Previous Entry | Next Entry

Назад 1
Далее 3 4 5 6 7

Повествование я начну с изумительной картины, которая предстала нашему взору ближе к окончанию ходового дня. Чтобы сразу понятно было, как разительно изменился окружающий нас мир за несколько часов подъёма:)

Цель этого дня похода - как можно ближе подобраться к гребню хр.Куршо, в котором находится Актур. Но начиная свой путь утром, мы точно не знали, где именно мы окажемся к вечеру. Вот такой нюанс.

Спалось нам в мырдинском березнячке очень сладко, ещё бы - местечко такое ровненькое да с мягкой травкой. К тому же накануне похода мы с Васей обзавелись новыми ячеистыми карематами из "Сплава" весом всего по 360 г, и лично я была в полном восторге от этого приобретения.

Ночь оказалась на удивление тёплой, что меня в какой-то мере даже напрягло - зачастую это предвещает непогоду. Но нет, эта примета явно не про сегодняшний день. В 6 утра солнце уже полностью осветило склоны хребта Куршо и потихонечку подбиралось к нашей полянке.

Наша уютная полянка с нетерпением ожидала момента, когда солнце накроет её своим теплом и высушит обильную росу. Правда, пока здесь царит эта невероятная сырость - не летают комары, коих вчера вечером было тут в изобилии:)

Верховья Мырды в 6 утра находятся в тени, в мокрой-премокрой тени. Мокрый луг, мокрые берёзы, мхи на камнях... В воздухе висит густой пряный запах мокрой листвы и травы.

Прекрасно просматривается перевал Мырды (1Б, 3173 м) между Кирпичом (3751 м) и двуглавым массивом г. Мырды (3392 м и 3427м). Правее г.Мырды находится район перевала Мырды-Сакен (2Б, 3248 м), но с этой точки седловина не видна.

Лишь спустя 50 минут большая часть поляны, наконец, вышла из сумрака. К этому моменту мы уже позавтракали и собрали вещи, ждём лишь чтобы просохла палатка.

Прогуливаюсь по окрестностям стоянки. В этом ручье вода с лёгким привкусом железа, да оно и без пробы понятно, что вода тут необычная - вон какие бурые камни в русле.

Этот ручей с бурыми камнями к стоянке был ближайшим, но из него мы не пили. Для питья набирали воду в ручье, ближайшем к склону Куршо. Там вода была изумительная.

Всю ночь тишину нарушал шум водопада. Мы ночевали почти под Мырдинским плато, правда, ниже на километр. И поскольку озёра Мырдинского плато не сказать что огромные, то я делаю вывод, что снега там ещё дофигищща. Полноводность водопадов обусловлена активным его таянием.

Прикольно - колокольчики не любят сильно влажную почву и теоретически в пойме Мырды расти не должны. Но они растут! Правда, не в земле, а на камнях.

Я немного прогулялась в верховья. Кстати, тут есть множество тропинок. На первый взгляд кажется, что тут куда не ткни - хорошее место для стоянки, но нет, тут очень мокро. До "голубевской" стоянки, до которой мы вчера самую малость не дошли, я тоже не дошла, она находится где-то правее за кадром. Решила, что всё равно на маршрут выходить будем здесь, заодно и его стоянку найдём.

Вернулась к палатке, а там Вася грибочек нашёл. И тут же я ещё один нашла. Понятное дело, что нам их приготовить и съесть не судьба, так что решили мы их "оставить белочкам":)

В 8-50 мы выдвинулись на маршрут. Куда нам надо попасть, визуально понятно - вон по склону тянется траверсная тропа. Кстати, загадкой осталось, откуда она начинается снизу? Ну не раньше водопадов же? Я с трудом представляю, как эти потоки можно преодолеть не внизу.

Итак, до видимой на склоне тропы примерно 50 метров набора высоты, и характер склона такой, что можно ломануться к тропе в любом месте. Но зачем? Ведь и на спутниковых снимках, и на карте Ляпина есть тропинка, ведущая туда примерно от того места, где мы находимся. Дело принципа - найти её.

А пока проходим мимо большого камня, который я необоснованно принимаю за отмеченный на карте валун высотой 7 м. Но нет, это не он.

