Previous Entry | Next Entry

Начало 1 2 3
Утро 23 февраля выдалось чудеснейшее.

Один мой знакомый турист поделился со мной народной мудростью: погода на 23 февраля и 8 марта определяется тем, насколько хорошо мальчики и девочки вели себя целый год. Я поняла - мои спутники вели себя как надо! Им в подарок природа подготовила этот замечательный день!

Рассвет был "назначен" на 7-08. Незадолго до этого времени мы вылезли из палатки. На востоке разгоралась заря.

Свечение неба с каждым мгновеньем становилось всё ярче и насыщенней. На равнине у подножия Скалистого хребта ещё царил холодный предрассветный полумрак, а горы уже находились в предвкушении скорого пробуждения. Едва уловимые глазу плавные изменения освещения хотелось зафиксировать "от" и "до", наверное, стоило снимать видео, но в тот момент в голову эта мысль не пришла.

На юге небо над горами пока не приобрело столь нарядной раскраски, как на пылающем востоке, и выглядело даже каким-то зловеще голубым, словно это не небо, а сгущающаяся над хребтами гигантская туча.

Жаль, что соседняя палатка почему-то не откликнулась на мой призыв немедленно проснуться и смотреть рассвет. Они так и не увидели, как этот день спешит на смену ночи, медленно отодвигая границу мрачного неба всё дальше на запад.

Постепенно просветлело небо над аксаутскими и архызскими горами, а Уруп по-прежнему томится в сумерках, досматривая сны. Но скоро и он пробудится, это всего лишь вопрос времени, причём очень короткого его промежутка.

Честно говоря, глядеть в сторону дремлющих под мрачным небом гор не так интересно, как туда, где "вот-вот начнётся" - в сторону Эльбруса. Заодно попытаемся разглядеть знакомые очертания.

Ближе к Эльбрусу доминируют над остальными горами две вершины Передового хребта - Кышкаджер и Кынгырчад.

Кышкаджер (3822,8 м) - одна из вершин, которую видно из многих мест, да и неудивительно, она самая северная вершина Западного Кавказа, зашкаливающая за 3800 м. С нашей обзорной площадки на Баранахе смотрится Кышкаджер весьма внушительно. Правее массива Кышкаджера - глубокий провал в горной цепи, это долина Горалыкола. Но я совершенно не въезжаю, где перевал Кышкаджер в этом необычном ракурсе.

Кынгырчад (3543 м) - словно лежащая на боку фигурная скобка с двугорбой макушечкой, в левом "плече" которой находится одноимённый перевал Кынгырчад, где мы побывали в июне 2011 г. До вершины тогда не дошли, испугавшись обледенелых скал. Наша попытка восхождения закончилась на высоте 3470 м, но от идеи побывать на этой вершине я окончательно не отказалась. Стоит подумать о повторении попытки в недалёком будущем.

Взгляд скользит с востока на запад вдоль горных цепей и выхватывает возвышающиеся над остальными очертания вершин Тебердинского хребта и хребта Мыстыбаши, разделённых сонной долиной Аксаута. Среди гор Тебердинского хребта в левой части кадра доминируют Малая Марка (3746,5 м) и частично заслонённая ей Хаджибей-Баши (3733 м). Правее выделяются треугольные правильные очертания Большой Марки (3758 м), она выглядит пониже Малой, но это просто эффект её большего удаления.

Похожая очертаниями на Большую Марку, только более сглаженная вершина - Кызыл-Ауш-Дуппур (3426,4 м), это уже вершина хребта Мыстыбаши. По обе стороны от вершины в понижениях расположены некатегорийные перевалы Кызыл-Ауш и Ходюк, оба в своё время нами были пройдены, теперь есть что вспомнить, глядя в их сторону.

