Previous Entry | Next Entry

Назад 1 2
Далее 4 5 6 7

Думаю, сейчас самое время пояснить - на какую же вершину мы собираемся взобраться.

Вопрос этот скорее краеведческий, для туристов ответ на него очевиден. Туристы в большинстве своём при упоминании Актура сразу понимают, о какой вершине речь.

Другое дело - карты. На картах Актура нет, как нет и в Росреестре такого официального географического названия. На картах присутствует отметка вершины с названием "Ак" высотой 3673,6 м, и она очень близка по расположению к тому, что туристы называют Актуром. Обычно для упрощения взаимопонимания в разговоре туристы отождествляют Ак и Актур. Однако это всё-таки отметка не наивысшей точки гребня.

Осмелюсь утверждать, что на картах ГШ и ГГЦ под именем Ак отмечена предвершина Актура.

По километровке ГШ трудно судить, является ли Ак высшей точкой этого участка скального гребня.

Но на 500-метровке вершина Ак отмечена более крупным шрифтом, что наводит на некоторые мысли... Поясню - так обозначаются командные высоты, господствующие над окружающей местностью, откуда обзор во все стороны, ничем не закрываемый. Для предвершины это вряд ли справедливо. Значит, картографы ГШ под отметкой "Ак" всё-таки подразумевали высшую точку гребня.

Более современные карты ГГЦ дублируют с карт ГШ название вершины, но уже осторожничают с указанием её высоты:) И правильно, потому что если всё-таки речь о командной высоте, то она на ГШ неверная.

Но чем хороши 250-метровки ГГЦ, так это гораздо большей точностью измерений, стало быть, по изолиниям можно примерно прикинуть высоту. По наложенному на карту нашему фактическому треку видно, что вершина за малым не достигает 3700 м. Да и судя по расположению названия горы на карте можно сделать вывод, что надпись "г.Ак" скорее относится к предвершине.

Но существует карта, где есть отметка г.Актур и её довольно точная высота 3698 м. Это карта-хребтовка авторства Вадима Ляпина. На ней есть и отметка 3673 м, обозначающая предвершину Актура.
Именно ляпинской картой я пользовалась при подготовке к походу. Она точнее передаёт рельеф и взаимное расположение хребтов.

Есть на карте Ляпина и явные "ляпы". Красным я выделила те, что мне известны. Может быть, их больше, но мне известны пока только эти. Заострить на них внимание считаю необходимым, поскольку Пирамида весьма известная вершина и есть перевалы, описание которых даётся в связи с их положением по отношению к Пирамиде.

Также на карте Ляпина мы видим объект под названием Акбаши (3528 м). Можно предположить, что "Акбаши" это просто более полное название горы Ак, образованное добавлением суффикса "баши", но к генштабовской горе Ак эта вершина никакого отношения не имеет. По обе стороны от г.Акбаши в гребне хребта Куршо имеются два перевала - Ак Северный (№ 43) и Ак Южный (№ 42). Не знаю, откуда у Ляпина взялось название "Акбаши", но одобряю то, что он не стал наносить на свою карту пресловутую гору Ак и запутывать туристов ещё больше. С Акбаши, кстати, тоже "песня" - на сайте Миши Голубева на разных фото разные вершины подписаны как Акбаши. Но тут я на стороне Ляпина. Акбаши это то, что между двумя перевалами Ак.

Этим длинным лирическим отступлением я хотела наглядно продемонстрировать бардак в картографии на этом небольшом участке хребта Куршо. Надеюсь, было познавательно и теперь однозначно понятна наша цель. Мы идём на г.Актур, отмеченную на карте Ляпина.

Согласно одной из версий толкования её названия оно означает "белый тур". Очень "говорящее" название - если смотреть на гору с запада, то ледник под её волнообразным гребнем по форме напоминает витые рога горного восточно-кавказского тура.

Когда к середине августа ледник оголяется от снега, то в его очертаниях начинает угадываться целая голова тура, с глазиком и ушком:)

А теперь приступим к реализации нашего плана по посещению вершины Актур.

Мы решили не торопиться и дать солнцу возможность расквасить снег до нужной консистенции. Полагали, что ночью вполне возможен заморозок и с раннего утра снег будет очень твёрдым.

Поэтому ранний подъём был посвящен лишь одному событию - наблюдению рассвета. Будильник пропиликал в 4-30, и хотя вставать в такое время всегда лениво, я себя пересилила, и оно того стоило:

Солнце 18 июля 2016 г всходило, к сожалению, не из-за вершины Эльбруса, а из-за перевала Фрунзе. Но ближе к осени с хребта Куршо над Эльбрусом можно наблюдать на рассвете "корону" из солнечных лучей.

