Майская прогулка по Дауту. День 1.

Далее 2 3 4 5

Есть на карте интересный район, на мой взгляд, идеально подходящий именно для майских походов - кусочек междуречья Даута и Теберды, ограниченный с юга Передовым хребтом. Мы с Васей уже давненько положили на него глаз.

Правда, линейный маршрут от Даута до Теберды подразумевает не очень простую логистику. Если ехать на машине, то надо либо искать стоянку в Карачаевске и оттуда на старт добираться хурзукским автобусом, либо сперва заехать в точку финиша маршрута и оставить машину у кого-то из местных, а потом или на такси, или двумя автобусами добираться на старт. Вот только с точкой финиша загвоздка... ведь выйти можно и в Верхнюю Теберду, и в Нижнюю, мало ли как сложится. Но мы были готовы забить на эти сложности, вооружившись телефонами карачаевских таксистов и расписанием общественного транспорта. И всё равно не срослось.

Во-первых, по личным обстоятельствам мы могли начать поход не ранее 1 мая, когда у всех работающих по производственному календарю праздники уже заканчиваются, а сам поход хотели сделать недельным. Это не позволило нам найти попутчиков. Не имея возможности взять на это время отпуск, с нами не смог пойти наш краснодарский друг Олег. Ростовские друзья-туристы тоже не откликнулись, вероятно, потому что я слишком поздно разместила объявление, а может быть, просто не заинтересовал район.

Во-вторых, погода на начало мая в районе Теберды была обещана дождливая, что мешало спланировать маршрут красиво. Я и так, и сяк пялилась в карту - а не складывалась картинка в случае нескольких подряд неполноценных ходовых дней. Если кто не в курсе - под дождём мы предпочитаем не ходить. Но самое обидное - под большим вопросом оказывалась изюминка маршрута, вершина Гараллыбаши, посещение которой выпадало на день с наибольшим количеством осадков.

Осознав, что в этот поход идём вдвоём, мы решили перекроить маршрут в плане его упрощения, но не отказываться совсем от возможности побывать на Гараллыбаши. Вдруг синоптики ошибаются? Но, забегая вперёд, скажу - в этот раз прогноз rp5 оказался весьма точным. С одной стороны, это радует, а с другой - обломались мы по полной программе...

Точкой старта было выбрано устье Даута, куда мы собирались доехать автобусом Хурзук-Карачаевск, заблаговременно оставив машину в Карт-Джурте у Эмбая. Соответственно, закончить маршрут планировалось в Карт-Джурте, а для этого необходимо пересечь хребет Даут. Можно пройти перевалом Ыбчик, но мне это показалось банальным. А не пройти ли по гребню хребта Даут, начав с безымянной седловинки севернее г.Ныхытбаши? Как раз оттуда и примерно до места пересечения гребня с ЛЭП-500 "Кавкасиони" тянется лесистая часть гребня, по лесу прикольно погулять. А затем вдоль ЛЭП и спустимся в долину Кубани. Вот такой наметился маршрут из Карт-Джурта в Карт-Джурт...

Вечером 30 апреля мы собрали вещи и часов в 8 завалились спать. Но как-то особо не спалось, провалялись до 11 вечера, да и решили ехать. Вообще-то, изначально планировался выезд часа в 4 утра, чтобы успеть на автобус из Хурзука в 13-30, но там же есть ещё два автобуса. Мы нацелились на самый первый, что стартует из Хурзука в 6-30. Был в этом некий неловкий момент - удобно ли будет припереться к Эмбаю в такую рань? Не разбудим ли? Заранее предупредить его не могли, т.к. до сих пор не знали номера его телефона (теперь знаем!) Но рассудили, что горцы встают рано и большого беспокойства мы ему не доставим.

Ночные дороги были пусты и мы довольно быстро доехали. Рассвет встречали в совершенно безлюдном Черкесске, а когда доехали до Карачаевска, солнце уже вовсю подсвечивало Передовой хребет - как раз ту самую интересующую нас его часть, что в междуречье Даута и Теберды. В видимой панораме доминирует г.Кенделляр-Ляр (3416,5 м).

За мостом через Кубань панорама развернулась шире - помимо Кенделляр-Ляр слева стала видна вторая по высоте вершина этого массива - Чимуллярбаши (3336,0 м). До интересующей нас вершины Гараллыбаши панорама так и не открылась, поскольку мы въехали в долину Кубани, зажатую между набирающих высоту хребтов. Далее мы были лишены вида заснеженных гор до самого устья Даута, где над дорогой ненадолго открывается вид на кусочек Эльбруса.