А вот это - он, камень, удостоившийся отметки на карте. Решили использовать Васю в качестве линейки, в нём почти 2 метра роста. Судите сами - есть в камне высоты 7 метров или нет. Что-то мне кажется, что нет:)

Тропу наверх из каменного хаоса в пойме Мырды мы нашли быстро. Во-первых, я прорисовала её по спутниковому снимку, а во-вторых, её начало очень хорошо просматривалось снизу от основания склона. Но далее на склоне она вырождается, и в какой-то момент уже надоедает выискивать её в траве.

Заключительные метров 15 подъёма до траверсной тропы мы шли как придётся, буквально обалдевая от запахов цветущего луга.

И вот мы на тропе. Выбрались на неё на высоте примерно 2290 м. Перепад высоты с местом ночевки составил всего 45 м.

С траверсной тропы открываются умопомрачительные виды. Хорош обзор на массив Кирпича, и вскоре по мере нашего продвижения по тропе будет доступен взгляду самый простой маршрут на его вершину (1Б) с перевала Далар.

А вот оттуда мы пришли. Альплагерь находится у подножия Чатбаши, но весь наш вчерашний путь от альплагеря примерно раза в два длинее, чем видимая часть долины Мырды.

Цветущая субальпика наполняет воздух ароматами. Вдоль тропинки растёт множество душистых кустиков чабреца. Они так малы, чтобы заметить их среди трав, но так пахучи, что Вася спрашивает меня - а чем это так приятно пахнет? Дык чабрец же! Мы же буквально топчем его, тем самым усиливая аромат. Попадаются кусты шиповника, сейчас они в поре цветения, и по мере прохождения мимо этих кустов наши носы время от времени ощущают прилив их благородных розовых запахов.

Вообще, тропа в зоне супальпики читается неплохо, но по фото и не скажешь, что я иду по тропе:) Кажется, что всюду одинаково густые заросли душистых трав. Но нет - это тропа. И она приводит нас к водопаду. Здесь мы делаем кратковременный привал - напиться, поплескаться. Но посидеть и понаслаждаться, увы, не судьба. Активизировались кусучие оводы, а Вася как назло спрятал репеллент куда-то слишком глубоко в рюкзак.

Что касается дальнейшего пути, то за водопадом начинается наиболее сложный в плане ориентирования участок. Об этом я предупредила участников - важно не потерять тропу на входе в криволесье и далее, пока не выйдем в альпику.

Окинув взглядом долину Мырды, мы нацепили рюкзаки и углубились в тень берёзового криволесья, что было очень своевременно в такую жару.

Путь через криволесье я не фотографировала. Не обошлось без "нюансов" - Вася резво рванул по тропе вверх, а мы с Колей чуток задержались у водопада и шли за Васей с отставанием минуты 2-3.

Я вертелась по сторонам - там грибочек-подберёзовик, там черемша (цветёт ещё!!!), но Колю я всё время видела впереди. В какой-то момент мне показалось, что тропа стала на порядок хуже, чем раньше. Но Коля продолжал идти вперёд и я шла за ним. Наконец, Коля крикнул мне - а ты тропу видишь? Можно сказать, что я её уже не видела. Но припоминала место, где, возможно, мы должны были взять правее. Однако возвращаться не хотелось. К тому же криволесье закончилось и мы увидели впереди выше по склону Васю. Вот только между нами и Васей было просто море рододы!

Вася догадался, что мы срулили с тропы и палкой указал нам направление, где её искать. Вскоре мы выкарабкались из рододендронового плена на шикарную тропу.

Далее в течение получаса подъёма было жёстко... Невыносимая жара, ни малейшего дуновения ветерка, лавирование между рододендронами и главный ужас - атакующие нас оводы! Я мысленно умоляла идущего впереди Васю остановиться, найти в рюкзаке OFF и спасти меня от этих тварей. Но Вася, видимо, решил идти до тех пор, пока не найдёт источник воды. В какой-то момент я потеряла из виду обоих своих спутников, они скрылись за перегибом склона... Надо догонять!

Медленно и печально поднимаясь по тропе, отмахиваясь от оводов, я внезапно увидела Колю чуть в стороне от тропы - он как только услышал ручей, сразу без раздумий ломанулся туда. Он сказал, что Вася отдыхает метров на 50 выше и я продолжила ползти по тропе к Васе. Завалилась на траву (тут каким-то чудом была травянистая полянка среди рододы), напилась воды, и подумалось, что всё не так уж плохо:) Даже ветерок какой-то появился и оводы куда-то подевались. Привал минут на 15 вернул нам силы, мы дождались, пока к нам поднимется Коля, и вместе продолжили путь.

