Через горы к морю. Поход 21 - 23 февраля 2016 г. День 2.

Далее 3
Назад 1

Мелкий дождь продолжался полночи, затем всё стихло. Не знаю, сколько было времени, когда сквозь сон я услышала пение птиц и сочла, что до звонка будильника ещё много времени. Можно ещё поспать. Ну вот почему бы тогда не открыть глаза, не взять в руки телефон и не взглянуть на часы? Тогда бы я заметила, что забыла включить будильник:) Но я не стала открывать глаза и высовывать руку из спальника за телефоном, а просто заснула. А когда проснулась, то в палатке было подозрительно светло...

Выход был назначен на 8 утра, а я продрала глаза в 7-20. Прислушалась - народ уже не спит, активно собирается. Растолкала Васю и мы тоже приступили к сборам и завтраку. Но как мы не пытались поторапливаться, всё равно провозились почти до 9 утра. Правда, видя, что и другие не очень-то готовы к выходу, мы ещё развели костёр и сожгли мусор.

В 9 часов мы оставили место стоянки в чудесной сосновой роще и продолжили путь вниз по Поповской щели.

Наш путь, можно сказать, начался с брода. Этот брод довольно мелкий и имеется много вариантов его преодоления. Каждый выбирает приемлемый для себя вариант.

А те, кто уже переправились, наблюдают за процессом с левобережного обрыва.

Живописное местечко. Здесь идеальные пикниковые полянки, причём даже в зимний сезон пользующиеся популярностью судя по довольно свежим следам машин.

За бродом продолжается хорошего качества грунтовка. Идём по ней сквозь довольно густой грабовый перелесок, затем долина расширяется и мы снова оказываемся на полянах. На правом берегу ручья какие-то жилые постройки. Неплохое место для дачи, прямо захотелось заиметь где-либо там домик:)

Взгляд назад слегка удручает - на горах засела низкая облачность. А так хочется солнца!

Перед нами материализуется второй брод. Как и первый брод, на мой взгляд, он не заслуживает каких-то особых телодвижений ради его преодоления. Когда ты в подходящей обуви, естественно. Оказывается, свою обувь оценивают как подходящую только двое - я и Оля:) Остальные ищут пути обхода. Кто-то при этом забирается в кушери вблизи слияния ручья Поповской щели с речушкой Берёзовской щели...

Кто-то обувает бахилы, а кто-то ищет узкое место и потом карабкается на обрыв. Неважно, как отдельные товарищи преодолели этот брод, главное, что никто не намок.

Какое-то время мы движемся по дороге в сторону Прасковеевки. Заболтались, обсуждая странную разметку на лугах в виде железных столбиков, окрашенных в жёлтый цвет, что чуть было не проворонили место поворота в сторону моря:)

На этом повороте нас поджидал третий брод. Уже через более мощную и широкую речушку, но по-прежнему мелкую. Тем не менее, Вася решил разуться, чтобы на дальнейший подъём идти в совершенно сухих ботинках. Чуть выше по течению над рекой перекинута газовая труба, но такой вариант никто не предпочёл:)

Самая пофигистичная часть группы в отношении к бродам даже успела немного отдохнуть, пока остальные переправятся.

За бродом развилка. Нам больше нравится направление направо и мы идём туда. Начинается раздолбанная дорога, по которой, наверное, рискнёт проехать не всякий внедорожник. Полагаю, что если бы мы пошли налево, то дорога была бы более проезжей. Но мы неплохо "срезали", выбрав правое ответвление, хотя местами было и грязно, и скользко.

В какой-то момент обе дороги слились в одну и дальше идти было замечательно - и потому, что мы достигли гребня, оставив весь набор высоты позади, и теперь топали по ровному, и потому, что наконец-то выглянуло солнце!

Вообще-то, эта дорога ведёт в Красную щель. А мы задумали попасть к морю через щель Тёмную. Стало быть, с этой дороги рано или поздно придётся свернуть. И тогда начнётся небольшой квест. И никто из нас не знает, окажется ли проходимым задуманный нами маршрут по водоразделу Красной и Тёмной щелей...

