День 4, 03.05.2012. От вагончика под г.Соколова до балагана Даховского.

Нежное утро Затхачевья.                Утро 3 мая, как и два предыдущих утра, несказанно нас порадовало. Нежный рассвет наполнял Затхачевье, раскрашивая горы и небо. Немного настораживало то обстоятельство, что второй день над хребтами висит плотная дымка, но пока она не представляла ничего для нас угрожающего. Значит, у нас есть шанс сходить на вершину Большого Тхача по хорошей погоде. А может быть, и на Малый заскочим. Времени-то у нас полно, ведь планы на день далеко не наполеоновские - всего-то дойти до балагана Даховского, что под вершиной Малого Тхача. Оттуда завтра с утреца мы собираемся идти к Афонке.

Вышли в 7-55. За полчаса добрались до луга, по южному краю которого проходит хорошая тропка "Пер.Тхач - Крепость" (именно по южному краю, по границе леса, а не посередине, как говорит карта, на которой отмечен Т-образный перекресток троп аккурат по центру луга). Вообще, вариантов пути между седловиной и Крепостью я знаю уже штуки четыре, но этот - лучший. Нюанс в том, что когда идёшь вверх, с целью подъёма на Тхач, - важно знать, где с этой тропы свернуть, иначе уведёт она тебя низом к перевалу за Малым Тхачом. Потому зачастую и называют её "нижней" тропой. Но уж мы-то знаем, где свернуть:)
Выходим из разветвлённой сети истоков Тхача на луга.
                 Ориентиром выхода на "нижнюю" тропу служит сосновая поросль на южном склоне луга. Ныряешь под сосны - и топай себе по приятной тропке, изредка пересекая ручьи (истоки Тхача) с чистейшей водой. Но вот тропка начинает идти в гору, делая при этом крутой поворот. На склоне лежит снежничек. За поворотом сразу стоп! Пришла пора уходить с тропы. Это далеко неочевидно, т.к. натоптанная тропа так и манит продолжить путь по ней в сторону плоской седловинки под вершиной 1861,9 м. Но именно тут надо начать лезть наверх по луговому склону, чтобы выйти на гребешок и продолжить путь по нему.
Наш путь лежит к пупырику с камнями и соснами.
                 Идём вверх. На гребне проступает слабая тропка, которая затем становится чётче. Жарко. Хочется ветерка, хотя бы слабенького... Примерно за час подходим к подножию пупыря, поросшего молодыми сосенками и усеянного камнями. Нам туда, на его вершину. Несмотря на то, что есть куча траверсных троп. Все они ведут так или иначе на седловину между Тхачами, но нам выгоднее набрать высоту именно здесь, пока мы не сильно удалились от начала подъёма на вершину, чтобы потом не возвращаться. Жара совсем одолела, отдыхаем перед подъёмом. А поднявшись на гребень, снова отдыхаем.
Отдых перед подъемом на пупырь.И снова отдыхаем... Жара невыносимая!
                              Наслаждаемся прекрасными видами, высота уже более 2000 метров, есть на что посмотреть. Разглядываем спину Малого Тхача - снег в березняке есть, да его там и не может не быть в мае, весь вопрос в том, какова его глубина:) Предварительно решаем, что не пойдём по березняку, хотим пройти через вершину и спуститься с неё к началу подскального траверса.
Передовой хребет от Малого Тхача до Ачешбоков.
                Из-за перевальной седловины между Тхачами проглядывают заснеженные горы заповедника. Над ними "нехорошая" дымка. Нехорошая в том плане, что у неё велик потенциал вырасти во что-нибудь грозовое. И ветерок как назло оттуда... Время у нас пока есть, но как-то его не очень много... Над скальной короной Тхача ещё полчаса назад было абсолютно безоблачно,
а сейчас прямо на глазах начинают зарождаться и пухнуть невесомые облачка.
Начинают зарождаться облачка...Облака пухнут прямо на глазах.
                Дойдя до тропы, ведущей наверх, мы свалили рюкзаки под камнем рядом с тропой, по-быстрому перекусили, взяли немного вкусняшек с собой и налегке отправились к вершине. На часах 11-00, надеемся, что успеем подняться, пока небо не затянет облаками.

Вася вырвался вперёд. В центре кадра большой камень - ориентир, мимо него проходит тропа.
                По одной из тропинок добираемся до границы луга. За узкой полосой березняка тянется осыпь камней сильно разного калибра - от щебёнки до громадных валунов. Где-то здесь надо занырнуть в берёзки и пересечь осыпь, но по ощущениям мы ещё не набрали достаточно высоты. В верхней части осыпь пересечь проще, там и камни помельче, и сама осыпь поуже. Но Вася решил, что уже пора лезть в берёзки, и вот он уже топает по камням (и по его словам путь отмечен турами), а мы втроём поднимаемся до нужной высоты, видим поблекшую красную метку на камне - тут и пойдём.

