Из Терзияна в Большое Псеушхо через перди... Часть 3.

Спуск в Большое Псеушхо

Проснулись в 5-30. Выпили чаю. Неторопливо собрались, потому как по-тёмному идти не хотелось, да и холодно. Но вышли до рассвета, примерно в 7-30. К этому времени над Шесси и Фиштом заалели облачка, подсвечиваемые восходящим солнцем, но само солнце ещё довольно долго не появлялось.

Ветер так и не стих, даже казалось, что наоборот – усилился. Надо было скорее тикать в зону леса, но и там от ветра не было спасения. Так мы и дотопали до пер.Семашхо-II, на подходе к которому солнышко всё-таки удосужилось появиться из-за гор и согреть нас.

Неподалёку от памятников на перевале я нашла черничные кусты со зрелыми ягодами (а я думала, в сентябре черника уже закончилась). Но гораздо большее удивление вызвали у меня только начинающие цвести черничные кусты. При такой погоде есть шанс на второй (если не третий) урожай!
Ноябрь месяц, а черника снова цветёт!

В 8-50 мы начали спуск по тропе к броду через Наужи. Раньше этим путём мы не ходили, и скажу честно – путь до брода мне приглянулся. Очень приятный лес, жаль, что воды по пути нет, или мы невнимательно смотрели. Но главное достоинство этого пути - сюда не ступала нога лесоруба!

Рельеф приятный, значительная часть пути проходит по гребням, но иногда тропка круто сваливает вниз или на какое-то время ныряет в густой пихтовый подлесок либо кусты лавровишни и падуба. Не оставляет ощущение, что идёшь по НАСТОЯЩЕМУ ЛЕСУ, какого не встретишь вблизи посёлков, но оно и понятно - до цивилизации отсюда неблизко. Местами попадаются завалы тропы, но обходы натоптаны, и неудобств эти поваленные стволы почти не доставляют.

К стоянке у брода мы вышли в 11-07, сбросив порядка 750 м по высоте. Наужи была мелкая и нехолодная, мы с удовольствием искупались, ведь два предыдущих дня мы не могли себе этого позволить, ночуя фиг знает где.
Стоянка у брода через Наужи

Золотая осень Наужи

Пообедали, и в 12-05 пустились в дальнейший путь. Но быстро идти не получалось, я чувствовала себя не вполне здоровой и тормозила изо всех сил. И уже была морально готова к тому, что на автобус в 15-30 мы опоздаем. Но Вася был настроен решительно, поэтому когда видел, что я уже "подыхаю", давал мне отдых на несколько минут и снова убегал вперёд, чтоб я не расслаблялась. А вокруг было всё так празднично-зелено, что даже не верилось, что сегодня 6 ноября.

Немного не доходя дольмена нам повстречалась большая группа туристов, человек 15-20. Мы торопились и пообщались "на бегу", узнав лишь, что те идут на Семиглавую, а затем в Анастасиевку. Но меня смутили каски и верёвки, я поинтересовалась – зачем они на том простеньком маршруте? Ребята пошутили "Вещи сушить", на том мы и расстались, так и не уточнив, откуда они. Признаюсь, я заволновалась за них, ведь на следующий день прогнозировалось немаленькое количество осадков. То, что погода меняется, было заметно - и ветер этот жуткий, хотя пока безоблачно, и неадекватная жара (наверное, +20 было как минимум), и башка начала побаливать.

К 14 часам сравнительно чистый участок пути остался позади, и начались мокрые и грязные волоки. Да они тут всегда такими были, мы не удивлялись. Но впереди нас ждал сюрприз – дорога, и без того запомнившаяся нам со времен мая 2008 г как жутко грязная, претерпела значительные изменения. Настолько значительные, что я перестала узнавать местность. В какой-то момент она перекинулась на правый берег Тыбго и пошла петлять по реке. Собственно, вот после этого глубокого и ныне непроходимого оврага, где раньше была дорога, начинается самый грязный и мокрый участок пути.

Но я помнила, что от бывшей стоянки лесорубов была тропка по левому берегу, сейчас же берег оказался слизан вместе с тропой, а местами старая тропа просматривалась, но была вся в завалах. Были ли это последствия наводнения-2009 или наводнений и смерчей этого года, я судить не берусь, но мы были поставлены перед фактом, что придётся идти по реке, а мы и так уже опаздываем на автобус.
Дорога по руслу Тыбго

Мне как бы по барабану, я в ботинках, а в рюкзаке у меня лежат сухие кроссовки, а вот у Васи запасной обуви нет, и хотя Тыбго в ноябре мелка, ему в кроссовках идти по ней было весело. Русло местами было завалено деревьями, обходы, естественно, либо по воде, либо по грязнющему склону. Впереди послышался звук бензопилы, а вскоре мы увидели Газ-66, стоящий посреди реки, в который лесорубы грузят дрова. Поинтересовались у них – что с тропой? Они сказали, что тропка есть, только теперь гораздо выше по склону, но до посёлка уже недалеко, есть ли смысл её искать? И мы продолжили идти по руслу, и когда нас в конец это задолбало, мы взобрались по склону и вышли на поляну, через которую шла старая дорога. Но с поляны дорога снова ныряла к реке, ну уж нет, мы только что оттуда! И мы пошли по дороге параллельно руслу, затем она снова вышла к реке, но высоко над ней, не спуститься. Вернулись. Спустились к реке и по прибрежным камням вышли на дорогу, которая здесь уже насовсем выныривает из русла и как бы опоясывает посёлок. От увиденного мы немного ошалели – многие дома оказались разрушенными и брошенными, возле крайнего дома какой-то огромный котлован с водой, который если прорвёт – небось затопит нафиг эту дорогу. Взглянули на часы – 15-15. Ещё есть шанс успеть на автобус. Но сил у меня уже не было, чтобы начать идти быстрее, а до остановки ещё было далеко. Васька убежал тормозить автобус, а я шла так быстро, насколько позволял мне так и не переставший болеть живот и ушатанные пальцы ног. На остановку я доковыляла в 15-31. Автобус стоял на остановке. Пустой. Без водителя. Мы с Васей переглянулись – а может он и не поедет сегодня уже никуда? И спросить-то не у кого…

Я переобулась в нормальную обувь, допила воду и завалилась на траву без сил. Поваляться мне удалось минут пять, потом откуда-то к автобусу стали стекаться людишки, появился водила, мы быстренько погрузились и ближе к 16 часам поехали.

В Туапсе мы прибыли к 17 часам. Забросили вещи в камеру хранения, переоделись и отправились бродить в сторону моря. Море штормило. А над городом постепенно сгущались тучи. Скоро начнётся…

Уезжали мы уже под начавшимся дождём, который судя по всему и не думал прекращаться. Дома мы первым делом полезли в инет и прошерстили новости – в районе Туапсе за прошедшую ночь выпало более 30 мм осадков и это только начало – дожди прогнозируются ещё на пару дней... Надеемся, что в этот раз обойдётся без сильных разрушений и жертв. И всё-таки как-то тревожно за ту группу, что мы повстречали накануне – им-то уж точно досталось от стихии.

Чтобы не заканчивать описание на столь тревожной ноте, я всё-таки повторюсь, что лично нам с погодой несказанно повезло. И лишь благодаря этому мы полностью выполнили задуманное, хотя и вымотались побольше, чем в недельном походе. Интересная тенденция "принятия неразумных решений после 17 часов", выявленная в этом походе, надеюсь, всё-таки случайна. Но иной раз возникает подозрение, что тут замешана "тонкая магия апшеронско-туапсинских пердей", в которые время от времени нас неистово тянет вернуться...