Однажды в октябре

Вспомнился мне один октябрьский поход по району Тхачей. Поход тот был в 2014 году, но так уж вышло, что своевременно я о нём не рассказала, а потом так и не собралась это сделать.

И вот я внезапно наткнулась на фото из этого похода. И такая ностальгия по этим местам нахлынула, ведь с тех пор я больше не бывала на Тхачах. Дело в том, что в 2014 году я умудрилась посетить Тхачи трижды, а посему решила сделать паузу и дать Тхачам отдохнуть от меня:) По прошествии двух лет чувствую, что успела соскучиться по этому району.

Видимо, пришло время поделиться своими воспоминаниями из серии "лучше поздно, чем никогда". Надеюсь, что даже тем, кто бывал на Тхачах неоднократно, будет приятно увидеть знакомые места.

Начинался поход ранним утром 21 октября 2014 г на окраине Узлового.

Нас было двое - я и мой ставропольский друг Алексей. Алексей, можно сказать, в этих краях местный, он родился и вырос в Бесленеевской, а на Тхачи ходит ежегодно и не по одному разу:) Зачастую он путешествует соло, но в этот раз я составила ему компанию. Он обещал провести меня ещё нехоженным мной маршрутом, наикратчайшим от Узлового до Госпитальной поляны через урочища Малиновое и Басова Хата.

Алексей признался, что ходил этим путём уже раза три, и каждый раз умудрялся заблукать. Неудивительно - местами можно только догадываться о том, как старая дорога петляет сквозь частокол букового леса. Особенно после листопада.

А кое-где к шикарной "главной" дороге (шикарной она становится далеко не сразу, а спустя некоторое время после выхода на водораздел) примыкают ещё более кайфовые на вид ответвления, которые так и манят путника пойти по ним. Лёша рассказывал, как однажды умудрился поддаться такому искушению и свалить в сторону долины Баха.

Но в этот раз мы прошли без заминок и блуканий, хотя на заключительном этапе, который был даже не подъёмом, а спуском к Ходзи, я очень устала от бесконечных скачек по кочкам. На спуске от отметки 1008 м старая дорога оказалась разбита лошадьми в нереальное говнище, а новые ботиночки Lowa было очень жалко:)

Путь по водоразделу Баха и Ходзи оказался и вправду коротким. До первого брода через Ходзь мы дошли всего за 5 часов.

Итак, у первого брода через Ходзь мы оказались в 12-40. По длине это примерно половина пути на сегодняшний день. Пообедать решили, пройдя второй брод (в 20-ти минутах ходьбы от первого), там, где на карте отмечено урочище Ходзенск.

Обедали и отдыхали 50 минут. После обеда протопали мимо Кунских полян и чудесного местечка с банькой, где было очень заманчиво остановиться, но ночёвка была запланирована на Фирсовой поляне.

Фирсова поляна, в принципе, всем хороша, кроме одного - там нет источников воды. Мы запаслись водой на вечер и утро в начале крутого подъёма дороги, и на заключительном этапе пути каждому пришлось тащить по полторашке воды - по минимуму, чтоб хватило до Княжеской поляны. А на Княжеской мы окажемся лишь завтра утром.

Наш первый ходовой день, начавшись в 7-40, завершился в 18 часов. За это время мы прошли 19,4 км и достигли высоты 1350 м.

Утро 22 октября слегка напрягло ветром и облачностью. Если бы предполагалось идти по спине Тхача к вершине, то я бы задумалась с оглядкой на погоду, стоит ли? Но у нас с Алексеем изначально была договорённость: он мне показывает короткий путь на Госпитальную поляну, а я провожу его под стеной Тхача. Представляете, он там ни разу не ходил!

В 9 утра мы выдвинулись с Фирсовой поляны в сторону Княжеской.

Эх, помню времена, когда тропу наверх надо было искать... Сейчас же тропа оказалась натоптана сотнями туристов и обильно украшена фантиками, развезена квадрациклами и разбита лошадьми.

Через час подъёма мы могли любоваться Фирсовой поляной с набранной высоты. Неподалёку от этой смотровой площадки рядом с тропой имеется дыра - так называемая пещера Колодец, но никакого интереса она у меня никогда не вызывала.

Небо затянуто облачностью, и хотя солнце изо всех сил пытается прорваться, картина довольно унылая. По-настоящему осенняя.

