Через горы к морю. Поход 21 - 23 февраля 2016 г. День 3.

Назад 1 2

Ночь была поразительно светлая - полнолуние всё-таки. На стоянке было тепло и тихо, несмотря на то, что где-то выше по склону ветер довольно регулярно прохаживался по макушкам деревьев. Под утро я уловила среди шелеста ветра некие посторонние звуки - шакалы хихикали! Но как-то непродолжительно.

Спать нам было дозволено аж до 8 часов утра, но примерно за час до назначенного подъёма так звонко защебетали птицы, что весь мой сон как рукой сняло. Чего не скажешь о Васе, он продолжал дрыхнуть и тогда, когда я собирала свои вещи, шелестя пакетами, и когда уже успела прогуляться вниз по реке и устроить себе утреннее купание. Смешно получилось - уходила подальше от лагеря, чтоб никого не смущать и самой не смущаться, но когда стала раздеваться, гляжу - а на другом берегу палатки стоят. Тьфу, понаехали, думаю, и пошла обратно. Короче, полноценного омовения не получилось.

Вернувшись на стоянку, где остальные товарищи колдовали над приготовлением завтрака, я проверила, проснулся ли Васька - оказалось, да, проснулся и даже собирается. Мы приготовили кофе и нехитрый завтрак, всё съели-выпили и продолжили сборы. Обнаружили клеща, ползающего по тенту, это уже второй... Первого вчера вечером нашли прямо внутри палатки, видимо, с рюкзаком его туда занесли. Проснулись уже, паразиты!

Напоследок сожгли весь мусор. На маршрут вышли, как и планировалось, около 10 утра. Илья, Коля и Дима ушли на несколько минут раньше и скрылись за поворотом русла. Мы с Васей и Олег с Олей шли вместе, никуда не торопясь и разглядывая по пути стоянки "дикарей".

На изгибе русла находится самая просторная стоянка из тех, что я увидела вблизи реки. Даже сейчас, в феврале, она населена какими-то хиппи. Именно их палатки смутили меня, когда я искала место для купания. Очень странно, что вчера вечером наши ребята, искавшие место получше, чем наша стоянка, их не заметили. Но думаю, о нашем присутствии обитатели этой стоянки догадались - хотя бы по запаху дыма от костра и нашему громкому общению.

Стоянка хиппи имеет по периметру естественное ограждение из лиан - ломоноса и сассапарили, зайти на неё можно лишь по расчищенной тропинке. Мы постарались пройти тихо, чтобы не потревожить обитателей стоянки. Но мы тогда не знали, что хиппи недавно ушли к морю, их встретила впередиидущая часть нашей группы.

Тёмная щель - довольно узкая и с крутыми бортами. На крутых склонах вырублено немало горизонтальных площадок под палатки, но всё это как-то настолько "у всех на виду", что для меня лично Лиманчик в плане дикого отдыха гораздо больше рулит.

Берегом реки практически нет натоптанных троп, но лишь потому, что они там не нужны - летом ручей мелеет и все ходят по руслу. Однако нам идти по воде не хотелось, вот мы и скакали с берега на берег, выбирая более простые участки.

Склоны постепенно как бы расступаются и кажется, будто за следующим поворотом русла нас ждёт море.

А ведь речушка почти не сбрасывает высоту на довольно большом протяжении. Как же мы окажемся у моря?

Думаю, все уже догадались, что самым естественным образом река может сбросить высоту посредством водопада. И сейчас мы приближаемся к этому интересному месту.

Двухступенчатый водопад, можно сказать, изюминка Тёмной щели. Но как-то совершенно вылетело у меня из головы, что надо было группе о нём рассказать. Более того - я сама напрочь забыла о его существовании. Вчера, когда я порывалась бежать на море любоваться закатом, Вася мне напомнил о водопаде. Мол, куда это ты по сумеркам собралась? Там и по светлому спуск может быть непростой.

Дело в том, что большинство сведений об этом водопаде, которые удалось собрать, относились к засушливому летне-осеннему периоду. В такое время преодоление водопада является элементарным и под силу даже детям дошкольного возраста. Но несколько найденных фото водопада были февральские - и они пугали слишком мощным потоком воды. После обильных осадков водопад растекался во всю ширину ступени и захлёстывал верёвки.

Я слышала об обходе водопада по лесистому склону, но не знала точно, как это следует делать. Оказалось, что один из идущих впереди, Коля, даже воспользовался обходной тропой, то ли сам нашёл, то ли хиппи подсказали. А мы, подойдя ближе и оценив количество воды, сочли спуск вдоль водопада вполне пригодным.

