Previous Entry | Next Entry

8 день, 08.05.2013г.
Хожаш – "Подкова" - "Космодром"

Собственно, почти весь наш путь, намеченный на текущий день, и вдобавок - ещё и на завтрашних полдня, можно уместить на одном фото. Конечно, можно развернуть карту и заявить - "сегодня нам надо дойти до этого пупыря", но гораздо приятнее показать путь на местности визуально, очертив пальцем все зигзаги рельефа и рассказав о нюансах ходового дня. Надо сказать, что нюансы на этом участке пути имелись, но мы чувствовали себя в этих местах уже далеко не новичками. Однако, и до "бывалых" нам ещё пока расти и расти... А теперь подробнее.

Проснулись мы часов в 6. Собрались, покушали, сожгли свой мусор, собранный по стоянке пластик и пару брошенных порванных мокасин.

Ещё раз запечатлели стоянку в утреннем свете. Приятное местечко.

В 8-25 начали подъём на луга под Грачёвым Венцом. Утреннее солнце снова палило нещадно, в очередной раз казалось невероятным, что погодные сайты не предрекли грозу. Удивительный май!

В поле зрения появились макушка скал Хожаш и травянистая округлая вершина 1619 м.

Невозможно идти, не оглядываясь - ведь там Аутль. Всё тот же Аутль, но каждый раз немножечко другой...

На подходе к примыканию хребта Анна Ябух слева от дороги синело небольшое озерцо. Оно тут и в июле бывает, но как источник воды не годится. Это водопой кабанчиков и прочей лесной живности.

Перед входом в лес мы ненадолго привалились на цветущем лугу, усеянном звёздочками кандыка кавказского. Ну, наконец-то, прощай дорога! Дальше путь по тропе.

В лесу ещё сохранились заснеженные участки. Тропу было почти не угадать. Шли по рельефу, возможно, не совсем оптимально, потому как незаметно для себя свалились в балочку, хотя левее можно было идти по гребню.

Впереди уже просматривался гребешок, по которому следовало идти к скалам Хожаш.

Мы взобрались на него, и по известной нам гребневой тропке немного прошлись вверх, затем сбросили рюкзаки. Дальше пойдём налегке.

В 9-30 мы отправились на Хожаш. Тропка вскоре сошла с гребня на более пологий правый склон, слилась с более широкой, но слабо различимой тропой (видимо, это и есть тропа к 1619 м), варварски промаркированной надписями на деревьях. Куда эта тропа шла дальше, мы не уловили, потому как вышли на снежник, под которым она исчезла. Мы знали, что за снежником в кушерях есть ответвление в сторону Хожаш и сразу же его нашли. Немного усилий – мы продрались сквозь заросли азалии и кавказской черники и очутились на лугу.

По лугам к скалам Хожаш натоптана хорошая тропка, намного лучшая, чем по лесу. По ней мы быстро преодолеваем луговую часть подъёма, по камням подходим под скалы и начинаем по полочкам взбираться наверх.

Грандиозно смотрится отвесная стена Хожаш и «каменный хаос» под ней. Слыхала я, что есть товарищи, которые умудряются войти в Подкову, пройдя под стеной скального массива, и мне жутковато только от самих мыслей об этом. Мы предпочитаем обход "каменного хаоса" низом.

С высоты становится хорошо заметен "Каменный тюльпан", одна из хожашских достопримечательностей.

Удивительно, но подъём оказывается очень простым, у меня сложилось неверное представление о нём в мае 2011, когда я забоялась идти выше по скользкой траве и мокрым, местами обледеневшим камням. Но то был аномально "плохой" май. В сезон зайти на Хожаш не фиг делать.

В 10-05 я, естественно последней, но безумно счастливой - первый день, как мозоли не болят, тьфу-тьфу, дотопала до вершины Хожаш, и наша компания впала в блаженное состояние, рассматривая окружающий мир с высоты. GPS показал высоту Хожаш 1641 м. Согласно некоторым картам здесь 1644,5 м, вполне допустимая погрешность. Тура на вершине нет, но натоптано изрядно.

На вершине мы провели около получаса, пролетевшего совершенно незаметно. Сидели и любовались.
Виды в сторону Фишта и Аутля понравились своей многоплановостью. Волны горных хребтов, подёрнутые утренней дымкой, притягивали взгляд, провоцируя нас делать кучу почти одинаковых фото.

