Из Терзияна в Большое Псеушхо через перди... Часть 1.

Приехав рано утром в Туапсе,
зачем-то мы попёрлись в Гогопсе...
Фото для привлечения внимания:) Оно вообще сделано на следующий день.

Наверное, правильнее было бы описание этого ноябрьского похода размещать под грифом "Не каждому рекомендовано к повторению", по аналогии с "Кино не для всех":) Итоговый трек я в шутку назвала "треком для заклятых друзей" и делиться им буду осмотрительно, не выкладывая в широкий доступ, дабы повторение некоторых его кусков не привело наших последователей в шок:) Возможно, по ходу чтения у Вас возникнут вопросы, зачем мы вообще выдумали такой, казалось бы, не сильно логичный маршрут. Но у нас были свои на то причины и давнее желание снова посетить эти места.

Начнём с того, что мы "назначили" себе праздники не как у людей 3-5 ноября, а 4-6 ноября, и это было сделано с двойным умыслом: во-первых, из-за юбилея васиного отца, а во-вторых, чтобы избежать непогоды 3 ноября. Ранним утром 4 ноября мы вдвоем с Васей прибыли в Туапсе, моментально подвернулся частник, сговорились с ним о цене и покатили в Терзиян. В 8 утра мы высадились у брода через Караковскую щель, спасибо водителю, который из добрых побуждений избавил нас от хождения мимо лесопилки и сократил наш путь на пару километров. Радуясь, что мы так лихо "забросились", мы чуть было не прыгнули в кабину нагнавшего нас лесовоза, но вовремя сообразили, что через Алтубинал, куда едет лесовоз, нам будет совсем непросто выбраться на наш маршрут. А так заманчиво было проехать ещё несколько грязных километров... Но нет. Отсюда будет всё по-честному, т.е. пешкарусом и без сторонней помощи.

По лесовозке, мокрой от дождя

Наш дальнейший путь был неблизким - по лесовозке в сторону перемычки "Шесси - ГКХ" и далее к разрушенному мосту через Гогопсе, а затем к стоянке, которую я и мои друзья как-то лет 6 назад в инете прорекламировали под условным, но прижившимся впоследствии, названием "Космодром" (по причине, что с неё прост взлёт на ГКХ). Каюсь – зря прорекламировали, и я постараюсь впредь не палить полюбившиеся стоянки – засрали "Космодром" основательно… Кроме того, как выяснилось, разные группы находят "свой Космодром", в поисковиках мне сразу навскидку попалась парочка  упоминаний района этой стоянки. Одно - на сайте Антона Литвина в описании похода на Шесси, и я решила для надежности залить его трек, потом где-то на turistenok.ru откопала ещё один трек – он показался мне ближе к истине, взяла и его тоже. Но истина оказалась не там, и не там, и даже не между, но об этом далее:)

Путь к "Космодрому" не такой уж банальный и мы гарантированно смогли бы найти его сверху, с ГКХ. Снизу, от слияния истоков Гогопсе, один раз мы ходили, но аж в 2006 г, а с тех пор многое могло измениться. Своего трека у нас не было по причине неимения в то далёкое время GPS. Однако, визуально, казалось, мы прекрасно помним путь.

Погода 4 ноября в точности оправдывала прогноз rp5.ru по Терзияну – изредка начиналась морось, которая длилась недолго, а потом снова выходило солнышко. Первый раз заморосило так, что пришлось надеть куртку, примерно в 11-40, когда мы отдыхали за бродом через Большой Пшиш. За бродом качество дороги заметно улучшилось по сравнению с довольно грязным отрезком от поворота на Семиглавую до брода. Возникло подозрение, что лесорубы покинули эти места, и слава богу!

Потом был длинный тягун, порядком вымотавший нас. На обед остановились в 14-30 у заброшенного балагана примерно в 1,5 км от развилки "Шесси - ГКХ". Обед затянулся на 45 минут из-за снова начавшегося дождика, который мы переждали под сильно прохудившейся крышей, к тому же рискуя провалиться под прогнившие доски пола. Балаганчик стал практически непригоден для жилья.

На развилке, где раньше была бытовка лесорубов, никого и ничего не оказалось, лишь несколько брёвен на обочине. Таки свалили куда-то лесогубы!
На бывшей "поляне лесорубов"

Мы отдохнули минут 10 и взяли курс на ГКХ, траверсом обходя пупырь 1169 м в сторону бывшего моста через Гогопсе (на картах он есть, а в реальности его давным-давно не существует).

