Previous Entry | Next Entry

Фотоохота началась...

Проснулась я оттого, что было очень светло. Палатку освещали солнечные лучи. Совершенно не задумываясь, который сейчас час, я выбралась из палатки, не забыв прихватить фотоаппарат.

Сначала я спустилась к "лишнему" озеру по живописным сверкающим росой цветущим лугам.

Чуть не ослепла от двух безумно ярких Солнц, а мой фотоаппарат запечатлел это чудесное мгновение - одно Солнце всходило из-за Чилика Второго, а второе сияло прямо из озера.

Затем я поднялась к верхнему озеру - сделать фото отражения Загедан-Скалы. Это было потрясающее тихое утро и озёрная вода застыла зеркалом, отражая в себе мельчайшие подробности окружающих пейзажей.

Вокруг озёра луг пестрел лютиками и ветреницами.

Когда я вернулась к палатке и взглянула на часы, было всего лишь 7 утра. Лагерь только начинал просыпаться.

Только Андрей уже бегал с фотиком по холмам, а Васька прогулялся к верхнему озеру с другой стороны и сказал, что хорошо бы перенести лагерь на возвышение над озером, там шикарное место. От места нашей ночёвки это сброс вниз примерно метров 50. Так и решили - завтракаем, собираемся и переставляем палатки.

Сказано - сделано. Наскоро попили чайку с бутербродами, по-быстрому абы как собрали свои вещички, причём они наотрез отказались умещаться в рюкзаках и мы пораспихали их по пакетикам, обвешались рюкзаками и этими пакетиками, и потопали вниз.

В 8-30 мы уже выбирали места под палатки на высоте 2530 м. Здесь нам предстояло провести два дня и две ночи, поэтому искали местечки поровнее и с видом получше:) Хотя на виды здесь было просто грех жаловаться! Мы обосновались на перемычке между верхним и самым большим озером Пятиозёрья, и куда ни глянь, повсюду красота! Загеданский хребет, украшенный снежными карнизами, смотрится как огромная застывшая волна; верхнее озеро умиротворённо поблёскивает на солнце; а в нескольких шагах от палаток – 100-метровый обрыв к большому озеру (условно назову его L-2430,6) с удивительно насыщенным цветом воды и замысловатыми очертаниями береговой линии.

Не знаю, как остальные, а наша подгруппа, состоявшая из меня, Васи, трёх девчонок, Оли и Андрюхи, вчера толком не поужинала, а завтрак был достаточно скромным. Поэтому вскоре после установки палаток наши желудки потребовали супчика. Покушав, мы решили отправиться на прогулку по Пятиозёрью.

Около 11 утра мы направились в сторону так называемого "Озера с камнем", оно в нашей прогулке было первым пунктом. «Озеро с камнем» находится немного ниже нашей стоянки, но чтобы к нему спуститься, надо сперва немного подняться. От нашего лагеря очень удобно начать путь с подъёма на седловинку поросшего рододендронами холмика, а далее следует спуск, причём по неплохой тропинке, которая петляет среди камней, рододендроновых зарослей, зарывается в снежники и пересекает ручейки. Без тропинки, конечно, тоже пройти несложно, но раз уж она тут есть, то грех не воспользоваться.

С седловинки как на ладони лежат два озера, разделённые каменистой перемычкой – «Озеро с камнем» и ещё одно, которое является основным истоком Западной Ацгары. Даже не знаю, как в контекте рассказа его называть, чтобы было понятно о каком из озёр речь… Смотрятся оба озера с этого ракурса как два огромных узких сине-зелёных глаза.

По мере нашего движения мы огибаем нижнее большое озеро, и оно предстаёт перед нами в необычном ракурсе – среди зелёных холмов распласталась «голубая морская звезда».

Движемся дальше. Наше внимание привлекает внушительных размеров каменюка, чудом, как нам кажется, сохраняющая равновесие на краю склона. На самом деле каменюка стоит довольно устойчиво и Женя это убедительно доказал, забравшись наверх.

Цветение рододендронов в самом разгаре, и хотя на первый взляд все кусты одинаковы, но цветки различаются оттенками – от кремовых до розоватых. Нарядно смотрится каждый холмик, словно тут поработал крутейший ландшафтный дизайнер и грамотно расставил каждый камушек и рассадил цветущие кустики.

И вот, наконец, тропка приводит нас на берег озера, над которым возвышается «Загеданская пила». Камень с растущим на нём кустом рододендрона кажется таким далёким, а ведь он находится примерно посередине озера. Так что озеро маленьким никак не назовёшь.

