Прогулка к озеру Хурла-Кёль. Спуск к озеру.

Начало 1 2 3
Далее 5

После радиалки на Эльбаши у нас в распоряжении осталась ровно половина ходового дня, которую мы планировали потратить на спуск в район озера Хурла-Кёль и прогулку вокруг озера.

Напомню, что к Хурла-Кёль мы шли не самым оптимальным путём - целых два с половиной дня! Но не зря, ведь мы увидели много интересного на маршруте. Надеюсь, и озеро оставит не менее яркие впечатления.

В 12-50 мы были готовы начать спуск к озеру Хурла-Кёль, но для начала нам следовало подняться от стоянки по гребню северо-восточного отрога метров эдак на 120. Мы решили идти по гребню через высшую точку этого отрога 2794 м. В прошлом году мы прошли траверсы и с востока, и с запада, а в этот раз для разнообразия по гребню пойдём.

Мы нацелились на луговой проход между скал в левой части кадра и туда бредём, выписывая зигзаги по склону.

Позади внизу хорошо видна седловина, на которой мы ночевали. От неё вверх тянется траверсная тропа по восточному склону Эльбаши - прямо к заснеженной седловине, на которой нас днём ранее застал град.

А вот и высшая точка отрожка - слегка выделяющийся по высоте пупырик. Мой GPS "прибавил" ему пару метров по сравнению с данными карты ГГЦ, показав 2796 м высоты.

Со стороны Северного Приэльбрусья тянет облачность. Вдали в дымке маячат скальные обрывы плато Канжол.

Наконец-то, мы можем видеть озеро! Оно потрясающе глубокого синего цвета. И до него ещё далеко.

Создаётся обманчивое впечатление, что к озеру можно по-быстрому спуститься по луговому гребешку. Зачем идти в обход? Но мы-то знаем, что гребешок этот заканчивается отвесными скалами на западе. И на север с него тоже вряд ли будет легко спуститься, но об этом чуть позже.

Небо просто потрясающее сегодня! Эти облака где-то явно прольются дождём, но не над нами.

Над нами облачности очень мало, и та уползает на север, оставляя над высокими горами пронзительно чистое небо.

Идём по гребню отрога в сторону Эльмезтёбе. К сожалению, Эльбрус скоро скроется за её массивом.

Вид на северо-запад с гребня отрога: передний план занимает хребет Эльбаши, за ним Даутский и Кышкаджерский хребты как раз в той части, где они заканчиваются, упираясь в Передовой хребет. Далее на север от Передового хребта горы резко теряют в высоте, и лишь в районе Скалистого хребта вновь "подрастают".

А облака... фантастические, иначе и не скажешь:)

Прощаемся с Эльбаши - дальше наш гребень начинает снижаться и Эльбаши вскоре скроется за ним. Спасибо этой вершине за сногсшибательные виды!

Нас ждёт затяжной спуск по луговому склону. Будем спускаться примерно до того места, где справа к гребню подходят сосны. И всё это время мы сможем любоваться зелёными холмами плато Бечасын.

Эльмезтёбе, как и ожидалось, заслонила собой Эльбрус и стала доминировать в пейзаже на фоне горных массивов, которые превосходят её по высоте, просто слишком далеки.

Справа - уже привычные нам заснеженные верховья Кичкинекола и Уллу-Хурзука. Левее от Эльмезтёбе выстроились Садырляр (3314,3 м), Зарауса (3368,1 м), а на дальнем плане белеет пик Кызылкая (3638,9 м).

Группа рассыпалась по склону и каждый ищет наиболее удобный для себя путь. Лично я направляюсь к обрыву слева по ходу, мне в прошлом году казалось, что вдоль обрыва я вижу тропку. Пока под ногами тропки нет, но и без неё вполне нормально.

Казалось бы, один и тот же вид перед глазами мог бы наскучить, но нет, что-то в нём есть завораживающее.

Стараешься уловить взглядом все изгибы долины Худеса и его притоков, по оттенкам зелёного проследить плавный переход из ранней весны в лето, одним словом - затягивает...

Снова в поле зрения появляется Хурла-Кёль. Определённо - если не видел озеро с высоты, то и не поймёшь, почему его называют самым синим озером КЧР.

Стоим на обрыве. Далее вниз до самой зоны соснового леса простираются заросли рододендронов. Весь склон, немного отличающийся по цвету от зелёных лугов, это они. И они как раз в поре цветения!

Грустно видеть на лугах колеи от машин и квадрациклов. По мне так пускай дорогу по Худесу совсем размоет, зато эти места не превратятся в пикниковые поляны.

Эх, убрать бы из кадра "следы цивилизации" в виде домиков, деревянных помостов...

Подходим к месту, откуда лучше видно, что весь склон под нами - цветущий рододендроновый ковёр. Красиво! И непролазно - акцентирую на этом внимание тех, кто непрочь с высшей точки отрога "срезать" к озеру.

Поэтому мы идём туда, где через это цветущее великолепие пробита хорошая тропа. Осталось ещё немного спуститься.