Благодаря Эльбрусу небо как бы поделили пополам - на свет и тень, на день и ночь.

Всё ярче и ярче разгорается день, всё более сглаживается в небе граница.

Вот уже и наши близлежащие горушки посветлели, но пока они ещё в тени.

Тепло и свет разливаются над горами... В 4-48 солнце появляется из-за гор и ослепляет.

Спустя минуту наша стоянка залита золотыми лучами. Всё! Представление окончено, можно идти досматривать сны:) Да-да, мы ещё часок подрыхнем. А солнце пускай поработает на нас - размягчит снег.

Однако ровно через час, в 5-48, в палатке стало как-то подозрительно темно... Что за дела? Со стороны Грузии к нам приползли облака...

Эльбрус притягивает к себе облачность как магнит. Если на рассвете я думала, что восходителям на Эльбрус сегодня крупно повезло с погодой, то сейчас я понимаю, что повезло явно не всем...

Впору задуматься о том, стоит ли нам предпринимать свою попытку восхождения. Но я полагаю, мы должны успеть. Рискнём!

Позавтракали, взяли с собой перекус, запас воды, что-то из одежды на всякий случай, обмазались солнцезащитным кремом. К 8 часам мы были готовы к выходу.

Сразу выяснилось, что напрасно мы опасались твёрдого утреннего снега. Он был уже достаточно мягким, так что с успехом можно было и раньше выходить. Ну, зато выспались.

Начальный этап пути проходит по снежнику с едва заметным набором высоты. Снег, повторюсь, офигенный для ходьбы! Вспоминаю вопросы "не нужны ли на маршруте кошки?" и мою слепую веру в то, что не нужны - пока я не ошиблась. Поглядим, что будет там, где повыше и покруче.

По мере нашего продвижения из-за скалы справа по ходу появляется наша цель - Актур. Скорее всего, именно предвершина.

Перед нами открывается заключительный цирк перевалов Ак. Чуть левее начинается взлёт перевала Ак Северный. Сбрасываем самую малость, чтобы продолжить путь по снежнику, а не по камням. Впереди ещё будет где задолбаться ходить по камням, незачем торопить события.

Гребень Актура визуально так близок, кажется, руку протяни и дотянешься!

Перевал Ак Северный прекрасно просматривается. С мырдинской стороны седловина определяется элементарно, а вот для тех, кто поднимается на перевал из долины Актёбе, есть хороший ориентир - скальный жандарм прямоугольной формы.

Взлёт Ака Северного хорошо заснежен. Но под снегом скрывается довольно обширный ледник, как раз там, где видны свежие кучки камней. Прямо из-под жандарма сыпется. В связи с этим логичен зигзагообразный выход сперва на камни выше ледника, а затем путь по заснеженной полке под седловину.

Мы прикинули, что по снежнику дотопаем примерно до большого треугольного камня, а оттуда полезем вправо вверх. Набирая высоту вдоль массива Актура, нам надо добраться как бы до его "начала" - до перевала Актур Восточный. Перевала пока не видно.

Возле камня глотнули водички, пару минут передохнули перед началом более крутого подъёма, да и полезли. Снежник к этому времени прилично расквасился, так что на этапе выхода со снега на камни мы местами проваливались. Выйдя на камни, осторожно пошли вверх каждый по своей траектории, чтоб не завалить друг друга. Многие камни "живые", крутизна примерно 45 градусов. Но идти несложно. Даже удаётся фотографировать время от времени.

В панораме появляется новый объект, помимо привычных уже Пирамиды, Кирпича и Далара. Если не ошибаюсь, то из-за седловины перевала Далар мы видим Штавлери (3993,9 м). А ещё сверху замечаем озерцо в снежной мульде, которое не видели, хотя шли вроде рядом. Чуть выше озерца - бесснежный и на вид почти горизонтальный островок морены с большой каменюкой. И такое ощущение, что возле этой каменюки есть ровные площадки. На обратном пути проверим.

По мере набора высоты становится визуально доступной седловина перевала Ак Северный. Вершина слева от неё - та самая гора Акбаши с ляпинской карты.

Поднявшись ещё выше и почти сравнявшись с перевалом Ак Северный по высоте, мы можем различить по другую сторону от Акбаши перевал Ак Южный - к его седловине тянется снежный "галстук". Да и сама Акбаши в этом ракурсе преобразилась - изящная такая стала.

