Февральский поход на Баранаху из Ильича. День 2.

Начало 1
Далее 3 4

Ночь в этом довольно сыром месте на удивление не оказалась настолько холодной, насколько мы предполагали. Хотя "минус" ночью явно был, судя по хрустящей ткани тента. До использования теплоидов дело не дошло, в палатке было комфортно. За исключением маленького нюанса - мой ячеистый каремат с выпуклостями-вогнутостями насобирал конденсата в ямочки, малость намочив снизу спальник.

Утро 24 февраля 2017 г выдалось пасмурным. Не ожидая, что на нашу стоянку в ближайшем будущем заглянет солнышко, мы позавтракали и приступили к сборам.

Несмотря на хмурое утро, я верила, что распогодится. Так и случилось. На большей части пути к Баранахе нас радовало солнце. Хотите узнать, что видно с Баранахи? Тогда вам туда:)

Но обо всём по порядку. Перед уходом со стоянки я сфотографировала родник. Не знаю, такой ли он древний, как расположенное рядом городище. Просто замшелая кладка навевает какие-то такие мысли.

Мы решили не возвращаться на дорогу тем же путём. Не понравилось идти через поле по колено в снегу. Я предложила последовать по следам, которые виднелись на снегу за родником. Но если бы мы получше осмотрелись, то, скорее всего, обнаружили бы тропу наверх прямо от столика с лавочками. А так нам пришлось сперва потерять следы в листве, а потом, попетляв между деревьев, выйти на хорошую тропу. Проследив её направление, я и сделала вывод о том, где она могла бы начинаться.

Тропа привела нас к развалинам храмов Ильичёвского городища. Это целый археологический комплекс, напоминающий нам об аланском поселении, вероятно, крупном торговым центре, некогда стоявшем на одной из ветвей великого шёлкового пути. Обнаружено городище сравнительно недавно, в 1962 г. Были произведены раскопки, в ходе которых найдены и остатки фундаментов домов, и укрепления в виде рвов и стен, и предметы утвари. Но самым шокирующим для археологов оказалось обнаружение фундаментов христианских храмов, ведь ранее считалось, что христиан на Урупе не было в помине. Теперь многие найденные предметы можно увидеть в Отрадненском краеведческом музее.

Проходим мимо заваленных снегом фундаментов.

Считается, что это сооружение - базилика.

А это - развалины храма, у "алтаря" которого установили крест. Рядом видна табличка, на которой, наверное, когда-то было написано, что это памятник, но сейчас уже ничего не видно.

От развалин храмов накатана дорога, по которой через очень кочковатое поле мы выходим на "главную водораздельную магистраль". На открытом пространстве сразу ощущается, как "давит" хмурое небо. Скорее бы солнышко появилось.

Водораздельная дорога плавно набирает высоту. Большим подспорьем нам служат свежие колеи - почти не проваливаемся в снег. Но любой шаг в сторону возвращает нас к реалиям зимнего похода - на обочинах по колено. Вот бы накатанные колеи тянулись аж до самой Западной Баранахи... Ведь видели же мы в феврале 2015 г джипы у обрыва. Правда, снега тогда было поменьше.

Но вскоре накатанная колея ушла влево - по направлению к спуску к пещере Сталактитовой. Видимо, на днях туда забрасывали группу. Нам же было предначертано идти далее по гребню и было заметно, что по нашей дороге тоже кто-то ездил, но давненько. На дороге лежал слой свежего снега, но справедливости ради стоит отметить - он был небольшим.

Иногда дорога переваливала на склон южной ориентации, и тогда представляла собой довольно грязную субстанцию, прилично расквасившуюся при +10. В таких местах мы шли по травянистым обочинам. Однако большей частью подъём пролегал по северным склонам, так что месить грязь нам особо не грозило.

А впереди очень мотивирующе сияла полоска голубого неба.

Идём по дороге, проваливаясь по щиколотку, что вполне сносно. К этому моменту активно тающий снег уже порядком промочил нам ботинки, но это было ожидаемо. Зато, наконец, мы выбрались из-под гнёта облачности!

