Два пешехода вышли из пункта "У" в пункт "Н". Часть 6.

Начало путешествия 1 2 3 4 5

Посреди ночи заморосило. Как и было обещано rp5, куда мы заглядывали в день нашего отъезда. Радости от того, что прогноз сбывался в точности, мы не испытали. Вот если бы предсказали улучшение погоды... Ну ладно, переживём мы этот дождь, до Никеля осталось недалеко, а там уж отогреемся и подсушимся.

Но под утро мы поняли - это уже не дождь. Такой шорох по тенту может производить только снег. Да и как-то тепло в палатке стало. Это нас просто завалило. Тряхнули палатку - и "прозрели", сразу стало светлее. Но очень скоро палатку снова облепило мокрым снегом, сколько её не тряси - толку мало. Мы высунулись в тамбур, который сузился под тяжестью снега раза в два - вот тут-то и понимаешь, зачем на змейке тамбура аж пять бегунков - без проблем можно открыться, не копаясь в снегу в поисках нижнего бегунка.

Выглянули наружу - а там красота! Снега уже навалило сантиметров 10 и продолжает валить. Лес преобразился, стал сразу таким новогодним. Только солнышка для полноты праздничной картины не доставало, и увы - на небе сплошняком висели снеговые тучи, ни единого просвета.

Мы позавтракали и собрали вещи, напялили на себя непромокаемые штаны и куртки (а мы уж подумали, что зря их протаскали), оставалось лишь собрать палатку. Долго мы не решались выбраться из своего тёплого домика на снег, но не сидеть же тут весь день. Пока собирали палатку, порядком замёрзли, хотя и не сказать было, что сильный мороз. Но жуткая влажность и ветер создавали ощущение, что мы в зимнем походе.

Наконец, около 9 утра сборы были закончены и от нашего пребывания здесь остался лишь прямоугольник примятой травы, ещё не занесённый снегом. Ну, это ненадолго, скоро никаких следов нашего присутствия не останется. И мы побрели в сторону дороги, стряхивая с кустов снежные шапки.

Снег не прекращался, видимость была плохая. Очень жаль, что не удастся с высоты Ду-Ду-Гуша разглядеть окружающие горы. Была задумка с утречка быстро сбегать в сторону высшей точки хребта, но раз вокруг ничего, кроме белой мглы, то и смысла в хождении туда-сюда по гребню нет.

Не успели пройти по дороге и пяти минут, как вдруг Вася остановился и принялся что-то разглядывать на снегу.

Медвежий след. Он шёл нам навстречу и в этом месте резко свернул в кусты, видимо, мишка почуял нас и поспешил удалиться. След был свежий, совсем не присыпанный снегом. За малым не встретились.

По заснеженной дороге мы углубились в лес и потихоньку стали сбрасывать высоту, продолжая при этом идти по гребню.

Сейчас жалею, что мало осталось фотографий этого участка, лес тут действительно сказочный - замшелые пихты, стройные берёзы, дрожащая на ветру последними листочками ольха, разнообразные кустарники, увитые ежевикой, заросли шиповника и калины - всё это разнообразие растительности было нарядно присыпано снегом, по которому узорами разбегались во все стороны следы каких-то птиц, кабанчиков и медведей. Медвежьи следы попадались с такой периодичностью, что я в шутку заметила "Медведь ходит вокруг нас кругами, загоняет", но справедливости ради надо сказать - это были следы разных медведей, одни были крупные, другие принадлежали малышам.

Снегопад постепенно ослабел. К этому моменту дорогу прилично замело, припорошив особо грязные и скользкие участки, на которых мы регулярно выписывали пируэты, пытаясь сохранить равновесие. Дорога начала спуск с гребня в сторону Хамышков.

На экране GPS появился "ДОМ". Это некий балаганчик, различимый в GoogleEarth, но неизвестно какого качества, как-то не попадались мне отзывы о нём. Так что нам представлялась возможность своими глазами увидеть и оценить этот домик, благо "нижняя" дорога проходит в непосредственной близости от него. Раз уж я упомянула "нижнюю" дорогу, то логично предположить, что есть и "верхняя". Да, именно так и есть. "Верхняя" дорога, а скорее даже не дорога, а просека, заросшая малиной и ежевикой, ответвляется и идёт параллельно гребню чуть ниже него. По словам ходивших - не надо поддаваться искушению "срезать", выбирая более короткую "верхнюю" дорогу, она хоть и экономит на сбросе/наборе высоты, но сил и времени отнимет на порядок больше. Да мы и сами это видим, проходя мимо, буриться по этой просеке человек в здравом уме не станет. Разве что прикольно было бы "заблудиться" в эту сторону в пору созревания малины...