Зазубренная, словно шишечка, макушка далёкого Аксаута (он же - Эрцахо, 3910 м) выглядит не очень высокой, но в реальности - это самая высокая вершина в видимой панораме. Аксаут стоит в ГКХ, а ведь достать взглядом ГКХ из-за сравнительно высоких Передового и Бокового хребтов не так-то просто. Рядом с Аксаутом выделяется округлая вершина - это Кара-Кая (3892,8 м), тоже немного в непривычном ракурсе. Более традиционным для неё является образ трезубца в соседстве с не менее суровыми очертаниями Марух-Баши - это когда наблюдаешь её с запада. Но сейчас Кара-Кая другая, впрочем, такой её можно видеть и с перевалов Тебердинского хребта, например, с Арючата.

Продвигаемся взглядом дальше на запад - и вот перед нами многочисленные северные отроги Абиширы-Ахубы. Благодаря Абишире, защищающей Архыз с севера своей 1,5-километровой стеной, там настолько мягкий климат. В обозримой части архызских гор значительно выделяется пирамида одного из трёхтысячников - Джумарыклы-Тёбе. А такой привычный при наблюдении из Архыза пик Пионеров не виден, он полностью скрыт за массивом Джумарыклы-Тёбе (3180,3 м). Левее Джумарыклы-Тёбе - седловина Баритового перевала. Я именно сейчас, наконец, осознаю, его "перевальную сущность". Проходя его в связке с пер.Архыз, обычно не замечаешь, что это отдельно взятый перевал, потому что проходится он не поперек гребня, а вдоль, иногда даже ниже по склону. А теперь я вижу, куда может привести его сквозное прохождение.

Но вернёмся к процессу наступления нового дня... Макушка Эльбруса постепенно порозовела, контрастируя с находящимися в тени и оттого до сих пор синими горными хребтами. На фоне светлеющего морозного неба очертания тёмных горных цепей завораживают, хочется ловить каждое мгновенье и видеть, как ещё одна вершина порозовеет, затем другая, затем ещё одна...

Несмотря на отсутствие ветра и довольно слабый морозец, мы всё-таки замёрзли в ожидании рассвета. Замёрз и фотоаппарат, намекая на скорый разряд батареи. Чтобы не лишиться возможности сделать кадр в самый ответственный момент, мы вернулись в тёплую палатку в целях отогревания себя и техники, а заодно и сделать кофейку. Пока закипала вода, я из окошка тамбура продолжала фотографировать встречающий новый день Эльбрус.

Странно, но почему-то такой ожидаемый момент, когда солнце покажется из-за горизонта, всегда оказывается неожиданным! Секунду назад казалось, что ещё не время... А через мгновенье над массивом Больше вспыхивает огнём наше светило, слепит глаза и окатывает лицо едва ощутимым теплом! И понеслось! Лучи света устремились к горным хребтам, окрашивая всё на своём пути в нежные тёплые тона.

Лучи поднимающегося солнца завоёвывают пространство. Каждый попавшийся им на пути кустик травы вспыхивает в ярком свете. Граница тени медленно сползает вниз по склонам Эльбруса.

Мы оделись потеплее и отправились гулять по окрестностям. А наши соседи продолжали дрыхнуть, хотя мы ещё раз попытались их вытащить наружу своими восторженными возгласами. Ничего, сейчас им палатку нагреет солнцем, вылезут, как миленькие!

Свет продолжает своё победоносное наступление. Граница тени спустилась ниже снежной линии.

Тень Баранахи уползает вниз в долину Урупа. Тхачи окутаны розоватой утренней дымкой.

Наконец, настал момент, когда день вступил в свои права и на равнине. На самом деле, с момента появления солнца из-за Больше прошло не так уж много времени, но как за это время изменилось всё вокруг...

В очередной раз я порадовалась, насколько удачным оказалось место для лагеря. Такой широченный обзор во все стороны ещё надо поискать. Не припомню, чтобы когда-либо ранее мне доводилось ночевать в похожих условиях. И как с погодой повезло!

