Previous Entry | Next Entry

Взглянуть с высоты Загедан-Скалы...

Утро 14 июня слегка напугало. Предрассветное небо было затянуто тучами. Опечалившись, я снова заснула, а когда через полчаса проснулась, меня щекотало через палатку июньское солнце.

Не осталось и следа мрачных туч, они куда-то унеслись вниз по долине Ацгары и за Абиширу. Над Загеданским хребтом разлилось нежное голубое небо с тончайшими завитками перистых облаков, они, конечно, предвещают непогоду, но не в ближайшее время. Так что перспектива забраться на спину Загедан-Скале стала вполне реальной.

Царило полное безветрие, озёра застыли зеркалами, отражая окрестные склоны.

Мы позавтракали, взяли перекус на обед, одежду от ветра и дождя и около 9 утра стартовали в привычном направлении – к "озеру с камнем". А пока мы идём – небольшое отступление о том, собственно, куда и как мы будем идти.

План подхода к спине Загедан-Скалы был нехитрым, но на его реализацию у меня ушло 2 года, в течение которых я собирала информацию и делала фото с разных ракурсов, пытаясь понять – как же на неё ходят? Дело в том, что нет на просторах интернета описаний восхождения. Но не может же такого быть, что туда ещё не ступала нога туриста. Хотя вот в этом месте стоит сделать оговорку – именно вершина Загедан-Скалы 3085,2 м вполне может быть редкопосещаемой (а то и вообще - непокорённой), но сам гребень, протянувшийся к вершине, явно должен был привлекать к себе любителей поглазеть на Пятиозёрье с высоты. И нам надо постараться найти их следы. Пока мы точно знали, что Загедан-Скалу опоясывают лошадиные тропы на разной высоте, и в 2011 г даже предпринимали попытку вырулить на одну из них со стороны пер.СарАстра, но, как вы понимаете, попытка эта оказалась неудачной. Зато в том же походе мы случайно вышли на одну из траверсных тропок, блуканув в тумане на спуске с верхнего озера Пятиозёрья. Тогда мы заприметили место начала этой тропы и мысленно я не раз рисовала её продолжение по склону Загедан-Скалы на своих фотографиях, в какой-то момент мне казалось, что на снимках я даже вижу это продолжение. Но сейчас, при ближайшем рассмотрении, я стала склоняться к мысли, что та тропка слишком высоко идёт по склону Загедан-Скалы и приведёт нас под неприятные осыпные склоны, а потом ещё непонятно, насколько просто преодолеваются складки рельефа на этой высоте.

И я решила переиграть, взяв за основу более низкую траверсную тропу, которая начиналась практически на уровне озера-истока Западной Ацгары. Мы немного пообсуждали с Васей этот вариант, ему он не очень нравился, но Ольга вмешалась и этот "бабий бунт" возымел результат – мы решили идти предложенной мной нижней тропой. Мы – это четыре человека: я, Вася, Ольга и Андрюха. Андрей, Костя и Женя для подъёма выбрали свой вариант, да и ушли чуть пораньше. Илья, ещё один Андрей и Марина остались в лагере. Девчонки к штурму Загедан-Скалы были не готовы ни морально, ни физически, зато они с радостью предпочли целый день купаться, загорать и бездельничать, ну, а чем бы дети не тешились, лишь бы… не ходили с нами в наши авантюрные радиалки:)

Траверсной тропкой предполагалось дойти верхами почти до слияния Ацгар Западной и Восточной, и начать подъём по гребню, крутизна которого, судя по фото, была вполне приемлемая. Ориентиром выбрали самую крайнюю осыпь со спины Загедан-Скалы – предполагалось, что наверх полезем слева от неё, по узкой травянистой полосе.

Итак, мы доходим до "озера с камнем", так манящего принять водные процедуры. Только купаться в нём мы будем на обратном пути, а сейчас, на сбавляя ходу, бежим к озеру-истоку Западной Ацгары.

