Previous Entry | Next Entry

3 день, 03.05.2013г.
Перевал "Пш-Пш" - 1428 м - 1682,6 м - Домик - радиалка на Шесси.

Ты был на Шесси? Не был - так спроси!

Мы позволили себе выспаться аж до 7 утра. Хотя, честно говоря, никаких сил спать на этих кочках уже и к рассвету не осталось. За ночь разорванные водянки подсохли и Вася залепил мне ранки изрядным количеством пластыря. В целом, идти было можно, но всё-таки больно.

В 8-45 мы направились по дороге, взбирающейся вверх по северному отрогу к вершине 1428 м. Но дорога, набрав немного высоты, переметнулась на левый склон отрога и пошла траверсить куда-то не туда. Нам это не понравилось. Вроде бы идти надо по гребню. Вова, уже ходивший на Шесси, тоже был уверен, что тогда они вылазили строго на гребень. Что делать? Выгребать наверх, естественно. Было крутовато и нестерпимо жарко, и когда, наконец, мы выбрались на гребень отрога и отметили, что под ногами виднеется заросший волок, нам стало немного веселее. Идти по гребню оказалось совершенно несложно. Кое-где, конечно, пришлось продираться сквозь молодую пихтовую поросль и ежевику, но в целом участок нормально проходимый. Вот только он внезапно закончился… И мы снова вышли на дорогу! Она подошла со стороны Алтубинала и стала огибать слева гребень отрога, затем вышла на седловинку, где к ней примкнула еще одна дорога со стороны Куши. Вот же ж, понарезали дорог! Идём дальше. Прошли чуть более полукилометра – снова дорога со стороны Алтубинала. Все дороги, судя по всему, активно не используются, благодаря чему не раздолбаны и находятся в довольно приличном состоянии.

Обогнули вершину 1428 м, началось выполаживание. Вскоре дорога подошла на довольно близкое расстояние к складке рельефа слева по ходу, где слышалось журчание ручья. Здесь мы передохнули и запаслись водой.

В 11-35 продолжили путь по дороге. Вова убежал вперёд. А мы идём, заболтались… Вдруг слышим, Вова зовёт откуда-то сверху слева. Говорит, что с дороги надо уходить, если мы хотим выйти на 1682,6 м. Таки-да! Вверх отходят едва заметные колеи, и GPS солидарен с их направлением.

С этого склона недавно сошёл снег. Прилизанная бурая листва кое-где вспорота молодыми ростками чемерицы и пролесками. Колеи заканчиваются, но как их продолжение местами угадывается тропка. Набрав метров 150, отдыхаем, а затем снова вверх. С высоты около 1650 м начинаются островки снега, затем его всё больше, больше, и вот уже мы идём по целиком заваленным снегом горизонтально лежащим берёзам. Уже близок перегиб гребня…

Но выползти из лесной зоны не так-то просто – уложенные снегом стволы не хотят нас пропускать, а затем ещё и кусты пытаются задержать нас в этом снежном царстве при 30-ти-градусной жаре. А мы, с силой налегая на неподатливые стволы, рвёмся к солнцу! На луга!

В 12-50 вышли на зелёные луга «Северной Шесси» - 1682,6 м чуть ниже её вершины. Какой простор! Наконец-то, видна во всей красе и сама Шесси, и подступы к ней все в снегу, и скалы Семашхо, и далёкий ГКХ. Далековато ещё до вершины...

Было видно, что в районе Семиглавой снега рекордно мало. Но более высокий участок ГКХ "1627,9 м - 1684,6 м - 1671,2 м" ещё прилично заснежен с востока.

Полчасика повалялись на сухой и пахучей траве, усеянной первоцветами - примулами и жёлтыми генцианами. Теперь, в соответствии с планом на сегодняшний день, надо было отыскать путь к домику с родником. Вова умчался вниз, пересёк зелёную поляну и стал искать путь по скалкам.