Васька ушёл вперёд и дождался нас уже за перегибом лугового гребня, где начинается почти прямолинейный участок пути под скальной стенкой. К сожалению, именно этот участок не так давно стал печально известен. В марте здесь сошла снежная доска, унеся жизнь одного из краснодарских альпинистов. До сих пор внизу лежат остатки сошедшей лавины, как напоминание о том, что Тхач не такая уж простая гора. Земля тебе пухом, Евгений...

Выход на подскальный участок.Остатки сошедшей в марте снежной доски.
               Облака продолжают своё наступление на Передовой хребет.

Над Затхачевьем по-прежнему чистое небо, но дымка достигает такой плотности, что поглощает Скалистый хребет, на востоке взгляд едва добивает до хребта Бугунжа, а далее простирается голубоватая мгла...

На предвершинных лугах местами лежит снег, на нём видны следы чьего-то скоростного спуска и много следов наверх. По всей видимости, вчера-позавчера тут был аншлаг:)
На вершине Большого Тхача.
                 Чуть позже полудня (в 12-25) мы достигли высшей точки Большого Тхача, высоту которой GPS бессовестно занизил на 3,5 метра:)

Первым делом все, кроме Олега, потерявшего телефон, принялись звонить домой - хвалиться, как у нас тут тепло да солнечно. Пока... Кто ж будет говорить родным, что тучки-то сгущаются:) А они реально сгущались. Будет, будет гроза в начале мая! Зато с облаками пейзажи выглядят более впечатляющими!

Из заповедника к нам ползет непогода.
                Ненастье ползло к нам с юго-запада, со стороны заповедника. Удивляло то, что на вершине Тхача мы почти не ощущали ветра, только вблизи обрыва какие-то восходящие потоки изредка обдували нас. Облака как бы "застряли" на границе Адыгеи и Мостовского района и их дальнейшему продвижению в Затхачевье как будто мешала какая-то сила. Так, может быть,  мы проскочим?
Взгляд вниз.
                Поглазели вниз с 200-метрового обрыва. Никого не увидели:) Но уверена, внизу туристы толпами ходят, Тхачи на майские очень популярны.

Съели "вершинную" шоколадку и пару апельсинов. Ничьих записок в туре не нашли и сами не стали оставлять посланий и вязать тряпочки на остатки триангулятора - что за мода на тряпочки? Монетки какие-то валялись возле тура - не тронули.
                Не могли оторваться от вида в сторону Чёртовых Ворот.
Вид на Чертовы Ворота.

Чисто случайно заглянули в пещерку, про которую я слышала, но точно не знала, где она. Её отметка была в GPS, и когда мы были на вершине, до неё было недалеко, но особого значения этому факту я не придала. Не помню, у кого я позаимствовала эту точку. На обратном пути мы хотели подняться на крайний восточный зуб Тхача, но на подходе к нему наше любопытство потащило нас вниз - а возможен ли спуск с Тхача между восточным зубом и остальным скальным массивом? Слышала, что некие маньяки тут поднимались...
Восточные "Зубы" Большого Тхача."Коготь" возле входа в пещерку.Докладываю - насчет спуска вниз я очень сомневаюсь, но тропка наискосок по лугу, а затем чуть вверх по сыпушке под скалами,  там была. Пошли по ней в сторону причудливого скального "Когтя" и увидели в стене Тхача дыру. Пещера! Олег слазил в неё, вернувшись, сказал, что наши две палатки в ней разместились бы. Будем иметь в виду. На всякий случай.
Спускаемся на седловину между Тхачами.
                На подскальной тропе встретили поднимающуюся от Ветреного группу из 4-х краснодарцев.

Когда спустились к рюкзакам, было 14-25. Аппетит нагуляли зверский, но обедать решили на седловине между Тхачами, поскольку запасов воды у нас не было, а там ручеёк есть. За 15 минут дошли до седловины, устроили обед, после которого нас сморил сон минут на 30-40. Очнулись, когда посетившие вершину краснодарцы по тропе спускались к месту нашего послеобеденного коматоза.
Погодка подпортилась...
                 Погодка тем временем подпортилась, со стороны заповедника начало греметь. Задумались - подниматься по гребню Малого Тхача в грозу как-то небезопасно, может, всё-таки под скалами пойдём? Оно понятно, что гроза пока не над нами, а где-то в заповеднике, а ну как задует в нашу сторону ветер, так за 5 минут ситуация может измениться. Решили не лезть на рожон, и в 15-45 вырулили на траверсную нижнюю тропу по склону Малого Тхача. Правда, в уме держали мыслишку, что если к тому моменту, как подойдём под вершину, погода не даст джазу, то сбегаем-таки наверх. Виды с Малого ой как хороши, хотелось бы насладиться...
Траверс Малого Тхача с востока - подходим к березняку, где нам предстоит поблукать в снегу.
                 Луговую часть траверса мы проскочили быстро, подгоняемые глухими громовыми раскатами. Над короной Тхача нависла мрачная туча. Стало зябко и сверху изредка закапало. Чёрт! Похоже, Малый Тхач нас сегодня не ждёт.