Речушку перепрыгиваем у стока озера. Дальнейший путь пролегает по зелёному лугу, пестреющему желтыми звёздочками лютиков и серыми камнями.

Идём по направлению под склон Загедан-Скалы. На лугу много ровного пространства, которое иногда используется под стоянки. Об этом свидетельствуют изредка попадающиеся дрова и проржавевшие консервные банки. Находится и слабая тропка, не будем ей пренебрегать.

Достигаем стыка озёрной ступени со склоном Загедан-Скалы. Тропка уводит вниз в долину Западной Ацгары. Нас это слегка смущает, не хочется терять ни метра высоты, но затем мы соглашаемся с направлением тропки и спускаемся немного вниз, попутно пересекая один из ручьёв со склона Загедан-Скалы.

За ручьём продолжение тропки неочевидно. Вернее, очевидно, что она пошла дальше вниз, в долину. Но, сделав несколько шагов по траве, решаем, что тут вполне проходимо и без тропы. Вскоре находится и тропа, да не одна, а целая куча. Смотришь вниз по склону – а там тропы одна другой натоптанней, выбирай какую хочешь. Но тут уж мы решили побороться за набранную высоту и спускаться не стали. Покорячились какое-то время по травяным кочкам, привыкли.

Позади остаётся озёрная терраса, внизу из множества ручейков собирается в единое русло Западная Ацгара.

А впереди нас ждёт складка рельефа. Достигнув её, останавливаемся и рассматриваем ложбинку на предмет как лучше перебраться на противоположный склон.

Основная проблема в том, как сможет это сделать Андрюха, который в хиленьких кроссовках. Борты ложбинки крутые, высохшая глинистая почва достаточно твёрдая, даже тропка на ней не проступает, тут даже мы ботинками нормально не зарубимся, не то, что он. Но мы-то по-любому пройдём, нам к таким склонам не привыкать, а вот Андрюха малость в опупении...

Чуть выше по ложбинке висит снежник, и нам кажется, что по нижнему краю снежника, где почва подраскисла, пройти проще.

Поднимаемся вверх по травянистому гребню и спускаемся по твёрдой глине к низу снежника. Вася, Оля и я, как можем, стараемся вырубить ступеньки для Андрея. Но его первые неуверенные шаги вселяют опасения, что он реально может улететь вниз. Я возвращаюсь к нему, даю ему палки, но толку от этого мало – Андрей не умеет ими пользоваться и они ему только мешают. Кажется, что за малым он их не сломал под своим весом. Перетаскиваем Андрюху за руку на другой борт ложбинки, подстраховывая его снизу. Кто бы мог подумать, что такое простецкое препятствие вызовет столько затруднений. Андрюха с этого момента стал называть себя "психом в кроссовках" и признался, что понимает почему мы так настоятельно рекомендовали задуматься о покупке ботинок. Хотя, конечно, дело не только в кроссовках – у него просто нет опыта хождения по всяким буеракам и на склонах он чувствует себя не очень уверенно. Но в этот поход он очень просился, и отсутствие опыта не могло быть поводом не взять его в компанию. Где ж ещё этот опыт получать, как не в таких простеньких походиках?

В общем, мы преодолели ложбинку, и продолжили путь по одной из хорошо натоптанных троп. Склон стал менее крутым, а тропка продолжила плавно набирать высоту, что идти было просто замечательно. В поле зрения появились два холмика, тропка вилась меж ними.

И когда мы были на подходе к этим холмикам, нас сразил запашок-с… Лошадки! Такие милые… и такие вонючие… Похоже, что "междухолмие" они облюбовали как укрытие от ветров и место водопоя из довольно мерзкой на вид лужи, образовавшейся таянием снежников.

Одна часть табуна паслась выше по склону Загедан-Скалы, другая же "остужалась" на сохранившемся снежнике.

Завидев нас, они потянулись в нашу сторону, наверное, рассчитывая на угощение. Однако, хлеб они есть не стали, а всякие сыры/колбасы/шоколад мы зажилили, да и не факт, что лошади это едят.

