Прогулка к озеру Хурла-Кёль. Спуск в Карт-Джурт.

Назад 1 2 3 4

Была у меня мысль встретить рассвет на озере. Но когда мне снился очередной сон, в котором солнце освещало водную гладь озера, я проснулась и поняла, что солнечный свет пробивается сквозь палатку. Вот так банально я проспала рассвет. А будильник, спросите? Его я машинально выключила.

Несмотря на то, что утро 14 июня побаловало нас солнышком, было ощущение, что хорошая погода заканчивается. И росы нет, и облачка такие, что в ближайшей перспективе затянут всё небо.

Пора собираться в путь от озера Хурла-Кёль в "цивилизацию".

По пути в Карт-Джурт мы намеревались разведать вариант спуска с "верхней тропы" в долину Кильянсу и далее идти по дороге вдоль русла Кильянсу с кучей бродов. Что из себя представляют броды Кильянсу, мы не знали, но полагали, что осадки могут значительно осложнить этот "бродастый" путь. Поэтому на случай плохой погоды у нас был предусмотрен вариант спуска в Карт-Джурт по Сесколу. Но поскольку оба варианта пути на протяжении примерно пары часов ходьбы совпадают, мы решили сделать выбор уже по пути.

На призыв просыпаться лагерь отреагировал утвердительно, но выбираться из палаток никто не торопился. Васька так и вообще продолжал дрыхнуть под шум моих сборов.

Я поставила в тамбуре кипятить воду на чай, а пока вода закипает, отправилась прогуляться.

Буквально в 20-ти метрах от палаток я обнаружила грибы... Как же я не догадалась сюда вчера вечером заглянуть! Вчера я нашла несколько маслят и запекала их в фольге с сыром и майонезом, но их было мало.

В следующий раз буду знать, где их искать:)

Сборы и завтрак прошли у нас весьма быстро. В 7-10 мы распрощались с уютной стоянкой в сосновой рощице и отправились в Карт-Джурт.

Я не знаю, существует ли тропа от района нашей стоянки в том виде, как она отмечена на карте. В прошлом году мы чисто случайно вышли на отличную тропу уже в чаще леса, но откуда она взялась, мы тогда так и не поняли. Она как будто только там и начиналась, а не шла снизу.

В этот раз мы решили пойти таким же образом. От стоянки мы направились вдоль кромки леса по зарастающим колеям в сторону коша, а когда справа по ходу лес закончился, отыскали выше по склону большую сухую сосну (это хороший ориентир для поиска тропы) и ломанулись в её сторону.

Вот эта сосна поближе. Удивительно её "скрутило". Не знаю, долго ли она ещё простоит в качестве ориентира, но возле неё и другая запоминающаяся сосна есть, очень уж она выделяется ростом. Пока не засохшая, но видно, что очень старая.

Поднимаемся по поляне слева от этой сосны, и вскоре входим в лес. Тропы на этом этапе ещё нет. Под ногами местами хлюпает и чавкает, но мы просто перешагиваем эти ручейки, продолжая держать направление, внимательно поглядывая вправо. Вскоре внезапно, как бы из ниоткуда, справа видим чёткую тропу. Как мы не пытаемся разглядеть, откуда она сюда пришла - ничего не видим. На моей карте место начала тропы отмечено точкой TROPA. От стоянки до этой точки - порядка 15 минут ходьбы.

Тропа резко уводит нас вправо с плавным набором высоты. В начале подъёма она ведёт нас через молодую сосновую поросль.

Затем идём сквозь довольно мрачный и густой сосновый лес. Кстати, эта картинка даёт весьма правильное представление о том, какие тут леса. Очень отрезвляет в случае, если вдруг возникнет идея "давайте срежем" или "да сколько там того леса, пойдём без тропы":) Согласитесь, что без тропы идти здесь было бы гораздо сложнее.

Выше по склону лес заметно моложе и не такой мрачный, хотя по-прежнему довольно густой. Впереди уже виден просвет - скоро выйдем на луга. Тропа шикарная, но совершенно не та, что на карте! Да что удивляться - в этих местах карты знают далеко не обо всех тропах.

По выходу из леса тропа становится менее читаемой и даже местами теряется в траве. Это не должно смущать. Надо продолжать набор высоты, сохраняя направление и ориентируясь на видимый впереди перегиб склона - в том районе тропа идёт примерно по границе леса и найти её не составит труда.

Немного поднявшись по лугу, стоит обернуться: там видно Хурла-Кёль. Но не стоит торопиться прощаться с ним, ещё будут места на нашем пути, где озеро будет видно и даже в лучшем ракурсе.