Решено было так: ломимся по водоразделу и если вдруг оказывается, что лес непроходим, возвращаемся на дорогу и спускаемся в Красную щель. Естественно, это менее интересно - пройти весь путь по дороге, вдобавок на пути в Красную щель нас ждёт немало бродов. Но это наш запасной вариант "номер один". А "номер два", о котором я не стала заранее говорить всей группе - если к тому моменту, как мы поймём, что в Тёмную идти не вариант, со временем будет совсем туго, то мы выберем спуск в Прасковеевку и судя по всему - по ебеням... Честно говоря, я рада, что оба запасных варианта нам не пригодились:)

Для наглядности дальнейшего повествования приведу карту. Жёлтым отмечен запланированный маршрут, красным - реально пройденный. Далее по тексту постараюсь пояснить различия между ними.

Итак, обогнув с юга отметку 309 м, мы безошибочно выбрали нужную нам дорогу и не ушли в верховья левого притока ручья Красной щели. Теперь нам следовало дойти до ответвления дороги в сторону Прасковеевки и уйти по этому ответвлению до седловины севернее отметки 410 м. Маршрут я прорисовала по лесной дороге, но на местности картина оказалась несколько иной.

Не доходя до нужного нам ответвления, мы заметили крутой волок направо вверх. Чутьё подсказывало, что это срезка и мы запыхтели на подъёме. Вскоре мы действительно оказались на водоразделе, огибающем истоки Красной щели, и там действительно была лесная дорога. Явно давно не используемая, начинающая зарастать травой и мелким кустарником. Но широкая и красивая, как парковая аллея. И ещё - дорога оказалась неверно отмеченной на карте. Картографы отрисовали её без излишних перепадов высот, в реальности же она шла тупо в лоб на все пупыри и также тупо с них спускалась. Никаких траверсов, строго по водоразделу. Но поскольку речь не шла о каких-то глобальных сбросах/наборах высоты, мы по этому поводу совершенно не напрягались.

Идя по этой дороге, я с некоторой тревогой рассматривала окружающий дубово-грабовый лес, ведь от степени его пролазности зависит судьба нашего дальнейшего маршрута. Пока идём по дороге - это неважно, но как только сунемся в "дикий" лес - кто знает, продерёмся ли? Может быть, потому и было решено пообедать, "пока не началось":)

Чудесная старая дорога закончилась довольно неожиданно - на макушке пупыря севернее седловины, через которую мы планировали подниматься к отметке 410 м. В конце дороги стоял верстовой столб, а дальше во все стороны - спуск, причём я не заметила никаких признаков не только продолжения дороги, но даже никаких троп.

Что ж, будем спускаться на седловину, лес вроде довольно чистый, проходимый. Незадолго до выхода на седловину, Олег, идущий первым, нащупал кабанью тропку. По ней мы прошлись по седловине, в реальности оказавшейся узкой перемычкой, в сторону отметки 410 м, обнаружив в самом узком и низком месте нечто, похожее на окоп. По карте отсюда должна уходить дорога вниз в Прасковеевку, но ничего подобного не наблюдалось, и наверное неспроста. Если бы я рисовала на карте дорогу, то проложила бы её по более пологому отрогу, а не по глубокой складке рельефа. Но мы отвлеклись...

Кабанья тропка уверенно свернула на траверс отметки 410 м и мы поверили этой тропе. В какой-то момент она раздвоилась и одна тропка ушла вниз, в Красную щель, а вторая ещё немного провела нас выше и потерялась. В этом месте мы остановились ненадолго и почти без промедления решили продолжать следовать этому направлению, пусть и без тропы.

Некоторое время пришлось продираться сквозь густо растущие грабы, но перед взлётом на 410 м лес снова стал дружелюбен к путникам. Правда, к этому моменту случилось небольшое разделение группы - Олег и Вася ломанулись на вершину, Коля, видимо, хотел идти за ними, но потерял их из виду и стал спускаться по гребню на отходящий от 410 м юго-восточный отрог. А отстающие - собственно, я, Оля, Илья и Дима - смогли разглядеть удобную траверсную тропку, и, не набирая лишней высоты, обошли отметку 410 м, встретили на гребне отрога Колю и стали дожидаться Олега и Васю:) Вскоре те появились в поле зрения, спустились к нам, и рассказали, что на вершине 410 м стоит какой-то обелиск.

Собственно, вот так выглядел лес на гребне юго-восточного отрога. Замечательный чистый дубово-грабовый лес! Идти по такому - просто удовольствие.