С Эмбаем вышло всё-таки немного неловко. Когда в 6-30 мы припарковались возле его дома, он спал. И мы даже подумали, что стоит отъехать куда-то к Кубани и тоже поспать, чёрт с ним, с этим первым автобусом. Но не спала его дочь, она увидела нас и разбудила Эмбая. Мы извинились за ранний визит, быстренько загнали машину во двор, схватили рюкзаки и вышли на улицу к остановке. Около 7 часов подошёл автобус и мы попрощались с Эмбаем на недельку.

В 7-15 мы высадились из автобуса у поржавевшего моста через Кубань. Несмотря на устрашающий аншлаг заказника "Проход, проезд запрещён", мы всё-таки направились именно туда. Потому как заказник - это не заповедник, и не может быть запрещено пребывание в нём.

Вид с моста - слева в Кубань впадает Даут.

По правому берегу Даута накатана отличная грунтовка. Примерно в полукилометре от устья дорога перекидывается на левый берег Даута. Сразу за мостом расположен домик лесников Даутского заказника. Они либо спали, либо отсутствовали, наше появление засёк лишь фонарь с датчиком движения, включившись при нашем приближении. Но мы были спокойны - у нас было гораздо больше законных оснований находиться здесь, чем у лесников нас выдворять:)

Путь в низовьях Даута проходит в тени деревьев и в непосредственной близости к реке, тем не менее совершенно не ощущается влажности. Это показалось нам удивительным.

В 8-50, пройдя чуть более 4 км вверх по долине Даута, мы свернули в одно из боковых ущелий, где на карте имеется отметка "лесничество Джазлык". Именно по этому ущелью я рассмотрела на спутниковых снимках неплохую дорогу, позволяющую в итоге выйти на так называемое "плато" у подножия Передового хребта.

Лесничества Джазлык в настоящий момент не существует, есть лишь остатки фундаментов на входе в ущелье. Но дорога довольно качественная, впрочем, это объясняется тем, что в средней части ущелья находится ферма.

Безымянная речушка (может быть, cтоит называть её Джазлык - по имени бывшего лесничества?) в ущелье вроде бы не представляла из себя ничего особенного, но внезапно порадовала весьма высоким водопадом. Линия падения воды находится примерно на высоте 1440 м, высоту водопада оценить не могу, но метров 30 там есть, а то и больше.

В 10-50 подошли к месту, где на луговом склоне справа по ходу расположена большая ферма и несколько домиков. Над полянкой с домиками - скальная корона, чем-то напоминающая Большой Тхач. Эти скалы было видно из долины Даута.

Васька побежал обследовать окрестности, поскольку примерно в этом месте нам надо было сделать выбор - налево или направо. Качественная дорога сворачивает вправо в сторону фермы. Влево, перекинувшись через реку, отходит очень старая, вероятно, неиспользуемая нынче дорога. Прямого пути по ущелью далее нет.

На ферме были люди, в это время идёт окот овец. Нам не очень хотелось привлекать к себе внимание, к тому же дорога мимо фермы казалась мне длиннее. Мы решили, что туда не пойдём.

Сделав выбор "идти налево", мы перепрыгнули речушку и немного прошли вверх по старой дороге. Надо сказать, что нам уже давно хотелось привалиться и поспать, ночь без сна давала о себе знать. И когда старая дорога сделала поворот влево, намереваясь уйти от реки, мы сбросили рюкзаки. Всё! И сил больше нет, и от воды уходить не хочется. Засекли время - 11-30. Расстелили карематы - и провалились в сон часа на полтора:)

Проснулись в 13 часов. Реально полегчало. Но сон не отпускал, и мы ещё полчасика повалялись. Затем перекусили, набрали полторашку воды, и лишь около 14-00 продолжили путь по старой дороге.

Вот только эта дорога почему-то не совпадала с тем, что я нарисовала по спутнику, хотя выглядела она тут явно "главной". Несмотря на то, что дорога делала значительный крюк, мы решили довериться ей - вероятно, она просто идёт с более плавным набором высоты. Почти на всём своём протяжении дорога оказалась без завалов и грязи, хотя о какой грязи тут можно говорить - сушь конкретная, те немногочисленные "ручейки", что нам встретились, были пересохшими. Лишь в одном месте в истоке ручья была вода, но на вид - совершенно непригодная для употребления.

Спустя 40 минут неторопливой ходьбы по старой дороге впереди забрезжил просвет.

Мы вышли на прекрасную полянку на высоте 1790 м с видом на долину Даута. Эх, знай, что тут такая красота, мы бы поднапряглись и дотопали бы сюда, чтобы отдыхать.

Здесь впервые на маршруте нам открывается вид на заснеженные горы, выглянувшие из-за хребта Даут. С Эльбрусом, разумеется, всё понятно, но что это ещё за острый пик? Да ёлки-палки, это же и есть Эльбаши! Мы дважды бывали на ней и так позорно сразу не угадали с непривычного ракурса!

