К озеру Хурла-Кёль. Радиалка на Эльбаши.

Начало 1 2
Далее 4 5

13 июня, третий день нашего похода, ожидался весьма насыщенным. С утра планировалась радиалка на вершину Эльбаши, а затем сбор лагеря и перемещение в район озера Хурла-Кёль.

С нашей стоянки путь к вершине просматривается достаточно хорошо. Мне, Васе и Олегу этот маршрут знаком благодаря прошлогоднему походу. Но мы не против повторить его, поскольку Эльбаши - это великолепная панорамная точка. Впрочем, как и многие другие вершины Передового хребта.

В сети информации об Эльбаши маловато, а фотоматериал - большей частью мой, с похода 2015 года. Пытаясь найти перед тем походом хоть какое-то описание подъёма на вершину и фотографии, я толком так ничего и не нашла. Такое ощущение, что на Эльбаши или не ходят, или ходят те, кто не фотографирует и не пишет отчёты. Ничего, сейчас мы это подправим:)

Всего порядка 1,5 часов подъёма - и мы окажемся здесь. Хотите узнать подробности?

Ночью было ветрено, палатки жутко трепало, так что когда в 4 утра прозвенел будильник, мы решили, что по такому холоду и ветру наверх не полезем. Мечта встретить рассвет на вершине Эльбаши так и осталась мечтой. Но совсем отменять прогулку на вершину мы не собирались. Просто дождёмся солнца.

Солнце на нашу стоянку пришло не сразу, но склон Эльбаши вспыхнул как только оно вышло из-за горизонта. Ветер окончательно не стих, но заметно ослабел.

На небе сегодня красивые перистые облака. Но плохой погоды в ближайшее время они не принесут.

Главный предсказатель погоды в этом районе - Эльбрус. Сегодня с утра его вершина чиста, значит, всё будет хорошо:)

Несколько слов о том, что мы видим с нашей стоянки. С белоснежным Эльбрусом и Эльмезтёбе, своим тёмным массивом загораживающей Эльбрус, вроде бы, всё понятно. Но есть в видимой панораме один нюанс, который долго не давал мне покоя, а оказалось, что это банальная ошибка на карте ГШ.

Сейчас нам хорошо виден водораздел Улуухурзука и Кичкинекола. Невооружённым глазом заметно, что ни одна из вершин водораздела не превосходит по высоте Куршоу (3690,4 м), которая визуально запирает долину Кичкинекола. Однако на картах ГШ одна из вершин водораздела имеет отметку высоты 3821 м. Подозреваю, что вместо цифры 6 ошибочно указана 8. 3621 м - это уже больше похоже на правду.

В 8-50 мы направились вверх по гребню северо-восточного отрога Эльбаши к её вершине. Пошли вчетвером, Сергей предпочёл остаться в лагере.

Путь к вершине очевиден и просматривается с самого низа. По северо-восточному отрогу следует подняться до его примыкания к хребту Эльбаши (в кадре хребет Эльбаши справа) и далее по нему до упора:)

В некоторых местах гребня буйно цветёт альпика. Но большей частью луга пока довольно невзрачные, ещё не успевшие зазеленеть после схода снега.

По правую руку от нас тянется хребет Эльбаши, в котором хорошо видна глубокая седловина. Она отмечена на карте как 2618 м. Заметно, что через эту седловину проходит тропа. И если не ошибаюсь, то по ней можно выйти на дорогу, спускающуюся в Карт-Джурт вдоль Сескола. Пока не представлялось возможности это проверить.

Гребень хребта Эльбаши всё ближе. Как обычно, я отстаю на подъёме от мужиков, зато у меня есть возможность фотографировать реальный путь подъёма и вставлять по ходу свои комментарии:)

И вот что я скажу: Олег с Костей напрасно нацелились на понижение в гребне Эльбаши, они просто пока не видят неприятного для подъёма участка. Выходить под гребень логично как можно раньше, т.е. примерно от того места, где идёт Вася, надо круто лезть вверх. По траве легко подниматься как по ступенькам в отличие от сыпухи, которая ждёт Олега и Костю. Но я ни в коем случае не настаиваю:)

Итак, группа разделилась. Олег с Костей траверсом дошли до неприятной сладки рельефа, вдоль которой им пришлось затем лезть на гребень, а мы с Васей предпочли более крутой подъём по траве, выбрав ориентиром для выхода под гребень участок чуть выше снежника над скалами.

Вроде кажется - сколько там идти, но мы всё лезем и лезем вверх и никак не долезем. Вася обещает, что как только крутой участок закончится, присядем отдохнуть. Продолжаю карабкаться:)
А над гребнем такие красивые облака!

