Previous Entry | Next Entry

Назад 1 2 3 4
Далее 6 7

Мощнейшая ночная гроза недвусмысленно намекнула, что весь день 19 июля 2016 г нам суждено провести на морене под перевалами Ак. По прогнозу rp5.ru в ночь с 18 на 19 июля должна была начаться полуторасуточная поливайка. И похоже, прогноз в точности сбывался...

После того, что было ночью, я прониклась уважением к нашему весьма суровому пристанищу и стала считать его невероятно уютным. Понять это можно, лишь пережив аналогичный катаклизм. Когда даже думать страшно о том, что ты мог бы в это время оказаться где-нибудь на ровненькой, но полностью затопленной зелёной полянке или под склоном, откуда ливнем вымывает камни.

Здесь же, среди унылого нагромождения камней, оказалось не только безопасно, но и на удивление комфортно в том плане, что вся дождевая вода довольно оперативно просачивалась вглубь моренного вала. А в некоторых местах морены имелись углубления, где вода, наоборот, собралась в каменных ванночках, и оттуда можно было пополнить её запасы, ну или хотя бы использовать её для хознужд.

Солнышко, проглянувшее сквозь тучи ближе к 7 утра, вовсе не возвещало окончания непогоды, оно лишь позволило осознать масштабы надвигающегося со стороны Грузии катаклизма. Эти косматые облака ползли и ползли, им плевать было на государственную границу, они внаглую нарушали пограничный режим:)

В то же самое время (да-да, эти два снимка сделаны с интервалом в несколько секунд!) над Эльбрусом зловеще сгущалось облачное нечто, от которого не стоило ждать чего-то хорошего. Впору было молиться, чтобы ветер оттуда не подул в нашу сторону.

Как вы понимаете, наши соседи по стоянке, крымчане, сегодня не решились идти на вершину Актура. И очень правильно сделали. Потому как вскоре началось такое...

Вновь загремело и полило. Да не просто загремело и полило, а невероятно загремело и грандиозно полило! Если попытаться описать происходящее в двух словах, на ум приходит лишь "это трындец!" Когда палатку треплет так, что её стенки ложатся на тебя, заставляя скукоживаться в центре её внутреннего пространства, а раскаты грома отзываются дрожью из-под карематов и эта непрекращающаяся вибрация начинает бесить не меньше, чем чрезмерная громкость грозовой канонады. Когда на протяжении многих часов нет промежутка в этом ужасе, чтобы выскочить из палатки и, извините, поссать, не говоря уж о чём-то более серьёзном:) Когда не позволяешь себе жрать и пить по причине, названной выше:) В общем, друзья, это было "весело".

Прекратился этот разгул стихии лишь к 17 часам, подтвердив точность предсказаний rp5. Даже солнышко появилось где-то. Но нам не досталось его тепла, то ли мы были уже в зоне тени, то ли над нами облака были плотнее.

За время ливня мы нереально задолбались валяться в палатках, поэтому с радостью вылезли из палаток, чтобы размять затёкшие ноги.

Теоретически, у нас было время, чтобы собраться и перебазироваться на Мырдинское плато. Но мы были такими уставшими от пережидания ливня, даже сильнее, чем после вчерашней прогулки на Актур, так что вряд ли эта идея могла реализоваться. И мы решили переночевать ещё одну ночь на морене, а завтра рвануть сразу в Трёхозёрье.

Красивого заката не случилось, но вечер ознаменовался появлением полной луны над перевалом Далар. И мы пытались фотографировать луну и наши опухшие от отдыха лица:)

Утро 20 июля тоже оказалось каким-то недружелюбным. Снова из Грузии к нам ползли серые облака, сквозь которые пробивались солнечные лучи. В отличие от вчерашнего утра, сегодня не было замечено облачности, поднимающейся из долин.

