Я была, а Вы бывали на Межпупырном перевале? Часть 2.

Наступило утро 5 августа 2013г. Как и предполагалось с вечера, погода благоприятствовала. Облака дремали, зависнув над долиной Теберды, над нами парили лишь лёгкие их обрывки.

Самое время предпринять очередную попытку взять Межпупырный перевал! Однако, торопиться нам не следовало, перевальный взлёт находился в тени, а мы хотели, чтобы снег хоть чуток расквасился. Поэтому я без оглядки на время пошла гулять по прохладным окрестностям стоянки и фотографировать.

Голубое озеро никак не желало застыть зеркалом, лёгкий ветерок гонял рябь по поверхности озера туда-сюда, иногда стихая на непродолжительное время. В периоды затишья озеро начинало успокаиваться, казалось бы - ещё несколько мгновений и глянец озёрной воды отразит каждый камушек, каждое облачко, но нет... очередной порыв ветерка моментально размывал проступающую на поверхности озера чёткую картину. В считанные секунды озеро становилось матовым, а затем снова медленно-медленно застывало по краям.

Случалось, что зона глади возникала где-то в серединке озера, и она расширялась во все стороны, подбираясь к берегам...но в самый неподходящий момент лёгкое дуновение снова возвращало картинку в исходное состояние.

Так я и не дождалась полного безветрия. И в конце концов убедила себя, что и замутнённое рябью зеркало Голубого озера по-своему красиво. И как только мне стало без надобности ждать затишья, нашлась другая заморочка - я принялась ждать, когда облачные тени подчеркнут район перевала Межозёрного. Моё терпение было вознаграждено, причём довольно скоро. Небольшое облачко заслонило солнце и его тень наползла как раз в нужное место, оттенив перемычку с Межозёрным от такого же по цвету и структуре склона вблизи перевала Гедейж. Вчерашний снег в районе Гедейжа до сих пор не растаял.

Собирались мы без спешки, поглядывая на "пупырь-3242 м" левее седловины Межпупырного, из-за которого вот-вот должно было выглянуть солнце. Стартовали лишь в 10-07. Мы поднимались рядом с ручьём, сначала правым берегом (орографически), а выйдя на очередную "ступень", перебрались на левый. Собственно, на этой "ступени" ручей вскоре и закончился, дальше предстоял подъём по каменюкам до снежника. Внизу осталась гостеприимная площадка, приютившая нас в непогоду. Я назвала её "стоянка у Камня", каменюка тот оказался весьма внушительных размеров, издали это было особенно заметно.

Неторопливо добрели до начала снежника.

К этому моменту весь перевальный взлёт освещался солнцем, и мы ожидали, что снег слегка размягчится. Однако, нижний слой так и остался непробиваемым, а проваливались мы лишь на какие-то жалкие 3-4 см, т.е. на глубину свежевыпавшего вчерашнего снега. Вспомнились предостережения прибалтийских туристов насчет твёрдости перевального взлёта. Их группа не пошла на перевал, а ещё вчера свалила вниз в Уллу-Муруджу. Но мы продолжим подъём, пока ничего ужасного мы не ощущаем. Ну, твёрдый снег, нам это не в диковинку.

Крутизна перевального взлёта, как и предполагалось, оказалась не такой уж большой. Идти поначалу было совсем легко. Вася вырвался вперёд, а мы с Олегом шли не торопясь.

По мере подъёма Голубое озеро начало было скрываться за каменистым отрожком, но это было ненадолго.

Вскоре мы снова видели озеро целиком, к тому же и район перевала Гедейж всё шире открывался взгляду. Облака начали сгущаться над Тебердинским хребтом, намекая, что после обеда может и полить... Но для нас они непосредственной угрозы пока не представляли.

Шли мы, шли, снег становился всё твёрже. Вася уже начал рубить ступени, Олег углублял их, а я халявила, переставляя ноги из следа в след. Напрягало меня лишь то, что палки наотрез отказывались вонзаться поглубже в снег и противно скрипели, проворачиваясь в крохотных углублениях. Вскоре ребята подустали "рубиться", и мы ненадолго остановились передохнуть перед началом крутого набора высоты.

