убрать фиксацию пятки и под неё выставить подпорку, иными словами – «каблук», то такой подъём нормально ходится. Ну, на каблуках я ходить вроде умею. Оказалось, что умею и на снегоступах.

Немного необычно сперва, и трудно отделаться от ощущения, что сейчас соскользнёшь вниз, но удивительное дело – эта пластмасса почти не скользит, да и шипы помогают зафиксироваться в снегу. У Вовы снегоступы оказались более скользящими, и некоторые участки склона давались ему труднее, чем остальным.

Вскоре нам попался участочек, где пришлось реально туго – крутизна возросла, а рыхлый снег ехал вниз под нашей тяжестью, не позволяя ни закрепиться палками, ни зарубиться кошками. Васька, так и не обзавёвшийся до сих пор трекинговыми палками, попросил одну у меня, но сильно она ему не помогла, опору удалось найти только в каких-то стволах поваленных деревьев. Меня Васька втащил наверх за руку, сама бы я не выгребла. Самое смешное, что Олег, а за ним и Вова, нашли обход этого дурацкого места по гребешку слева и без больших напрягов поднялись. А мне это место ну очень сильно запомнилось, т.к. отобрало у меня кучу сил. Но дальше наш путь выглядел более пологим и простым, поэтому я постепенно отдышалась и пришла в себя.
Мои первые шаги на снегоступах.

Вышли на просторную поляну. Колокольня отсюда смотрелась грандиозно. Собственно, здесь я бы растерялась куда идти, не будь на снегу следов ТогоКтоХодилЗдесьДоНас. По следам  мы пересекли поляну и стали взбираться на склон там, куда бы я сунулась, наверное, в последнюю очередь. И только метки на деревьях говорили о том, что идём правильно. Летом, думаю, на этом участке проблем с ориентированием быть не может, но снега внесли свою коррективу.

Итак, мы взобрались на очередную ступень, поляна осталась внизу, а над ней ещё больше возвысилась Колокольня. Начался нудный крутой подъём среди шикарного пихтарника, конца которому снизу не было видно. Мы медленно двигались вверх, иногда поглядывая назад – ого-го, как же мы тут спускаться в снегоступах будем?
Крутой участок между полянами под Колокольней и над ней

Но вот впереди среди деревьев появился просвет, и спустя некоторое время мы очутились перед выходом на поляну, с одной стороны ограниченной скалами Тхача. И тут я заметила, что GPS показал незначительное отклонение - продолжая идти по волоку мы начали удаляться от трека, а нам уже следовало свернуть и продолжать путь под скалами Тхача. Олег подтвердил, что на последнем этапе след ТогоКтоХодилЗдесьДоНас куда-то потерялся. Но на поляну этот кто-то не выходил, снег тут был нетронут ничьими следами, кроме птичьих. Поскольку я плелась последней, то именно мне и оказалось проще найти потерянный след. Взгляд выхватил из чащи леса старую метку – голубую с белой полосой, а уже начав ломиться по снежной целине к дереву с меткой я вышла на лесную тропу, где снова обнаружился след. Тропа, занесённая снегом, угадывалась в лесу с гораздо большим трудом, нежели широченный волок. Но бело-голубые метки просматривались впереди довольно регулярно. След был слабовыраженным, его местами замело, а местами снег был так твёрд, что след даже и не отпечатался. Зато GPS радостно отмечал наше передвижение в точном соответствии с треком. Вот только тропа пошла на спуск и это нас немного смущало – может, не стоило подниматься до поляны, а свернуть где-то раньше? Хотя, возможно, мы таким образом обошли какое-либо незамеченное нами под снегом препятствие. Главное, что основной набор высоты мы уже сделали, и несмотря на то, что времени было уже больше 16 часов, мы надеялись засветло добраться до балагана Ветреного. Слева на несколько километров вперёд протянулась стена Тхача, но пока она просматривалась не вся и ещё не был виден «зуб», под которым находится балаган. Так что нам идти и идти. Обидно было только одно – небо затянуло облаками, стало по-зимнему мрачновато.
Местами снег очень плотный
Маленькой ёлочке НЕ ХОЛОДНО зимой!

Рельеф казался вполне ходибельным, главное – не сходить с тропы, а то уйдешь в снег по колено или ещё глубже.

Тропка взобралась на какой-то узенький хребтик и приблизилась к скалам. Так близко к скальному массиву Тхача я раньше не подбиралась, даже захотелось подойти, прикоснуться, но времени на это нет.

Продолжаем петлять по тропке от метки до метки среди валунов разного калибра. Красота зимнего леса впечатляет. Невысокие пихточки (не выше, чем мне по пояс) до самой макушки замурованы в снежные сугробы; на крупных ветвях снег лежит покрывалом, пластично свешиваясь вниз, но не отрываясь; нижние ветви больших пихт привалены снегом, образуя вокруг стволов «укрытия» наподобие шалашей.