Мрачная пелена облаков осталась позади. Даже на душе стало веселее, особенно мне - я ж тут главный метеоролог и успела напредсказывать на сегодня отличную погоду:) Мечты сбываются:)

В 11-35 прошли через вершину Громатуг. Сама вершина не представляет собой чего-то примечательного, просто лысая. Более прикольный вид открывается на спуске в сторону балки Перевертайка.

На горизонте знакомые очертания - Скирда, Ятыргварта, Маркопидж:) Внизу на разных берегах Урупа видны строения аула Кызыл-Уруп и хутора Большевик.

Взглянув на ближайшие горы, среди которых доминирует Шапка (её массив прямо под Ятыргвартой), наглядно можно проследить зависимость количества снега от экспозиции склона. Южные склоны уже оттаяли.

На мой взгляд, над балкой Перевертайка впервые на маршруте открывается действительно интересная панорама. По-настоящему горная.

Справа по ходу привлекают внимание скалы противоположного борта долины Урупа - там видны необычные формы в виде известняковых столбов и башен.

После понижения гребня над балкой Перевертайка дорога входит в зону леса, где вскоре накатанная колея и заканчивается. Снега в лесу значительно больше, неудивительно, что та машина не рискнула ехать дальше. С этого момента нам не удастся больше халявить, придётся тропить.

Скорость передвижения резко падает. Первые минут пятнадцать полноценной тропёжки заметно ударяет по нашим силам, и поступает предложение пообедать, которое все воспринимают с одобрением. Осталось лишь найти местечко без ветра.

В 12-10 приваливаемся почти на выходе из зоны леса в конце поляны перед крутым подъёмом. Обед! Олег и Илья делают чай, а мы пьём уже готовый, который я тащила в термосе. От осознания, что рюкзак после обеда полегчал почти на 1 кг, мне становится легче идти:)

Вовремя мы подкрепились - впереди нас ждёт открытое заснеженное пространство, где дует сильный ветер. Слева по ходу угадывается глубокое понижение - это верховья балки Хабакирова. В дальнем заснеженном склоне так хочется "опознать" склоны Баранахи, но нет, это всего лишь водораздел балок Хабакирова и Гамовской.

Достигаем высоты 1400 м. Вроде и не сказать, что снег глубокий, но солнце припекает и он быстро размягчается. Дорогу под снегом, кстати, уже не видно, но поскольку она гребневая, вполне вероятно, что мы идём точно по ней. GPS одобряет наше направление.

При взгляде назад открывается вид на лысую макушку Громатуга и перелесок, где мы обедали.

Чисто интуитивно прокладывая путь в снегу, мы вышли на восточный траверс над балкой Хабакирова и снова оказались на дороге. Вернее, снова увидели её, проклюнувшуюся из-под снега. Наверное, снег тут сдувает, чем объясняется столь тонкий его слой.

Впереди сверкает на солнце склон северной экспозиции - там снега явно побольше. Но этот подъём - заключительный рывок на Скалистый хребет. Да-да, перед нами уже он, Скалистый. Осталось ещё немного побарахтаться в снегу, а на обрыве Скалистого хребта, обещаю, надоевшего снега не будет:)

Подходим к началу подъёма. Оттепель сделала своё дело - мягкий снег предательски проваливается. Тропящие периодически меняются. Мне же остаётся аккуратно идти по следам.

Олгядываемся на пройденный путь. Дальний слабовыраженный пупырь - Громатуг.

Проваливаемся в снег примерно сантиметров на 15, но изредка случается и по колено. Кажется, что ещё немножко, ещё чуть-чуть, и мы плюхнемся на обрыве на мягкую траву...

Но это "немножко" что-то затягивается. И уставший тропить Вася плюхается прям посреди снегов. Когда он шёл там, где сейчас я, то тоже думал, что обрыв близок - прям вон там, в видимой верхней точке, но дошёл туда - а обрыва-то не видать! На часах 14-00, высота 1530 м, привал на 5 минут не помешает.

