Previous Entry | Next Entry

9 день, 09.05.2013г.
"Космодром" - траверс ГКХ до пер.Семашхо-II – Малая Наужи

Начну повествование с панорамы, на которой можно проследить почти весь наш вчерашний путь от Хожаш до места ночёвки. Место ночёвки - низшая точка видимой части гребня ГКХ, ближайшая к нам.

Сделана панорама с подъёма к вершине, с которой начинается заметное повышение ГКХ. На небольшом отрезке ГКХ довольно резко набирает около 200 м высоты, и начинается этот набор высоты именно здесь - в районе "Космодрома". Собственно, потому мы так его и назвали, может, и дурацкое название, но всё же оно прижилось, поскольку употребляем его не только мы, но и другие туристы. Правда, при этом иногда подразумаевая немного разные места. Поэтому мы, по праву "первоназывателей "Космодрома", ещё раз уточним - спуск к стоянке, названной "Космодром", начинается прямо на этой зелёной полянке (тропинка находится за кадром справа).

Торопиться в этот день нам было некуда, поэтому спали в своё удовольствие часов до 7. Но солнышко заглянуло в нашу седловинку лишь около 8-30, а мы его очень ждали, поскольку вся палатка была покрыта капельками влаги, да и внутри на тенте собралось много конденсата. Однако, влажность тут дикая!
Зато утро было просто потрясающим!

Мы позавтракали, собрались, пожгли весь мусор в кострище, которое расположено чуть выше седловинки на границе леса. Кто-то недавно здесь побывал и оставил кучу недообгоревших консервных банок. Палатку мы вытащили из ложбинки на гребень ГКХ и там досушили.

Ребята сгоняли на "Космодром" за водой. Далее по маршруту вода есть на луговой седловинке перед началом подъёма к 1684,8 м, но там её неудобно набирать, она сочится по склону, а здесь водичка хорошая и вкусная.

В 9-00 мы начали путь наверх, предварительно рассказав Вове, как тут не надо ходить, а именно - нельзя поддаваться траверсной тропе, что идёт почти без набора высоты в обход слева видимой вершинки.

Эта тропа, проходящая снизу через вершину округлого лугового пупырика, невидимого отсюда, но по высоте превосходящего ту вершину, что сейчас в нашем поле зрения, присутствует на карте, но нарисована неверно. Не стану утверждать, что полностью неверно, у нас не было желания исследовать этот участок целиком, хватило и "половины дозы". Но судя по рассказам, многие, кто доверяется карте в этом районе, теряют много времени и сил. Уж мы-то знаем, дважды как дураки ходили низом, и в ноябре 2012 дали себе слово никогда больше этого не повторять. Лучше набрать эти метров 150 по гребню.
Но самое главное, чего лишаются "любители обходить скальный пупырь" - прекрасные виды. Этот небольшой, но уникальный по рельефу отрезок просто необходимо ходить по гребню!

Блин, поговорили-поговорили, и пошли... И "реактивный" Вова с лёгкостью проскочил развилку дорог и понёсся в обход низом. Хорошо, что я успела его вовремя остановить. Оказалось, что развилку он даже не заметил! А она есть! Прямо в том месте, где к тропке вплотную подходят кустики с гребня. Вот тут надо лезть вверх, по ступенечкам по границе кустиков.

Вова вырулил на правильную тропу и тут же унёсся наверх, а мы, никуда не торопясь, стали подниматься, постоянно оглядываясь на остающийся внизу район "Космодрома". С подъёма отчётливо были видны две тропинки. Обе хорошо натоптанные, что радует, значит, любителей ходить верхами ещё достаточно.

Тропка провела нас сквозь заросли азалии, камни и густые кусты лавровишни, без проблем пролезли скальный выступ "имени Сержа" (о, это длинная история семилетней давности), и снова подошли вплотную к кустам, растущим чётко справа от гребня.