Рододендроновые заросли подступают к гребню, но зацветают неравномерно, начиная с верхнего края. Мне показалось, что это похоже на полосу прибоя, где морская пена - это те растения, что уже зацвели:)

Вид в сторону озера никого не оставляет равнодушным. Каждый фотограф на какое-то время зависает здесь, чтобы запечатлеть эту красоту.

Начало тропы на гребне обязательно следует найти, нет смысла ломиться по такому склону напрямую. Тропа выходит на гребень немного выше берёз, но почти не видна в высокой траве.

Но далее тропа становится просто шикарной и идти по ней - сплошное удовольствие.

Наиболее густые заросли рододендронов издали немного странновато смотрятся - словно плюшевое ковровое покрытие непонятного коричневатого оттенка.

Изогнутая берёзка прикольно нависает над тропой.

Берёзы здесь растут единично и они довольно раскидистые. Зоны криволесья здесь нет.

Тропинка плавно снижается в направлении сосновой рощицы на склоне. Входим в зону максимума цветения рододендронов.

Все бутоны тут уже распустились. Удачно мы момент поймали:) Хотя, подозреваю, что на день-два раньше цветки были бы посвежее.

Конечно же, не все цветы распустились одновременно. Это заметно при ближайшем рассмотрении соцветия - у самых свежих цветков пестик ещё не покраснел, а "старые" цветки угадываются и по более насыщенной розоватой окраске серединки, а также более чётко выраженным крапинкам на верхних лепестках.

Преобладают на склоне растения с цветками кремовой окраски.

Но среди них часто встречаются и растения с розовыми цветками. Только они на вид чуть более потрёпанные, чем кремовые. Либо распустились чуточку раньше, либо розовая окраска лучше привлекает насекомых и поэтому большинство розовых цветов уже опылено и в связи с этим увядает.

Не знаю, как мужики, а лично я рассекаю это море цветущей рододы в полнейшем восторге:)

Куда ни глянь - всюду цветы! Вниз от тропы до самого леса простирается цветочный ковёр.

Если задуматься, сколько мы видим цветков, то наиболее точным кажется сравнение "их тут как звёзд на небе".

Впереди повсюду - цветы, цветы, цветы...

Оглянешься назад - склон как будто припорошен снегом. Только это не снег:)

Дойдя до сосновой рощицы, мы ненадолго приваливаемся в её тени. После отдыха тропа нам больше не понадобится. Свою основную функцию она выполнила, проведя нас через рододендроовый склон, а далее мы намерены "срезать" вниз по траве.

Сидим и наблюдаем, как по зелёным холмам предгорий бегут тени облаков.

С этого момента нас начинают одолевать насекомые. На этой высоте куча каких-то мошек, противно лезущих не только в лицо, но и во все кадры. Так что если вы видите на фото насекомых, значит у меня уже просто глаз "замылился" или я просто задолбалась их замазывать:)

Справа от места, где мы отдыхаем, шикарные заросли рододендронов и там есть кусты с обалденно розовыми цветами, но к ним лень идти. Мы так насмотрелись сегодня рододендронов, что похоже хватит до следующего июня:)

На горизонте всё те же хорошо знакомые нам Гудгора и Бермамыты.

Вернее, знакомы нам с Васей и Олегом только Бермамыты. Честно пройдены в мае в однодневной прогулке.

А Гудгора пока нашими ногами не пощупана. Но интерес есть.

Ну что, последний рывок? Осталось идти всего ничего - лишь спуститься с зелёного бугорка, на краю которого стоят три старые сосны. Возле засохшей сосны будем спускаться.

И вот уже видна конечная цель этого ходового дня - сосновая рощица, где мы поставим палатки. Да-да, мы не пойдём ночевать к озеру. Здесь нам больше нравится.

Спускаемся.

Место стоянки всё ближе.

И вот мы уже располагаемся среди сосен на чудесной мягкой траве. Ставим палатки, кушаем, а затем отправляемся к озеру Хурла-Кёль.

Перепрыгиваем ручеёк, один из двух, находящихся вблизи нашей стоянки, и идём вдоль кромки леса. По сути это две ветви одного ручья, берущего начало на склоне горы Эльбаши. Позади как раз видно его ущелье. Слева ущелье ограничено массивом отрога, по которому мы спускались, а справа - склоны хребта Эльбаши.

И вот впереди показывается оно, озеро Хурла-Кёль! Удивительно спокойное, застывшее зеркалом в окружении лесов и заснеженных гор.

Задний план ограничен горами водораздела Чемарткола и Тоханы, во главе которого сверкает снегами пирамида вершины Кызылкая. Чуть ближе к нам, по центру кадра - г. Зарауса, зажатая между долинами Чемарткола и Перевальной. Правда, река в визуально угадывающейся просторной долине носит имя Чучкур, а Чемартколом она зовётся в той части, что скрыта за Зараусой.

Самая близкая к нам заснеженная вершина - г.Садырляр, большей частью закрытая массивом Эльмезтёбе.