Аутль, показалось, заметно "подтаял" с того момента, когда мы смотрели на него с вершины Шесси - снега на подъёме к вершине почти не осталось. Да и сама Шесси значительно позеленела за эти дни, в этом ракурсе на её склонах не было ни единого намёка на снег.

Вид на северо-запад, куда нам предстояло идти дальше, был весьма "загадочным" - казалось, что за изгибом ГКХ в районе 1684 м нет больше ничего, кроме дымки, плавно перетекающей в бескрайнее небо…

Cеверо-западная оконечность массива Хожаш, представляющая собой пару остроконечных вершин, разделённых глубоким провалом, отвесных в сторону моря и полностью залесенных с другой стороны, показалась весьма интересным объектом и сейчас я жалею, что тогда мне даже не пришло в голову прогуляться в ту сторону по гребню Хожаш.

Очень эффектно смотрелись трёхгранный скальник северо-восточнее 1671,2 м и острая предвершинка 1671,2 м с луговым основанием. Именно к началу её лугов выходит тропа из Подковы, вскоре нам предстоит там пройти. Может, я заблуждаюсь, но по моему мнению, именно эту предвершинку следует называть "Бекишей". Не 1671,2 м, не Хожаш, а именно её – острую вершину на краю Подковы.

В дымке не было видно моря, даже постройки Лазаревского едва угадывались в створе долины Псезуапсе.

Ну, и конечно же, мы довольно пристально вглядывались в зигзаги Подковы - извилистого, в грубом приближении С-образного участка ГКХ от Хожаш до района вершины 1671,2 м. Этот кусок ГКХ с довольно мудрёным рельефом, где легко уйти не на тот гребень, довольно часто упоминается в нехорошем контексте - "заблукали в Подкове", "нечаянно ушли из Подковы в Бекишей".

В моём понимании важны два момента:
1) правильно "войти в Подкову", грамотно с точки зрения рельефа обойдя низом "каменный хаос" под Хожашем и плавно траверсируя южный склон 1502 м;
2) не свалить из Подковы не по тому гребню на спуске с 1594 м. Это на карте кажется, что всё банально, вроде - иди себе гребнями и горя не знай... В реальности рельеф очень неочевидный и не каждый гребень проходим.
У нас с Васей был опыт прохождения Подковы дважды, причём в мае 2011 мы прошли её почти идеально, но заметьте - по снегу, когда многие неровности и гребневые заросли не представляют собой серьёзного препятствия. Сейчас, похоже, так просто нам от Подковы не отделаться, снега почти нет. В принципе, в GPS есть путевые точки по Подкове, но чую, без понимания того, как путь идёт от одной точки к другой, они почти бесполезны. Что ж, будем искать маркировку и пытаться дружить с рельефом... Но это будет потом, а сейчас мы сидим, погружённые в Нирвану, на Хожаше. Жуем шоколадку, запиваем прохладной водичкой... Чего ж ещё желать? Ну, разве что - "пусть исчезнут отсюда эти синие носки, привязанные каким-то идиотом к кустам"(весьма странный способ отметиться на вершине)

Вова предложил сделать несколько кадров в прыжке, и мы принялись с ним подпрыгивать, а Васька ловить момент.

Что ж, пора бы и спускаться. Не хотелось уходить. Восторг от пребывания на Хожаш был полнейший. Как же повезло с погодой!

К 11-00 мы вернулись к своим рюкзакам, дожевали шоколадку и отправились в дебри Подковы, доверившись слабо видимой тропе, той самой, что шла со стороны 1619 м. Изредка на деревьях встречались надписи и маркировка в виде вырезанного из коры квадрата с вертикальной насечкой (старые насечки представляли собой некое подобие кошачьего зрачка). Обычно рядом с такой маркировкой присутствовала и ещё одна - в виде трёх кругов, расположенных вертикально друг под другом.

Тем не менее, на спуске с гребешка мы умудрились тропу потерять, и понимая, что свалили слишком низко, начали выгребать наверх, на одну из путевых точек, которая заведомо была на тропе. Это нам удалось и вскоре мы стояли на хорошо натоптанной тропке, которая была совсем непохожа на ту, по которой мы начали спуск. Даже когда она продиралась через кушери лавровишни и падуба, ногами она прекрасно нащупывалась, хотя визуально трудно было предположить здесь наличие тропы.

