Никельские прогулки. К "расколу" в Расколе.

Есть в окрестностях посёлка Хамышки гора с необычным названием Раскол.

При взгляде на карту она сразу привлекает к себе внимание густотой изолиний. Карта как бы намекает - там может быть что-то интересное:) И это действительно так! У Раскола есть свой секрет:)

Хотите его узнать?

Давным-давно в результате тектонической активности в скальном массиве горы образовалась трещина, а затем по этой трещине произошёл раскол массива от верха до самого основания скал. Отколовшийся край скалы по каким-то причинам - то ли под воздействием последующих землетрясений, то ли в результате сползания склона под тяжестью "осколка" - отодвинулся в сторону от основного массива на расстояние порядка 5 метров, образовав скальный каньон. Именно этот скальный каньон мы и называем "расколом". А сама гора получила своё название "Раскол" благодаря этому "нюансу".

Сама по себе вершина Раскола (1161 м) ничем особо не примечательна, кроме того, что в её окрестностях довольно сложный рельеф - по словам тех, кто ошибочно и безуспешно пытался искать скальную трещину вблизи вершины или путь от вершины к "расколу". Я намеренно заостряю внимание на том, что вершина Раскол и трещина-"раскол" это совершенно не связанные друг с другом объекты.

"Раскол" в Расколе расположен в значительном удалении от вершины. Это хорошо видно с дороги вдоль ЛЭП "Хамышки - Азиш-Тау". Гора Раскол возвышается над слиянием Бзыхи и одного из её правых притоков, их долины угадываются по обе стороны от массива Раскола. Предвершинные обрывы Раскола в сторону притока Бзыхи действительно впечатляющие, карта не обманывала. Но карта умалчивала о местоположении "раскола", и я даже не знаю, как это можно отметить на карте. Вы заметили "скальный бутон", возвышающийся над лесом и расколотый по центру? Это и есть "раскол" в Расколе.

Ещё более наглядная демонстрация того, что "раскол" к вершине Раскола не имеет никакого отношения - вид с массива Монаха. Отсюда трещина-"раскол" видна лучше и сразу понятно, что пытаться с вершины попасть к "расколу" как минимум нелогично, а скорее всего - нереально.

Здесь возникает уже другой вопрос - надёжно ли стоит этот "осколок"? Кажется, вот-вот он отломится и завалится вниз.

Но не переживайте - "раскол" существует уже довольно давно, и, надеюсь, ещё долго будет удивлять путешественников и исследователей.

А теперь пора и внутрь "раскола" прогуляться! Долгая дорога к нему стоит того, уж поверьте:)

Для описания маршрута к "расколу" использованы фото от 04.01.2016, но для контраста местами приведены фото прошлых лет из походов к Расколу, но в других погодных условиях.

Для отображения маршрута на карте я остановила свой выбор на 250-метровке ГГЦ, но не от особой любви к картам такого масштаба, а потому что она чуть меньше врёт в этом районе, чем другие. К примеру - точнее передаёт рельеф и существующую инфраструктуру (дороги грунтовые и лесные), но в плане изображения скал Раскола и расположения притоков Бзыхи к ней есть претензии.

Итак, на карте ГГЦ приведён наиболее удачный, на мой взгляд, зимний маршрут к "расколу" и обратно. Почему он не везде совпадает с лесными дорогами? Потому что дорогам тем "сто лет в обед" и не на всём своём протяжении они приятны для ходьбы. Разумеется, я говорю о зиме, а как обстоят дела в тёплое время года, я не знаю.

Когда-то мы не имели личного транспорта, но умудрялись зимним днём из Никеля сходить к "расколу" и обратно. Правда, старались по возможности подъехать в Хамышки на маршрутке или попутках, а обратно всегда возвращались по темноте пешком. Сейчас времена иные, в Хамышки мы добираемся на машине и там её оставляем возле гостевых домов. Именно от этой точки CAR начинается трек.

Далее мы идём по дороге и вскоре пересекаем Бзыху. Хорошо, если стоят морозы и в месте брода река замёрзла, если же нет - то ищем переправу выше по течению (иногда там бывает бревно), если и там реку перейти невозможно - разумнее обойти по другому берегу, уж лучше крюк, чем мокрые ноги в самом начале пути.