Продолжаем спуск, а погода тем временем внезапно начинает улучшаться... А мы уж рассчитывали, что поганый прогноз на этот день сбудется в точности. Но нет - облачный занавес словно кто-то слегка приподнял и открыл нам обзор на припорошенные снегом лесистые хребты и долины, наполненные туманом.

Вскоре мы дошли до поворота дороги и заметили заснеженную крышу домика. Посмотрим, что за хоромы на Ду-Ду-Гуше...

Подходим, а тут ни дать, ни взять - "отель"! Надеюсь, вы меня правильно поняли:) И называется он - ГРАНД-ОТЕЛЬ "ТРИ КЛОПА"!

Ну, что сказать... до "соколовского вагончика" и "шестаковского балагана" сей гранд-отель хоть и не дотягивает, но на крайний случай сгодится. Внутри есть печка и спальное место для 4-х человек, запас дров, а что ещё надо? Возле домика стоит большой стол с лавками, чуть ниже начинается балочка, где, вероятно, бывает ручей, но сейчас там всё в снегу. Рядом растут несколько одичавших яблонь с довольно крупными и вкусными плодами. Довольно милое местечко, если не обращать внимания на частокол из высохших борщевиков - летом тут опасно.

В 9-55, оставив "гранд-отель" ждать своих постояльцев, мы продолжили путь по заснеженной дороге. Серая облачность потихоньку поднималась выше, открывая нам всё больше голубого чистого неба.

Вскоре мы могли любоваться выплывшим из тумана Каменным морем и белоснежными просторами Лагонакского нагорья.

Качество дороги ухудшилось, видимо, до "гранд-отеля" в сезон частенько ездят и развозят дорогу. Появились лужи во всю ширину дорожного полотна. Их обход по лесу был несложен, но зачастую сопровождался наваливанием снега за шиворот.

Впрочем, даже идя по дороге, мы регулярно получали "по шапке" - с ветвей при малейшем дуновении ветра срывались комки снега.

Спустя некоторое время над нами просияло солнце. Процесс соскальзывания снега с ветвей ускорился под влиянием солнечного тепла, теперь мы шли под непрекращающимся "артобстрелом" и перестали заморачиваться с вытряхиванием снега из-за воротника и из капюшона. На короткое время открылся обзор на сверкающий снегами Фишт, но я так и не сфотографировала его, ожидая, что мы дойдём до места, где вид будет лучше... Увы, дорога свернула и больше Фишта мы не видели.

Снова и снова мы пересекали цепочки медвежьих следов. Медведей, похоже, совсем не смущало наличие луж на дороге, они бесцеремонно вываливались из кустов прямо в схватившуюся ледком лужу и оставляли на её поверхности дыры. Мы же старательно обходили лужи, забираясь в лес, полагая, что промокнуть мы всегда успеем.

Если честно - мы шли по довольно "скучному" лесу, в основном он буковый с примесью берёзы и ольхи, но изредка всё же вырывалось "вау!" Это когда на нашем пути появлялись громадные пихты или сосны.

Однако, недолго солнышко нас радовало. С юга опять потянулась облачность, и вскоре Ду-Ду-Гуш накрыло туманной вуалью, сквозь которую ещё просвечивало солнце, но уже ни капельки не грело.

И когда нас затянуло холодным туманом, мы ощутили, что как-то поднадоело топать по этому Ду-Ду-Гушу, скорей бы он закончился.

Но монотонная дорога всё шла и шла вперёд, почти не сбрасывая высоту и лишь иногда выходя на гребень, откуда открылись бы нам шикарные виды в сторону Тхачей и Скалистого хребта, если бы не туман. Снега становилось всё меньше, а грязи, соответственно, всё больше. Плюсовая температура сильно тому способствовала.

