Previous Entry | Next Entry

Начало 1
Далее 3 4

День 22 февраля предполагался более насыщенным в сравнении со вчерашним: хотелось побродить по скальным полкам Западной Баранахи, подняться на её верх, возможно - сбегать к пещерам балки Гамовской, а итогом дня должен был стать подъём на вершину массива Центральной Баранахи. Именно туда я стремилась попасть ради улётных закатных и рассветных видов. Правда, по ходу дела иногда "всплывали" какие-то альтернативные варианты ночёвки. Ведь на вершине не будет ни дров, ни воды. И даже знаток этих мест, Сергей-Budetinteresno, советовал ночевать в балке Гамовской и на вершину сбегать радиально. Поэтому я рада сообщить, что в конце концов вышло всё так, как я и задумала. Но обо всём по порядку.

С наступлением нового дня мы первым делом снова окинули взглядом далёкие горы. За ночь мало что изменилось:)

По-прежнему на юге доминируют три величественных трёхтысячника:
- Чилик Первый (3234,6 м) - в северных отрогах Абиширы-Ахубы это высочайшая вершина, превышающая по высоте даже высшую точку Абиширы - Речепсту;
- Чилик Второй (3212, 3 м), высшая точка одноимённого хребта, ещё одного северного отрога Абиширы;
- Уруп (3232,0 м и 3123 м), доминирующая вершина в коротком северном отроге Загеданского хребта.

Пока копошились в палатке, окраин Преградной коснулись солнечные лучи. Чем не альпийская деревушка? Разве что на заднем плане на Альпы, а Алоус с Ятыргвартой да "столешница" Скирды с зубастой Джугой на заднем плане.

Собирались неторопливо. Трудно было совладать с совершенно безмятежным состоянием "никто никуда не спешит", причиной тому - по-весеннему комфортная погода, располагающая к созерцанию окружающих красот и абсолютному безделью.

Постепенно утренний свет становился жёстче, и недавно розовевшие и золотящиеся в лучах восходящего солнца заснеженные горные хребты приобретали более характерную окраску - белую с голубоватыми тенями.

Каким близким кажется массив Магишо (высшая точка 3159,8 м) - кажется, рукой можно достать! Он слегка прикрыт плавно набирающим высоту отрогом хребта Дженту, известного как "Скала Белая" - водоразделом Блыба и Рожкао. Восточные склоны Дженту рассечены ущельями Правой и Левой Рожкао, но в целом довольно пологие, снег лежит на них мягким пушистым покрывалом, наверное, весьма приличной толщины. Сама вершина Дженту (2911 м) такая округленькая с этого ракурса, что с трудом соотносится с её скалистым образом, более привычным для наблюдателя с противоположной стороны.

Из-за вершины Дженту выглядывает макушка безымянной вершины 2917,6 м, возвышающейся над озером Скотта. А левее Магишо вздымаются вершины Дамхурц (3193,3 м) и 2959,2 м (панорамная вершина над Юхинским озером).

Если не ошибаюсь, то в правой части кадра на заднем плане виднеется пик Туманного Альбиона, он же пик Ставрополь (3251 м), находящийся в Озёрном хребте над Большим Имеретинским озером.

Солнце поднимается выше, тени придают пейзажу всё больше объёма. В густоте теней угадывается котловина под вершиной Чилика Второго - там спрятано от посторонних взглядов озеро Уруп, довольно редко посещаемое. Надо будет добраться до него когда-нибудь.

Не могу ещё раз не упомянуть Загедан-Скалу. Для меня это особая гора, уже не раз послужившая мне стимулом для рождения идей новых маршрутов. Бывали мы и на самой Загедан-Скале, не на вершине, правда, дошли докуда сумели. Информации о посещении кем-либо её вершины у меня нет, хотя и не верится, что до сих пор может существовать непокорённая вершина в Передовом хребте.

Как уже упоминалось, со сборами мы не спешили. Хотелось всё-таки дождаться момента, когда стоянку осветит солнцем. Этот момент неотвратимо приближался. И в какой-то миг тёплые лучи коснулись скал, словно пытаясь оживить спящего дракона. Но тщетно - его каменные веки плотно сомкнуты, а пасть "на замке". Похоже, солнечный свет не в силах прервать многовековой сон "Смауга". Тут нужна более сильная магия:)

Тень сдаётся под натиском света! Обожаю наблюдать за этим процессом.

Наша стояночка выходит из сумрака. Теперь вмиг просохнет наш третий спальник, на котором образовалось немного конденсата. Сама палатка, на удивление, абсолютно сухая.

Наши заторможенные сборы и задушевные беседы за завтраком у костерка привели к тому, что мы, стыдно сказать, стартовали в 11-10! Просто антирекорд какой-то! К этому времени над нами воцарилась просто нереально летняя жара, так что не было даже мыслей о куртках и тёплых флисках, шли мы в одном термобелье.

Попрощавшись с уютной стоянкой, мы вошли по тропе в Мокрую балку. Шаг за шагом, метр за метром - мы всё ближе к рыжим скалам Западной Баранахи.

Но не успели пройти и пяти минут, как встретили охотника, "по совместительству" оказавшегося главой сельского поселения Кызыл-Урупа. Он для соблюдения порядка расспросил, кто мы и откуда, где оставили машины, просто так пришли прогуляться или с научными целями, а затем поведал нам о достопримечательностях и удивительных вещах - о паровозе, который есть где-то в лесу на склонах балки Гамовской; что где-то там базировался, а затем был разбит немцами в 1942 г партизанский отряд; что со скал Западной Баранахи (при этом указал - да вон же, прям оттуда!) однажды упал мальчик, но остался жив-здоров; что есть тут "пещера черепов"(она больше известна как "Провал Скелетов"); ну, и про живность всякую тоже рассказал, например, что если в районе массово обитают шакалы, то можно не опасаться встречи с волками, шакалы чуют волка (а он попросту любит их жрать) и предпочитают держаться от него подальше. Напоследок он с бесконечным радушием, свойственным горцам, пожелал нам хорошо провести время в этом прекрасном месте и обязательно приехать ещё раз. Спасибо и будем стараться!

А тропинка-то вся усеяна проклёвывающимися безвременниками! Изредка попадаются крокусы. Ну вот как тут идти? Ведь жалко же растоптать хоть один цветочек...

Мы прошли вверх по тропе самую малость и поняли, что пора бросать рюкзаки. Надо идти обследовать скальные полочки и гротики Западной Баранахи. Скинули рюкзаки прямо на тропе безо всяких опасений за них, и примерно на час умотали наверх.

Под скалами оказалось много ровных мест под стоянку, только воду пришлось бы сюда тащить издалека. Но если решиться на ночёвку здесь, оно того будет стоить, здесь имеются невероятно уютные места под скальными навесами. И виды отсюда что надо - потрясающе широкий обзор на юг от Скирды до Чилика Второго, глаз не оторвать!

Скалы вблизи оказались отнюдь не безжизненными. Во многих местах они поросли лишайником, в некоторых расщелинах обосновались травы.

Засмотревшись под ноги, я неожиданно заметила куски породы с вкраплениями кварца. Собирать камешки в путешествиях это моя страсть:)

Чуть в стороне от первой находки я обнаружила на боковой поверхности давно отколовшихся от основного массива камней кварцевые щетки. Вернее, когда-то это был один камень, но при падении, видимо, раскололся на части, так и оставшиеся лежать рядом.
Сверху эти камни покрылись толстым слоем бурого лишайника, а в местах раскола выросли кристаллы кварца. Собственно, можно было и не заметить, если бы не то обстоятельство, что на глаза мне попались выходы кварцевых жил из основного скального массива и я решила всё тут повнимательнее осмотреть.

Ощупывая "богатство", я почувствовала, как оно в буквальном смысле слова "идёт ко мне в руки" - порода оказалась непрочной и совсем без усилий отломился целый пласт, украшенный "каменьями драгоценными". Значит - это подарок мне от горы, непременно надо забрать эти камни с собой. Но только сделаю я это на обратном пути, а пока припрячу на время.

В скальной стене Западной Баранахи есть множество гротов, и защищённых от ветра, и не очень. К некоторым гротам ведут поистине "козьи тропки".

Есть довольно простые заходы на узкие скальные полки, издали совсем не очевидные и оттого весьма эффектно выглядящие.

Бывает, идёшь по полочке к примеченному ещё снизу гроту, а полочка раз... и заканчивается. Дальше, если ты не серна, пути по внезапно сузившейся до ширины ступни скальной полке нет.

Мы обследовали лишь малую часть скального пояса, двигаясь в западном направлении. Просто побоялись дальше идти по скальной полке, нутром почуяв то самое место, о котором нам рассказывал охотник, где якобы сорвался мальчик. Да, оттуда немудрено сорваться.

Но заглянуть "за угол" страшно хотелось. Заглядывал туда мой фотоаппарат, и ему, к сожалению, удалось увидеть немного. Зато стало понятно, что скальная полка в этом месте не сплошная, и чтобы продолжить путь, надо сделать всего лишь один, но широкий шаг через щель, из которой торчит пучок сухой травы. Скалы там неудачно нависают, одно неосторожное движение - и... что будет дальше, предсказать невозможно. Не будем искушать судьбу.

Возвращаясь к рюкзакам, я подумала, что зима и весна идеально подходят для прогулок под скалами Баранахи. Летом и осенью сюда, наверное, с трудом продерёшься сквозь заросли трав, львиную долю среди которых занимают крапива и колючки. Борщевики тоже присутствуют. Под прикрытием скал эти травы вымахали ого-го, а ведь чуть ниже по склону и намёка нет на такого рода неприятную растительность. Даже сейчас нам пришлось кое-где выгребать по южному склону по пояс в засохших колючих стеблях. Нет, я не утверждаю, что летом тут прямо кушери непролазные, кому надо - тот везде пролезет, я лишь хочу подчеркнуть, что мы оказались здесь в очень правильное время.

Итак, под скалами нагулялись, пора продолжить путь вверх по Мокрой балке. Противоположный склон балки был в снегу с самого начала нашего сегодняшнего пути, а по мере подъёма снега визуально становилось всё больше. Но нам, как говорится, от этого было ни холодно, ни жарко. Тропинка вела нас по западному, освещаемому солнцем склону. Здесь снег давным-давно сошёл и вдоль тропинки среди прошлогодней травы мы то и дело замечали крокусы, безвременники, мать-и-мачеху. Даже одуванчики уже появились.

Слева по ходу, насколько хватало взгляда вперёд, тянулся рыжеватый скальный пояс Западной Баранахи, весь испещрённый миниатюрными гротами. А справа над заснеженным лесистым склоном вырисовывались очертания удивительного скального образования.

Чем-то оно напоминало обрезок бетонной трубы довольно большого диаметра, надетый на холм отверстием вверх, из которого со временем проросли деревья и образовали густую шапку над "трубой". И цвет у этой "трубы" такой же серый, как у бетонных плит. Кстати, Вася сделал аналогичное наблюдение, и мы в разговорах между собой стали использовать эту ассоциацию, называя этот скальник "Труба".

Вскоре мы дошли до места, где балка Мокрая резко уходит вправо и в дальнейшем разветвляется на несколько балочек, каждая из которых вполне годится для подъёма на Баранаху.

Но у нас не было чёткого понимания, какой из этих балочек лучше идти. Ещё с утра я пыталась подбить Васю на решение этого вопроса, приставая к нему с картой, но он мудро отмахнулся - подойдём ближе, будет видно:) Ну, вот и подошли. Надо что-то решать. И мы озвучили данную проблему нашим сопоходникам, вдруг у них есть идеи.

