Previous Entry | Next Entry

Далее 2 3 4 5

Предыстория этого путешествия такова: в процессе обсуждения июньского похода в 2014 году с моими пятигорскими друзьями я случайно наткнулась на рассказ в ЖЖ, вызвавший у меня большой интерес к описываемым местам.

К сожалению, в июне 2014 так и не удалось присоединиться к этой компании, однако очень много полезного о тех местах я узнала. И решила, что когда-нибудь обязательно увижу озеро Хурла-Кёль.

Первая моя встреча с Хурла-Кёль произошла спустя год, в июне 2015. Она оказалась настолько впечатляющей, что эмоции во мне до сих пор бурлят. На моём рабочем столе с тех пор поселилась заставка с видом на озеро и каждый раз, глядя на неё, я вспоминаю те волшебные 4 дня, но никак не подберу нужных слов для описания своих ощущений. Видимо, время ещё не пришло.

Поэтому я поступлю проще - расскажу о втором посещении Хурла-Кёль, которое было уже не столь эмоциональным, всё-таки мы шли в знакомые места, но при этом заслуживает весьма высокой отметки в моём рейтинге походов для июня. И готова со всей ответственностью заявить - если вы не знаете, куда пойти в июне, вспомните про Хурла-Кёль, и вы не прогадаете:)

Вообще, я двумя руками "за", чтобы каждый год бродить по разным местам, но так уж вышло, что в июне 2016 мы отдали предпочтение тому же месту, где были ровно год назад.

Причина такого выбора банальна - погода. За пару недель до выезда мы досконально изучили архивы погоды и прогнозы по нескольким потенциально удачным для июньского похода районам, и среди них лучше всех смотрелся район Учкулана и Хурзука. Прогнозам на столь отдалённый срок верить, разумеется, не стоит, но тенденцию уловить можно. Значит, это судьба - снова на Хурла-Кёль!

Однако решили не повторяться. В прошлом году ходили из Карт-Джурта через г.Кильян, а спускались по Сесколу. Сейчас пойдём из Хурзука и спустимся в Карт-Джурт по Кильянсу. А осуществить линейный маршрут при условии, что мы ездим на машине, нам поможет местный общественный транспорт.

Итак, машину оставим у Эмбая в Карт-Джурте и запрыгнем в автобус, который довезёт нас до Хурзука. Чтобы перехватить в Карт-Джурте автобус "Карачаевск - Хурзук", с учётом заезда в Кропоткин за Олегом, надо стартовать из Ростова часа в 4 утра. Казалось бы, всё решили.

Однако наша традиционная походная компания (я, Вася и Олег) пополнилась ещё двумя товарищами и встал вопрос о поездке на двух машинах. Но от Сергея поступило предложение ехать впятером на его XTrail-е, который горазд нас всех вместить с рюкзаками. Вася не сопротивлялся, ему пришлась по душе идея быть не водителем, а пассажиром:)

Ранним утром 11 июня Сергей, уже успевший подхватить по пути Костю, заехал за нами на Северный. И мы понеслись к Кропоткину за Олегом. Поехали не по М29, где в это время было много участков с ремонтом, а через Егорлык.

По пути фотографировали маки. Июньские походы частенько начинаются с маков:)

В Кропоткине забрали Олега. Он обычно приезжает сюда на своей машине и оставляет её у друга, а сам пересаживается к нам. Вся честная компания в сборе.

Не обошлось без приключения - не пожелав тратить время на остановку для перекуса, мы стали жевать бутерброды в машине. Завязалась весёлая беседа. И так заболтались, что проскочили поворот на Черкесск. Опомнились, лишь когда въехали в Невинномысск. А что такого - я же ехала на заднем сидении и "выключила штурмана":)

Моё предложение вернуться и повернуть куда следует, кажется, не услышали. Вместо этого включили навигатор, и кое-как всё-таки выехали на окраину Ивановского. Но много времени потеряли, вернуться было бы реально быстрее. Как бы на автобус не опоздать.

Далее ехали без задержек. Каменномост мы проехали в 11 утра, как раз в это время от автостанции Карачаевска должен был отправиться автобус. Когда он окажется в Карт-Джурте, мы не знали, но понимали, что времени в запасе у нас почти нет. Надо же выгрузиться, переодеться, а вдруг ещё Эмбая дома не окажется, тогда надо будет куда-то пристроить машину.

К дому Эмбая мы подъехали в 11-45. Дверь в дом была открыта, значит, кто-то есть, ура! Вошли, позвали хозяина. Эмбай вышел, поприветствовал нас. Нас троих он знал, а с Костей и Сергеем мы его познакомили. Мы сразу обрисовали Эмбаю ситуацию - хотим успеть на автобус, который вот-вот подъедет. Так что действовали мы быстро. Загнали машину во двор, переобулись, переоделись и вышли на улицу к остановке. А остановка как раз у дома Эмбая.