Резво дотопали до следующей седловинки между 1169 м и очередным пупырём. Кстати, именно на этом отрезке пути мы заметили совсем свежие следы в противоположном направлении группы как минимум из трёх человек, причём у одного из них (а скорее - у одной), рисунок протектора был таким же, как на моём скарповском вибраме. Но мы ведь никого не встретили, из чего мы заключили, что эта группа, скорее всего, ушла в сторону Шесси. Далее начался недлинный, но крутой подъём перед финальным спуском к бывшему мосту.
Долгожданное выполаживание перед аццким спуском к истокам Гогопсе

Спуск сильно размыло и завалило упавшими деревьями, но это было только начало квеста, и мы это прекрасно понимали.
Спуск к слиянию истоков Гогопсе, к разрушенному мосту.

У слияния истоков Гогопсе мы материализовались в 17-00. До заката оставался 1 час, но нас это нисколько не смущало. Вот волок, ведущий вверх, вот от него отходит нечто жуткое, которое с трудом можно даже волоком назвать, видимо, по этой промоине и спускался Антон, но нам же не туда. И нам не по тому волоку, что идёт прямо в сторону ГКХ, куда потыкались "туристята", а потом полезли в дебри. Мы же помним, что нам малость левее, а лишь затем тупо вверх по кушерям. И мы так и поступили – прошли по основному волоку немного влево, вскарабкались по склону, цепляясь за всякие там лавровишни и невзирая на колючки падуба и арканы из ежевики – и вышли снова на волок, уже другой, который именно здесь заканчивался, но по нему можно было снова пойти влево. Было видно, что он перекидывается на другую сторону правого истока Гогопсе. Тут бес попутал нас в первый раз за этот поход. Логично рассудив, что по пути к "Космодрому" нам всё равно придётся переходить исток Гогопсе, мы решили, что сама судьба нарыла нам тут этот волок и грех этим не воспользоваться. Тут бы взять и пораскинуть мозгами, что этот исток – на самом деле, конечно, ЭТОТ, но в верховьях он раздваивается, и нам бы нужно оказаться на правом берегу именно левого ответвления, а не правого, и задать себе вопрос – а возможно ли это, если мы пойдем тупо правым берегом? Ответ очевиден, но волоки имеют свойство заманивать, противопоставляя мнимый комфорт хождения по ним менее быстрому продвижению по кушеристому бестропью. А у нас ведь так мало светлого времени суток (включая сумерки) – не более полутора часов. Рискнём? И мы перешли правый исток Гогопсе по камням и стали методично пыхтеть на подъёме по волоку.

Достигнув гребня отрожка, волок как-то внезапно растворился в  зарослях ежевики, но по гребню в сторону ГКХ читалась звериная тропка. Мы, ни капельки не сомневаясь, доверились ей. Впереди в туманной мороси виднелся ГКХ, а GPS показывал, что мы движемся в сторону отметки 1494 м, что нас вполне устраивало. Да, мы идём на некотором расстоянии от нарисованного мною проекта трека, ну так это и понятно - мы же умышленно идём по другому берегу. Поэтому смотреть в GPS имело смысл лишь для отслеживания параллельности нашего реального пути этому проекту, что я регулярно и делала. Заросли ежевики вскоре сменились камнями с обильной порослью лавровишни, затем "лысый" (в смысле – без деревьев) участок закончился и снова начался лес - в основном это был бук с редкой примесью пихты и очень густой молодой буковой порослью в виде подлеска. Мы проводили взглядом последние лучи солнца, ласкающие склоны Каратянского хребта и Шесси, попытались сфотографировать радугу (не получилось), а затем углубились в лес.

Буковые веточки так и норовили попасть в глаза своими острыми почками, а защищаться от них тёмными очками в сумерках было равносильно тому, как если бы идти вообще вслепую, поэтому я приноровилась крепко зажмуриваться, делать рывок вперёд, затем открывать глаза и намечать траекторию для нового рывка, и так бесчисленное множество раз. Пытались двигаться не по гребню, а выйти к обрыву над бурлящим уже довольно глубоко внизу истоком Гогопсе – вдоль обрыва росли пихты, и мы понадеялись, что идти по пихтарнику будет проще. Но пихты были густо окружены кривобуковым подлеском, тут у меня родился термин "кривобуколесье", как нельзя более точно описывающий то, через что нам пришлось продираться. Вскоре добавились ещё и заросли двухметровой кавказской черники и колючего падуба, а скрюченность буков достигла невероятного и мы поняли, что не можем продолжать идти СКВОЗЬ ЭТО по-над обрывом. Надо выгребать обратно на середину широкого гребня. В этом месте на карте нарисована "луговая проплешина" среди леса -  не верьте глазам своим, это место, возможно, когда-то давным-давно было луговым... ныне там кушери непролазные. Вы спросите - а почему бы нам не взять и не вернуться на другой берег Гогопсе? Но у нас вопрос так даже и не стоял по причине того, что левый берег в этом районе нереально возвышался над правым и представлял собой отвесную белокаменную 50-60-метровую стену со "щёткой" пихт на самом верху, к тому же достаточно протяжённую (а по карте как-то маловато, на мой взгляд, тут скал нарисовано). Это было зрелищно, даже несмотря на сумерки, и увы, не отснято именно по причине фиговой освещённости. Итак, о левом береге можно было и не думать. Мы продолжали буриться по правому.

