Previous Entry | Next Entry

В начало       1
Далее   3 4 5

Проснулась я в начале шестого от звонкого пения птиц. Скоро рассветёт. Через некоторое время я выглянула из палатки - солнце уже вставало из-за облаков.

Дождь как закончился среди ночи, так больше и не начинался. Но рассчитывать на устойчивую погоду не стоит. Когда на небе такие "ошмётки" - всё может быть.

Серёжа уже "дежурил" на лугу с фотоаппаратом:)
А за ночь, оказывается, немало свежего снега в горах подсыпало... Макушка "старшенького" Маркопиджа покрылась снежной сединой, а район пер.Бескес и озёрную котловину озера Скотта, вообще, нехило так завалило.

Облачность застыла над Снеговалкой.

Передовой хребет осветило солнышком, и стало заметно, что Восточный Ачешбок тоже присыпало свежим снегом. Жаль, что пока мы туда дойдём, он растает.

Наконец, и на наших Малых Бамбаках победа света над тенью свершилась, и нашу стоянку обдало приятным теплом.

Лучам утреннего солнца радовались примулы и рябчики, обильно населяющие окрестности нашей стоянки.

Вчера я даже не обратила внимания, что мы поставили палатки на "рябчиковую полянку", а сегодня эту красоту было боязно затоптать...

Солнце разогрело воздух и засевшая на хребтах облачная масса пришла в лёгкое движение. Со стороны заповедника на Затхачевье поползли облачные обрывки.

Наш лагерь досматривал сны. А мы с Сергеем пришли и всех разбудили. Хватит дрыхнуть, пора уже собираться и сматываться, вдруг про "злобного егеря" это были не шутки и у него на сегодня намечен план не пустить как можно больше народу в горы. Оно понятно, что оснований задерживать нас у него нет, но у нас нет желания даже встречаться, не говоря уж о том, чтобы ещё чего-то там доказывать.

Однако, собирались мы как-то долго и вышли в 9 утра. По пути я забежала в балаган, чтоб сжечь в печке мусор, и оказалось, что мужички ушли раньше нас, оставив в балагане свои вещи.

К тому моменту, как мы покинули стоянку, облачная картина сильно изменилась, причём не в лучшую сторону. По прогнозу сегодняшний день был обещан с осадками, и мы были к этому готовы. Собственно, поэтому у нас был план дойти до очередного балагана. Вот только я пока не могла определиться до какого именно. Если к тому времени, как мы дойдём до Чай-Горы, будет приемлемая погода, то рискнём и пойдём верхами через Сундуки и Агиге до отметки 2160 м, а оттуда вниз в балаган Сахарова. В противном случае пойдём от Чай-Горы вниз к балагану "Мёртвая балка". И что-то подсказывало мне, что пойдём-таки в "Мёртвую балку", при взгляде на сгущающуюся облачность как-то не возникало мыслей, что всё это может  бесследно рассосаться. И тем прикольнее будет прямо сейчас, забегая вперёд, сообщить - МОЖЕТ!

Но мы пока не знали, что день нас ждёт в общем-то неплохой, и с некоторой тревогой наблюдали за быстро летящими облаками. На дорогу, ведущую к Шапке, мы пошли напрямую через луговой пупырик 1667 м. А лучше бы шли по краю обрыва, а не срезали, т. к. короткий и прямой путь завёл нас в болотце - исток Бугунжи. В следующий раз будем умнее. Оставив заболоченную балочку позади, мы снова и снова оборачивались на медленно удаляющиеся Маркопиджи и их заснеженное окружение.

А ведь могли бы сейчас быть там! Глядя на белоснежные подходы к озеру Скотта и островерхий пик 2917 м над ним, мне одновременно и хотелось, и не хотелось оказаться в тех снегах. Пожалуй, надо прекращать туда оглядываться...

Мы не стали спускаться на дорогу, решили пройтись вдоль обрыва. Долина Уруштена выглядела мрачновато, несмотря на то, что над ней облачность слегка расползлась. Катастрофически не хватало солнца. Изредка оно пробивалось сквозь облачную завесу, и тогда освещённые пятна быстро бежали по склонам, исчезая также внезапно, как и появились. Иной раз не успеваешь фотоаппарат достать, а уже снова снимать нечего...

