Previous Entry | Next Entry

Начало 1 2
Далее 4

Пообедали, но к вопросу "куда и как лучше идти дальше" не очень-то и хотелось возвращаться. Совсем разморила нас погодка. Вот хоть прямо тут палатку ставь!

Но мы усилием воли заставили себя собрать вещи и подумать. Совместное обсуждение привело к выводу - не станем тратить время на район пещер в верховьях Гамовской балки. Всё равно весь район не успеем осмотреть по-быстрому. Зато опоздать на вершину Баранахи к закату сможем запросто. Ставить лагерь в Гамовской балке и ограничиваться радиалкой на Баранаху - категорически не хотим. Так что не будем пытаться объять необъятное в одном походе, для осмотра пещер есть смысл организовать отдельную вылазку сюда. Решили идти по Мокрой балке до водокачки, а там ещё раз остановиться и подумать думу, поскольку от водокачки имеется богатый выбор путей наверх.

И мы углубились в долину. В отличие от места, где мы обедали, здесь царило абсолютное безветрие и оттого было очень тепло.

Прошли "нижний" кош, извазюкавшись в подтаявшем чернозёме, и выбрав одну из множества натоптанных троп, потопали дальше . Послеобеденное февральское солнце скрылось от нас за противоположным склоном, и на непродолжительное время мы ощутили приятную прохладу. Но было видно, что мы скоро выйдем из тени, и снова нас развезёт на солнце, и снова никуда не захочется идти:)

Вот и проскочили прохладный участок. Дальше, насколько хватает взгляда, предстоит путь по жаре. И ни малейшего ветерка... Лето, да и только! При этом снег на северных склонах всё равно не тает. В феврале настолько низкое солнце, что его лучи лишь по касательной задевают северные склоны перед тем, как вонзиться в южные и отдать им всё своё тепло.

Вообще-то, имеется тропа, идущая в непосредственной близости к речушке, но мы изначально выбрали одну из верхних троп. Поэтому неудивительно, что водокачка, наша очередная точка выбора дальнейшего маршрута, показалась где-то внизу. Признаюсь - если бы я заранее не знала, что сие сооружение - водокачка, то очень удивилась бы при виде этого "недостроенного дома".

Несмотря на кажущуюся невзрачность склона, по которому мы движемся, в этой побуревшей траве просто кипит жизнь. Ползают божьи коровки, вьётся какая-то мелкая мошкара, сквозь засохшие стебли и колючки пробивается молодая зелень. Но ничто не сравнится с прелестными крокусами! Здесь они растут пучками и крупные такие.

Так получилось, что на подходе к водокачке Володя сильно вырвался вперёд, проскочил это сооружение, и полез на заснеженный склон в одно из правых ответвлений балки.

Мы втроём не хотели месить раскисший послеобеденный снег и намеревались продолжать путь, забирая вверх по левому (по ходу) борту балки. Вася предложил даже вылезти на водораздел. Конечно, было ощущение, что володин путь на порядок зрелищнее и вдобавок короче, но мы прикинули, что время у нас в запасе есть и к закату на вершину мы успеем, даже если пойдём вкруголя. И со словами "встретимся на вершине" мы примерно на час потеряли Володю из вида.

Игорь тоже решил найти свой путь - он предпочёл идти низом сухой ложбинки, которая служила продолжением Мокрой балки.

Мы с Васей всё-таки забрались наверх и вышли к дороге, накатанной по водоразделу. Скажу честно: окружающий пейзаж навевал скуку страшную - плавно набирающий высоту кочковатый луг, частично прикрытый снегом. Скорей бы проскочить этот неинтересный участок пути и вырулить на северо-восточную оконечность массива Баранахи, на обрыв, откуда нам откроется вид на бескрайние просторы Карачаево-Черкесии...

Глядим - справа нам наперерез поднимается из балочки Игорь. Как раз выполаживание наметилось, вот-вот откроется обзор в сторону г.Больше. Мы рванули вперёд и через несколько десятков шагов сбросили рюкзаки у каких-то бетонных блоков. По-видимому, раньше тут был геодезический знак у отметки 1621 м. Налегке мы побежали на обрыв, чтобы полюбоваться панорамой, в которой главное место принадлежало Эльбрусу.

Где-то неподалёку, но неизвестно в скольких метрах внизу, имеется родник в истоках Кувы. Мы дошли до обрыва и поглазели вниз, но в царившей тишине звука журчащей воды не слышалось, визуально родника тоже не наблюдалось. Но он точно там есть, при острой необходимости можно и поискать. Поскольку мы ещё в Мокрой балке запаслись водой на вечер и утро, у нас такой необходимости не было.

Далёкий Эльбрус в лёгкой дымке так и притягивал взгляды.
И так нам здесь понравилось, что мы стали подумывать - может, чёрт с ней, с вершиной Баранахи, может, прямо здесь сделать лагерь?

Но факт, что Володя пошёл к вершине другим путём и с минуты на минуту ожидает нас там увидеть, всё-таки заставил нас снова впрячься в рюкзаки и начать взбираться по заснеженному северному склону Баранахи. До вершины отсюда оставалось набрать чуть меньше 100 метров по высоте. Делов-то!