К 12-30 мы добрели до развилки дорог в районе ЛЭП "Хамышки - Меркулаевка". Наш дальнейший путь предполагался вдоль ЛЭП в сторону Меркулаевки. Накатанная дорога ушла в сторону Хамышков, а вдоль ЛЭП была какая-то заросшая просека, так что мы её даже не восприняли как дорогу, решив, что хорошая дорога сделает крюк и выйдет к ЛЭП. Но дорога стала спускаться в Хамышки и мы, почувствовав неладное, повернули обратно и по лесу дотопали до ЛЭП. Спросите - а чего ж мы не пошли в Хамышки? По очень простой причине - мы не знаем, есть ли там мост через Белую. По нашим данным - там лесовозный брод, а мы всего лишь человечки и с Белой тягаться не рискнём. Вот потому-то и был наш выбор таким странным, мы решили подобраться к Никелю окольным путём, при этом ни метра не пройдя по асфальту и не замочившись ни в одном броде, за исключением разве что брода через Сюк.

Итак, мы двинули вдоль ЛЭП. Дорога местами представляла собой почти забытый нами гряземес "а-ля хребет Бульвар".

Затем дорога ушла влево от ЛЭП, видимо, мы теперь так и будем петлять, то удаляясь от ЛЭП, то приближаясь к ней. Время обеденное, но вокруг всё такое грязное и мокрое, что даже на минуточку рюкзак класть на землю не хочется. Но не дело же на голодный желудок идти, и когда дорога, сделав очередной зигзаг в сторону ЛЭП, пошла вниз, мы поняли - дальше грязи будет только больше. Надо останавливаться и обедать. Мы взобрались на "бортик" рядом с дорогой, кое-как разместили рюкзаки на условно ровном пятачке и быстро зажевали несколько бутербродов и шоколадку, запивая чайком из термоса. На перекус и отдых мы затратили около получаса и в 13-28 снова вылезли на грязную дорогу, полные решимости распрощаться, наконец, с Ду-Ду-Гушем.

На северных склонах снег ещё не успел подтаять, и какое-то время нам удавалось идти не по грязи. ЛЭП на этом участке пути идёт прямо по обочине. Но затем дорога снова виляет в сторону и мы снова теряем из виду эти "признаки цивилизации".
Над нами сгущается низкая облачность, до чего ж переменчива сегодня погода... Огибая хребет, дорога добирается до отрога, водораздела долин Сюка и Гоша, и по нему мы довольно быстро спускаемся до седловины между двумя хребтами - Ду-Ду-Гушем и Буреломом. Снега здесь почти нет. На дороге замечаю медвежий след - это последний, который встретится нам сегодня, сбилась со счету - седьмой или восьмой.

За седловинкой ЛЭП начинает кратчайшим путём взбираться на Бурелом, проходя вблизи его высшей точки 1238,7 м.

Мы же пока продолжаем путь по дороге, опоясывающей Бурелом, но вскоре и у нас начнётся "квест". Ведь я нарисовала трек по OSM, увидев там некую дорогу, переваливающую Бурелом, но не так прямолинейно, как ЛЭП, а маленько поизвилистей. Но как знать - может, эта дорога окажется заросшей непролазной просекой. Так что шли мы к точке поворота вверх на Бурелом в ожидании возможного подвоха, и, как говорится, "предчувствия нас не обманули".

Вблизи места, где на OSM начиналось ответвление вверх, мы обнаружили оборудованный родничок со склона Бурелома, выведенный в трубу. Рядом был гряземес, сопутствующий деятельности лесорубов, валялся какой-то хлам, шины, канистры. Никакого ответвления наверх я не заметила, решила, что не дошли ещё. Но пройдя несколько десятков метров, мы пересеклись с нарисованным треком. Васька предположил, что наверх надо было идти прямо от седловины, там как раз в сторону ЛЭП уходил грязнючий волок, но я это предположение отбросила - на седловине было рано, а здесь уже поздно... Странно. Но факт остаётся фактом - мы идём по опоясывающей Бурелом дороге, а это хрен знает сколькикилометровая петля...

Впереди просматривалось расширение дороги, сбоку стояла бытовка и какая-то техника. Но стоило нам подойти чуть ближе, как навстречу выскочила злющая-презлющая собака и давай бросаться на нас. Причем реально пыталась грызануть. Я струхнула, стала прятаться за Ваську, грозя псине из-за его спины палкой, а Васька даже запустил в неё пару раз каменюкой, но собака не унималась. В бытовке явно никого не было, и собака, радостная, что её никто не приструнит, принялась загонять нас как зверя, забегая сбоку, рыча и скаля зубы. Реально злобная тварь.