Мы продолжили подъём, пополнив запас воды из ручья чуть выше "лошадиных угодий". Надо сказать, что именно здесь подъём только и начался, раньше мы шли траверсом практически не ощущая набора высоты. Чёткая тропа, как и ожидалось, ушла в сторону слияния Ацгар, но нам уже было с ней не по пути. Мы нацелились на луговую полосу между двумя крайними осыпями, сползающими с Загедан-Скалы, и полезли вверх, используя густые пучки травы как ступени.

С подъёма прекрасно просматриваются районы перевалов Псыкела (1А) и Ацгара (н/к).

На более низком и пологом перевальном взлёте некатегорийной Ацгары снега значительно больше, чем на Псыкеле. Ну, оно и хорошо, по снегу подъём гораздо проще, чем по мелкокаменной сыпухе.

Псыкела при ближайшем рассмотрении выглядит как нормальный перевал 1А. С этого ракурса исчезает невообразимая, но обманчивая крутизна, которая смущает при взгляде на перевал с Загеданского хребта или снизу из долины. Заметно, что подъём не прямолинейно крутой, а состоит из нескольких террас, на одной из которых можно разместить лагерь. Это хорошо, поскольку не всегда удаётся перемахнуть такой сравнительно высокий перевал за один день.

"Лошадиные холмы" остаются внизу, а нам постепенно начинают показываться озёра. Сперва большое озеро, затем узкая полоска "озера с камнем", затем открывается обзор на озеро-исток Западной Ацгары.

Добираемся до низа крайней осыпи. К этому моменту мы уже задолбались идти по траве. Осыпь выглядит заманчиво устойчивой и мы без колебаний уходим с луговой полосы на камешки.

Мы всё выше и выше, уже близок перегиб спины Загедан-Скалы. С этой высоты в поле зрения попадает озеро, над которым разбит наш лагерь.

А прямо напротив нас, между двумя короткими отрогами Загеданского хребта, виднеется озерцо причудливых очертаний.

Не доходя до гребня, плюхаемся отдохнуть. И даже не потому что устали, а скорее для того, чтобы одеться. По мере приближения к гребню нас всё больше донимает прохладный ветер. В ход идут и флиски, и куртки, а я с радостью обнаруживаю в карманах куртки тонкие перчатки, Ольга по этому поводу испытывает лёгкий приступ зависти. Ну вот, приоделись, можно идти дальше.

Дальше – это означает траверсом широкой, треугольной на вид оконечности Загедан-Скалы, основание которой расположено над слиянием Ацгар. Западная Ацгара незаметно для нас где-то далеко внизу слилась с Восточной и теперь мы движемся над образованной их слиянием просто Ацгары, правого притока Урупа. Пока идём практически без набора высоты, пересекая "треугольник" параллельно основанию по цветущему лугу.

Ветер свистит, и чем ближе мы к боковой стороне "треугольника", за которой откроется вид на долину Ацгары, тем сильнее его порывы. Поэтому мы решаем не доходить до края, а начать подъём по каменистым участкам прямо по направлению к первому скальному выступу на Загедан-Скале. Таким образом, мы выгадываем какое-то время до встречи с ветром лицом к лицу.

Подходим под скалу и начинаем огибать её по осыпи справа. Под ногами едут осколки мрамора – массив Загедан-Скалы это не какая-нибудь там серая и незатейливая порода, это тёмно-серый мрамор с белыми прожилками.

Андрюхе приходится туго, но он карабкается вслед за нами, уже кое-как сдружившись с одной из моих LEKI. Мы подбадриваем его, давай, мол, ещё немного напрягись, а дальше будут удобные каменистые ступеньки… Когда он видит эти "ступеньки", у него невольно вырываются слова, которые не стоит цитировать. Хотя пока никакой сложности в подъёме по гребню я лично не вижу.

Достигаем выполаживания каменистого и сильно разрушенного гребня. От бокового ветра со стороны равнины здесь уже не скрыться, так что придётся побыть некоторое время в его непрошенной компании. Радует то, что ветер дует со стороны равнины, а если бы он дул со стороны ГКХ, идти дальше было бы просто страшно, потому как лететь с гребня есть куда.

