ДР ReX-2016

Близится день, когда мы соберёмся, чтобы поздравить Rostov-Extreme с очередной годовщиной. Я решила продолжить традицию и преподнести подарочек в виде фотопутешествия, как делала это в прошлом году.

В дополнение к подарку, конечно же, следует вручить букет имениннику. Но букет у меня немного необычный, так сказать, "на корню". Ведь ничто не сохраняет природу лучше, чем фотография:)

Я расскажу о том, как мы провели этот год. Мы - это я и Вася, а также наши друзья, которым довелось быть участниками наших путешествий.

Буду рада, если мой отчёт откроет для кого-либо новые горизонты.

ЯНВАРЬ.
В январе традиционное место наших прогулок - Никель. Маршруты, разумеется, из года в год иногда повторяются, но нам они нравятся. В этом году посетили водопады Кутанки, дольмены, скалы Монаха, трещину в Расколе и Чёртов Палец.

1. Дольменная группа в верховьях Кутанки.

2. Скалы горы Монах. Традиционное ежегодное фото одинокой сосенки над Хамышками.

3. Скала Чёртов Палец в хребте Уна-Коз.

4. Тектонический раскол в массиве горы Раскол.

5. Высшая точка "раскола" в Расколе.

Подробнее о зимних прогулках: Водопады, гроты, дольмены, скалы. "Раскол" в Расколе. Чёртов Палец.

ФЕВРАЛЬ.
Для февраля мы выбрали трёхдневный маршрут из серии "через горы к морю" - от Михайловского перевала до Криницы через Поповскую и Тёмную щели.

6. Роща итальянской сосны пинии в Поповской щели.

7. Водопад в Тёмной щели.

8. Сосны, растущие на прибрежных скалах.

9. "Тёплое и ласковое" февральское море.

10. Безлюдное побережье.

Подробнее о походе: День 1. День 2. День 3.

МАРТ.
В начале весны, когда природа только начала просыпаться после зимы, мы посетили одну из рукотворных достопримечательностей нашей области - Аникинский карьер. Он славится своими водопадами. Водопады в степном регионе, немного странно, не правда ли? Но они существуют!

11. Водопад "Косы" образовался в месте выхода грунтовых вод на поверхность.

12. Аникинский карьер пробуждается после зимы.

13. Водопад "Большой" - это по сути сток небольшой речушки.

14. "Косы" при ближайшем рассмотрении почти не отличаются от водопадов в горах.

Подробнее о Ростовских водопадах.
Фотоальбом

Весна в этом году выдалась довольно ранняя. В конце марта мы отправились в окрестности Волошино и Юдино. Главная цель - уточнить время цветения диких тюльпанов в Орловском районе путём наблюдения за цветением "местных" первоцветов. Бугры над Волошинским прудом - одно из ближайших к Ростову мест произрастания степных первоцветов, которые служат индикаторами прихода настоящей весны.

15. Волошинский пруд.

16. Рукотворные сосновые посадки, изменившие облик нашего степного края. Как было бы без них? Думаю, уныло...

17. Зацветает горицвет - верная примета, что через 7-10 дней начнётся цветение степных тюльпанов.

18. Эндемик наших краёв - гиацинтик Палласа.

19. Гусиный лук - банальный первоцвет, но как радует глаз после зимы.

Подробнее о начале цветения первоцветов.

АПРЕЛЬ.
Настоящая весна у нас начинается именно в апреле. Этот месяц как нельзя лучше подходит для коротких путешествий по родному краю. И я считаю, что хотя бы один день в середине апреля стоит выделить для поездки в орловские степи, чтобы увидеть, как цветут тюльпаны. Вовсе необязательно для этого ехать в Калмыкию, наши орловские тюльпаны ни в чём калмыцким не уступают.

По результатам наблюдения за "местными" первоцветами в конце марта мы наметили поездку в Ростовский заповедник на 9 апреля. Многие выражали сомнения, что рановато, но я настояла и оказалась права!

20. Журавли-красавки в Ростовском заповеднике.