И вот, наконец, долгожданный привальчик на высоте 2900 м. Укрывшись от ветра, выпиваем по кружечке чаю, наслаждаясь видами. Обзор хорош и в сторону Эльбруса...

... и в сторону предгорий, где нашему вниманию предлагается традиционный вид на Скалистый хребет на горизонте - Гумбаши, Гудгора, Бермамыты.

Внизу видна зелёная поляна северо-западнее озера Хурла-Кёль. Однако озеро не доступно взгляду ни с подъёма на Эльбаши, ни с самой вершины, его полностью заслоняет северо-восточный отрог.

Продолжаем путь вдоль гребня хребта Эльбаши, но не по самому гребню, а чуть ниже него. Скоро выйдем на седловину. Её высота ровно 3000 м. Далее до вершины останется набрать 170 метров на полукилометровом отрезке.

Костя с Олегом уже начали подъём от седловины к вершине. Видите их?

С седловины открывается вид на хребет, отходящий на запад от вершины Эльбаши. Его высшая точка - г.Бгазырты-Диппур (3046 м) видна вдали.

Задний план представлен Кышкаджерским хребтом и его высшая точка - г.Кышкаджер (3822,8 м) как раз выглядывает из-за Бгазырты-Диппур. На среднем плане - одна из вершин Даутского хребта, Ныхытбаши (2959,9 м).

Начинаем подъём от седловины к вершине. Идти по гребню удобно, разрушенных скал нет.

Оглядываемся назад. Извилистый хребет Эльбаши значительно выделяется по высоте над окружающим ландшафтом. Более, чем на полкилометра.

Три крошечные цветные точечки внизу на седловине - наши палаточки. По их размерам можно судить насколько далеко мы ушли.

Издали казалось, что на гребне лежит довольно много снега. В реальности - нам пока не приходится выходить на снег. Вполне можно пройти по оттаявшим участкам.

Предвершинные скалы прочно скреплены от разрушения травой и мы поднимаемся по ним как по ступенькам.

Мы всё ближе к вершине. Отсюда уже виден торчащий в высшей точке обломок дровеняки. Кстати, обещанного картой ГШ триангулятора на вершине нет. И нет даже никаких намёков на то, что он там был.

Заключительные шаги к вершине - всё-таки по снежнику.

Вся наша маленькая компания в сборе на вершине Эльбаши. На подъём лично у меня ушло ровно 1,5 часа, а Олег к тому моменту, как я поднялась, уже успел придремнуть на солнышке:)

Сегодня высота Эльбаши по данным моего GPS равна 3166 м. Год назад было 3170 м:) Но в любом случае цифры довольно близки к данным с карты - 3163 м.

Мужская часть группы зачарованно смотрит по сторонам. На северо-востоке наиболее впечатляюще смотрится приподнятое над горами плато Канжол (или Кинжал). Высшая его точка - г. Западный Кинжал (2829 м).

Но, конечно же, гораздо сильнее впечатляет панорама заснеженных гор. В одно мгновенье можно окинуть взглядом район от Гаралыколбаши до Эльбруса. А потом то, что увидел в это мгновенье, можно рассматривать часами:)

Это уже знакомый нам вид в сторону Эльбруса. За считанные секунды можно пройтись по "Молочному Пути".

Мне эта картинка нравится ещё и тем, что на ней есть "два Эля" - Эльбрус и Эльмезтёбе. Или даже "три Эля", если считать Эльбаши, чей маленький кусочек предвершинных лугов виден в нижней части кадра.

А тут видна долина Кубани до района погранзаставы Актюбе. Далее Кубань, именуемая в верхнем течении Уллу-Кам, уходит влево, а вправо тянется долина Узункола.

Дальнейшее разветвление долины Узункола на долины Кичкинекола и Мырды отсюда не видно, но примерно угадывается. Прекрасно видны вершины Кичкинекольской Подковы - Замок, Двойняшка, Далар, Трапеция. Именно с такого ракурса, с севера, Трапеция действительно очень похожа на трапецию.

Доминирует в панораме Куршо (3870 м).

Рассмотрим поближе горы вблизи Куршо. Ну, с теми вершинами, что рядом, всё более-менее понятно. Слева - Мурсалы (3692,6 м), справа примерно на таком же расстоянии - Тырменбаши (3558 м). А вот что ещё левее Мурсалы? Белоснежная гора такая. Думала я, гадала, и пришла к выводу, что это не что иное как кусочек Гвандры. А на переднем плане её закрывает Пирамида (3656 м) и 3659 м.