Автобус где-то припоздал, приехал лишь в 12-30. Мы попрощались с Эмбаем и заскочили в салон, где были обилечены по тарифу 40 руб. с человеко-рюкзака. Автобус по пути в Хурзук заезжает в Верхний Учкулан, так что растянулась наша поездка аж до 13-10. А в самом Хурзуке водитель, наверное, нас не очень понял и решил, что нам дальше вверх по долине Кубани, хотя мы просили остановить его до моста через Уллухурзук. Но не беда, оказалось, что и от места нашей высадки можно легко выйти на нужный нам маршрут.

Мы побрели по какой-то безымянной улочке по направлению к мосту через Улухурзук, мечтая поскорее выбраться из аула - ведь с момента высадки из автобуса нас буквально с ног сшибали непередаваемые "ароматы".

В огородах - недавно высаженная рассада капусты. Капусту в этих краях выращивают все. Наш друг Эмбай из Карт-Джурта тоже выращивает знатную капусту, видели бы вы её в октябре во время сбора урожая!

Улочка привела нас к мосту через Уллухурзук. За мостом на углу другой безымянной улицы установлен памятник основателю аула - земледельцу и охотнику Боташу.

Следующие часа полтора нам предстоит идти вдоль реки. До второго моста. А от второго моста уйдём в долину ручья Енукол.

Позади остаются строения Хурзука. Видна глубокая складка рельефа - это долина Тырменлыкола.

С выходом за границу аула мы сразу избавились от ощущения, что мы в хлеву, и нас окутали совсем другие запахи - запахи цветущих растений.
Склон слева по ходу усыпан кустиками спиреи, правда, какой это из её многочисленных видов, я сказать не могу.

Аромат чабреца доминирует в воздухе. Неудивительно - вокруг каждого камешка его заросли.
А как нарядно смотрится молодило с побегами.

Правда, среди массы витающих вокруг нас запахов был и такой, который мне не нравится категорически. Это запах цветков барбариса. Но цветущие кусты очень даже милые и каждый фотограф счёл своим долгом их запечатлеть.

За первым мостом дорога очень плавно начинает набор высоты. Качество дороги, кстати, отменное.

Слева внизу шумит Уллухурзук, выйти на берег которого можно далеко не везде из-за плотных зарослей барбариса и облепихи.

Эти два колючих кустарника, с одной стороны, привносят в пейзаж приятное цветовое разнообразие. А с другой стороны - дают понять, что в некоторых направлениях туристам ходу нет. Попробуй-ка, поднимись на этот каменистый склон!

Или попробуй перейти реку, когда по берегам сплошные облепиховые дебри.

Вдоль дороги попадаются какие-то невообразимые количества грибов. Доверия они мне не внушают, поэтому только фотографируем, не собираем.

Начинается плавный спуск - верный признак, что скоро подойдём ко второму мосту.

Склон справа по ходу изобилует яркими пятнами цветущих азалиевых кустов, источающих головокружительный аромат. Впереди просматривается обширная поляна.

В 14-30 переходим Уллухузук по второму мосту. Близится к завершению наш путь по этой долине, и пройдя малую её часть, могу сказать, что она мне очень понравилась.

Влево отходит ущелье Енукола. Нам туда. Но пока дорога у нас одна и совпадает с маршрутом в верховья Уллухурзука. Скоро где-то будет ответвление влево наверх.

Ответвление в сторону Енукола нашлось без проблем. И всё равно мы умудрились слегка блукануть. Дорога, на которую мы свернули от основной, вскоре разветвилась, и мы, решив, что дороги сойдутся, выбрали ту, что идёт с меньшим набором высоты - правую. Однако это оказался путь к реке и далее на зелёную поляну, огороженную забором. В нижней части поляны виднелся домик, дорога явно вела к нему.

Вернулись к развилке и неохотно поплелись вверх по лугу, петляя между соснами и кустами древовидных можжевельников. Пару недель назад мы были в Утрише, и сейчас эти можжевельники вызывали стойкую ассоциацию, что где-то рядом ещё и море есть:)

На лугу мне повстречались невиданные ранее растения. Например, шлемник восточный (Scutellaria orientalis).

А это, на мой взгляд, очень нарядное растеньице, носит мрачное название - ластовень погребальный (Vincetoxicum funebre).

Внизу остаётся поляна с каменными изгородями, а вдали вырисовываются очертания припудренной снегом Кепурлибаши (3396,9 м) .

Начинается выполаживание. И насколько отсюда можно судить, то до выхода под склон хребта Енукол, который мы видим впереди, значительного набора высоты не ожидается.

Дорога уводит нас прямо в заросли можжевельников и барбариса, но видно, что скоро мы из зоны кустарников выйдем в зону хвойного леса.

Ущелье постепенно сужается и лес подступает к нам всё ближе. Угадывается приближение первого брода через ручей Енукол. Всего бродов ожидается три, но все они смехотворные, а потому на их пересечении заострять внимание смысла не вижу.