К 11 часам выбираемся на луга Княжеской поляны. Ох, сколько тут колосков, борщевиков и колючек! К счастью, Лёша прокладывает путь через это море засохших стеблей.

Зато как изменилась облачная картина! И видимость хорошая. Даже Эльбрус видно, глазастые могут его разглядеть на фото.

Нам пришлось конкретно повоевать с колосками, пока мы не добрались до края Княжеской поляны к каменным воронкам, в которых собирается вода. Сделали запас воды на целый день, опять по полторашке. Следующая вода будет лишь на стоянке, а стоянка планируется на седловине под Тхачом. Здесь же, рядом с воронками с водой, решили и перекусить, несмотря на раннее время.

В полдень продолжили путь наверх. К этому моменту и следа не осталось от облачности.

По мере подъёма открывается вид на "Котёл", так называют каньон этого истока Ходзи. Прекрасно видна Амбицукова пещера, вернее, её окно. С тех пор, как некий идиот вырубил кусты, частично скрывавшие окно, пещера так и бросается в глаза.

Добираемся до начала "спины Тхача". Отсюда открывается вид на скалу Колокольня. На среднем плане доминирует г.Корыто, а на дальнем - тянется хребет Ду-Ду-Гуш.

По пути сюда у нас возникла идея посетить пещеру Кристальную. Координат у нас не было, но найти пещеру оказалось легко.

Помогли найти пещеру вот эти гладкие скальные плиты, местами покрытые льдом. В тени мороз, однако!

Проследив вверх по склону, мы заметили аналогичную скальную плиту почти под гребнем, откуда только что спустились. У основания плиты зияла дыра - вход в Кристальную. Да, промахнулись мы маленько. Придётся лезть наверх.

Про Кристальную мне было известно немного, а именно - что якобы тут есть кристаллы исландского шпата. И я полагала, что это нечто похожее на кальцитовую жеоду никельской штольни. Но нет - ничего грандиозного я тут не заметила, хотя мой маломощный фонарик вполне мог и не позволить разглядеть что-либо интересное.

В конце большого зала Лёша нашёл узкий лаз, откуда доносилось завывание ветра, и уполз по нему в другой зал.

Я осталась на какое-то время в одиночестве, бродила вдоль стен, рассматривала натёчку.

Наконец, Лёша вернулся и рассказал, что пещера сквозная и он побывал как бы "на балконе" и даже видел растущие рядом сосны. Я, конечно, впечатлилась, но лезть на пузе, чтобы увидеть это своими глазами, не захотела.

В пещере мы провели минут 40, когда выбрались уже натикало 14-15. Надо было скорее искать спуск к Колокольне. Искать - потому что этим путём я тоже ни разу не ходила, но примерно знала как.

Нам довольно быстро удалось обнаружить "правильный" отрожек, на краю которого нашлась тропка вниз.

Давненько мне не приходилось спускаться по такой крутой тропе, совершенно нетипичной для района Тхачей.

На заключительном этапе спуска, где справа тянется скальная стенка, я бы сказала, было экстремально. Только молоденькие пихточки, удачно выросшие слева от тропы, уберегли меня от съезжания на пятой точке.

В 15 часов мы стояли на поляне южнее Колокольни. Оглядываясь на место нашего спуска, можно сказать с уверенностью, что эта полоса хвойного леса - единственно возможный путь со спины Тхача сюда.

Левее места спуска - отвесные скалы, насколько хватает обзора. Да и вправо стена Большого Тхача тянется на несколько километров. И спуститься с неё ногами невозможно в принципе.

На поляне мы немного отдохнули после спуска, что-то сжевали, да и потопали по тропе вдоль стены Тхача, разглядывая её некоторые достопримечательности. К примеру, вот эти скальники:

Говорят, эту природой созданную композицию туристы называют "Медведь и львёнок". Не правда ли, есть сходство?

А день между тем неумолимо движется к завершению. Низкое солнышко приятно греет наши спины.

Тропинка под стенами Тхача, как позже признался Алексей, задолбала своими бесчисленными миниатюрными сбросами/наборами высоты и обходами всяческих камней и брёвен.

Я иду этой тропой не первый раз, и уже как-то и не замечаю синусоидального профиля тропинки, но лёшкино замечание помогло мне понять, почему на прохождение этого простого траверса тратится столько времени. Ведь реально здесь приходится постоянно глядеть под ноги и не удаётся разогнаться в полную силу.