По правую руку открывается прекрасный вид на отрог Загедан-Скалы с перевалами Золотое Дно и СарАстра, а за этим зелёным отрогом вздымается тёмный массив двугорбого Урупа.

Идти по гребню становится довольно легко, ненадолго приходит ощущение, что самое сложное уже позади. Но обзор вперёд закрыт небольшим скальным пупыриком, и когда мы взбираемся на него, то становится понятно, что всё только начинается… У Ольги, часто ездящей в Крым, вырывается "ну прям Демерджи…"

Рельеф, и вправду, предстал перед нами весьма интересный. Большая видимая часть спины Загедан-Скалы оказалась луговой, как и обещала карта, но только путь к этим лугам пролегал через довольно узкую осыпную перемычку шириной всего в 3-4 ступни. Хорошо, что по длине этот участок был коротким, не более десятка шагов.

Оно бы ничего, если бы не ветер. Васька прошёл перемычку первым. А мы как-то замялись. Но потом я дождалась затишья между порывами ветра и подошла поближе – а что, пройти можно, главное – без паники. И прошла. За мной прошли и Ольга, и Андрюха.

Стоит заметить, что именно с пупыря, который мы только что оставили позади, начиналась тропка, подтвердив догадки о том, что Загедан-Скала посещаема. Возле тропы торчал комплект палок, видимо, кто-то из впередиидущих ребят счёл их ненужными на дальнейшем пути. Вдали на спуске с луговых холмов мы заметили Женю и Андрея, они уже возвращались, и вскоре мы уже расспрашивали их как оно там впереди. По их словам – "там прикольно". Узнали, что ребята дошли до какого-то турика, пока нам это ни о чём не говорило. Надо пойти и увидеть своими глазами. И мы продолжили подъём по тропке, которая прослеживалась по всему каменистому участку вплоть до выхода на луга.

Виды в обе стороны впечатляли. Справа – крутейшие обрывы с висящими на честном слове снежниками и сглаженные склоны отрожка рядом с Золотым Дном. Обзор аж до Скалистого хребта, а до него по прямой километров 50, если не больше.

Слева – протяжённые мелкокаменные осыпи в долину Западной Ацгары, прекрасный вид на Пятиозёрье, на горы к западу от Большой Лабы, даже Агепсту было видать.

Вскоре скальный гребень стал шире и удобнее для ходьбы, стали появляться травянистые площадки, где можно передохнуть. Мы при первой же возможности ненадолго привалились на луговом пятачке, защищённом от ветра и с видом на озёра.

Затем мы продолжили подъём по скально-луговым полочкам, и наконец, наступил долгожданный момент, когда скалистый "хвост" Загедан-Скалы целиком остался позади.

Вперёд тянулась изогнутая волнами луговая спина Загедан-Скалы. Причём ширина луговины превзошла мои ожидания, как-то по карте всё было более скромно. Тропа по выходу на луга вырождалась, и она тут была совсем не нужна.

Снег недавно сошёл с гребня, пожухлая трава ещё не успела прикрыться свежей зелёной. Справа по ходу всё шире разворачивалась панорама на загеданские трёхтысячники – Седую и Уруп.

Взгляд назад радовал обзором на массив хребта Чилик Второй, казалось - руку протяни и сможешь потрогать его главную одноименную вершину. Стоит сказать, что вершина Чилик Второй видна далеко не с каждого ракурса, так что нам повезло.

Однажды на кубанском форуме обсуждался вопрос - какие архызские горы видны с трассы на участке Преградная – Сторожевая? Прилагалась довольно мутная фотка, я тогда некоторые из них угадала, не прибегая к помощи карты, узнав очертания характерного скального "плавника" Чилика Второго. Теперь, когда я вижу вдали Скалистый хребет, под которым проходит трасса, я осознаю, что проезжающие по трассе теоретически могут наблюдать меня на Загедан-Скале!

