Майские каникулы факультета "Блуканий и заблуждений". Часть 4.

4 день, 04.05.2013г.
Домик -траверс 1732 м - спуск по бестропью на дорогу - траверс 1117 м - стоянка вблизи притока Гогопсе на высоте 807 м. Поиск пути к Собор-Скале.

С вечера заметно похолодало, высота 1500 м всё-таки. Ещё и ветер поднялся. Так что в эту ночь и мыслей не было спать раздетой. Наоборот, я даже использовала теплоид. Может, и не сильно он был нужен, но не зря ж я тащу их аж 8 штук, надо уменьшать вес рюкзака! С теплоидом ногам было даже жарко, а вот нос всё равно мёрз.

Будильник, зазвеневший в 6 утра, был проигнорирован, и мы ещё с полчаса валялись, не желая вылазить из тёплых спальников. Но потом потихоньку собрались, позавтракали.

В 8-40 мы начали свой четвёртый ходовой день.

План на день был таков:
- подняться к понравившимся нам скалам и там полазить и пофотографироваться;
- затем с траверса вершинки 1732 м уйти по одному из пологих отрожков вниз; и на том, и на другом отрожке чуть ниже есть дороги, они приведут нас к обозначенной на карте заканчивающейся здесь дороге из Яблоновского;
- по карте дорогу пересекает ручей, значит, мы сможем найти рядом местечко для лагеря, заныкаем вещи и смотаемся в сторону Собор-Скалы в надежде отыскать к ней пути - по Гуглу вроде что-то просматривается. Вот такой вот грандиозный план...

И мы приступили к его реализации.

Первым делом мы по уже знакомой тропке поднялись на гребень и сбросили рюкзаки у скал. На подъём по известному пути мы затратили не более часа.

Почти полчаса мы лазили среди причудливых скал с как будто выгрызенными гигантскими мышами громадными углублениями.

С подачи Миши-Лешего - скала слева в кадре названа "Дельфином", и действительно, кажется, будто вынырнул дельфин и тыкается носом в скалу.

Это "Дельфин" с обратной стороны.

Наблюдатель, очарованный удивительной энергетикой этого места, впал в непродолжительную медитацию.

А я попыталась освоить искусство левитации.

Василию была отведена роль "мастера композиции" и "ловителя момента".

Место нам безумно понравилось. Уходить совершенно не хотелось, так бы весь день тут и пролазили.

А на скалы Семашхо так и не захотелось идти... Может, мы неправы, конечно, только как и вчера, они показались нам невыразительными. Из интересных объектов отмечу скалу "Треугольную" в истоках Цыганки, она прекрасно была видна с гребня.

Двоякое ощущение осталось от скал Большого Оконту - вроде массив реально большой, а не смотрится он с этого ракурса, в Гугле со стороны Туб он казался намного эффектнее.

В 10-05 мы опять же знакомым путём спустились на тропку и пошли под вершину 1732 м. Спуск решили начать по ближайшему к нам отрогу 1732 м. Светлый буковый лес с невысоким подлеском из молодых пихточек для спуска подходил идеально.

Спускались мы, спускались, и бац! - на высоте около 1500 м вышли на старый волок. Ура! Значит, я правильно разглядела в Гугле, что это именно дорога, а не скальные выходы (по цвету там фиг разберешь)! Всего по бестропью мы сбросили около 150 м, дальше всё казалось банальным - топай себе по дороге.

И мы топали. Местами на дороге попадались завалы из стволов, но это были мелочи, ведь склон, по которому прорезана эта дорога давно уже стал некомфортным для хождения и по крутизне, и по густоте растительности, и по наличию всё тех же завалов. Так что мы были рады этой дороге.

К 11-15 вышли к красивому местечку, где с многометрового обрыва сквозь пихты просматривалась Собор-Скала. Отдохнули немного в теньке.

А буквально через несколько десятков метров дальнейшего спуска дорогу пересек слабенький ручеёк. У нас воды пока было достаточно, но место мы запомнили. Ещё минут через 10 мы пересекли ручей, берущий начало из-под вершины 1732 м.

Далее дорога пошла немного вверх, а потом начался крутой спуск, очень не порадовавший мои ножки.