Естественно, что мы быстро, как только смогли, перебрались с камней на приятный ногам снег. Эта часть пути к перевалу Актур Восточный довольно пологая.

Снова видим Эльбрус, но половина его скрыта массивом горы с отметкой 3517 м. Левее Трапеции на заднем плане вырисовываются тучные очертания Донгузорун-Чегет-Карабаши. Между Трапецией и Даларом, кажись, проглядывает Замок.

Где-то там перевал Актур Восточный. Склон некрутой и снега в достатке, можно почти весь путь к седловине протопать по снежникам.

Лишь у самого гребня снег стаял, обнажив осыпной склон. Немного отстав от Коли и Васи на заключительном этапе, в 9-20 утра я добралась до перевала. Высота 3490 м. Перевальный тур чуть ниже.

Привалились на камнях выше перевального тура - надо немного отдохнуть перед подъёмом на вершину. Собственно, тут впервые на маршруте нам открывается вид на неё, но ракурс не очень удачный. Видны лишь три изгиба гребня, "витые рога тура", да и то как-то невнятно. Более интересный вид надеемся получить с вершины 3517 м, куда планируем заскочить после Актура.

Взгляд в сторону г.Куршо (3870 м) - благодаря ей мы сейчас здесь. Вид на Актур именно с Куршо сильно меня зацепил. А на переднем плане выделяется вершина 3529 м.

Снег очень удачно отметил наш прошлогодний путь к вершине Куршо от перевала Мурсалы, надо же!

Видно и подскальную горизонтальную полку, и разветвление пути у самой вершины на три кулуара, из которых мы тогда выбрали левый и ошиблись. Собственно, отсюда понятно, куда мы смогли дойти - до места в гребне, куда выводит левый заснеженный кулуар. Гребень оказался сильно разрушенным и по нему до вершины мы идти побоялись.

Ещё раз окидываем взглядом знакомую, но ни капельки не приевшуюся нам панораму на восток. Ну всё... пошли на Актур!

В 9-25 мы неторопливо побрели по снежнику. По таком хорошему снегу возник соблазн "сгладить" зигзаги гребня, но мы его задушили на корню:) Если вдруг чего - лететь там далеко... Так что будем идти, придерживаясь скального гребня.

Кстати, на снегу видны следы наших предшественников. Интересно, кто они?

Поднимаюсь и постоянно оглядываюсь назад. Набранная высота позволяет заглянуть за гребень хребта Куршо и оценить, насколько заснежено Мырдинское плато. Радуемся, что отказались от идеи делать базовый лагерь там.

Подъём по снежнику довольно пологий на большом протяжении. Кому не нравится снег - могут пройти и по скальному гребню. Но нам снег нравится:)

Ширина более-менее пологой части снежника, которым прикрыт ледник на западном склоне Актура, местами просто нереально большая.

Внизу зеленеет долина Джалпакола. Горизонт занимают горы Даутского и Кышкаджерского хребтов. Как раз видны их высшие точки - соответственно, Рынджи-Аге (3802 м) в Даутском хребте и Кышкаджер (3822,8 м) в Кышкаджерском.

Большую часть обзора в сторону Эльбруса занимает своим массивом вершина 3517 м.

Идём по чьим-то следам. Справа по ходу какие-то бескрайние снега.

Смотришь туда - и прямо неудержимо тянет заглянуть за этот перегиб снежника. И это несмотря на то, что я прекрасно знаю, что там отвесная часть ледника и в ботиночках там делать нечего:) Но есть какая-то магия у этого снежника, он словно заманивает проследить, где заканчиваются эти извилистые ложбинки на его поверхности.

Вскоре нам представляется возможность выйти со снега на гребень и мы видим, что уже почти наравне с Акбаши по высоте. А позади неё вырастает ГКХ, представленный на этом участке массивом Гвандры (3984,9 м).

Пр виде Гвандры у меня возникает смешная ассоциация - чем-то Гвандра похожа на собачку.

С высоты довольно хорошо просматривается западный взлёт перевалов Актур и Актур Восточный. Надо отметить, что сейчас просто идеальные условия для их прохождения - ледник полностью закрыт снегом - можно идти ногами, ни кошек, ни верёвок и ледорубов не надо. Вспоминаю вид ледника Актура в августе 2015 - разница впечатляющая. Однозначно, надо ходить в эти горы в начале-середине июля!

Рассматриваю взлёт и седловину пер.Актур поближе. Текущая снежная обстановка позволяет замутить простую связку перевалов Актур Восточный и Актур, а затем через вершину 3517 м вернуться обратно на Актур Восточный. Не знаю, будет ли у нас желание сообразить что-нибудь эдакое, когда спустимся с вершины, но выглядит заманчиво.

