Previous Entry | Next Entry

Назад 1 2 3
Далее 5 6 7

Мы на вершине Актура. Не "выше всех", конечно, но ожидания, что мы увидим с Актура ого-го как много, вполне оправдались. Дымка слегка портит восприятие, но тут уж мы сами виноваты, надо было пораньше выходить.

Что же мы видим с достигнутой высоты 3700 м?

В первую очередь, разумеется, Эльбрус. До него по прямой 31 километр.

Хотим мы этого или нет, но к Эльбрусу взгляд тянется сам, усилием воли приходится переводить его на другие объекты:) Начнём с того, что проследим взглядом вслед за убегающим на север гребнем хребта Куршо.

Дойдя до г.Узловая, хребет резко поворачивает на запад в сторону своей высшей точки г.Куршо, чтобы оттуда начать плавное снижение к слиянию Учкулана и Кубани.

От вершины Актура в западном направлении отходит отрог. Визуально он заканчивается широкой наклонной площадкой урочища Куршочат.

Почти весь задний план занимают высокие Даутский и Кышкаджерский хребет. В Кышкаджерском хребте видны Кышкаджер, Гаралыкол-баши, Назалыкол-баши, пик МИФИ. В Даутском хребте доминирует Рынджи-Аге, издали так явно демонстрирующая своё превосходство над пиком Даут, который принято считать высшей точкой хребта. Но это же не так! Рынджи-Аге выше!

Левее мы видим махарскую горную группу, в которой выделяются Двузубка и Махар Главный, а ещё левее и дальше в голубоватой дымке темнеют домбайские великаны - Домбай-Ульген и Буульген.

Если вглядеться, то можно и вершины Тебердинского хребта различить, а за ними - даже далёкую Кара-Каю.

А вот над вершинами южнее ГКХ пришлось поломать голову...

В этой панораме я изначально не смогла определить вершины 4, 5 и 6.

Остальные вершины я определила без труда:
1 - Кичкинеколбаши (вершина не видна)
2 - Ирэн
20 - Гаралыкол-баши
21 - Рынджи-Аге
22 - Кышкаджер

Ещё одна панорама - с захватом Гвандры, Мурзука и массива Кичкинеколбаши целиком. И всё те же три неизвестные мне вершины.

Я попросила помощи друзей-туристов в опознании вершин 4-5-6, и по результатам общения был сделан вывод, что это вершины хребта Клыч в Абхазии. Пирамидальные вершины 4 и 5 имеют отметки высот соответственно 3560 м и 3498 м, а усечённая пирамида 6 одной из своих вершин 3485 м стоит в ГКХ, а вторая 3497 м - находится на территории Абхазии. На карте эта троица выглядит так.

Всё-таки удивительно, почему эти три так бросающиея в глаза вершины не удостоились отметок на ресурсе Голубева? Ведь они присутствуют на многих фото.

Вот эти "клычские клыки" покрупнее. Если присмотреться, то на фоне массива среднего "клыка" можно уловить очертания г. Гондарай (3419 м, ледничок под её вершиной свисает влево-вниз на абхазскую сторону ГКХ) и пика Испанской Компартии (3284 м, ледничок из-под вершины свисает вправо-вниз).

Между "клыками" и Южным Махаром в ГКХ есть перевал Гондарай-Клыч (1Б, 3220 м). Интересный был бы вариант, если бы границы были открыты:)

Пока мы рассматривали горы, расположенные в ГКХ и южнее, облачность слегка растянуло. Вот уже и Эльбрус почти открылся. Дымка, естественно, никуда не делась, но даже сквозь неё мы смогли рассмотреть рога Ушбы чуть выше Трапеции.

Однако это лишь на востоке облачность расползлась, на севере облака очень даже успешно продолжали формироваться.

Видны три из пяти озёр Куршо - Бирюзовое, Бурое и Синее. Не доступны взгляду самое верхнее (наверное, ещё полностью замёрзшее) и самое нижнее Голубое.

На этом участке гребня Куршо кроме одноимённой вершины сильно выделяется Мурсалы (3693 м). Между Куршо и Мурсалы в гребне имеется три перевала. Ближайший к г.Мурсалы - перевал спортклуба МИФИ, далее - Невский(он же Куршо Восточный) и под склоном Куршо - Мурсалы. Видимая нам южная сторона перевалов не является определяющей их сложность. С севера там всё гораздо веселее: ледники, трещины, отвесные скалы. На мой взгляд, только перевал Мурсалы можно пройти без снаряжения, ледник там сильно деградировал и отошёл от скального массива Куршо. В сезон это классический 1Б. Насчёт двух других перевалов думаю, что они скорее 2А.