Конечно, нам пришлось следовать всем спускам и взлётам гребня, но это такая смешная плата за возможность идти, не переступая через завалы, не путаясь в зарослях. Гребневые маршруты это вообще моя страсть:)

Вот уже позади осталась высшая точка нашего сегодняшнего маршрута, аж 410 метров:) А мы по гребню движемся строго на восток. Слева по ходу - истоки ручья Красной щели, справа - истоки р. Азмашах, в нижнем течении известной как Молоканова щель.

Остановившись на небольшой привал перед поворотом гребня на юго-восток, мы разомлели на солнышке, а когда пришла пора продолжить путь, меня слегка обманул гребневой рельеф. По моему указанию "туда!" мы начали спуск по широкому гребешку к виднеющимся ниже соснам.

Ну, разве не прекрасно это место? Ласковое солнце, сосновый аромат, идти удобно... и мы всё ниже спускались по этому отрожку.

А какие причудливо изогнутые дубы! Олег зовёт - идите скорей сюда, тут прикольно!

И тут меня что-то насторожило и заставило просмотреть сперва по сторонам, а потом и в GPS - маршрут хоть и собственноручно нарисованный, но, я надеюсь, нарисован довольно логично. Так и есть - мы уходим с маршрута в верховья Азмашаха! Сейчас водораздел прекрасно виден слева по ходу, а в начале спуска казалось, что пойдя туда, мы свалились бы в Красную щель. Придётся возвращаться, в Азмашах залезешь - не вылезешь:) Не нужно нам туда, там мы окажемся в опасной близости от владений "СамиЗнаетеКого":)

Мало того, что пошли не туда, так ещё и кабанчика спугнули... Совсем свежая ямка. Ну всё-всё, мы уже уходим:)

Мы поднялись почти до места нашего недавнего отдыха и срулили на гребень водораздела. Теперь мы двигались в сторону отметки 368 м. Под ногами снова виднелась кабанья тропка, придерживаясь её, мы и поднимались, иногда обходя заросли подлеска, который для кабанов не представлял проблемы, а для человека был неприятен.

Подъём вроде и не сложный, но при виде удобного брёвнышка мы не могли отказать себе в удовольствии посидеть:)

И снова вверх. Вершина 368 м уже близка, там ещё разок привалимся.

С места отдыха под вершиной 368 м нам открылся вид на дорогу в Красной щели. Наверное, идя по ней, мы были бы уже у моря? Но мы не ищем лёгких и скучных путей:)

Спуск с 368 м начинается по широкому гребню незначительной крутизны. Всё больше деревьев, увитых плющом, и как-то уже ощущается дыхание моря. Однако по мере продвижения вниз к седловине между 368 м и 375 м увеличивается густота подлеска. Ноги начинают запутываться в плетях ежевики, в глаза лезут ветви молодой грабовой поросли. Но, тьфу-тьфу, нет колючек, это радует.

Пробурившись сквозь заросли, мы остановились на очередной привал перед взлётом на вершину 375 м. Группа не очень радостно восприняла мысль, что надо продолжать идти по гребню, т.е. через вершину пупыря 375 м, несмотря на то, что нарисованный маршрут предполагал его траверс справа без особого набора высоты. Но при ближайшем рассмотрении этот траверс оказался завален стволами. Да ну его к чертям, уж лучше через верх.

А пока отдыхаем, мы с Олей нашли объект для фотографирования - пятиствольный дуб.

Прикольное дерево, все пять стволов выросли от одного корня. И судя по толщине стволов, дерево значительно старше всех остальных рядом растущих.

Уж я между стволами и так, и эдак выделывалась:)

В общем, впечатляющий такой дуб. Поднималась я в гору, а сама на него постоянно оглядывалась. Как раз Дима удачно рядом для масштаба оказался:)

Полезли мы на этот пупырь 375 м. Всё больше попадалось поваленных стволов, каких-то камней, лезущих в лицо ветвей. Едва взобрались - и снова на спуск. Начинает это понемножку задалбывать.

Впереди подъём на очередной пупырь, на нём-то группа и растянулась. Дима с Олей решили довериться моему таланту прокладывать маршруты по неизвестной местности, сошли с гребня и пошли ниже его, выруливая на седловину южнее высшей точки. Остальные унеслись наверх, что и след их простыл, а я отстала на подъёме, но всё же шла через вершину. И каково же было моё удивление, когда я никого там не увидела. Однако чуть дальше по гребню, на седловине, уже сидели Дима и Оля.

