?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

2 день, 02.05.2013г.
Новый Режет – траверс г.Артушлык и г.Большой Оконту –
верховья Куши – перевал "Пш-Пш" - радиалка к "Короне"

Ночь была удивительно тёплой и сухой, что напрягло в плане возможных капризов погоды, но чистое небо и утренняя роса попытались убедить нас в обратном - и мы были рады поверить. Стоянку покинули около 7 утра и по холодку направились в сторону Нового Режета, откуда нам следовало отыскать старую лесовозку, траверсирующую склоны г.Артушлык.
____________________________________________________________________________________________
На 500-метровках есть эта дорога, правда, заканчивается она не пойми где. Плохо различимая в GoogleEarth, однако, согласно OSM она не только не заканчивается, но и соединяется с другой лесовозкой, ныне активно используемой, а нам как раз она и нужна, чтобы вырулить на траверс Большого Оконту. Спросите - а чего ж мы сразу не пошли по той лесовозке траверсом Большого Оконту? Причина - Пшеха... не горазды мы были её бродить, а после Нового Режета, к сожалению, узкоколейка уходит на другой берег Пшехи, так что продолжая идти по ней, мы бы дотопали до дороги, но только по другому берегу. Дорога та приходит из Туб и преодолевается лесовозами вброд. Для человечков в мае брод представляет серьёзное препятствие, и дело даже не в том, что мы не смогли бы его перейти, наверное, смогли бы... а вот ботинки мочить в начале похода это "не есть гуд". По левому берегу Пшехи к той дороге не продраться, преграда - Верхние Волчьи Ворота, так что путь был один - через Артушлык. Кстати, по причине бродов и потенциальных говномесов нами сразу же была отброшена дорога из Кушинки вдоль Куши. Выбрали траверс Артушлыка как предположительно более сухой и легкоходибельный.
____________________________________________________________________________________________

Новый Режет встретил нас утренней дымкой, мычащими коровами и лающими собаками. Посреди посёлка, большая часть домов которого заброшена, стоит вышка - то ли базовая станция какого-то оператора, то ли ещё что... но Мегафона и Билайна там нет. Удивительно было обнаружить в этом заброшенном месте некое подобие детской площадки, а на доме рядом - нехилую спутниковую антенну. А вообще, местечко красивое, даже захотелось заиметь здесь маленький домик.


Дошли до моста через Пшеху.




Наш дальнейший путь с узкоколейкой, уходившей на мост, не имел ничего общего. Но мы не смогли отказать себе в том, чтобы сфотографировать утреннюю Пшеху с моста.




Первые блукания не заставили себя ждать. Наблюдатель предлагал пройти вверх по улице, а мне показалось, что надо обойти дома вдоль Пшехи и мы так и сделали, но потом всё равно пришлось выгрести наверх по грунтовке, огибающей посёлок. И вот мы на окраине. Перед нами три дороги. Правая - самая накатанная, средняя - так себе, а левая - и того хуже. Но судя по приборам и направлению нам нужна именно она!

Старая заброшенная лесовозка сразу же перекидывается на другой берег какого-то ручейка и начинает подъём, плавно заворачивая направо. По пути встречаются ответвления дороги влево, мы их игнорируем, и как оказалось, напрасно. Потому что наша "главная" дорога постепенно становится хуже и хуже, и вскоре уже почти не читается среди леса. Ломимся влево, благо, лес без подлеска и почти без завалов. И выходим на нормально накатанную дорогу, остаётся только гадать, где мы на неё вовремя не свернули. Теперь, надеемся, не потеряем её.


Дорога оказалась на удивление хорошей. Собственно, чего мы ждали от майской лесовозки - грязюки и луж, но после двухнедельной засухи ни того, ни другого не наблюдалось.


Поэтому шлось легко, хотя, конечно, не быстро. Я на этом этапе умудрилась растереть ноги. Не ожидала, что мои "всесезонные" Скарпы и толстые носки так поведут себя в 30-градусную жару. Пришлось обмотаться лейкопластырем, но было уже поздно... Поэтому моя и без того не ахти какая скорость передвижения стала ещё меньше. Наблюдатель убегал далеко вперёд и дожидался, пока мы с Васей до него дотопаем. А я ещё тормозилась на фотографирование цветочков.




