Previous Entry | Next Entry

Утро вечера мудренее... и приятнее во всех отношениях!
До утра продолжало поливать то сильно, то не очень, но града, к счастью, больше не было. Пробуждение лично для меня началось с полнейшего недоверия к органам чувств – уши не слышали никаких звуков, сопутствующих осадкам, а глаза сквозь два слоя ткани "видели" начало погожего дня… Мозг в это верить отказывался. Но эту проблему оказалось легко разрешить – выглядываем из палатки и пляшем от радости – из-за Абиширы вот-вот выглянет солнце!

Начало седьмого. Лагерь просыпается после жутковатой ночи.

Дождевая вода так и не впиталась в почву, и сонные сопоходники прикольно хлюпают от палатки к палатке, оценивая потери. Считаю необходимым огласить их список для полноты картины. Итак:

• градом пробиты три палатки из восьми – ольгина, андрюхина и старая васькина, в которой жили Люда и Катя;

• кастрюля, которую забыли занести в палатку, в приличных вмятинах от градин;

• чья-то пластиковая баночка с сахаром превратилась в баночку с сиропом, потому как пластиковая крышка не смогла противостоять граду и раскололась, но это уже совсем мелочи…

• палатка Андрея и Марины, как мы и предположили, пострадала, но гораздо серьёзнее, чем мы думали – её не просто затопило, а буквально смыло вниз по ручью, и ребятам среди ночи пришлось переставляться; пуховые спальники вымокли, какие-то вещи тоже, в общем, заряд адреналина они получили немаленький.

Обитатели стоянки с любопытством рассматривали порезы тентов, такие, словно острой бритвой их исполосовали. Думаю, в этот момент все были счастливы, что подобное случилось в последнюю ночь, а не, скажем, днём ранее. И сразу вспомнилось, как в начале похода, пересчитав людей и палатки, было ощущение, что как-то подозрительно много палаток. Но не будь викиной палатки, Вика и Ольга жили бы в ольгиной и обе бы в эту ночь остались без крова, причём расселить обеих было бы некуда, потому как свободное место было лишь у нас, но одно, и у Андрюхи, а его палатку тоже расколбасило. Как пришлось кукожиться Андрюхе в эту ночь в протекающей палатке, думать даже не хотелось, но сейчас он был бодрячком, хотя и слегка прифигевшим. Столько впечатлений за первый поход после долгого перерыва, пожалуй, это даже для него был перебор.

Ольгина палатка вообще стояла как экспонат выставки и все подходили, ужасались, фотографировали. Я даже высказала предположение, что этот случай может пролить свет на "историю дятловцев" - никто не резал им палатки, это был град… просто град… ну и что, что зимой? Ведь судя по тому, как у них всё закончилось, зима была ну очень хреновая…

А если серьёзно, то некое обобщение, рассмотрев все изуродованные градом палатки, мы всё-таки сделали: наиболее пострадали те из них, конструкция которых предполагала наличие горизонтальной поверхности крыши; палатки куполообразной формы оказались надёжнее. Конечно, возраст палатки тоже немаловажен, ольгина палатка была старая, но и васькиной палатке уже лет 8, но она меньше всех пострадала, как полагаем – именно по причине более удачной конструкции. Но эти локальные выводы не претендуют на какое-либо глобальное обобщение, просто так получилось в нашем конкретном случае.

Нашу палатку Вася внимательно разглядел со всех сторон на предмет повреждений, и не найдя таковых, мы постановили, что она прошла серьёзную проверку на прочность и в "Сплаве" бывают-таки неплохие вещи! Ведь честно признаться, ночью мы уже просчитывали варианты возврата палатки по гарантии:)

Наконец-то из-за Речепсты выглянуло солнце и палатки стали подсыхать. Градины, скопившиеся в углублениях рельефа неохотно начали таять, но все желающие успели их поразглядывать и ещё раз вспомнить прошедшую весёлую ночку.

Наши "подтопленцы" Андрей и Марина были полны оптимизма и бегали по поляне, просушивая пуховые спальники, но Андрей признался, что больше никогда не станет ставить палатку близко к воде, а в нашем случае читай – практически в русле ручья. Ручей хоть и был пересохшим на момент установки палатки, но всего полчаса ливня – и он снова забурлил. Как только дождь прекратился, лишняя вода снова схлынула, и при взгляде на место их стоянки почти ничего не намекало на его потенциальную опасность.

Мы собрались довольно быстро, но пока палатки просохнут, пришлось ждать. Поэтому стартовали мы лишь в 8-15. Спускаться решили не по пути подъёма, а прямо от стоянки, не переходя Речепсту. Хотелось разведать правобережный путь. Отчасти потому, что он не предполагает бродов, подумалось, что воды в Речепсте будет многовато.

Склоны после ливня выглядели печально. Вчерашний прекрасный колокольчиковый бугорок с утра представлял собой кладбище колокольчиков, безо всякой надежды, что цветки оправятся от побоев. Потоки воды местами подчистую слизали верхний слой почвы. На развилке к Чилику площадки под стоянку были засыпаны градом как-то особенно сильно, то ли он там медленнее таял, то ли там действительно его больше выпало.