За бродом дорога идёт вдоль недавно построенной ЛЭП. И вскоре нас ждёт ещё один брод - через Кутанку. Почему-то у меня не отложилось в памяти, каким был этот брод в предыдущие годы, я как бы его и не замечала раньше... но в январе 2016 года он оказался неприятным препятствием, поскольку лёд был сломан грузовиками, а Кутанка оказалась довольно широка и глубока.

После брода через Кутанку какое-то время придётся топать по дороге. Позади остаётся массив Монаха.

Отсюда можно рассмотреть значительную часть подскального траверса Монаха. Бросается в глаза более заснеженная полоса на склоне - это до сих пор не зарастёт лесом след от обвала.

Вскоре слева по ходу можно заметить ответвление старой лесной дороги, маркированное бело-красными метками. Это кратчайший путь к Расколу. Но если много снега, а дорога в лес ещё не натоптана, не стоит спешить туда сворачивать. По дороге вдоль ЛЭП вверх идти проще, чем по рыхлому глубокому снегу. А в лес свернуть всегда успеем:)

Итак, продолжаем движение по грунтовке до следующего ответвления в лес. А оно будет не очень скоро. Сперва надо будет пройти S-образный зигзаг дороги с лёгким набором высоты. После зигзага дороги набор высоты прекращается, нам остаётся лишь не прозевать поворот в лес. На карте ГГЦ эта лесная дорога отмечена довольно верно.

Сворачиваем и попадаем в заснеженное лесное царство. Вскоре нас поджидает бродик через один из притоков Бзыхи. Этот ручей обычно перепрыгивают одним махом.

Не каждую зиму этот ручей скрыт под снегом, бывает и так:

За ручьём лесная дорога начинает плавный набор высоты.

Вот и следующий брод. На карте этого ручья нет. Сейчас он неплохо промёрз и спрятался под снегом, но шум воды его выдаёт:)

А вот каким он бывает в бесснежную зиму:

За пройденным бродом намечается развилка лесных дорог. Мы выбираем правое ответвление. Оно, правда, вскоре закончится у раскидистого дуба (на карте это точка DUB). От дуба мы продолжаем путь по бестропью в том же направлении.

Конечно, приходится петлять между деревьями в поисках более удобного пути, но в целом следует стремиться не забирать вправо и не набирать высоту - мы уже достаточно её набрали. Слегка сбрасывать и отклоняться влево допустимо. Как бы мы ни шли, мы в любом случае выйдем на старую лесную дорогу, маркированную красными кружками. Если бы на развилке за бродом мы пошли налево, то вышли бы на неё раньше. Но по опыту - лучше выйти на неё как можно выше и ближе к Бзыхе.

Лес не сказать, что густой и непролазный, но пока впереди не видно массива Раскола, кажется, что ему нет конца. Куда ни глянь - стволы дубов и буков, да пихты в снежных сугробах.

Иной раз одолевает сомнение - а туда ли мы идём? Что там говорят "приборы"? Порядок, "приборы" одобряют выбранное направление:)

Добираемся до очередного ручья (его тоже нет на карте) у очередного раскидистого дуба. Под снегом ручей можно и не заметить, приняв его за неглубокий овражек. Но идущий первым внезапно слышит хруст ледяной корки под ногами и, замедляя ход, начинает прощупывать путь.

Оказывается, что лёд не очень-то готов выдерживать мужскую половину нашей группы. Что довольно грустно - ведь впереди по-настоящему серьёзный брод, уже не через какие-то ручьи, а через Бзыху. Бывало, что проделав весь путь до Бзыхи, приходилось признать, что "не в этот раз":( Надеемся, сегодня такого не произойдёт.

На самом деле, я уверена в успехе сегодняшнего похода к Расколу, ведь мы неслучайно подгадали поход на очень морозное время. А в мягкую зиму, ещё не дойдя до Бзыхи, можно понять - повезёт или нет. Когда на пути встречается такое, то Бзыху с большой вероятностью не одолеть.

После третьего брода буквально через пару минут выбираемся на старую дорогу с красной маркировкой. По ней мы пройдём направо и чуть вверх, но совсем недолго. Дойдя до завалов, мы снова уйдём с дороги налево в лес.