Мы попытались догнать его, но он был уже почти недосягаем. Но самое неприятное было то, что GPS, в котором на этом участке был заложен трек одного весьма заслуживающего доверия товарища, вдруг указал, что Вова ушёл не туда... Я крикнула об этом Васе. Но тот был уже на скальном траверсе вслед за Вовой и махал мне рукой - давай, мол, сюда… Блин, да что ж такое, мужики! Я начала кричать Ваське, что не полезу на скалы за Вовой, тут нормальные люди ходят низом и я вроде как вижу тропинку. Вася был между двух огней... Видя его нерешительность, я сказала "Вы как хотите, а я иду вниз" и пошла. Васька вернулся, догнал меня, попросил взглянуть на GPS, потом оценил рельеф внизу и мы вместе стали сбрасывать высоту. Вскоре мы шли по тропке, она действительно тут существует. Докричаться до Вовы было уже нереально, мы потеряли его из виду. Было немного тревожно за Вову, но, зная его страсть забуриться куда-нибудь, мы всё-таки решили, что до домика он точно доберётся (а может - уже добрался и ждёт нас).

Идя по тропке, мы вдруг заметили, что чуть ниже по склону к нам подбирается дорога... Уж не та ли самая, с которой мы сошли перед подъёмом к "Северной Шесси"? В перспективе наша тропка и дорога должны были слиться, но спуститься на дорогу мы не смогли, слишком высоко спрыгивать, поэтому так и брели на некоторой высоте от дороги, потеряв к этому времени тропку. До домика оставались какие-то 100 метров по прямой. Ой, так вот же он! Стоит себе на зелёном пригорке. И, случайно обернувшись, к величайшей радости позади мы заметили спускающегося по склону Вову! Мы поднажали и вскоре сбросили рюкзаки на лавки перед входом в домик. Вова поделился впечатлениями о непролазности скального участка по верхам, да собственно, отсюда, снизу это было прекрасно видно - фиг спустишься с тех скал к домику.

Итак, мы у домика. Рядом чистейший ручей. Столик, лавочки – прям цивилизация! Возле домика настил из лапника. Внутри домика довольно грязно, гора консервных банок, грязной посуды, куча кульков с остатками еды (вот мышам раздолье!). Крыша, мягко говоря, прохудившаяся, но за счет второго «этажа» нижнее спальное место, наверное, останется сухим и во время дождика. Впрочем, как место для ночевки я лично домик не рассматривала, а вот Вове он приглянулся.

И снаружи, и внутри домика мы обнаружили множество надписей, в том числе и от знакомого товарища - Лешего из Туапсе (Миша, привет!)

Время обеденное - 14-05. Оставшимся временем решили распорядиться так: сперва обедаем, а потом оставляем рюкзаки в домике и налегке идём на Шесси (до вершины навскидку километра три пути). Поели-попили, взяли запас еды и фонарики (возможно, возвращаться придётся затемно), и в 15-30 отправились к высшей точке нашего маршрута.

Мимо ручья вверх тянется дорога, по ней и пошли. Но по пути туда мы малость ступили и не глядя в GPS рванули по дороге вперёд после того, как поднялись по крутяку вдоль ручья. Когда уже дотопали до другого ручья, то обратили внимание, что пора бы свернуть налево и лезть наверх. Ну и полезли. Склон чистый, лишь местами кустики. Вскоре подошли по скальную стенку. Упс... Вдоль стенки вверх тянется снежник и вверху он упирается в луговую седловинку - решили, что на эту седловинку и полезем.

По твёрдому снежнику осторожненько поднялись до его середины, дальше идти по нему было опасно, уклон сильно возрос, так что перебрались на подскальный каменистый луг, и спустив несколько камней, взобрались-таки на седловинку.

Когда я, запыхавшись, последней достигла седловинки, то обнаружила, что это ещё не верх… А Вася и Вова уже скрылись из виду за новым перегибом лугового гребня. Что ж, ползу выше. Наконец, я выбралась на вершинку лугового пупыря, где меня ждали сопоходники, и вместе мы продолжили путь по тропке, которая огибала холмики слева (обратно надо будет пойти по ней).

Всё ближе и ближе мы подходили к скалам Семашхо и по мере приближения они нас всё меньше интересовали. Решили туда не лазить. Зато скальники, торчащие по краю гребня, нас просто очаровали. Мы осмотрели их лишь мельком, решив выделить им побольше времени завтра с утра, когда пойдём дальше по маршруту.