А тут как назло влево отходит какая-то заросшая дорога. Мы стали на развилке и тупим - пойти ли по этой дороге, ведь она не та самая, что на OSM, ту якобы мы давно прошли... Если пойдём и окажется, что она тупиковая, потеряем время и тогда уж точно придётся где-то ночевать, до Никеля не успеем дойти. Но если это она - то здорово срежем. Если бы не эта злая собака, мы спокойно достали бы карту, оценили плюсы и минусы, и вполне вероятно, что доверились бы этой дороге, но мы хотели как можно скорее избавиться от собаки, и лучшим способом было - тикать отсюда как можно быстрее. И мы продолжили идти по "главной вокругбуреломной" дороге, обрекая себя на длинный ушатывающий путь, но понимая, что это может быть лучшая альтернатива, чем влезть куда-то наверх и осознать, что дальше пути нет и придётся спускаться обратно.

Нам на радость дорога оказалась не такой грязной, как вблизи бытовки. По широким обочинам, присыпанным листвой, можно было пройти совсем не запачкавшись. Снова проглядывало солнышко и стало как-то веселее идти.

Напрягало только одно - время близилось к 15 часам, а мы как-то далековато ещё от Никеля. Через пару часов начнёт смеркаться, ну, ещё с часик идти будет можно легко, но за это время мы не дойдём... Ладно, чего уж тут думать да гадать, от этого дорога короче не станет. И мы шли, стараясь любоваться окрестностями, насколько это было возможно. В принципе, если забыть, что мы идём по лесовозке, тут вполне красиво - по обочинам растут пахучие сосны, не успевшие облететь яркие берёзовые листочки радуют глаз, птички поют.

Проходя южнее вершины 1175,3м, мы заметили справа по ходу милую полянку и позволили себе десятиминутный отдых. С полянки открывался вид на Ду-Ду-Гуш во всю его длину, но облачность, висевшая на хребте, не позволила нам рассмотреть этого "монстра", по чьей спине мы протопали сегодня столько километров.

Дорога огибала многочисленные отроги, спускающиеся с 1175,3 м. То лёгкий сброс, то подъём; то сухо, то гряземес. Вправо вниз ушла одна очень грязная лесовозка в сторону Новопрохладного, и мы ожидали, что дальше дорога станет намного лучше, но этого не произошло. Мы по-прежнему старались идти по обочинам, где было не так грязно, но местами были такие заросли череды, что поневоле приходилось сигать в колею, лишь бы это мерзкое растение не впивалось в ноги. Силы заметно таяли. Поэтому как только представился случай посидеть на брёвнах - посидели, но недолго, минуты 2-3. Лишь когда начался спуск к истокам Меркулаевки, дорогу как подменили, превратив в милую парковую аллею.

Ручей, правый исток Меркулаевки, оказался мутным, что неудивительно - в верховьях таял снег. Вода нам была без надобности, мы до сих пор обходились тем запасом, что вчера сделали в балке Алычёвой. А сама балочка с ручьём мне приглянулась, если она и дальше такая же, то по ней легко подняться к седловинке под вершиной Бурелома. Где-то там идёт наш нарисованный по OSM трек... Эх, кабы не вечер, наверное, можно было бы попробовать тут подняться.

Мы потихоньку приближались к точкам злополучного трека. Пересекли балочку левого истока Меркулаевки и GPS показал, что вот-вот мы пересечёмся с треком. Из-за очередного поворота мы заметили опоры ЛЭП, ага, вот теперь вдоль ЛЭП дорога уйдёт в Меркулаевку, а нам прямо - в долину Грузинки. Ровно в 17-00 мы стояли на развилке "Меркулаевка - Грузинка" под проводами ЛЭП и торжествовали - та дорога, что нарисована на OSM, выглядела мягко говоря "не очень". Это был волок вдоль ЛЭП, очень заросший молодым лесом, кустами и ежевикой. Теперь было даже неважно, что мы не нашли его начала, нам хватило того, что мы видим, как он заканчивается. Что бы нас ждало на этом пути и где бы мы сейчас были, представлять не хотелось. Значит, наш выбор в пользу длинной дороги был оправдан.