Впереди сквозь ветви и стволы уже явно проглядывают скалы Раскола. Теперь, по крайней мере, становится понятно, куда идти.

Как назло, лес по мере приближения к Бзыхе становится более густым и менее проходимым из-за частых завалов. Вдобавок даже лёгкое прикосновение к какому-либо деревцу чревато тем, что снежная шапка с его ветвей переместится на вашу голову:)

Оказавшись на обрывистом берегу Бзыхи, ищем место переправы. Три года назад мы успешно переправлялись ниже довольно запоминающегося большого камня в её русле, попытаемся и сейчас перебраться в том же месте.

Уточню, что искать переправу выше по течению смысла не имеет. Либо здесь, либо ниже впадения притока. И вот почему: я ещё ни разу не видела качественно замёрзшим участок русла выше по течению. На первый взгляд - там удобный спуск к реке, и на другом берегу вроде можно пройти. Но даже сейчас, в 15-градусный мороз, речная протока широка, а лёд по её краям непрочен. В более мягкие зимы здесь бывает так:

А ещё выше по течению русло становится более узким, но радости от этого мало, ведь противоположный берег совсем не располагает к передвижению. Там отвесная стенка и по верху её не обойти. А по низу - смотрите сами, оно вам надо?

Так что пойдём через реку возле большого камня. Поскольку идея переправляться в этом месте моя, то и путь разведывать мне. За мной по одному, прощупывая лёд, двигаются остальные. Мужская половина группы, правда, выражает некое сомнение в качестве проверки прочности льда моим весом, но им придётся поверить:)

Первый пошёл! "Полёт нормальный":)

Второй... Лёд малость потрескивает, но пока всё хорошо...

Замыкающий... Побаивается, но идёт:)

Середина русла... ну, ещё пару шагов... Наконец, мы все на правом берегу Бзыхи.

Но радоваться рано - мало переправиться через Бзыху, надо ещё вскарабкаться под стену Раскола. Не знаю, в какой обстановке это проще - когда снега нет, или когда его много. В любом случае это очень "весёлый" подъёмчик.

Когда мы, наконец, преодолеваем этот участок, раскатав склон и обломав множество ветвей, то понимаем, что спуститься тут смогут далеко не все. Поэтому сразу решаем, что возвращаться будем другим путём - через приток Бзыхи.

Крутой подъём никак не заканчивается, но кустов, за которые можно держаться, становится значительно меньше.

Напрасно кое-кто отказался от предложенных треккинговых палок и теперь вынужден передвигаться по крутому склону с использованием всех четырёх конечностей. Мне даже как-то неловко намекать, что сейчас мы находимся вблизи одной из достопримечательностей Раскола - гротика с ромбическими кристаллами кальцита, и давайте-ка, его осмотрим... Боюсь, меня не поймут:)

Но не показать эти пресловутые "ромбические кристаллы", найти которые мне удалось далеко не с первого раза, я не могу. Покажу это место на фото 2013 года, а на словах поясню - если бы я напрягла своих друзей, ползущих по снегу, развернуться и пройти немного обратно у основания скал, то мы оказались бы под скальным навесом.

В бесснежное время под скалами заметна тропка и заканчивается она как раз у маленького гротика. Кто-то отгородил стволом безопасную территорию у входа в гротик, чтобы никто ненароком не ушуршал вниз по склону.

Происхождение гротика мне неизвестно. Вернее, мне кажется, что это дело рук человеческих - увидели, что кальцитовая жила выходит из скал, да и раздолбали.

Когда-то я считала, что искать ромбические кристаллы надо в скальной трещине и безуспешно раз за разом обшаривала стены "раскола" и осыпной материал. Но находила только лишь что-то такое:

А они, оказывается, вот где спрятались...

К сожалению, многие кристаллы варварски выбиты из скального массива. Дубасили по стенке инструментом тут явно со всей дури.

Но вернёмся к пути в "раскол". Мы подошли ко входу в скальную трещину со стороны Бзыхи. А "выход" (или второй вход) расположен над ущельем правого притока Бзыхи. По моему убеждению, взобраться в "раскол" прямо здесь без спецснаряжения если и можно, то это очень непросто.