Из высоких вершин в хребте Даут видна пока лишь одна Ныхытбаши (2959,9 м). Но я уверена - дальше будет намного зрелищнее.

Дорога, по который мы пришли сюда, огибая отрог, начинает спуск в ущелье другого притока Даута, и далее нам с ней не по пути. Вверх по гребню отрога тянется хорошо набитая тропа - нам явно следует пойти по ней, как минимум для того, чтобы вернуться к намеченному маршруту, ведь сюда мы вышли немного случайно. А пока прогуляемся по отрожку.

Кстати, вы обратили внимание, насколько зелены здесь склоны? Совсем недавно сухую траву здесь пожгли, потому молодая трава так буйно выросла.

Огонь, разумеется нанёс некоторый ущерб растениям - те, что проклюнулись пораньше, слегка обгорели, а те, что попозже - не пострадали. К примеру, пушистые кустики прострела албанского совсем не затронуты огнём.

У примулы, что выгоняет свои листики, едва сойдёт снег, эти первые листики слегка подгорели. Но это не сильно помешало растению развиваться и в итоге зацвести.

В общем, я весьма двояко отношусь к "контролируемым палам", отчасти потому что не верю в их контролируемость. Но с точки зрения пастухов, наверное, эти склоны будут готовы принять овец гораздо раньше тех, где молодая трава не может пробиться сквозь сухую. На дальнем плане виден как раз такой склон, который не горел. Разница очевидна.

В 15-15 мы продолжили путь, доверившись гребневой тропке, которая вела нас прямиком к скальному пупырю 2044,7 м. По идее, где-то рядом с группой сосен мы должны выйти на запланированный маршрут.

Кажись, начинаю понимать тактику контролируемого поджига - видимо, траву поджигали в то время, когда на северных склонах ещё лежал снег. Он и послужил естественной преградой для распространения огня, позволив не задеть зону леса.

Шаг за шагом набираем высоту, и панорама в сторону Эльбруса становится всё выразительнее.

Перед началом крутого подъёма к нашей тропке, действительно, подошла другая тропинка. Возможно, по ней мы могли бы сюда прийти, если бы не купились на плавный подъём по дороге. Но мы совершенно не сожалели об этом небольшом, но живописном крюке.

Дымка мешала рассмотреть горы Скалистого хребта на горизонте, зато очень внушительно смотрелась г. Джалонкол (2036,2 м).

Слева по ходу в гребне соседнего отрожка выделяется интересный пупырик 1935 м. Он заслоняет собой массив Ныхытбаши, но левее него можно разглядеть в дымке далёкую макушку г.Куршо (3870 м), а ещё левее - горный узел во главе с Тырменбаши (3558 м).

Пожалуй, стоит отдохнуть в этом красивом месте, остыть в тенёчке, водички попить. Воды, кстати, уже половину выпили, а никаких ручейков для пополнения запасов так и не попалось.

Поближе рассмотрим приподнявшиеся над гребнем Даута горы. В поле зрения весь хребет Эльбаши, по северному склону которого проходит "верхняя" тропа на озеро Хурла-Кёль. Часть этой тропы я даже вижу, и она пока в снегу, а высота там порядка 2300 м.

Вершина Эльбаши (3163 м) уже не выглядит столь остроконечной, именно сейчас крутизна подъёма на неё смотрится вполне объективно. Заманчиво выглядит гребень, плавно снижающийся от Эльбаши в сторону Учкулана. Я уже рассматривала его с различных ракурсов - он должен быть легко проходим. Рассматриваю его как ещё один из вариантов посещения Эльбаши. На июнь - самое то:)

Вершина Эльмезтёбе, которая в реальности метров на 100 выше Эльбаши, отсюда смотрится значительно ниже. Эффект большего удаления.

Справа в кадре доминирует вершина Тырменбаши (3558 м). Между двух спускающихся с неё отрогов угадывается долина ручья Тырменлыкол. Дальний из отрогов заканчивается пирамидальной вершиной с прикольным названием Экибекарась (3025,8 м).

По центру кадра - массив Чатбаши (3766,1 м). Интересна скальная ложбинка, как бы разделяющая массив на две равные части. Уж не она ли дала название горе? Именно так обычно выглядит "чат" - русло ручья, круто падающее вниз к слиянию с рекой. Но это мои фантазии, возможно, ничего общего с реальностью не имеющие.

В более широкой панораме можно рассмотреть ниже массива Эльбруса и Эльмезтёбе, и Садырляр, и Зараусу, а чуть левее - массив с доминирующей вершиной Кызылкая (3638,9 м).

Справа от Куршо, кажется, видны горы ближайшего окружения Кертмелибаши (3567 м), а может и она сама тоже, но я не уверена.