Ну, а теперь бегом в Никель, больше сюрпризов быть не должно. Не, ну ещё надо не прозевать поворот в сторону штольни и перейти из долины Грузинки в долину Сюка, но там я хотя бы когда-то ходила, вроде визуально помнила место, да и GPS в помощь.

И несколько слов - почему, собственно, нам дальше не пойти бы тупо вниз по Грузинке, а потом по трассе до Никеля. Во-первых, идея похода "ни шагу по асфальту" мне безумно нравилась. Во-вторых, вспоминая дорогу по Грузинке, а мы уж сколько лет там в январе бродим, это грязь и лужи, как-то не хочется в потёмках там корячиться. А путь от штольни мы и с закрытыми глазами найдём. Васька ни разу ещё не ходил из долины Грузинки в долину Сюка, но я его заверила, что там шикарная дорога.

В 17-35 мы дошли до поворота и решительно свернули влево, чтобы ещё чуток поднапрячься и перевалить последний на сегодняшний день отрог Бурелома. Примерно в это время спустились сумерки. Массив г.Гут не позволил нам полюбоваться догорающим закатом, закрыв большую часть видимого горизонта. Так мы заранее попрощались со световым днём и морально подготовились к "ночному ориентированию".

Пока было довольно светло и вполне нормально идти. Но мои воспоминания меня подвели - мне эта дорога казалась такой ровной, а тут мы как пошли вверх, так конца этому подъёму и не видно... Набор высоты плавный-плавный, но и сил-то уже как бы и нет... Неудивительно, что минут через 10 я стала ныть и требовать привал. Привалились, хлебнули воды, вроде отпустило. А потом ещё минут 20 медленно плелись в горку, пока не достигли "перевала" в долину Сюка. Дальше дело пошло быстрее, вниз всё-таки.

В 18-30 мы вышли к повороту дороги на штольню. Ну, а нам здесь вправо и вниз - по старой дороге, спускающейся к Сюку. Мы отдохнули минут 5, достали фонарики и я наконец-то надела куртку, потому как уже околела идти в термухе. Теперь до Никеля дойти нефиг делать. Так думали мы, ещё не зная, что идти нам придётся ещё два часа!!!

Да, мы явно недооценили этот 5-ти-километровый участок, неоднократно хоженный налегке, посветлу и затемно, весной и зимой... Но ни разу - с рюкзаками за спиной и после длинного ходового дня. При свете фонариков мы побрели вниз по дороге, изредка подскальзываясь на обледеневших камнях (ага, в долине Сюка, похоже, уже был морозец и влажность жуткая). Естественно, мы шли очень медленно.

Огибая балочку, где на противоположном борту имеется отвал и какая-то штольня, мы вдруг увидели из района этой самой штольни яркий свет фонаря. Кто-то там есть. Мы выключили свои фонари, чтоб не привлекать ненужное внимание, и постарались не сильно шуршать листьями и хрустеть ветками. Кто бы там ни был, нам сейчас не до общения...

Прошли замечательное местечко, где обычно бывает стоянка туристов. Пошутили - может, поставим палатку и завалимся спать? Потом друг другу признавались, что это было бы очень здравое решение, но азарт не позволил сдаться, уже ж недалеко! Начался крутой спуск к Сюку и мы поняли, что уже едва держимся на ногах, но потихонечку доковыляли до реки по скользкой листве и камням. Воды в Сюке было рекордно много, я никогда не видела его таким полноводным даже в мокром мае. Вода была мутная и в свете фонариков выглядела словно какао. Разуваться - не вариант, лезть в ботинках в мутный поток - тоже не хочется. Через реку был перекинут какой-то хилый ствол, но как ни странно, Васю он выдержал. Затем Вася помог перебраться мне, правда, мне пришлось сигануть в воду, но удалось при этом не начерпать воды.