А сейчас нам предстояло подумать, как эти скалы обойти. Справа, со стороны Малого Пшиша – не вариант. Да и судя по имеющимся трекам, надо идти к Шесси по левому склону хребтика, со стороны Гогопсе. Только почему-то трек делал зигзаг в сторону скал Семашхо. Мы решили, что автор трека просто заходил туда ради обзора. Но у нас мало времени и мы не станем его тратить на хождения туда-сюда, поэтому мы ломанулись в лес прямо от основания причудливых скал, надеясь выйти на тропу, если она здесь есть. Прямо под скалами её не было видно, да и идти тут было невозможно, склон довольно крутой. Спустились ниже, хотя и не без сожаления о набранных метрах. Зато вышли на тропку. Она в этом сезоне ещё не натоптана, читается пока плохо, но кое-где на деревьях есть надписи, свидетельствующие о том, что движемся верным путём. Снег на склоне местами ещё лежит, и продолжение тропки приходилось угадывать, хотя, в принципе, и так было понятно, куда надо идти - мы ж сбросили высоту, обходя скалы, а теперь надо снова выгрести на гребень. На снегу кое-где едва виднелся встречный след, уже подтаявший.

Попутно мы визуально исследовали потенциальные пути для завтрашнего спуска в сторону Собор-Скалы. Всё оказалось лучше, чем я ожидала - те отроги, которые я наметила для спуска, были поросшими чистым буковым лесом, никакого непролазного криволесья и завалов, оставалось лишь выбрать один из двух отрогов, а они, в принципе, были одинаково хороши.

Множество ручьёв талой воды струились по склону – за жажду можно было даже и не думать.
К 17 часам мы снова выбрались на гребень, и стал виден весь наш пройденный путь от «Северной Шесси». Далеко же мы забрались! Мы знали, что там внизу под скалами остался наш домик, по прямой вроде близко, а вкруголя не один час топать.

Северный склон гребня был весь в снегу, под тяжестью которого ещё много деревьев лежало горизонтально. Идти по снегу было просто замечательно, он такой плотный и так здорово сглаживает неровности рельефа, что на этом участке мы просто отдыхали. Но впереди нас ждал подъём и вот тут уж снег не столько помогал, сколько мешал – ведь он так беспорядочно уложил деревья, что продираться через них стоило больших усилий. Нельзя было не порадоваться за то, что мы шли налегке, лавирование между хаотично торчащими стволами с рюкзаком как-то не укладывалось в голове.

Приятно удивил ручеёк на середине подъёма, когда мы уже совсем вымотались в борьбе со стволами. Наконец-то, мы продрались сквозь буково-берёзовые заросли и перед нами стеночкой стали низкорослые пихточки в обрамлении густых кустов азалии.

Снег закончился, и под ногами возникла хорошая тропка, по которой мы обогнули слева один из пупыриков и вышли на предвершинные луга Шесси.

Нашему взору предстали три зелёных холмика, один другого чуточку повыше. Тропка вела к дальнему из них, и судя по различимым остаткам тригапункта на его вершине, это и была Шесси.

Наблюдатель добрался до вершины, естественно, быстрее, и уже валялся на лугу, поджидая нас. С моей «скоростью Светы» вершина была достигнута в 17-50, что мне показалось весьма неплохим результатом, если учесть мои ноющие мозоляки. Высота Шесси по данным моего GPS составила 1828 м, аж на 11 метров ниже общепринятого значения.

Солнце было ещё высоко. Вдали, за провалом перевала Семашхо-II в ГКХ, угадывались очертания г.Большое Псеушхо, а ещё дальше – сверкало море.

Дымка немного портила впечатление, хотелось бы с большей чёткостью разглядеть окружающее пространство, но увы, после такого жаркого дня нельзя было рассчитывать, что вечером воздух будет прозрачен. Правда, на вершине было вовсе не жарко, тут господствовали ветры и я не пожалела о взятой курточке.

Виды в сторону Фишта были особо затуманенными, над Лаго-Наками собиралась немаленькая тучка, не так уж там хорошо с погодой, как у нас… Красавец-Аутль поразил малым количеством снега, совершенно несравнимым с маем 2011, когда мы туда ходили.