21. Нетронутые участки орловских степей, многие из которых получили заповедный статус, в апреле расцветают ярким ковром тюльпанов и ирисов.

22. Массовое цветение тюльпана Геснера у озера Лопуховатого.

23. Желание найти уникальный по расцветке тюльпан сбылось! Это не продукт работы селекционеров, сама природа создала этот цветок таким.

Получив дозу тюльпановой цветотерапии, мы не поехали домой тем же путём, а решили сделать крюк и посетить Авиловский лес и Нижнекундрюченский заказник.

24. Жизнь в Нижнекундрюченских песках - штука сложная. Эту берёзу каждый раз стараюсь найти среди песков и сфотографировать.

25. Распространение песков сдерживают рукотворные лесные насаждения. Без них эти места давно бы превратились в пустыню.

Подробнее о поездке в степи и пески.
Фотоальбом

Также в апреле мне посчастливилось присоединиться к прогулкам, организованным Яном aka yanval. Первая из них была в Белую Калитву, вторая - в Шахты.

26. Авиловы горы над рекой Калитва - настоящие Ростовские горы, часть Донецкого кряжа.

27. Вид с Авиловых гор на Белую Калитву и прилегающие посёлки.

28. Белая Калитва с Авиловых гор как на ладони.

29. Знали ли вы, что на территории города Шахты есть такие места?

30. Шахтинские пруды весной это красота!

Подробнее о прогулке в Белую Каливу: о всяких цветуёчках, о скульптурах и памятниках, об Авиловых горах.
Фоторассказ Яна о Белой Калитве.
Фотоальбом
Фоторассказ Яна о прогулке по Шахтам.

МАЙ.
Наконец-то реализовалась моя идея посетить Бермамыты. Район очень понравился, хочется увидеть его в разные сезоны, где бы столько времени свободного найти?:)

Проехали по улицам заброшенного аула Схауат, побродили по Бермамытам Большому и Малому, полюбовались панорамой заснеженных гор. С погодой нам очень повезло и мы не жалеем, что не пошли в какой-нибудь мокрый майский поход "по ближайшим огородам", а отдали предпочтение путешествию в автомобильно-пешеходном формате в этот сравнительно отдалённый район.

31. Гора Большой Бермамыт и Гудгора (вдали) - маленькая часть самого протяжённого на Кавказе Скалистого хребта.

32. Расстояние от Большого Бермамыта до Эльбруса - примерно 30 км.

33. Если не сфотографировался на скальном выступе "Амфитеатра" - то считай, что и не был на Бермамыте.

34. Главное, чтобы тормоза не отказали в самый ответственный момент!

35. Скальные останцы "Монахи" в сравнении с маленьким человечком...

36. Путь на вершину Малого Бермамыта, который по высоте превосходит Большой, вот такой парадокс.

Подробнее о путешествии на Бермамыты. Дорожные впечатления. Подъём на перевал. Прогулки по Большому Бермамыту. Прогулки по Малому Бермамыту.
Фотоальбом

После Бермамытов мы на пару деньков заскочили в долину Аксаута. Было ненастно, однако мы смогли проехать на ШевиНиве почти всю потенциально проезжую часть долины. Даже брод через бурную Кти-Теберду нас не остановил. Лишь возле нарзанов мы поняли, что пути дальше нет. К сожалению, я до сих пор не нашла времени, чтобы описать эту поездку. Но желание вернуться в Аксаут осенью родилось именно тогда.

37. Непогода в верховьях Аксаута.

38. Большие и причудливые сосны - визитная карточка долины Аксаута.

39. Весна медленно поднимается из долины к вершинам.

Вот уже несколько лет подряд в конце мая мы ездим в Утриш. В этом году побывали в Малом Утрише с 21 по 23 мая. И так уж вышло, что за год это оказалась наша единственная поездка на море.
Майский Утриш хорош тем, что в это время там не бывает больших толп отдыхающих, в связи с этим можно выбрать стоянку на свой вкус и она с большой вероятностью будет незагаженной:) Холодно ли купаться в мае? Разумеется! А что делать?:)

40. В мае в Малом Утрише со стоянками нет никаких проблем. Это наши "апартаменты с гаражом".