Красотища! Но всё равно как-то тревожно, а вдруг снова будет как вчера?:)

В общем, мы решили собираться и валить отсюда, пока не началось:)

Крымчане, чьи планы непогода конкретно нарушила, смекнули, что ловить тут нечего, на Актур идти смысла нет - даже если не намочит, то и видов никаких не будет. И пока мы неторопливо готовили завтрак, они по-быстрому собрались и ушли вниз. Мы же пока вполне укладывались в сроки похода, эта задержка на сутки была запланирована. И сегодня по плану нам необходимо было дойти до Мырдинского Трёхозёрья.

Мы стартовали в 7-10. Вышли на снежник и стали спускаться, внимательно поглядывая на склон слева по ходу. Где-то там должна быть тропа на перемычку к Мырдинскому плато.

Седловина, которой нам требовалось достичь, прекрасно просматривалась - под ней широкой полосой лежал снежник. Если идти снизу из долины Мырды, то есть смысл подниматься к ней по длинному травянистому гребешку, но мы-то шли сверху. Мы наметили на снежнике ориентир, докуда стоит спускаться, это была большая треугольная каменюка с левого края, и оттуда собирались выйти на осыпь и двигаться в направлении седловины.

Снежник после суток ливня стал более рельефным и грязным, а также уплотнился, что на нём не видны были даже следы крымчан, недавно тут прошедших. Мы прямо реально почувствовали, что лучший сезон для посещения этих мест неумолимо подходит к концу. Ещё один-другой такой ливень - и ходить по таким снежникам будет погано.

Так что мы были рады уйти со снежника на камни при первой же возможности. Как видите, никакой тропы тут нет, но логика в том, что мы уже на высоте седловины и именно на этой высоте мы сможем пройти под скалами. Раньше сворачивать было бессмысленно, упёрлись бы в скалы.

Дойдя до скал по траве без тропы, мы почти было решили, что идём выше неё и даже пытались разглядеть её ниже по склону. Но за очередным перегибом склона тропа внезапно нашлась! И именно на той высоте, на которой мы шли!

Ориентир для поиска этой траверсной тропы на перемычку к Мырдинскому плато я бы обозначила так: "найти два хорошо выраженных пояса скальных выходов, начиная с низа снежника, и идти между ними". Мы начали путь под скалами верхнего пояса, теперь же идём по-над скалами более нижнего пояса и тут тропа уже чёткая и хорошо видна на фото.

Надеюсь, понятно, что я имею в виду под "нижним поясом скал"? Вот он, прямо под нами:

Фотографируемся на одном из выступов скал нижнего пояса на фоне безымянной вершины 3221 м. Позади нас виден простой подъём по траве - он годится, если идти снизу.

Наша траверсная тропа идёт с лёгким набором высоты и постепенно сближается с другой тропой, что поднимается снизу по луговому гребешку. Уже близка седловина, за которой нас ждёт невообразимый каменный хаос Мырдинского плато. Из-за седловины выглядывает одна из вершин Мырдинского плато - 3211 м.

Оглядываемся. Скоро наша уютная морена скроется из виду и сейчас самое время попрощаться. На неё уже спускается облачность. Вовремя мы успели сбежать, однако. Да и тропу успели найти по хорошей видимости, в тумане я бы на этот траверс, не зная тропы, не решилась и наверняка бы настояла на том, чтобы идти от самого низа снежника.

Кстати, в таком ракурсе тропа не видна совсем. Но она есть!

На заключительном этапе подъёма к седловине тропа вырождается как раз в месте выхода на луговой гребешок, по которому поднимается другая тропа. Она тоже тут уже не читается, хотя долгое время я её наблюдала. Далее путь идёт по камням. Никаких туров здесь нет, да и не нужны они, всё очевидно же.

У моих ног - луговой гребешок, по которому легко можно подняться снизу. Во всю длину, правда, он не виден, но такой уж получился ракурс. Глядя вниз, понимаю, что мы неплохо срезали, найдя траверсную тропу. Но надо поторапливаться, что-то не нравится мне эта спускающаяся всё ниже облачность. Уже пол-Кирпича откушено облаками.

Ещё один прощальный взгляд на наше пристанище, где мы провели три ночи. Его заволакивает всё плотнее. Интересно - на плато тоже облачность спустилась? Будем там как ёжики в тумане.