Подходим к основанию очередного холма, навскидку метров 100 высотой. Хочется поскорее взобраться и поглядеть, что скрыто за такой довольно невзрачной его макушкой.

Трава перемежается с каменистыми участками, подъём простой. Справа внизу и чуть позади просматривается широченная луговая седловина перевала Золотое Дно.

Вася вырывается вперёд. Его фигурка маячит на скальном гребне.

Пока мы шли по широкому луговому гребню, то как-то особо и не стремились подойти к его правому краю – оттуда свистел ветер. Но ситуация изменилась, гребень сузился и нам по-любому приходится выйти на обрыв справа по ходу. Взгляд с обрыва завораживает. Это, пожалуй, лучший вид на Седую с востока. Она вся как на ладони - со снежной шапкой наверху и шлейфом из светло-серых мелкокаменных осыпей, спускающихся на зелёное всхолмленное плато, неофициально называемое Полем Чудес.

Осыпные обрывы Поля Чудес с остатками снежников заканчиваются внизу каменным хаосом, среди которого для знающих людей есть много интересного. Именно там спрятаны входы в некоторые пещеры Уруп-Загеданского карстового плато, а конкретно этот кусок плато, зажатый между Седой и стеной Загедан-Скалы носит название Ростовского района – по имени пещеры "Ростовской", расположенной где-то прямо под нами.

Видимая внизу каменистая ложбинка тянется аж под склоны Урупа, формируясь в интересное ущелье, затем резко поворачивает вниз, выводя через труднопролазное берёзовое криволесье к Ацгаре в районе Поляны Маков. По дну ущелья протекает Медвежий ручей, но мне трудно точно сказать, где именно он начинается, всё так сложно в этих карстовых районах – то ручей есть, то его нет. Поэтому я не вдаваясь в детали всю эту впадину рельефа от стен Загедан-Скалы и до Ацгары называю ущельем Медвежьего ручья.

Мы идём по краю Загедан-Скалы, с опаской поглядывая в сторону Медвежьего ручья – там реально есть куда лететь. А Васька заманивает выше и выше.

Может быть, та скала, на которой он ждёт нас, уже и есть вершина? Но судя по GPS - нет.

Мне так хочется заглянуть за эту скалку, и хотя Ольга с Андрюхой потихонечку начинают бухтеть, задолбавшись идти по скалам, я продолжаю подъём вслед за Васей. Они тоже бредут следом, а что им остаётся делать…

Пока мы идём, огибая скальную стенку слева, Вася успевает скрыться из виду. Не пойму, куда он делся. Кричу ему и он отвечает откуда-то сверху. Потом он появляется и зовёт меня подниматься по сыпушке на локальный пупырик. Под натиском ветра я забираюсь наверх, к месту, где сложен турик.

Но главное здесь – не этот турик. И не ставший уже привычным вид на Уруп и Седую. Изюминка этого места в том, что я и представить себе не могла, что именно так будет выглядеть вершина Загедан-Скалы… В моей голове 3D-картинка этой вершины рисовалась какая угодно, но только не та, что предстала перед нами. Я ведь видела Загедан-Скалу со всех сторон и не однажды её обошла...

Мы ниже вершины примерно на 80 метров, но эти 80 метров кажутся такими впечатляющими.

Дальнейший путь к скальной макушке Загедан-Скалы по гребню мы оцениваем как невозможный для нашей группы. Может быть, ещё несколько метров по гребню и можно пройти, но дальше там просто аховский узкий разрушенный гребень со снежниками. Так что будем довольствоваться малым – дошли до турика и молодцы.

Замерили высоту у тура, получилось 3005 м. Засекли время, было чуть больше 13 часов, шли сюда около 4 часов. Покопавшись в туре, я нашла баночку, но в ней был лишь какой-то истлевший полиэтилен, поэтому мы так и не узнаем, кто были наши предшественники. Но о себе весточку оставим. Вместе с традиционной визиткой Ростов-Экстрима мы пишем записку от нашей группы из 4-х человек, особо отмечая по настоятельному требованию Андрюхи, что среди них есть "псих в кроссовках". Что ж, он заслужил отдельного упоминания. Решаем сделать общее фото, к сожалению, фотоаппарат, установленный на рюкзачке, покачивает ветром, вдобавок точка съёмки не очень удачная, не видно Загедан-Скалы. Фото получается какое-то дурацкое.