Мы не будем тратить время и силы, чтобы пролезть вверх по "расколу", а сразу пройдём в обход - ко второму входу в скальный каньон.

Очень рекомендую использовать в зимнем походе на Раскол треккинговые палки! Я рада, что смогла уговорить подругу принять в помощь одну из своих - дело сразу пошло быстрее.

Огибая скалы Раскола, покидаем правобережье Бзыхи и движемся по левому борту ущелья, в котором протекает её приток.

Внимательные заметят редкую маркировку на стволах в виде красных кружков. Есть и другой, более надёжный ориентир - обломок скалы причудливой формы, отколовшийся от основного массива. Он подсказывает, что скоро мы доберёмся до второго входа в "раскол".

Действительно, каких-то минут пять ходьбы вдоль стены - и мы у входа в скальный каньон.

У входа в "раскол" растёт дерево, скрывая от посторонних глаз эту тайну горы. Дерево также служит естественным "рассекателем" потока камней из трещины. Однако бывает, что камни накапливаются выше дерева, и тогда приходится побуксовать, пытаясь перебраться через этот отвал.

Рядом со входом есть удобная каменистая площадка, где можно набраться сил перед началом "восхождения" по скальному каньону.

Внутри каньона "живёт" норовистая осыпь:) Когда нет снега, идти по ней следует по возможности плотной группой. Даже мелкий камень, спущенный сверху, может хорошенько долбануть идущего ниже, поэтому идём осторожно, если необходимо - придерживаемся за стену слева по ходу. Повторюсь - очень рекомендованы треккинговые палки!

Сегодня нам повезло - осыпь хорошо скреплена снегом и о "живых" камнях можно забыть.

Подъём весьма крутой. Высота скал впечатляет.

Оглянувшись, можно увидеть кусочек противоположного склона в узком скальном проёме.

По мере набора высоты скальный каньон изгибаться то в одну сторону, то в другую. Приём GPS в "расколе" слабый, поэтому у меня нет качественного трека, чтобы получить более точное представление об изгибах "раскола".

В бесснежное время идти труднее, зато можно заметить под ногами помимо камней множество сосновых шишек. Свежевыпавший снег скрывает эту особенность "раскола". Но источник шишек легко обнаружить в любую погоду - это сосны, растущие на самом верху.

Иногда сосны не удерживаются на краю и падают прямо в "раскол". Торчащий из-под снега корень - это лишь видимая часть упавшей сосны.

А эта сосна, хоть и растёт близко к краю, явно не торопится стать следующей жертвой "раскола".

С некоторого ракурса кажется, будто достаточно одного порыва ветра, чтобы вырвать её с корнем и швырнуть вниз, но до сих пор этого не произошло. И, надеюсь, произойдёт не скоро.

Стены "раскола" довольно разнообразны по окраске. Даже в пасмурный день можно выделить множество оттенков.

Существует мнение, что в "раскол" не проникает солнечный свет. Не верьте этим сказкам:)

Солнце регулярно посещает "раскол", уж в январе - точно. Сегодня солнце скрыто за плотной пеленой облачности, тем не менее, в "расколе" очень светло.

Я бывала в "расколе" и в более удачное в плане освещения время и видела, как играют цветами стены.

Иногда в сети попадаются отрицательные отзывы об этом месте - тут жутко, "раскол" подавляет и т.п. Всем тем, кто считает "раскол" мрачным и гнетущим местом "с тяжёлой энергетикой", откуда хочется поскорее уйти, хочу посоветовать выбрать правильное время для его посещения. Лично мне хочется возвращаться в "раскол" снова и снова. Особенно в солнечный день.

Чтобы в новогодние каникулы в верхней точке "раскола" поймать солнце, надо оказаться у входа в каньон примерно в 13 часов. Тогда времени хватит на неспешный подъём с фотографированием, а достигнув верха, можно будет какое-то время купаться в солнечных лучах.

Солнце проходит над трещиной довольно быстро, минут за 15, так что за солнцем, возможно, придётся поспешить.

Примерно в 13-30 высшая точка "раскола" максимально освещена.

Затем свет постепенно покидает "раскол", задерживаясь ещё ненадолго лишь в самых верхних частях каньона.