Я хотела дождаться момента, когда солнце коснётся Красной Скалы. Но появлялись лишь какие-то жалкие проблески света, хотя это тоже довольно красиво. Разве что обидно было, что на Джуге зависла облачная шапка, без её зазубренной вершины эта картина кажется неполной.

На подходе к Шапке всё же решили спуститься на дорогу, продолжать и дальше идти по травянистому склону особого смысла не имело, а времени на это уходило больше. Мы и так удивлённо отметили, что до этого места шли от стоянки целый час, а ещё даже не дошли до родника под Шапкой. Вот что значит "фотогеничная погодка" - то тут остановишься, то там, то вдруг Сергей скомандует "а давайте вы тут друг за другом выстроитесь", "а теперь пошли-пошли-пошли!", ну а что, прикольно, когда в группе профессиональный фотограф:)

А тут ещё видим - мужичок какой-то с Шапки спускается. Поздоровались. Оказался он жителем Бурного, у него в доме лавка поделок из природных материалов. Рассказал, что ночевал в балагане "Мёртвая балка", при этом немного повздорил с егерями, вроде как те предъявляли свои права на балаган, мол, они даже крышу новую ему сделали. Мужик возражал - исконно охотничий балаган и ночевать в нём имеет право любой путник. Егеря плюнули и уехали на квадрацикле в балаган Сахарова. Ну вот, будут теперь вымещать злость на туристах.

Когда дошли до родника, то захотелось не только напиться, но и чем-то перекусить.  Мы привалились на площадке, которая обычно используется под стоянку. И тут начался движняк...

Сперва подошёл мужичок, один из тех, кто вчера ночевал в балагане на Малых Бамбаках. Он уже успел сбегать на Сундуки и возвращался обратно. Поделился с нами - за Чай-Горой стоит егерь на квадроцикле и поджидает туристов. Гм... Чего будем делать? Коллективно решили, что оснований не пущать нас у него нет. Подошла группа из Краснодара, та, что ночевала в верховьях Кутана. Мы им разболтали про егеря. Те тоже решили - "прорвёмся". Ещё одна группа протопала по дороге без остановки. И ещё одна группа с детьми пришла и привалилась у родника. Я никогда не видела здесь столько народу... Но и это ещё не все! Мимо нас пролетели мотоциклисты!

Внезапно пришла мне в голову крамольная мысль... Мы пропустим вперёд эти группы и пусть они с этим егерем бодаются. Ясное дело, что они, даже не открывая рта, а просто своим количеством перевесят все егерские аргументы и пройдут дальше. А мы обойдём Чай-Гору с другой стороны и улизнём к "Мёртвой балке". К этому времени я уже на 100% была уверена, что скоро будет дождь, и отбросила путь по Агиге к балагану Сахарова. Осталось только осуществить задуманное, а вот с этим возникла некоторая проблема - Андрей и Женя унеслись вперёд с краснодарской группой, и надо было их как-то тормознуть и посвятить в наши планы. И мы пошли их догонять.

По зёленым просторам Затхачевья скользили тёмные тени облаков. Лишь Перешеек был погружён в сумрак, его солнышко обходило стороной.

Андрея и Женю нагнали под пупырём 1951 м, рассказали им, как хотим действовать, и пошли дальше. Обнаружила источник воды, о котором не знала - как раз из-под вершины 1951 м, по каменистой расселине, заваленной сосновыми стволами, сочился ручеёк. Вода холодная, чистая и вкусная. Возможно, он сезонный, но всё равно я его отметила, вдруг пригодится.

Снова пронеслись по дороге несколько мотоциклов, навоняв выхлопными газами. Честно, не ожидала, что тут будет такой траффик. Какая нафиг зона покоя?

Всё ближе к нам массив Сундуки. Облака пока не цепляются за него, но заметно, что постепенно облачность спускается ниже. Это явный признак ухудшения погоды. Да и разве при взгляде на такие тучки в голову может прийти противоположное?:) Однако, каким-то чудесным образом далёкая скала Крепость прямо сейчас купается в лучах солнца. Надолго ли?