Вскоре зона сплошных рододендроновых зарослей закончилась и мы вышли в альпику. Собственно, дальнейший путь на следующую ступень был очевиден - по зелёному слабовыраженному гребешку в сторону видимого понижения. Я даже видела там тонюсенькую тропку. Однако Васе захотелось разведать другой вариант - он узрел простой путь подъёма на хребтик, что тянулся слева, и сказал, что попробует пройти верхами. Так что в этом месте наша группа разделилась на некоторое время. Вася свернул налево, а мы с Колей продолжили идти прямо.

Вася успешно взобрался на гребень хребтика и какое-то время мы видели, как он там идёт. Но затем, видимо, его путь отклонился от гребня в сторону, и Вася исчез из нашего поля зрения. Мы же тем временем подобрались к взлёту на следующую ступеньку и остановились попить водички из ручейка.

Здесь впервые на нашем маршруте открывается обзор на Далар. Его скалистая вершина появляется из-за массива Трапеции. А с Кирпичом на этом этапе пути мы распрощались. Но ненадолго.

И Эльбрус показался! Коля сначала думает, что мы его разыгрываем и это никакой не Эльбрус:) Ну не видел человек Эльбруса с такого ракурса:)

Далее мы намерены подойти под скалу по луговой полосе, усыпанной ближе к верху жёлтыми цветочками. Именно так идёт одна из тропинок наверх. "Одна из" - потому что правее на луговом склоне я иногда различала и другую тропу.

И как только мы взбираемся на эту седловинку, перед нами открывается довольно уютная "котловина" на высоте примерно 2860 м. В наличии чистейший ручеёк и несколько расчищенных мест под палатку. Поставила в GPS отметку PLACE 1.

На карте в этом месте отмечен родник. Где конкретно находится родник, сказать трудно. Может быть, с него берёт начало водопадик, видимый впереди, а может и ещё какой другой ручей, тут этих ручьёв тьма-тьмущая. Под ногами довольно сыро, постоянно приходится перешагивать мелкие ручейки - похоже, мы близки к границе таяния снежников.

На краю следующей ступени неожиданно появляется Вася. Он нас обогнал, идя по гребню! Топаем в его сторону, обходя "котловину" слева.

В 12-40 мы приваливаемся на ровной площадке с прекрасным видом на Трапецию, Далар и Кирпич, где уже нас заждался Вася. Поступает предложение пообедать, от которого никто не в силах отказаться:)

Параллельно с употреблением пищи наблюдаем в бинокль за тремя туристами, движущимися к перевалу Мырды. На фото, кстати, их фигурки не разглядеть, и это при том, что изначально я заметила их невооружённым глазом.

Из-за седловины пер.Мырды видна остроконечная вершина, находящаяся в Грузии - Сакен-Баши (3438 м). Слева от перевальной седловины - скальный массив г.Турья (3319 м). Примечательна она тем, что совершенно не подозреваешь о её наличии, глядя из долины Мырды, не видно её из-за массива Кирпича. Тем не менее, на карте есть отметка её вершины, как стоящей в ГКХ горы. Но из долины кажется, что в ГКХ, кроме Кирпича на этом участке ничего нет.

Отлично виден перевал Далар (1Б, 3291 м). От перевала можно проследить путь подъёма на вершину Кирпича .

А на северо-востоке между Чатбаши и Доломитами всё подрастает белоснежная шапка Эльбруса. Теперь на протяжении всего маршрута нам будет теоретически доступен вид на вот такой трёхглавый Эльбрус. Теоретически - потому что зависит от погоды. Конечно, будет и получше ракурс, но в целом по этому району вид на Эльбрус почти отовсюду одинаков и позирует он вместе с Чатбаши.

Прогулялась в сторону гребешка, по которому поднимался Вася. Обзавидовалась ему - пока мы там в ложбинках с весьма ограниченным обзором во все стороны ползли, он мог постоянно наслаждаться видом на три вершины и два перевала, ему стоило лишь обернуться:)

Отдыхали примерно час. Заодно обсудили, докуда вообще собираемся сегодня дойти, ибо возможны варианты... Изначально варианта было два:
1) дойти до так называемых ночёвок "Труд", чтобы в дальнейшем оттуда радиально подниматься на Актур через Актур Восточный
2) срулить из этого ущелья на Мырдинское Плато и в этом случае идти на Актур через два перевала - Актур и Актур Восточный

Второй вариант длинее и сложнее, но главное - я была почти уверена, что Мырдинское Плато в снегу. Стоять в снегу две ночи не хотелось.