Справа по ходу сквозь молодую листву просматривались стены Хожаша.

Вскоре мы спустились к одному из ручейков, стекающих из-под Хожаш. Здесь мы минут пять передохнули и запаслись водой. Будет и ещё один ручей, но я точно не помнила как скоро. Ну, а потом вода есть лишь на перемычке при выходе из Подковы, в одном из истоков Гогопсе, который даже не отмечен на карте (но мы-то знаем...)

На траверс 1502 м мы вышли идеально. По тропе. И не испытали никаких сложностей на подъёме на гребень ГКХ, которого мы достигли в районе пупыря юго-западнее 1502 м.

Дальше было "иди себе по гребню" - довольно нудный кусок маршрута, на котором притупляется понимание, что это гребневой маршрут по ГКХ. Идёшь, блин, по каким-то холмикам и седловинкам, обзора по сторонам практически нет.

Даже в какой-то момент перестаёшь понимать, какой из пупыриков следует обходить и с какой стороны. И точки в GPS как-то не в помощь, хоть я и понаставила их метров через 200-300 друг от друга. Но - спасибо маркировке! Тут она на высшем уровне, вот реально от одного промаркированного дерева ты всматриваешься и видишь следующее. А тропа как таковая почти не видна, она или под снегом, или с неё снег только сошёл и весь склон такой бурый и прилизанный, поди там разгляди тропу.

Но врать не стану - изредка тропа была видна весьма отчётливо. Хотя больше было мест неочевидных, а если случайно вдруг терялась маркировка, то забуриться фиг знает куда оказывалось делом пяти минут. Один из таких случаев произошёл на подходе к вершинке 1594 м. Тропа проходит вблизи вершинки, но при этом вовсе не по гребню, а чуть ниже, траверсом с востока от неё. Вова как-то ловко ускакал на гребень и начал продираться к вершине через кривобуколесье, мы потыкались за ним в эти кушери и поняли, что не умеем по ним ходить. Вернулись на снежник, решив обойти низом. А Вова к тому моменту уже вылез из кушерей и кричит нам, что он на тропе. Пригляделись - а ведь логично тут идти по снегу "прямо на Вову", пошли, и опа... снежник закончился и мы оказались на тропе. Что характерно, именно в этом месте мы блуканули в 2006г, уйдя аж до луговой проплешины под 1594 м.

Места тут довольно дикие, и живность кое-какая водится... За нами некоторое время наблюдали три серны, но близко к себе не подпустили.

Далее снова шли по маркам, и уже сговорились, что на перемычке перед подъёмом из Подковы пообедаем. Чего там, какой-то километр ещё пройти... Но опять потеряли маркировку, начали выписывать какие-то зигзаги от одной путевой точки к другой. И что самое удивительное - мы не видели перемычки, на которую надо было спускаться. Нутром почуяли, что Бекишей по нам плачет, если будем и дальше продолжать идти в этом направлении (при просмотре трека оказалось, что шли вниз по отрогу, спускающемуся к отметке уреза воды 1286 м на Бекишее).

Приняли вправо. Но поскольку мы уже сильно сбросили высоту, то перемычку мы увидели в результате не внизу, а почти вровень с нами. По плотному снегу вылезли на неё и, снова обнаружив метки, вздохнули с облегчением.

Вот и местечко, где мы простояли в мае 2011 день и две ночи в дожде и тумане. А сейчас погода ну просто шепчет. В 13-50 мы сбросили рюкзаки на тропе, укрывшись от ветра за склоном. Пора перекусить! Вася с Вовой пошли за водой, к счастью, вода в этом ручье была, и к тому же - очень вкусная.

Кушали и отдыхали минут 40. Дальнейший путь проходил через ещё одну седловинку на гребешке, а затем начался крутой подъём к предвершинке 1671,2 м. Странно, но GPS почему-то не записал трек этого получасового подъёма, оставив всего лишь две точки его начала и конца, соединённые прямой. Но по большому счёту, это почти правда - подъём там тупо вверх и без особых извилин тропы. Тропа, кстати, видна довольно хорошо.

В 15-10 я, наконец, добралась до траверсной тропы под склоном предвершинки 1671,2 м, где уже отдыхали Вова и Вася.

Рассиживаться не стали и вскоре пошли дальше. На тропу вблизи зелёной седловинки между 1671,2 м и её предвершинкой упало дерево, немного усложнив нам путь. Прошлой осенью его здесь не лежало.