Началось сужение перевального взлёта, снежник слева и справа здесь зажат в скалах, в тех самых двух "пупырях", с которых регулярно подсыпает камней. Но даже здесь снежник был достаточно широк, чтобы избегать опасных участков. К его центру смогли докатиться лишь редкие экземпляры каменюк, вот по центру снежника мы и поднимались.

Вчерашний снег сверкал на солнце. Но не таял. На этом участке перевального взлёта он представлял собой слой ледяных крупинок, а вовсе не тех пушистых хлопьев, которые мы наблюдали вчера вечером у стоянки. И эти крупинки имели неприятную особенность - их слой стремился соскользнуть с фирновой основы. Когда крутизна склона возросла, это стало тревожить. Поэтому рубить ступени приходилось глубоко, чтобы продавить слой фирна. Тут уже и мне пришлось "подрубать" за Васей и Олегом, которые периодически стали меняться.

Под карнизом крутизна достигала максимума и свежий снег там едва держался, большая часть его уже соскользнула вниз. Самый сложный участок. Шли медленно, каждая ступенька рождалась чуть ли не десятком ударов "вибрама" по фирну, да и то получались серповидные ступеньки всего на полступни в ширину, ну, чтоб хоть как-то зацепиться за склон и удержать равновесие при помощи палок. И вот мы под нависшей "застывшей волной" снежного карниза - куда теперь?

Карниз был несплошным, его серединка давно уже отвалилась от скал, но то, что осталось, выглядело прочным и не собирающимся уезжать вниз в ближайшее время. Ещё на подходе сюда стало понятно, что ни влево, ни вправо соваться нет смысла, там фирн гладкий и непрорубаемый. К скалам "левого пупыря" по нему не выйти, велик шанс улететь вниз. Вот мы и подошли под карниз примерно в серединке, чуть правее места, где карниза уже не было, но отсюда вправо протянулась трещина аж до самого основания скал "правого пупыря". Эта трещина, мягко говоря, смущала, пока мы смотрели на неё издали снизу.

Однако, при ближайшем рассмотрении оказалось, что трещина это и есть выход из затруднительного положения. Олег первым влез в неё, за ним Вася, а затем за руку в этот "фирновый коридорчик" затащили и меня. Мы прошлись по трещине влево до скал, с которых карниз уже соскочил. По этим скалам выйти на перевал не составило труда.

В 11-18 мы сбросили рюкзаки на перевале и глубоко выдохнули. Поднимались чуть больше часа, а ощущение такое, что шли полдня... Всё-таки подъём дался не так просто, как ожидалось. Очень-очень твёрдый снег. Отчасти я даже стала понимать туристов, которые вешают верёвки на перевалах 1А:) Я не к тому, что мне остро не хватало верёвки, тем более, что я даже не знаю, как с ней обращаться, а к тому, что мы попали сюда немного не в лучший сезон. На месяцок бы пораньше - нормально бы снег топтался. Но так уж вышло - мы здесь в августе, надо как-то адаптироваться в таких реалиях, впереди у нас ещё три перевала 1Б запланировано. Кстати, с другой стороны перевал выглядел довольно банально.

Перевал Межпупырный. 3174 м над уровнем моря. Примерно на 330 м ниже распласталось Голубое озеро, такое безумно непрозрачно-бирюзовое и прекрасное даже в таком жёстком полуденном освещении. Что ни говори, Голубое отовсюду выглядит эффектно. Уже с третьего перевала на него глядим, и что с Межозёрного, что с Рыжего Седла Западного, что отсюда - ну просто глаз не оторвать.

А что же по ту сторону перевала? Там тоже озёрный край, но виден лишь его кусочек, и пока рано даже задумываться, что там где.

