II часть марлезонского балета. Завершение обхода Западного Ачешбока.

В каньоне Шиши.
               Сказать, что мы сильно впечатлились от увиденного, это почти что "ничего не сказать". Мы малость обалдели...

В сравнении с просторным сухим руслом притока, каньон Шиши выглядит до неприличия узким. Его ширина внизу от 3 до 5 метров, слегка мутноватая ледяная вода стремительно мчится к повороту русла, образуя множество ванночек.

Светлокаменные
20-30-метровые стены расходятся вверх под углом градусов 60, у воды скалы гладкие, неудобные для передвижения, но кое-где по-над водой навалено камней и по ним можно пройти вверх по каньону. По воде, наверное, тоже можно, но очень уж течение сильное, я бы не рискнула.
Вверх по каньону далеко не пройдёшь.
Олег попытался подняться по руслу, но далеко не ушёл. Он сравнил это место по непролазности с каньоном Цице.

Спуск по каньону ниже "слияния с сухим руслом" выглядит сложнее, чем путь вверх по реке. Стиснутая в скальных объятиях Шиша ступенями начинает сбрасывать высоту, каждая ступень русла это глубокая ванна, и что самое неприятное - русло петляет и не видно, что скрыто за очередным поворотом.
Каньон Шиши ниже по течению от слияния с сухим притоком.
               Редкие пучки травы и мхи ютятся на скальных выступах ближе к воде, а выше в буквальном смысле цепляются за жизнь однобокие пихты, и те, которым не повезло закрепиться на скалах, заканчивают своё существование во мраке каньона, застряв поперёк него.

После утомительного пути мы не смогли удержаться от принятия водных процедур. Поболтали ножками в обжигающе ледяной воде, побрызгали на лицо и руки, но всех просто "порвал" Олег, наклонившись над водой и засунув голову в ванну, причём дважды - пришлось повторять на бис, ради фотографии на память.
А вам слабо?
               Незаметно пролетели полчаса, надо было продолжать путь. В 14-10 мы начали подъём по каменистому сухому руслу.

Поначалу, в сравнении с тем, что нам пришлось испытать за предыдущие часа полтора, это путь был похож на ковровую дорожку! Идёшь себе по каменным ступенечкам, попался завал - легко обходишь его.

Начало пути вверх по сухому руслу притока Шиши.
               Затем завалы стали гуще, а каменные ступени выше... и снова дальнейший обзор нам закрывают отвесные скальные стенки...ни у кого нет ощущения дежавю?:)
Дежавю? Завал в русле.
               Но мы не сдавались и шли по руслу, которое то сужалось и захламлялось, то снова расширялось и становилось более проходимым.

Как правило, завалы удавалось обходить по лесистому левобережному склону. Тропы там не было, уклон приличный, так что сил на траверс тратилось много. Но глядя на склон правобережья, мы понимали, что это меньшее из зол:)
По левому берегу вполне проходимо без тропы.Траверсировать склон правого берега желания не возникает:)
Мы нашли воду!                И в один прекрасный момент мы увидели воду! Прямо у наших ног вода ускользала в пустоты между камней, и по-видимому, дальнейший путь вниз проделывала в подземных лабиринтах.

Место, где вода в притоке Шиши исчезает, оказалось запоминающимся - на севере от нас находилась вершина Западного Ачешбока. Осталось узнать, где же она начинается.

Не прошли мы и 300 метров, как обнаружили "место рождения" ручья под одним из камней. Выше по руслу воды не было.
Через 300 м вода снова закончилась...
               Мы напились вдоволь и пополнили запасы на всякий случай, ведь сколько нам ещё идти неизвестно. Ну, не то чтобы совсем неизвестно - вон впереди уже торчат "зубы" Восточного Ачешбока (да-да, с этого ракурса Восточная Воротина зубастая!), неопределённость была скорее по времени.
Курс на "Зуб" Восточного Ачешбока!

Примерно к 15-25 мы вышли к раздвоению сухого русла и с радостью заметили, что если пойти направо, то выйдем на родник на тропе. Каких-то метров 300 по прямой:)

И тут началось - то вверх на склон, то вниз на снежник, которым оказалось забито русло в верховьях, то по скользким замшелым камням.
Опять вверх на склон...А теперь проще идти по снежничку.
                Собственно, уже сейчас можно было констатировать, что обход Западного Ачешбока состоялся - мы уже поравнялись с его восточным краем. Но при этом мы находимся чёрт знает где:) Вот оно какое - ZаВоротье.

Снег, по которому было удобно идти, закончился перед очередной развилкой русла. Влево, в сторону Чёртовых Ворот, отошёл извилистый овражек, а основное русло пошло прямо, но в дальнейшем слегка забирая влево. Путь нам преградила нависающая каменная ступень высотой метра три, с которой по каплям сочилась водичка. Внизу под скалой образовалась небольшая ванночка, вот только бы не улететь туда... да что ж тут так скользко! Спасибо Васе, он показывал мне, куда ставить ноги и в итоге затащил меня за руку наверх.

Перевал Чёртовы Ворота.
В скором времени нам пришлось выгребать из непролазного русла на склон справа по ходу. Чуть выше виднелась серая скальная стена со множеством гротиков, но нам было явно не до них...