Над нами внезапно просветлело и в кои-то веки Красную Скалу осветило, подчеркнув её рельеф. Сергей стал интересоваться, можно ли забраться на Красную Скалу. Да почему бы и нет, вот только кажется мне, что такие объекты хороши именно на расстоянии. Насчёт возможности прохождения от Чай-Горы до Красной Скалы гребнями я сильно сомневаюсь, и знаю только один путь - от "Мёртвой балки". Но ещё более сильно я сомневаюсь, что когда мы дойдём до "Мёртвой балки" у кого-то останется желание лезть вверх.

Чёрт! У меня как раз-таки есть желание побывать на Красной Скале, но, как говорится, нет возможности... ногу малость растёрла и сегодняшний вечер надо использовать на то, чтоб её подлечить. А если ещё вспомнить, что две недели назад у меня была очень неудачно подвёрнута левая нога, то мне вообще не стоит геройствовать, а я вон на Ачешбок прусь... и пока тьфу-тьфу, жалоб нет. Но быстро идти не могу.

В общем, я и обычно не лосячу, а сейчас шла ну совсем медленно, вынуждая более резвых товарищей притормаживать. Правда, Сергей с его тяжёлой "фотоношей" тоже не сильно резво топал. Женя, Андрей и Вася постоянно вырывались вперёд, а мы с Сергеем плелись позади. К 13 часам доплелись до начала заключительной части подъёма к Чай-Горе, где дорога делает зигзаг в обход высоты 2012 м. Небо ещё больше нахмурилось.

Заканчивая обход 2012 м, мы видели, что краснодарская группа уже на подходе к седловине между Чай-Горой и Сундуками. А на вершине одного из сундукских пупырей тусуются мотоциклисты!
Ветром ненадолго раздуло облачность над Чай-Горой и солнышко ка-а-ак припекло... Тут же брешь в облаках стало заволакивать испарениями, и началось что-то странное. Ветер резко переменился. Теперь задуло со стороны Затхачевья. Облака, летевшие до сего момента со стороны заповедника, словно наткнувшись на незримую преграду, стали пухнуть и разрастаться.

Красивую облачную картину быстро заволокло туманом, налетевшим из Затхачевья. Как крысы с тонущего корабля, поспешили покинуть Сундуки мотоциклисты, наполняя окрестности рёвом своих моторов и почему-то стремясь проехаться по каждой луже, будто им говнища не хватит на спуске с Малых Бамбаков.

А мы как раз дошли до поворота дороги в обход Чай-Горы. На часах 13-20, а ощущение, что уже вечер...

Водой мы запаслись под Шапкой, так что нам было неважно, что мы выйдем за Чай-Горой чуть дальше родника. Кстати, на карте совсем рядом с нашей дорогой отмечен родник - исток Малой Мёртвой балки, вот заодно и проверим, действующий ли он, или такая же фикция как под Сундуками.

Не успели мы и пяти минут отойти от основной магистрали, как её накрыло туманом.

Туман наползал так быстро, казалось, вот-вот и всё утонет в серой мгле. Но ниже гребня, под прикрытием которого мы шли, возникла какая-то воздушная аномалия и туман сюда, как ни старался, не мог дотянуться.
Родник оказался "работающим", правда, он чуть ниже тропы и спуск к нему не очень удобный, но при необходимости спуститься можно. А вот тропинка заросла, вдоль неё вымахали берёзки и сосны, и с их ветвями нам пришлось побороться. Видимо, нечасто тут ходят, предпочитая обход Чай-Горы по накатанной дороге.

Минут 20 ушло на обход Чай-Горы, и мы перебрались по ту сторону водораздела в долину притока Уруштена с непонятно как склоняемым названием Додогачей:)
Видимые отсюда глубокие впадины рельефа на склоне г. Агиге - это всё балочки, в которых зарождаются притоки этого Додогачея (или Додогача, как вам больше нравится). А исток Додогачея находится под Сундуками, но значительно ниже, чем обозначен родник у тропы (на некоторых картах эту сеть истоков Додогачей, рождающихся под Сундуками, объединяют под названием балка Большая Мёртвая). Краснодарской группе, с которой повстречались под Шапкой, я поведала об отсутствии этого родника, они удивились - значит, никто из них ранее здесь не бывал, а то знали бы.

Мы стали спускаться на дорогу, несколько настороженно поглядывая на облачность, пытающуюся перевалить гребень Передового хребта в низком месте - через перемычку между Сундуками и Агиге. Но вскоре поняли, что высоту Передового хребта ей не осилить, и похоже, всё это останется в Затхачевье. Видимо, там всё и выльется. Над долиной Додогачей небо не выглядело вообще сколько-нибудь устрашающим. Ну, пасмурно, подумаешь...

Хотя, конечно, было сильно пасмурно. Зато тут какой-то уникальный микроклимат - тихо, тепло, и никакого ощущения надвигающегося катаклизма. Мы потопали по дороге, разглядывая на ней свежие следы егерского квадроцикла и гадая - в какую сторону он ехал? Если вниз, то как бы не пришлось нам спорить за место у печки:) Но ребята подсказали - эти следы ведут вверх, т. е. скорее всего егеря или до сих пор стоят у Чай-Горы, или вообще уехали.

Спуск к "Мёртвой балке" местами сильно серпантинистый, и раз уж мы где-то промахнулись с выходом на тропку, которой обычно обходили эти зигзаги, то решили срезать тупо по траве. Срезали. Народ посожалел о сброшенных метрах, ведь завтра всё это придётся набрать заново. Ага, и даже больше:) В этом смысле ночёвка в балагане Сахарова была выгоднее - он метров на 300 выше "Мёртвой балки", но идти к нему по гребню Агиге - по границе с непогодой как-то не захотелось. Теоретически, нам ничто не мешало дойти и до балагана Сахарова, ведь было всего-то 14 часов, часа за полтора дойдём до "Мёртвой балки", время ещё останется. Но есть ли в этом смысл?

Дорога в основном была хорошая, лишь в некоторых местах наблюдался привычный весенний гряземес, и мимо таких мест, как правило, были накатаны объезды. Никаких следов, за исключением проехавшего вверх квадроцикла, нам не встретилось. Следов обуви - тоже не наблюдалось, старые следы были смыты ночным ливнем, а свежих просто не было. Значит, вниз никто из туристов не пошёл, все верхами рванули.

На подходе к балагану нас всё-таки забрызгало мелким дождиком. Этой смешной порцией осадков, доставшейся нам за весь день, можно было совершенно пренебречь. Я с некоторым удивлением поглядывала на тучи, которые просто не могли больше ничего из себя выдавить.

Когда мы обустроились в балагане, выглянуло солнце и принялось прогонять прочь облачность со Скирды. Ещё чуть-чуть - и совсем распогодится.

И таки распогодилось! За гребнем Передового хребта так и стояли облака, а над нами было чистое небо! Ну прям хоть иди гулять на Красную или Мёртвую Скалу!

Но, как и следовало ожидать, никто никуда гулять не пошёл, хотя Женя вроде порывался. Мои ножки ответили мне резким отказом на мысль прогуляться хотя бы до каньона. Поэтому гуляла я по ближайшим окрестностям. Разведала спуск к притоку Додогачей, это было ближе, чем ходить за водой к началу каньона. Правда, водичка в притоке оказалась мутноватая.

У реки в прибрежных зарослях обнаружился ещё один балаган, но почти разрушенный и с провалившейся крышей. От этой развалюхи к новому балагану тянется слегка заросший волок.

Погода продолжала шептать... Но на нас напала какая-та жуткая лень что-либо делать. Вася сидел на досках, греясь на солнышке, Женя, Андрей и Сергей толпились в балагане, занимаясь приготовлением обеда, заодно растапливая печку. А я в полнейшем отупении поглядывала на Скирду и прикольные скальнички, один из которых называют "Рорайма".

После сытного обеда, который случился у нас по времени почти как ужин, группу одолел коматоз, все позалазили в спальники, какое-то время болтали, но постепенно всех сморил сон. Так и затянулся этот "послеобеденный" отдых до самого утра.