На лесистом склоне правого по ходу борта ущелья виднеется рыжее пятно. Пока неясно - это результат пожара или просто по какой-то причине засохшие сосны.

В этих засушливых местах растёт преимущественно сосна. Ей без разницы - расти на каменистых склонах или на совершенно безжизненных на вид скалах.

К 16 часам мы почти подобрались под склон хребта Енукол. Ручей перед ним раздваивается и наш дальнейший путь лежит вверх по орографически левому истоку.

А вообще, уже пора бы начать присматривать местечко для стоянки. Сегодня особого смысла напрягаться нет, надо отдохнуть после долгой дороги.

Поравнялись с участком рыжего леса. Полагаю, это последствия верхового пожара.

Что могло вызвать такой пожар? Молния?

Вечерняя облачность спускается по слонам Енукола.

Наше желание поскорее поставить лагерь и отоспаться как следует как-то не спешило реализовываться. Нигде не находилось подходящего местечка для трёх палаток, да что там для трёх, даже одну по сути некуда было воткнуть - всюду каменисто и криво.

Сейчас завернём за скалу вдоль левого истока, может быть, там будет клочок ровной поверхности?

Внезапно путь нам преграждает изгородь. За ней - развилка дорог. Нам - направо.

Дорога вдоль левого истока сразу же стала набирать высоту. А нам так не хотелось идти вверх... Но ровного места как не было так и нет. Разве что вот такие "пятачки" прямо у дороги. Но, во-первых, для трёх палаток они малы, а во-вторых - у дороги стоять не хочется.

Медленно ползём вверх. Набрали ещё метров 100, а мест для стоянки не наблюдается. Что-то слабо я этот вопрос проработала... Разумеется, если идти с утра, то уже можно было бы дойти и до перевала, где судя по описаниям можно хоть десять палаток разместить. Но мы стартовали во второй половине дня, поэтому получилось так, как получилось.

Позади внизу осталось слияние истоков Енукола. Долина правого истока прячется за луговым склоном.

А мы всё идем вверх, и нам уже открылся вид на водораздел Кубани и Учкуланичи. Облачности над ними что-то много.

И вот в 16-50 мы видим более-менее пригодное для лагеря место.

Нельзя сказать, что тут идеально ровно, травяных кочек вон сколько. Но проблема не в этом...

Слева на холме в прямой видимости находится кош. И тамошние обитатели нас уже заметили. Сперва собаки спалили нас своим лаем, а затем и пастух появился.

Оседлав ослика, он спустился к нам и гостеприимно предложил разместиться в его домике. Не в коше, разумеется, а в деревянном срубе, который было видно на противоположном берегу истока Енукола. Сказал, где найти ключ и что мы можем там оставаться сколько угодно долго:)

Мы с Васей отправились поглядеть, что там за домик такой. Вообще, я терпеть не могу ночёвки в подобных местах, в палатке гораздо приятнее, но решили всё-таки убедиться в этом. Ключ нашли там, где сказал пастух, вошли внутрь и поняли, что это не вариант. Крыша домика протекала и с неё постоянно капало, даже сейчас, когда дождя не было целый день. Да и в целом обстановочка внутри была не сильно располагающая к комфортной ночёвке.

Верю, что пастух предлагал нам это жилище от чистого сердца. За это ему спасибо. Спасибо, но нет. Пойдём-ка, лучше поищем, где тут можно палатки поставить.

Возле домика ровных мест тоже не было. Вернулись к остальным и поставили их перед выбором - или становимся прямо здесь, на виду у собак из коша, или надо идти дальше и искать место лучше. Выбрали второе.

А погода что-то совсем нахмурилась. И с водораздела Учкуланичи и Кубани к нам облака ползут...

... и на гребне хребта Енукол клубится что-то очень мрачное. Подозреваю, что если бы не эта облачность, то мы могли бы видеть г.Эльбаши, которую мы намерены посетить в этом походе.

Пока бродили в поисках места, солнышко проглянуло. И облака стали медленно уползать обратно за гребень Енукола. Но вершина Эльбаши в этот вечер нам так и не показалась.

Костя предложил поставить палатки на небольшом возвышении над ручьём. Из коша это место было не видно. Домик, кстати, совсем рядом - на противоположном берегу ручья.

Вечером я не сфотографировала лагерь, а наутро он выглядел так:

Всего за первый ходовой день пройдено чуть более 6 км, на протяжении которых набрано 660 м высоты. Ночёвка на высоте 2142 м.

Далее 2 3 4 5

( 1 comment — Leave a comment )
livejournal
Feb. 9th, 2017 07:33 am (UTC)
Прогулка к озеру Хурла-Кёль. Спуск в Карт-Джурт.
Пользователь apotap сослался на вашу запись в своей записи «Прогулка к озеру Хурла-Кёль. Спуск в Карт-Джурт.» в контексте: [...] Назад 1 [...]
( 1 comment — Leave a comment )