Тактика спуска такова: сперва вниз по верёвке по левому борту до срединной ступени водопада, затем по краю этой ступени следует перебраться на правый борт - там висит вторая верёвка, с её помощью уже спускаемся к подножию водопада.

Вася и Олег первыми пошли на спуск, за ними - Оля и я. А внизу бегал Илья, пытаясь заснять в подробностях, как мы корячимся:)

Оля, спускающаяся в кроссовках, пожалела, что вовремя не обула сапоги - ей не пройти посуху к правой стенке, а Олег перетащить её на спине тоже вряд ли рискнёт. Что же делать в такой ситуации? Неужели мокнуть? Но нет, спустившись на ступень к Васе и Олегу, Оля устраивает переобувание в сапоги. Лучше поздно, чем никогда:)

Обратите внимание - вдоль правого борта верёвками закреплён "водопровод", тянущийся аж до пляжа. Выйдя из солёного моря вы всегда сможете обмыться пресной водой. Вот такие удобства в Тёмной щели!

Первая верёвка пройдена, и мы идём под первым каскадом водопада до стенки противоположного склона. Отсюда верхняя часть водопада предстаёт в наиболее выгодном ракурсе.

Спускаемся по второй верёвке. Она не достаёт до самого низа, но её длины вполне достаточно, чтобы спуститься до сравнительно пологой каменистой площадки.

Всего на спуск по водопаду у нашей подгруппы из 4 человек ушло 9 минут с учётом олиного переобувания.

Взгляд назад позволяет рассмотреть все этапы нашего спуска.

Нам повезло, что воды оказалось не очень много. Хотя даже этого её количества мне хватило, чтобы оказаться обрызганной, не с ног до головы, конечно, но порядочно. Благо, на ногах были фонари, а на рюкзаке накидка. Дело в том, что пока Оля переобувалась на срединной ступени, мне пришлось ждать на одной из верхних ступенек, и там-то меня и "подтопило". Но, думаю, если спускаться без каких-либо задержек, то можно остаться сухим.

Илья снизу заснял процесс нашего спуска:

После водопада речушка снова становится "равнинной" и тихонько несёт свои воды в море. По правому берегу появляется натоптанная тропа, частенько проходящая через небольшие стояночки. Всего от водопада до моря около 10 минут очень неторопливой ходьбы с разглядыванием стоянок и остающегося позади водопада.

Вблизи моря тропинка перебрасывается на левый берег, а там на скале стоит домик. К нему можно подняться по деревянной лесенке. Рядом оборудованы две беседки, одна из них на самом обрыве.

Сбоку красуется вывеска с "логотипом" ТЩ: с одной стороны он символизирует название "Тёмная Щель", но по мнению регулярно отдыхающих здесь людей эта аббревиатура не что иное, как "Территория Щастья":) А чуть ниже, обратите внимание, тот самый "водопровод"!

Вывеска хорошо заметна и с моря, и идущему по берегу. Мимо Тёмной щели не проскочишь.

Домик на скале обитаем, мы поднялись по лестничке, поздоровались с хозяином, но особо его ни о чём не расспрашивали, так что я не могу сказать, кто этот человек, чем живёт, какие отношения связывают его с хиппи, живущими в ущелье, и со всем остальным миром. Думаю, им всем по душе такая жизнь здесь, на их "Территории Щастья":)

Ах да... про море что-то мы забыли... Не буду кривить душой - первое впечатление было удручающим. Низкая облачность, мутная и грязная на вид вода, линия прибоя вся в бурых водорослях, много выброшенного на берег мусора. В моём сознании представлялась совсем другая картинка.

Но не будем забывать, что сейчас февраль, месяц штормов и осадков, и будем довольствоваться тем, что есть. А что касается мусора - ну где на побережье сейчас его нет? Отметим и положительные моменты: ветер слабый, тепло, береговая линия проходима, и последнее для нас особенно важно.

Почти всю видимую сейчас часть побережья нам предстоит пройти. Криница - во-о-он там, чуть ближе самого дальнего мыса.

На склонах правого борта Тёмной щели расположено большое количество стоянок. Коля мимо некоторых из них прошёл, обходя водопад. Но с берега видны самые неказистые и маленькие. Самое-самое находится намного выше. Многие стоянки представляют собой "двухуровневые апартаменты".

В 10-50 мы приступаем к "морской" части нашего путешествия. Будем топать по камням, знакомясь со всеми попутными щелями - Красной, Первой, Глубокой, пока не дойдём до Криницы.

Буквально в 15 минутах неторопливой ходьбы от Тёмной щели находится Львиная щель. В ней протекает чистейший ручей. Возможно, летом он пересыхает, но вода где-то неглубоко здесь точно есть, о чём свидетельствуют камышовые заросли. Насчёт возможности остановиться где-либо в Львиной щели сказать ничего не могу.