А этот сказочный сверкающий снегами пик - грузинская Штавлери (3993,9 м). Чуть левее - вершина Талычхан (3670,3 м), стоящая в ГКХ. Часть массива Штавлери сливается с белоснежным покрывалом ледника Талычхан, так что даже трудно понять, что она стоит уже за ГКХ.

Признаюсь - не сразу допёрла, что за массив "с жёлобом между вершинами" в правой части кадра? Нутром чуяла, что где-то там должна быть Чатбаши, но те её очертания, что я привыкла видеть с юго-запада никаким боком не вписывались в то, что я вижу сейчас. Тем не менее, это она, Чатбаши (3766 м)! Левее Чатбаши заметен острый пик - это высшая точка массива Доломиты (3780,3 м).

Правее Чатбаши - Кичкинекольская Подкова во всей красе. Правда, мне главенствующий в Подкове Далар с такого ракурса видится ну очень уж суровым и мрачным. С запада он смотрится куда приятнее.

А теперь взглянем влево от Штавлери с Талычханом - это просто скальный замок какой-то! Это Кебек-Джиринбаши (3525 м).

Смотреть на окружающие горы, кажется, можно бесконечно долго. Но с завидной регулярностью взгляд так и возвращается к Эльбрусу.

Вот было бы прикольно разглядеть на поверхности его снежно-ледового панциря маленьких человечков... Но та сторона, которой Эльбрус обращён к нам, не столь популярна у восходителей. И на перевале Кюкюртлю тоже никого не видно. Хотя, возможно, невооружённым глазом тут и нельзя ничего разглядеть? Достаю бинокль. Та же фигня. Ни души.

О, надо же сделать полноценную фотографию с названием "Три Эля":) Эльбрус, Эльмезтёбе и Эльбаши в одном кадре.

Чуть ниже вершины есть довольно ровная травянистая площадка. Можно несколько палаток поставить. Если, конечно, не боитесь ночной грозы:) Ух, как же заманчиво...

Представляете - выглядываете вы утром из палатки, а там вот так:

Вид на запад - длинные хребты Даутский и Кышкаджерский, набирая высоту, тянутся к ГКХ.

На общем фоне заметно выделяются три вершины, чья высота превосходит 3800 м - Кышкаджер, Гаралыколбаши и Рынджи-Аге.

Правее Кышкаджера глубоким провалом выделяется одноимённый перевал Кышкаджер (1А, 3233 м). Шесть лет назад, в июне 2010 г, мы смотрели оттуда в эту сторону, но не видели ничего, кроме грозовых туч. А тут, оказывается, столько интересного:)

Делая ещё одну панораму с Эльбрусом, я как-то не обращала внимания на далёкие горы на горизонте. Видимо, очень привычно было, что там всякие Бермамыты и обрывы плато Канжол.

Но когда дело дошло до описания, обнаружила, что Канжолом панорама не заканчивается, там ещё и массив г.Инал (2878,8 м) виден. И даже отдельно стоящая чуть в стороне от Скалистого хребта гора Науджидза (2948 м).

Время на вершине летит незаметно, вроде только что пришли, только огляделись по сторонам, а уже 45 минут прошло. И уже пора спускаться в лагерь. Костя пожелал пройтись вниз по восточному гребню к началу хребта Енукол, а далее по траверсной тропе, как мы шли вчера. Остальные предпочли спуск по пути подъёма.

Перед спуском устроили небольшую фотосессию на вершине. В качестве реквизита - деревяшки, играющие роль триангулятора, в качестве фона - конечно же, Эльбрус!

Ну всё, поскакали вниз! Спуск начинаем в 11-05.

Спешим к нашим крошечным палаточкам. Интересно, кто-нибудь кроме меня их видит на фото?

Заодно просматриваем дальнейший путь на Хурла-Кёль - собираемся идти гребнем северо-восточного отрога. На вид всё проходимо и гораздо проще, чем наш путь в прошлом году, когда мы этот отрог траверсировали в верхней части скального пояса.

Над Скалистым хребтом пухнут кучевые облачка. Наверное, там без осадков сегодня не обойдётся.

Вершина уже далеко позади.

Наш лагерь всё ближе.

В 11-45 мы втроём добираемся до лагеря. За 40 минут сбежали с вершины. А буквально через пару минут подходит Костя. Снова все в сборе. Теперь надо подкрепиться, собрать лагерь и дойти, наконец, до Хурла-Кёль. Ведь поход, собственно, ради Хурла-Кёль и затевался:)

А пока греется чай, можно поваляться на мягкой траве и в которой раз сфотографировать Эльбрус:)

Всего на прогулку к вершине ушло 3 часа. Примерно 1,5 км в одну сторону с перепадом высоты 500 м. Замечательная радиалка, способная украсить любой поход в этом районе.