Оказавшись на другом берегу Сюка, мы приободрились - отсюда ж рукой подать до Никеля. По светлому этот участок проходится быстрым шагом за полчаса. И что удивительно - днём обычно бежишь тут "на автопилоте", не особо разглядывая окрестности, а ночью - всё внимание на рельеф, деревья, ширину тропинки, и что самое странное - идём-идём, а места какие-то "не те". А ведь я ещё думала - нафига мне трек на этот участок... Хорошо, что залила. Иначе я бы ни за что не поверила, что правильно идём. Лишь только мы сошли со старой дороги на тропку (есть там такой участок, срезающий зигзаг грязной дороги), как всё вокруг стало каким-то другим, непривычным. Тропинка засыпана листвой и в некоторых местах её можно угадать лишь ногами, но иной раз непонятно, куда сделать следующий шаг. GPS показывал, что идём строго по треку, а глаза отказывались в это верить. В конце концов, Васька где-то допустил ошибку, обходя какой-то ствол дерева и потерял тропу. Глядя в GPS, попытались выйти на трек, но оказалось, что из-за завалов тропу "перетоптали" и где она сейчас - непонятно. Мы стали кружить по лесу, пытаясь разглядеть ориентир - большие камни, на одном из которых растёт дерево, а другой - весь в дырах как "маасдам". По ощущениям мы находились где-то рядом с этими камнями. И вскоре нам повезло, и мы снова вышли на дорогу, так и не узнав, где теперь на неё выходит срезающая тропа.

Рано радовались. Идти по дороге - ещё не значит, что все приключения позади. Нам преградил путь огромный упавший бук, который, видимо, смыло со склона ливнями. Огромный корень так и завис на склоне, а ветвями дерево уходило далеко вправо от дороги. Не желая лезть на склон, мы попытались обойти бук справа. Но этот бук оказался не единственным - ниже валялись ещё деревья и обойти все их кроны мы не смогли - они свисали с обрыва... Пришлось вернуться и перелазить через бук в районе корня. Не очень радостное занятие с рюкзаком да по темноте...

И когда, казалось бы, можно снова расслабиться и ковылять себе потихонечку, снова засада - промоина на склоне. Кусок дороги просто исчез, а мы еле успели притормозить перед образовавшимся оврагом. Но на глинистом склоне уже натоптали тропинку в одну ступню и мы осторожненько пробрались по ней. На дороге снова выдохнули, мысленно задав себе вопрос - "Это всё? Или ещё сюрпризы будут?"

Вообще, сюрпризов вроде бы уже не должно было быть. Из нюансов оставшегося пути был лишь один - не пропустить поворот на ещё более старую дорогу, чтоб не уйти сильно в сторону "Горной деревни". С этой задачей мы даже в темноте справились. И зашуршали по крутому спуску, вспоминая, как быстро мы тут бегали налегке.

А вот и огни "Горной деревни" и Никеля! В окошке у Паши, никельского хозяина, горит свет! Глядим на часы - 20-30, да уж как-то не очень быстро получилось...
Не знаю, чем в этот час занимался Павел Петрович, но когда мы постучались в его окно и, запыхавшись, вымолвили "Пустите двух придурков переночевать", он мигом затащил нас в комнату и задал неожиданный вопрос "Борща хотите?" И мы поняли, что жизнь налаживается!

Через несколько минут мы сидели у Паши за столом и стучали ложками, уплетая зелёный борщ. Рассказывали ему о своих похождениях и намерениях вернуться сюда на Новый год. И тут Паша как-то присмотрелся к нам и воскликнул - "Вы те самые ребята, что "нарядили" стену в одной из комнат на прошлый Новый год! Студенты весь год ездят и удивляются! А я ж смотрю, вроде лица знакомые..." Мы закивали, да-да, это мы те самые, которые при помощи мишуры, игрушек и скотча сообразили на унылой стене из ДВП новогоднюю ёлку и прочие новогодние прибамбасы. Справедливости ради надо сказать, что кроме нас в этом участвовали ещё и двое краснодарцев - Юра Казаков и его жена Катя, да и вообще идея была катина.

Вопрос с нашим присутствием в Никеле на Новый год был решён. И мы отправились отдыхать, едва перебирая усталыми ногами, протопавшими за день без малого 30 км. Тогда мы ещё не знали этой цифры и лишь по самочувствию могли судить, что прошли немало, существенно побольше, чем вчера. В комнате сил хватило лишь на то, чтобы включить калорифер, сбросить в угол грязные вещи, размотать карематы на кроватях и влезть в спальник. Даже такое благо цивилизации как никельский душ, который мог бы нас "оживить", было нами отложено на завтра.

Завтра! Всё будет завтра - и душ, и чистка вещей, и приятный матрасный отдых! И снова ставшая изумрудной Белая!

Напоследок - карта заключительного ходового дня. И мой вердикт - день был изматывающим, но мы победили!