Вокруг красота неописуемая. Довольно затяжной и местами тягомотный подъём, безусловно, стоил этих нескольких минут на трёхкилометровой высоте.

Любопытно, что мы достигли точки гребня Загедан-Скалы строго севернее нашего лагеря. Он такой крошечный с этой высоты. Интересно, видят ли нас его обитатели?

На северо-западе взгляд упирается в хребет Магишо с ярковыраженной одноимённой двугорбой вершиной. Юго-запад прикрыт массивами Дамхурца и Имеретинского горного узла. А на восток видать далеко, правда, мешает дымка. Но весь высокогорный Архыз просматривается неплохо, и мы с удивлением отмечаем, что снега как-то даже больше обычного в районе между Софийским хребтом и ГКХ. Что довольно странно, ведь весна была жаркая и стремительная.

Накатывает ностальгия, когда я вижу некогда пройденный маршрут со стороны озёр под г. Загедан к перевалу Кыртхуа и далее через перевалы Золотое Дно и СарАстра в Ацгару. Даже сейчас, когда охватить взглядом этот участок можно за мгновения, понимаешь - неплохой был ходовой денёк! А как не вспомнить наше первое посещение этого района - ох и бурились мы вниз по Медвежьему ручью, что потом сутки приходили в себя на Поляне Маков, но видимо, нам было мало - и мы потом пошли разведывать тропу по левому берегу Ацгары... А сколько раз с тех пор мы прошлись по Загеданскому хребту... И каждый раз мы смотрели на Загедан-Скалу, загадывая, что наступит день, когда мы доберёмся и до неё. И вот - добрались! За что безумная благодарность погоде, ну, и, конечно, тёплой компании!

Кстати, о погоде... Безумно красивые облака стали как-то заметно ниже. Они, конечно, пока не цепляют верхушки трёхтысячников, но ощущение, что давление падает, уже довольно устойчивое. Да и Андрюха стал жаловаться, что башка болит. Может, это горняшка, а может и реакция на погоду. Моя метеочувствительная голова пока вроде не напрягает, есть какая-то тяжесть, но я уверена, что ничего глобального в плане перемены погоды нас не ожидает.

Замёрзнув за несколько минут, проведённых наверху, мы поспешили в  обратный путь. Решили по пути найти безветренное местечко и пообедать. Задачка оказалась не из простых, и такое местечко нашлось лишь после спуска с луговой части гребня перед выходом на осыпной участок. Мы завалились на траву, уничтожили съестные припасы и почти допили воду. Минут через 15 мы снова были готовы идти, потому как дольше рассиживаться было холодно.

Мы успели пройти сложный осыпной участок до того, как на нас упали первые капли дождя. Дальнейший спуск решили проделать не по пути подъёма, а немного "срезать" и пошуршали вниз по осыпи. Осыпь на спуск оказалась очень даже милой, сделаешь шаг и едешь полметра вниз, так что мы стали стремительно терять высоту.

Дождик припустил, заставив нас всё-таки приодеться в непромокаемое. И конечно же, по закону подлости, как только все облачились в куртки, дождь прекратился. При этом он нам всё равно подгадил – по мокрой траве спускаться пришлось очень осторожно.

Миновали "лошадиную ложбинку", вышли на траверс над долиной Западной Ацгары, снова помогли Андрюхе перебраться через глубокую складку рельефа, и вот уже мы на подходе к озеру. Шли быстро, запыхались, поэтому ненадолго привалились отдохнуть на выходе на озёрную террасу. И тут Андрюха заметил нечто на тропе. Патрон. Потом ещё один. Вспомнился вчерашний фейерверк и подумалось – а не был ли патрон тому причиной? Не, в костёр никто патронов не кидал, но, может быть, они были зарыты в землю… мне ещё показалось необычным место, выбранное для кострища – там совсем не росла трава, может, и правда, там что-то было зарыто?