А первый вариант не нравился тем, что до этих самых ночёвок "Труд" мы не дошли всего каких-то метров 300 по длине, а по высоте мы были к ним очень близки. С таким же успехом мы можем поставить палатки прямо здесь, хорошее же место - и травка, и вода рядом, и виды! Но ведь времени, чтобы идти, ещё в запасе у нас много. Не хотелось такой замечательный день превращать в полудневку.

Поэтому мы наметили запасной вариант - на карте Ляпина есть отметка более высокой стоянки, чем "Труд", может быть, дотопаем до неё? Всё ж ближе к перевалу Актур Восточный будет.

Точной отметки ночёвок "Труд" у меня в GPS не было, поэтому я поделилась с группой своими предположениями, что это место на вершинке близлежащего к месту нашего отдыха пупырика, либо где-то сразу за ним. И мы решили подняться туда и посмотреть, что там да как. А то вдруг там так здорово, что дальше идти и не захотим.

Вместе с нашим послеобеденным отдыхом закончилась и зона зелёной альпики. Началось царство камней и снегов.

Мы начали подъём к макушке пупырика по турьей тропке, вьющейся по каменистому гребешку. Оглянувшись, я с удивлением обнаружила крошечное озерцо в каменной чаше, но ещё больше удивился Вася - ведь он прошёл по гребню где-то совсем рядом и не заметил его.

На вершине пупырика не было и клочка ровного места:) А ночёвки "Труд" оказались слева и намного ниже по склону. Честно говоря, меня это место вообще не впечатлило. Есть вода, даже озерцо небольшое, есть несколько расчищенных каменистых площадок, но очень уж уныло смотрится. И уж если выбирать между двумя унылыми стоянками, а я почти не сомневалась, что верхняя стоянка окажется весьма похожей на "Труд", то выбирать следует ту, что повыше.

Наши взоры вновь устремились вперёд... А там в левой части цирка замаячил перевал Ак Южный.

Прикинув по карте, я ткнула в видимую примерно по центру отвесную скалу - стоянка должна быть где-то под ней. Но если там не окажется стоянки, будет весьма печально. Какое-то время были сомнения - стоит ли вообще туда подниматься, или есть смысл вернуться на зелёную полянку, где мы обедали. Но всё-таки решили продолжать подъём.

А если продолжать подъём - то слева или справа стоит обходить этот зелёный пупырь? По карте тропа справа. И хотя на вид обход слева смотрится неплохо, пойдём-ка мы по тропе.

Стоит отметить, что тропу мы нашли, она просто обогнула справа тот пупырик, на который мы взобрались в поисках ночёвок "Труд", и очень логично поднималась теперь между зелёным пупырём и отрогом хр.Куршо. Нам же пришлось спуститься по камням вниз до тропы. Низина была забита снежниками, испробовали их ногами - в целом довольно хороший снег. Немного пройдя вверх, мы обнаружили рядом с тропой несколько мест под палатки на высоте около 3000 м. Некошерные стоянки какие-то, но на всякий случай такие места полезно знать. Отметила их в GPS точкой PLACE 2.

Идя вверх, я пыталась разглядеть тропинку, уходящую на Мырдинское Плато, но не увидела её даже в тот момент, когда мы якобы пересекли её по данным GPS. Было совершенно очевидно, в какое место отрога эта тропа должна в итоге выйти, но сама она не читалась на склоне. Предположила, что сверху будет виднее.

Вскоре наша тропа дошла до снежника. Высота примерно 3100 м. Послеобеденный снег, как я уже отметила немногим ранее, оказался просто идеален для ходьбы. Скажем так - подтаявший в меру. Не нужно ни с силой рубить ступени, ни опасаться, что ушуршишь в яму по колено. Иди себе и иди. Даже скучно как-то.

"Веселее" стало чуть выше по склону, когда в поле зрения уже была та самая скала, на которую я указывала снизу - там, мол, стоянка где-то... Пока что, насколько хватало взгляда, вокруг был снег... Часики к этому моменту натикали 15-15, вроде есть время и вперёд пройти, а вроде бы уже и близится критический момент - если место в ближайший час не найдём, то придётся на снегу стоять, ибо спускаться и терять набранные метры жаба задушит.