41. Маки, к сожалению, уже отцвели. И луга выгорели. А ведь ещё даже лето не наступило!

42. Безлюдное побережье! Море только наше. И да - мы купались!

ИЮНЬ.
Вообще, для любого месяца, когда мы собираемся в поход, у нас всегда есть несколько вариантов, и из них мы выбираем по погоде, куда именно пойдём.

В этом году так совпало, что на июньские праздники наилучший прогноз был предсказан на тот же район, где мы были в июне 2015. Чтобы уж совсем не повторяться, я по-быстренькому набросала план нового маршрута и мы снова пошли на Хурлакёль! Только теперь старт был в Хурзуке, а финиш в Карт-Джурте. И конечно же, не обошлось без посещения полюбившейся нам панорамной вершины Эльбаши.

43. Цветотерапия - это когда ты можешь валяться среди цветов! Кстати, валяюсь я между двух "Эль" - между Эльбаши и Эльмезтёбе.

44. И снова "два Эля" - Эльмезтёбе и Эльбрус на фоне цветущих альпийских лугов.

45. На вершине Эльбаши на фоне "старшего брата" - Эльбруса. Удивительно, что на этом фото три вершины, названия которых начинается с "Эль" - Эльбрус, Эльмезтёбе (позади нас) и Эльбаши (на которой мы стоим).

46. Озеро Хурлакёль - синяя жемчужина среди зелёных холмов. Почитаемое карачаевцами место, по одной из версий его название означает "благородное озеро".

ИЮЛЬ.
У этого июльского похода, как и многих других моих походов, есть красивая предыстория. Летом 2015 г в рамках похода по Гвандре мы поднимались на гору Куршо, и оттуда очень впечатляюще, и в то же время - доступно, смотрелась вершина г.Актур. Тогда у меня возникла мысль, что надо бы когда-нибудь туда забраться. Минул год - и эту идею мы реализовали.

Вершина Актура была главной целью этого путешествия по Гвандре. Попутно мы познакомились с новым для нас районом Узункола, а также с большим удовольствием вновь побывали в Мырдинском Трёхозёрье. И, разумеется, наметили новые цели на будущий сезон.

47. Верховья долины Мырды.

48. Эльбрус в красках заката.

49. Вершина Актур и удивительное предвершинное озерцо.

50. Гвандра при рассмотрении от озерца под Актуром похожа на добрейшую собачку!

51. На вершине Актура, вид в сторону Далара.

52. Вид с вершины Актура на Эльбрус. До него отсюда 31 км!

53. Вид с вершины Актура на хребет Куршо и одноимённую доминирующую вершину. Именно при восхождении на Куршо в 2015 г мне приглянулся Актур, и вот мы здесь!

54. Панорама на юго-запад с вершины Актура. Кто заинтересовался, где какая вершина - ответ вы найдёте здесь.

55. Радуга над долиной Мырды способна заставить забыть об отлёжанных боках за сутки ливня!

56. Сонное Мырдинское Трёхозёрье и Эльбрус.

57. Разлив Мырды после июльских ливней.

Подробнее о походе. Долина Мырды. Подъём в цирк перевалов Ак. Путь к вершине. Виды с высоты Актура. Через Мырдинское Плато. В Трёхозёрье. Спуск в Мырды.

АВГУСТ.
В августе мне представилась возможность присоединиться к походу в долину Уллу-Муруджу, организованному Наблюдателем. Это совершенно не мой формат путешествий - нас было 40 человек (!!!), но упускать такую возможность было нельзя, и я решилась. Но до сих пор пребываю в лёгком шоке от количества участников мероприятия... На перевал Межозёрный из этих 40 человек поднялись 23, и я думаю, что вряд ли когда-либо здесь единовременно бывало столько народу.

На Муруджинских озёрах я бывала в 2013 г, и тогда погода помешала осуществить некоторые задумки. В этот раз погода шептала все три дня! Мне в эту поездку удалось и искупаться в Муруджинских озёрах, и посетить панорамную вершину 3202 м в Озёрном хребте, и разведать спуск от Голубого озера в долину Уллу-Муруджу. И разумеется, удалось вкусить всех благ августовского похода - грибов, черники и малины.