Собственно, вот так выглядит "седловина". Совершенно невообразимое нагромождение каменюк разного размера и удивительно прикольной расцветки.

Когда в 2015 году я впервые увидела рыже-бурые камни Мырдинского плато, я в каком-то оцепенении лавировала между ними, стараясь запомнить эти невероятные цвета и текстуры. Сейчас у меня подобного разрыва шаблона, конечно, не наблюдалось, но впечатление всё равно яркое. Так приятно в этот пасмурный день видеть тёплые оттенки. Хотя бы на камнях:)

Вопреки моим опасениям облака над Мырдинским плато летели довольно высоко. Мы не станем ёжиками в тумане и нам удастся рассмотреть различные достопримечательности этого необычного района.

В гребне хребта Куршо просматриваются три седловины. Правая широченная седловина - перевал Джалпакол Центральный. Средняя V-образная седловина - не перевал, спуска с неё на ту сторону нет (хотя как "нет" - может, просто ещё не нашлись те, кто найдёт этот спуск?) А самая левая и самая низкая и не очень просматривающаяся отсюда седловина, это перевал, о названии которого можно устроить дискуссию. Я считаю его перевалом Гринчара. Многие убеждены, что это Джалпакол Южный. Итак, предмет дискуссии определён, с оппонентами всегда готова аргументированно пообщаться на эту тему.

Спускаемся с седловины по камням, а затем выходим на снежник, за которым виднеется маленькое озерцо.

Отмечу здесь один прикольный момент. Видите, справа возвышается треугольная вершинка 3211 м? Не правда ли, кажется, что с неё можно будет разглядеть всё Мырдинское плато? Но это совершенно не так! Несмотря на то, что нам кажется, что до самого гребня хребта Куршо выше на плато ничего нет, в реальности мы просто пока не видим того района, который выше. Незначительно, но выше. Наиболее крупные озёра на плато лежат метров на 20 выше этого пупыря, не говоря уж о скалах, их окружающих. Так что использовать вершину 3211 м как обзорную точку бессмысленно.

Вообще, если говорить о направлении на перевал Озерковый, откуда идёт спуск в Трёхозёрье, то нам бы сейчас тупо пойти по прямой. Взять за ориентир восточную вершину г. Джалпакол - и туда рулить, предварительно перемахнув через седловинку под 3211 м. Но мы так делать не будем. На Мырдинском плато, говорю без преувеличения, самый прямой путь может оказаться самым долгим:)

Но немного поближе к вершине 3211 м мы подойдём - исследуем тот район на предмет наличия хороших стоянок.

Обходим озерцо по снежнику.

Однако выясняется, что не обходим, а пересекаем:) Часть озерца пока под снежником и по нему мы легко перебираемся на другой берег.

По каменюкам взбираемся на зелёные холмы вблизи 3211 м. Отсюда впервые открывается неплохой вид на взлёт перевала Актур (1А) - седловину с несколькими скальными зубами. Виден и участок гребня хребта от перевала до вершины 3517 м, на которой мы побывали два дня назад.

Теоретически на травянистом участке можно найти местечки под палатки, только немножко камни придётся повыковыривать. Бросаем рюкзаки на траву, чтобы хоть несколько минут от них отдохнуть, и идём к краю, чтоб увидеть, что там внизу.

Долину Мырды не видно, для этого нужно спускаться на следующую террасу. На зелёных холмах видны участки, где трава содрана - скорее всего это проделки яков, которые захаживают и на плато, и в Трёхозёрье. Но мы пока ни одного яка не видим.

Обращаю внимание на то, что напротив с нашей стоянки на морене был перевал Далар, а теперь мы "поравнялись" с Трапецией и по совпадению - с весьма похожим на неё (если смотреть на Трапецию с Доломитских озёр) трапециевидным массивом с вершинами Узункол и Ирчат.

Проходим чуть дальше - теперь можно разглядеть ручей, вытекащий из озерца, которое мы недавно пересекли. Вдоль этого ручья возможен спуск в Мырды, но его используют крайне редко, лишь пару раз натыкалась на подобные описания. Возможно, там не всё так хорошо:)

На вершине 3211 м замечаю нескольких туров, но пока собираюсь сфотографировать, они убегают.