Покричала Васе - он откликнулся откуда-то слева. Оказалось, они даже не заметили, как ушли по отрогу в сторону Красной щели. Так что горки вроде простые, а ориентирование в них местами затруднено.

Дима поделился впечатлениями - траверс оказался вполне ходибельным, несмотря на брёвна и подлесок, так что идея огибать пупыри не так уж и плоха. Однако на следующий пупырь группа вновь полезла по гребню. А "срезать" теперь захотелось мне. Зря что ли я маршрут рисовала, вон там какая "ровная полка" на карте. Я уже устала и угнаться за самыми быстрыми не смогу, но попытаюсь их обойти с меньшим набором высоты:)

Тут мне на радость подвернулась кабанья тропка и я крикнула об этом друзьям, поднимающимся по гребню, но то ли меня не услышали, то ли не видели смысла сбрасывать. Так что я пошла своим путём одна, быстро обогнула склон и взору моему предстала такая картина - ниже метров на 30 простиралась горизонтальная широченная терраса и всё бы хорошо, но она была прилично заросшая кустарником. А ещё ниже - следующая терраса, но не такая широкая.

Я спустилась на верхнюю террасу, повернула на 90 градусов налево и побрела через кушери по направлению к видимому впереди гребню водораздела, слегка превышающего по высоте эту самую террасу. С минуты на минуту я ожидала встречи со своими сопоходниками, но их не было ни видно, ни слышно. Пришлось громко поорать и Вася ответил мне откуда-то со стороны левого по ходу гребня. Но первыми в моём поле зрения появились Дима и Оля - в это раз они обогнули пупырь с другой стороны, слева. Вскоре я увидела и остальных наверху, они спустились на террасу по крутому склону и мы снова были вместе.

Терраса оказалась не очень приятной для ходьбы - где не валяется ствол упавшего дерева, там обязательно в лицо лезут ветки кустов. Но вот чего не отнять у этого места - так это поистине весеннего настроения, тут так зелено! Правда, это плющ, а не настоящая листва деревьев. И в обозримом будущем валяющихся стволов тут станет больше, ведь плющ всё-таки лиана-паразит, убивающая дерево...

Обходя препятствия, мы снова вынуждены были выбраться на гребень. Те, кто сделали это сразу, пока перепад высоты с гребнем был невелик, успешно пошли дальше с лёгким набором по чистому лесу. Те же, кто понадеялся срезать - а это были Оля, Дима и Илья, в этот раз всё-таки чуток прогадали.

Группа за исключением вышеупомянутых "срезальщиков" дошла по гребню то места, где начинается спуск, увидела в створе Тёмной щели море, и стала спускаться в его сторону.

"Срезающие" в это время шли где-то ниже по склону примерно параллельно нам. Мы иногда даже видели их сквозь сеть ветвей и стволов. Однако, спускаясь по гребню, мы обошли верхом складку рельефа, которая ниже превращалась в расширяющийся овраг. И он был как раз на их пути. Мы крикнули им, чтобы поднимались на наш уровень, и им пришлось всё-таки пробираться вверх.

Несколько минут передохнули. Полноценного отдыха мы на этом этапе позволить себе уже не могли, ибо время поджимало - было около 16-30, а впереди самый сложный участок спуска. Вообще-то, спуск ожидался не таким жестоким, как вчера с Сенокосной, всего метров 260 надо сбросить, но желательно успеть сделать это засветло. Потому как именно на этом участке и начался труднопроходимый лес. Вернее - если держаться гребня, то идти более-менее нормально (возможно, когда-то тут даже была тропа?), но стоит чуть отклониться в сторону...

В нижнем ярусе леса появляется иглица. Растёт она пока не сплошным колючим ковром, а отдельными куртинками, которые легко обходятся.

А море так близко! Правда, мы уже решили, что сегодня на побережье не пойдём, а переночуем в Тёмной щели - там и теплее, и комфортнее будет. Была и ещё одна причина, известная мне и Васе, но о ней оставшиеся участники узнают лишь завтра:)

Крутизна склона возрастает, тонкие и растущие близко друг к другу грабы уступают место более крупным и редкостоящим дубам. Поросль иглицы исчезает, но я по-прежнему жду "колючего" подвоха. Подвоха в виде держи-дерева и сассапарили...

