День 3, 02.05.2012. Из "Котла" - да в Амбицукову и далее до г.Соколова.

Утро 2 мая. Полянка на берегу Ходзи возле баньки                 Спалось после баньки нам просто замечательно! Несмотря на близость к реке, практически не ощущалось сырости и холода.
Мостик через Ходзь к баньке.
 Утро выдалось прекрасным - безветренно, безоблачно, тепло, щебечут птицы, сверкает роса...

План ходового дня был таков:
                      - войти в каньон одного из истоков Ходзи "Котёл" (ориентиром нам послужит Скала Сипов);

- подняться вверх по реке, при этом не проскочить начало подъёма к Амбицуковой пещере
                        (сверху-то мы с Васей в пещеру ходили, теперь попробуем выползти к ней снизу);

- в пещере устроить обед и небольшую экскурсию для тех, кто попал в неё впервые;

- выгрести наверх и радиально сбегать на вершину утёса Большой Брат;

- взять курс на г.Соколова и уже по обстановке смотреть, куда сможем дойти
                        (как вариант рассматривалась ночёвка примерно в километре от г.Соколова в ольховнике).

По дороге в сторону поляны ФирсоваНа маршрут вышли чуть позже 9 часов. По дороге немного прошли сторону поляны Фирсова, и, дойдя до полянки с брёвнами, свернули влево к Скале Сипов. Мы были предупреждены, что вход в "Котёл" может быть затруднен из-за прижимов, поэтому выбрали путь обхода в соответствии с треком прошлогоднего похода R4.

Перепрыгнув хиленький исток Ходзи, берущий начало с поляны Фирсова, мы пошли вверх по волоку, от которого почти сразу влево ответвился ещё один, но сильно заросший. Выбрали более "накатанный" волок, однако почти сразу было замечено, что он отклоняется от трека R4 вправо, и мы вернулись к тому самому заброшенному волоку и продолжили подъём по нему. Теперь GPS был согласен с нашим выбором.
Подъём по заросшему волоку на северо-восточный отрог Скалы Сипов
                 Вскоре лиственный лес сменился пихтарником, и у нас возникло обманчивое ощущение, будто мы бродим по Архызу. Полчаса мы шли вверх по волоку, повторяя все его повороты влево и вправо, но в целом направление было правильным и вскоре мы должны были выйти на отрог Скалы Сипов. Как раз перед взлётом на отрог следы волока и исчезли. Мы сбросили рюкзаки и стали осматриваться.

Не так уж высоко мы и забрались. Ходзь шумит метрах в ста внизу, надо только спуск найти.

Спустились к Ходзи.
                Склон у наших ног выглядел весьма приемлемым для спуска, решили вот так тупо вниз и пойти. Я шла немного забирая вправо и вскоре нашла звериную тропу, по которой мы за считанные минуты вышли к реке. Воды было немного, в ботинках и фонарях реку можно перейти, не замочив ног, единственная засада - очень скользкие камни.

Дальше шли вверх по руслу, с берега на берег переходили раз десять, не меньше. Иногда шли по разным берегам, кому как было удобнее.
Вверх по ХодзиИдём даже по разным берегам, кому как удобнее.                 Как ориентир, впереди маячил массив Скалы Сипов. Двигаясь по каньону, довольно трудно найти подходящий ракурс, откуда скала будет видна во всей красе и не закрыта ветвями. Медленно, но верно, мы подходим под её высшую точку. Но нам надо ещё дальше - туда, где к реке спускается её юго-восточный отрог.
Подходим под высшую точку Скалы Сипов.
                 Наконец, слева над нами завис массив утёса Большой Брат, а справа стал виден виден поворот реки, огибающей отрог Скалы Сипов - пора лезть вверх, к пещере Амбицукова.

Вот тут что ли подниматься к пещере будем?
                 Перед подъёмом сделали 45-минутный привал на милой полянке у реки, перекусили, набрали воды. Осмотрели склон и слегка поспорили насчет пути подъёма. Мужчины предлагали начать подъём по ложбинке справа, а я настаивала на том, что надо идти строго по гребню, подозревая, что ложбинка окончится завалом и скалками. На том и порешили и ровно в полдень полезли вверх по склону.
На подъёме к пещере Амбицукова.
                 Вскоре прямо перед нами нависла скалка. Олег и Вася в поисках более простого обхода скалы всё-таки уклонились влево, в сторону ложбинки, а Вова и я заметно забрали влево, и как нам показалось, вышли на звериную тропу. Стали кричать Васе с Олегом, чтоб шли к нам. Они догнали нас и вместе мы стали пыхтеть на крутом подъёме. Тропки то появлялись, то исчезали, иногда попадались совсем свежие следы копытных.