И тут из-за очередного пупырика материализовался Володя. Оказывается, та балочка, по которой он поднимался, тоже выводит сюда. Воссоединившись, наша компания поспешила наверх, буквально едва поспевая за солнцем. Глубина снежного покрова в некоторых местах склона достигала порядка 20 см, но чаще она была небольшая - чуть выше щиколотки, а если повезёт - то можно идти по затвердевшему снегу, не проваливаясь.

Но солнце всё-таки улизнуло от нас. Вечером в тени уже совсем не так комфортно, как днём. Это ещё не сильный холод, но уже и не приятная прохлада. Тут и перчатки с шапкой не помешают. Но ничего, скоро мы опять выберемся на солнышко.

Войдя в зону тени, мы одновременно очутились в царстве причудливых каменных глыб. Отсюда интересный вид на Восточную Баранаху.

С определённого ракурса заметно небольшое скальное окошко.

На правый борт долины Кувы падает тень отдельно стоящего столообразного пупыря, который вроде бы логично отнести к массиву Восточной Баранахи. А вроде как он сам по себе пупырь... Но как бы там ни было, этот объект весьма причудливый.

Мы снова вырываемся на освещённое солнцем пространство. Становится значительно теплее, но вместе с тем это тепло не идёт ни в какое сравнение с той жарой, которую нам довелось испытать днём. Вечернее тепло - оно скорее визуальное. Просто ты видишь позолоченные солнечным светом склоны и думаешь - ведь тепло же!!! А тот факт, что сейчас февраль, как-то отходит на второй план.

Вообще-то, к вершине уже давно было пора свернуть направо, но мы не могли удержаться от желания зависнуть на некоторое время у обрыва. Выбраться на вершинное плато до заката мы успели, теперь можно было не торопиться.

Панорама в сторону Эльбруса открывалась всё более грандиозная. Восточная Баранаха в лучах заходящего солнца полыхала золотом. Граница тени удачно подчеркнула скальничек, похожий на нос корабля, на краю которого, судя по обилию фото в сети, любят бывать туристы.

По мере подъёма Эльбрус спозиционировался как раз посередине между скалами Восточной и Центральной Баранахи. Также стала видна вершина г.Больше, самым краешком своей вершины выглянув из-за Восточной Баранахи.

Внизу виднеется станица Сторожевая. Какими крохотными кажутся людские домишки в сравнении с мощью Эльбруса!

В 17 часов мы скинули рюкзаки у триангуляционного знака и разбежались кто куда - каждому хотелось успеть сфотографировать закат. Заодно надо было подыскать место для стоянки.

Кстати, наверное, вы до сих пор думаете, что нас было четверо? Людей - да. Но с нами был ещё и "пассажир", весь путь к вершине проделавший будучи прикреплённым к моему рюкзаку. Всё, приехали! Масленица, на выход!

Беглый осмотр окрестностей вершины на предмет поиска мест под палатки не выявил ничего лучшего, чем поставить палатки прямо возле триангулятора. Здесь было хоть немного вытоптано, а вокруг - море из травяных кочек. Но я по-честному сбегала и к обрыву, а вдруг там поуютнее местечко найдётся. Вид с обрыва мне понравился, а ровного места я не нашла.

В процессе поисков я нечаянно вспугнула откуда-то из-под скал целую стаю белоголовых сипов. Сперва я заметила одну птицу.

Затем с криками со скал сорвались ещё несколько птиц. Через мгновенье их уже стая! Какие красавцы! А я их согнала с насиженных мест...

Сипы какое-то время ещё парили над золотыми холмами, а потом незаметно для меня улизнули в какое-то укрытие. Но мне категорически расхотелось искать место для ночлега рядом с птицами, и я вернулась к вершине в полном убеждении, что именно там и следует ночевать.

На самом деле мы просто не знали, где лучше искать удобную стоянку. Не очень-то я этот момент проработала. Но разве плох вариант - ночевать на вершине? Ночь по прогнозу обещалась безветренная и вроде всего -3 (по Преградной). Также в пользу ночёвки на вершине было и то, что с утра нас сразу окатит солнечным светом, не надо будет ждать, пока оно выйдет из-за какой-нибудь скалы.

До момента исчезновения солнца за горными хребтами оставалось совсем немного времени. И провести это время надо было с пользой, не упустить эти чудесные мгновенья. Несмотря на то, что мы и вчера имели возможность наблюдать в закатном свете те же самые горы, сегодня всё было иначе. Двух одинаковых закатов не бывает.

Невозможно было оторваться от порозовевшего Эльбруса и белоснежной стены Передового хребта, постепенно погружающейся в тень.

По неписанным туристским законам на вершине принято совершить некие ритуальные действия, например - сфотографироваться, съесть шоколадку и(или) написать записку. У нас был план поэкзотичнее - с последними лучами солнца мы решили сжечь чучело Масленицы. Именно с этой варварской целью я затащила сюда "пятого участника".