Что ж, тут мы всё посмотрели, продолжим путь. Нам надо добраться до самого большого озера на плато, которое отмечено на картах урезом воды 3232 м.

Немножко спускаемся и начинаем траверс этих холмов. Чуть выше большого прямоугольного камня находится тропка. Звериная, разумеется, но в этих каменных россыпях это лучше, чем идти совсем без тропы. Что удивительно - я нарисовала маршрут к озеру именно так, не подозревая о существовании тропы, мне показалось, что этот траверс будет меньшим злом, чем все остальные пути.

Найденная тропа - это просто замечательно! Вы только поглядите на этот ноговыламывательный рельеф! А ведь могли бы где-нибудь там ползти:) А так - идём и любуемся этими каменистыми валами, разделёнными ложбинками со снегом; разглядываем подходы к перевалу Актур.

Солнышко очень вовремя подсветило район перевала. Как раз и взлёт хорошо виден, и путь с перевала на вершину 3517 м.

Теперь, увидев перевал с этой стороны, я просто убеждена, что путь с Мырдинского плато на вершину Актура через перевал и далее по гребню хребта - идея вполне здравая. Это прекрасная радиалка из лагеря на Мырдинском плато. Кстати, а вот и местечко под стоянку - посреди снежника виднеется оттаявшая ровная площадочка на 2 палатки.

Тропинка заканчивается, упёршись в протяжённый снежник. Продолжаем держать направление, а оно у нас сейчас - аккурат на перевал Гринчара. Чтобы дойти до озера, вскоре следует свернуть вправо и набрать немного высоты.

Снег здесь раскис, и мы начинаем проваливаться местами по колено. Надо убираться с этого снежника.

Забираем вправо и переходим со снежника на оттаявшие участки плато. Теперь наше направление - на перевал Джалпакол Центральный. Большое озеро совсем близко. С того места, где стоят Вася и Коля, его должно быть видно.

Снова приходится выйти на снег. Озеро-3232 м - дальнее от нас и большей частью ещё под снегом. Ближе к нам виднеется ещё одно малюсенькое озерцо, на картах ГШ и ГГЦ его нет, есть оно только на OSM.

Этот снежник твёрдый, идти по нему приятно. Обходим оба озера с востока.

Обследуем ручей, вытекающий из озера-3232 м на предмет переправы. Мочить ноги в ледяной воде желания нет, но, похоже, и не придётся - ручей мелок и можно сделать пару-тройку прыжков по камням.

Стоянки у озера пока под толстым слоем снега, я даже не сразу узнала место, где мы в прошлом году обедали по пути на перевал Гринчара.

Вид на пер.Гринчара отсюда неплохой. Седловина определяется однозначно как низшая точка гребня. Каменистый взлёт выглядит круто и пугающе, и доля правды в этом есть - там действительно приличная крутизна.

Поскольку завтрак был ранним, мы с превеликим удовольствием затрепали на троих баночку тунца и ещё каких-то бутеров и вкусняшек. А теперь пора спускаться. Да-да, формально спуск к Трёхозёрью начинается прямо от озера-3232 м, на нашем пути через плато это высшая точка.

Помните, я говорила, вершина 3211 м не является панорамной точкой на плато? Готова предоставить доказательство - вон торчит её макушка на фоне массива Кирпича. Озера с неё не увидать, равно как и не разглядеть пути к перевалам Гринчара и Джалпакол Центральный.

Спуск начинаем слева от ручья. Признаю, что можно было и через пупырь 3211 м сюда выбраться, но тогда бы мы не увидели ни озёр, ни перевалов.

У меня в GPS был трек прошлогоднего похода и на этом этапе мы шли, придерживаясь его, т. к. трек оказался довольно грамотным, без блуканий.

