День 5, 04.05.2012. Прогулка к Афонке и переход под Западный Ачешбок.

Дождя ночью не было. От мрачных грозовых облаков, весь вечер клубившихся над нами, к утру не осталось и следа. Над нами-то чисто, а вот над заповедником облачность никуда не делась, только затаилась до поры до времени.
Вот по этому хребту пойдем к Афонке.
                Мы засобирались в радиалку к скале Афонка. Палатки решили не снимать, а оставить на случай дождя, рюкзаки, правда, собрали, чтобы потом их подхватить и пойти дальше. Позавтракали. Взяли с собой перекус и водичку, фотики, GPS, карту и плащи. В 8-05 мы отправились гулять "на пару часиков", так мы тогда думали... Сколько там идти до той Афонки... чуть больше 2 км по хребту? Но мы ещё не знали, что попадём в "другой мир", так не похожий на то, что мы видели до сих пор, и оттуда мы просто не сможем уйти по-быстрому. Итак, к Афонке!

Тропа к Афонке начинается за балаганом Даховским                Открытием сегодняшнего дня стал тот факт, что несмотря на малое расстояние, отрог, ведущий от Малого Тхача к Афонке бегом не ходится. Однако обо всём по порядку.

Мимо лагеря дружественной Украины мы проследовали к балагану Даховскому. Ребята активно готовились к выходу на маршрут. Чисто из любопытства заглянули в балаган - жуть! Перекантоваться там теоретически можно, но лучше этого не делать:)

Извилистый хребет ведет нас к Афонке
                Взбираемся на склон за балаганом по натоптанной тропке. Первое впечатление - тут тоже ходят табунами! Но оно обманчиво. Ходят, но недалеко. Видимо, чтобы просто отсюда пофотографировать окрестности. Дальше начинаются завалы из упавших сосновых стволов и местами тропа вообще не видна. Когда поднимется трава, уж точно её будет не разглядеть. Но тут всё логично - надо просто идти по гребню извилистого хребтика, изогнувшегося как змея. И постоянно вверх-вниз, вверх-вниз...

Места  - как в сказке про Бабу-Ягу. Громады поваленных стволов, призрачные очертания ещё стоящего на корню мертволесья. С ветвей свисают мхи, под ногами хрустят шишки и поблёскивают слоистые камешки с богатыми вкраплениями слюды. Так и просится сюда избушка на курьих ножках...

За первые 20 минут мы сравнительно быстро проходим около полукилометра пути, и думаем, что так пойдёт и дальше... Размечтались!
Прекрасная зеленая поляна по пути к Афонке.

Совсем скоро мы осознаём, что данный рельеф ломает все представления о "стандартной скорости передвижения туриста в горах". Какие, к чёрту, в час 4 км по длине и 150 м по высоте! А километр в час не хотите?

Выходим из бурелома на милую полянку с прекрасным видом на Афонку и Слесарню. На горизонте маячат в дымке заснеженные Джемарук и Тыбга. Поляна усеяна цветущими пролесками. Дальнейший путь очевиден - с горки на горку по гребневой тропе.

Поляна усеяна цветущими пролесками.
           Постепенно гребень сужается до ширины порядка полутора-двух метров и наше продвижение замедляется в связи с необходимостью более осмотрительно обходить и перелазить бревна, чтоб ненароком не улететь куда-нибудь вниз по склону. На тропе с завидной регулярностью попадаются "лепёшки" зубров. Спустя ещё полчаса ходьбы по извилистому буреломному гребню мы достигаем вершинки пупыря, возвышающегося над плоской седловинкой в гребне на подходе к высоте 1894,0м.
Змеевидный хребикС горки - на горку, Афонка за пригорком...
          Полпути к Афонке прошли - потратили час.