Последние минуты своей кукольной жизни Масленица провела привязанной к триангулятору, глядя на догорающий закат.

Как только солнце утекло за Ятыргварту, мы приступили к исполнению своего коварного плана по сжиганию Масленицы. Жестоко, конечно, а что делать... Все сжигают, а мы чем хуже? И с криками "Весна, приди!" мы попытались подпалить чучело.

Налетевший лёгкий ветерок всячески мешал поджигателям, чучело никак не загоралось от спички, и тогда Игорь с помощью газового баллона и насадки просто варварски спалил бедняжку. Теперь уж весна просто обязана прийти!

Спалив Масленицу дотла, мы по-быстрому поставили палатки и пошли прогуляться, пока ещё не стемнело.

На погружающиеся в сон горы хочется смотреть долго-долго, улавливая плавное изменение яркости красок. В отличие от вчерашнего заката, когда над горами не было ни облачка, этот вечер преподнёс нам совершенно другую картину. Сегодня над хребтами висела тончайшая облачная вуаль и по мере захода солнца она подсвечивалась его лучами, а затем медленно гасла, сгущаясь до красноты в районе Тхачей.

В стороне Эльбруса было довольно мрачновато, поэтому, собственно, смотрели мы в основном в направлении Тхачей и Ачешбоков. Над ними небо ещё долго радовало нас закатным разноцветьем. Пока не стемнело, на общем тёмном фоне хребтов можно было различить очертания "преградненской" Шапки.

По мере перехода от вечера к ночи контуры Шапки медленно таяли, сливаясь по цвету с другими массивами. А небо... оно просто пылало!!!

Видимая нам зона пылающего неба заканчивалась где-то на подступах к г.Бамбак. Над Джугой небо было цвета сочного апельсина - интересно, откуда у меня такие ассоциации? Ответ прост - в моём рюкзаке завалялся увесистый апельсин, который мы намерены съесть после этой прогулки. При всём моём стремлении оптимизировать раскладку и уменьшить вес рюкзака иногда я разрешаю себе напихать в него вот таких непозволительно тяжёлых предметов:)

"Пожар" между Скалистым и Передовым хребтами совсем не спешил затухать. А мы, честно говоря, уже слегка замёрзли, наблюдая, как догорает этот февральский день.

Согреваться решили посредством прогулки к обрыву в сторону Восточной Баранахи. И когда дошли до самой крайней юго-восточной точки массива Центральной Баранахи, то поняли - вот оно, так не вовремя найденное роскошное место под стоянку! Мягкая травка, а не кочки; стоянка огорожена невысоким каменным "заборчиком", что обеспечивает защиту от ветра; вид в сторону Восточной Баранахи - просто не передать словами... Но палатки уже стояли, перетаскивать их сюда было лениво, хотя, в принципе - недалеко.

Возвращаясь к палаткам вдоль обрыва, мы обнаружили так называемое "Кольцо Баранахи" (или "Окно Баранахи") - внушительных размеров скальную арку. Но сумерки не лучшее время для осмотра этого объекта, так что сюда вернёмся завтра.

Путь второго дня составил с учётом радиалок немногим менее 9 км.

К темноте температура резко опустилась до -12 (если термометр Игоря не врёт), так что вечерних посиделок не случилось. Чай делали в палатках, а на ночь напялили на себя всё, что было. Наготове лежали два теплоида, которые мы решили активировать в случае замерзания. Но странное дело - среди ночи мы проснулись от ощущения, что нам жарко. И даже высунутый из спальника нос не ощущал холода.

Утром Игорь нам поведал о причинах столь странной тёплой ночи - ночью налетела облачность и накрыла Скалистый хребет, да так плотно, что "потеплело" до -1. Неожиданно. Зато близко к прогнозу rp5.ru.
Что удивительно - к утру на небе не осталось ни единого намёка на облачность.

Начало 1 2
Далее   4

( 4 comments — Leave a comment )
mg5642
Oct. 29th, 2015 04:05 pm (UTC)
Вода
А что представляет собой водокачка, можно ли набрать чистой воды? И как далеко идти от нее до вершины с рюкзаком?
Oct. 30th, 2015 05:06 am (UTC)
Re: Вода
В следующей части описания есть фото этого сооружения. Кирпичный дом, через который протекает ручей:) Без дверных и оконных рам. Но с крышей и бетонными "полатями", типа можно заночевать якобы под крышей, но на бетоне как-то не хочется:)

А вода рядом - шикарный чистейший ручей из родника. Это я говорю о февральском его состоянии. Летом, когда вокруг пасутся овцы, наверное, воду набирать стоит именно там, а не ниже по течению. Вода очень чистая. Вкусная.
Oct. 30th, 2015 05:07 am (UTC)
Re: Вода
А, про второй твой вопрос забыла. До вершины с рюкзаком лоси дойдут за полчаса, думаю. Я дойду за час.
mg5642
Oct. 30th, 2015 11:18 am (UTC)
Re: Вода
Спасибо, на будущее буду знать. Значит, можно набрать с запасом и тащить на вершину. только продумать, чтоб не замерзала.
( 4 comments — Leave a comment )