Слева ввысь уходят серо-коричневые отвесные скалы. Не сразу замечаем, что вверху каким-то немыслимым образом на этих скалах растут сосны, не какие-нибудь кривенькие и низенькие, а стройные сосны. Сосны на отвесных скалах

Наконец, стена Тхача становится обозрима до самого конца и я показываю Васе, под каким «зубцом» нас ждёт балаган. Ещё реально далеко. Скорость наша невелика, хоть и по следу идём, но больше километра в час вряд ли мы делаем. Приходится признать, что скорее всего, к балагану придётся добираться при свете фонариков.

Выходим на обширный луговой участок, отсюда видно, что до «нужного зуба» нам придётся преодолеть один довольно высокий лесистый отрожек, он начинается сразу за лугом. К нашей радости в этот момент солнцу удалось пробиться через разрывы в облаках, и мы принимаемся снимать закат над Пшекишем.
Закат над ПшекишемЗакат над Пшекишем

Весьма мрачный был этот закат. Видно было, что Лагонаки засыпает снегом, как из ведра. Облачность сильно сгустилась, оставив лишь узкую полоску голубого неба где-то в районе Даховской. Над Тхачом небо было облачным, но не угрожающим нам осадками, однако, стали доставать крепчающие порывы южного ветра. Надо скорее валить в балаган!
А в стороне Лагонаки погодка подкачала...

Как оказалось, именно здесь и начались приключения... Проводив солнышко, мы продолжили путь и пересекли луг по следам. Незадолго до выхода на луг я обратила внимание, что GPS зафиксировал отклонение от трека. Мы шли почти без сброса высоты, придерживаясь меток (они встречались в лесу постоянно) и следа, поэтому я не придала этому отклонению особого значения. Трек же ушёл куда-то вниз чуть ли не на сотню метров. Я сказала об этом Васе, и мы решили, что ничего ужасного в этом нет – мы же вроде по тропе идём.
Мы ещё не подозреваем, что скоро потеряем тропу

И вот «наша тропа» вплотную подошла к лесистому отрожку и упёрлась в громадную каменюку (преклоняясь перед её размерами, далее я буду величать её  Каменюкой). Упс… а в наступивших сумерках нам уже было не разобрать, куда подевался след. И меток, так логично смотревшихся бы на этом участке, мы не обнаружили, хотя смотрели четырьмя парами глаз. Возможно, метки «ушли» вниз вместе с треком, а мы некоторое время по следам шли туда, куда было удобнее идти владельцу следов. И куда, блин, он пошёл, дойдя до этой Каменюки? Мне показалось (ещё издали, когда только подходили к Каменюке), что след взбирался на крутой склон слева от неё. Вася сунулся туда – не взобраться, круто очень, уж в снегоступах точно не взобраться, а без них - глубоко даже ему, самому из нас длинноногому. Он попросил меня поискать тропу ниже на лугу и это обернулось тем, что я, отойдя чуть в сторону, увязла в снегу по развилку и с большим трудом выгребла оттуда обратно. На все просьбы Васи «поискать там тропу получше» я ответила отказом и мольбой поверить мне, что там нет тропы. Мне поверили. И все вместе мы решили, что надо попытаться подняться к основанию Каменюки (там не было снега, виднелась пожухлая трава) и обойти её справа. Возможно, мы там найдём следы.

Олег снял снегоступы и пошёл первым. Ушёл в снега чуть ли не по пояс. Васька в снегоступах, отобрав у меня палку, обошёл Олега и сумел подняться, за ним поднялась я, кряхтя и нецензурно выражаясь; Олег и Вова по нашим следам тоже поднялись к камню и несколько шагов мы сделали по траве и мелким камням. За Каменюкой след не нашёлся, сейчас-то я могу сказать - плохо искали, а тогда мы оказались в некотором замешательстве. В поисках следа мы сразу поняли, что значит ходить не по тропе. Каждый шаг – это уход в снег по колено и жуткие усилия, чтобы вытащить снегоступы и сделать следующий шаг. Итак, следа ТогоКтоХодилЗдесьДоНас в этом лесочке не обнаружилось, меток тоже. Мы встали перед дилеммой – спускаться вниз к треку или продолжать траверс без сброса высоты, ведь мы находились примерно на высоте балагана, оставалось только продержаться на этом траверсе около километра… Выбрали траверс. Уже темнело, и искать метки и следы было почти бессмысленно. Выходить на трек по такому глубокому снегу тоже как-то глупо. Так что решили идти как идётся. А шлось, надо сказать, очень хреново. Олег, как более способный в обращении со снегоступами, а возможно, что и как более лёгкий товарищ, вырвался вперёд. Идущий следом Вася глубоко проваливался там, где вполне нормально прошёл Олег, а я вслед за Васей была вынуждена втыкать ноги в эти ямы и выбираться из них. Как шлось Вове, я не знаю, но не думаю, что легче всех. Скорость упала неимоверно. Минут десять мы барахтались на склоне, а продвинулись на какие-то 50 метров, если так и дальше пойдёт, то к балагану мы и к утру не доберёмся! А до него оставалось порядка 800 м.