Немного смущает вид спуска с перевала, какой-то непонятно куда уходящий кулуар... Вася с Олегом спрашивают меня, уверена ли я, что именно туда нам надо спускаться. А то! Я столько фото этого спуска пересмотрела, зуб даю, что туда и что там нормально:) Да что там зуб, у меня и картинки распечатанные есть, показываю их. Олегу этот район в новинку, он до последнего момента не знал, куда мы собираемся идти, поэтому он с интересом рассматривает эти чужие фото. В этот и последующие вечера Вася с Олегом за ужином стали просить показать "куда мы пойдём завтра", всё-таки карты-треки это одно, а визуализация это совсем другое, посмотрел на фото - и ощутил себя частичкой местности. Так что не зря тратила время на поиск и печать:)

С погодой нам пока везло, поэтому мы решили не спускаться с перевала сию минуту, а совершить радиалочку в сторону вершины 3262 м, оттуда и район озёр будет получше видно, и под самой вершиной есть ещё одно озерцо, тоже поглядим. По простым скалам и осыпям восточного склона 3262 м выбрались на отрожек, показавшийся нам удачной смотровой точкой.

Озёрный край у наших ног! Когда-то я открыла для себя термин "всхолмленное плато", так вот - он как нельзя лучше подходит для описания того, что мы видим внизу, с одной лишь оговорочкой - это всхолмленное озёрное плато.

Там рождается левый исток Уллу-Муруджу, собирая влагу со склонов в резервуары мелких озёр, расположенных на разных высотных уровнях и соединённых между собой в цепочку системой стоков, где-то наземных, где-то подземных. Озёр около десятка, некоторые летом мелеют или вообще пересыхают. Но вся вода в итоге концентрируется в двух больших нижних озёрах, наибольшее из которых - единственное в этом районе, имеющем имя собственное. И имя это - Павлиний Глаз. Во-о-он оно - самое нижнее и дальнее.

В Озёрном хребте выделяется глубокая седловина перевала Рыжее Седло. Вот тут в пору изумиться названию - в отличие от довольно рыжих склонов, расположенных по обе стороны седловины, седло как раз-таки серое.

Но не спешите с выводами. Это Седло названо рыжим по цвету скал другой стороны Озёрного хребта. Говорят, что при подъёме из долины Кичи-Муруджу на этот перевал скалы рыжие-прерыжие. И я уже горю желанием это проверить.

Кажется, я придумала имя двум озёрам, видимым внизу... Очень уж похожи два больших верхних озёра, разделённые весьма условной тонкой перемычкой, на два крыла бабочки. Так пусть же будет "Бабочка"!:) По озёрному плато быстро бегут тени, и то одно, то другое озеро поочерёдно вспыхивают на солнце, будто "Бабочка" машет крыльями...

Внезапно осуществляется ещё одна вчерашняя мечта - увидеть озёра под вершиной Назалыкол-Баши. Они показываются, как только мы становимся выше восточного отрога вершины 3242 м. Даже не предполагала, что именно отсюда смогу их разглядеть. Правда, виднеются лишь только узкие полоски воды, а целиком озёра не просматриваются, зато теперь я точно знаю, где они.

Муруджинская Игла доминирует в пейзаже на востоке. С обеих сторон этой грозной вершины есть перевалы в Даут: слева - пер.Уллу-Муруджу, справа - пер.Муруджу. Оба перевала 1Б*. Собственно, в этом гребне Кышкаджерского хребта простых перевалов нет. Наименьшую трудность 1Б имеет перевал МТИЛП - широкая седловина левее пер.Уллу-Муруджу, но и на него мы в этом походе не замахнёмся. "Мы пойдём другим путём" - как у классика:)

На саму вершину 3262 м мы взбираться не стали, т.к. разглядели козлиную тропку на южный отрожек, по ней и решили подняться для лучшего обзора.

Вскоре взору открылось озерцо под вершиной 3262 м, маленькое, тёмное, питаемое снежником. Собственно, ничего особенного, за исключением того, что в этом походе это самое высокогорное озеро - оно лежит на высоте 3187 м.