Идём по камням над заснеженным цирком перевалов Ак. Разглядываем далёкую Штавлери.

Впереди появляется первый пупырь, которых, как можно было заметить с перевала, всего в гребне Актура три. Третий из них - и есть вершина.

Камни хорошо слежавшиеся. Лишь изредка среди них попадаются покачивающиеся.

Снова выходим на снег. Он уже такой мягенький, что больше ему таять и не надо. И так нормально. Но солнцу не прикажешь:)

И вот мы на вершине первого пупыря, а на заднем плане уже нарисовался следующий пупырь.

Облачка медленно, но упорно стягивает к Эльбрусу. Фотографируемся, пока его совсем не затянуло:)

Невесомые облачка рождаются где-то в небе над Грузией и настойчиво лезут на нашу территорию:)

Лезем на второй пупырь по снегу. Немного отстаю от мужиков - умиляюсь, что на отвесных скалах на такой высоте (а тут уже выше 3600 м) цветут растения! Жёлтые кустики - один из видов камнеломки, беленькие - проломник.

Пытаюсь догнать мужиков, макушка второго пупыря уже близка. Именно она и отмечена на картах как Ак и является предвершиной Актура.

Начинается выполаживание. Мой GPS показывает 3666 метров, в принципе, это довольно близко к высоте г.Ак с генштабовской карты.

С предвершины открывается вид на вершину Актура. Крутизна заключительного участка подъёма заметно отличается от крутизны пройденных участков, но отчасти она обманчива. Там не более 40 градусов.

Идущий впереди Коля явно чем-то удивлён, аж обернулся:) И хотя я прекрасно знаю, что именно он мог там увидеть, спешу скорее туда.

Там внизу сверкает каплей бирюзы приледниковое озеро. Я много раз видела его на чужих фото, теперь вижу своими глазами, и могу сказать - оно прекрасно!!!

И мы поспешили вниз по склону, чтобы поближе рассмотреть это чудесное озеро.

Сначала я даже не поняла, почему у него такой загадочный блеск. Потом догадалась - оно покрыто тонким слоем льда.

Вообще, можно было сказать, что программа-минимум выполнена. Я же не знала, какова будет снежная обстановка, но верила, что мы легко сможем дойти без снаряжения до озера. А дальше - как повезёт. Но тут же очевидно всё - снег хороший, подходит под скалы высоко, да и следы другой группы нам подсказывают, как логично идти. Тут и думать нечего - идём на вершину!

Обходим озеро по широченному снежному валу. И вроде крутизна предстоящего подъёма визуально не такая страшная становится.

Над озером я умышленно отстаю от Васи и Коли. Не могу налюбоваться этой бирюзой. И Гвандра весьма удачно в кадр вписалась:)

На склоне предвершины видны цепочки следов. Наши - крайние слева.

Тем временем Коля и Вася уже половину набора высоты по снегу сделали. Бегу за ними.

Выход на скалы был слегка осложнён тем, что снег очень уж размягчился. Немного попроваливались на границе снега и скал, а камни в самом начале скального участка довольно подвижные, так что выбирались на скалы поочерёдно, чтоб друг друга не засыпать.

Выкарабкавшись на скальный гребень и более-менее устойчиво примостившись, я фотографирую озеро сверху.

Продолжаем подъём по каменным ступенькам, местами предательски покачивающимся. Мы с Васей к такому рельефу привычные, а Коля хоть и новичок, но тем не менее лезет первым и всё вроде у него хорошо получается.

Вася оглядывается, проверяет, как я там ползу, и показывает мне злобный "живой" камень:) Спасибки, туда не полезу, сбоку обойду.

Вершины мы достигли как-то внезапно... Казалось, ещё лезть и лезть, а тут раз! - и Коля радостно вопит во весь голос "А-а-а-а-а!"

18 июля 2016 г, 10-45. Актур, 3703 м. Трое ростовчан обалдевают от видов и плюхаются на камни возле тура.
Мы это сделали!

Назад 1 2
Далее 4 5 6 7

( 1 comment — Leave a comment )
lomackinav
Jul. 12th, 2017 03:33 pm (UTC)
Светлана, высота 3673,6 это скорее всего место установки триангуляционного знака на предвершинном пупыре. Судя по старому описанию маршрута 1Б к.с. с перевала Ак северный он там когда-то был.

Edited at 2017-07-12 03:37 pm (UTC)
( 1 comment — Leave a comment )