В поле зрения появляется ещё один интересный объект - перевал Нос (1А). Этот перевал малоизвестен и многие удивляются этому названию. Но оно вполне себе говорящее - не кажется ли вам, что гребешок на среднем плане напоминает человеческий профиль с курносым носом - вершиной 3559 м? Вот именно на "переносице" и располжен перевал Нос. Ведёт этот перевал к большому озеру на высоте примерно 3450 м, сравнимому по размерам с озером под Джалпаколом Северным, но гораздо реже посещаемым.

Лавируем между каменистыми грядами, приближаясь к водоразделу между Мырдинским плато и Трёхозёрьем. А тут будто нарочно у обрыва такой удобный "столик" стоит - заманивает посидеть за ним и насладиться видами. Но мы настроены решительно - надо идти, а то не ровен час из этих облаков нам достанется.

Вот и водораздел. И, честно говоря, я не знаю, где тут точно находится перевал Озерковый (н/к). По координатам с ляпинской карты - где-то в районе видимого понижения в гребне. А по внутреннему чутью - да прямо тут и надо спускаться.

Перед началом спуска окидываем взглядом оставшееся позади Мырдинское плато, которое отсюда совсем не смотрится как плато:) О, да отсюда видно гребень Актура! Два из трёх его заснеженных холмов. Неожиданно... Если немного в сторону отойти, наверное, и вершина будет видна?

А по поводу перевала Озеркового - я полагаю, что перевал сейчас находится прямо у меня за спиной. На ходу даже додумываю историю его названия - он Озерковый, потому что седловиной является сток этого крошечного озерца талой воды.

Не очень убедительно? Озерцо хилое и, вероятно, сезонное? Может и так, но чуть выше (правее за кадром) расположено ещё одно довольно крупное озеро Мырдинского плато, которое я видела лишь на спутниковых снимках. Полагаю, его воды просачиваются куда-то сюда, иначе как объяснить, почему с перевала бежит мощный ручей, когда это озерцо пересыхает? В прошлом году я видела его почти высохшим.

Вот под этими серыми камнями или даже под снежником озёрная вода находит путь вниз. Именно это место я и считаю перевалом Озерковым.

Что ж, пора и нам заглянуть вниз. А там два больших озера. На самом деле рядом с верхним озером имеется ещё одно небольшое озерцо, но оно не вносит вклада в название Трёхозёрье. Третье большое озеро, ещё более верхнее, мы пока не видим. Для удобства дальнейшего повествования я стану называть видимое в этом кадре верхнее озеро "средним", поскольку оно таковым является по высоте среди трёх больших озёр.

В прошлом году мы поднимались от Трёхозёрья на перевал по руслу ручья, так оказалось удобнее. Разумеется, в сети есть много описаний с рекомендациями "как лучше", но я про них даже и не вспомнила, ведь у нас был свой вариант, которым мы ходили.

Однако, сперва мы забраковали спуск по руслу, забитому крутым снежником, ведь неясно - провалится он под тобой или нет. Была мысль траверснуть до верхнего озера под скалами, но почти сразу мы упёрлись в весёленький обрывчик и передумали. Не стоит некатегорийный перевал того, чтобы на спуске так корячиться:) Зато с обрывчика был прекрасный вид, и оттуда мы ещё раз обдумали вариант спуска.

Мы вышли на снежник не с самого его верха, а слева и сразу в его среднюю часть, где было не так круто. Снежник оказался довольно твёрдым, так что и речи не было о том, чтобы провалиться до воды.

Не доходя до окончания снежника, где из-под него вырывается бурный ручей, мы приняли левее и вышли на каменисто-травяную полочку. Альтернативный вариант, испробованный нами в прошлом сезоне, остался правее и шёл он через каменистый бугорок - там есть тропа.

Но у нас не было цели спускаться к нижнему озеру, поэтому мы пошли над ним, надеясь выйти на тропинку, которую я разглядела на своих прошлогодних фото. Эта тропинка должна была вывести нас ближе к среднему озеру с минимальным сбросом высоты. Заодно и на верхнее озеро зайдём посмотреть.