Заходящее солнце красит золотом скалы Тхача.

Поражаешься, как на этих скалах умудряются расти сосны.

А вот эту полянку я не забуду никогда:) Как-то в февральском походе мы восторженно пофоткали с этой полянки закат, а затем в сумерках не нашли продолжения тропы в лесу и бурились к балагану Ветреному по рыхлому снегу местами по развилку (в снегоступах!). В балаган мы тогда пришли по темноте. Впоследствии мы поняли, где накосячили, более того - узнали, что после этой поляны тропа действительно раздваивается.

Сейчас времени у нас в запасе тоже не особо много, но в отличие от того февральского похода, дорогу я знаю.

Снова входим в лес. В тени деревьев уже прохладно, не лето всё-таки.

На подходе к балагану Ветреному фотографируем красивый закат. Солнце ушло за Фишт и подсветило облака и следы самолётов. Как удачно, что на западе к моменту захода солнца оказались облака! Ведь если не считать хмурого утра, то большую часть дня небо было чистым.

Вскоре золотистые оттенки облаков на меркнущем небе сменились алыми. Было примерно 17-50, когда мы, проводив день, продолжили путь в сгущающихся сумерках.

Дошли до балагана Ветреного, заглянули в него, ожидая увидеть там знакомых, которые стартовали вчера из Новопрохладного. Но в балагане никого не было. Возможно, они решили заночевать на седловине между Тхачами? И мы без промедления направились туда.

Темнело стремительно. Алексей шёл с мощным фонариком, а мой фонарик почти разрядился и скорее мешал, чем помогал. Но на этом участке сбиться с пути нереально даже в кромешной тьме. К 18-20 мы дошли до ручейка, запаслись водой и вскоре распаковывали вещи на седловине. Здесь, как и в балагане, не было ни души. Эх, мы так надеялись на встречу с Мишкой-Лешим и Фёдором, а они куда-то запропастились...

За второй ходовой день мы прошли примерно 8,5 км.

Ночь "порадовала" нас просто адским ветром. Палатку трепало со страшной силой. Не зря я вечером по темноте мучилась и закрепляла все 10 оттяжек в каменистой почве.

23 октября, 6-30 утра. Мы уже на ногах. Нацепив на себя всю тёплую одежду, бродим по седловине в ожидании восхода солнца. Холодный воздух поразительно прозрачен. Эльбрус видно просто замечательно, но взгляд привлекает даже не он, а облачко рядом, так удивительно подсвеченное снизу.

Спустя 15 минут восходящим солнцем подсвечиваются облачка в стороне Малого Тхача и Ачешбоков.

В этот момент мы не знаем, что в районе седловины между двумя вершинами Малого Тхача тоже идёт фотоохота на рассвет. Именно там провели ночь наши друзья, как удалось выяснить впоследствии. Теперь каждый раз, когда я вижу это фото, я пытаюсь разглядеть в каком-нибудь пикселе на склоне Малого Тхача силуэт человечка с фотоаппаратом:)

В 6-52 солнце появилось из-за гор и пространство начало заполняться тёплым светом. Люблю подобные моменты. Когда Эльбрус "горит" как раскалённая железка, а низкогорье ещё утопает в синем полумраке.

Но всего пара минут - и Эльбрус заметно светлеет. Солнечный свет продолжает своё победное шествие в предгорья, стремясь изгнать из них тьму.

На предыдущих фото Эльбрус был снят с увеличением. А на самом деле с Тхачей он выглядит так:

А теперь, пожалуй, самое время уделить внимание тому, как на рассвете выглядит Большой Тхач. Солнце как раз поднялось достаточно, чтобы осветить скалы, при этом придать им потрясающую красноватую окраску.

Ярко-красным вспыхивают и луговые склоны по скалами Тхача, и сосны, растущие на каменных осыпях. Но на нашей стоянке пока царствует тень и сильный ветер. Я и мой фотоаппарат уже околели:)

В 6-55 солнце, наконец, добирается и до седловины.

Не перестаёшь удивляться, как солнечные лучи настойчиво пробиваются сквозь все преграды. Скоро они дотянутся до самых потайных уголков Затхачевья, преодолев высоту Сундуков и Перешейка. А как меняется оттенок Эльбруса! Так и хочется сказать "теперь - банановый!", но нет, пожалуй, всё-таки апельсиновый:)

И вот уже скалы Большого Тхача утратили красноватый оттенок. Теперь у них более привычный для раннего утра вид.