Большую часть обозримого пространства занимал ГКХ, и взглядом за считанные секунды можно было «пробежаться» по нему от района Семашхо до перемычки между Аутлем и Хуко. Впечатлила глубокая впадина перевала Дикил-Даш, я раньше и не осознавала, какой там сброс высоты по сравнению с Семиглавым массивом.

Вся внутренняя часть «подковы» хребта Каратянского Семашхо, где берёт своё начало из разветвлённой сети истоков Малый Пшиш, просматривалась неплохо. Долина Гогопсе, напротив, была практически недосягаема взгляду. В сторону Собор-Скалы мы смотрели с особым вниманием – туда нам предстоит направиться завтра. Надо сказать, что издали легко угадывалась дорога под Малым Оконту и Копицкари, но как там дальше, ближе к Собор-Скале, было не разглядеть.

Обломки пункта триангуляции с наваленными у основания каменюками, на мой взгляд, не украшают вершину Шесси, но раз уж они тут есть, то ничего не поделаешь – надо фотографироваться на их фоне.

Поискали записку среди камней – не нашли ничего, кроме ржавой банки и бутылки из-под водки. К сожалению, я позабыла в рюкзаке ручку и бумагу, но не беда - к этому моменту у нас уже созрел план, как сделать так, чтобы наше посещение вершины не прошло незамеченным. Но для его воплощения необходимо было произвести некие приготовления, а именно – опустошить припасённую как раз на случай достижения высшей точки Туапсинского района (на некоторых картах вершина Шесси находится целиком в Апшеронском районе, но хочется верить другим картам, по которым граница между районами проходит через вершину) баночку красной икорки. Вершинная шоколадка, конечно, тоже была, но должен же «Ростов-Экстрим» внести что-то новое в традиции? И мы «сообразили на троих», щедро намазывая икру на крекеры, а затем фотографируя довольные рожи, давящиеся икрой.

Когда баночка была пуста, я вытерла её и вложила в неё визитку «Ростов-Экстрима». Сия конструкция была помещена в турик.

В 18-30 мы попрощались с вершиной Шесси, хотя было очень заманчиво дождаться здесь заката. Но ведь нам ещё довольно долго возвращаться, не хотелось бы блукать по темноте.

На обратном пути мы решили строго следовать тропе, и поняли, почему трек делал такой крюк в сторону скал Семашхо. Дело в том, что именно там проще вылезти из леса на луга, чем буриться по крутому склону в лесу, как мы поступили вначале. Тропка, правда, по выходу из зоны леса теряется, ну или может быть, мы не заметили её продолжение за овражком, к которому она нас привела. Но дальше очень просто выйти по лугу на седловину между гребнем Каратянского Семашхо и скалами Семашхо.

Далее мы пошли по гребневой тропе. И она очень логично и без проблем спустила нас с того пупырика, на который мы забирались по снежнику и крутому склону.

Мы оказались на луговой седловинке, которую тропка огибала по краю и входила в лес, круто сбрасывая высоту.

Спуск состоял как бы из двух террас, между которыми были довольно крутые участки. Тропка хоть и была едва заметна, но всё же читалась и в зарослях падуба, и на открытых участках, с которых только что сошёл снег. И в итоге мы вышли на вырубку, которая находилась как раз перед началом крутого спуска к домику вдоль ручейка.

В 20-15 мы снова были у домика. Успели обернуться засветло.

Теперь с чувством глубокого удовлетворения от вылазки на Шесси мы приступили к решению бытовых вопросов. Первым из которых был - борьба с проклятущими мошками, они словно озверели и грызли нас беспощадно. Пришлось обрызгаться OFF-ом и укутаться.

Мы поставили свою палатку на лапник у домика, а Вова решил ночевать внутри. Поужинали, какое-то время посидели на лавочке. Вова заметил внизу в долине Малого Пшиша какой-то огонёк. То ли такие же как мы, туристы, ночуют, то ли лесогубы или охотники. Однако, не такая уж тут и глушь... Всё, пора спать!

Натопали около 10 км. Карта с треком блуканий прилагается.

Далее
День 4     День 5     День 6     День 7     День 8     День 9     День 10

Назад
День 1     День 2