А ещё на этом этапе появились камни, вытаявшие из снежника, и у нас стали случаться провалы вблизи камней. Стали идти аккуратнее и медленнее. Прямо по курсу намечается выполаживание - очень надеемся найти там что-то похожее на стоянку:)

Я слегка отстала от мужиков на снежнике, но они подождали меня, взобравшись на камни склона слева по ходу. Вернее, когда я туда дочапала, то ждал меня один Коля, а Вася куда-то умотал без рюкзака. Я скинула рюкзак и плюхнулась рядом. Красота!!! Высота 3200 м, 15-47.

Вскоре вернулся Вася и рассказал, что нашёл стоянки, только они на его взгляд - "не очень". Я попыталась уточнить, в чём выражается это "не очень", и Вася ответил, что хорошая площадка под нашу большую палатку есть, а для Коли с местом проблема, вроде есть много площадок, но они маленькие. Ну, это не самое страшное известие... В конце концов, теоретически мы все можем переночевать и в нашей палатке, она ж "трёшка", если для второй палатки действительно нет места.

И мы снова нацепили рюкзаки и пошли по камням туда, где явно читалось что-то горизонтальное.

Когда же мы вышли на горизонтальную макушку морены, то каково же было моё удивление, а главное - удивление Коли, который ожидал, что ему некуда будет приткнуться... Тут было столько площадок!!! Вася в недоумении пожимал плечами - на первый взгляд ему показалось, что они маленькие:) Коля, обрадованный тем, что ему не придётся ютиться абы как среди камней, застолбил себе шикарное местечко.

Для нашей палатки место было предопределено, оно в действительности было самым просторным. Вскоре на морене возник наш палаточный лагерь аж из двух палаток. Стоит отметить, что выбрали мы самые лучшие места, и констатировали, что нам очень даже повезло, что больше никого в этот день не занесло на эту стоянку. Иначе бы нашей палатке не было бы столь комфортно:)

Высота стоянки, условно названной "на морене под перевалами Ак", по данным моего GSP составила 3264 м. Её мы достигли в 16-10, светлого времени ещё валом, но солнце вот-вот скроется за гребнем Куршо.

Коля уже не первый раз за этот день поинтересовался - если бы у него была "горняшка", он бы уже её ощутил?:) Да фиг его знает... кому-то и на 2500 м хреново становится. Но наше самочувствие на 3200 было замечательным, хотя, конечно, утром виднее будет:)

Единственная проблема этой чудесной стоянки заключалась в отсутствии воды. Газа для того, чтобы топить снег, у нас не было. С нами в поход внезапно не пошёл один участник, а узнали мы это уже в пути, и потому лишились мы некоторого объёма газа и пары банок тушёнки. Тех запасов, что имелись в нашем распоряжении, конечно, хватало, но без излишеств типа растопки снега.

Итак, перед нами встала проблема добыть воду. Теоретически ещё было не поздно оставшейся водой залить кастрюлю размягчённого снега, пока он ещё размягчённый. Или пробраться по снежнику к скале, откуда срывался водопад и так маняще шумел. Вася вспомнил, что в одном из мест снежника он провалился так глубоко, что услышал, как внизу шумит вода - видимо, та самая, из водопада. И мужики задались целью раскопать там яму и набирать воду. У них всё получилось! Очень пригодилась взятая Колей 10-литровая складная канистра. Набрав такое количество воды, мы уже могли не беспокоиться, что утром ручей замёрзнет.

Приготовили супчик и чай. Также решили слопать ну очень сильно раздувшуюся пачку сухариков, пока не взорвалась.

А потом сытые и довольные позировали на фоне Эльбруса.

Васю мы с Колей подначивали - давай, позируй по-ростовски, на кортах:)

Я тоже всячески выпендривалась, что даже показывать это не хочу:) Из более-менее приличного, пожалуй, лишь это фото:

В небе зажглась луна. Через пару дней полнолуние. Не знаю, правда или нет, но говорят, что на вершину надо успеть сходить до полнолуния, желательно дня за 3-4 до него, тогда везёт с погодой. Даже не помню, где я услышала это поверье. Если бы шли сегодня - явно повезло бы, погода сегодня "шептала". Как будет завтра - поглядим.