Стемнело. Вася достал налобный фонарик. Я же, глупая девочка, так здорово упрятала свой фонарик - не куда-нибудь в верхний клапан или в карман, а ни за что не догадаетесь куда... внутрь одного из запасных кроссовок, которые к тому же лежат в рюкзаке порознь и где-то почти на дне! Поскольку разбирать весь рюкзак в темноте и посреди кушерей не представлялось возможным, то я и пытаться не стала. Ваське приходилось проходить участок, а затем оборачиваться и освещать его для меня, что замедлило и без того не ахти какое быстрое наше продвижение. Тем временем ширина гребня сошла на нет, или мы в темноте просто с него незаметно свалили вправо, но мы уже шли траверсом по крутому склону, не падая вниз только потому, что склон был густо заросшим. И тут до нас дошло, что шум истока Гогопсе как-то стих. Точно! Исток разветвился! И скал напротив вроде не видно! Теперь мы сможем перейти на другой берег, более того - нам это крайне необходимо, ведь даже в темноте мы "нащупывали взглядом" там некое подобие горизонтальности.

Мы ломанулись вниз, к руслу ручейка. И если до этого момента я ощущала жуткое эмоциональное напряжение и неимоверную усталость от борьбы с ветвями, то тут вдруг накатил полный пофигизм - вот не хочу даже шаг сделать, но не потому, что нет сил, а из вредности вот ща тут сяду и буду сидеть и мёрзнуть, потому что ВСЁ НАДОЕЛО... Благо, длилось у меня этот состояние недолго. Я была вынуждена следовать за Васей, ведь, если помните, фонарик был только у него, и это послужило мне громадным стимулом не тормозить. На спуске ноги нас не слушались и мы двигались как обезьяны, повисая на ветках. Наконец-то мы у ручья! Нахлебавшись водички, мы полезли вверх на противоположный склон, а он как бы в противовес тому, с которого мы только что спустились, был почти "лысым", но не менее крутым. Васька даже попросил у меня одну палку (свои он не взял), иначе он просто не мог зафиксироваться на склоне и под своей тяжестью съезжал. Ещё каких-то минут 10 ушатывающего подъёма по размокшему склону, и мы оказались на гребне.

Тут было ровно! Но дело снова портил кривобуковый подлесок. При свете одного фонаря мы стали тыкаться по "плато". Нашли сперва одну площадочку, нет, что-то не то, давай дальше поищем, нашли вторую, опять не то. Вася пошутил, что мы уже привередничаем, значит, мало ушатались. Э-э-э, как это мало? И вмиг нашлось место среди буковых загогулин, куда мы едва втиснули нашу палатку (хорошо, что взяли 2-х-местную, а не "трёшку", ей бы точно места не нашли). Засекли время - 20-18, кстати, могло быть и хуже:) Тут я осознала, что уже часа полтора иду по темноте с солнцезащитными очками на голове, вот уж гламурная дурочка... ещё и ноготок обломала - нет, значит, уже не гламурная:)

Закинули в палатку вещи, переоделись в сухое и устроили "пир горой", в меню которого входили мясные деликатесы, пармезан, сало с хреном, банка фасоли в томате, на десерт - апельсины и хурма, ну и само собой по 50 г суперского кизлярского коньяка КС с ароматным лимончиком. Такой ужин заставил нас забыть о том, как мы сюда добрались. Главное - мы лежим на ровной площадке, на мягкой подстилке из листвы, сыты и довольны, погода наладилась - ветра нет, над нами звёзды и луна - чего ещё желать? Ах да, мы же шли на «Космодром», а попали не пойми куда... Ну, об этом мы будем думать завтра. Вот прям с утра встанем и пойдём его искать. И мы погрузились в сладкий сон, и спалось нам просто замечательно. Правда, в 3-20 мы почему-то (наверное, от нереальнейшей тишины и яркого лунного света) проснулись с ощущением, что выспались, но пришлось заставить себя ещё часа 4 поспать, что нам вполне удалось. Но прогнать из своих снов "кривобуколесье" не получилось, я всё бродила среди скрюченных стволов и отмахивалась от лезущих в глаза ветвей. Наяву мои сны выглядели примерно так: