Previous Entry | Next Entry

В начало 1 2
Далее  4 5

Ночью дрова в печке прогорели, и под утро в балагане воцарилась приятная прохлада. В принципе, у нас не было необходимости в раннем подъёме, можно было и поспать подольше. Но как-то все зашевелились-засобирались, и уже в 7-50 мы оставили гостеприимный балаганчик и отправились в путь. Сегодня предполагалось дойти до перевальчика южнее Чёртовых Ворот, там удобное место ночёвки, а главное - зрелищное.

У брода через Додогачей ненадолго остановились. Сергей с Женей попытались войти в каньон, спровоцированные моими байками про аммониты, но быстро вернулись обратно - много воды, посуху не пройти. Хотя сам брод был как обычно неглубоким, по камням можно перейти. А для любителей острых ощущений чуть ниже по течению через Додогачей переброшено скользкое бревно.

За бродом начинается подъём по удивительной дороге, вырубленной из мрамора. Особенно красива эта дорога во время дождя, когда у мокрого мрамора появляется насыщенный красноватый оттенок. Только за этот участок от каньона до окончания мраморной дороги я готова забыть и про вчерашние сброшенные метры, и смириться с тем, что дальнейшие пару часов нам придётся идти по довольно скучной дороге. Ребята рассматривали мраморные колеи и удивлялись, как тут можно проехать. Судя по залезающим на травянистую обочину следам квадрацикла - местами весьма проблематично.

Мы поднимались всё выше по дороге, и всё шире открывался вид на оставшийся позади район Сундуков и Агиге. Далековато мы от них ушли.

Влево от дороги ушёл заросший волок в сторону обрывов Мёртвой Скалы. Почему-то даже мысли не возникло туда заглянуть, а вот теперь жаба душит, ну что нам стоило выделить часа полтора на эту радиалку... Я заметила и ответвление вправо, заваленное стволами. У меня было предположение, куда оно ведёт - в сторону пещеры "Холодильник", но достоверно я этого не знала.

О! А почему бы нам не заглянуть в "Холодильник"? Раз уж мы так удачно оказались рядом... Мы с Васей там бывали, а наши попутчики - нет. Только решили идти туда тем путём, который знаем, а знали мы вот что - надо закончить набор высоты и повернуть направо и вскоре свернуть ещё раз направо на "второстепенный" волок, по нему дойти до полянки, где валяется какая-то оранжевая кабина, вот от этой кабины тупо вниз - и будет вам "Холодильник". Группа идею одобрила и мы свернули с основной дороги на старый мокренький волок. Кстати, к нему справа вскоре примкнул тот самый замеченный ранее волок, возьму на заметку.

Приятная тень сказочного пихтового леса радовала, но всё равно было как-то душновато. К обеду явно напечёт нам грозу.
Дошли до полянки с кабиной. Отсюда как на ладони виднеется балаганчик, в котором мы ночевали. Бросили рюкзаки в лесу и стали спускаться вниз. Заметно, что недавно тут кто-то ходил, рыхлая почва вся разворочена следами. Заключительную самую крутую часть спуска вдоль бревна по сырой земле мы сильно развезли, Ваське даже пришлось изыскать другой вариант спуска. И вот мы стоим у входа в "Холодильник".

Женя с Сергеем обратили внимание на кости, которые уже не первый год валяются возле входа, и давай их фотографировать.

Говорят, что "Холодильник" очень длинная пещера. Но я дальше привходового зала, примечательного своей ледяной колонной, не забиралась. В наше предыдущее посещение пещеры весь пол был покрыт льдом, в ботинках по нему не сильно удобно ходить, и даже опасно. Эта весна оказалась теплее, и ледяная колонная выглядела не так внушительно, и по полу можно пройтись, не опасаясь поскользнуться. Но теперь была другая проблема - что-то наши фонарики совсем слабенько светили, не подготовились мы к этой вылазке. Так что и в этот раз я вглубь пещеры не пошла. А Женя с Андреем полезли, и по их рассказам дошли куда-то, где течёт ручей, но особых красивостей не заметили, натечных образований почти нет. Так что я не сильно переживала.

Зато Сергею тут было раздолье! Он тоже не забирался глубже привходового зала, но все его красоты заснял. Обратите внимание, какой офигенный пупырчатый потолок из красного мрамора, какие стены, поросшие зелёными мхами, а холодно и на самом деле, как в холодильнике:)

Ну, полазили по подземельям, пора и дальше идти. Было примерно 9-30, когда мы выбрались на свет и побрели вверх по склону к рюкзакам. За то время, что мы находились в пещере, погодка переменилась, появились облака и потихонечку небо стало затягивать. Идя от кабины вверх, мы быстро вышли на основную лесную дорогу, которая вскоре стала сильно грязной. Местами полянки были раскатаны квадроциклами в полнейший хлам. Вот за подобные участки я не люблю этот маршрут, утешает лишь то, что эта грязюка ни в какое сравнение не идёт с той, что оставляют лесовозы где-нибудь на пути в Новопрохладное.

Пихтарник закончился, мы выбрались на полянку, откуда благодаря набранной высоте хорошо просматривались Красная Скала и Скирда. И тут "включили" мелкий слепой дождик. Это нам повезло, а где-то вдали очень даже конкретно загромыхало.

Открылся вид на Джугу, сегодня она не успела спрятаться от нас в облаках.

Прошли большую заболоченную поляну, дождь слегка припустил, заставив нас надеть куртки. Но как только мы это сделали, закончился. Ага, теперь же лень раздеваться, идём-паримся, и тут нам на радость ещё и подъём круче стал. Я не выдержала, остановилась, спрятала куртку, отстала от остальных ещё больше, и так в конце плелась. Группа дождалась меня на пригорке с видом на Восточный Ачешбок, сдерживающий натиск облачности. Со стороны Затхачевья, наполненного белоснежными градовыми тучами, гремело всё чаще. Ветром отрывало и несло в нашу сторону сгустки облачности.

Нас ждал грязненький спуск, а потом лёгкий набор высоты, а затем снова спуск к балагану Сахарову.

В сопровождении редких капель дождя мы дотопали к 12-30 до балагана, и тут же погодка наладилась, пригрело солнышко, защебетали птички. Кстати, мы поняли, почему ругались житель Бурного и егеря за ночёвку в балагане "Мёртвая балка", чего им в этом балагане не сиделось... Балаган Сахарова остался без печки! Кто-то вытащил её из балагана, может, с целью менять, а может, просто руки чесались... Да и как-то пообветшал балаган, внутри бардак, пованивают грязные матрасы и барахло, ложбинку позади балагана загадили мусором - и это при наличии мусорной ямы и туалета... Так или иначе, комфортной ночёвки тут можно было не ожидать. Как всё-таки мы правильно вчера не стали напрягаться и идти ночевать сюда! Всё, что ни делается - к лучшему!

Решили пообедать. Расположились в беседке, а пока закипала вода, ребята обследовали всё, понаходили "инструментов" и позировали с ними.

В 13-10 мы были готовы продолжать путь. За гребнем Агиге продолжало изредка громыхать, да и над нами небо затягивало, но чего-то существенно мокрого по моему субъективному разумению не предвиделось. Поэтому я решила исследовать новый путь подъёма, кусочек которого разглядела с Чёртовой Калитки в одном из походов. Весь этот путь не просматривался ни на одной фотографии, ни в GoogleEarth, но некоторые фото из Panoramio очень даже намекали на наличие тропы там, где мне хотелось её видеть на карте.

Своим спутникам я указала направление, куда надо двигаться, без особых уточнений, просто махнув рукой "Туда!"

А более подробно идея заключалась вот в чём: наша цель - подняться на перевальчик в южном плече Восточного Ачешбока (назовём его Обзорный), а оттуда спуститься на перевальчик в отроге, разделяющем два истока Шиши (его назовём просто Перевальчик). "Стандартный" натоптанный маршрут на Перевальчик (синим отмечены его вариации) предполагает обход лесистого пупырика 2071,0 м с юга и частично затрагивает территорию заповедника, а мы пойдём с севера (отмечено красным). На старых картах есть кусочек этого "северного обхода", но немного не там, где по моим предположениям должна быть тропа.
Первым этапом будет подъём на луговую ступень восточнее 2071,0 м, она как раз находится в поле зрения от балагана. На этом подъёме в лесу есть звериные тропы, мы пару раз там ходили. Далее следует найти спуск с этой луговой ступеньки в ложбинку между 2071,0 м и южными склонами Восточного Ачешбока. И потом до упора пилить по ложбинке, прижимаясь к левому по ходу борту, т.е. не переваливая на склоны Восточного Ачешбока. Та высшая точка, куда в итоге вылезем, и будет перевал Обзорный.

Ну, пошли! Мимо старого балагана мы проскочили без остановки, даже заглядывать не стали, очень уж вид плачевный у этого балагана даже снаружи. Перепрыгнули через речушку и нашли нужную тропку. Раскатанные квадроциклами колеи ушли влево, по "стандартному" маршруту, а наша тропинка оказалась такой жиденькой, что даже на начальном этапе читалась плохо, затем вообще потерялась в траве перед началом подъёма по лесу. Но тут особо думать было и не надо - иди себе вверх. И Андрей с Женей так и поступили, стали набирать высоту по прямой напролом. А мне всё хотелось найти звериную тропку, о существовании которой нам было известно, и я её нашла и увлекла за собой Васю, по тропке же удобнее идти. Мы стали отклоняться влево от того направления, куда двигались Андрей и Женя (а они шли примерно так, как на карте нарисована тропа, но в действительности этой тропы нет). А отставшему Сергею пришлось выбрать, за кем идти, и когда он как-то очень вопросительно на меня глянул, мол, чего вы все в разные стороны прётесь, я крикнула ему, чтоб поднимался за Андреем. И мы минут на 20 потеряли друг друга из виду.

Звериная тропка вывела немного в сторону от того места, куда поднялись остальные, зато мы освежили былые воспоминания. Мы ведь всегда так и ходили, только в другом направлении - от Чёртовых Ворот к балагану. На последних метрах подъёма нас застал дождь с мелкими градинками, но как только мы попытались надеть куртки, он прекратился и солнце снова стало припекать. Из-за гребня Агиге потянулась облачность, сгущаясь до черноты над долиной Уруштена.

Вскоре краем облачность цепляла Красную Скалу, а более высокую Скирду поглотила совсем.

Над местом нашей ночёвки прошла полоса дождя. Мы какое-то время сидели и наблюдали за тучами, как они сгущаются, а потом расползаются. Над нами пока была небольшая брешь в облаках.

Постепенно эта брешь стала затягиваться и мрачные облачные ряды начали поползновения в нашу сторону. Пора валить!
Кстати, в поле зрения появился перевал, куда мы держим путь - в кадре это самая низкая луговая седловина, подпираемая снежником снизу.

Мы пересекли зелёную полянку, ненадолго оставив позади тяжёлые и всё ниже опускающиеся тучи.

На противоположном краю полянки сразу нашлась тропка, спускающаяся вниз по лесу. Кое-где тропка исчезала под снежниками, причём снег был такой неприятно рыхлый, в основном неглубокий, но пару раз я ушла в него по колено и несколько раз попыталась съехать вниз по склону. Так что мы предпочли сбросить немного высоты и уйти на сухую траву, чем продолжать корячиться по снегу. А вскоре и вообще вышли на тропу, что спускается с Чёртовой Калитки. Однако дальнейший путь на перевал, условно названный Обзорным, предстоял по протяжённому снежнику - так нам казалось издали и что-то уже стали брать сомнения, стоит ли туда идти, взлёт-то крутой, а снег плохой. Как вариант пришла в голову идея не мудрить, а перевалить на "стандартную" тропу, обогнув 2017,0 м с запада. На карте эта тропка нарисована сиреневым, но и она полностью была под снегом, с той лишь разницей, что идти по снегу пришлось бы гораздо меньше.

Однако, подойдя поближе к месту, где следовало бы уйти влево и наверх с целью перевалить в долину Мёртвой балки, я напоследок поглазела на взлёт к Обзорному и не поняла, чего мы испугались. Вполне можно подняться вообще не выходя на снег, а идя рядом - между снежником и балочкой, забитой снегом. Почему-то издали это было неочевидно.

И мы пошли вверх вдоль снежника. Места, чтобы не заходить на снег и не скатиться в ложбинку справа по ходу, было вполне достаточно. Даже тропинка проклюнулась в какой-то момент под ногами. По пути набрали из ложбинки воды, а то неохота будет со стоянки вниз к роднику спускаться.

Погода потихонечку портилась, облачность прижимало к земле и на высоте перевала было совсем мрачновато. С неба слегка побрызгивало, и ветер какой-то холодный стал, так что на подъёме нам было не до окружающих красот, а надо отметить, что скальник, вдоль которого мы поднимались, вполне заслуживал внимания.

На заключительном этапе подъёма тропка петляет в молодом березняке, а затем выводит на просторную седловину в плече Восточного Ачешбока.

Направо - путь на вершину, налево - обзорная точка на вершине пупырика, из-за которой я и назвала перевал Обзорным. Сейчас видимость плохая и на обзорную точку идти смысла нет, но завтра обязательно туда заскочим. Заглядываем по ту сторону перевала - а там погода как-то поприятнее, даже солнце местами проглядывает. Вершина Западного Ачешбока пока ещё в облачной завесе, но тенденция к улучшению погоды явно налицо. Облака выдавливают из себя последние редкие капли дождя, похоже, завязывая на сегодня с осадками.