Я делала малюсенькие шажочки, чтобы не травмировать пятки, отстала от ребят сильно, но те дождались меня на каком-то «пятачке» слева от дороги и дали мне минут десять передохнуть. Но чем особо запомнился мне этот крутой участок дороги, так это сверкающими на солнце мелкими кристалликами кварца на дорожных камнях – это были такие же «кварцитовые щётки», как и на камнях в районе Аркасары в Архызе. Вот только образцы мне попадались слишком увесистые и ни один из них как сувенир я домой не привезла. Причём даже не догадалась сфотографировать…

В 11-50 мы продолжили спуск, но сил корячиться по хорошей, кстати, но очень крутой дороге, хватило лишь на полчаса ходу. Мы сбрасывали высоту и становилось всё жарче, и хотя наша дорога была большей частью в тени деревьев, жара донимала. Так не хватало ветерка…

Отдохнув в очередной раз в тени пихт, мы снова потопали вниз, благо уклон немного уменьшился. Вскоре мы вышли на почти ровный участок дороги, огибающей пупырик 1117 м и на пересечении дороги с ручейком опять зависли на некоторое время. А потом снова спуск, ещё 150 м вниз…

На подходе к очередному пересечению с ручьём мы заметили в пейзаже что-то инородное – лесовоз. Пустой. Стоит себе у брода и никого поблизости нет.
И никаких признаков рубки леса тоже вроде нет. Наверное, это охотники заехали в эту глухомань. Мы тихонько прошли мимо лесовоза и продолжили путь.

Наконец-то, дорога пошла почти без горизонтально!
До соединения её с дорогой из Яблонского оставалось около километра с очень незначительным сбросом высоты.

Но когда мы дотопали до слияния дорог, то огорчились тому, что тот ручеёк, что нарисован на карте в реальности оказался небольшим грязным озерцом слева от дороги. Как источник воды это совершенно не годится! Как же быть? Уже как-то и пить хочется, и время обеденное – около 14-00.

Поступили просто – решили пройти ещё километра с полтора по дороге в сторону нашего завтрашнего траверса склона Шесси и остановиться на пересечении с тем ручьём, в верховьях которого мы недавно видели лесовоз. «Неглавная» дорога, по которой мы пошли качества оказалась отменного, с приятным небольшим уклоном, и мы за 25 минут дотопали до поляны у чистейшего ручья.

Поляна хранила остатки былой деятельности лесогубов – остатки брёвен, какой-то хлам в виде пустых канистр, истлевшей рабочей одежды и какого-то столба с блоком наверху, наверное, эта конструкция выполняла роль погрузчика брёвен.
Мы немедленно скрылись из-под палящего солнца в тень прибрежного ольховника и предались отдыху.

Пока мы с Вовой просто сидели и тупили, Васька пошёл вверх по ручью искать место для стоянки. Потом он перебрался на другой берег, забрался на террасу высоко над ручьём и скрылся из виду, но вскоре вернулся к нам по дороге и рассказал, что там наверху нормальных мест для стоянки полно, к ним можно пройти по заросшему волоку, ответвляющемуся от дороги. Так что давайте покушаем тут, у ручья, а потом пойдём туда и поставим палатки. Мы не возражали и приступили к обеду. Потом немного поплескались в приятной воде. Пришла пора идти ставить лагерь.

И тут приключился казус. Я побрела наверх первая, руководствуясь описанием Васи – «по заросшему волоку». Иду, значит… Вот какой-то волок, ну очень заросший, не может быть, чтоб сюда… Иду дальше. О! Вот это ответвление в сторону мне нравится, выхожу по нему на полянку и пытаюсь идти в лес в сторону обрыва над рекой, но где же тут вообще можно поставить палатку? Чуя неладное, я вернулась на полянку и осмотрелась. В принципе, можно войти в лесочек на другом краю полянки и поискать там, на вид местечко вроде ровное. Но лучше дождаться Васю и Вову. Вскоре на дороге появился Васька и сообщил мне, что я проскочила «нужный» волок, боже, так это в те дебри надо было лезть? И я пошла за ним, и буквально с первых шагов по этому волоку стала чертыхаться от лезущих в глаза ветвей и кочек. Шли мы, казалось, целую вечность… Зашли в чащу леса и Васька сказал, что где-то тут есть места под палатки. Блин, а за водой как ходить? Я начала бухтеть, предлагая вернуться к дороге, но мужики отказывались стоять у дороги. Да ё-маё, тут же глухомань и никто по этой дороге не ходит и не ездит, чего бояться? А тут клочка земли ровного нет даже на одну палатку! Я стала предлагать выйти на ту поляну, откуда Вася меня утащил в эти дебри и поискать место там. Наверное, я вынесла мозг моим друзьям, и они решили уступить женщине ради собственного спокойствия. Но мы вернулись на полянку и при ближайшем рассмотрении обнаружили на ней покосившийся остов балагана, а также хилый ручеёк, на другом берегу которого можно было найти ровные места под пихтами. С основной дороги это место было незаметным. Вот только на поиски места мы потратили кучу времени…