В долине Большого Сахрая до сих пор сумрачно. Тень Передового хребта не торопится отступать. Только Пшекиш да лагонакские вершины купаются в розовых лучах солнца.

Встали мы рано, но возились со сборами что-то очень долго. Вышли лишь в 9-50.

Я решила внести разнообразие в дальнейшую нитку маршрута и предложила идти не стандартной траверсной тропой в обход массива Малого Тхача с востока, а пройти первую часть пути по гребню Малого Тхача с заходом на вершину. И мы полезли наверх.

В какой-то момент под нами открывается неплохая панорама на изогнутую долину Большого Сахрая.

На подходе к вершине Малого Тхача делаем традиционные фото Затхачевья.

На вершине Малого Тхача замеряю высоту. Это тот редкий случай, когда результат измерений совпадает с картой. 2237 метров. Но визуально мне всегда казалось, что та точка, которую принято считать вершиной, всё-таки ниже, чем крайний с юга выступ массива. Вот и сейчас мне кажется, что та другая вершина выше.

Раньше всегда что-либо мешало проверить это предположение, то времени нет, то погода плохая. Может быть, сейчас туда сходить и замерить высоту? Время вроде бы позволяет, на сегодня у нас планы смехотворные - всего лишь дойти до западного отрожка Асбестной. А погода, хоть и проявляет некоторые признаки ухудшения, сегодня точно позволит нам это сделать.

Достигнув высшей точки южной оконечности Малого Тхача, я глянула в GPS и не поверила своим глазам - там тоже было 2237 метров! Две вершины Малого Тхача одинаковы по высоте, вот как бывает.

Вид отсюда, в отличие от вида с отмеченной на карте вершины, немного непривычен. В кадр попадают Сундуки и парящий над ними Эльбрус. Правда, Эльбрус уже окутан дымкой и разглядеть его ещё надо постараться.

Вид со второй вершины Малого Тхача на "географическую", кстати, порождает тот же эффект - кажется. что та вершина, на которую мы смотрим, чуточку выше.

Спустившись на седловинку между вершинами Малого Тхача, мы по-быстрому перекусили, потому как время было обеденное - около 13 часов. Затем стали спускаться к началу подскальной тропы.

Примерно через час мы завершили обход Малого Тхача и не спеша пошли по тропе в сторону Асбестной. Погода тем временем медленно, но верно портилась. Облачность сгущалась, причём ощущение было такое, что принесут эти облака скорее снег, чем дождь.

На подходе к стоянке мы заметили человека с фотоаппаратом. Спросили, не видел ли он туристов из Краснодара и Туапсе? Он ответил вопросом на вопрос "А вы случайно не Света?" Оказалось, что он тоже из их компании. Так мы познакомились с Максимом, фотографом из Москвы.

Наконец-то мы нашли тех, кого собирались встретить ещё вчера:) Через некотрое время к двум палаткам на отрожке Асбестной добавилась и наша.

Вскоре на стоянку подтянулся краснодарец Фёдор, с которым я знакома давно. Он спустился с Асбестной, посетовав, что "закат сегодня не очень ". Второго моего знакомого, Миши-Лешего, на стоянке не было, я обнаружила его на отроге Асбестной, где он бродил в ожидании закатных видов.

Соглашусь с фотографами - сегодня закат не сильно впечатлял. Вернее - впечатлял, но впечатление было гнетущее. Всему виной плотная облачность.

Приближение плохой погоды было налицо. В общем, посмотрели мы с Лёшей на такой закат и утвердились во мнении, что завтра надо валить вниз, несмотря на то, что теоретически у нас в запасе был ещё один день.

За третий день похода мы прошли 6,2 км, но по времени день оказался коротким - с 9-50 до 15-30. Зато, наконец-то мы встретились с моими друзьями. Встречи в горах это так здорово!

Утро 24 октября не обмануло ожидания фотографов. Фёдор с Максимом ещё затемно снова ушли на вершину Асбестной. Мы с Мишкой отправились гулять по её западному отрогу. А Лёша предпочёл поспать подольше.

Облачность над нами была ого-го какая, но на востоке было чисто и лучи восходящего солнца устроили нам грандиозное зрелище. Поначалу происходящее в небе казалось даже каким-то пугающим.