Хорошо видно, что лесистые склоны ГКХ ещё прилично заснежены. Нравится мне такое сочетание снега и молодой зелени.

Отличный обзор открывается на весь участок ГКХ до Подковы.

И снова дежавю! Вот сфотографированный почти 7 лет назад засохший стебель можжевельника на фоне Шесси.

А это снова он! Ощущение, как от встречи со старым знакомым...

Продолжаем подъём по камням. Тут натоптано так, что визуально "тропа" выделяется своим бурым цветом на фоне общей массы сероватых камней.

В 9-50 я ненадолго останавливаюсь у вершины, отмечаю её местоположение (на карте она как-то не прорисована, будто тут просто плавный подъём) и высоту - 1618 м.

Вова к этому моменту уже загорает на вершине лугового пупыря, а нам предстоит преодолеть интересный участок гребня ГКХ, где тропка лепится к гребневым кустам, а слева по ходу - почти двухсотметровый крутой склон, луговой вверху, каменистый внизу.

Вот сейчас глядишь - и не понимаешь, как в ноябре 2012 мы по этому крутому склону поднялись на тропу... Нет предела идиотизму!

ГКХ на этом участке, в принципе, может вызвать дрожь в коленках, особенно в плохих метеоусловиях. На спуске с вершинки 1618 м надо очень аккуратно пройти по каменистому гребешку, заросшему кустами черники и лавровишни. Главное - не угодить ногой в какую-нибудь дыру между камнями. Летом-то с этим проблем почти нет, а вот по снегу участок неприятный...

Далее тропка выходит на луга, приближаясь к гребневым кустам, а склон постепенно становится всё круче. Удобнее идти, хватаясь за гребневые кусты, вид которых как бы сразу говорит нам о том, что это часто используемая страховка, но не очень надёжная - многие ветви обломаны.

Когда я неожиданно выдернула один из кустиков из земли и зависла с ним в руке на скальной ступеньке, то как-то всё помутилось в голове, очки запотели и я заорала Васе, что I need help. Он помог мне, и посмеялся, что теперь это не только "Сержевские скалки", но и мои тоже. Самый сложный участок остался позади.

Мы с Васей привалились на травку на несколько минут, глотнули водички, и снова пошли догонять Вову, который, не видя нас за склоном, уже заволновался и "начал обдумывать спасоперацию". Дотопали до Вовы, "уставшего отдыхать" на вершине пупырика, через который якобы согласно карте проходит тропа... Только что-то тут её следов не заметно. И не удивительно - ведь обычно через вершину и не ходят, а огибают пупырик справа, спускаясь в ложбинку.

В поле зрения появилась высшая точка Туапсинского ГКХ - 1684,8 м. Далее ГКХ начинает снижаться, сперва незначительно - в очередной раз взмывая вверх на участке в районе 1627,9 м (на фото - это дальний видимый край ГКХ), а затем идёт заметный сброс высоты до пер.Семашхо-II.

Тропка, идущая через ложбинку, оказалась полностью под снежником. Собственно, именно в том месте, где завис снежник, и находится очередной источник воды. Но для нас вопрос воды сейчас неактуален. Мы прошлись по лугу по-над снежником и пересекли в его узкой части вблизи выхода на перемычку, по которой продолжается тропка.

На горизонте доминирует г.Большое Псеушхо.

Ещё издали наше внимание привлёк один движущийся объект - подумали, что кто-то идёт нам навстречу под вершиной 1684,8 м. Но на фото с увеличением это оказался... конь. Пасётся себе один одинёшенек. Вообще-то, мы полагали встретить и наездника, но нет - это был конь, гуляющий сам по себе. Нас он подпустил довольно близко, но потом всё же из приличий отбежал в сторону. Ну и хорошо, а то начнёт сейчас попрошайничать, а у нас и так вкусняшки заканчиваются, всё-таки запас еды мы брали на восемь дней, а уже девятый пошёл...