А здесь на среднем плане нашему вниманию предстают г.Узловая (3663 м) и двуглавый массив Джалпакол (3614 м и 3633 м). Главная вершина - восточная, ей и дано название на картах. Но визуально её превосходство почти не заметно. Либо у меня кривые руки и завален горизонт:)
Между Узловой и Джалпаколом виден глубокий провал - это перевал Беляева. Сложность его тоже одностороняя и заключается в наличии довольно растресканного ледника из-под вершины Джалпакола. С видимой же нам западной стороны перевал очень простой.

На заднем плане над перевалом Беляева виден массив Кепурлибаши (3397 м), далее в этом же гребне доминирует прикольная двузубая с этого ракурса Кебек-Джиринбаши (3525 м).

Также виден перевал Джалпакол Центральный (на переднем плане ближе к левой части фото), о его прохождении очень мало данных, но с ним всё в точности до наоборот - его восточный взлёт простой, а западный закрыт крутым ледником и вся сложность сосредоточена именно на восточном взлёте.

Но пора и запечатлеть себя на вершине. С этой целью Вася соорудил из камней подставку для фотика. Но выглядит процесс так, будто он только-только долез до вершины с запада:)

Фото на память с вершины Актура. С Эльбрусом, разумеется. Специально расселись посвободнее, чтобы его видно было.

А потом пошло-поехало... в смысле - фотосессия:)

Демонстрирую лучшую защиту от солнца "а-ля кавказская пленница". На самом деле эта "тряпочка", вернее - пляжное парео, весь путь сюда проделала, обмотавшись вокруг моей шеи. На удивление не было жарко, но даже если бы и было, то избежать загара выше горловины для меня было важнее, к тому же надеюсь, что и подбородок при этом не получил той дозы отражающихся от снега лучей. Короче - девушкам рекомендую.

Прошу Васю запечатлеть меня на фоне Гвандры. Он сдвигает меня так, чтобы моего плеча касался "носик собачки", я же по-прежнему вижу в очертаниях Гвандры собачку:)
За моей спиной скальный выступ, по сути являющийся высшей точкой Актура, но залезть на него я не решилась.

Вид в сторону Далара уже кажется банальным, но всё равно нравится. Жаль, что Штавлери я закрыла собой.

Ну, и конечно же, надо сделать фото с Куршо. В знак признательности к этой вершине за то, что способствовала нашему посещению Актура.

Эльбрус игриво прикрылся невесомым облачком, и это выглядит так миленько. Но с другой стороны - тревожно. Зачастую именно так, с того момента, как на вершину село крошечное и на вид безобидное облако, и начинается отсчёт до наступления погодного катаклизма. Тем более, что мы знаем, что завтра этот катаклизм пренепременно будет.

Пытаюсь понять, что там правее Кирпича белеет? Облако или вершина? Всё-таки вершина! Заснеженная Лайла с двумя тёмными скальными "ушками", похожими на эльбрусские. Лайла (4009,2 м) - ещё один четырёхтысячник, различимый в видимой панораме в сторону Грузии.
Справа от Лайлы выделяется вершина 3822,0 м, ещё правее - 3800,9 м и 3523,0 м - вершины Сванетского хребта.

Если уж речь зашла о четырёхтысячниках, то напомню - легко найти Ушбу (4700,4 м). Вон она проглядывает из-за Трапеции.
Между Ушбой и громадиной Донгузорун-Чегет-Карабаши (4454 м) виден массив Шхельды с высшей точкой 4368,4 м, из-за которого справа виден белый треугольник ледника под вершиной Чатынтау (4411,9 м)

На вершине мы провели около часа. За это время мы перекусили, забрали записочку турклуба МГТУ от 13.07.16 в обмен на свою, ну и просто офигенно отдохнули.

Поскольку погода недвусмысленно намекала нам, что намерена испортиться, мы решили спускаться, чтобы успеть ещё и на пупырик 3517 м залезть. Конечно, вершина 3517 м с Актура смотрелась более чем скромно, но это уже было дело принципа - хотелось узнать, насколько легко проходим гребень между перевалами Актур Восточный и Актур.

Повторяем всё в обратном порядке. Сперва вниз по разрушенному гребню...

... затем мимо чудесного озерца, которое за время нашего пребывания на вершине успело оттаять от тончайшего слоя льда.