Более детально осмотрелись с высшей точки отрожка.
Жаль, что облака сели на ГКХ, скрывая верховья Кичи-Муруджу и Северного Клухора. Поэтому мне так и осталось неясно - мы не видели района Клухорского перевала из-за облачности или его отсюда в принципе не должно быть видно. Но особо значимые вершины были видны. Левее Чотчи, которая тут по праву - самый большой "зуб", виднелись менее брутальные, но зато стоящие в ГКХ, зубья Клухоркаи (3605 м) и Клычкаракаи (3677 м). Позади Чотчи имеется "самый острый зуб", его неофициально называют Задняя Чотча. И уже за Задней Чотчей выделяется по высоте округлая на вид вершина ГКХ - Хакель (3645,6 м). Между коротким северным отрогом ГКХ, начинающимся Хакелем и заканчивающимся Чотчей, и стеночкой "Клычкаракая - Клухоркая" протянулся ледник Хакель. Но отсюда виден лишь кончик его языка.

За Кышкаджерским хребтом собралась густая облачность, закрывая обзор на вершины Даута и Гвандры. Почти ничего не удалось опознать. Вернее, можно было догадываться, что пик МИФИ скрыт облаками и Муруджинской Иглой, пик Даут виден в профиль, да и то нанизал облако на свою острую макушку, Махаров не видно, а от массива Гвандры торчит лишь кусочек, если это вообще Гвандра...

Облака давали понять, что никуда они сегодня не уйдут, так что ловить нам тут было больше нечего и мы потопали обратно на Межпупырный.

На перевале мы совершили традиционные мероприятия - сожрали шоколадку и покопались в туре. Найденная записка гласила, что до нас тут побывала группа из 12 человек с "Велокубани", и было это 22.06.2013. По их данным высота перевала составила 3172 м, что почти не отличалось от данных моего GPS. Эту записку мы забрали, а в туре оставили свою. О судьбе нашей записки я узнала совсем недавно, вот тут . Её сняли через 10 дней украинские туристы из ТК "Глобус". Правда, Василий удивился, что его назвали Валерием, а я удивилась, что его назвали руководителем, хотя явно нигде об этом в нашей записке сказано не было, да и был ли у нас вообще руководитель?:)

Взглянув на прощание в сторону Голубого озера, над которым стали сгущаться тучки и от этого оно стало ещё красивее, мы примерно в 12-30 начали спуск с Межпупырного.

Олег избрал свой путь спуска - от седловины стал забирать влево и вниз по осыпи, ему так показалось удобнее. А мы с Васей предпочли спуск по траве, для этого, чуть спустившись с седловины, мы ушли вправо. Так и шли до сужения кулуара - Олег по левому борту, а мы по правому. А в кулуаре уже отчётливо проступала тропка, прижимаясь к скалам правого борта.

Спуск сложностей не вызвал, и через полчаса мы привалились отдохнуть у озера-Бабочки. Разулись, побродили по мягкой траве, повалялись. Было такое сонное состояние, что если бы ещё немного - и заснули бы прямо здесь. Так бывает перед дождём, клонит в сон на перемену погоды. Усилием воли я заставила себя прекратить валяться и пошла фотографировать озеро-Бабочку.

Чуть не забыла - на спуске за нами увязалась коза, шла за мною по пятам. Явно разведчица. Потом побежит и доложит - идут трое, возможно, будет чем поживиться:) Мы даже пытались её прогнать, имитируя "пшикающий" звук, который козлы издают в случае опасности, но она упорно следовала за нами.

Как я уже упоминала, 15 минут отдыха на берегу "Бабочки" грозили перерасти в то, что мы прокоматозим тут до вечера. Надо было срочно куда-то идти:) Но до озера Павлиний Глаз, где намечена стоянка, час ходу от силы, надо бы куда-то ещё время использовать. Ну так ясное дело - надо идти на перевал Рыжее Седло. Рыжее Седло Западный мы поглядели, надо и по "обычному" Рыжему Седлу потоптаться. И мы взяли курс в его сторону.