Слева по ходу открывается вид на г.Эльбаши и часть одноимённого хребта. На склоне ближней к нам вершины из хребта Эльбаши хорошо видны две складки рельефа, образующие букву "У". Сейчас нижняя часть "У" не видна, скрыта лесным массивом.

Поднимаемся чуть выше - панорама на хребет Эльбаши разворачивается шире.

Справа картина довольно привычная - Гудгора и Бермамыты. Однако, как быстро затягивает облачностью небо. Пока шли по лесу, проглядывало солнце, сейчас заметно помрачнело.

Рядом с тропой находим большой маслёнок.

Вася хотел грибочек забрать с собой, но я отговорила - не доедет он до Ростова.

Поэтому оставили его на съедение белочкам. Ну, или кто там ещё грибы ест...

Продолжаем путь вверх по тропе, которая на этом участке ненадолго ныряет в лес. Под ногами снова похрустывают шишки.

Вскоре тропинка выбирается на луга и нам опять предоставляется возможность видеть Эльбаши. Причём сейчас в поле зрения находится почти весь наш путь на её вершину.

К сожалению, зелёный склон скрывает от нас живописное ущелье безымянного ручья, по которому мы спускались с Эльбаши в прошлогоднем походе. Очень уж оно меня тогда впечатлило.

Сегодня лёгкая дымка висит над горами. Из-за неё и верховья Худеса какие-то невнятные, да и на горизонте очертания плато Канжол слабо различимы. Зато на этом фоне невероятно контрастно смотрятся ярко-зелёные поляны северо-западнее Хурла-Кёль.

Луг, по которому мы поднимаемся, усыпан колокольчиками. Ближе к зоне леса попадаются цветущие кусты рододендронов.

Снова видим озеро. По мере нашего подъёма открывается всё большая его часть.

Красивое место. Но скоро тропа завернёт влево, и озеро скроется за склоном хребта Эльбаши.

Так что сейчас самое время запомнить Хурла-Кёль и пожелать ещё не раз вернуться сюда.

Продолжаем путь по тропе, удаляясь от верхней границы леса. Ландшафт меняется - ниже тропы появляются каменные россыпи, заметно больше становится рододендроновых зарослей.

Тропа делает зигзаг, и впереди становится видна высшая точка нашего сегодняшнего пути. До этого "перевальчика" от стоянки чуть меньше 200 метров набора высоты.

На среднем плане возвышается лесистая вершина 2151,1 м/2149 м (по ГШ/ГГЦ), закрывая своим массивом гору Кильян. Мимо Кильяна проходил наш путь к озеру в прошлом году.

А вот и "перевальчик". Только камней под ногами всё больше и больше. Кто-то в шутку сказал, что проходя здесь, каждый путник должен взять по камню и убрать с дороги. Что мы и сделали, и даже не по одному камню. И видимо, не только мы одни, потому что справа по ходу "стена" явно рукотворная.

За "перевальчиком" открывается вид на наиболее суровую часть хребта Эльбаши в плане удобства прохождения. Выше тропы - в ассортименте и скалы, и криволесье, и можжевелово-рододендроновые заросли, а ниже тропы - разве что скал поменьше (или их просто не видно). Но по большому счёту никакого смысла лезть на хребет в этой части нет, равно как и спускаться в сторону Худеса.

Приближаемся к так называемой "промоине". Она представляет собой овраг в истоках одного из притоков Худеса.

В районе "верхней" тропы, по которой мы сейчас идём, находится начало промоины, и её продвижению вверх по склону условно мешает березняк. Условно - потому что мы видим, что часть склона выше тропы всё-таки уже разрушилась.

Но есть ещё и "нижняя" тропа (по ней мы ходили в прошлом году), место пересечения которой с промоиной преодолевается не сказать, что с трудом, но некий элемент экстрима присутствует. Возможно, по этой причине "нижняя" тропа выглядит сильно заброшенной. Но мне она очень понравилась, когда-нибудь я расскажу и о ней.

Приближаемся к месту, где придётся определиться с выбором дальнейшего пути. Погода, на мой взгляд, продержится какое-то время, достаточное для нашего спуска в Карт-Джурт, поэтому я склоняюсь к мысли разведать спуск по долине Кильянсу.

Показываю спутникам лесистый гребешок, спускающийся к зелёной поляне. Нам надо не проскочить ответвление от основной тропы вправо, на этот гребешок. Только вот где точно находится это ответвление, я не знаю. В GPS у меня весьма условно отмечен путь вниз к поляне. А в воспоминаниях не сохранилось ничего, способного помочь найти это ответвление, хотя я в прошлом году его искала. Надежда на то, что пять пар глаз лучше, чем одна, кто-нибудь да заметит:)

А вот и промоина - вид с "верхней" тропы. "Нижнюю" тропу она пересекает в районе пихтового леса, это метров на 300 ниже, отсюда это место не видно.