Тень постепенно поглощает долину Мырды и подбирается к скалам Чатбаши и Доломитов. Становится прохладнее.

Мы прогуливаемся по нашему "пятачку" на морене, больше особо нечем заняться, не спать же ложиться. Рассматриваем окрестности. Вон там внизу видна полянка, где мы обедали. А слева - заснеженная седловинка - это так называемая "перемычка" на Мырдинское Плато. Слева в кадре доминирует вершина Кругозор Мырды.

Рассматриваем в бинокль массив Доломиты и перевалы Доломиты Северный и Южный.

Взгляд совершенно ненамеренно цепляется за взлёт перевала Чат. Это самый близко расположенный к альплагерю перевал, но описания его сквозного прохождения встречаются нечасто. Судя по виденным мной фото, это весьма красивый перевал, но со стороны альплагеря подходы к нему простые, а спуск в Чиринкол далеко небанальный из-за криволесья и скал, хотя, подозреваю, что туристы просто не знают, как там правильно спускаться.

В целом вид в сторону Эльбруса выглядел так:

Тем временем день неуклонно двигался к своему окончанию, и закатное солнце позолотило вершины.

На закате всегда интересно наблюдать за Эльбрусом. Прямо у вас на глазах его белоснежное снежно-ледовое одеяние желтеет, затем золотистый оттенок плавно превращается в нежно-розовый, в то время как затенённая сторона становится всё более серой и невзрачной...

В финале теневая часть становится голубоватой, а освещённая часть насыщенно розовой. Затем краски медленно блекнут и весь Эльбрус становится монохромным, серо-голубым. Лишь небо вокруг какое-то время ещё пылает, но скоро и оно погаснет. И воцарится ночь...

Подводя итог дня, сообщаю, что пройдено всего лишь 3,8 километра с набором чуть больше километра. Шли, не напрягаясь, с 8-50 до 16-10.
Наш путь на карте:

Назад 1
Далее 3 4 5 6 7

( 13 comments — Leave a comment )
vitaliverba
Sep. 10th, 2016 02:04 pm (UTC)
Класс! Фотки обалденные. Особенно с видом на Эльбрус. В сентябре собираемся по второй ветке Кубани: Учкулан, Махар, Гондарай, Уллу-Кёль. Судя по Вашим отчётам Вы хорошо знакомы с этими местами, а я там буду впервые. На чём, на Ваш взгляд, стоит сделать акценты? И второй вопрос: там также красиво, как на Узункольской линии, или поскромнее?
Sep. 10th, 2016 02:31 pm (UTC)
Тот район я тоже знаю хорошо. Но сравнивать, где красивее, не могу.

Предположу, что вы станете лагерем где-то либо в долине Махара за погранпостом, либо в Гондарае ближе к впадению Джалпакола.

Но боюсь, в таком формате, как у вас (радиалки из лагеря в долине), я мало что могу порекомендовать. Перевалы там находятся дальше, чем в пределах ходового дня, а вам ещё и вернуться в лагерь надо. Боюсь, что радиально из долины Махара вы даже на Уллу-Кёль не успеете сбегать, ну разве что по Трёхозёрке подняться до пер. Уллу-Кёль Западный и посмотреть на озеро сверху.

Парочку озёр Трёхозёрной тоже за день достать можно.

Ну, водопады там всякие - особенно в долине Гондарая.

Озёра Куршо за день, чтоб обернуться, не достанете, это факт. Но они вам вроде и не очень понравились, а зря. Они офигенные.

Так что лучше сперва озвучьте намерения - где планируете лагерь, а то вдруг вы и на поход по линейному маршруту согласны, так это уже совершенно другой вопрос. Тогда сильно рекомедовала бы подняться радиально на пер.Саламандра или Узловой - очень виды оттуда на Даутские вершины хороши, да и Махары смотрятся шикарно - прям перед вами стоят.
vitaliverba
Sep. 10th, 2016 03:39 pm (UTC)
Конечно согласны, а почему бы и нет? Формат радиалок - не панацея, не принцип и самоцель, а всего лишь очередная затея по ситуации. Ходим по всякому и разному, как подсказывает логика и обстоятельства и в этом мы не оригинальны. СтаршОй в прошлом по молодости весь Кавказ облазил по категориям, дошёл до шестёрки, был на Памире и Тянь-Шани. Когда никаких границ не было. Уходил где-нибудь в Ставрополье, а выходил в Сванетии. И никаких тебе разрешений. Золотые были времена.
Поедем дней на 6, но полных получится дня 4.
Sep. 10th, 2016 03:55 pm (UTC)
Рассмотрите вот такой маршрут http://www.risk.ru/blog/202579
Он хотя и трехдневный, но его автор - извеcтный "лось":) Да и погода может коррективы внести. Ну а если с погодой повезет, то дополните маршрут радиалкой на Саламандру. А в оставшееся время по Гондараю можно прогуляться.
vitaliverba
Sep. 26th, 2016 08:06 pm (UTC)
Доброго здоровья и бодрого настроения, Света!