Пока поставили палатки, разобрали вещи, уже натикало больше 16 часов. Но в сторону Собор-Скалы всё же решили сходить. Если выяснится, что времени не хватит, то хоть дорогу разведаем. Мы захватили немного еды и фонари и отправились в обратный путь к слиянию дорог, к 16-45 достигнув его. Дальше нас ждал незнакомый отрезок пути, но ещё около полукилометра нам предстояло пройти по «яблоновской дороге», затем по правому ответвлению начать траверс массивов Малого Оконту и Копицкари.

Свернув направо, мы сразу же стали плавно набирать высоту. И сразу же стало понятно, что по этой дороге вряд ли кто-то ездил в недавнем прошлом – нехилые промоины рассекали дорогу. Набор высоты довольно быстро прекратился и дорога пошла ровно, огибая складки склона г.Копицкари. Вышли на раскатанную лесогубами поляну, дальше путь стал хуже, дорога была завалена упавшими деревьями, проехать тут уже точно было невозможно, а обойти ножками – запросто.

К 17-15 мы вышли на очередное развезённое техникой место. На краю поляны стояла бытовка, подпёртная доской (внутри два спальных места, какое-то барахло и жуткая вонь), и некий жуткий раздолбанный агрегат, который, видимо, проще оказалось здесь бросить, чем чинить. Но особо умилили стоящие на деревянном столе две чистейшие (вымытые дождями) чайные чашки. Рядом с поляной сочился по глинистому склону тонюсенький ручеёк, он даже есть на 500-метровке – начинающийся из ниоткуда и никуда не впадающий… Но пить можно, вода на вкус приятная.

За ручьём следовал крутой взлёт, затем снова выполаживание, заканчивающееся очередной поляной, изуродованной колеями, зарастающими травой. От поляны ответвлялись в сторону Гогопсе три дороги, и все три шли вниз. Нам бы нужен траверс в сторону Собор-Скалы и мы выбрали крайнюю левую дорогу, очень заросшую. Попытались пойти по моим «намёткам», увиденным в Гугле, но ничего у нас не вышло – мы выперлись на какой-то обрыв, сквозь ветви увидели прекрасные очертания Собор-Скалы и какое-то время прошли по гребню хребтика, а затем спустились в какие-то кушери и не увидели, куда можно продолжить путь в нужном нам направлении. Вова предложил вернуться, он видел ещё какое-то ответвление и пойти по нему. Вернулись. Прошлись. Тот же плачевный результат. Не можем никак выйти на траверс по нарисованному мною проекту. Снова вернулись к развилке трех дорог. Пошли по средней дороге, а она стала резко сбрасывать высоту, что подумав, как долго мы будем тут возвращаться, мы прекратили спуск. Время близится к 18-00, а до Собор-Скалы ещё километра 3. Глупая затея. Надо возвращаться в лагерь.

Вернулись на поляну с бытовкой и уселись на брёвнышки отдохнуть и перекусить. С недоумением пырились в карту, пытаясь понять, как там можно пройти. Так и не поняли. Видимо, зайти с этой стороны к Собор-Скале – из области фантастики.

В качестве "утешительного приза" была непугливая лягушенция, которая дала себя сфотографировать и так, и эдак.

Обратный путь к палаткам проделали быстро, но Вова – как обычно, быстрее всех. Когда мы с Васькой дотопали до ручья, то решили не торопиться на стоянку, а искупаться. После такого жаркого ходового дня это было невообразимо приятно. Освежившись, мы вернулись к палаткам и приготовили ужин. Решили, что завтра не будем пытаться снова добраться до Собор-Скалы, а пойдём искать траверс склона Шесси и спуск в Гогопсе.

Далее
День 5     День 6     День 7     День 8     День 9     День 10

Назад
День 1   День 2     День 3