Вода в озере поразительно прозрачная, так и манит хотя бы ножки намочить. Да что там ножки! Несмотря на то, что в озеро спускаются несколько снежников, мы намерены искупаться. Бодрящая вода вызывает небывалый выброс эмоций, но ощущения после купания - будто заново родился, словно и не было вчера этого утомительного пути сюда.

Но пора продолжить нашу прогулку. Направляемся к озеру-истоку Западной Ацгары. До него от "озера с камнем" порядка десяти минут ходу. Лавируем сквозь рододендроны и камни, любуемся прекрасными отражениями неба и гор в миниатюрных озерцах, обрамлённых кочками.

Вот мы и добрались до следующего озера. Может, не совсем верно называть именно его истоком Западной Ацгары, поскольку в это озеро водопадом срывается озерная вода со следующей ступени долины, на которой расположено самое высокое озеро Пятиозёрья. Но путник, поднимающийся вверх по долине Западной Ацгары, достигнув озера, вполне резонно будет считать его местом рождения реки. Потому впредь проще именно это озеро называть "истоком Западной Ацгары", а то, что выше, именовать по отметке уреза воды - L-2573,4.

Поверхность озера взволнована лёгким ветерком. Эх, какие бы могли быть отражения в озёрной глади, но нет...

Прозрачность воды поразительная. Дно - весьма разнообразное, от крупнокаменистого до песчаного с мелкой галькой, да-да, именно обкатанной округлой галькой, редко такое встретишь в пресном водоёме, где нет прибоя. Озеро довольно мелкое у берега, здесь не занырнёшь, как в "озеро с камнем". Берега красиво обрамлены весенними цветами - светло-сиреневыми примулами и жёлтыми чистяками.

Ветер ненадолго утихает, и в озёрной глади застывают отражения зелёных склонов Загедан-Скалы.

Обходим озеро по часовой стрелке. Видим, как вдоль водопада карабкаются Андрей с Ильёй, прогуливающиеся независимо от нас. Мы бы подсказали им, как менее напряжно подняться к верхнему озеру, да они нас не услышат, а может быть, они намеренно лезут рядом с водопадом, это ж фотографы, у них хобби такое - искать кадр.

Мы обходим озеро низом, перепрыгиваем ручей, вливающийся в него из верхнего озера, и находим траверсную тропу в сторону пер.Загедан. Тропа плавно набирает высоту и озеро уменьшается в размерах, не спеша, однако, умещаться в кадр...

Девчонки и Андрюха решили дальше вверх не ходить, а обойти озеро и спуститься к нижнему большому озеру L-2430,6. У нас же кроме верхнего озера ещё планы посетить перевал Загеданских озёр. Так что прощаемся с ними до вечера и продолжаем подъём.

Тропка делает вид, что исчезает в траве, а крутой луговой склон слева по ходу как бы намекает, что прямо здесь кратчайший путь к верхнему озеру. Зачастую тут и поднимаются – круто «в лоб» по траве, не задумываясь об удобстве передвижения. Но это не про нас, мы продолжим путь дальше – к склону Загедан-Скалы. Мы знаем, что не надо париться по поводу удаления от озера в сторону массива Загедан-Скалы, ведь тропка снова найдётся, а с некоторого момента станет просто «слонячьей» - после того, как наберёт достаточно высоты и резко изменит направление «на правильное». Вскоре мы уже на верхней ступени над озером – истоком Западной Ацгары, и практически на одном уровне с верхним озером, но его ещё не видно из-за холмиков. За одним из таких холмиком мы укрылись от ветерка и перекусили - негоже лезть на перевал на голодный желудок.

К озеру подходить не стали, места тут мокрые, недавно сошедший снег отовсюду сочится ручьями и хлюпает под ногами. Да и красивее озеро выглядит на расстоянии, мне так кажется.

Кстати, пока мы обедали, Андрей с Ильёй, избравшие непростой путь подъёма вдоль водопада, значительно нас опередили. Их фигурки маячили на гребне. Мы тоже стали подниматься вслед за ними, и когда уже большая часть подъёма осталась позади, я вдруг заметила дыру в скале. Всё бы ничего, но я знала, что это признак ложной седловины перевала Загеданских озёр. Оттуда нет спуска. Ну, вернее, он есть, но весьма экстремальный. Сказала об этом Ваське, и мы всё-таки продолжили путь наверх, потому как к бегающим по гребню уже присоединился и Женя, а Андрей вкарабкался куда-то на скалы и активно фотографировал – значит, там есть, на что посмотреть.

Когда до гребня оставалось метров 20-30 по высоте на склоне отчётливо вырисовалась тропка влево, уходящая за скалистый гребешок – по-видимому, это и есть тропа на перевал. Значит, сейчас поглядим, какие виды открываются с гребня, и пойдём сходим по тропке.

Вот уже Вася сидит наверху, я кричу ему «Ну что там?», а он только ухмыляется «Давай ползи, сама увидишь!» И я ползу, и по прошествии нескольких минут с радостью отмечаю, что оно того стоило.

Виды с ложной седловины шикарнейшие. Правда, Двухозёрье значительно скрыто за скальным выступом, что видна лишь часть одного из озёр. И сразу становится понятно, зачем Андрей забирался на скалу – оттуда озёра видны во всей красе.

Взгляд вниз немного пугает и моментально отшибает все мысли о возможности спуска к озёрам отсюда. Снежники, кажется, держатся лишь на честном слове на этих крутых скалах.

Далеко внизу петляет по широкой зелёной долине Загеданка, рождаясь из множества ручейков, в том числе и из тех, что струятся водопадами со ступени Двухозёрья.

Загеданский хребет, выписывая S-образный зигзаг через перевалы Загедан и Кыртхуа в сторону г.Загедан, занимает значительную часть обозримого пространства. Вдали в конце короткого северного его отрога темнеет массив Урупа, это ещё неизведанная нами вершина, но когда-нибудь мы до неё доберёмся. А на заднем плане виднеется часть хр.Магишо.

Посидели-отдохнули-полюбовались, теперь пора и на пер.Загеданских озёр идти. Напоследок я заглянула в скальное «окошко», служащее визиткой ложной седловины. В «окошке» маячила г.Загедан.

Спускаемся с ложной седловины и начинаем очередной подъём на скальный отрожек, отделяющий нас от перевала. С гребня отрожка открывается обзор на заснеженный цирк перевала Загеданских озёр. Видно, что наша тропка уходит под снег, а затем выныривает из-под снега и уходит в направлении долины Большой Ажоги.

Справа от нас – широкая перевальная седловина. Спешим заглянуть с неё вниз. Вид нравится!

Идём к туру. В нём обнаруживаем записку от 14.08.2012 от группы турклуба «София» из Краснодара. Они убеждены, что прошли 1Б со стороны Двухозёрья.

Ну что сказать – спуск к озёрам, который я вижу, конечно, не из банальнейших, но уж точно не 1Б, и те, кто присвоил этому перевалу такую категорию устанут доказывать мне обратное с пеной у рта. Да, безусловно, тут можно найти способ «накрутить 1Б», но зачем? Ведь есть простой путь и он начинается прямо здесь, чуть правее сложенного на седловине тура.

Я даже немного спустилась по скальному ступенчатому гребешку, чтобы получше рассмотреть место перехода с него на травянистый участок и убедилась, что сложностей не будет. Также проблем не будет и с выходом на снежник и спуском по нему, он не такой уж крутой. А когда снег стает, обнажится осыпь, по ней, возможно, придётся покорячиться. Но в том состоянии, как спуск с перевала предстал перед нами, это 1А, не больше. Немного грозно выглядит отставший от скал снежный карниз слева от перевальной седловины. Да и сами скальные склоны с обеих сторон перевальной седловины довольно крутые, в здравом уме лазить по ним вряд ли кто-то будет.

Спускаться к озёрам мы не стали, удовлетворились видом сверху. В принципе, можно было бы продолжить радиалку и спуститься от Двухозёрья в долину Загеданки, а затем вернуться в Пятиозёрье через пер.Загедан, только никто не захотел, отдав предпочтение возврату в лагерь, очень уж зверский аппетит нагулялся.

Обратно решили идти через нижнее, самое большое озеро. Обошли озеро-исток Западной Ацгары слева, перепрыгнули через Западную Ацгару, а через некоторое время и ручей, вытекающий из «озера с камнем» и начали спуск к нижнему озеру по каменистому гребешку,поросшему рододендронами.

На небе сгущались тучки, ветер стремительно гнал их тени по склонам, но при таком освещении долина Западной Ацгары смотрелась очень даже эффектно.

Вскоре над Абиширой сформировались внушительных размеров кучевые облака и стало изредка громыхать. Для Абиширы это обычное дело.

Над Пятиозёрьем же облака летели быстро и не задерживались, позволяя нам насладиться весьма удачно освещёнными пейзажами.

Рододендроново-каменистая часть гребешка осталась позади, и теперь мы брели сквозь цветущие луга. Попадались как «моноцветочные» участки, облюбованные преимущественно одним видом цветковых растений, в основном лютиков, так и участки разнотравья, где присутствовали несколько видов растений – те же самые лютики плюс белые ветреницы, незабудки, орхидеи.

Лоскутки цветущих лугов были разделены, словно лесополосами, зарослями рододендронов, которые находились на самом пике цветения. Пройдёт всего лишь несколько дней и от этого великолепия останутся только завявшие венчики кремовых и розоватых цветков. Так что мы «поймали момент», что не может не радовать.