Афонка всё ближе...
          Спуск с пупыря показался нам нетривиальным, может, серны по этим скалкам носятся легко и непринуждённо, а у нас что-то коленки подрагивают тут спускаться. Решили вернуться немного обратно и попробовать обойти низом этот участок. "Сдали назад", спустились с пупыря до пихтарника и свалили с гребня вправо вниз метров на 20. Рассмотрели во мраке пихтового леса звериную тропу, местами "украшенную" медвежьим помётом, и пошли по ней обходить стрёмное место.
На подходе к высоте 1894 м.Камни и корни
           Васька откололся от коллектива, траверсируя склон чуть повыше, чем мы, уверяя при этом, что идёт по нормальной тропке. Он вышел аккурат на седловинку перед взлётом на скальный пупырь 1894,0 м, а мы оказались чуть ниже седловины по правому склону. Но, похоже, лезть на 1894,0 м не стоило, и мы позвали Ваську на "свою" тропу и продолжили обход пупыря 1894,0 м справа по склону.
Поляна между пупырем 1894 и АфонкойВолчье лыко цветет и пахнет.

Вид на Слесарню с поляны у подножия Афонки. На поляне имеется естественная поилка для животных.           Прошло ещё чуть более получаса, за которые мы успешно завершили обход скальника, пересекли просторную поляну, благоухающую ароматами цветущего волчьего лыка, и в конце поляны ушли вправо по гребешку, поросшему пихтами, и выбрались из леса на поляну у подножия Афонки. Итого на подход сюда мы затратили 1 час 35 минут. На пару часов шли прогуляться! Но все довольны - места-то какие, "незахоженные понаехавшими":)

На зелёной полянке у подножия Афонки возле естественной "поилки" много следов копытных.
Маленький мишка приходил сюда пить.
           А это что? Маленький мишка приходил сюда пить! Я опять начала напрягаться насчет медведа, а меня стали убеждать, что заслышав наш шум, медвед сам испугался и убежал.

Поляну обрамляют старые кленовые деревья (без листвы я могу ошибиться, но кажется, что это всё-таки клёны), их нераспустившиеся почки придают деревьям приятный красноватый оттенок. С поляны открываются удивительные виды на скалу Слесарню, стены Тхачей и пилу Западного Ачешбока. Наверное, с вершины Афонки виды будут на порядок круче. Надо подумать, как же на неё взобраться...
Вид на Тхачи с поляны у подножия АфонкиВид на Западный Ачешбок с поляны у подножия Афонки.
Пытаемся рассмотреть путь подъема.           Что-то у нас не задалось с этим делом. Скала выглядела неприступно, поддразнивая нас луговой вершиной, на которой виднелось некое творение рук человечеких ярко-красного цвета, флажок что ли какой-то, или табличка.
Не обладая знаниями относительно правильного пути подъёма, мы подошли поближе к скалам в надежде найти тайный проход наверх со стороны поляны, но не нашли. Скальный массив изобилует наклонными полочками, поросшими сосной, но как добраться хотя бы до одной из них? Снизу сплошные скалы, ну, или я подозреваю, что мы невнимательно смотрели... В поисках пути наверх решили Афонку обойти справа. Путь налево отбросили, но до сих пор не знаю, правильно ли мы поступили, мне как раз там виделась полочка, по которой теоретически можно было бы попытаться подняться.

Гнездышко какой-то птахи.           В тени Афонки мы побрели по направлению к видимому с поляны северо-западному скалистому отрожку, по пути наковыряв в бутылку снега из-под скалы, водичку-то мы давно уже выпили. Время от времени поглядывали в сторону скал - тут вообще не вариант забраться, они гладкие и отвесные.

Вообще, этот участок показался мне особо мрачной глухоманью, куда ещё не добралась весна - всё было какое-то серое и безжизненное: прошлогодняя листва, ветви, скалы, пустое гнёздышко какой-то птахи, свитое в кусте волчьего лыка.

На перемычке между скалами Афонки и северо-западным отрогом.
           Впереди появился просвет, и вскоре мы вышли из леса на луговую седловину между массивом Афонки и скалистым отрогом. Вблизи седловины в стене Афонки есть небольшой гротик, естественным образом замаскированный выросшей рядом роскошной сосной. Олег слазил туда, сказал, что ничего там такого нет.

