11 день, 22.07.2010г. "Выход в цивилизацию" (спуск по балке Орлёнок в д.р. София – Таулу - Архыз)

Часов в 7 я продрала глаза, и к своему удивлению отметила, что отлично выспалась. Не терпелось увидеть, где же мы заночевали, и действительно ли на каменистой террасе растут деревья, как мне приснилось. Я высунулась из палатки, а через несколько секунд уже тормошила Ваську – вставай, надо скорее валить отсюда! Серое небо наливалось влагой, надо было успеть выбраться отсюда до дождя.

Сборы наши были стремительными, а поскольку у нас почти не было воды, то не было и мыслей о завтраке. Помню, что сжевала только Twix, а Васька вообще не захотел ничего есть.

По огромным камням мы стали взбираться на террасу левого борта ущелья. Корячились, застревая в рододе и можжевельнике. А когда оказались наверху, то просто погрязли в густых зарослях, мама дорогая… Никаких тут деревьев, сплошная родода и камни. Дошли до края террасы, но по-над обрывом никаких признаков тропинки не обнаружилось. Представлялось весьма сомнительным, что этот участок следует идти низом ущелья, тропа должна быть где-то на террасе, вот только где? И мы пошли краем террасы. Но кусты тут были гуще и раскидистее, так что волей-неволей нам пришлось забрать влево. Кусты стали чуть реже, между ними появились травяные полянки, причем ровнёхонькие, затем стали попадаться кривоватые берёзки. И вот тут-то под ногами и проклюнулась тропка. Причём жирная такая. Откуда-то со стороны склона хребта примкнула. Тропка увела нас в цветущие луга, обильно покрытые росой. Блин, а пить-то хочется… Где-то далеко справа, в глубине ущелья, шумит река, но не факт, что к ней возможен спуск. И мы идём дальше, доверившись треку, согласно которому в обозримом будущем тропа подойдёт вплотную к реке, а совсем скоро будет какое-то озерцо.

Озерцо, вернее, их было даже два подряд, не впечатлило. Мы побоялись пить оттуда, дабы не стать козлятами.

Вскоре тропка привела нас к балагану, обтянутому полиэтиленом, нам даже показалось, что он был обитаем. Мы тихонько прошмыгнули мимо балагана, и тут – о чудо! Родник справа от тропы!!! Мы жадно припали к воде, напились, набрали в бутылки, и вперёд.

Ширина тропы достигла невероятных размеров, это говорило о том, что здесь часто ходят экскурсанты, кто ж ещё так натопчет. Крутым серпантином мы спустились по травяному склону и очутились у водопада Орлёнок, именно он привлекает сюда бесчисленные толпы отдыхающих.

Через березняк, где стоял приятный грибной запах, тропа вывела нас к реке. Тут мы, наконец, и покушали, совместив завтрак с обедом.

Далее наш путь пролегал по пихтовому лесу, было невероятно красиво. Но по мере сброса высоты стали попадаться следы вырубки леса, что весьма подпортило впечатление о долине Орлёнка. Встретили мы и экскурсантов, они были такие усталые и запыхавшиеся. А тропка тем временем превратилась в дорогу, разбитую лесовозку. Дойдя до развилки, мы выбрали ответвление налево, хотя потом несколько сомневались, а не выведет ли оно нас в долину Псыша? Нам ведь надо спуститься к Софии. Но дорога настойчиво вела нас в сторону Псыша, и мы уже почти смирились с этим, однако резкий поворот вправо нас приятно обрадовал - всё-таки в долину Софии идём. Малиновые заросли, раскинувшиеся вдоль дороги, мы не смогли проскочить без внимания. Ароматная ягода только-только начала поспевать, и мы прошерстили кусты как оголодавшие медведы. Боже, какой вкус! Вот так бы сидела тут в малине и ела, и ела!

К мосту через Софию мы вышли как-то неожиданно. Раз - и вышли. Правда, незадолго до этого мы встретили отдыхающих, поинтересовавшися у нас, нет ли в лесу погранцов. Эта встреча означала - цивилизация рядом. Но мы не предполагали, что настолько рядом. А тут бац! - и мост. И сразу стало грустно, что всё так быстро закончилось…

За мостом цивилизация буйствовала вовсю. Столько палаток, столько машин, людей… Запах шашлыка, громкая музыка, смех, звуки ударов по волейбольному мячу - всё это было нами забыто на время похода, а теперь всё сразу обрушилось на наши головы. Но мы были совершенно не готовы к этому. Даже как-то неловко себя чувствовали рядом с так называемыми цивилизованными отдыхающими.

Пограничники, встретившие нас в начале похода, слегка покривили душой - ведь мы "неправильно" пошли в начале похода именно сюда, а они нам - ничего там, мол, нету… Но теперь мы знаем, что тут есть мост через Софию, позволяющий обойти погранпост.

Мы дотопали до Таулу и уселись обедать. Жарило, как в день приезда. Однозначно ливанёт! Но эту грозу мы будем пережидать не в палатке. На завтрашнее утро у нас заказан транспорт в Ростов, и в Архыз мы пойдём прямо сейчас, чтоб успеть до грозы обосноваться в каком-либо пансионате. И там реализовать мечту о горячем душе.

Нам повезло, и пилить по пыльной дороге нам пришлось недолго, возле нас остановился КАМАЗ и водитель любезно пригласил нас в кабину. Через 15 минут были на базарной площади посёлка. В "Нарате" нам сдали комнату с удобствами на этаже за 500 рублей с носа, но при этом дали ключи от пустующего номера "люкс", где туалет и ванная непосредственно в номере. В "люксе" мы зависли надолго, наслаждаясь тёплой водой. А потом отправились в нашу любимую хычинную на берегу Зеленчука, заказали по хычину и шашлык из баранины, и таким образом отметили успешное завершение похода.

Кстати, погода катастрофически испортилась. Не зря мы утром так стремительно собрались и побежали вниз. Если бы нас не подвезли от Таулу до Архыза, мы едва ли успели бы проскочить посуху. Сидя в шашлычной, мы наблюдали просто чудовищную июльскую грозу, накрывшую весь район Архыза. Но нам она была уже нестрашна.