Вниз с перевала спускается тропинка в сторону Чёртовых Ворот, по пути проходя через Перевальчик, на котором мы и заночуем. С высоты Обзорного видно, что на наше счастье, стоянка свободна, а то не так уж там много ровного места. Мы бежим по тропинке и в 16-20 наш очередной ходовой день заканчивается на Перевальчике с прекрасным видом на Чёртовы Ворота с юга.

Поскольку ещё слегка моросит, мы быстро ставим палатки и запрыгиваем внутрь. Обедаем, отдыхаем, а через полчаса над нашей стоянкой светит яркое солнце! Вот теперь самое время выбираться и исследовать окрестности.

Но оказалось, солнце светит сейчас далеко не всем... Затхачевье доверху заполнено облаками, однако, высота отделяющего нас от Затхачевья хребта не позволяет этим облакам перевалить сюда, даже седловину Чёртовых Ворот им не осилить.

Поскольку нам сверху было видно эту облачную картину, то немного странно, на наш взгляд, повела себя некая группа, стоявшая лагерем у тропы, спускающейся с Чёртовых Ворот. Дело вроде к вечеру, но они собрали лагерь и ушли на перевал, они же не видели со своей стоянки, что в Затхачевье, мягко говоря, погода не шепчет.

Оставив Ваську валяться в палатке, я отправилась гулять с фотоаппаратом по хребтику, разделяющему истоки Шиши. Хребтик этот очень похож на отрожек Малого Тхача, ведущий к Афонке. Такой же узенький местами и такой же заваленный сосновыми стволами. И такой же красивый!

Я забиралась всё дальше и дальше по хребтику, и в какое-то мгновение меня ослепил солнечный блик. Не поверите - синий эмалированный чайник притаился на земляном коме упавшей сосны. Каким только ветром сюда его занесло? Может, кто-то так его припрятал? Оставив чайник на месте, я перебралась через очередной завал и продолжила прогулку.

Если с места нашей стоянки Чёртовы Ворота видны слегка сбоку, то по хребтику можно быстро дойти до места, где перевал окажется прямо перед тобой. Малюсенькие точки - людские фигурки топтались на перевале. То ли это была та группа, что недавно ушла со стоянки, то ли какая-то другая, было не разобрать.

Вскоре я заметила прогуливающегося по хребтику Сергея. Он организовал Андрея и Женю собирать дрова, а сам поспешил фотографировать, пока освещение удачное. Я искала место, откуда будет хорошо просматриваться Западный Ачешбок и шла всё дальше, дальше. Хребтик начал сбрасывать высоту и впереди наметилось окончание завалов из мёртвых стволов - ниже по гребню были только живые сосны.

Рассудив, что среди их зелёных ветвей я вряд ли найду лучшее место для обзора, чем тут, я приняла решение не продолжать спуск по хребтику. Да и на Западный Ачешбок виды тут были очень даже впечатляющие. Весь маршрут подъёма на вершину отсюда не просматривался, но ключевые моменты были как на ладони. Очень захватывающе выглядит скальный гребень, тянущийся к вершине.

Мертволесье на южных склонах - это отдельная тема для разговоров, и я не стану вдаваться в рассуждения как да отчего оно возникло (потому что сама доподлинно того не знаю), но не поразиться масштабам территории, охваченной мёртвым лесом, просто невозможно.

Солнце клонилось к горизонту, надо было возвращаться, чтобы застать в самом выгодном свете стену Восточного Ачешбока. По пути назад я заметила, что та группа, что недавно уходила на Чёртовы Ворота, вернулась на прежнее место, поставила палатки, разожгла костёр. Я не припоминала, чтобы там, где они стоят, были удобные площадки и вода, и мне их выбор казался несколько странным и обоснованным лишь в том случае, если завтра они планируют подъём на западную вершину.

Восточный Ачешбок купался в лучах вечернего солнца. То, что бывает незаметно днём, вечером внезапно становится явным - западная стена Восточного Ачешбока вовсе не плоская, а как бы трёхзубая. При взгляде снизу из долины Шиши, правда, она всегда "трезубец". А с более высоких точек рельеф прорисовывается лишь при соответствующем свете.

Отчётливо видны самые-самые истоки одного из притоков Шиши. Прямо по стене сочится водичка, собираясь в неглубокую ложбинку, но так и не сформировавшись в полноценный ручей, уходя под скалы.