Какое-то время дорога совпадала с нарисованным дома по OSM проектом трека, но очень недолго. Когда дело дошло до спуска из-под вершины Артушлыка в сторону соединения с дорогой из долины Куши, то тут мы пошли как-то совсем иначе, но опять же - "по главной", доверившись не приборам, а реальному качеству дорог. Сравнивая впоследствии реальный трек с OSM-овским проектом, могу сказать - на OSM в этом районе нарисован какой-то бред. Не то, чтобы я берусь утверждать, что там нет тех дорог, мы их и не искали... скорее - неразумно они как-то нарисованы - с нелогичными сбросами/наборами высоты. Мы же прошли по "несуществующей дороге" практически идеально лавируя между пупыриками, используя все пологие седловинки.


По времени получилось примерно так:
из Нового Режета вышли в 7-45, под вершиной Артушлыка были около 10-00, а к 11-00 утра мы добрались до примыкания нашей дороги к "главной лесовозной магистрали "Тубы - верховья Куши" и остановились передохнуть до выхода на неё. Далее предстояло какое-то время топать именно по "магистрали" под палящим солнцем и по засохшим колеям - в том месте, куда мы вышли вид у "магистрали" был жуткий. Снизу послышалось рычание двигателя и вскоре мимо нас прополз (скорость его была сравнима с пешеходной) КАМАЗ, поднимая за собой клубы пыли и жутко покачиваясь на засохших кочках. Хорошо бы, если б подвёз куда повыше, но он даже возле нас не притормозил, а сами напрашиваться мы не стали.

Вскоре после выхода на раздолбанную "магистраль" нас ждал сюрприз - дорога превратилась в настоящую гать из берёзовых бревён. Прикольное ощущение - идти по стволам и ощущать похлюпывание грязюки под ними.


Затем гать закончилась и дорога стала на удивление сухой и ровной, с плавным набором высоты, вот если бы ещё тени побольше, то было бы совсем хорошо. Постепенно уклон стал возрастать и вот как раз на одном из таких крутых участков нам повстречалась группа джиперов из Краснодара. Мы поинтересовались, откуда они сюда попали, но почему-то толком никто не мог ответить, даже друг у друга по рации переспрашивали "Откуда мы приехали?"
Мы попытались им подсказать - "Из Алтубинала?", - вроде бы соглашаются, что было какое-то такое название, но точно не помнят. Спросили у нас, далеко ли до Отдалённого, гм... далековато, вообще-то, и как бы брод там нехилый, Пшеха это ж вам не Пшиш у Алтубинала, это река посерьёзнее... Напоследок ребята сказали что-то вроде "пипец подъём", мы толком не поняли, имелось ли в виду, что этот пипец будет на подъёме у нас, или это был пипец на их подъёме из Алтубинала (уже после похода я поинтересовалась и выяснила, что пипец действительно был на подъёме из Алтубинала, где товарищи умудрились перевернуть УАЗ - http://youtu.be/oieeHYSUTKA).

Не успели джиперы скрыться из виду, как навстречу нам вниз пронёсся гружённый КАМАЗ, едва не перевернувшийся на ухабах дороги, мы аж рты раскрыли, приготовившись заорать, но он, слава богу, устоял. Вот же ж весело придётся джиперам, подгоняемым вот таким вот КАМАЗищем…

Так мы и брели медленно и печально по дороге, изредка поглядывая на экранчик GPS, отслеживая приближение к некому длинному зигзагу дороги. Нужный поворот налево был ближе и ближе. Ага, вот какое-то ответвление – оно или нет? Вова его почему-то проскочил и убежал вперёд. Но тут вдруг дорога резко пошла вниз в сторону Куши, да и GPS как-то внезапно показал, что мы удаляемся от точки поворота – так значит, недавно пройденное ответвление и было то самое... Мы покричали Вове, чтоб возвращался, но он снизу помахал нам, чтоб мы шли туда. Он нашёл ручей! Прекрасно! Время почти обеденное, начало первого, как раз возле ручья отдохнём и покушаем, а потом вернёмся к развилке дорог.