С отчётом лося я ознакомился месяц-полтора назад. Мне показалось странным, что автор прибыв на турбазу Махара, побрёл обратно вниз по Учкулану, дабы сделать переход в Кичкинекол и затем на оз. Уллу-Кёль. Ведь в путеводителях сказано, что из долины Махара (где он уже по факту и находился) этот путь короче и логичней. Например, вот одно из описаний - http://budetinteresno.info/100/76.htm. Уже по этой причине я взять за основу этот маршрут не могу. А вот сделать переход с Уллу-Кёля в Трёхозёрье и вернуться в Махар - интересная тема. Но меня беспокоит погода! Кавказ накрыл циклон. Выезд наметили с 30.09 по 05.10. И в это время в КЧР прогнозируется погожее окно. Но сейчас там и дождит, и снежит, и по ночам морозИт. И если свежего снежку навалит, то каков шанс, что мы поднимемся там выше долин? Вот я и думаю, стоит ли сейчас вообще ехать в Учкулан-то? Может ограничиться нечто вроде тебердинскими Бадуками, которые пониже, домбайским кругозором на Семёнов-Баши и т.д.? Но так хотелось бы к Муруджинсим проскочить. Но опять-таки, позволит ли снег? Как вы думаете?
Sep. 27th, 2016 06:51 am (UTC)
"Ведь в путеводителях сказано, что из долины Махара (где он уже по факту и находился) этот путь короче и логичней."

Это заблуждение. Из долины Махара путь к озеру идёт через перевал - либо Уллу-Кёль Нижний(н/к), либо Уллу-Кёль Восточный(1А).
По долине КичкинАкол(пишется с буквой А!!! согласно официального реестра географических названий) перевалов нет и озеро можно "достать" за ходовой день. А вот с перевалами, которые придутся на окончание ходового дня в этом случае, может выйти заминочка. Да и дальше там. Реально дальше. Ходила и так, и так.

Насчет выпавшего снега ничего сказать утешительного не могу. Логично дождаться потепления, а оно всегда бывает к середине октября. Тогда он или стает, или уплотнится, и путь на перевалы будет адекватным. Как правило, первая неделя октября не очень удачна в плане погоды.

Может вам поможет определиться вот эта моя сборная солянка про октябрьские погоды http://asvetka.livejournal.com/29638.html
vitaliverba
Sep. 29th, 2016 12:10 am (UTC)
Света, после буквы А целых три восклицательных знака для того, чтобы я не в коем разе не забыл, или не перепутал? Наверное кто-то из авторов географического реестра заразительно злоупотребляет подобными знаками препинания...
Извиняюсь за назойливость, но судя по картам, от Кёрт-Мели до озера через перевал У-Нижний раза в два ближе, чем от устья КичкинАкола до озера. И если, как Вы указываете в своём отчёте, У-Нижний является простым скотопрогонным перевалом, то почему бы им не воспользоваться в случае, если количество снега окажется ходибильным? Ну и с учётом того, что в этом направлении по прежнему имеется настойчивое желание зацепить и Трёхозёрку, осмелюсь предположить, что логично было бы из Кёрт-Мели перевалить Нижний к Малому озеру и у его берега разбить лагерь (а возможно и у Большого). А на следующий день подняться через Западный Уллу-Кёль в Трёхозёрку, затем спуститься обратно в Махар. Со стороны озера Западный перевал покруче, чем от Трёхозёрки, поэтому наверняка подниматься будет легче, чем в случае спуска по нему к озеру. Поэтому я и предполагаю этот кольцевой маршрут именно в такой последовательности, а не наоборот. Думаю, пару дней хватило бы. Мнение эксперта?
Sep. 29th, 2016 05:48 am (UTC)
Про восклицательные знаки, наверное, это уже на автопилоте:) Просто каждому второму приходится разъяснять, как пишется КичкинАкол и Карачаево-ЧеркеСия:) И если насчет этой дружественной нам республики можно привести хоть какое-то правило, то насчет Кичинакола надо просто запомнить. Река с таким название одна-единственная, а КичкинЕколов по Кавказу великое множество:)