А если не повезло с солнцем, разве эти нависающие скалы не смогут оставить у вас незабываемые впечатления? Эти скалы совершенно не кажутся мне унылыми даже в такую погоду.

Сосны на скалах даже на фоне "отсутствующего" неба выглядят эффектно, неправда ли?

В конце концов, если в картинке мало цвета, всегда можно дополнить её человечком в яркой одежде:)

Заглянув с высшей точки вниз в продолжение каньона, можно убедиться, что простого спуска тут нет. Единственное место, куда без особого риска можно сунуться - это скальная полка по левому борту. Чуть выше начала этой полки в стене есть пещерка, куда теоретически можно протиснуться, но меня от этого поступка удержали свежие шакальи следы и запашок, исходящий из пещерки.

На заднем плане проглядывают скалы Монаха. На их фоне осознаёшь, как высоко мы забрались! Мы на высоте 864 метра. Однако это примерно на 300 м ниже вершины г.Раскол.

В "расколе" свой микроклимат, мне всегда казалось, что здесь намного теплее, чем снаружи. Оказывается, в верхней точке каньона у основания "осколка" есть небольшая трещина, откуда выбивается тёплый воздух. Из самых недр горы, так сказать... Вблизи этой трещины всегда сыро, растёт мох, цветут цикламены, зеленеют папоротники-асплениумы. А в соответствующую погоду на скалах и растущих в расселинах растениях нарастает изморось.

Даже на противоположной стене каньона можно наблюдать явления, свидетельствующие о повышенной влажности этого места.

Время в "расколе" летит незаметно. Уходить не хочется, но надо. Иначе придётся топать по лесу в сумерках. Прощаемся с "расколом" до следующих новогодних каникул и начинаем спуск.

Намечаем путь непосредственно от входа в "раскол" - двигаться вниз будем, слегка забирая вправо, чтобы оказаться на берегу притока Бзыхи в месте, удобном для переправы.

На таком спуске треккинговые палки ощутимо полезны, и одна моя палка даже без рекламы и уговоров уходит в другие руки:)

А тому, кто не успел позаимствовать палку у убежавшего вперёд Василия, приходится довольствоваться "дарами леса". Наконец-то вся группа обзавелась "снаряжением"!:)

Простой брод через приток Бзыхи находится в его среднем течении и преодолевается двумя прыжками. Ниже этого места левобережье крутое и кушеристое, а в русле много завалов. А выше него - правый берег очень крутой и с отвесными скальными выходами. Возможно, есть и другие места переправы, но мы когда-то обнаружили именно это место и всегда ходим так. За несколько походов к Расколу у нас выработалось какое-то внутреннее чутьё - куда именно буриться по заснеженому склону от "раскола", чтобы выйти к месту удобной переправы.

Вскоре мы без проблем оказываемся на правом берегу притока Бзыхи. Дальнейший путь вдоль притока никаких трудностей не вызывает. Чуть отойдя от брода, попадаем в приметное местечко - на поляну папоротников.

Засохшие папоротники прикольно торчат из-под снега, будто хвосты страусов, зарывшихся в песок. Я так и зову это место - "страусиная поляна":)

Когда снега поменьше, сходство папоротников с перьями ещё сильнее. В принципе, эта поляна служит хорошим ориентиром в поиске брода, если идёшь к "расколу". Прошёл поляну - вскоре брод. Кстати, заметно, что в районе поляны противоположный берег не сильно хорош для подъёма - на тот случай, если вдруг вы решите, что в любом месте можно перейти приток и лезть наверх. Может, и можно, но стоит ли?

Вот мы и добрались до слияния притока с Бзыхой. На карте это место отмечено урезом воды 785 м. Чуть выше слияния на Бзыхе имеется водопад. Сейчас, когда ночные морозы достигают -18-20, он сильно замёрз. Но река здесь никогда не замерзает настолько, чтобы рассматривать это место в качестве потенциальной переправы.

Помните, я говорила, что в отсутствие сильных морозов поход к "расколу" может не состояться? Дойдя до Бзыхи, можно потыкаться в поисках брода и уйти ни с чем. К примеру, чуть выше слияния с притоком Бзыха может представлять собой бешено ревущий поток цвета какао. И если не найдётся какое-либо надёжное бревно, то лучше сразу признать, что не судьба. Дважды нам приходилось раздосадованно возвращаться назад, когда скалы Раскола были так близки.