По мере того, как солнце поднималось выше, картинка становилась более спокойной. Подсвеченные солнцем облака приобрели приятный апельсиновый оттенок, просветлели стены Ачешбоков. Но Асбестная надолго спрятала нас в своей тени и мы были вынуждены извлекать из тёмных силуэтов что-либо любопытное. К примеру, все ли заметят на этой фотографии уменьшенную копию Восточного Ачешбока?

В стороне Тхачей рассвет протекал по привычному сценарию. Стадию "красных скал" мы прозевали, но и в золоте Тхачи были великолепны. А ещё эта подсветка на облачках такая прикольная...

Наконец, из-за Асбестной пробились первые лучи солнца и осветили кусочек склона. В тот же миг вспыхнула и невесомая облачная вуаль над отрогом.

А горы заповедника так и стояли, окутанные плотными мрачными облаками. Доберётся ли до них солнце?

И вот наступил момент, когда солнечный свет коснулся самых макушек Слесарни и Афонки. Фантастическое зрелище!

И если до этого момента я отчасти сожалела, что не пошла с Максом и Фёдором на Асбестную, то теперь я была вознаграждена. Вряд ли с вершины это выглядит так же грандиозно, чем здесь, в непосредственной близости.

Освещение постоянно менялось, бреши в облаках, сквозь которые пробивалось солнце, то затягивались, то появлялись новые. В какой-то момент я заметила, что облачность, сгустившаяся за ночь над заповедником, пришла в движение. И всё это поползло в нашу сторону...

Облака зловеще надвигались, поглощая свет. Только Афонка не сдавалась и сияла на фоне погрузившихся в тень окружающих гор.

Всё это время мы с Мишкой не стояли на месте, а медленно шли по западному отрогу. Вообще-то, наша цель была - разведать путь к балагану на Умреловой поляне.

В балке между нашим отрогом и тем, что тянется к Афонке, мы заметили, как нам показалось, медведя. Надо же непременно его сфотографировать! Возможно, если спустимся на перемычку между скалками (на фото там валяются два сосновых ствола), медведя будет лучше видно. И мы поспешили туда.

Местечко оказалось интересное, я бы даже сказала - похожее на браконьерскую засидку. Но зверя отсюда не было видно. Зато как на ладони балаган на Умреловой поляне, и понятно, что до него ещё пилить и пилить...

Меня уже время поджимало, ведь мы с Алексеем решили сегодня уходить "в цивилизацию". А Мишка сказал, что пойдёт дальше по скальному гребню и попытается выследить медведя и сфотографировать. На том мы и расстались и я пошла обратно в лагерь.

По пути к лагерю я пялилась на небо, пытаясь предугадать - успеем ли посуху выбраться из Затхачевья? Скорее всего - нет, ведь мы не стартанули с раннего утра, а значит, до Узлового сегодня мы вряд ли дотопаем. А до завтра погода не продержится...

Обратный путь занял у меня полчаса быстрым шагом. И ведь не сказать, что мы далеко забрели. Если взять за ориентир Западный Ачешбок, то мы поравнялись с его "хвостом", а лагерь наш стоит напротив вершины. Но рельеф тут такой, что бегом не побегаешь. И места немного другие, незатоптанные.

В 8-45 я вернулась в лагерь, а минут через 15 подошёл и Мишка. Естественно, мы поинтересовались, как там медведь, удалось ли снять его? Мишка рассказал, как он сидел на скале, а медведь был где-то внизу, трещал ветками и сопел, но так и не показался.

По пути я собрала немного грибочков - рядовки фиолетовой. Пока собирала вещи, успел свариться грибной супчик, но из-за цвета эти грибы отказались есть все мужики, кроме Мишки. Так что супчик мы с Мишкой слопали вдвоём.

В 10-55 мы попрощались с ребятами и отправились в обход Асбестной к хребту Бабук. Ачешбоки под тяжестью мрачных туч обещали сопровождать нас своими видами значительную часть пути:)

Алексей предлагал "срезать", пройдя через вершину Асбестной, но мне после утренней прогулки не хотелось набирать лишних 170 метров. На мой взгляд, времени на подъём и последующий спуск уйдёт больше, чем на более протяжённый траверс вокруг Асбестной. Дошло даже до спора - Лёша уверял, что сброс/набор в районе балочки под Асбестной ничуть не меньший. Надо было хоть на шоколадку поспорить, что ли... Перепад высот на траверсе Асбестной оказался всего 40 метров.