Вася спускался последним и почти бегом. Снег так расквасился, что чем быстрее перебираешь ногами, чем меньше шансов провалиться по колено. Склон после нашего спуска выглядел сильно взрыхлённым:)

Поднимаемся от озерца на предвершину, украшенную причудливыми скальными изваяниями. А небо над нами совершенно недвусмысленно намекает на ухудшение погоды. В общем, идём и радуемся, что успели посетить Актур.

С предвершины сбегаем по снегу в понижение, а оттуда пойдём по скальному гребню. Надоел мягкий снег.

Быстро проскакиваем скальный участок и снова выходим на снег. До Актура Восточного рукой подать. Мы идём быстро, но облака уплотняются ещё быстрее...

Как-то стремительно затянуло весь район западнее слияния истоков Джалпакола. Нижняя часть долины погрузилась в полуденные сумерки. Надо успеть осуществить всё задуманное, "пока не началось":)

Задуманное - это, во-первых, добыть в туре Актура Восточного записку и накалякать свою, во-вторых, посетить вершину 3517 м. О том, чтобы закольцевать маршрут через перевалы Актур и Актур Восточный речь уже не шла. Вроде бы и небольшое "колечко", но если есть шанс попасть в непогоду, то ну его нафиг.

Записка в туре оказалась от тех же туристов МГТУ, что отметились на вершине. Я быстро написала свою записку, и мы понеслись по камням на штурм 3517 м.

Естественно, мы постоянно оглядывались на заснеженный склон Актура. И отсюда казалось, что заключительная часть подъёма на вершину нереально крутая. Не верилось, что мы преспокойненько туда поднялись и совершенно без проблем спустились.

По мере того, как мы поднимались выше, становилось заметно, что ледник на западном склоне Актура начал местами открываться.

Подъём на вершину 3517 м весьма простой. Камни иной раз пошатываются, но это не создаёт угрозы идущим позади. При должном навыке хождения по такому рельефу можно вообще пройти, ни разу не испытав неустойчивости. Несмотря на то, что мы идём налегке, я уверена, что и с рюкзаками тут вполне нормально идти.

Вершина как таковая выражена слабо, это просто довольно обширная каменистая площадка. Тура я беглым взглядом не обнаружила. Формально можно считать вершиной кучку камней, незначительно возвышающуюся над площадкой.

Немного отойдя от вершины в сторону перевала Актур, можно рассмотреть ледник получше. Отсюда хорошо видно, как далеко вниз можно лететь, если что-то пойдёт не так на заключительном этапе восхождения в случае, если подниматься не вблизи гребня, а значительно правее.

А теперь идём к краю вершинной площадки смотреть на спуск к перевалу Актур. Ширина гребня здесь, как видите, немаленькая, и идти по нему никаких проблем не составляет. Но что там за перегибом гребня?

Заглядываем вниз - и обнаруживаем простецкий спуск на седловину Актура. На фото не видно заключительной части спуска, но тут уж верьте мне на слово - я видела ту часть на чужих фото с перевала.

Во всю ширину открывается вид на Мырдинское плато. Снега не просто много, а очень много! Известные мне хорошие места стоянок, увы, под снегом. Озёра, что лежат примерно на 3200 м, ещё не открылись.

Да... хорошо, что мы переиграли с маршрутом! Ну, а завтра, надеюсь, мы по-быстрому это плато проскочим по пути в Трёхозёрье. Задерживаться на плато смысла не вижу.

Мы какое-то время посидели на гребне, приспустившись с вершинной площадки, и поразглядывали Мырдинское плато. Затем Коля, который обследовал вершинную площадку и с мырдинской стороны, напомнил, что видел наш лагерь, и что вроде бы у нас появились соседи. Идём посмотреть. И действительно, виден наш лагерь на морене и там появились две новые палатки.

Пока непонятно, сколько человек поднялось на морену, с такого расстояния толком не поймёшь, где человечки, а где их рюкзаки.

И тут я предложила на спуске с Актура Восточного заскочить на пупырь, который отвесной скалой нависал над нашей стоянкой. Оттуда наш лагерь будет видно лучше.

Сказано - сделано. Но мужикам уже явно надоело скакать по камням, так что на край скалы дотопала только я.

Оттуда я смогла разглядеть, что новых палаток уже не две, а четыре, и что двое туристов шарятся по снежнику с ёмкостями для воды. Эх, наверное, не заметили вырытый нами "колодец", и сейчас будут топить снег. Ну ладно, сейчас спустимся и покажем им, где тут есть вода в жидком виде.