На седловине мы решили устроить привал, но Олегу не терпелось всё облазить и он унёсся вверх по отрожку, пытаясь догнать и сфоткать какую-то рогатую живность. Мы тоже немного прошлись вверх, но не по скалам, а под ними, по тенистой полочке с соснами.
"Чудище лесное"Скальная стена северо-западного отрога Афонки.
           На обрыве с прекрасным видом на Слесарню нами был обнаружен наполовину выгоревший ствол сосны, внутрь которого я тут же забралась и потребовала меня сфотографировать. Затем мы вернулись на седловину и завалились в сухую мягкую траву, жуя орешки и наблюдая, как над трёхтысячниками буквально из ничего зародилось облачко и стало набухать.
Зарождение грозового облака.
           Всё-таки интересно бывает поймать момент, с которого начинается обратный отсчёт времени до грозы... Сейчас 10-15,
часа 4 в запасе у нас есть, проскочим! Но дальше решили не ходить, собственно, куда уж дальше - отсюда путь либо в сторону Слесарни, либо вниз к р.Афонка. Возможно, со стороны р.Афонка есть путь на вершину, но тратить время не его поиски мы не будем.

Попрощавшись с Афонкой, мы отправились назад в лагерь. Олег по пути пытался обследовать подножие Афонки и нашёл место почти на границе мрачного леса и зелёной поляны, где можно немного пробраться наверх, но что там выше - осталось загадкой.

За нами вслед потянулись редкие кучевые облака, подгоняя нас и как бы говоря "Врёшь, не уйдёшь!" А нам было уже всё равно, главное, что к Афонке мы прогулялись по хорошей погоде. На запланированный переход под Западный Ачешбок нам потребуется часа 3, и морально мы были готовы к тому, что нас намочит. Ибо так не бывает - бродить 5 дней по Тхачам и не попасть под дождь.

Обратный путь от Афонки к балагану Даховскому. Вид на стену малого Тхача.

На обратный путь мы затратили около 1,5 часов. Вместо небольшой "прогулки" получилось, что гуляли от балагана Даховского и обратно 5 часов! Надо ли говорить, что мы зверски проголодались? Воды у нас оставалось совсем чуть-чуть, поэтому мы попытались найти воду вблизи балагана Даховского (по некоторым данным она там ну чуть ли не в 20 метрах от балагана), но не нашли. Значит, сейчас быстро собираемся и идём к ручейку, там на тропе где-нибудь привалимся и пожуём. Но как только мы добрались до палаток, то почему-то голод отступил на второй план, а первичным стало желание поваляться, что мы и сделали. Стоянку покинули лишь спустя 45 минут, зато отдохнувши от души.
Возвращаемся в лагерь.
           У ручья мы запаслись водой, отошли в сторону и забрались на травянистую полочку над тропой - тут будем обедать. Пока обедали, мимо нас в сторону седловины за Малым Тхачом прошла группа мальчишек из Москвы. В сосновой тени мы укрылись от аццкой жары и снова расслабились - идти никуда не хотелось. Но надо.

Тучи уже сгустились над заповедником и неумолимо двигались к нам.
В 14-50 мы взяли курс на Воротины и резво понеслись вперёд.

Над заповедником сгущаются тучи.Облака переваливают Передовой хребет.           Темп задал Вася, решивший для себя, что надо как можно быстрее дойти до плеча Асбестной, и безостановочно за час проскочив этот отрезок пути. Мы едва поспевали за ним, ещё бы - где Вася сделал шаг, там мне приходится делать два... а ещё же и пофотографировать надо, виды хоть и до безобразия приевшиеся (мало у кого нет в коллекции фото с траверса Асбестной), но ведь каждый раз они всё-таки немного другие...
Малый и Большой Тхачи.Корона Большого Тхача.
           Сегодня очень удачные облака, мягкое освещение, ну как не нащёлкать очередной десяток "открыток" с удаляющимися Тхачами и приближающимися Ачешбоками? Или вот ещё потрясающий объект - растущая на глазах грозовая туча. Пошли нам, Господи, восточный ветер, и сдуй от нас ты эту тучу прочь!