В тени мы проотдыхали около часа, в течение которого мимо нас проехало два КАМАЗА, гружённых брёвнами (один из них был тот самый, что встретился нам при выходе на «магистраль»), и какая-то машина типа погрузчика, скромненько везущая на своём горбу всего пару пихтовых стволов. В 13-15 мы с большим трудом прекратили наш отдых и снова выбрались на полуденный солнцепёк.

Вернулись к развилке. Пригляделись – да тут следы УАЗиков, значит, мы не ошиблись, что они ехали из Алтубинала. Наличие следов будет нам в помощь, если возникнут сомнения, куда свернуть. Ведь мы направляемся как раз на перевальчик из бассейна Пшехи в бассейн Пшиша, а джиперы, похоже, именно через него и ехали. В шутку я окрестила этот неведомый пока нам перевал «Пш-Пш», что было сокращением от «Пшеха-Пшиш».

Начался плавный траверс северных склонов г.Большой Оконту. Поначалу дорога была весьма качественной за исключением нескольких мест, где её пересекали ручейки и образовывали непересыхающие лужи.


С дороги открылся неплохой вид на Черногор и лагонакские горы, исполосованные тающими снежниками. Также хорош был вид на весь наш пройденный путь траверсом Артушлыка, а на горизонте доминировала вершина Оплепен.


К 15 часам мы перевалили по высоте за отметку 900 м и вышли к заброшенной поляне лесорубов, с которой открывался удивительный вид на скалы. Названия этим скалам я не знаю, по одним источникам они – Медвежьи, по другим - «Дырявые», а по словам недавно проехавших тут джиперов – «скалы с тремя лицами». Скальный массив, и вправду, состоит как бы из трёх отдельных частей, но лиц мы в них не разглядели, впрочем, как и дыр. А Наблюдатель вспомнил, что с «Короны» видны какие-то скалы с соснами наверху, возможно, это как раз они.


Далее нас ждал глинистый крутяк, боюсь даже представить, как можно было бы подниматься по нему по мокрому… Но ещё страшнее было представлять, как тут спускались джиперы. Качество дороги сильно ухудшилось, стали чередоваться резкие подъёмы по крупным камням и ровные участки, занятые громадными лужами, обходить которые приходилось по склонам. Порадовал лишь бурный ручей, возле которого мы зависли на четверть часа, плескались и пили, но никак не могли напиться.

Следующая остановка у нас случилась в 16-30 неподалёку от пересечения дороги с Кушой. Здесь как раз находится развилка дорог: прямо вверх – на «Северную Шесси» (1682,6 м) с набором высоты около 700 м, направо вниз – к Куше и перевалу «Пш-Пш» с незначительным набором высоты. Угадайте – что мы выбрали?


Ясное дело – кто ж на ночь глядя полезет набирать 700 м! И мы пошли в сторону перевала «Пш-Пш». Правда, с ещё одной корыстной целью – поглазеть на «Корону». Дорога траверсировала склоны отрогов вершинки 1428 м, с горки на горку, то сброс, то набор. Высшей точкой траверса стала высота 1034 м и я поначалу именно её приняла за «Пш-Пш», поскольку далее был значительный сброс высоты, но затем мы пересекли очередной исток Куши и стало ясно, что из бассейна Пшехи мы пока не выбрались.


К 17-15 я доковыляла до ожидающих меня на перевальчике спутников. Ноги были растёрты в хлам! И место какое-то убогое. Засохшее глиняное месиво на слиянии трёх дорог! Неподалёку – кострище под буком, но ни клочка ровного места. Воды, естественно, тоже рядом не наблюдалось. Последняя встреченная на подъёме вода для питья была малопригодна, поскольку сочилась по грязюке. Но Вова рвался к «Короне», уверяя, что найдём и воду, и место заночевать. Договорились спрятать вещи в пихтарнике и идти смотреть «Корону».