На тропинку мы, действительно, вышли. Видите, как высоко она идёт над нижним озером? Идём и радуемся сэкономленным метрам сброса/набора высоты:)

На противоположном краю озера в прошлом году мы стояли. Туда тянется хорошо различимая тропа вдоль северной оконечности озера. Не сказать, что та стоянка - шикарное место, но виды оттуда хороши. В этот раз мы планируем заночевать повыше - у среднего озера. Оттуда меньше набирать высоты до перевала Нос, а мы до каждого метра высоты жадные:) Да и места для палаток мне там кажутся более комфортными.

Приближаемся к ручью, соединяющему верхнее озеро с нижним. Сейчас мы примерно на высоте среднего озера, но всё-таки придётся чуток сбросить и затем набрать.

Слева по ходу к тропе подступают скалы - так что от вынужденного сброса высоты никуда не деться.

Такие скалы сильно нравятся мне расцветкой. Ещё это место запомнилось тем, что рядом с тропой валялись несколько толстенных сухих стволов можжевельника, что меня удивило - ведь тут не растут кустарники. Такое ощущение, что туристы несли да обронили. Нам эти дровеняки пригодятся, чтобы пожечь мусор. Дальше я топала с дровеняками в руках, правда, Вася вскоре сжалился и забрал у меня половину, увидев, как мне неудобно их тащить:)

Перепрыгиваем ручей, бросаем рюкзаки и идём смотреть верхнее озеро Трёхозёрья. В прошлый раз мы видели его лишь сверху с перевала Нос. Теперь хотим поближе рассмотреть, а может быть, и стояночку где-то вблизи присмотреть.

Но, увы, оно того не стоило. Суровый на вид цирк, само озеро наполовину сковано льдом, цвет воды серый, невзрачный. Впечатляет разве что скальный массив, возвышающийся над озером. И никаких стоянок тут и близко нет. Берега завалены громадными каменюками. Шучу, что на поверхности одной из каменюк уместится наша палатка, но что-то мужики моей шутки не оценивают. Да ладно, ладно, сейчас пойдём к другому озеру - там точно хорошие стоянки есть!

Мы запаслись вкусной водой из ручья и побрели вверх по каменистому склону. Хотелось уже поскорее дойти до стоянки, приготовить обед, а потом погулять по окрестностям, пока распогодилось, потому как не верилось, что это надолго.

Поднимаемся над нижним озером.

Мы взобрались на моренный вал, по камням дошли до среднего озера и выбрались на его восточные травянистые берега. Здесь, на площадке над озером, я в прошлом году приметила офигенно ровную площадку с мягкой травкой.

Упс... В этом сезоне на месте этой площадки - озерцо дождевой воды, которое активно используется для водопоя копытными, следы которых видны повсюду. Прошлый год, видимо, выдался в этих местах нереально сухим. А когда осадков в достатке, получается вот так...

Мы сбросили рюкзаки и разошлись в поисках мест под палатки. Причём с оглядкой на то, чтобы не оказаться в луже в случае повторения ливня, подобного вчерашнему.

Я поднялась повыше над озером, но идеальных мест не было. Я уже была согласна на стоянку у обрыва, не защищённую от ветра, но и там, увы, если и находилось относительно ровное место, то количество вросших в землю камней смущало. Выковыривать камни и портить пейзаж мы не собирались.

Как-то незаметно я и добрела до миниатюрного озерца, что расположено чуть ниже среднего. Над маленьким озерцом было значительно ровнее.

Но камни... камни это просто беда, они тут в невероятных количествах. Ближе к стоку озера среди камней повсюду разбросаны незабудки, колокольчики, мытник, ветреницы. Очень красивое место.

Рядом с этим цветущим ковром нам и удалось найти два более-менее горизонтальных клочка земли почти без камней и втиснуть туда свои палатки. Не знаю, насколько эти места надёжны в плане неподтопления их при ливне, теоретически тут всё может превратиться в огромную лужу... Но лучшего всё равно нет.

Итак, признаём, что в 11-30 наш сегодняшний ходовой день окончен. Оставшееся время мы будем гулять по Трёхозёрью.

Прошли всего 4,5 км, затратив на это 4 часа. Трек сегодняшней полудневки на карте: