Previous Entry | Next Entry

7 день, 07.05.2013г.
Хакуч – Грачевский - балаганы - ночёвка перед Грачёвым Венцом

В 8-50 вышли на маршрут. Через пару с небольшим километров от нашей стоянки есть развилка дорог, где одна дорога уходит вниз, к броду через Тугупс. Оттуда по картам есть дороги на Грачевский, были эти дороги и у Вовы в GPS, и он было порывался идти туда. Мы с Васей его отговорили, уверяя, что те дороги, хотя и существуют, в отличие от "траверса Шесси и Собор-Скалы", но качество у них местами преотвратное. Большей частью это зарастающие волоки со всеми вытекающими "кушеристыми и ноговыламывательными последствиями". Ходили мы там в 2006 г, но вряд ли с тех пор этот путь стал лучше. Так что мы настояли на пути по дороге и не на Грачевский, а на Хакуч. Если кто не в курсе - это вообще-то два разных перевала, но почему-то так повелось, что их отождествляют, называя и Грачевским, и Хакучем то место на ГКХ, куда выходит дорога из Марьино. Там ещё рядом холм с памятниками. Стратегически важное место, однако. И в Гражданскую тут воевали, и в Великую Отечественную.

Так вот - ЭТО НЕ ГРАЧЕВСКИЙ. Да и "Хакуч" - название не единственно правильное, скорее, наиболее часто употребляемое. Перевал в разные времена называли и Тубинским, и Лихморовским, причём происхождение странного названия "Лихморовский" я как-то пыталась выяснить, но безуспешно. Тем не менее, на холме в густых зарослях азалии установлена памятная табличка "Героям Лихморовского перевала".

У меня в GPS не было треков на этот участок, зато были путевые точки с нашего похода на Аутль в мае 2011, среди которых была и очень полезная точка развилки «Аутлинка – Хакуч». Визуально я тоже хорошо помнила эту поляну с развилкой. До неё мы дошли к 10-50.

По словам знакомых туристов где-то тут должен быть балаган. Его мы нашли без труда. Маленький балаган с дырявой крышей и лавками для двоих человек. Рядом ещё дымился костёр.

Дорога на Аутлинку от поляны – влево и почти без набора высоты. А на Хакуч – правее и сразу круто вверх. Ещё один ориентир – голубая табличка газовиков. Пока мы отдыхали, сверху с жутким грохотом съехали два УАЗа, и громкий отборный мат их водителей по поводу качества дороги и убитых глушителей заглушил пение птиц.

В 11-25 мы начали подъём на ГКХ. Он довольно крутой на всём протяжении, но короткий – порядка километра по длине. Есть на подъёме ручеёк, но боюсь, он в жару пересыхает. Высшая точка подъёма находится на высоте 1349 м. Дальше по ГКХ идёт плавный сброс высоты, но дорога местами просто жутко развезена. Такое ощущение, что джиперы устраивали тут соревнования «кто больше изговняет свою машину».

В одном месте на дороге были начертаны стрелки, указывающие в лес, мы сперва удивлись, а потом заметили стоящую лагерем большую группу. Общаться не стали, но до сих пор остаётся загадкой – если они там стояли, значит, где-то тут есть вода. Где?

Около 13 часов мы прошли мимо вышек и направились в сторону памятников на холме.

Здесь была связь и мы, созвонившись с родными, узнали прогноз на будущие дни. Нереально! Не может быть! Солнечно аж до 12 мая! Даже не верится - вон как на Аутль стягиваются тучи...

Спустившись к озеру, которое уже и не выглядело как озеро, а скорее напоминало болото, мы укрылись от ветра и решили тут пообедать.

Вот только сгоняем с Васей вниз за водой, тут же недалеко ручей… Упс, а ручья-то и не оказалось… В жарком июле 2006г он был, а сейчас даже в мае его нет. Но как же было приятно испытать дежавю при виде пихт, фото которых вот уже 7 лет стоит у меня в комнате! Тогда они были в призрачном тумане, сейчас – на фоне сочной зелени.

Вернулись к Вове без воды. Ладно, перебьёмся. Дотопаем до балаганов, там уж точно вода есть. И мы перекусили и продолжили путь.

Дорога в лесу претерпела значительные изменения. Местами тут явно забавлялись джиперы. Когда же мы были на подходе к пер.Грачевскому, запомнившемуся нам как сильно грязный участок в низинке с непересыхающими лужами, то неожиданно заметили дорогу вправо и чуть вверх. Блин, я даже не сообразила, что это обход грязного участка, и стала паниковать, что мы сейчас уйдем с ГКХ обратно в Шпалорез. А оказалось, что это просто новый путь прямо на пер.Грачевский, а дальше дорога та же самая, что и раньше.

По выходу на луга открылся хороший обзор на Фишт, Пшеха-Су и Аутль.

И снова Собор-Скала... Самый знакомый ракурс. Но не то! Запал мне в душу другой вид Собор-Скалы, тот, что два дня назад сопровождал нас в блуканиях над Гогопсе.

К 15-20 мы дошли до балаганов и Вася с Вовой кинулись вниз в истоки балки Рыбачьей за водой.