Я посвистела им сверху, но я не соловей-разбойник и мой негромкий свист они не услышали.

Когда я возвращалась к Васе и Коле, которым лень было переться на обрыв, внезапно я ощутила, что ноги мои настойчиво требуют отдыха. Набегалась по камням я сегодня знатно, и несмотря на влажные от снега ботинки, ступни горят как в аду.

Вдобавок безумно хочется пить, а наши запасы воды закончились на вершине Актура. Там мы начерпали снега в бутылку, но успели выпить и её. Тот снег, который был у нас на пути, конечно, можно было жрать ради утоления жажды, и я так и делала время от времени, но хотелось именно жидкости.

Оставив позади пологие снежники, мы добрались до крутого осыпного спуска в цирк перевалов Ак. Из-под камней послышалось невероятно громкое журчание ручья. И мы ломанулись по камням в поисках места, где можно долезть до воды. Увы, неудачно. Правда, был момент, когда чуть ниже по склону мы заметили блеск воды, но безопасного спуска туда не просматривалось. И мы плюнули на это дело, и слегка огорчённые побрели вниз, возвращаясь на путь подъёма, от которого мы отклонились.

Разделавшись с крутым каменистым участком спуска, мы вылезли на мягкий снежник. Шли чуть ниже пути подъёма, и здесь в больших количествах присутствовал "арбузный снег". Сфотографировала один из наиболее ярких таких участков.

Шли через каменистый островок с большим камнем, примеченный сверху, где казалось, что есть стоянки. Да, они там действительно есть, на 3-4 палатки, но не очень эти места велики и по комфорту нашим уступают. Отметила это место точкой PLACE 3, высота около 3290 м. Как выяснилось после похода, когда удалось наложить трек на карту - именно это место и отмечено у Ляпина как стоянка. А наш лагерь находится примерно в полукилометре отсюда.

Обзор с этой стоянки сильно ограничен, зато благодаря своему такому расположению стоянка лучше защищена от ветра со стороны долины Мырды.

Отсюда хороший вид на озерцо в снежной ложбинке, а также хорошо просматривается путь на перемычку в верховья ручья Тогерек, куда снизу доступ затруднён.

Но главным достоинством этой стоянки оказалось наличие неподалёку воды! Здесь вода из тающих снежников уходит под камни и снег не сразу:) Видимо, из этих ручейков частично питается озерцо.

Мы наглотались ледяной жидкости и почувствовали прилив сил, так необходимых нам для последнего полукилометрового рывка до лагеря.

Ровно в 15-00 мы вернулсь в лагерь, полные впечатлений от посещения вершины Актура.

Познакомились с соседями, ими оказались семеро туристов из Крыма. Завтра в их планах значилось посещение Актура, и они не обрадовались, когда я сказала им о плохом прогнозе на завтра. Они гуляли уже 10 дней, и естественно, не знали текущих прогнозов. Но попробовать они всё же решили, сказали - встанем часа в 4 утра и пойдём.

Мы рассказали им, где тут можно добыть воду и немного пообщались. Длительного общения не задалось по банальной причине - мои мужики, да и я, зверски хотели жрать:) И я отправилась варить солянку, для которой тащила сюда и солёные огурцы, и оливки, и зажарку с томатом, морковью и луком. Мы заслужили этот праздник желудка!

Покушав, мы немного повалялись и к закату вылезли из палатки, надеясь на красивое зрелище. А зрелища не случилось... Эльбрус укутался в облака, да и куда ни глянь - везде были облака, но солнцу удалось каким-то чудом всё-таки пробиться и зацепить лучами Трапецию и Далар.

И пусть сегодня, несмотря на все мои опасения, дождя всё-таки не случилось, этот закат не предвещал ничего хорошего. Такая облачность явно не к добру! К тому же я ощущаю, что давление резко падает - башка болеть начала.

Мы постарались подготовиться к наступлению непогоды, укрепив растяжки и набрав 10 литров воды:)

Затем я устроила сжигание мусора, скопившегося за 3 дня, собрав сушняк с жалких кустиков карликовой ивы, произрастающих вблизи стоянки. Вася предлагал сделать это утром перед уходом, мотивируя тем, что мусор ещё появится, но я не поддалась - если "дрова" намочит, утром я уже ничего не сожгу, а таскать мусор придётся мне.