Вопреки моим опасениям ни единого кустика держи-дерева на нашем пути не попалось. Не было и сассапарили. Зато иглица на заключительном этапе спуска превзошла все мои ожидания:) Финальные метров 30 по вертикали мы шли по колено в колючих кустах и топтали эти краснокнижные растения. Видимо, в качестве наказания за это противокраснокнижное деяние, нам в лицо так и лезли тонкие грабовые ветви:)

Кто-то предлагал вместо того, чтоб ломиться сквозь иглицу, спуститься в шумящий где-то внизу, но плохо просматривающийся, левый приток. Я этот вариант забраковала, опасаясь труднопроходимости притока из-за какого-либо водопада, например. Так и не знаю, права я была или нет. Когда мы оказались ближе к левому притоку, то его видимая часть казалась вполне проходимой. Но что сделано - то сделано.

Наконец, мы дотопали к слиянию левого притока с основным руслом ручья Тёмной щели. Честно говоря, я ожидала увидеть оборудованные стоянки "дикарей" прямо здесь. Но нет - тут всё выглядело довольно необитаемо. Даже троп не видно. Правда, кто-то видел маленькую стояночку где-то на левом истоке, но я её не заметила. И искать место для лагеря на левом притоке мы точно не станем. Пойдём в сторону моря.

Какой-то удивительно умиротворённой предстала пред нами Тёмная щель - русло без резких перепадов высоты, тихо и тепло, слегка пахнет морем... И вода прозрачная и приятная на вкус, совсем не такая, как описывают её отдыхающие тут летом "дикари" - мол, вода плохая, мутная, с известковой взвесью - видимо, сезон имеет значение.

Оля, полдня протопавшая в сапогах, растёршая ими ноги и потому давно переобутая в кроссовки, теперь оказалась наиболее уязвимой перед бродами. Но Олегу ничего не стоит перенести её через речушку.

Вот как-то так...

Стали попадаться стоянки "дикарей". В основном на 1-2 палатки, а нам надо места побольше... И вот мы видим на левом берегу ровную террасу с явными признаками "быта" - очагом из камней, веревками на деревьях, столиком и брёвнами-лавочками. Ребята идут туда посмотреть место и оно сразу приходится им по душе. Но ради того, чтобы убедиться, что это место самое-самое, двое идут ниже по течению, но вскоре возвращаются. Действительно - для наших 4-х палаток лучшего места не найти.

Вообще-то, на этой террасе можно довольно комфортно разместить палаток 6, а компактно - даже штук 8. Так что нашим четырём палаткам тут было раздолье. Зона возле очага, конечно, была для нас слегка тесновата, но это не беда.

На стоянку мы стали в 17 часов, что я считаю весьма неплохим результатом. Прошли мы за этот день 14,4 км, из них 6,2 км - по бестропью или кабаньим тропкам.

Было чему порадоваться. Во-первых, всё-таки прошли, как задумали! Во-вторых, почти не блукали! И в-третьих - успели до сумерек! Короче, все молодцы, и за это завтра мы позволим себе отоспаться.

А сейчас, пока есть время до темноты, можно обустроиться, поужинать, собрать дров для вечернего костра, и медитировать, глядя на ольховые серёжки, свисающие над водой:)

У меня был порыв пойти на море и полюбоваться закатом, но Вася меня одёрнул - ты что, забыла, что там *******?
"Семён Семёныч!!!" Что я забыла, и что знали только мы двое, пусть останется нашей маленькой тайной до завтра:)

Вечерние посиделки у костра ознаменовались ожиданием выхода из-за горы полной луны, а в процессе этого ожидания было выпито слишком много чая и слишком мало алкоголя, а также сыграно много партий в "контакт". Поговорили и о местной фауне - енотах, шакалах, соньках, кстати, выяснилось, что не все знают, кто такие эти соньки. Любопытные могут погуглить "соня-полчок". Ещё оказалось, что не все понимают предназначение бутылок, нанизанных на натянутые между деревьями веревки. Запомните - это и есть надёжная защита подвешенных на верёвку продуктов от этих самых сонек.

Завтрашний выход на маршрут был назначен на 10 утра. А подъём - у каждой палатки по собственному разумению, лишь бы к 10 утра были собраны, сыты и готовы к старту.