25.02.2012г. Прогулка к седловине между Тхачами и обратный путь к стоянке на Большом Сахрае.

Утро выдалось мрачноватым. Солнца не было, ветер так и не стих, а только усилился. По такой погоде никаких прекрасных видов не будет точно, но в сторону седловины между Тхачами мы всё же решили прогуляться. А если наметится улучшение погоды, то попробуем и на Малый Тхач сходить.
Утро у балагана Ветреного

В 9-30 мы вышли из балагана и направились по тропинке к Тхачам. Участок пути по лесу оказался легкоходимым, глубоких снежных наносов не было, тропка утоптана, местами даже не было снега, но его отсюда скорее сдуло, чем растопило солнцем. На выходе из леса снега стало значительно больше, он был сильно спрессован, что даже следы от снегоступных шипов появлялись на нём лишь в том случае, когда с силой вонзишь ногу в снежную твердь. Вблизи седловины твёрдый снег хаотично чередовался с очень рыхлым и глубоким, так что трудно предугадать, каким будет следующий шаг – выдержит тебя наст или провалишься.

В какой-то момент я заметила, что Вова, идущий последним, отстал. Немного подождала, но он не появился. Когда я нагнала Васю с Олегом, они тоже поинтересовались, куда делся Вова, и я описала место, где видела его. Ничего в том месте с ним приключиться явно не могло (ну разве что внезапно откуда-то выскочит голодный медвед), и мы решили, что ему просто надоело и он вернулся обратно.

Финальный отрезок пути к седловине тропа проделывает под прикрытием небольшого отрожка, способного защитить от порывов ветра с востока. Но с востока как раз-таки и не дуло, нас больше беспокоили порывы бокового ветра, несущиеся из долины Б.Сахрая к седловине.  И как только мы вышли на седловину, нас реально чуть не сдуло. Мне стало не по себе от мысли, как мы пойдём обратно, когда ветер будет хлестать нам в лицо. Мы вопросительно посмотрели друг на друга – идём куда-то дальше, например, на Малый Тхач, или как? Ведь мы шли-шли, когда ещё зимой сюда выберешься… Но однозначно решили , что нет. Высота снежного покрова на спине Малого Тхача слишком смутила – мы знали, где следует подниматься, и знали, что там кое-где растут берёзки, так вот – берёзок почти не было видно, они были завалены по верхушки… Никуда дальше мы не пойдём, только пофотографируем немножко.
Малый Тхач и перемычка к балагану Шестакова

Погода для фотографирования, скажем так, была не самая лучшая. На ветру фотик с трудом можно было удержать в руках, но Олег соорудил подобие штатива из палок и фото нашей замёрзшей троицы на фоне Большого Тхача мы всё же сделали. Красиво смотрелись «прорывы» голубого неба над Корытом. Над Затхачевьем сгущались мрачные тучи, сквозь которые тускло просвечивало солнце. Казалось, что надо ещё чуть-чуть подождать, и солнце пробьётся. И мы ждали, сколько смогли, т.е. минут десять, на большее нас не хватило. Солнце, действительно, постепенно отвоёвывало себе пространство у туч, но ветер-то никуда не делся. Мы дождались, пока над короной Тхача засинеет хоть немного неба, сфотографировали, и бегом вниз!
Дождались синего неба над короной Тхача!
Мрачное Затхачевье.
Облачко над Сундуками

Пока мы возвращались к балагану, немного распогодилось. Вова, как мы и предполагали, вернулся обратно и бродил возле балагана в поисках дров.
По пути назад к балагану искали дрова... Тщетно!

Меня оставили в балагане на хозяйстве – кипятить чай, а остальные пошли за дровами, ведь за ночь мы спалили почти весь запас. С дровами в окрестностях балагана оказалось туго, но ребятам удалось найти под снегом ствол упавшей сосны, они приволокли его к балагану и распилили.
Заготовка дров для будущих постояльцев Ветреного

Мы перекусили, собрали вещи, и в 12-30 выдвинулись в обратный путь.

Наши вчерашние следы почти замело. Наверное, если бы тропу топтал один человек, сегодня мы не нашли бы его следов. Но нас было четверо, и слабовыраженные вмятины на снегу всё же остались. Теперь у нас был «спортивный» интерес найти следы ТогоКтоХодилЗдесьДоНас в окрестностях Каменюки. И мы, дойдя до места, где вчера случайно выбрались на след, сумели найти его едва видимое продолжение. Как я и ожидала, мы вышли к Каменюке с другой стороны. И если вчера мы забраковали этот путь на подъём, то сейчас нам предстояло здесь спуститься… Ясное дело – снегоступы надо снять. Вася сделал это первым, не раздумывая. И сделал шаг в кулуарчик справа от Каменюки.
Обход Каменюки по кулуарчику справа от неё Вася пока умудряется идти... остальные тут уже ехали на заднице

Его сразу же «затянуло» в снег по колено. Пробурившись вниз, Вася, держа наготове фотик, наблюдал за тем, как я собираюсь спускаться. А я не знала, куда присобачить снегоступы… снимать рюкзак и запихивать их в чехол – долго, нести в руках – а палки тогда куда девать? И я состегнула их друг с другом и нацепила на шею:) Вот с этим грузом на шее я и окунулась в снежный омут… Устоять в тех ямищах, что остались после Васи, было практически невозможно, и последние метров пять я просто проехала вниз, зарываясь в снег. Снега насыпало даже за шиворот. А потом я спешно пыталась выбраться из сугроба, чтобы на меня не наехал Вова. Он радостно съехал с самого верха, и я так понимаю, ему это понравилось, т.к. впоследствии Вова старался не пропустить возможность скатиться с горки. Обход Каменюки был удачно завершен, но остался осадочек в виде желания узнать, куда же на этом участке девается маркированная тропа. Но это когда-нибудь в следующий раз и не по снегу.