Ожидалось, что морская часть путешествия будет довольно зрелищной, и наши ожидания оправдались. Очень впечатляют раскидистые сосны, цепляющиеся изогнутыми корнями за голые скалы. Охапки рыжей опавшей хвои заметно оживляют серо-охристую поверхность склонов.

Немного отойдя от Тёмной щели, мы неожиданно отмечаем, что уже и море прозрачнее, и водорослей на берегу нет, и тучи не такие мрачные. А берег тут очень привлекателен для купания - в море уходят косые каменные плиты, по которым удобно заходить в воду. Мне здесь всё больше и больше нравится!

Проходим мимо уединённой обвалившейся трёхуровневой стояночки. Нижний уровень теперь валяется на берегу вместе с некогда окружавшими его стройными соснами. Второй уровень - на очереди. Думаю, не много времени понадобится, чтобы и он рухнул вниз. А ведь какая стоянка была!

Впервые за сегодняшний день в разрывах облаков проглядывает небо. Как же его не хватает для этих морских пейзажей...

Вот сюда бы добавить небесной синевы, какая бы картинка была! Но небо над нами пока вот такое... никакое, одним словом.

Но есть на белом свете справедливость: облачность над горами истончается, такую разогнать ветру и солнцу труда не составит! Это только вопрос времени, причём ближайшего.

Проходим мимо какой-то безымянной расселины с водопадом, возможно, сезонным.

Интересное место, мне оно очень понравилось. Думаю, вполне реально тут подняться наверх.

На берегу среди серых камней время от времени попадаются вот такие экземпляры из рыжей и менее прочной породы, все как будто изъеденные. Да и вообще много дырявых камней, "куриных богов". Я один такой дырчатый сувенирчик "а-ля маасдам" по пути прихватила.

А погода-то налаживается! Ветром облачность сносит в сторону моря.

Среди прибрежного мусора иногда попадаются забавнейшие штуковины естественного происхождения.

Иногда в поле зрения попадают и чужеродные для пейзажа предметы - тут и обувь всевозможная, и сумки, и даже холодильник! А как вам этот буй?:)

Наконец, солнцу удаётся прорвать облачную блокаду, и тысячи бликов на воде ослепляют нас. Становится так тепло, что прямо грех не сделать привал и не понежиться на солнышке.

Побывать на море и не даже ног в нём не замочить? Нет, это не про нас!

Идём дальше. Скоро скроется из виду Тёмная щель...

Прямо по курсу - щель Красная. Расстояние от Тёмной щели вроде и небольшое, но нам потребовалось на его преодоление 1,5 часа.

В Красной щели есть причал и две турбазы. Это место более "цивилизованного" отдыха, чем Тёмная щель. Сюда из Криницы приходят по пляжу или приезжают на лодке и желающие отдохнуть на турбазах, и "дикари". Для последних на склонах есть много мест для стоянок.

Пляжи Красной щели это мелкая галька, местами даже очень мелкая - почти песок, только тёмный.

В море впадает речушка, однако впечатления чистой она на меня не произвела.

В Красной щели были какие-то люди, возились в сарае, общаться мы с ними не стали. Не задерживаясь в Красной щели, мы проследовали дальше по берегу, изредка оглядываясь в сторону Тёмной щели. Ветер всё дальше отгонял облака от берега, глядишь, скоро над нами совсем безоблачно станет.

Поросшие сосной прибрежные скалы заставляют идти, задрав голову - настолько они притягивают к себе взгляды.

Идёшь и думаешь - ну вот как они там растут?

Некоторые кулуарчики так и заманивают подняться по их скальным ступенькам.

На обед мы решили остановиться в Первой щели. Её второе название - Грекова щель. От Красной щели до Первой - порядка 45 минут ходьбы. Мы дотопали туда как раз к обеденному времени - к 13-10.

По щели протекает довольно чистенькая речушка, а на прибрежных склонах левого борта обустроен кемпинг. Таблички на входе строго запрещают нам размещаться здесь без разрешения:) Но в феврале никого из тех, кто мог бы нам реально воспрепятствовать, в кемпинге не наблюдается. Да мы и ненадолго - только перекусим и сразу же уйдём.

Мы выбрали два рядом стоящих настила под палатки со столиком между ними и устроили праздник своим желудкам, доедая всё, что у нас осталось съестного.

После обеда я успела сбегать вверх по склону и полюбоваться морем с высоты. А вот с какой точно высоты - не скажу, ибо GPS ещё с утра "сошёл с ума" и показывал в Тёмной щели набор высоты, что было особенно забавно в момент спуска с водопада, а на уровне моря то -15 метров, то -10. Забегая вперёд, скажу, что положительных значений высота по данным моего GPS достигла лишь на трассе за мостом через Пшаду:) Ради интереса проанализировала после похода чужие треки и обнаружила в них подобную ерунду.