Приближаемся к озеру. Вообще-то, можно было пойти по накатанной колее и обойти озеро слева. Но в этот раз мы решили, что хотим пройтись по лесу, обходя озеро против часовой стрелки.

Берега озера густо поросли осокой. Озеро медленно, но верно идёт по пути превращения в болото. С западной части озера заболоченный участок довольно обширный, к берегу там не подойдёшь.

В воде много коряг. Прозрачность воды оставляет желать лучшего, так что даже лежащие у самого берега коряги не очень-то видны. Думаю, мутность воды и объясняет тот потрясающий цвет озера при взгляде с высоты.

Вечерний штиль порадовал. Не каждому повезёт застать Хурла-Кёль таким спокойным, вот и нам в прошлогоднем походе не удалось. А сейчас - ну просто чудо!

В озере встречаются острова, некоторые из них дрейфующие. Видела на чужих фото, как островки плавают посреди озера и отдыхающие прыгают с них в воду. Вот один из них:

Тропинка ведёт нас в обход озера по нижней границе соснового леса. В лесу заметен редкий подлесок из рододендронов.

В одном из мест почти к самой воде подступает малинник.

Застывшая зеркалом поверхность озера "не отпускает" фотографов:) Сколько кадров тут было сделано...

Усилием воли продолжаем путь по тропинке.

Но сделав несколько десятков шагов, снова останавливаемся и фотографируем изумительно спокойное Хурла-Кёль. Вот уж повезло так повезло!

Очередной плавучий островок, прибившийся к берегу, так и манит на него взобраться:)

Добираемся до "окультуренной" части окрестностей озера. Здесь на берегу есть походная баня и мостки, по которым распаренному отдыхающему удобно добраться до воды. Костя воспользовался мостками и завис в этом месте надолго.

Кстати, сейчас очень заметно, как много мошкары летает над озером. С этого момента чистить от них фотографии не буду:)

Ещё один мостик, ведущий на "мягкий" полуостров. С берега к нему не подобраться, не замочив ног, а по мостику - вроде как можно. Но ни в предыдущее посещение этого места, ни сейчас я не рискнула перебраться на эту зыбкую травянистую субстанцию. А Олег там был!

Вот так чуть лучше видно этот большой "мягкий" полуостров.

Трудно сказать - сами ли упали эти стволы или это следы деятельности лесогубов. К счастью, вырубки леса в районе Хурла-Кёль давно прекращены.

Возможно, в воде видны стволы тех самых срубленных когда-то сосен.

Так и лежат эти стволы - по берегам и в воде, как напоминание о давнем злодеянии по отношению к природе.

Совершенно инородными смотрятся в пейзаже творения рук человеческих, такие как, например, походная баня на берегу.

Наверное, этот вид лучше снимать на рассвете, чтобы склоны хребта Эльбаши горели золотом. Но у меня нет уверенности, что завтра будет ясный день.

Вечернее солнце слепит глаза, загоняя нас в тень прибрежных сосен.

Спрятавшись от солнца за одним из стволов, пытаюсь сфотографировать северную оконечность хребта Эльбаши.

Доминирующая в кадре вершина (2688,6 м по ГШ) не имеет названия на картах, а я для её идентификации обычно говорю "та гора, у которой на склоне У", или просто "У". Очень уж похожи на букву "У" две глубокие складки рельефа на её склоне.

Сейчас ракурс не очень удачный и нижняя часть "У" закрыта лесом, но на карте буковка читаема, а ещё "У" видно даже с Бермамыта!

Но давайте же взглянем и на то, что меня, мягко говоря, напрягает в окрестностях Хурла-Кёль.
Это деревянные постройки - двухэтажный дом, несколько недоделанных срубов и "сцена". Говорят, когда-то здесь праздновал день рождения отец российских нанотехнологий. Возможно, это выдумка:)

Ловлю себя на мысли, что стремлюсь не замечать этих строений, намеренно убираю их из кадра. Без них лучше, не правда ли?

Продолжаем обход озера.

Береговая линия западного края озера весьма причудливая, но вдоль берега уже не пройти - там болото.

На склоне отрога хр.Эльбаши хорошо заметна тропа, по которой мы недавно спускались. Издали на зеленовато-буром склоне совершенно не различимо море цветущих рододендронов, которое я считаю одной из изюминок данного маршрута.

Обойдя заболоченный участок, мы направляемся к нашим палаткам по лугу, слегка приподнятому над уровнем озера.

Солнце всё ниже. На луга падает тень и ползёт в сторону Хурла-Кёль. Но ещё какое-то время озеро будет радовать нас своей удивительной синевой.

В отличие от озера наш лагерь уже давно погружен в тень склона хребта Эльбаши. Вечерняя прохлада с каждой минутой становится ощутимее. Пора позаботиться о костре.

С дровами тут полный порядок! И тащить недалеко.

Вскоре мы рассаживаемся поудобнее вокруг костра и делаем чай. Обсуждаем увиденное за день и планы на завтра.

Всего за день мы нагуляли порядка 8 км с учётом прогулки вокруг озера. Трек вокруг озера я не записывала.