Вова умчался, а я ещё долго сомневалась, идти/не идти, очень уж болели растёртые ноги, но потом мы с Васькой всё же пошли вверх по хребтику в сторону «Короны». По пути встретили прикольный скальничек, напоминающий профиль громадной каменной головы, кого бы вы думали... Мне видится тут "разгневанный Пушкин"...


А вскоре подобрались и к массиву «Короны».


Нашли тропку под скалами. И уже почти дошли, но как назло нас ждал один западлистый участок, а сама «Корона» пока так и не была видна, так что мы усомнились, туда ли идём и плюнули на это дело. Вернулись к основанию скальника и поискали обход справа. Не нашли. А затем прибежал Вова, как раз оттуда, куда мы пытались пройти вначале. Уверял нас, что там всё просто и мы совсем чуть-чуть не дошли, но мои ноги сказали мне «НЕТ, или твой поход на этом и закончится!» Так я и не увидела «Корону», но в тот момент я этому даже не огорчилась. Хотелось скорее завалиться в палатку и дать отдых ногам. Тем более, что Вова сообщил, что мы протопали около 19 км, блин, лучше бы не говорил, мозоли от этой информации только вспыхнули огнём…

Мы вернулись к месту, где были спрятаны рюкзаки и стали думать, где бы тут приткнуться. Всюду криво. С трудом отыскали нечто условно ровное сбоку от дороги и поставили палатки. Вова тем временем отыскал где-то внизу в сторону Куши ручей и они с Васькой сбегали туда. По словам Вовы, как обычно – «тут недалеко», а по словам Васи эта вода была хрен знает где. По моему весьма объективному мнению – отсутствовали они долго, значит, всё-таки Вася более точен в оценке.

Ночь даже на этой высоте около 1000 м была необычно теплой. Впервые в мае я спала в спальнике раздетая.

По моим уточнённым данным за день пройдено порядка 16 км, это не 19, но тоже немало. Карта с треком прилагается.


И чуть покрупнее район перевала "Пш-Пш".



Далее
День 3     День 4     День 5     День 6     День 7     День 8     День 9     День 10

Назад
День 1

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
eyeshkeeper
May. 21st, 2013 05:53 pm (UTC)
Надо же, повезло по лежнёвке пошариться! В Сибири такое не редкость, а тут ни разу не видел.
"Пушкин" лично мне больше Фредди Крюгера напоминает, только без шляпы :)
asvetka
May. 21st, 2013 05:57 pm (UTC)
Ой... Я в Сибири не бывала, поэтому мне пришлось погуглить насчет "лежнёвки". Я ещё малость сомневалась, когда называла эту дорогу гатью. Ну пусть будет пока "гать". А за информацию спасибо.
eyeshkeeper
May. 21st, 2013 06:08 pm (UTC)
Да, собсно, что гать, что лежнёвка - смысл один и тот же: настил через топь. Гати могут быть и тротуарами из досок (жил я в райцентре, там такие были, а местами их коровы растопчут - падлюки не хотели грязь месить, норовили по доскам топтаться - идёшь и тонешь вместе с досками), и дорогами. А лежнёвка - это дорога, обычно на болотах. В некоторых местах брёвна тонут и тонут годами, сверху всё новые наваливают, и они тонут и сколько там до дна никто не знает.
lexzag
Jul. 12th, 2013 05:06 am (UTC)
Зачетно петляете. Мы в прошлом году от Оконту до Черниговки за день доскакали и понять не успели. Но то вниз конечно. :)
asvetka
Jul. 12th, 2013 05:58 am (UTC)
Читала и твой отчет, и carduus-а. Вы же были ограничены во времени, а у нас была цель гулять 10 дней. Правда, даже если идти не петляя, как мы, до Шесси от Черниговского порядка 35 км нехилым набором высоты. Это за день даже не каждому лосю по силам. Вниз от Оконту поближе будет, это точно.
lexzag
Jul. 12th, 2013 06:15 am (UTC)
Да за день до Шесси только в кроссовках и с гидропаком за спиной :) Ни как не в режиме гуляния.
Просмотрел весь ваш отчет. Здорово когда столько времени есть чтобы по нашим "огородам" гулять :)
( 6 comments — Leave a comment )