Решили пробуриться к перевальному взлёту по прямой, невзирая на россыпи камней. Но не вышло. В горах прямая дорога далеко не всегда самая логичная. Пришлось попетлять, взбираясь на слабовыраженные хребтики и спускаясь с них в ложбинки. Коза снова шла за нами. Когда до перевального взлёта оставалось совсем чуть-чуть, мы остановились и сбросили рюкзаки, для надёжности поставив в GPS точку, а то в этих каменных дебрях можно и не найти их на обратном пути.

Коза наблюдала в стороне, как мы отходим от рюкзаков, и как только мы удалились на приличное расстояние, она стала наматывать круги вокруг рюкзаков. Оказывается, мы ей были не нужны, её интересовали только наши рюкзаки, вернее, возможность добыть что-то из их содержимого. Поскольку рюкзаки у нас были упакованы на совесть, да к тому же в накидках, то осталась коза без добычи. Всё ходила вокруг да вынюхивала, аж жалко её стало:)

Перевал Рыжее Седло классифицирован как 1Б. Но со стороны озёрного плато подъём на него прост, не более 1А, так что сложность перевала явно односторонняя. Осталось заглянуть за седловину и понять, где эта сложность сосредоточена. От сброшенных рюкзаков до седловины мы поднялись за 20 минут. Замерили высоту - 2981 м.

По ту сторону перевала расположена зелёная долина, рассечённая светло-бирюзовой змейкой Клухора. По правому берегу Клухора в отдалении от реки вьётся дорога к Северному приюту, переходящая после приюта в тропу к Клухорскому перевалу, который, увы, не виден за облаками. Долина Кичи-Муруджу отсюда не просматривается, её закрывает поворот Озёрного хребта.

Величественно смотрится массив Буульгена, который мы только вчера имели возможность рассматривать с другого ракурса, со стороны долины Буульгена. Теперь же нашему взору доступна клухорская сторона масива, и она потрясает - более, чем на 2 километра вверх уходит Буульген. На его склонах чётко прослеживается смена климатических зон от лесной через криволесье и альпику к голым и безжизненным скалам.

А Чотча как бы сразу вырастает скалистой, нет на её склонах лесов и более-менее полноценной альпики. Что касается Клухоркаи с Клычкаракаи, то там только голые скалы и ледники. Сурово.

Не менее сурово выглядит сегодня Домбай-Ульген, нахлобучивший тучу на вершину. По отвесным скалам "стекают" вниз облачные сгустки, прямо на глазах облачность спускается - это явный признак ухудшения погоды.

Изредка проглядывает солнце, и тогда долина Клухора становится нарядной, играя всеми оттенками зелёного. Под склоном Буульгена замечаем малюсенькое озерцо глубокого сине-зелёного цвета. А на карте там их должно быть три...

На фото с увеличением удаётся разглядеть два из них, а третье какое-то невнятное.

Кстати, вы ещё не забыли, что нам хотелось увидеть сложность Рыжего Седла? И доказательства того, что оно вообще рыжее?
Собственно, всё это - у наших ног. Кулуар, заваленный острыми обломками рыжих камней разного калибра, не оставляет никаких сомнений - перед нами не какая-нибудь простенькая "единичка", тут порядком надо покорячиться. До самого низа спуск, естественно, не просматривается, но сброс высоты до озера Туманлы-Кёль составляет более 1 км, так что ушататься есть где. С другой стороны, это, наверное, самый короткий путь из Клухора и Кичи-Муруджу в Уллу-Муруджу и он должен пользоваться популярностью. Но, честно говоря, будь у меня выбор между этим перевалом и Рыжим Седлом Западным, ещё не факт, что я бы предпочла более низкое Рыжее Седло его западному тёзке.

За время нашего пребывания на перевале рыжая осыпь "жила своей жизнью", неоднократно самопроизвольно стряхивая вниз по кулуару рыжие осколки. Фото, к сожалению, не может передать крутизны спуска в сторону Клухора и звуковых эффектов, сопровождающих катящиеся камни. Но впечатлило меня до такой степени, что в тот момент отпало желание когда-нибудь пройти этот перевал. Сейчас, по прошествии времени, я почти без предубеждений отношусь к этому кулуару, но как и прежде, считаю Рыжее Седло серьёзным препятствием, требующим внимания и осторожности.