Траверс западного склона Асбестной, вид на Малый Тхач.Пошли нам, Господи, восточный ветер...

Подстёгиваемые ухудшающейся погодой, мы добежали до седловинки в плече Асбестной, где дожидаясь нас, уже замёрз Вася. Да и мы больше пяти минут не высидели - видимо, наша мольба была услышана и налетевший ветер (но не факт, что восточный) начал сносить тучи обратно в заповедник, заодно и нас охладил так, что возникла мысль надеть флиску. Нет, лучше уж мы пойдём и согреемся.
Вид на Воротины с седловины западного отрога Асбестной.Ветер вдруг поменял направление, облака поплыли обратно в заповедник.

Восточный Ачешбок.           На небе тем временем стало твориться что-то невообразимое - облака, которые успели перебраться за Передовой хребет в Затхачевье вдруг резко изменили направление и поплыли обратно в заповедник. А там и без них туч предостаточно. Скоро они столкнутся... Ну подождите ещё капельку, нам до балагана недалеко осталось...

Повелители туч из нас - никакие, поэтому гроза началась по своему собственному расписанию. Порадовало - она началась над заповедником, и было ощущение, что нас не зацепит. Грохотало страшно, но нас не намочило.
От Сундуков до Восточного Ачешбока протянулся хребет Агиге.
          По пути сделали несколько снимков величественных Воротин, а также района, куда мы собираемся идти завтра, чтобы по фото наметить путь подъёма на северо-западный отрожек Западного Ачешбока.
Вид на Воротины с траверса Асбестной.
          В 17-10 мы спустились к ответвлению тропы в сторону балагана, гроза к этому моменту сошла на нет и над нами снова светило солнце, а косматые обрывки облаков уползали обратно в заповедник, "на ночёвку". По пути к балагану на глинистой почве мною были замечены отпечатки медвежьих лап.
Внизу - балаганчик под Западной Воротиной. В кадре отрожек Западного Ачешбока, куда мы пойдём завтра.Следы мишки на тропе к балагану.

За 15 минут мы дотопали до балагана, не имеющего имени собственного, но между нами, не помню, с чьей подачи, называемого не иначе как "Отель "Западный Ачешбок"***.

Балаган как-то пообветшал. Из "ничтяков" в нём имелась только свечка и немного соли. Я не к тому, что мы рассчитывали найти тут что-то полезное или съедобное, но в прошлое наше посещение "отеля" тут был и топор, и ведро для воды, и всякой хавки в кулёчках...
Отель "Западный Ачешбок" ***
          Да и поляна рядом стала какая-то кочковатая, года полтора назад она казалась идеально ровной:)

Мы долго топтались по поляне, выбирая места под палатки, и Олег в конце концов решил, что будет ночевать в балагане. А Вове тогда вполне хватит ровного места на том пятачке, куда он втиснул свою палатку. Мы с Васей поставили палатку так, чтобы любоваться закатом, забрались внутрь, достали коньяк, лимончик и фисташки и таким нехитрым способом отметили удачное окончание пятого ходового дня.

Закат 4 мая 2012г.
           А потом на часик задремали и почти проспали закат:(

На ночь глядя Олег предпринял попытку разведки окрестностей. Понаразведывал аж до Умреловой поляны. Стемнело, мы уже стали волноваться, не пора ли идти его искать, но вот на краю поляны зажглась "звезда" яркого фонаря Олега и вскоре он снова был с нами и показывал фотки егерского балагана и его окрестностей.

Далее...

День 6, 05.05.2012г.
День 7, 06.05.2012г.
День 8, 07.05.2012г.
День 9, 08.05.2012г.