За промоиной наша тропа входит в березняк. Местечко весьма позитивное. Однажды в разговоре с местными мы не сразу их поняли, когда те поинтересовались, есть ли снег на "аллее"? Оказывается, они имели в виду этот участок тропы. Теперь я тоже называю его "Берёзовая аллея".

Идём по берёзовой аллее и каждое "подозрительное" место, где может быть отворот направо, внимательно рассматриваем. Но пока ни малейшего намёка на тропу вниз. А она есть, я точно знаю! Причём не абы какая, а конная тропа.

Согласно показаниям GPS мы примерно метрах в четырёхстах от места начала спуска, нарисованному "от фонаря". Ну как "от фонаря" - всё-таки по спутниковым снимкам рисовала, вроде "видела" что-то наподобие тропы.

Вроде далеко до развилки, но ещё раз предупреждаю всех, чтоб не бежали вперёд (а тропа такая классная, что просто грех по ней идти медленно и печально), а смотрели во все глаза, искали тропу вниз. Оказалось, что я вовремя спохватилась. Если бы мы прошли эти 400 м по тропе, то там уже точно никакого пути вниз мы не обнаружили! Но будучи предупреждёнными заранее, мы старались не пропустить ни одной детали, которая может нам помочь найти спуск.

Вскоре мы миновали лавинный прочёс с кучей поваленных берёзок, за ним оказалось разветвление троп. Сперва подумали, что это обход деревьев, заваливших местами основную тропу. Именно по этой причине никто не додумался сфотографировать место развилки:) Потому привожу фото 2015 года - мне кажется, это именно то место:

Теперь по факту прохождения я могу назвать главный ориентир для поиска тропы вниз - лавинный прочёс.

Точку "RAZVILKA" я поставила уже после похода, анализируя трек. Она оказалась значительно ближе, чем я предполагала. Синий трек - предполагаемый путь спуска, красный - фактически пройденный по отличной тропе.

Итак, мы успешно нашли путь, соединяющий "верхнюю" тропу (Хурла-Кёль - Сескол - Карт-Джурт) и "нижнюю" (Хурла-Кёль - Кильянсу - Карт-Джурт).

Сперва тропа идёт на северо-запад, плавно сбрасывая высоту. По обе стороны тропы - труднопроходимые заросли березняка и рододендронов, куда и мысли соваться нет, чтобы срезать:)

На высоте примерно 2200 м тропа упирается в гребень хребтика и поворачивает параллельно ему на север. Далее тропа почти совпадает с моими "набросками" в GSP. Ну, хоть что-то я "угадала":)

Ненадолго останавливаемся в живописном местечке. Нет, мы не устали, просто не можем пройти мимо красивоцветущих кустов рододы.

Лезем с фотоаппаратами в заросли. Ноги заплетаются в рододендроновых стеблях, а под ними ещё какие-то камни, стволы, ямы. В общем, на фото всё красиво, а в реальности пересечение заросшего рододой овражка - дело непростое:)

Цветение в самом разгаре. Красота! Теперь осталось только выбраться отсюда на тропинку:)

Помимо рододендронов в подлеске много черничников.

В какой-то момент тропа, до сих пор идущая параллельно гребню чуть правее и ниже его, выходит на гребень. В этом месте гребень заметно сужается, а березняк сменяется соснами. Внизу слева по ходу - широкая долина, это верховья истоков Кильянсу. На дальнем плане - Даутский хребет.

Живописный участочек, пронизанный светом и пропитанный ароматами хвои. Жаль, что так недолго тропинка идёт по гребню.

Впереди угадывается возвышение - массив локального пупырика 2145 м, на подходе к которому тропа уходит с гребня вправо.

Сбросив высоту примерно до уровня 2100 м, тропа переходит в заброшенный волок, выводящий нас на поляну, где пересекаются "нижняя" тропа и тропа с горы Кильян. Нам - по "нижней" тропе налево, в долину Кильянсу.

На картах ГГЦ (250- и 500-метровках) в этом районе есть неточность. Там отмечен единственный довольно крутой спуск в долину Кильянсу, в то время как на километровках ГГЦ и на ГШ есть более щадящий вариант сброса высоты, на начальном этапе совпадающий с путём через верховья истоков Кильянсу на водораздел Кильянсу и Сескола. Именно его мы и выбрали.

Дойдя до большой поляны, мы свернули направо. Не знаю, в каком состоянии дорога (или тропа?) на водораздел, но её на этой поляне не особо заметно (хотя со спутника она просматривается), так что мы фактически пошли "по главной", если вообще не сказать - по единственной дороге.