За что люблю эту тропу - за эти сосны и хорошие виды на Сундуки и северный траверс хребта Агиге. Есть в этих местах что-то захватывающее. Даже в пасмурную погоду.

Большая сосна прямо как на картине Шишкина:)

А эта громадная сосна давно отжила свой век... Но ей на смену подрастает частокол молодых сосен. Как правило, через такую молодую поросль чрезвычайно трудно продраться. По обе стороны тропы растёт такая живая сосновая изгородь, так что даже если захочешь - не блуканёшь.

Вот мы и добрались до начала хребта Бабук. Он тянется от этого перевальчика с востока от Асбестной до г.Малый Бабук. И вроде бы распогодилось.

Однако, вскоре становится понятно, что голубое небо над нами очень ненадолго. Скоро всё затянет.

С севера надвигается низкая облачность. А из заповедника за нами по пятам ползёт тьма-тьмущая облаков... Это что же будет, когда эти две облачные массы столкнутся? Летом, вероятно, дело закончилось бы неслабой грозой.

Надо поторапливаться. Дотопать поскорее до кордона Тхач, а там, быть может, кто-нибудь подбросит до Узлового. Вообще, мы осознавали, что за сегодняшний день ногами до Узлового мы не дойдём, и кордон Тхач рассматривали как место потенциальной ночёвки в том случае, если там не окажется никого с транспортом.

Было 13-30, впереди просматривался извилистый путь по хребту Бабук до лугового пупырика 1666 м, на котором стоит памятник. Примерно между этим пупыриком и двуглавым масивом Малого Бабука внизу находится кордон.

Полюбовавшись напоследок лесом на склонах левого борта ущелья р.Ачешбок, мы начали спуск по нереальной грязюке. Конный туризм, однако... Воспоминания о прекрасной тропе по хребту Бабук, похоже, можно перевести в разряд несоответствующих действительности:(

Но как бы там ни было, хорошая под ногами была тропа или плохая, нам надо было удирать отсюда! За перевалом Чёртовы Ворота зловеще клубились снеговые облака, и мыслей, что это само собой рассосётся, даже не возникало.

И как-то тревожно стало за тех, кто остался в лагере на отроге Асбестной. С другой стороны, Мишка, Фёдор и Макс в какой-то мере мечтали увидеть наступление зимы в горах. Надеюсь, они к этому готовы.

Идём по Бабуку и всё время оглядываемся, оценивая - успеваем/не успеваем?

В 15-20 мы у памятника. Бросаем прощальные взгляды на Тхачи.

В лесочке чуть ниже памятника мы остановились перекусить. И понеслись дальше месить грязь по лесной дороге.

К кордону мы вышли примерно к 17-30. Там не было ни души. Правда, чуть дальше у русла Тхача стоял грузовик и несколько человек кидали в кузов камни. Возможно, накидают полный кузов и поедут в Узловой? И решили мы идти по дороге, пока идётся. Глядишь, они нас нагонят и подвезут.

От кордона до Узлового порядка 16 км, из них 9 км до брода через Ходзь - без источников воды и мест для стоянки. Мы это осознавали и всё-таки пошли. Хотя, возможно, более разумным было бы вернуться на кордон и там заночевать.

По закону подлости нас мало того, что не подвезли... нас ещё и накрыло ливнем:) Мокрые, замёрзшие, не чувствующие ног, мы доковыляли до брода и поняли, что на сегодня это всё! В реку мы сейчас не полезем - вода поднялась, но даже если бы и преодолели брод, то идти ещё 7 км - это выше наших сил.

Лёша отыскал какую-то полянку среди мокрого пойменного леса и мы поставили там палатку. Как только я ощутила крышу над головой и переоделась в сухое, меня вырубило. От предложения поужинать я наотрез отказалась.

За этот день мы протопали 24,2 км. Лично я ушаталась в дрова.

Утром 25 октября осадков не было и мы преодолели оставшиеся 7 км до посёлка за 1,5 часа.

Общая длина нашего "колечка" из Узлового составила около 65 км.

P.S. Мишка-Леший дома разглядел фотки с "медведем" и обнаружил на них зубра:)