Тропка нырнула под снежник, забивший ложбину, мы вышли на снег - твёрденький, держит хорошо. За снежником начинается коварный березняк - сколько раз здесь хожу и ни разу не удалось дважды пройти одним и тем же путём. Тропка здесь не единственная, и каждый раз удаётся найти ещё одну, потому что та, которую знаешь, за сезон как правило подзарастает молодой берёзовой порослью. Вот и сейчас мы не смогли найти продолжение тропы после снежника даже при наличии GPS (где была отмечена в принципе неплохая тропа) и ломанулись напролом.

В берёзках снега местами по развилку. Он рыхлый и предательски проваливается под нашей тяжестью. Поэтому мы шарахаемся по березняку из стороны в сторону, выискивая проталины и застревая на пути к ним в лабиринте ветвей, но это всё равно выгоднее по энергозатратам и быстрее, чем если бы мы шли по редколесью, но при этом глубоко проваливаясь в снег. Вообще, этот березняк занимает весьма малую часть склона, но на его прохождение всегда тратится как-то несопоставимо много сил и времени, вот и сейчас за эти 20 минут мы вымотались, будто шли час.

Наконец-то, вышли из березняка!
                 Но вот, наконец, мы вышли на луга. В этот раз мы оказались на выходе из заснеженного березняка в непосредственной близости от обрыва в каньон р.Тхач, т.е. прошли березняк ниже по склону, чем делаем это обычно. Но при этом вышли на тропку, по которой уже однажды ходили в октябре 2007 г. Примечательна эта тропка не только возможностью заглянуть сверху в каньон - там торчит прикольная такая скальная башня, но и тем, что под ногами встречаются причудливые карстовые образования. Одно из них, названное мной "След Йети", представляет собой четырёхпалую стопу размером побольше васькиного 46-го растоптанного.
"След Йети"
                 Шаг за шагом, слово за слово, мы незаметно подошли к месту, откуда проще всего подняться на вершину Малого Тхача - всего метров 150 вверх по лугу. И вынуждены были отказаться от этой затеи, прикинув, что пока туда-сюда смотаемся, может случиться, что гроза нас накроет как раз на подскальном траверсе, а это очень-очень не айс. Помахав ручкой вершине "До следующего раза!", мы заторопились завершить обход Малого Тхача с востока.
Начало подскального траверса Малого Тхача с востока.
                 На подходе к подскальному траверсу, пересекая ложбинку, забитую снегом, я неожиданно провалилась в снег и застряла в дыре ботинком. Сама выбраться не смогла, кричу "Вытащите меня!", но мужчины так смешно и не согласованно стали меня тащить - один вперёд за руки, другой назад за рюкзак, чуть не порвали, демоны:) пока Олег не сообразил, что ногу надо просто откопать:)

Подскальный траверс оказался практически бесснежным, не составил вообще никаких сложностей с прохождением и был преодолен нами за полчаса. На седловине за Малым Тхачом мы минут пять посидели-отдохнули. Фотографировать открывшиеся нам мрачные заповедные пейзажи не хотелось.
Невзрачный вид на Воротины с седловины у Малого Тхача.Непогода над заповедником.
                 Хотелось пить. По пути к балагану Даховскому есть несколько хилых ручейков, надеемся, вода в них будет, а то возле Даховского мы не в курсе, где её добыть. Водичка в ручьях присутствовала. В одном ручье она сочилась по капле из-под замшелого камня, а в следующем воды было побольше и за пару минут можно было набрать полторашку. Мы запаслись водой на вечер и на утро, как хорошо, что Олег носит с собой 5-ти-литровую бутыль!
Лагерь под вершиной Малого Тхача, не доходя балагана Даховского.
                 На подходе к Даховскому заметили, что нас опередила большая группа - аж 17 человек из Харькова и Днепропетровска (сколько их и откуда они, мы узнали вечером, когда они туда-сюда начали мотаться за водой мимо нашего лагеря). Они только-только пришли на поляну у балагана и даже не успели поставить палатки. Прикинув их количество, мы посчитали, что места на поляне нам не хватит, а потому стали не доходя балагана, чуть ниже основной тропы, рядом с пушистыми сосенками. Место не ахти какое ровное, зато дров полно, хоть у костерка посидим. Так, в 18-05 3 мая 2012г закончился четвёртый ходовой день нашего похода.
Вечер на стоянке неподалеку от балагана Даховского.
                 Начался небольшой дождик. Край тучи нас-таки зацепил... Мы быстренько поставили палатки, забрались внутрь
, хряпнули по глоточку коньячка и завалились отдыхать под барабанную дробь капель по тенту. А когда закончился дождь, приготовили ужин и до темноты сидели у костра. Небо было наимрачнейшим. Как бы нам погода не подпортила планы...

Далее...

День 5, 04.05.2012г.
День 6, 05.05.2012г.
День 7, 06.05.2012г.
День 8, 07.05.2012г.
День 9, 08.05.2012г.