Вова поинтересовался, куда конкретно нам надо прийти. На пальцах объяснила так: вон, видишь слева скала Большой Брат - нам надо подняться примерно до уровня её середины, и желательно придерживаться обрыва справа, далеко от обрыва не отходить. Легкоход Вова вырвался вперёд и вскоре исчез из поля зрения. Ну ничего, главное, чтоб пещеру не проскочил! Но хитрый Вова дождался нас в месте, где дальнейший путь был неочевиден. Невысокая скальная ступень поперёк склона преградила путь. А звериная тропка привела именно сюда. Мы немного отдохнули, попили водички, сфотографировали ещё раз Скалу Сипов - теперь мы по высоте были наравне с её скальным основанием.
Взгляд в сторону Княжеской поляны.Наравне со Скалой Сипов.
                  Сквозь ветви просматривались скальные отроги, отходящие от Княжеской поляны. Когда-то в 2007г, в наше первое посещение этого района, мы лазили по ним, с замиранием сердца заглядывая в глубину "Котла".

Подошли к скальной ступеньке, потыкались, и нашли способ подъёма. Мне как всегда не хватило размаха ног для преодоления ступеньки, и меня затащили наверх за руку, одновременно подталкивая снизу. Снова идём вверх по козлиным тропкам. Ощущение такое, что мы слишком близко к Большому Брату, пещера вроде как подальше от утёса.

Поваленное дерево - ориентир для поиска входа в пещеру Амбицукова.
                 Незаметно для нас гребень, по которому мы поднимались, становится широкой ложбиной. Указываю на отвесную скальную стенку, видимую впереди чуть выше и правее - если стоять поверх неё, видно "окно" пещеры, но мы идём не в "окно", мы ищем "вход". В поисках входа шарю глазами справа по склону. Подсознательно что-то кажется мне знакомым... Точно! Вон то поваленное дерево! Оно же лежит возле входа в пещеру. "Курс на дерево!", несмотря на то, что никакого намёка на пещеру пока не видно. Лишь когда мы вплотную подошли к поваленному дереву, нам открылся лаз. Как же приятно укрыться от нестерпимой майской жары в полумраке привходового зала пещеры!

Взглянули на часы. Неплохо! Забрались к пещере из каньона за час. Ну что - кушать будем/не будем? Никто вроде не голоден. Тогда берём фонарики и айда в пещеру!

Длинный коридор завернул влево, исчез свет "окна", мы погрузились в темноту и начали хаотично шарить по потолку и стенами фонариками. Признаюсь, про освещение пещеры мы заранее не подумали, так что наши жалкие попытки "добить" до потолка успехом не увенчались. Поэтому я немного дополню отчёт фотографиями ноября 2008г, когда я впервые попала в пещеру.

Пещерное озерцо (фото 2008г)
               Дошли до лаза в первый зал, присели на корточки и бочком-бочком поползли, ох и тяжкое же это упражнение для усталых ног... Но вот мы выбрались в просторный зал, в котором из достопримечательностей стоит отметить пещерное озерцо со сталагмитом в центре, которое в этом сезоне оказалось почти высохшим. Также в этом зале обращает на себя внимание "Стена", гладкая поверхность над лазом, вдоль и поперёк искорябанная автографами посетителей пещеры, видимо, не отличавшихся высоким уровнем культурного развития. "Стена" это своеобразный ориентир на пути назад, если вдруг забудешь как отсюда выбраться, надо просто найти "Стену" и искать отверстие у её основания.

Проход во второй зал находится как бы на одной линии со входом сюда. Тоже придётся пригнуться и сделать несколько шажков на приседках.
"Сталактитовая люстра" над входом во Втором зале пещеры Амбицукова (фото 2008г)
                Во втором зале куда больше всяких красот, чем в первом. Для начала, только выбравшись из соединительного лаза, стоит поднять голову и рассмотреть на стене остатки былой роскоши "Сталактитовой люстры". "Люстра" - уникальное натёчное образование, к сожалению, варварски оббитое любителями сувениров. Мне не довелось видеть её неповреждённой, а какая красота была, наверное.
Потолок Второго зала пещеры Амбицукова (фото 2008г)
                 Второй зал богат на всякие причудливые формы, но самое главное - здесь много молодых растущих сталактитов, значит, пещера живёт.

На варварски обломанных концах крупных сталактитов, как правило, имеется "молодая поросль". Эти тонкие сосульки с капелькой воды на конце лучше не трогать, они хрупки и их просто сломать.