Далее шли традиционно – перепрыгнули Западную Ацгару чуть ниже стока озера, попетляли в каменных лабиринтах на пути к "Озеру с камнем" и возле него сделали привал, чтобы искупаться. Купание взбодрило, и мы скоренько добежали до лагеря, приготовили ужин и приятно провели остаток светлого, но довольно прохладного времени суток в андрюхиной палатке, изредка высовываясь из неё, чтобы сделать очередной кадр растущих облаков над Абиширой.

Наш путь на карте:

Далее...                                        Назад...
День 4    День 5                                                                                  День 1       День 2

( 6 comments — Leave a comment )
livejournal
Sep. 15th, 2013 08:50 pm (UTC)
Июньский набег на Пятиозёрье.
Пользователь netochka_n сослался на вашу запись в записи «Июньский набег на Пятиозёрье.» в контексте: [...]    День 3 [...]
zrya_v_pra
Feb. 7th, 2018 07:17 am (UTC)
Светлана, спасибо за интересное и, главное, полезное описание вашего восхождения! Отдельное спасибо за карту. Хотим этим летом туда тоже подняться. Вы писали, что несколько ваших ушил раньше и немного другим маршрутом и, когда вы ещё поднимались, они уже возвращались. А, как шли они можете подсказать? Может их путь проще оказался?
Feb. 7th, 2018 07:36 am (UTC)
Я не знаю, как именно они шли до выхода на гребень Загедан-Скалы, а именно там мы и повстречались. Кто-то из них оставил свою палку перед самым узким и страшным на вид местом на гребне, но вряд ли они нашли более простой путь до этого места, чем мы. Мы ведь обсуждали все вместе, как надо идти. Там весь путь подъёма до гребня простой - травка, мелкая сыпушка.
zrya_v_pra
Feb. 17th, 2018 03:23 pm (UTC)
Спасибо, Светлана :)) А про спуск с пер. Загеданских озёр можете подсказать - я понимаю, что на сами озёра спускаться не трудно, а вот дальше судя по картам и фотографиям - спуск очень сложный, но Вы писали, что перевал некатегорийный. Как там спускаться нужно в долину Загеданки - со стороны пер. Загедан или с противоположной (левой если смотреть в долину) стороны?
Feb. 17th, 2018 04:28 pm (UTC)
Спуск от озер в долину Загеданки возможен по тропе в сторону пер.Загедан. На вид там устрашающие бараньи лбы, но там ходят. Возможно, в настоящее время уже натоптали и другую тропу - от озер в сторону долины Б.Лабы.
Думаю, вот это фото даст тебе исчерпывающий ответ

Насчет категории пер.Загеданских озер многие со мной не согласятся:) Кое-кто считает этот перевал 1Б лишь потому, что попал туда в не самое лучшее время и не увидел простого спуска по скалам. Либо само наличие скал заставляет думать, что это 1Б:) Если с такой точки зрения смотреть, то да. Теоретически ведь скалы это один из признаков 1Б, на или как минимум 1А (если "несложные скалы").

В общем, если не идти в дождь и в мороз, то можно пройти очень просто, именно это простой путь я и оцениваю как н/к. А если иметь цель получить себе в зачёт перевал 1Б, то можно пройти его так, что потянет на 1Б.
zrya_v_pra
Feb. 20th, 2018 12:18 pm (UTC)
Спасибо за фото! Я предполагал оба эти варианта, теперь уверенность окрепла. Летом буду там и сам проверю, как сейчас с тропами. Думаю должны были натоптать (прошлым летом были с другой стороны Пятиозёрья - на Пхию мощная тропа вытоптана - спускались бегом, за 20 минут сбросили около километра).

Edited at 2018-02-20 12:34 pm (UTC)
( 6 comments — Leave a comment )