Олег нашёл тур, а в нём записку от 24.07.2013. Так же радиально, как и мы, здесь побывали наши земляки - ростовчане Светлана и Олег Лимаенко, прогуливаясь от Павлиньего Глаза.

Время летело незаметно, однако тучки сгущались и надо было уже подумать о том, чтобы идти на стоянку. Мы спустились с Рыжего Седла к брошенным рюкзакам, обнаружив слоняющуюся вокруг них козу. Она деликатно улизнула при нашем приближении, а мы, осмотрев рюкзаки, и, не найдя на них никаких следов "козлиного вандализма", нацепили их и потопали вниз в направлении озера Павлиний Глаз.

По пути нам встретилось озеро-2891, небольшое и довольно невзрачное в такую облачную погоду. На берегу озера было несколько площадок под палатки, и если бы начался ливень, мы, конечно же, воспользовались бы ими, но осадков пока не наблюдалось и мы рассчитывали, что успеем дойти до Павлиньего Глаза.

Озеро Павлиний Глаз мы увидели не при самом удачном освещении. Наверное, если бы выглянуло солнце, ассоциации с рисунком крыла бабочки "павлиний глаз" - "синим глазком" были бы более сильными. В идеале озеро, чтобы наиболее точно соответствовать своему названию, должно быть хорошо освещено - тогда визуально была бы заметна цветовая дифференциация - глубокий синий центр озера и нежно-голубая мелкая кайма вдоль берега. Плюс к этому желательно наблюдать озеро в сезон, когда по его берегам лежит снежник.

Нам не повезло ни с освещением, ни со снегом. Хотя в некотором роде более светлая кайма у озера была - у берегов оно обмелело и глазу различимы были несколько оттенков воды. Но всё равно - не то! А от снежника остался жалкий кусочек. Зато у озера был "ГЛАЗ"!:) Пускай никакой не павлиний, а вполне себе каменный глаз, но должно же быть что-то, оправдывающее название озера:)

Мы начали спуск к Павлиньему Глазу, огибая его слева по травяным буграм. Трава становилась выше и выше, мы за пару дней уже успели от неё отвыкнуть, и теперь она, конечно, радовала своим запахом, но в то же время - путалась под ногами.

В 15-00 мы остановились на сравнительно ровной площадке над озером рядом со впадающим в него ручьём из верхнего озера, единственного из этой озёрной группы, которое мы пока не увидели вблизи. С неба начало побрызгивать.

Но мы не кинулись тут же ставить палатки, т.к. место это нам не приглянулось. Ветреное очень. Мы сняли рюкзаки и пошли искать место получше. Но не успели мы отойти и на 5 метров, как рядом нарисовалась наша "знакомая" коза, но уже не одна, а в сопровождении трёх сородичей. Слежка за нами продолжалась.

Уютное местечко, укрытое от ветра, нашлось чуть в стороне от озера, ближе к вершине 2935 м. Что удивительно - немного ниже находилось абсолютно высохшее озерцо. На карте оно не отмечено, да оно этого, наверное, и не заслужило. Растрескавшееся дно бывшего озера изобиловало цепочками следов копытных и птичек, к которым мы добавили отпечатков своих "вибрамов". Для полноты картины:)

Поскольку морось не прекращалась, а наоборот, усиливалась, мы смотались за рюкзаками, которые всё это время находились "в козлиной осаде", и быстренько поставили палатки. Как только мы забрались внутрь, по тенту забарабанила снежная крупа - да что ж такое, это август или как? Мы с горя хлебнули чая, залезли в спальники и приказали себе спать, раз уж не суждено прогуляться по окрестностям. Но на этом наша история знакомства с Павлиньим Глазом не заканчивается, а скорее, только начинается...