58. Утренняя прохлада Уллу-Муруджу.

59. Безветрие на Чёрном озере. А вон на ту вершинку сейчас пойдём. Кто со мной?

60. Вид на Чёрное Муруджинское озеро с подъёма к вершине 3202 м в Озёрном хребте.

61. Вид на Голубое Муруджинское озеро с подъёма к вершине 3202 м в Озёрном хребте.

62. Понять, насколько огромно Голубое озеро, можно лишь выпустив на его берег человечков:)

63. Панорама с вершины 3202 м на северо-восток.

64. Панорама с вершины 3202 м на юго-запад.

Подробного описания этого похода я пока не сделала, но у меня есть несколько рассказов об этих местах. О долине Уллу-Муруджу. Об озёрах Анютины Глазки. Об озере Павлиний Глаз. О перевал Межпупырном.
Обсуждение на ReX

В конце лета-начале осени мы ходим за черникой на Семиглавую. В этом году черничный поход пришёлся на 27-28 августа. Черника была, но не в том количестве и качестве, которого я ожидала. Надо было на неделю раньше идти!Недостаток ягод вполне компенсировался весьма изысканным маршрутом по туапсинским пердям и поисками одного из участников.

65. Луга Семиглавой.

63. Черника кавказская.

64. Промоина на месте старой дороги.

65. Каньонинг по скользкому руслу.

66. Каньонинг завершается спуском с водопадика.

67. В жаркий летний день так хочется купаться!

Подробнее о черничном походе на Семиглавую.

СЕНТЯБРЬ.
Думаю, что особо стоит упомянуть одно местечко в Ростовской области, куда летом мы ездим довольно часто. Это место - Красный Сулин, а точнее, затопленный карьер на окраине города. На море ведь не наездишься, а тут проехал всего 80 км - и плавай, пока не надоест.

Кстати, о том, что на море мы были всего 1 раз, да и то в конце мая, у меня нет никакого сожаления. Лично мне всё больше и больше нравится купаться именно в пресной воде. Летом 2016 г мы ездили купаться в Красносулинский карьер раз 5, а закрыли сезон 11 сентября. Накопилась небольшая подборочка видов карьера.

68. Красносулинский карьер в начале июля - открываем купальный сезон. Что так поздно? А как вы думаете, когда прогревается вода в карьере? Она-то родниковая:)

69. В середине июля. Не смотрите, что безлюдно, просто мы всегда приезжаем очень рано.

70. В конце июля. Приехали рано, но отдыхающие уже заняли почти все козырные места.

71. В середине августа. Снова с раннего утра мы тут, и в числе первых любуемся водной гладью карьера.

72. В середине августа вода просто идеальная! Вот честно - никакого моря не надо!

73. А это уже сентябрь. Ещё по-летнему жарко, но ночи прохладны, поэтому водичка уже конкретно бодрит.

74. Банальное времяпрепровождение - переплывать карьер поперёк:) Но есть творческие личности, которые способны привнести даже в такой матрасный отдых элемент неожиданности и по их милости на том берегу нас поджидает вот такая "змея":)

Самым неожиданным образом в сентябре у нас случилась поездка в долину Аксаута. Это был ПВД на эмоциях, которому практически не предшествовало никакой подготовки. Началось всё с рассказа моего знакомого о походе в Десятиозёрье. Про те места я слышала и раньше, и даже подумывала, в какой бы длины поход их втиснуть и в каком сезоне. А тут - бац! и осенило, что надо ехать прямо сейчас, пока погода шепчет!

Сказать, что Десятиозёрье меня потрясло, это ничего не сказать... Надо, просто совершенно необходимо, посетить его снова, но теперь уже с толком и расстановкой, в рамках маршрута по озёрным циркам Мыстыбаши! Это один из моих планов на будущий сезон.

75. Водопад на Хадюке.