Я прошлась по «дворику», где на грядках зеленел чеснок и зацветала клубника, к балагану, где мы ночевали в мае 2011г. Вот только в 2011 нам пришлось откапывать балаган из-под снега, а сейчас вокруг всё в цвету.

Внутреннее убранство балагана привело меня в шок. В хорошем смысле. Там было чисто прибрано, да ещё стоял какой-то гламурный столик. На веранде – замечательные стол и лавочки, ну прям хоть оставайся тут!

Да, заночевать тут было заманчиво, но, прикинув по карте дальнейший путь по дням, мы поняли, что лучше всё-таки сегодня подойти под Грачёв Венец, т.е. пройти ещё километра четыре.

В 16-05 мы попрощались с милыми балаганчиками и полезли на гребень.

Впереди белела остатками снежника вершинка 1553 м, на которой установлен крест.

На подходе к ней мы имели возможность наблюдать, как УАЗик готовится вытаскивать "своего коллегу" на лебёдке через снежник. Белая машина приехала со стороны новых "модных" балаганов возле 1553 м. Мы поинтересовались у водителя, нет ли оттуда дороги вниз в сторону Шпалореза, и получили ответ, что нет.

Энтузиазма идти через вершину не было ни у кого, а зря… потому как на её обходе по лесу мы с Васей умудрились блукануть и потерять Вову из виду, хотя вроде бы всё время шли по колеям старой дороги. Наверное, засмотрелись на диковинный буковый лес: сперва были прямоствольные буки...

затем - как бы слегка "подкошенные" у основания...

а потом мы очутились среди "танцующих" буков.

Вот среди этого "пьяного" леса колеи внезапно и закончились. Мы вспомнили, что если бы шли через вершину, то, спустившись по лугу, входили бы в лес. Выгребли на луг, где снова увидели стоящего на тропинке Вову, удивившегося нашему странному блуканию на простом рельефе.

Отсюда хороший обзор на Шесси. Даже не верится, что 4 дня назад мы стояли на её вершине.

Двинули дальше сперва по тропке, которая в полном соответствии с моими воспоминаниями вошла в лес, а потом, к немалому удивлению, снова вышли на колеи дороги.

Я толком не помню, были ли здесь колеи в наши прошлые посещения этого места в 2006г и 2009г, а в 2011г тут везде лежал снег и в памяти не отложилось, по дороге ли мы шли или по тропке. Но доселе я считала, что дорога есть только до вершины с крестом. Вова, попавший в эти края впервые, тоже удивился наличию дороги и поинтересовался - а когда по тропам-то пойдём? Мы пообещали, что от Хожаш уж точно пойдём по тропе:)

В 17-40 мы добрались до намеченного места ночёвки. Оно находилось на седловинке в перелеске перед выходом на луга под Грачёвым Венцом. Судя по наличию бревенчатых столиков со стульями и изуродованных надписями букам это место популярно среди туристов.

Тут столько места, что целый лагерь разместить можно. Особенно порадовала горизонтальность, сегодня не придётся корячиться на кочках!

Осталось лишь найти воду. По карте неподалёку находился исток Хахопсе, и действительно, с двух сторон седловинку ограничивали овражки. Вова сбегал в дальний из них, но вернулся ни с чем. Тогда я заглянула в ближайший овраг, в двадцати метрах от палатки, и увидела воду, только она сочилась таким тонким ручейком и уходила под снежник, что набрать её казалось затруднительным. Но я всё равно спустилась в овражек, туда даже были натоптаны ступеньки. Оказалось, что со стенки оврага вода сочится довольно нормально, за пару минут можно набрать бутылку, только надо немного наловчиться...

Мы поставили палатки, немного повалялись. Вова, кажется, заснул. А я вдруг осознала, что ноги мои почти зажили и мне захотелось пойти посмотреть закат с лугов под Грачёвым Венцом. И мы сбегали туда, успели-таки догнать солнышко.

Были свидетелями интересного явления - над морем стояла пелена тумана, и это "море тумана" как бы выплёскивалось через прибрежные не очень высокие горы, пытаясь заполонить долину Псезуапсе. Но ползти туману в нашу сторону мешал сильный встречный ветер.

Солнце скрылось за горами и мы поспешили вернуться в палатку. Ветер всё крепчал. Ночь обещала быть прохладной. Ура, мне удастся заюзать второй теплоид!

Поужинали. Перед сном прикинули по карте, что вполне успеем за день дойти до "Космодрома" (а дальше идти особого смысла и не было из-за отсутствия воды и хороших стоянок на хребте), ещё и на Хожаш слазить.

Всего за день пройдено более 15 км. Наш путь на карте:

Далее
День 8     День 9     День 10

Назад
День 1    День 2     День 3     День 4     День 5     День 6

( 3 comments — Leave a comment )
lexzag
Jul. 12th, 2013 05:26 am (UTC)
На фото с "нивой" 2 уаза :))

По хребту классные дорожки, такой простор!
Jul. 12th, 2013 05:53 am (UTC)
Спасибо за уточнение. Я ж человек безколесный, мне что "нива", что "жигуль" почти на одно лицо:)
lexzag
Jul. 12th, 2013 06:27 am (UTC)
Ну не настолько же чтобы нивку от уаза не отличить :)
( 3 comments — Leave a comment )