Центральное место в зале занимает "Застывшая волна", стоящая на каменном постаменте всего на нескольких точках опоры, но при этом довольно прочно.
Гребень "Волны" нарастает за счет молоденьких сталактитов. Сверху над "Волной" нависает сталактитовая громадина. Благодаря ей, "Волна" медленно (если не сказать "ну о-о-о-о-очень медленно") прибавляет в размерах, осаждая на своей поверхности каплю за каплей.
"Застывшая волна".Натечное образование, нависающее над "Застывшей волной".

Под "Сталактитовым занавесом".                 Слева от входа с потолка свисает мощный "Сталактитовый занавес" с колонной-сталагнатом - излюбленное место фотографирования. На полу, как грибы, торчат сталагмиты - те, что вандалы не смогли сломать, зато пооббили изрядно. Приходится фотографироваться на фоне обломков.
"Взрыв мозга" - отличающееся по цвету и фактуре от других натечных образований Второго зала пещеры Амбицукова.
                Между "Занавесом" и "Волной" есть место, в шутку названное мной "Взрыв мозга". Собственно, по цвету и структуре это натёчное образование весьма похоже на мозг, при этом бесформенное оно какое-то - вот потому и "взрыв"...
Капля пещерной воды (снимок сделан в ноябре 2008г)
                 В центре "взорванного мозга" есть углубление, куда ежесекундно капает вода. Помнится, года три назад я тут даже насобирала кружечку пещерной воды и выпила - до сих пор жива, посему делаю вывод о её пригодности для питья.

Если от "Взрыва мозга" сделать несколько шагов вперёд, упрёшься в стену, однако, на уровне около полутора метров в ней есть проход. Куда? А вот это мне неведомо и ни от кого я ещё не слышала о том, что таится в этой дыре.

В дальнем правом углу зала с высоты потолка, до которого не добивают три наших фонарика, вниз "струится" застывший водопад. Летучих мышек при беглом осмотре зала обнаружено не было, а целенаправленно мы их и не искали. Незаметно пролетел час, и мы решили, что пора возвращаться.

В привходовом зале мы немного пофотографировались на фоне "Окна" и поразглядывали сложный рельеф каньона истока Ходзи, на котором видны были несколько водопадов.

Взгляд в "Окно" Амбицуковой пещеры.Вид из "Окна" на Княжескую поляну и каньон.
                В общей сложности мы бродили внутри часа полтора, а затем ещё минут 45 выгребали наверх на гребень по невыносимой жаре. Сбросили рюкзаки и отправились налегке на вершину Большого Брата. Кстати, по пути нашли телефон Nokia. Если владелец объявится - ваш телефон в Краснодаре, у Олега, напишите мне, я дам его контакт.
Подъём на утёс Большой Брат.
                Предвершинная часть Большого Брата луговая, при этом растительный мир этого луга несравненно богаче всех остальных "луговых пупырей" Затхачевья, как то - Соколова, обоих Тхачей, Асбестной, Восточного Ачешбока, Сундуков. Нигде кроме как на Большом Брате я не встречала одновременно такого букета: мышиные гиацинты, рябчики, ветреницы, сон-трава, генцианы, примулы, но самое интересное из растений это кустики низкорослого рододендрона, обычно в мае усеянного нежно-розовыми цветками, по форме смахивающими на цветки сирени.
Цветущий куст рододендрона на Большом Брате.
                 Сегодня нам не повезло - кусты рододендрона были с бутонами, но ни одного распустившегося цветка ещё не было. А вы говорите - лето... Что ж, смотрите, как должно выглядеть это чудо-растение (фото мая 2008г).
Сон-траваРябчик
                Зато сон-трава была в самом цвету. Даже как-то неловко нечаянно наступать на эти краснокрижные пушистые колокольчики, но их тут столько, что не наступить невозможно. А вот позировать сон-трава не любит - так и норовит пошевелиться при малейшем дуновении ветерка.

В 16-00 подхватываем рюкзаки и по краю каньона направляемся в сторону скалы Опасной.
Вид на Скалу Сипов и утёсы-Братья со стороны Скалы Опасной.
Часто останавливаемся и фотографируем остающиеся позади утёсы-Братья, Скалу Сипов и каньон. Растущие на обрыве стройные сосны, распаренные на солнце, источают новогодние ароматы, а под ногами похрустывают шишки.