Мокрая трава предательски скользила под ногами. Спускались осторожненько, мечтая поскорее добраться до тропы. А когда добрались до тропинки, то оказалось, что она засыпана градинами, и идти по ним в ботинках с хорошей подошвой нормально, а в кроссовках – как-то скользко.

Когда мы увидели Речепсту в районе верхнего брода, то возрадовались тому, что идём другим берегом. Перейти её вброд отважился бы далеко не каждый. Речепста стала не столько полноводной, сколько бурной, сильно непохожей на ту милую Речепсту, которую мы видели много раз.

Тропинок по правому берегу Речепсты оказалось великое множество. Они все овечьи и идут параллельно друг другу на разной высоте над рекой – выбирай любую.

Вскоре мы оценили ещё одно достоинство правобережной тропы – всё животные пасутся на левобережных склонах, хотя, конечно, это может быть лишь до поры до времени. Пока там всю траву не сожрут. Поравнявшись с кошем под вершиной Речепсты, мы стали встречать и на этом берегу коров, но их количество нас не напрягло, и под звонкий лай собак с другого берега мы поскорее удалились от коша и от сопутствующих ему запахов.

Начинающаяся напротив коша, основная тропа - более широкая и уже почти подсохла на солнышке. Это позволило нам идти быстрее, и вскоре верховья Речепсты скрылись из виду за поворотом долины. Умытая дождём, долина Речепсты, казалось, ещё сильнее зазеленела и выглядела просто великолепно, несмотря на то, что на какие-то сногсшибательно эффектные пейзажи она не богата и обычно вызывает у искушённых видами туристов вполне понятное уныние. Но не в середине июня! Сейчас как раз её время, и здорово, что мы так удачно здесь оказались!

Вот и поворот тропы в сторону Пхии… Ещё только 10 утра, а мы уже почти спустились. Транспорт заказан на 13-00, придётся внизу поотвисать некоторое время.

Над Аркасарой рождаются пушистые облачка и летят в нашу сторону, а по мере спуска всё больше припекает. Как бы опять не началось… Во-о-о-от, уже начинаю паниковать без веских причин… и сама себя успокаиваю – ведь нормально выглядят эти облака, нет в них никакой угрозы, а жарче становится потому, что мы сбрасываем высоту!

На повороте тропы, где начинается спуск с холма, несколько минут отдыхаем. Ноги притомились на спуске по тропе, развезённой овцами в грязюку. Финальный 80-метровый крутяк даётся со скрипом в коленях, и когда я с огромным облегчением выбираюсь на дорогу, то ещё довольно долго жду, пока вся группа спустится.

И вот мы снова у подножия холма, откуда четыре дня назад начинали маршрут. Мелькает шальная мысль – а может и не было этих четырёх дней? Ну уж нет! Всё надёжно "запротоколировано", воспоминаний у каждого из нас – просто вагон! Плюс немаленькая тележка фотографий к этим воспоминаниям:)

Вверх по дороге проехала машина в сторону пер.Пхия, но вскоре вернулась, гляжу – из неё вышли люди, разговаривают с Васькой, только что спустившимся с холма. Вместе идут к нам. Пригляделась – знакомое лицо, однако! Это наш друг Андрей из Буково, тот самый, что помог нам организовать транспорт из Архыза. Приятная возможность поблагодарить его лично, а не только по телефону. Андрей сказал, что видел наших водителей и они уже собираются за нами ехать.

Мы привалились на поляне на берегу Речепсты и принялись приводить себя в порядок. Кто-то не побрезговал мутными водами Речепсты, а кто-то предпочёл чистый ручеёк с другой стороны дороги. Группа приняла цивилизованный вид и морально приготовилась к следующему пункту программы – поглощению хычинов. И как раз очень удачно, на час раньше запланированного срока, за нами приехали Володя и Рамин.

Дорога после ливня раскисла, но мы на удивление быстро доехали до Архыза. На базарной площади группа рассредоточилась по закусочным и предалась чревоугодничеству. Хычины, лагманы, шорпа, карачаевское пиво и "Груша" производства Черкесского пивзавода – без этого не обходится ни одно посещение Архыза. А мы свято чтим традиции:) И потому после сытного обеда народ прогуливается по базарчику, скупая варенья, мёд и травяные сборы. Там же, на базаре, встречаем и наших четырёх попутчиков, удачно прогулявшихся за Абиширой, где, к нашему великому удивлению, не было града. Вот это им повезло, так повезло, завидуем им по-белому!

Наша маршрутка уже поджидает нас на обочине. Мы грузим вещи в прицеп, занимаем места, и отправляемся в обратный путь до Ростова, прокручивая в голове пройденный маршрут, делая выводы, строя новые планы.

Весь наш путь можно проследить по этой карте:

P.S. Мои сопоходники опередили меня с написанием отчётов.
Взгляды на прошедшие события фотолюбителей Кости, Андрея и Ильи доступны по ссылкам:

P.P.S. Спустя несколько дней после похода Людка спросит нас с Васей: "Ну вы же в следующий раз возьмёте нас в поход? Нам понравилось…"

Назад...
День 1    День 2    День 3    День 4