Потому я и выбираю для посещения Раскола как можно более морозное время. Разбушевавшаяся Бзыха, безусловно, хороша, но хочется чего-то большего:)

Спустившись к Бзыхе ниже слияния с притоком, ищем переправу. Когда-то здесь было толстенное бревно через реку. Увы, как минимум года три его тут не наблюдается, и новое не появилось. Поэтому я выбираю самые узкие незамёрзшие места и исследую их на предмет возможности переступить, не провалившись. Вроде прошла... Что совершенно не означает, что также успешно следом пройдут и остальные:)

Мужики, естественно, края льда пообломали, заставив замыкающую поволноваться. Однако у неё всё получилось, и мы благополучно материализовались на левом берегу Бзыхи.

Левобережный склон в том месте, где мы оказались, до неприличия крутой. Медленно лезем вверх. В какой-то момент есть выбор - либо идти без набора высоты траверсом крутого и заваленного стволами склона с возможностью уехать вниз в какую-то странную ложбинку, либо продолжить подъём на видимый гребень. Лезем на гребень. Но взобравшись на него, не можем удержаться от истерического смеха - теперь нам предстоит спуститься по такому же крутяку! Если бы выбрали траверс и намеренно съехали в ложбинку, то обошли бы этот холм по низу и не пришлось бы лишних метров ни набирать, ни сбрасывать.

Прошлись по гребешку в поисках спуска в сторону реки, но там нас ждали густые заросли фиолетового рододендрона. В общем, нам туда не надо:

Пришлось спускаться в отдалении от реки, чтобы не по кустам. Но как мы ни старались в процессе спуска не задевать стволы заснеженных пихт, у нас ничего не вышло и все мы получили "по шапке". Затем появился азарт, и мы стали стряхивать на себя снежные сугробы с деревьев:)

Закончив с развлечениями, мы осмотрелись и я вспомнила это место. Оказывается, мы совершенно случайно вышли к началу маркированной тропы - той самой, на которую намеренно не свернули с дороги вдоль ЛЭП по пути сюда. Но для пущей убедительности надо проверить ещё один ориентир, и он весьма смешной. Я называю его "биотуалет", на карте это место отмечено точкой ECO-WC.

Находится этот "сортиро-ориентир" прямо над водопадом Бзыхи в самой низкой точке обрыва, по обе стороны от этого места обрыв набирает высоту. Если стоять лицом к Бзыхе, то слева как раз будет тот самый неприятный заросший рододой склон. А если пойти вдоль обрыва направо, то можно вернуться к тому месту, где мы переходили Бзыху у большого камня.

Не могу удержаться от демонстрации совершенно идиотской фотки с участием упомянутого ориентира:)

Чтобы выйти на маркированную тропу, надо встать к "биотуалету" спиной, и пройти прямо до большого замшелого камня. Этот камень следует обходить справа. И временами оглядываться - бело-красная маркировка (две белые полосы, между ними красная) нанесена на стволы так, что заметна только по пути к Расколу, а не наоборот.

Тропа, наверное, читается в бесснежное время года, но зимой лучше всё-таки находить метки на деревьях. По крайне мере до тех пор, пока не выйдете на старую лесную дорогу, она ведь не от самого обрыва над Бзыхой начинается. Дорога идёт сквозь густой лес, местами только чуточку большее расстояние между деревьями позволяет понять, что ты на дороге. Маркировка в этом зимнем лесу реально в помощь.

Снова развлекаемся:

Тем временем короткий зимний день близится к концу, вечереет, но дорога становится шире, так что даже по сумеркам идти нормально. Однако, мы так заболтались, что на одной из развилок не заметили уход маркировки вправо и по инерции продолжили путь вперёд. Так что на дорогу вдоль ЛЭП мы вышли немного не там, где ожидалось, но тоже по лесной дороге, не по бестропью.

В Хамышки мы дотопали уже затемно. Но в целом остались очень довольны прогулкой. Впрочем, как всегда:) А тем, кто ещё не бывал в "расколе" я очень рекомендую посетить этот объект. И пусть он станет для вас "местом силы":)