Мы решили не проходить мимо высшей точки Туапсинского ГКХ - 1684,8 м и посетить её вершину. А то непорядок - не впервые здесь ходим, а ни разу не были на вершине. Хотя, надо признать, в прошлый раз мы ходили здесь в такую погоду, что и мыслей не было о посещении вершины - морось, туман и сногсшибательный ветер. Но сейчас-то погодка способствует! Сбросили рюкзаки чуть выше тропы, чтобы с тропы их не было заметно, и пошли вверх по луговому склону.

В 10-45 мы поднялись на вершину с обломками триангулятора. GPS показал высоту 1681 м. В турике лежала записка, датированная 6 мая, от группы из 3-х человек Саратовского областного клуба туристов, в которой они отмечали наличие коня, разгуливающего под вершиной. Ага, так вот ты какой, конь, уже не первый день тут ошиваешься... Немного смутил маршрут саратовцев, они указывали, что уходят по Шоукаю и Наужи в Калеж - ну-ну... насколько нам известно, места там не сильно проходимые. Надо будет поинтересоваться судьбой этой группы.

Свою записку мы опять не написали по причине отсутствия ручки, но в очередной раз оставили в туре визитку "Ростов-Экстрима".

Затем Вова попытался "восстановить" тригапункт хотя бы на некоторое время, подняв железяки над головой.

Вид с вершины мне понравился. В том и прелесть доминирующей высоты, что обзор открывается на весь отрезок ГКХ от Хожаша и до Семиглавой. Ну, и конечно же, потрясающий вид в сторону Шесси и Фишта, который хоть и сопровождает нас на протяжении уже второго дня пути, но не надоедает.

Долго мы не рассиживались, спустились к вещам, подхватили их и понеслись вниз. Приятный такой спуск к началу нового подъёма к отметке 1627,9 м.

Собственно, подъём к 1627,9 м весьма незначительный. А запомнился мне он тем, что вдоль тропки имеются заросли красивоцветущих растений, которые у нас на Дону называют "вереском". Только этот "горный вереск" немного не такой, каким мы привыкли видеть его на Дону. У нас из его кустов делают мётлы, а тут он стелется по земле отдельными веточками. В период цветения это очень эффектное растение. Если кто подскажет его название, буду признательна.

Вершина 1627,9 м как таковая почти не выделяется по высоте. Тропа проходит через неё, и в этом месте вот такой вот горизонтальный рельеф. А в поле зрения появляется очередной "взлёт" ГКХ за перевалом Семашхо-II - очень популярный у туристов и "черничников" Семиглавый массив, прекрасное место для походиков на выходные.

Сделала странное наблюдение - высота 1627,9 м не является высшей точкой на этом гребне, поскольку по её достижению продолжается едва заметный, но всё-таки набор высоты. Я замерила высоту в точке, где подъём прекратился, высота оказалась 1632 м. Дальше начинается спуск.

После почти 100-метрового сброса высоты с 1627,9 м тропка вьётся по узкому гребешку ГКХ к отметке 1516 м. Жарко.

Добегаем до букового перелеска, уже подумывая о том, что кушать хочется. Хорошо бы водичку найти где-то поблизости, а не топать аж до пер.Семашхо-II. Но этот участок ГКХ безводен.

Лишь на подходе к 1406,6 м неподалёку от тропы видим "подозрительную" ложбинку с намёком на наличие воды. И там оказывается неплохой родник метрах в тридцати ниже тропы, один из истоков Большого Пшиша. Набираем воды, а обедать решаем чуть пройдя дальше по тропе, а то по этой ложбинке сквозит холодный ветерок. В 12-30 приваливаемся на тропе под вершинкой 1406,6 м и чуть более получаса отдыхаем и обедаем.

За отметкой 1406,6 м тропа выходит на луга и уже до самого перевала Семашхо-II нам никуда не скрыться от палящего солнца. Тропинка засыпана "сеном" - прошлогодней мягкой золотистой травой.