Предложили крымчанам воспользоваться нашим костром для тех же целей. Так, под эгидой совместного сжигания мусора, и пообщались более детально с несколькими участниками их группы. Когда костёр прогорел, вечернее похолодание вынудило нас распрощаться с крымчанами, и, пожелав друг другу удачи на будущее, мы разбрелись по палаткам.

Спать ложиться было рано, сделали ещё чаю. Едва мы закончили чаёвничать, как по тенту палатки заморосило... Ну, началось...

За день мы прошли 5,3 км, набрали метров 450 до вершины Актура и столько же сбросили. Но это просто сухая статистика. А главным итогом сегодняшнего дня, впрочем, как и остальных дней, для нас стали впечатления!

Назад 1 2 3
Далее 5 6 7

( 6 comments — Leave a comment )
old_grumbler
Aug. 20th, 2016 01:55 am (UTC)
Какие замечательные у вас отчёты! Какие фотографии! Просто фантастика. Спасибо большое. Мырды действительно красивое ущелье.
---
Про Муруджинские озёра посты очень порадовали. Козлики такие, горностайка... Лишний пинок мне, чтобы сходить туда (собираюсь в Домбай в конце сентября - начале октября, надеюсь, повезёт с погодой и снег еще плотно не ляжет). Сам-то я с палаткой редко хожу, обычно приезжаю в Домбай, селюсь на квартиру и хожу радиалки без ночевок, фотография, панорамы 3d, самое дальнее - Алибекский перевал. Правда, есть герои, которые и Муруджинские озера без ночевки ходят (мой знакомый ходил от Форельного в 2011 - вышли в 10.30, на трассе были в 23.30) - но я так не хочу, тяжело слишком, да и не увидеть ничего.
В жж я, правда, почти ничего не выкладываю - в основном на сайт свой all-dombay.ru, но он такой... полукоммерческий. Но если Муруджинские схожу в этом году, то выложу в жж.
-----------
А вы пишите, пожалуйста, не бросайте - очень хорошо это у вас выходит.
73misha
Feb. 23rd, 2017 11:51 pm (UTC)
Светлана, отличные фотографии
Светлана, отличные фотографии. Редко встречаю людей, которые так узнают вершины. За Лайлу 5+ да и за всё остальное
Feb. 27th, 2017 06:59 am (UTC)
Re: Светлана, отличные фотографии
Разумеется, не все вершины удаётся опознать сразу на месте. Многие только после похода "находят своё место" в описании, когда посидишь над картой.
Лайлу я именно после похода опознала, а тогда, на вершине Актура, я лишь осознала, что это гора, а не облако. Карт у меня с собой не было. Да и вообще, горы Грузии для меня большей частью - белое пятно. Я же в основном по КЧР хожу.

73misha
Feb. 6th, 2018 12:32 am (UTC)
очень хорошо, что публикуете
Светлана, доброе утро! не первый раз смотрю этот пост (да и другие). Очень, очень хорошо, что публикуете. Мне кажется на панораме: 1 это Ирен, а правее "пила" Гондарая. Кичкеникол-баши ("гондарайский" левее). А на Чат-Баши я как-то ходил в 1980-ых по вами описанному маршруту. Погода была безоблачная, но вот фототехники тогда хорошей не было....
Feb. 6th, 2018 07:35 am (UTC)
Re: очень хорошо, что публикуете
А если сравнить район Кичкинекол-Ирэн-Гондарай вот с таким ракурсом? или вот так Эти виды сняты вблизи впадения Кичкинакола(вытекающего из оз.Уллу-Кёль) в Учкулан. Права ли я, что тут двуглавая вершина - Кичкинеколбаши, правее округлый массив Ирэн, а ещё правее - Гондарай? Просто в этом ракурсе очевидно, что Кичкинеколбаши доминирует, а остальные вершины определяются по отношению к ней. Возвращаясь к виду с Актура, мне кажется, что именно округлый массив является тем, что называют Ирэн. А вообще я столкнулась с тем, что в сети мало фото Кичкинеколбаши с разных ракурсов. Потому эта вершина какая-то плохоопознаваемая.

Edited at 2018-02-06 07:37 am (UTC)
Feb. 6th, 2018 07:39 am (UTC)
Re: очень хорошо, что публикуете
Что-то с форматированием картинки не то в моём предыдущем ответе, всё какое-то вытянутое по вертикали получилось. Но если на неё кликнуть, то нормально смотрится.
( 6 comments — Leave a comment )