Когда перед тобой такая панорама Чёртовых Ворот, станешь ли ты уделять внимание какой-то стене?:)

Русло снова разветвилось, и Олег, идущий впереди и заметивший появившуюся на экране GPS тропу, рванул напрямую в её сторону - налево. Пришлось его окликнуть - у нас в планах выход на тропу, но только в другой точке, поближе к роднику. Поэтому выбираем правое ответвление. GPS подбадривает - мы всё ближе и ближе к тропе. Наконец, мы выходим на неё в нескольких метрах ниже родника. Хватит с нас хождений по буеракам!

Место под 2 палатки с прекрасным видом на Воротины.
               Когда мы подошли к роднику, силёнок осталось катастрофически мало. А времени было около 17 часов. Отдышались, попили водички и наметили план - дойти до "модного" балагана под Агиге. Рядом с родником зеленела молодой травой площадка на пару палаток (по осени я почему-то её не заметила, хотя знала, что она где-то тут есть), но мы не настолько ушатались, чтобы останавливаться прямо здесь. Правда, вид на Воротины отсюда зачётнейший и надо когда-нибудь тут заночевать.

Мы поднялись на перевальчик и стали спускаться вниз, снова забираясь на территорию заповедника, "извиняйте, дядьки", мы ненадолго:)

Быстро проскочили сосновый лес и вышли на луга, откуда открывается прекрасная панорама на хребет Скирда. Облака медленно плыли над его гребнем.
Открылся вид на хребет Скирда.
             Обогнули с юга лесистый пупырик 2071,0 м и по луговой полосе между двумя лесными массивами стали двигаться навстречу хребту Агиге. Постепенно перед нами развернулась панорама хребта Агиге от одноимённой вершины до Восточного Ачешбока.
Прямо по курсу - склоны Восточного Ачешбока и провал Чёртовой Калитки.Облака над вершиной Агиге.
                Разделённые глубоким провалом "Чёртовой Калитки" (2066,0 м) массивы мягко освещались закатным солнцем. Их луговые склоны ещё не успели зазеленеть, и я поймала себя на мысли, что сейчас они выглядят так же, как и в начале ноября.

Когда тропка затерялась в траве близи стоящей справа по ходу одинокой сосны с двумя сросшимися у основания стволами, Вова, наконец, сознался, что немного удивлён, почему мы пошли сюда, а не через лес. Оказывается, в этих местах есть другая тропа к балагану, и Вова её знал, но он не остановил нас, когда мы свернули в сторону Агиге. Так мы и не подозревали о существовании другой тропы, на карте её нет. Тропка, отмеченная на 500-метровке в обход 2071,0 м с севера, нами также ни разу хожена не была, как-то не подворачивалась она под ноги...
Вид на котловину под хр.Агиге, где стоят балаганы.
               Ну-ка, Вова, расскажи, там хорошая тропа? По его словам выходило, что не очень. Вроде балочки какие-то глубокие надо пересекать. Пойдём-ка мы лучше "нашим" путём, нам на сегодня "балочек" достаточно!

Рядом с одинокой сосной мы остановились и с высоты рассмотрели дальнейший путь. До балагана по прямой около 1,5 км. Надо только спуститься вниз по лугу на виднеющуюся внизу дорогу, а дальше уже дело техники.

На спуске Вова заметил двух всадников, которые двигались низом поляны к нам наперерез. Гм... неужели егеря? Так мы уже и не в заповеднике! Предъявить нам они ничего не смогут. Но это были не егеря, а охотники, и похоже, они тоже немного струхнули, завидев нас(наверное, была причина). Но разглядев в нас обычных туристов, подъехали, поздоровались, перекинулись парой фраз, да и поехали дальше куда-то в сторону Чёртовой Калитки.

Сворачиваем к балагану *****
               А мы свернули с дороги в лес по едва заметной тропке и вскоре вышли на луговую финишную прямую к ручью. Запаслись водой (как чувствовали, что рядом с хорошим балаганом воды не будет), и поковыляли  на подъём к балаганам.

В старый балаган заглядывать не стали, с виду он совсем обветшал, а сарайчик, похоже, ушёл на дрова.

Балаган *****   В 19-05 этот длиннющий ходовой день, наконец, завершился. Новый балаган с разветвлённой инфрастуктурой в виде двух навесов, оборудованного кострища и туалета (с рулончиком туалетной бумаги) получил заслуженную оценку *****. И как полагается приличным отелям, в номере имелся "мини-бар" в виде полторашки какого-то шмурдяка (скорее всего, это был спирт, сильно разбавленный водой). Под потолком висели пакетики со всякими крупами. Спальное место было застелено довольно приличными на вид матрасами.
Оборудованное место для посиделок у костра.Навес возле балагана
                Огорчили нас только два обстоятельства - над спальным местом какой-то идиот подвесил пакет с мусором, а в ложбинке за балаганом вместо воды была обнаружена свалка мусора, причём свежего.

Мы насобирали и напилили дров, растопили печку. Полечили мой аццкий ушиб, который я только сейчас смогла рассмотреть воочию - ой... кажется, у меня выросла вторая икра! Шишка была реально большая, при этом на коже ни царапины, ни синяка, только ноет очень сильно. Наложили йодовую сетку, а на ночь пришлось выпить таблетку нурофена, чтоб хотя бы заснуть спокойно. Назавтра решили устроить полудневку и спать сколько душе угодно.

Далее...

День 7, 06.05.2012г.
День 8, 07.05.2012г.
День 9, 08.05.2012г.