Итог дня: шли с 9-00 до 16-00, прошли примерно 13 км, потеряли всю набранную высоту и даже ещё метров 200 по отношению к вчерашней ночёвке, ну и фиг с ней!

Назад   1                                                                                                                                   Далее 3 4 5

( 4 comments — Leave a comment )
lisa_alisa
May. 21st, 2014 11:47 pm (UTC)
> А тут ещё видим - мужичок какой-то с Шапки спускается. Поздоровались. Оказался он жителем Бурного, у него в доме лавка поделок из природных материалов.
А как его зовут не сказал? Когда-то в Бурном жили друзья моей мамы, и тоже держали такую лавку. Сами делали сувениры из дерева, а мама из глины. Потом они уехали. Вот и интересно про кого речь)

>Обнаружила источник воды, о котором не знала - как раз из-под вершины 1951 м, по каменистой расселине, заваленной сосновыми стволами, сочился ручеёк. Вода холодная, чистая и вкусная. Возможно, он сезонный, но всё равно я его отметила, вдруг пригодится.
Не сезонный, всегда есть) Даже в аномальную жару в августе 2010 года там сочилась вода, в остальное время всегда был полноценный ручей.

> Спуск к "Мёртвой балке" местами сильно серпантинистый, и раз уж мы где-то промахнулись с выходом на тропку, которой обычно обходили эти зигзаги, то решили срезать тупо по траве.
Нет старого трека случайно? Интересно что-за тропа, мы ходили по серпантину)
May. 22nd, 2014 03:36 am (UTC)
Ой, Алиса, сколько сразу вопросов:) По порядку:
1) Имени мужичка не спросили, но на обратном пути его двор видели, там у дороги полочки с сувенирами стоят и надпись вроде как "поделки из дерева", если ничего не путаю. Мы сперва думали, он охотник(или даже бракоша), спросили о добыче, а он говорит "добычу в лесу оставил, позже на машине приеду и заберу", мы не поняли - дичь испортится ведт или сожрут ее, а оказалось, что его добыча не дичь. А всякие коряги, камни, сброшенные рога. Он бродит по лесу, примечает места, потом "оптом" вывозит.

2) про ручеек будем знать, а то мы этот участок лишь раз ногами ходили, в мае 2010, а все остальные разы ездили на газ-66

3) если смотреть на фотку, где мы начинаем спуск вниз, то та тропка(на том участке уже старая дорога) идет в сосняке, что в правом нижнем углу кадра, соответственно, выходит на серпантин в районе зигзага, сктырого за рюкзаком Сергея. А начинается она, кажись где-то там, где мы на дорогу вылезли в обход Чай-горы. Мы обычно этим путем на спускались, а поднимались, и тогда этот "срез" был очевиден. Ну, экономия, смешная, минут 10-15, но по жаре пройти часть пути пройти по лесу приятно. Трек вроде где-то был, поищу.
Да у меня хоть и трек из этого похода стерся, но остался проект:) а прошли мы довольно четко по нему, так что тебе могу скинуть. Вроде бы там этот участок был с учетом среза.

Но мы и дальше по ходу вниз срезали через серпантин раза три, в мае видны срезающие тропки, но к лету зарастут.

Edited at 2014-05-22 03:36 am (UTC)
livejournal
Feb. 12th, 2015 08:50 pm (UTC)
Майская прогулка в ZаВоротье и обратно. Часть 1.
Пользователь apotap сослался на вашу запись в своей записи «Майская прогулка в ZаВоротье и обратно. Часть 1.» в контексте: [...] прошли примерно 8 км с набором около 850 м. P.S. Трека не будет. По глупости его затёрли. Далее 2 [...]
livejournal
Mar. 16th, 2015 10:15 am (UTC)
Майская прогулка в ZаВоротье и обратно. Часть 1
Пользователь netochka_n сослался на вашу запись в своей записи «Майская прогулка в ZаВоротье и обратно. Часть 1» в контексте: [...] прошли примерно 8 км с набором около 850 м. P.S. Трека не будет. По глупости его затёрли. Далее 2 [...]
( 4 comments — Leave a comment )