Не доходя до Опасной мы вошли в буковый лес и стали набирать высоту по какой-то звериной тропке, затем она ушла в сторону обрыва, а мы продолжили идти вверх в направлении высоты 1643,0 м.
Идётся как-то небыстро, за 40 минут мы достигаем границы леса и выходим на луга г.Соколова. Делаем небольшой привал, допиваем воду. Ничего, под горой Соколова есть ручеёк. Но на всякий случай я "запасаюсь" снежком из карстовой воронки.
Просторы горы Соколова. Вдали вершина 1678,4 м и Крепость 1706,3 мВыходим на луга горы Соколова.
                К 17-50 дотопали до вагончика под г.Соколова, по пути набрав водички в ручье.
Вид на Затхачевье со склоновгоры Соколова. В правом нижнем углу фото - вагончик.Скальная башня горы Соколова. Это не вершина. Вершина у нее луговая и отсюда не видна.
                       Думали тут пообедать(правда, уже было скорее время ужинать) и продолжить путь, но увидев, как преобразился вагончик с тех пор, как мы тут бывали в последний раз, решили полениться и дальше не ходить.

Во-первых, есть хорошая печка и под навесом рядом с вагончиком столько дров, что мы даже не стали заморачиваться с тем, что нехорошо как-то жечь чужие дрова, тут явно их не убудет. Во-вторых, вагончик утеплили, заделали окна пластиком и сделали нормальную дверь. Внутри есть спальное место человек на 5, единственное, чем оно нам не понравилось - там куча старых матрасов и подушек, запашок-с, знаете ли... ладно, застелим карематами, а к запаху как-нибудь привыкнем:)
Эх, мужики... я им еду несу, а они и не замечают, позируют фотографу.
                  Из неожиданных вещей стоит отметить двухконфорочную газовую плиту, подключенную к баллону, проверили - работает! Над плитой висит куча кастрюлек, чисто вымытых, и полотенчики чистенькие. Не иначе, как у вагончика есть не только хозяин, но и хозяйка? И всякого хавчика на полочках да в кулечках под потолком просто завались, но вот этого добра нам не надобно, ещё своего достаточно:)

В общем, обустроились мы тут на ночлег, сварили ужин и съели его, сходили к ручью, обмылись, а тут и солнышко на закат пошло. А что, не пойти ли нам полюбоваться закатом на гору Соколова?
Да легко! Только Вовка окончательно разленился и остался валяться в вагончике, а мы втроём побежали наверх, пока солнце не скрылось за спиной Тхача.

Спешим за солнцем. Надо успеть подняться на гору Соколова, пока оно не спряталось.Провожающий Солнце.
                С горы Соколова наиболее выигрышно смотрится Крепость, особенно в лучах заката. Неудивительно, что почти всё наше внимание было приковано именно к ней. Стремительно меняющееся освещение провоцировало нас делать новые и новые кадры.
Крепость купается в вечерних солнечных лучах.Крепость провожает очередной день.

Розовые облака над Сундуками и Перешейком.                А тут ещё и облака над Сундуками раскрасило розовым... И Восточный Ачешбок какой загадочный, прячется за склонами Асбестной и безымянного пупыря 1861,9 м...
Стена Восточного Ачешбока выглядывает из-за склонов пупыря 1861,9 м и Асбестной.
                Солнышко тем временем закатилось за Тхач и тень поползла по Затхачевью, пожирая на своём пути Крепость, Бароновы поляны, Бабук и подбираясь к Сундукам.
"Охотники за закатом" на горе Соколова. На заднем плане массив г.Малый Бабук и скальные выходы над кордоном "Тхач".

Пока мы бегали по горе Соколова, нас заметили с Тхача. Кто-то нам покричал, и мы тоже проорали что-то в ответ. Приглядевшись, мы рассмотрели туриста под рюкзаком, топающего по лугам Тхача чуть выше самого нижнего скального пояса (прямо над границей леса). Куда он бредёт на ночь глядя?
Закатилось...

Вернулись в вагончик, попили перед сном чайку. Стало прохладно, и опасаясь замёрзнуть, мужики растопили печку так сильно, что я даже не могла заснуть в этой жаре, бурчала, что мне жарко, пока, наконец, Васька не встал и не открыл на несколько минут дверь. Среди ночи дрова раскочегарились так, что мы выбегали на улицу как после бани, чтоб остыть:) после этого дверь мы уже не закрывали.

Уже утром я прочла на двери надпись, оставленную хозяином вагончика, на тему "люди, оставьте всё в чистоте и имейте совесть" - в ней шла речь, что какие-то нехорошие товарищи упёрли из вагончика 20 кг гвоздей(!), 12 метров полиэтиленовой плёнки, постельные принадлежности и сожрали все продукты!

Далее...

День 4, 03.05.2012г.
День 5, 04.05.2012г.
День 6, 05.05.2012г.
День 7, 06.05.2012г.
День 8, 07.05.2012г.
День 9, 08.05.2012г.