Посидели-отдохнули, пора и дальше топать. Обходим скальник 2044,7 м слева по хорошей тропе. Впереди явно угадывается "перевал" - выход на плато.

"Перевальный взлёт" - конечно, в данном случае это громко сказано, но надо же как-то это назвать:)

А площадочка под перевальным взлётом - милейшая. Был бы здесь источник воды, мы бы ни секунды не сомневались и поставили бы здесь палатку. Но воды не наблюдается даже в ложбине между отрогами, хотя по карте там ручей... Ну, может быть, где-то далеко внизу, вода в нём и есть, но туда мы точно не полезем.

Поднимаемся на плато. На соседнем отрожке наглядно видны следы пожара: где зелено - там горело, где сухая трава - там в то время лежал снег.

В 17 часов мы достигли плато, посидели минут пять на краю.

Внизу осталась прелестная, но безводная седловинка под живописным пупыриком 2044,7 м.

На пупырик можно и взобраться при желании - виден простой путь подъёма.

Рассиживаться особо некогда - светлого времени осталась пара часов, а нам ещё надо успеть найти воду и место для палатки. И если с местом для палатки мы не видим больших проблем, мы всё-таки на плато, то вот с водой какая-то засада...

Кстати, о плато... Собственно, вот как оно выглядит.
Впереди, возвышаясь над плато почти на километр, заснеженной стеной стоит Передовой хребет. Крайняя слева острая вершина - и есть Гараллыбаши (3191 м). На неё хочется подняться, но там уж как повезёт. Это сейчас погода шепчет, а завтра после обеда по прогнозу обещан трындец до вечера 3 мая...

Через плато тянется ЛЭП-500 "Кавкасиони". И наконец-то, мы видим хребет Даут на довольно большом протяжении - до вершины Рынджи-Аге. Далее долина Даута заворачивает налево и за высоким массивом Рынджи-Аге не видны горы южнее неё.

По плато разбросаны коши. Пребывая в убеждении, что возле коша всегда должна быть вода, мы направляемся в сторону ближайшего коша, что стоит на обрыве плато неподалёку от опор ЛЭП.

По пути к кошу я осмотрела ложбинку, в которой согласно карте начинается ручей. Однако родником этот говномес в прямом смысле этого слова (лошадки где пьют, там и гадят, к сожалению) назвать было нельзя, а спускаться сильно вниз смысла не имело. Воды не было ни видно, ни слышно.

Хочу отметить, что многие здешние коши построены с видом на Эльбрус. Первый осмотренный нами кош оказался в довольно плачевном состоянии, но как укрытие на очень-очень крайний случай он бы сгодился. На заднем дворе обнаружилось некое подобие колонки, но после открытия краника вода оттуда так и не потекла. Видимо, в сезон тут используют насос. Осмотр окрестностей коша не выявил никаких намёков на родник, да по карте его тут и не было. Идём дальше.

На подходе к следующему кошу, что расположен примерно в километре западнее первого над истоками реки Гиляшкол, мы не сомневались, что наши поиски воды окажутся успешными, ибо откуда-то снизу водичка призывно журчала. На крайний случай - тут есть снежник, натопим, если что.

Но силы были уже на исходе, да и время поджимало (до захода солнца - полчаса), поэтому мы лишь мельком осмотрели очередной кош. Несмотря на довольно приличный внешний вид (кош сложен из камня и покрыт новым шифером), внутри был полный раздрай. Даже присесть особо негде, настолько чмошно. Под крыльцом - свалка из обломков старого шифера. Зимой тут были жуткие ветра, даже в Учкулане и Карт-Джурте крыши кое-где посносило, а уж на плато - и подавно.

Тем временем день близился к завершению, и Эльбрус порозовел в лучах закатного солнца.

Мы нашли ровную травянистую площадку на высоте 2074 м в стороне от коша с прекрасным видом на Эльбрус. Поставили палатку, Вася сбегал за водой в ложбинку.

Остаток светового дня мы провели в наблюдении за тем, как солнце уплывает за горы, подёрнутые плотной дымкой.

Последние минуты уходящего дня солнце было такого необычного малинового цвета. Но мой фотоаппарат, разумеется, такое не в состоянии передать. Это надо видеть.

Таким образом, около 19 часов наш первый ходовой день удачно завершился. Он был долгим - если выкинуть время на отдых, то топали мы почти 9 часов. Зато мы уже наверху! Завтра у нас по прогнозу намечается полудневка и за первую половину дня нужно будет найти надёжное укрытие от надвигающейся непогоды. Но когда мы уже на плато, это сделать гораздо проще.

Всего за день прошли около 13,5 км и набрали в высоту около километра.