Дальнейший путь  вдоль стены Тхача не вызывал никаких затруднений, следы хоть и замело, но в памяти этот участок пути до поляны над Колокольней хорошо отложился. GPS хоть и был включен, но вынимался из кармана лишь изредка для того, чтобы узнать время.

А вот и то место, где тропа подбирается к стене Тхача максимально близко, теперь уж мы позволим себе прикоснуться к скалам. Мы с Олегом сбросили рюкзаки и пробурились по снегу до самой стены. Рыжевато-серые скалы лишь издали казались безжизненными, при ближайшем рассмотрении оказалось, что из множества расселин торчат пучки прошлогодней травы, в наиболее глубоких расселинах обосновались сосны, а сами скалы покрыты узорами  лишайников.
Возле стены ТхачаПрикосновение к "Богу"

Затем, пытаясь догнать ушедшего вперёд Васю, я неосторожно пошла на спуск, не сумев оценить его крутизну, за что и поплатилась:) Снегоступы заскользили по склону, ноги каким-то немыслимым образом перекрестились, и я поехала вниз на заднице. Последнее, что я успела заметить – ко мне навстречу стремительно летела маленькая пихточка. Инстинктивно уклонившись в сторону, чтобы уберечь глаза от встречи с ветками (при этом я даже не вспомнила о том, что глаза у меня защищены очками!), я подставила стволу пихточки своё ухо. Через минуту Олег уже вытаскивал меня из-под пихточки на тропу, а я трогала оцарапанное ухо и возмущалась. В общем, ничего серьёзного не произошло, но я совсем не ожидала, что упаду на таком склоне, вот такой я неопытный снегоступер. Олег сказал, что на спуске разумно зафиксировать подошву, чтобы пятка свободно не отрывалась от поверхности снегоступов, и когда я это сделала, идти стало действительно удобнее.

Примерно к 15-10, незадолго до этого отдохнув и перекусив, мы закончили подскальный траверс и подошли к поляне над Колокольней. Теперь нам предстоял довольно протяжённый спуск.
Остановка на обед незадолго до окончания подскального траверса.
Спуск от поляны над Колокольней

Олег решил, что мы тут хорошо натоптали тропу и проще будет идти без снегоступов. Остальные пока предпочли их не снимать. Вася ушёл вперёд, следом помчался Олег, дырявя ботинками «лыжню», а за ними медленно и осторожно топали мы с Вовой. На этом склоне я научилась чувствовать снегоступы гораздо лучше и даже по крутяку мне нормально удавалось пройти, ни разу не грохнувшись. Вовкины снегоступы были более скользкими, и он выжидал, когда я отойду на безопасное расстояние, а затем съезжал вниз, да так стремительно, что нам с Олегом не удавалось его сфотографировать.
Вова демонстрирует скоростной спуск

Минут за 40 мы спустились на поляну под Колокольней. Потом был монотонный спуск, почти ничем не примечательный, разве что обилием следов животных. А к 16-20 мы с Вовой дотопали до самого крутого участка спуска. Вася с Олегом побывали здесь явно раньше, впереди их даже не было видно. В голове у меня крутилась мысль о снятии снегоступов, но меня сбивали с толку васины следы – он почему-то даже на этот крутой спуск шёл в них… значит ли это, что и я пройду? Эх, будь что будет! А будет, по-видимому, кердык ногтям больших пальцев, они уже как-то подозрительно побаливают… Ладно, лишь бы через голову не кувырнуться… И я очень осторожно и медленно пошла вниз по ложбинке. Вскоре иди по дну ложбинки стало невыносимо,  и следуя васиным отпечаткам я забралась на гребешок, потом опять спустилась; несколько раз я была на грани улёта вниз, но благодаря палкам удержалась. Наконец, я доковыляла до поворота волока, теперь уклон будет поменьше, да и до Б.Сахрая уже рукой подать. На подходе к реке меня нагнал Вова, и в 16-50 мы все снова были в сборе. Васька к этому моменту уже успел обмыться в Б.Сахрае.

Мы упрятали снегоступы в чехлы, перепрыгнули реку, и через 10 минут были на стоянке. Заночевать собирались именно здесь, потому как дальше хороших мест не предвиделось. Оказалось, что наши площадки под палатки выглядят довольно кочковато, и к тому же заледенели. Олег с Вовой просто поставили палатку в другом месте. Я решила проблему с кочками иначе – присмотрела  пихточку, которая не имела никаких шансов выжить, поскольку росла (вернее, едва держалась корнями) на остатках земляного кома, вывернувшегося вместе с большим упавшим буком, и решила эту пихточку ободрать, чтобы сделать настил под палатку.
Ободранная мною засыхающая пихта (торчит горизонтально из земляного кома)

Сломив первую ветку, я избавилась от угрызений совести по поводу жестокого обращения с природой - с пихты обильно осыпались иголки, значит, дерево уже скорее мертвое, чем живое. Накидав ветвей под палатку, мы избавились не только от неровностей, но и от холода, забегая вперёд, скажу, что спалось этой ночью прекрасно – и тепло, и мягко, и пахнет хвоей.

Этим вечером у нас был большущий костёр. Мы долго сидели вокруг него, подсушивали ботинки и носки. Ночь была почти безветренная, но морозная, градусов 7 мороза точно было.
Будет большой костёр!Опять ночуем на берегу Большого Сахрая

Далее:          Назад:
День 4              День 1
                        День 2