Примерно 20-25 минут ходьбы и мы под взлётом на гребень, но путь нам преграждают кушери. Стоп-стоп, я же помню этот участок по ноябрьскому походу, мы опять сошли с тропки! И я предпочла вернуться и найти правильный проход через густую азалию, а мужики пробурились на луга нахрапом.

В 15-40 мы на полчасика привалились на зелёном лугу с видом на 1671,2 м. Подкова пройдена! Мы сделали это за 4,5 часа, из которых примерно 3,5 были реально ходовыми.

Выглушили почти всю воду - ничего, на "Космодроме", куда мы далее направляемся, этой воды - хоть залейся. Гм... Или там снег? Ладно, снег - тоже вода.

До "Космодрома" оставалось идти 4 км. Рельеф на этом участке ГКХ - синусоидальный, с горки на горку, но район этот довольно красивый. Очень уж эффектны эти холмики, с одной стороны луговые, с другой лесистые.

Снова сюрприз - в небольшом перелеске на подходе к 1612 м кривые буки так полегли под снегом, что мы едва сквозь них продрались.

Где-то в этой чаще я наступила на один из лежащих стволов, и под моей тяжестью он прогнулся и освободился от снежного плена, подбросив меня вверх, я аж обалдела... Выбравшись на луг, я долго не могла отдышаться после борьбы с кривобуколесьем. С подъёма на 1612 м недоумеваешь, как узкая полоса кушерей может задержать в своих объятиях... но факт есть факт - мы только что продрались через один из неприятных участков.

Вон он, тот перелесочек с труднопреодолимым кривобуколесьем...

Согласно карте Апшеронского района 11 Ростовской ВКЧ где-то здесь на ГКХ должна выходить дорога из бассейна Гогопсе. Фантазёрам-составителям карты могу порекомендовать пробуриться через эти предгребневые кушери и внимательно поискать свою дорогу!

Участок ГКХ от 1671,2 м и 1494 м всегда привлекал меня красивыми видами, но никогда ранее мне не удавалось проходить его в столь удачную погоду. Разве что в ноябре 2012 нам повезло с хорошей видимостью, но осенью немного другие краски. Сейчас же в ассортименте были и сочная зелень, и голубое небо, и снег, и цветы. Поэтому фотографий на этом отрезке пути получилось очень много, и выбрать из них самые-самые оказалось сложно.

Первоцветы отцвели, и теперь луга постепенно покрываются белыми соцветиями ветрениц. Это уже летние цветы.

Прямо у тропинки в кустике азалии я заметила пустующее гнёздышко.

Ещё одна снежно-буковая засада ждала нас на подъёме к 1494 м. Снова деревья под снегом лежали так, что не прорвёшься. Но мы прорвались. На площадках на 1494 м стоять не захотели, как-то тут было убого и талый снег вокруг. Пошли к "Космодрому", хотя уже отсюда было очевидно, что он завален снегом. Решили не спускаться к нему, а заночевать в ложбинке перед спуском.

Собственно, дойдя до спуска к "Космодрому", мы, как и ожидали, увидели хаос из стволов бука, сотворённый снегом, полностью поглотивший проторенную дорожку вниз. Смысла прорываться туда нет. Заночуем прямо на гребне перед спуском к "Космодрому".

В 18-05 наш восьмой ходовой день подошёл к концу. Мы утоптали стебли чемерицы и аконита, выровняв места под палатки, и пока мы с Вовой устанавливали палатки, Вася сгонял с бутылками на "Космодром".

Вернувшись, показал нам фото - собственно, стоянка-то уже оттаяла, но мокровато там, ведь выше на склоне ещё лежат снежники и их влага обильно подпитывает "Космодром".

Зато ручей просто шикарный. Итак, проблема воды больше проблемой не была. Но тут была другая проблема - озверевшая мошка. Только-только зажили укусы шессинской мошки, и снова эта напасть. Так что мы как можно скорее забрались в палатки и задраили сетки.

На закате упала роса и мошка потеряла способность летать, что дало мне возможность выбраться на гребень и насладиться тихим и прохладным вечером. Здорово всё-таки ночевать прямо на ГКХ.

Прошли за день чуть больше 12 км. Наш путь на карте:

Далее
День 9     День 10

Назад
День 1    День 2     День 3     День 4     День 5     День 6     День 7