Качество дороги по мере спуска ухудшилось. То по ней текли ручьи, то попадались большие лужи или просто грязюка, очень много камней. Фотографировать какое-то время было практически нечего.

По выходу из зоны леса на луга более-менее живописным мне показался вид на скальные обрывы вершинки 2052,3 м. Вверх мимо этой вершины уходит дорога, соединяющая долину Кильянсу с пастбищами под г.Кильян. Можно тут подняться и пройти гребневым маршрутом по водоразделу Кильянсу и Худеса, кстати, очень красивый маршрут. Но мы уже настроились на спуск по реке, а вверх лезть неохота.

Дойдя до пересечения с дорогой на г.Кильян, сворачиваем налево вниз. Дорога спускается в русло Кильянсу. Но внезапно нам на глаза попадается тропка, которая идёт параллельно руслу чуть выше него. Но вскоре она заканчивается и нам всё равно приходится спуститься к реке, продираясь через кушери. Так что карты (и ГГЦ, и ГШ) в этом месте устарели - может и была когда-то тропа по-над рекой, но теперь её нет. В настоящее время актуальна только дорога по руслу.

Вдоль русла навалено много брёвен и всякого мусора, оставшегося от лесогубов. Так что пейзажи не радуют от слова "совсем". Фотографировать нечего. Только развалины какого-то кирпичного дома меня вдохновили на очередной кадр.

Дорога вдоль Кильянсу, на большом протяжении зажатая между склоном и рекой, показалась мне скучной. К тому же, отсутствие рядом с дорогой хоть каких-то площадочек не позволяло сделать полноценный привал. К примеру, вот один из "больших" пятачков, куда мы сошли с дороги, пропуская лошадей.

Примерно час мы уже идём вдоль русла, а у меня не возникает никакого желания сделать фото. Наконец, перед очередным бродом, моя рука инстинктивно потянулась за фотоаппаратом...

Скалы весьма оживили пейзаж. Хоть какая-то "изюминка". Опять же - появился какой-то простор, а то идёшь-идёшь, и ничего кроме дороги да склонившихся над ней деревьев не видишь.

После брода дорога проходит прямо под рыжей скалой.

Обернувшись назад, можно видеть небольшой участок дороги, выныривающий из пойменных зарослей. Примерно так и выглядела дорога на всём протяжении, начиная с момента нашего спуска в русло Кильянсу.

Кстати о бродах... Не помню, сколько их было, но они не вызвали затруднений. Все они мелкие и запросто преодолеваются в ботинках. Правда, этот брод - не самый глубокий и широкий, но фото других бродов я попросту не делала.

За скалой обнаружилась полянка - первое место на спуске, где можно комфортно расположиться, не теснясь у самой дороги. Время шло к обеду, и несмотря на близость Карт-Джурта, мы решили на этой полянке остановиться и перекусить. Да и просто отдохнуть не мешало бы, мы же по сути от озера шли без привалов, лишь пару раз на несколько минут останавливались.

После 20-минутного отдыха продолжаем путь. Впереди зеленеют склоны Даутского хребта, как бы обозначая конечную точку нашего путешествия - к их подножию надо спуститься, и всё...

Заключительный этап спуска по долине Кильянсу порадовал видами, словно стремясь исправить то впечатление, что произвела на нас средняя часть долины.

Погодка явно портится, из-за гребня Даутского хребта быстро движутся в нашу сторону обрывки облачности.

Скалы справа прикольные.

Вот бы наверх туда залезть! Если сможешь продраться сквозь кусты барбариса, преграждающие путь к скалам снизу:) А сосенка на рыжей скале смотрится так заманчиво...

Чем ниже спускаемся, тем больше вокруг цветущих кустарников. Пахнет пряными травками, я начинаю отставать от группы, набивая карманы отборными веточками чабреца. Сейчас самое время для его сбора.

Внизу уже видны строения Карт-Джурта. Прикольно - я раньше не обращала внимания, что в районе Карт-Джурта с гребня Даутского хребта спускаются опоры ЛЭП-500 "Кавкасиони". У меня был стереотип, что ЛЭП-500 идёт по долине Кубани, а оказывается, опоры в какой-то момент уходят в горы, а в Кубань снова спускаются лишь здесь.

Входим в Карт-Джурт. Ещё каких-то минут 10 ходьбы - и наш поход закончится.

В 12-15 мы подошли к дому Эмбая. Всего от озера мы прошли 11 с небольшим километров и затратили на это 5 часов.

Для себя я сделала вывод: включая в маршрут долину Кильянсу, ни в коем случае не стоит рассчитывать, что там можно остановиться на промежуточную стоянку. Надо проскакивать её как можно быстрее. Да, это самый короткий путь. Но другие известные мне варианты живописнее. Когда-нибудь я доберусь и до их описания.