Мы уже довольно долго идём над котловиной озера, пора бы и спуститься к нему. Вот оно, чистое, прохладное, очень нарядное в обрамлении цветущих рододендронов. Дно здесь менее удобное для купания, оно слегка заилено и камни скользкие, а занырнуть с берега не получится, слишком мелко. Поэтому мы только остудили ножки в прохладной воде и продолжили путь.

Теперь нам надо обойти его и подняться на ступень выше, где находится наша стоянка. Начинаем подъём на седловинку. Большое озеро остаётся внизу. А вскоре и вообще прячется за перегибом склона.

Мы решаем прогуляться и к «Лишнему» озеру, подстёгиваемые интересом – можно ли пробраться к его центру по островкам?

Оказалось, не замочив ног, нельзя. Слишком широка протока для прыжка. Это только издали кажется, что сигануть на островок нефиг делать, а в реальности картина иная. Берега озера заболочены, дно сильно заилено. Но как фотографический объект оно привлекательно хотя бы необычностью очертаний, на фото ведь не видно, что там такое жуткое дно, что вступишь и увязнешь по колено…

Подъём от «Лишнего» озера к верхнему представляет собой жёлто-голубой ковёр из лютиков и незабудок. Ну как ту не завалиться в траву и не сделать кучу фото?

Далее проходим мимо небольшого ацагуарчика, заросшего папоротниками и конским щавелем. И вот мы уже над верхним озером, а на другом берегу видны наши палаточки.

Вскоре мы уже заняты приготовлением супчика со вкусным вяленым мясом. Тем временем над Абиширой пухнут как на дрожжах грозовые облака, видно, что местами там поливает, а над нами – солнечно и сплошная благодать. Хотя девчонки, вернувшиеся раньше нас, говорят, что и над лагерем слегка покапало.

Интересно смотрятся в вечернем освещении склона Загеданского хребта с застывшими снежными карнизами.

Сидим в палатке, попиваем чаёк и кое-что покрепче. А в это время в районе перевала Уруп-Ажога на гребне появляются три всадника, видимо, пастухи из долины Пхии. Чего-то нам кричат с высоты типа «Идите сюда», ага, вот сейчас всё бросим и пойдём. Понятное дело – джигиты просто прикалываются. Но не исключен вариант, что они могут сами к нам спуститься, им же скучно. К счастью, этого не произошло и мы в этот вечер оказались лишены общения с местным населением, которого по правде не очень-то и хотелось при наличии в группе такого количества девчат.

Но приключение у нас всё-таки было… Мы с девчонками насобирали веточек рододы и можжевельника и решили сжечь скопившийся мусор. Нашли отличное место между двумя камнями, где не росла никакая трава, и давай там устраивать костёр. Все обитатели стоянки потянулись к костру с пакетами мусора. И когда процесс сжигания был в самом разгаре, а все сгрудились возле костра, чтобы погреться, раздался жуткий хлопок и из огня вылетели какие-то ошмётки. Не повезло Андрюхе. Новая флиска украсилась дырочками, а со щек и лба пришлось отковыривать расплавленную пластмассу. На мою сидушку прилетел горящий кусок пластика и оставил приличную вмятину, до сих пор вспоминаю с волнением, что каким-то чудом за несколько секунд до происшествия я с неё встала… Народ в недоумении (мля… что это было?) отскочил на расстояние от костра. Возможно, в мусоре были батарейки? Или это стрельнул раскалившийся камень? Так и не поняли. Но судьбу решили не искушать. Подождали, пока хлам прогорит, нового не подбрасывали.

Солнце постепенно уходит за Загеданский хребет в районе пер.Загеданских озер. Сама не видела, но Ольга сказала, что в какой-то момент солнечный луч бил прямо из дыры на ложной седловине. Пятиозёрье медленно погружается в тень.

Облака как бы стараются спуститься ниже к земле, укутать её на ночь. Через массив Загедан-Скалы ползёт вечерний туман, пытаясь утечь в долину Западной Ацгары, но его попытки тщетны. Холодает и туман уползает обратно.

И вот в Пятиозёрье уже сумеречный полумрак, а вершины Абиширы и Чилика Второго ещё ласкает солнце.

На часах чуть больше 20-00, спать ещё рано и мы какое-то время сидим в просторной палатке Андрея, болтаем, строим планы на завтра. Завтра мы попытаемся взобраться на Загедан-Скалу.

А наша сегодняшняя прогулка на карте отображается вот такими загогулинами...

Далее...                                       Назад...
День 3    День 4    День 5                                                                День 1