И снова в путь! Слой снега становится меньше. Наконец, впереди появляется большая проталина - это не что иное, как луга у скального обрыва Западной Баранахи.

Справа - скальные обрывы левобережья Урупа, излюбленное место обитания белоголовых сипов.

В 14-17 сбрасываем рюкзаки у импровизированного тура, обозначающего высшую точку на обрыве Западной Баранахи. Здесь 1557 м. И как было обещано, совершенно нет снега! Но ветер... Чтобы укрыться от него, мы чуть приспускаемся вниз по южному склону. Здесь можно отдохнуть, погреться на солнышке, насладиться видами.

Внизу лежит Преградная, а над Передовым хребтом висят плотные облака. Видно, что над долиной Большой Лабы из них сыплет снег.

Илья фотографирует горы, Олег уселся на тёплые камни и просто рассматривает окрестности. В отличие от нас с Васей они здесь ещё не бывали. А мы завалились на траву и радуемся новой встрече с этими местами.

Но надо идти дальше. Несмотря на то, что мы выбрались на обрыв Скалистого хребта, наша цель ещё далека. Напоследок фотографирую часть Скалистого хребта, что по ту сторону Урупа, на фоне лугов Западной Баранахи.

В 14-30 мы направляемся в обход массива Западной Баранахи вдоль обрыва. Свежий снег на обрыве сошёл недавно, буквально вчера-сегодня, влага ещё не успела впитаться. Мы хлюпаем по травяным кочкам, но это всё же приятнее, чем по снегу.

Идём, и тут вдруг как будто дождём нас окатило... Прямо в лицо! Смотрим на небо - не может быть из такой облачности дождя, да вроде бы и не сверху на нас капало. Так что же это? Оказывается, на самом обрыве есть лужицы талой воды и сильный ветер создаёт "дождь, идущий снизу". Илья попытался заснять это явление на видео.

На фото, разумеется, этих капель не заметно. Но поверьте, я стою в зоне "поливайки":)

Обрыв изобилует выходами карста. По этим причудливым каменюкам идти приятнее, чем по мокрой траве. Фото не передаёт реальности - под ногами сплошная вода, лишь только эти камни сухие.

Справа внизу просматривается балка Мокрая. Пора решить, как идём дальше.

Вариант первый предполагает спуск в Мокрую, а от водокачки, где мы запасёмся водой, начнётся подъём к вершине Баранахи - 140 метров набора высоты по раскисшему снежному склону северной экспозиции. Второй вариант - идти к вершине более длинным путём по водоразделу Мокрой и Гамовской, а когда будем над водокачкой - налегке сбегать вниз за водой. Выбрали второй вариант.

На самом деле, водораздел тоже был заснежен, и мы издали это видели. Но решили, что это зло, несоизмеримо меньшее, чем подъём от водокачки, который был пока недоступен взгляду, но ориентирован по отношению к солнцу "не очень правильно".

Глубина снежного покрова на водоразделе оказалась порядка 10 см.

Над верховьями балки Гамовской привалились на 5 минут. Где-то ниже ближайшего видимого березнячка находится пещера Акташ, и ещё пара пещер КИСПАП и Треугольная расположены в скальном поясе, видимом отсюда. А насчет местоположения более известной в этом районе пещеры Гамовской... Вход в неё где-то на левом борте балки, который отсюда полностью не просматривается.

Обратно пойдём по водоразделу Гамовской и Хабакирова, может оттуда будет лучше виден район пещер.

В 15-30 мы поравнялись с водокачкой. Идя по широченному водоразделу, мы не видели балку Мокрую, так что ориентировались на показания GPS, и как только пришло время - резко свернули вправо к обрыву.
Во всей красе предстали перед нами белоснежные верховья балки, веером расходящиеся в три стороны. А мы, глядя на это сверкающее великолепие, ещё больше укрепились в правильности выбора пути.

Моё робкое предложение "может быть, отсюда прямиком на Баранаху?" немедленно отклонили, да я и сама, честно говоря, была не уверена, что так будет быстрее. Но то, что будет сложнее - очевидно.

По плану здесь нам следовало сделать запас воды. Правда, поступило предложение забить на воду в жидком состоянии, ибо неохота лезть вниз, а потом вверх. Но потом всё же решили, что спускаться за водой не так далеко, как это кажется, а на вершине снега может не быть.

Вася, Олег и Илья взяли тару для воды и пошли вниз к истоку ручья у недостроенной водокачки. А я осталась их ждать на ветреном обрыве, разглядывая панораму верховий Мокрой балки. Потом завалилась на согретую солнцем траву, спрятавшись от ветра за рюкзаком, и минут на 10 даже задремала.

Вскоре вернулись мои сопоходники с водой, посидели-отдышались, и в 16-00 мы продолжили путь. На водораздельную дорогу, которая всё равно не была видна под снегом, решили не возвращаться. Пошли по бесснежному краю обрыва правого борта Мокрой балки.

Оглядываясь назад, можно лучше представить высоту и характер склона, спускающегося к недостроенному домику водокачки. Высота, действительно, обманчива - на обратном пути я замерила перепад и оказалось всего 36 метров.

Снова начался снег. Мягкий и мокрый. В ботинках уже давно сыро, но интуитивно ноги всё равно пытаются лавировать по камням и травяным кочкам:)

В 16-25 мы вблизи восточного обрыва массива Баранахи, точнее будет сказать - Центральной Баранахи. Здесь открывается вид на следующий сегмент Скалистого хребта во главе с г.Больше.

Однако гораздо больший интерес в этой панораме вызывает, конечно же, Эльбрус. Сегодня видимость прекрасная, и несмотря на оттепель, дымки почти нет.

Зависнуть тут надолго и любоваться Эльбрусом, к сожалению, мы себе позволить не можем. Идти ещё не менее получаса, а солнышко уже низко. Начинаем заключительный подъём, всего каких-то метров 80 в высоту остаётся набрать.

Слева по ходу всё шире открывается понижение в разделённом на сегменты Скалистом хребте. Где-то там внизу, пока ещё недосягаемая нашему взгляду, из многочисленных родников начинается Кува. Пока просматривается лишь один из её правых истоков - очередная балка Мокрая. Небогато тут с названиями, попробуй пойми без соответствующего уточнения, о какой балке речь в связи с названием "Мокрая", мы ведь только что из одной Мокрой балки вышли, а уже впереди нарисовалась ещё одна Мокрая:)

А вот это причудливое скальное образование называют "Крокодил Гена". Но признаюсь, у меня не хватает фантазии увидеть там этого персонажа.

Ненадолго входим в зону тени. На среднем плане - одна из двух почти равных по высоте вершин Восточной Баранахи, разделённых седловинкой. Сейчас одна вершина (1698 м) полностью заслоняет другую (1699 м), да и впоследствии ни с одной точки Центральной Баранахи дальняя вершина не видна. Зато именно эти две вершины видны с трассы от Передовой до Ильича и далее, если идёшь по долине Кувы, либо с трассы Преградная - Сторожевая. И тогда ракурс таков, что эти две вершины как два горба верблюда. По этой причине Восточную Баранаху зачастую называют Верблюдом.

Поднимаемся выше, и становится более наглядно, что за "первым горбом" Верблюда есть и второй. Готовясь к маршруту, я рассматривала возможность посетить и эти две вершины. Иду и гадаю - удастся ли осуществить эту задумку? Но по факту сообщаю - не удалось.

А теперь слева по ходу мы видим слегка заснеженную седловину между Центральным и Восточным массивами. Примечательна седловина двумя объектами. Первый - небольшое озерцо. Видите его? К нему по снегу тянется цепочка следов. А второй объект - скальный утёс, похожий на нос корабля.

Вот озерцо и утёс поближе.

Ещё несколько шагов по склону - и из-за массива Восточной Баранахи выплывает Эльбрус. Но с места стоянки вид будет намного лучше!

Сейчас мы аккурат над местом логичного и простого спуска к седловине между массивами Центральной и Восточной Баранахи. Видна тропка вниз. Эх, был бы лишний часик времени до заката, можно было бы сбегать туда, хотя бы на утёс, если не на вершину. Но лишнего времени в запасе нет, так порадуемся же тому, что мы вообще поспеваем на вершинное плато к закату.

До стоянки уже недалеко, но мы чувствуем, что без очередного привала не обойтись. Полноценно задолбались:) Особенно Олег - он сегодня и тропил больше всех, и уже почти час тащит в руках 5-ти-литровую бутыль с водой. Присели минут на 5.

А тени становятся всё длиннее и постепенно поглощают долину Кувы.

Мои промокшие ботинки заставляют меня закончить привал раньше остальных, иначе замёрзнут ноги. Но не только по этой причине я на заключительном этапе подъёма вырываюсь вперёд. С места нашего привала уже был виден триангулятор на вершине Баранахи, и важно, чтобы группа не унеслась в его сторону и не потеряла время. Время перед закатом особенно ценное - его надо тратить исключительно на созерцание и фотосъёмку, а не на поиски стоянки.

В 17-18 я дошла до стоянки на восточном краю массива Центральной Баранахи. По пути осмотрела ещё пару потенциально пригодных мест, но всё-таки эта площадка оказалась лучшей. Что удивительно - Вася, с которым мы вместе прогуливались к этому месту два года назад, совершенно не запомнил его как потенциально пригодное для лагеря.

Как и ожидалось, снега на площадке не было, а ровного места оказалось достаточно для размещения наших трёх палаток так, чтобы травяные кочки не мешались. Естественное ограждение из камней по периметру площадки немного защищало от ветра, а ветер был очень нехилый. Мы очень быстро поставили палатки и побежали смотреть закат. Это фото лагеря сделано уже после захода солнца:

Солнце в это время года при наблюдении с Баранахи садится за Ятыргварту. Но в этот раз облачность, окутавшая горные хребты, немного подпортила картину. Я надеялась, что к вечеру значительно похолодает и облака уйдут, но чуда не произошло...

Для сравнения - вот так выглядел закат два года назад. Тогда к вечеру температура резко упала ниже -10, подарив нам почти безоблачное небо.

Ничего не остаётся, кроме как наслаждаться закатом таким, какой он есть. Ну, хотя бы Тхачи и Ачешбоки этим облакам скрыть удалось.

Небо на востоке окрасилось в нежнейшие оттенки. На Эльбрусе засело облачко, и появились ожидания, что скоро оно запылает в лучах заходящего солнца.

Но поскольку солнце село в облака, пылающего Эльбруса увидеть не удалось. Розовое облачко становилось всё бледнее, а массив Эльбруса всё глубже погружался в холод февральских сумерек.

Равнина в сумерках уже давно, скоро вспыхнут огоньками домов и фонарей станицы.

Не надеясь на яркие краски заката, брожу вдоль обрыва. То смотрю вдаль, то осторожно заглядываю вниз. Прямо подо мной заметна вытоптанная площадка - загон для животных. Рядом есть кош, он не виден, поскольку расположен ближе к скале, а я при таком ветре не рискую подойти к краю обрыва ближе.

Облачная шапка Эльбруса продолжает тускнеть. Небо на востоке становится холодно-фиолетовым у горизонта.

А на западе, наконец, что-то разгорелось. Последние лучи солнца подсветили облачка.

Над вершиной Баранахи облака ещё долго пылали. Конечно, можно было и дальше понаблюдать, но жуткий ветер разогнал нас по палаткам. Да и голод не тётка:)

Мы с Васей приготовили суп и позвали в нашу палатку Олега с Ильёй. Под завывание ветра поужинали, обсуждая всякие маршруты и обмениваясь свежими впечатлениями от сегодняшнего ходового дня.

Всего за день пройдено 13,5 км с набором метров 700. В пути были с 8-56 до 17-18, больших и частых привалов из-за ветра не делали, шли по снегу небыстро. В сезон такой путь проходят часа за 4, но для зимы - считаю, что наш результат не самый плохой.