76. Бирюзовое озеро Баймирзакёль.

77. Урочище Сегизкёль на закате.

78. Одно из больших озёр урочища Сегизкёль.

79. Второе большое озеро урочища Сегизкёль. Потрясающий вид из палатки!

80. "Хитрый" взгляд озёр сопровождает нас на обратном пути.

81. И снова Баймирзакёль!

Подробнее о походе в Десятиозёрье. К бирюзовому озеру Баймирзакёль. Путь к перевалу Десятиозёрному. Озёра урочища Сегизкёль.

ОКТЯБРЬ.
Снова поход на эмоциях. Вообще-то, я ещё в сентябре мылилась на Уллу-Кёль, меня тогда даже звали мои краснодарско-московские друзья, но как-то не сложилось. Ох, как меня жаба душила!
И вдруг читаю отчёт ещё одного товарища - он был на Уллу-Кёль в начале октября, застал самый разгар золотой осени. Ну всё, думаю...надо что-то с этим делать! Уже только ленивый в этом году на Уллу-Кёль не побывал, надо и мне... Дайте мне таблеток от фотожадности, и побольше!

Это было моё третье посещение Уллу-Кёль, но впервые в межсезонье, прям по самой границе осени и зимы. Впечатлена. Озеро Уллу-Кёль в снегах и при этом не замёрзло - это чудо! На перевал Уллу-Кёль Восточный вылезли немного нетрадиционно и с элементами какой-то непонятной категории сложности, но такой он - поход в межсезонье, всяко может быть.

82. Увы, закат мы пропустили(проели/проболтали/пробухали)...

83. Первый лёд на Уллу-Кёль.

84. Утренняя прогулка над Уллу-Кёль.

85. Эх, было бы время - сидели бы так часами!

86. Панорама озера Уллу-Кёль с видами на перевалы Уллу-Кёль Восточный 1А, Уллу-Кёль Западный 1Б и Дырявый 1Б.

87. Панорама с видами в сторону перевалов Дырявый 1Б, Надозёрный Ложный и Надозёрный 2А.

88. Вид в сторону стока озера Уллу-Кёль.

89. Вот сколько смотрела на этот зубастый отрог и никак не могла придумать, как его лучше снять... Наконец-то, дошло!

90. Озеро Уллу-Кёль - сегодня оно только моё! И так думает каждый из двух моих друзей, что за кадром:)

91. Вид на восток с гребня над Уллу-Кёль.

92. В горы приходит зима...

93. Дубняк на перевале Уллу-Кёль Восточный. Похоже, это закрытие высокогорного сезона:)

Подробное описание обязательно будет!

НОЯБРЬ.
Ноябрьские праздники мы провели в Адыгее. Жили в Хамышках, ходили в коротенькие прогулки. Такое полуматрасное времяпрепровождение тоже имеет право на существование:)

Побывали в ущелье Киши, полюбовались водопадами и гротами Мишоко, а потом ещё и на Трезубец слазили.

94. Осенние краски в долине Киши.

95. Один из водопадов Мишоко.

96. Каньон Мишоко.

97. Вид с Трезубца на север.

98. Вершина Трезубца.

99. Вид с Трезубца на юг.

100. Золото адыгейской осени.

Подробнее о ноябрьских прогулках по Адыгее.
Фотоальбом

А где вы побывали в 2016 году?

И какое место из тех, где побывала я, вы хотели бы посетить? Фото пронумерованы - можно указывать номер понравившейся фотографии.

P.S. Кстати, на страничке Rostov-Extreme организован фотоконкурс. Голосование идёт в альбоме до конца дня 23 ноября.

P.P.S. По итогам голосования в фотоконкурсе победила фотография, которая в данном посте под номером 48. Эльбрус на закате, снятый 17 июля 2016 г со стоянки под перевалами Ак.

Для меня это немного неожиданный выбор аудитории, на мой взгляд, очень уж мрачное фото. Среди 15-ти моих фото, представленных на конкурс, это - самое мрачное. Интересно, по какому принципу люди делают свой выбор? Наверное, это тема для отдельной дискуссии:)