Итак, с намерением нагулять зверский аппетит, мы с Васей начали утреннюю прогулку, но каждый гулял сам по себе. Для начала я отправилась в сторону восточного обрыва. Мой путь местами пролегал по затвердевшему снегу, так красиво подсвеченному солнечными лучами.

Хрустящий сверкающий снег и Эльбрус сопровождали меня на всём пути до обрыва.

С обрыва было хорошо заметно, как тёплый солнечный свет разливается всё дальше на запад, покрывая позолотой складки многочисленных холмов. Склоны, находящиеся в тени г.Больше, выглядели заиндевелыми, но скоро и они познают силу февральского солнца.

Я проскочила мимо "Кольца Баранахи", на этом объекте остановлюсь попозже, когда освещение изменится.

Дошла до оконечности массива, до места, которое найдя вчера уже по темноте мы оценили как весьма неплохое для стоянки. При дневном свете оно мне тоже понравилось. Так и вижу, как сюда вписывается палаточка:)

Далее я проследовала вдоль обрыва в направлении к истокам Кувы.

А тут, оказывается, уже обосновался Вася и делает вид, что медитирует:) На самом деле он просто сидел и грелся на солнышке.

Отсюда хорошо видно наш лагерь возле вершины.

В этой части массива Баранахи довольно снежно. Хотя, если взглянуть на сверкающие на заднем плане действительно заснеженные горы - Дамхурц, хребет Магишо и так называемое "плато Дженту", то нашими жалкими островками снега как-то хочется пренебречь. Это разве снег? Во-о-о-н там - СНЕГ!

Пожалуй, пора вернуться к "Кольцу Баранахи", солнышко, наверное, уже осветило там всё, как полагается. Оставляю Васю дальше наслаждаться теплом и тишиной и иду обратно. По пути я заглядываю с обрыва во все ниши подряд, и обнаруживаю ещё одно замечательное местечко для лагеря. Место это укрыто от ветра скалами со всех сторон за исключением южной, но эта открытость на юг с лихвой компенсируется видами с обрыва. Конечно, некоторая кочковатость присутствует, но она не критичная. Следы пребывания здесь людей сразу бросаются в глаза - сюда даже кирпичи для очага кто-то приволок, а справа под скалой в сухом месте лежат дровишки. Эх, вот бы раньше знать об этом месте!

На самом деле таких уютных закутков на обрыве Баранахи много, просто не везде горизонтально и не всегда площадочка достаточна по размеру для нескольких палаток. Но, как правило, с каждой такой "нычки" открывается прекрасный вид. И дрова рядом, да ещё какие - древовидные можжевельники, какой от них душистый костёр... Правда, наломать дров тут не так-то просто, можжевельники-то совсем на краю растут.

Кстати, заметьте, как солнце быстро расправилось с тенью!

Взглянешь назад, на восток, а там сверкают на солнце ледники и бликуют крыши Сторожевой и Зеленчукской.

Я снова у "Кольца Баранахи". Наконец-то, один из наших соседей, Володя, проснулся и тоже решил побродить с фотоаппаратом. С довольно приличного расстояния взирает на "Колечко". Скальная перемычка выглядит весьма пугающе, так что я его понимаю.

Тут и Вася подошёл, но с другой стороны "Кольца". На "слабо" пытается брать - мол, не хотите ли вот там сфотографироваться?:)

"Не хотите? Ну и ладно! Уйду я от вас..."

Ну, а я спущусь вниз, к основанию скальной арки.

Здесь царит прохлада, утренний солнечный свет сюда почти не проникает.

Для стоянки это место малопригодно, поверхность тут большей частью кочковатая или каменистая, к тому же, наклонная. Зато побродить в этом "колодце" и понаблюдать, как меняется форма скального окна, очень даже интересно.

Удовлетворив свой интерес к "Кольцу Баранахи", я выбралась из прохладного колодца на обрыв, к свету и теплу. Вспугнула каких-то ворон, он закружили в небе, наполняя пространство громким карканьем. Одна особо горластая ворона явно позировала, причём на абы где, а на фоне Эльбруса.

Я побрела вдоль обрыва на запад.

Заодно я визуально обследовала путь предстоящего спуска. Вон в ту балочку будем спускаться и придём прямо к водокачке.

В верхней части балочка разветвляется и над развилкой нависает уступ, на краю которого растёт раскидистая берёза.

Обнаружила небольшое скальное окошко.

Конечной точкой моей прогулки стало место на обрыве, откуда скалы массива Центральной Баранахи смотрелись очень эффектно. Внизу - крохотные домишки Кызыл-Урупа, хутора Большевик и окраины Преградной. На склоне противоположного борта долины Урупа хорошо виден серпантин дороги на перевальчик в урочище Бандитское.

Время летело незаметно. Пока я неторопливо прогуливалась, солнце поднялось довольно высоко. Взглянула на часы - десятый час, надо возвращаться в ларегь и собираться, не говоря уж о том, что кушать хочется. Побрела прямиком на триангулятор, но некий объект заставил меня слегка изменить маршрут...

"Голова"! Я почувствовала себя внезапно попавшей в сказку про Руслана и Людмилу... С той лишь разницей, что в моей сказке "голова" оказалась явно женской. Раскосые смиренно опущенные вниз глаза, головной убор с пимпочкой из можжевелового куста, накидка, прикрывающая волосы... ну, горянка же?

И с обратной стороны женский профиль тоже читается. Странно, что мне ни разу не попалось в сети упоминание о "Баранахской Горянке".

Видимо, у меня талант пугать сипов. Заглянула с обрыва, а они как полетят...

Кружили надо мной с десяток птиц, но в кадр более-менее удачно удалось поймать лишь четырёх.

Наконец, к 9-40 я дотопала до стоянки. Когда я заглянула в палатку, жутко голодная, то увидела, что Вася уже почти собрал вещи. Мы стали по-быстрому готовить завтрак, а я попутно собираться. У соседей тоже начался движняк - Володя вернулся с прогулки, а Игорь как раз проснулся и они начали сборы. Мы собрались значительно раньше соседей, поэтому решили спускаться и дожидаться их у нижнего коша в Мокрой балке.

Напоследок немного подурачились. Я попросила Васю подставить мне плечо, чтобы я смогла вскарабкаться на триангулятор, и делала вид, что мне там не страшно, когда он предательски покачивается. Я в высшей точке маршрута!

Кинув прощальный взгляд на Эльбрус, мы начали обратный путь.

Вышли к заснеженной балочке, которую я наметила для спуска на утренней прогулке. Похоже, она служит кратчайшим путём от вершины к водокачке.

Солнце жарило как летом. Снег постепенно размягчался и мы стали проваливаться сперва по щиколотку, а затем и поглубже. Правый по ходу склон оказался заснежен аж под самые скалы, а скалы тут, надо сказать, очень прикольные. Кое-где виднеются уютные гротики, а по-над скалами растут берёзки.

По центру балки идти, не проваливаясь, не удалось. Вылезли повыше на левый борт, где снег стаял и обнажил тропу, но вскоре вместе с поворотом балки и эта тропа ушла под снег. И мы вынуждены были снова спуститься на дно балки и периодически довольно глубоко уходить в снег.

Ближе к низу балочки мы вышли на шакалью тропу, боже, сколько следов они тут оставили! И ведь не проваливаются! Мы же, идя по их следам, то и дело ломали слой затвердевшего снега и в конец испортили им тропу! Наверное, к вершине они не поднимаются, ночью мы не слышали их "концерта". Судя по началу цепочек следов, шакалы обитают в скальных укрытиях правого борта балочки.

Мы не особо торопились, и медленным шагом добрели до водокачки примерно за полчаса, хотя, по бесснежным склонам тут минут на 15 от силы можно сбежать.

У водокачки это лето посреди зимы нас просто одурманило, и мы полезли в родник обмыться. Очень освежающе, но хватает ненадолго и хочется опять в эту прохладную воду.

После родниковой воды нас совсем разморило, мы прогулочным шагом добрели до коша и завалились отдыхать-загорать на бугорке, откуда просматривается вся Мокрая балка и её самое левое ответвление. Дело в том, что мы не знали, откуда придут наши попутчики, вдруг им взбредёт в голову помесить снег и они сунутся в эту крайнюю балочку.

И прождали мы их тут ещё примерно полчаса. Я успела осмотреть некоторые гротики правого борта балки и просто покоматозить.

Зато когда они всё-таки пришли, то так резво побежали вниз, не догнать... По пути я собрала свои сокровища - каменюку с отпечатком ракушки, кусок породы с кварцевой щёткой и отдельные мелкие куски кварца, и мы поспешили вслед за Игорем и Володей.

Жара становилась всё более нестерпимой. Природа мгновенно реагировала - на склонах расцвела мать-и-мачеха, а безвременники чуть ли не на глазах проклёвывались прямо посреди тропинки.

Вот и выход из Мокрой балки. У меня была задумка вернуться в Кызыл-Уруп другим путём, пройдя вдоль всего массива Западной Баранахи, но этим планам не суждено было сбыться. Во-первых, наши попутчики стремительно унеслись вниз и явно заволновались бы, если бы нас потом не увидели. Во-вторых, этот путь раза в полтора длиннее, а мы сегодня столько времени бездарно потратили на праздное валяние на траве и купание у водокачки, что по грубому расчёту, если пойдём вдоль скал, естественно, с остановками на фотографирование, то спустимся к машинам не раньше 17 часов, а нам хотелось бы уехать пораньше. Так что пришлось нам топать обратно тем же путём.

В обратном порядке мимо нас проплывали камни, лошадки, холмы. Появился лёгкий ветерок, это было очень кстати, а то мы уже совсем измучились от жары.

От Игоря с Володей мы немного отстали на спуске. Мы в 15-15 пришли к машине, быстро упаковали вещи и пожелали хорошей дороги попутчикам, которые были уже готовы к отъезду. На прощание поболтали с Алимом, и конечно же, получили приглашение приехать сюда ещё раз. Непременно воспользуемся!

Пешая часть третьего дня похода составила около 10 км с учётом всех моих прогулок.

В 15-40 мы выехали домой. В Мостах по традиции купили пиццу, а дальше решили ехать через Майкоп, хоть этот путь и длиннее. Но очень уж нас напряг на пути сюда кусок М-29 от её начала до Новоукраинского, раздолбали его за зиму. Так что рванули мы через Майкоп, Усть-Лабинск и Выселки на М4. Правда, и у пути через Майкоп оказался нюанс - почти всю дорогу до Майкопа нас слепило заходящее солнце. Так что выбирать этот маршрут надо или в тёмное время суток, или пока солнце высоко над горизонтом.

Странное дело, но на подъезде к Майкопу как-то резко закончилась весна, в которой мы провели неполных 3 февральских дня. Снова вдоль дорог появился снег, а в самом Майкопе, который я воспринимаю исключительно как тёплый, солнечный город в любое время года, было морозно и сыро, а уж дальше на север снег вообще лежал сплошняком на полях. Вот такие нынче погоды...

Весь путь от Кызыл-Урупа до дома занял ровно 6 часов. Было время подумать о том, что можно было улучшить на маршруте, посмотреть фото. И однозначно решить, что ехать на Баранаху стоило и стоит ехать ещё!
Особенно, если вы хотите увидеть такие чудесные закаты и рассветы...

Начало 1 2 3

( 1 comment — Leave a comment )
mg5642
Oct. 29th, 2015 04:13 pm (UTC)
Надо было еще ночью поснимать - огни сёл внизу, звезды наверху.
( 1 comment — Leave a comment )