Но вернёмся к видам на море с обрыва левого борта Первой(Грековой) щели "неизвестно с какой высоты". Не правда ли, красота?

Тропинка, мягкая из-за толстого слоя хвои, ведёт по краю обрыва к стоянкам на самом верху. Шла и думала - пусть это место никогда не узнает пожара, тут же одной искры достаточно...

Совсем над нашим районом распогодилось! И совершенно не верится, что по календарю зима.

А какое море лазурное! Три часа назад в Тёмной щели оно было таким невзрачным, а сейчас глаз от него не отвести!

Я вернулась к друзьям, как раз закончившим последобеденные сборы, и в 14-00 мы продолжили путь в Криницу, присев "на дорожку" на лавочке у входе на территорию кемпинга.

Лазурное море с ласковым прибоем, голубое небо с лёгкими облачками, вечнозелёные склоны - именно таким в моём воображении и представлялся этот участок побережья, на котором я ранее не бывала. Чудесным образом мечты совпали с реальностью:)

Проходим мимо нагромождения каменюк. Они, безусловно, служат украшением пейзажа. Но подозреваю, что заход в море в этом месте не из простых.

За 20 минут доходим до Глубокой щели. На склоне правого борта виднеется оборудованная стояночка. Наверное, и выше по склону есть места для стоянки, тропинка наверх просматривается. В щели журчит ручеёк. Он и в феврале какой-то невнятный, в сезон, полагаю, воды здесь может не быть.

Заглядываю в "ущелье". Там скромный 1,5-метровый водопадик и небольшая часа воды под ним.

Следующие полчаса ходьбы по берегу после Глубокой щели были особо ничем не примечательны. В 14-50, ровно спустя 4 часа с момента начала пути по берегу, мы вышли на окраину пляжа Криницы.

На пляже, несмотря на "не сезон", не было безлюдно - кто-то приехал просто подышать морским воздухом, кто-то жарил шашлык на морских дровах, коих тут было невообразимое количество.

А дальше "что-то пошло не так":) Иначе я не могу объяснить, почему мы, имея под рукой трек по побережью, решили поискать подвесной мостик через Пшаду:) Вернее, мы испугались, что по берегу не перейдём впадающую в море Пшаду, но если бы мы хотя бы подошли ближе, то поняли бы, что Пшада там очень легко преодолевается одним прыжком, т.к. образует в месте впадения косу.

Олег уверенно повёл нас какими-то задворками, но в результате никакого мостика мы не нашли, зато вынуждены были пройти через территорию какого-то домовладения, и в конце концов плюнули, да и выбрались на асфальтовую дорогу на окраине улицы Заречной. По дороге мы дошли до моста через Пшаду, а за мостом вышли на трассу, на какие-то 2-3 минуты опоздав на автобус. Вообще-то мы планировали ехать следующим автобусом, в 16-35, но было обидно, что водитель, видя нас, не подождал.

Мы находились рядом с остановкой "Малая Криница". Но решили пройти в посёлок и загрузиться в автобус там, чтобы гарантированно хватило мест и для нас, и для наших рюкзаков. Только мы собрались идти в Криницу, как возле нас остановилась машина, из неё вышел пограничник и расспросил, что мы тут делаем, откуда родом, граждане какой страны:) Вдобавок уверенно так спросил "Из Тёмной идёте?". Ну вот, уже про нас знают, что из Тёмной... Затем мы поздравили друг друга с праздником, на том и попрощались.

По пути к остановке автобуса мы сверху могли рассмотреть, как мы сглупили, сделав небольшой крюк по асфальту. Но теперь-то мы знаем, что не так страшна Пшада:)

Всего в этот день мы были в пути примерно с 10 до 16 часов и прошли за это время 11,6 км. Маршрут третьего дня похода на карте:

На остановке мы были за полчаса до автобуса и успели привести себя в приличный вид. А по прибытию в Геленджик тут же запрыгнули в новороссийский автобус, каким-то чудом задержавшийся с отправлением на 10 минут.

Автобус, вообще-то, должен был ехать через ж/д-вокзал, но высадив пассажиров на какой-то близлежащей к вокзалу улочке, при этом даже не объявив, что на вокзал не поедет, он снова вывернул на трассу. Я слишком поздно поняла это, но успела заставить водителя высадить нас у ГиперМагнита. Так даже удобнее:)

Затарившись в ГиперМагните, мы отправились на вокзал, немного подождали поезда и в 21-45 выехали в Ростов.
Вот, собственно, и всё о нашем февральском походе через горы к морю.