Олег заметил, что выше по склону снег вроде как поплотнее и мы решили выгребать наверх. И о чудо! Мы вышли на след! Он всё это время шёл выше! Перестав неадекватно проваливаться, мы приободрились и зашагали по следу. Только бы его теперь не потерять. А в сумерках это было раз плюнуть, следы ТогоКтоХодилЗдесьДоНас было уже почти не разглядеть. Убедиться в том, что ты на тропе, гарантированно можно было только одним способом – если неглубоко провалился, значит, всё в порядке, а если ушёл выше колена – дело плохо. Но нам, тьфу-тьфу, пока везло и мы умудрялись не сходить с тропы. Однако, когда пришло время спускаться с отрожка на очередную заснеженную поляну (на ней берёт начало один из правых притоков Б.Сахрая), мы потеряли след. Снег на южном склоне отрожка уже сошёл, и по выходу на поляну мы просто продолжили держать направление на балаган. До него оставалось метров 200-250, причём мы очень удачно были примерно на одной высоте с балаганом. Но по глубокому снегу мы опять резко затормозились. Только Олег сумел сохранить темп ходьбы. Вырвавшись вперёд, он иногда оборачивался и светом фонарика указывал нам своё местоположение. Мы брели за ним среди посеревших с наступлением темноты снежных холмов.

Начали огибать балочку, по которой протекает (летом) правый приток Б.Сахрая. Появились молоденькие сосенки, мы вылавировали между ними к так сказать «руслу» (заваленному снегом так, что в голову не придёт, что под снегом есть ручей), и начали подъём на противоположный склон. Когда я одолела этот подъём, что-то справа внизу, я даже сперва не поняла что именно, привлекло моё внимание. Да это же труба! Длиннющая труба балагана, торчащая из-за снежного холма! Как-то не ожидала я, что к балагану мы выйдем сверху, в памяти отложилось, что из балочки на балаган надо выгребать круто вверх. А, ну как же я забыла, что мы ведь шли не по той тропе. И ноги сами понесли меня к балагану.

Внутри уже радостно топтался Олег, придя в восторг от печки и наличия дров. Вскоре все мы были в сборе и в весьма приподнятом настроении – мы дошли! Должны были дойти, не ночевать же на пронизывающем ветру в снегах. Тут кто-то заметил, что мои снегоступы до сих пор с поднятым «каблуком», похихикали надо мной, поудивлялись, как можно было пройти столько на каблуках… Как? Да обычно! Я же не мальчик:) Не болят ли ноги? Вроде нет… Странно… В общем, каблуки мне убрали:)

Глянули на часы – начало девятого, да уж, нехило загуляли. И как смешно теперь вспоминать, как сначала планировалось дойти сюда к обеду, потом к закату… Зима просто взяла и перепланировала всё по-своему.

Настала пора обживать балаган. Здесь и так было намного теплее как минимум за счет отсутствия ветра, но когда в печку загрузили дровишек, она так раскочегарилась, что сидеть рядом на лавочке стало невозможно. Развесили сушить вещи и ботинки. Приготовили много еды, даже не смогли доесть, оставили на утро. Кстати, еды в балагане было навалом. Совсем недавно кто-то оставил тут порезанную копченую колбасу, сыр, хлеб; в другом пакете было несколько упаковок макаронных изделий, упаковки майонеза и кетчупа, лук, чеснок, чай. Так что тому, кто оказался бы здесь по воле случая совсем без запасов еды, не удалось бы помереть с голоду. Всё это изобилие впечатлило даже нас, у которых еды было вагон, и мы не удержались от того, чтобы попробовать «местный» чай Гринфилд с кусочками ананаса:)

Отдельного упоминания заслуживает такой предмет интерьера балагана Ветреного как СВИТЕР. Это вязанное изделие размера как минимум XXXXL, прибитое к стене балагана. Интересно, кто и когда его сюда притащил? Или связал прямо здесь?
"Его величество" СВИТЕР

Перед сном я выходила из балагана полюбоваться звёздным небом. Звёзды мерцали, было жутко холодно. С юга дул крепкий ветерок и над горами заповедника уже зависла очередная порция плотных облаков. И она явно приближалась к нам. Примерно через полчаса небо над нами затянуло и во все щели задуло, осыпая нас мелкой снежной пылью. Мы подкинули дров, достали по теплоиду и улеглись спать.

Ветер свистел, казалось, что порывы обрушиваются на нас теперь со стороны Тхача. Сперва я быстро провалилась в сон, потом проснулась от снежной пыли на лице и почувстоввала, что меня бьёт дрожь. Блин, чего ж мне так холодно? Остальные вроде лежат, похрапывают, вроде не мёрзнут. Наверное, у меня подскочила температура. Васька потеплее укрыл меня, но я ещё какое-то время дрожала всем телом, потом заснула. Утром я проснулась абсолютно безо всяких признаков недомогания, так и не поняв, что за кондрашка меня колбасила ночью.

Далее:          Назад:
День 3              День 1
День 4