Про подходы к Уллу-Кёль - вы спросили, я ответила. Любой путь через перевал будет длиннее пути по времени, даже если карта говорит, что он короче. Ну и я не знаю таких туристов, что от Глобуса(или даже от начала Трехозёрки) за день добрались до Уллу-Кёля. Чтоб им ничего не помешало. Обычно или погода, или времени не хватает. А по Кичкинаколу путь составляет от 6 до 8 ходовых часов. И по хорошей тропе.

Насчет Уллу-Кёля Западного это вы подумайте получше. Это непростой 1Б со стороны озера. Там реально веревка нужна будет. Ногами и простым лазанием этот перевал пройти сможет далеко не каждый.
Тем более не в сезон. А после первого снегопада это уже не сезон. Скалы там будут обледенелые и из-за снега может быть не видно, куда правильно идти.

Остановите свой выбор на Уллу-Кёле Восточном, не смотрите, что это якобы 1А, его тоже можно пройти с извращениями, если уж хочется экстрима:) А можно пройти как н/к, но если только на травянистых склонах не будет скользко.

Сразу в Трёхозерку вы не попадете в этом случае, но если пройдете перевал Длинная Осыпь - то будете у северного озера.

Насчет хватит ли пары дней, скажу так: мне бы хватило, если бы меня часов в 7 утра высадили у моста через Учкулан и я бы пошла по Кичкинаколу. Тогда я бы ночевала на Уллу-Кёле. И утром бы ушла по ситуации либо через Нижний, либо через Восточный и часам к 15-16 была бы на Глобусе. Свою скорость движения по такому рельефу я знаю. Вашу нет.

В любом случае, как бы вы не пошли, мне будет интересно узнать как всё получилось в реальности.
Sep. 29th, 2016 06:54 am (UTC)
"Извиняюсь за назойливость, но судя по картам, от Кёрт-Мели до озера через перевал У-Нижний раза в два ближе, чем от устья КичкинАкола до озера".

А я не поленилась и взяла свои треки(через Нижний я не ходила, он неинтересен, когда рядом есть более эффектный перевал, но существенной разницы в километраже не будет):
1. От "Глобуса" через Уллу-Кель Восточный к озеру Уллу-Кёль = 12 км
2. От устья Трехозёрной через Уллу-Кёль Восточный к озеру Уллу-Кёль = 6,7 км
3. От моста через Учкулан по долине Кичкинакола до оз.Уллу-Кёль= 10 км
4. От места через Учкулан по долине Кичкинакола до оз.Гитче-Кёль = 8,5 км

Сравните пути 1 и 3. Другой вопрос, что у вас есть интерес, о котором вы умалчиваете - хотите стартовать от машины и финишировать там же:) Но если бы кто-то с Глобуса или другой базы подбросил вас вниз по течению Учкулана, то это было бы хорошо. Но с этим я ничем помочь не могу. Разве что советом, что часто в таких случаях используют 2 машины на разных концах маршрута.

Разницы в 2 раза не будет даже если идти через Уллу-Кёль Нижний к оз.Гитче-Кёль.
vitaliverba
Sep. 29th, 2016 02:14 pm (UTC)
Спасибо за ответы.
Oct. 19th, 2016 10:36 am (UTC)
Света, приветствую!

Съездили обалденно. Погодка - сказка. Всё очень удачно сложилось, удовольствие получили, время потратили результативно. Отчёт тут - http://vitaliverba.livejournal.com/14529.html. Ещё раз благодарю за советы.
Oct. 19th, 2016 10:49 am (UTC)
Отчёт посмотрела ещё вчера, погода просто идеальная вам досталась.
А мы вот думаем, если всё сложится, на эти выходные на Уллу-Кёль устроить вылазку. Хочу увидеть озеро в снегу.
vitaliverba
Oct. 22nd, 2016 09:47 am (UTC)
Желаю удачи. И не замёрзнуть. Как вернётесь и сверстаете фотки, маякните мне на страничку на последний отчёт. С удовольствием посмотрю.
( 13 comments — Leave a comment )