Этот приток Шиши начало пути проделывает в подземных лабиринтах, несколько раз вырываясь на поверхность и снова прячась вглубь, и так до тех пор, пока не сольётся с истоком, что берёт начало на склонах Солонцового хребта. Слияние - как раз у окончания хребтика, по которому я прогуливалась. Ниже того места Шиша вполне себе полноценная река. А выше - раз на раз не приходится. Даже на пересечении с основной тропой к Чёртовым Воротам в её истоке воды найдёшь шиш:) Может, потому и Шиша:)

Я добрела до места, где Сергей как раз закончил съёмку, и мы пошли в лагерь, прихватив по пути немного дров для будущего "пионерского" костра. У палатки я обнаружила босого Ваську - он только что потоптался по снежнику, спускающемуся с Перевальчика. И я так хочу! Я побегала и повалялась на снегу, наполняя визгом окрестности, тут и Сергей поддался, тоже полез на снег. Зачётно поскакали, но фото этого безобразия показывать не стану:)

Затем мы с Васькой решили сходить к родничку, у нас вода была, но в любом случае нужен был запас на завтрашний день, который планировался безводным аж до стоянки. Да и у ребят воды было маловато. Мы собрали пустую тару и пошли вниз. По снежнику спустились к тропинке и минут за 7-8 дошли до родничка. Через Воротины начал спускаться туман. Мы шли шумно, пытаясь привлечь внимание той группы, что стоит напротив. Может быть, они не знают, что здесь родник? Так мы покажем! Но они, кажется, даже не заметили нас.

Были опасения, что родник может "не работать", но они не оправдались. И даже кружка, которую мы прихватили, памятуя, как долго пришлось набирать воду в предыдущий раз, не пригодилась. Бутылки наполнили в момент и поползли вверх. Обратный путь дался нам раза в два медленнее. Но так или иначе - на поход за водой ушло не более получаса. Когда мы поднялись к стоянке, ребята уже развели костёр.
Я немного сожалела, что бегая за водой я пропустила закат, но меня утешили словами, что солнце село в облака и грандиозного зрелища не случилось. Сфотографировав то, что осталось от прошедшего дня, я присоединилась к остальным, устроившимся возле костра.

Сергей установил штатив и предупредил, что когда он скажет что-либо делать или сидеть смирно - чтоб слушались:) Будущие фотомодели кивнули и продолжили подбрасывать дровишки. На нижней стоянке тоже полыхал костёр, но наш костёр должен быть больше и ярче!

Наконец, стемнело достаточно для того, чтобы Сергей начал снимать. Не буду в подробностях описывать этот процесс, но было весело, особенно, когда Сергей заставил Андрея и Женю забраться в палатки и вращать фонарями из угла в угол. В какой-то момент у них уже сил не осталось, но Сергей опять и опять командовал, и те повиновались. А в результате получилось фото, на котором Андрей и Женя присутствуют дважды, только их "двойники" в палатках:)

Костёр наш разгорелся на славу. Настроение было приподнятое, отчасти разогретое смесью водочки и какого-то "юпи", которое по словам Жени дают ребёнку в школе. Нам захотелось поделиться своим радостным настроем с обитателями нижней стоянки и мы стали что-то им орать. В ответ тоже слышны были радостные крики.

А потом вдруг с Чёртовых Ворот на нас "уставился" очень яркий фонарик. Тогда мы думали, что это с нижней стоянки народ ночью на Ворота погулять пошёл. Но позднее узнали, что на перевале стояла совсем другая группа. И для них наш "пионерский" костёр выглядел так:

Мы просидели у костра часов до 23, сидели бы и дольше, но на завтра у нас были большие планы и надо было хорошенько выспаться.

Назад   1 2                                                                                                                                 Далее 4 5

( 3 comments — Leave a comment )
livejournal
Feb. 12th, 2015 08:50 pm (UTC)
Майская прогулка в ZаВоротье и обратно. Часть 1.
Пользователь apotap сослался на вашу запись в своей записи «Майская прогулка в ZаВоротье и обратно. Часть 1.» в контексте: [...] 3 [...]
livejournal
Mar. 16th, 2015 10:15 am (UTC)
Майская прогулка в ZаВоротье и обратно. Часть 1
Пользователь netochka_n сослался на вашу запись в своей записи «Майская прогулка в ZаВоротье и обратно. Часть 1» в контексте: [...] 3 [...]
livejournal
Jun. 23rd, 2015 07:08 am (UTC)
Майская прогулка в ZаВоротье и обратно. Часть 2.
Пользователь apotap сослался на вашу запись в своей записи «Майская прогулка в ZаВоротье и обратно. Часть 2.» в контексте: [...]                           Далее 3 [...]
( 3 comments — Leave a comment )