Новая трава ещё не пробилась, видимо, не так давно сошёл снег. Готовятся к массовому цветению кусты азалии. Некоторые уже зацвели, но хорошо, что пока не все, а то после такой ароматерапии пришлось бы таблетки от головной боли глотать.

Цветки у растущих здесь азалий отличаются небольшими размерами и ярко выраженной оранжеватой окраской верхнего большого лепестка. Они совсем не похожи на те экземпляры, что обитают на склонах Шесси и Копицкари.

На перевале мы в 13-30. Делаем привал. Оставляем у памятника небольшой букетик азалий и ветрениц.

Оказалось, не одних нас судьба привела 9 мая к памятнику. По тропе из Большого Псеушхо поднялись двое местных взрослых и двое пацанов. Быстро поднялись, правда, они-то налегке, одним днём пришли прогуляться. Мы немного пообщались с ними, узнали, что стоянка на Малой Наужи свободна, ну, значит, там мы и заночуем.

В 13-55 мы начали спуск с ГКХ. На лугах на спуске много тех самых неизвестных ползучих растеньиц, а на входе в зону леса нас встретили цветущие кусты лавровишни. Причём никогда ранее я цветущую лавровишню не видела.

Менее, чем за пару часов мы спустились к стоянке на слиянии истоков Малой Наужи по живописной лесной тропинке.

Вот только стоянка оказалась занята - незадолго до нас сюда пришли трое туристов и поставили палатку на площадке справа от тропы. Так что нам оставалось либо ставить палатку прямо у брода рядом с тропой, либо... я стала предлагать пройти выше занятой стоянки, ещё сверху с тропы я видела хорошие площадки. Но энтузиазма у мужиков это предложение не встретило. Ваське было пофиг, а Вова решил бежать смотреть какие-то дольмены и просил, если мы всё-таки отсюда уйдём, захватить с собой его рюкзак.

Я отправилась разведывать местечко. А там была такая стоянка, что просто зашибись! Она была на левом берегу левого истока Малой Наужи, напротив брода, за которым начинается старый волок на Кашина, что изображён на картах через отметку 1066 м. На двух террасах можно было разместить штук 5 палаток, так что для наших двух был хороший выбор. На реке рядом со стоянкой небольшой омут, где можно купаться. В общем, прекрасное место, чтобы завершить наш поход на хорошей ноте, замечательно отдохнув. А выше по течению - вообще красота!

Я потащила Васю туда, он как-то неохотно пошёл "чего мы мимо чужой палатки шляемся", но когда увидел стоянку, то сразу согласился, что тут замечательное место. Мы сбегали за вещами, ещё раз потревожив своим присутствием отдыхающих туристов, и принялись обустраиваться.

Поставили палатку и побежали купаться. Вода была не ледяная! Это вам не в Пшехе купаться!

Вернулся Вова. Сообщил, что нашёл дольмен, и что к броду спустились местные из Псеушхо, которых мы видели у памятника. И пришла снизу ещё одна группа, стали лагерем как раз у брода.

Ужинали, коматозили, удивлялись отсутствию мошки (мы уж были готовы, что нас тут попытаются съесть) и сырости (у реки же обычно чувствуется влажность, а тут так комфортно), в общем, милая стоянка.

Прошли за день чуть менее 11,5 км. На карте наш путь выглядит так:

Далее
День 10

Назад
День 1   День 2     День 3   День 4    День 5    День 6     День 7     День 8

( 2 comments — Leave a comment )
ehoes
Apr. 10th, 2014 03:28 am (UTC)
Прекрасный отчет! Спасибо. Уверен трек не отнесен к разряду конфиденциальной информации и его можно как-то получить в виде файла?
Apr. 10th, 2014 04:02 am (UTC)
Конечно же, трек доступен:)
Лежит тут http://caucasia.ru/site/track/1006
( 2 comments — Leave a comment )