Особого желания лезть в снега не было. Поэтому мы сперва решили побродить по окрестностям, разведать что да как, и разбрелись в три стороны. Игорь пошёл по снегу в самое первое правое ответвление Мокрой балки, которое правее "Трубы". Там уже виднелась цепочка чьих-то следов, но что дальше, за поворотом балочки, пока не просматривалось.

Володя выбрал другое занятие - полез смотреть гроты и скалы основного русла Мокрой балки. А мы с Васей отправились в сторону того самого верхнего коша, который нам советовал пастух для ночёвки, и далее на вершину Западной Баранахи. Тропка к кошу на начальном этапе идёт по направлению к водоразделу Мокрой и Гамовской, затем начинает серпантином взбираться на склон. До водораздела вроде бы рукой подать, может быть, стоило туда пройтись, но нам в первую очередь хотелось достичь обрывов Западной Баранахи и поглазеть оттуда вниз. На водораздел, возможно, мы потом все вместе пойдём, вроде было логично - взобраться на водораздел и пилить по нему, пока не придёшь на вершину Баранахи Центральной. А пока мы ограничились беглым осмотром этого района, разделённого ложбинкой на "лето" и "зиму".

Кош своим видом не удивил - внутри всякое барахло и тетрадка с "бухгалтерией" пастухов (кто сколько овец принял, сколько загрыз волк, сколько продали), вокруг коша гряземес и колючки, ни воды рядом, ни особых видов. Так что правильно сделали, что не воспользовались предложением пастуха, хотя верим, что он предлагал нам это жилище от чистого сердца.

Сам массив Западной Баранахи при заходе со стороны коша выглядит довольно однообразно и уныло, разве что прикольные выходы раскарстованной и выветренной породы украшают ландшафт. Травка на верхнем плато низкорослая, ровненько "подстриженная", как это бывает на пастбищах, ну так это по своей сути и есть пастбище. Но сейчас не сезон и мы бродили с ощущением, что эти луга безраздельно принадлежат только нам.

Довольно неожиданным для нас стал выход на дорожные колеи, Вася даже выражал сомнение на этот счёт, предположив, что это животные натоптали параллельные тропки. Но его сомнения развеялись спустя несколько минут - послышался шум двигателей и мы увидели два УАЗа, рассекающие предвершинные луга. Явно откуда-то со стороны Ильича заехали.

Иногда пересекая залежавшиеся снежники со свежими цепочками следов зайцев и шакалов, мы неторопливо добрели до края скал.

Уселись на сухую траву поближе к обрыву, зажевали скромный перекус - цукаты и семечки, и принялись наслаждаться окружающими нас тишиной и теплом.

Но не прошло и пяти минут, как я заметила орла и убежала его снимать, правда, похвастать особо нечем. Гордая птица не желала позировать.

Ну, как говорится - посидели, отдохнули, пора и возвращаться в Мокрую балку.
На обратном пути, уже на спуске от коша к рюкзакам, я не удержалась и ещё раз сфотографировала это безумное скопление безвременников на тропинке. Проклёвываются и тут, и там, прямо наступить некуда.

Время было обеденное и мы решили перекусить основательно, не по-быстрому что-то перехватить, а нормальный супчик забацать. Чтоб на сытый желудок лучше думалось - в какое ответвление Мокрой балки нам следует дальше идти. А то, может, и вправду, стоит податься за водораздел Мокрой и Гамовской, найти место для стоянки возле пещер, как рекомендовал Сергей-"Будетинтересно"? С его слов там хороший родник и до вершины Баранахи можно сбегать минут за 20-30. Но сразу скажу - по факту хождения на Баранаху более коротким путем (правда, не налегке) мы усомнились насчёт 30 минут.