Майская прогулка по Дауту. День 2.

Далее 3 4 5
Назад 1

Наши планы на второй день похода были отнюдь не наполеоновскими. Синоптики обещали резкое ухудшение погоды после обеда, а потому мы ставили целью лишь подход к подножию Передового хребта. При этом хотелось не просто подойти поближе к месту начала подъёма на Гараллыбаши, но и найти надёжное укрытие на 1,5 суток грядущей непогоды.

А пока "не началось" - поспешим насладиться видами.

Ночь была тихая и по ощущениям не очень холодная. Однако к утру слегка подморозило. Мы, не зная, чего ожидать от ночёвок в этих местах, перестраховались и взяли на двоих три спальника, возможно, поэтому нам было даже чересчур комфортно.

Наша палатка ориентирована входом на север. Непосредственно из палатки открывается вид на плато в районе истоков Гиляшкола с доминирующей на среднем плане вершиной Караултюбе (2153,6 м). С утра дымка не столь густа, как вчера, вдали за опорами ЛЭП можно разглядеть Скалистый хребет в районе г. Гумбаши (2313,5 м).

На востоке над луговым краем плато в дымке парит Эльбрус, а чуть правее выглядывает кусочек макушки Эльбаши. С юга тянет перистые облака - недобрый знак, но погожего времени у нас в запасе ещё сколько-то есть.

На северо-востоке плато визуально обрывается в сторону ущелья Гиляшкола, правого притока Колтюбе. Колтюбе примечательна тем, что вбирает в себя практически все ручьи и речушки, берущие начало на плато и из-под вершин Передового хребта. Когда едешь из Карачаевска по долине Кубани, трудно не заметить "надломленный" мост, вот как раз рядом с этим мостом Колтюбе впадает в Кубань.

И ещё один интересный объект - так называемые "Тёщины Зубы", что возвышаются над Каменномостом. Не ожидала их отсюда увидеть.

Вид на юг, куда сегодня лежит наш путь, пока совершенно не впечатляющий. Но мы-то уже знаем, что за этим "холмом" (2199,2 м) есть на что посмотреть:)

Несмотря на ранний подъём, на маршрут мы вышли лишь в 8-40, рассудив, что времени для прохождения намеченного пути у нас достаточно и можно особо не торопиться.

Первым делом нужно было вернуться к дороге вдоль края плато. И мы побрели в сторону обрыва по лугам, усыпанным фиолетовыми крокусами. Издали эти склоны смотрелись какими-то серебристыми, будто прибитыми морозцем, а вблизи оказалось - это тысячи крокусов придают им такой оттенок.

Помимо крокусов в траве встречаются малюсенькие голубые звёздочки горечавки. Впервые вижу и такую окраску, и столь крошечный размер цветков.

Вид с обрыва впечатляет. Эльбрус над застывшими волнами горных хребтов всегда хорош, но здесь другое... Очень уж гармонично оказался разделён на части видимый перепад высот от нас до Эльбруса, а это без малого 3,5 км. И заметьте, как от хребта к хребту прослеживается зональность - луга, леса, скалы и льды.

Несмотря на то, что я уже называла некоторые вершины, решила добавить подписи:

Выходим на "дорогу", если можно так назвать это множество параллельных скотопрогонных троп. Впереди седловина между 2199,2 м (справа) и 2215,6 м (слева). Из-за седловины проглядывает Передовой хребет.

Обращаем внимание на растущие кучевые облачка. Они увеличиваются прямо на глазах...

С седловины открывается обзор на Передовой хребет. Ракурс таков, что визуально в этом горном массиве доминирует Гараллыбаши, хотя по факту она примерно пятая по высоте.

Облачка над хребтом заметно распухли, их уже скоро нагонит облачная пелена, надвигающаяся с юга. Мы уже давно подметили, что такое состояние небес - гарантия погоды ещё часа на 3-4. Перекидываемся опасениями - успеем ли? Полагаем, что да. Правда, сейчас мы не в состоянии даже примерно ткнуть пальцем в точку, куда намереваемся дойти.

Но мы всё же выделим немного времени, чтобы посидеть в этом красивом месте. Не покидает ощущение, что мы видим что-то знакомое... Точно! Этот район похож на Морг-Сырты в Архызе. Не правда ли? Ну а что, Передовой хребет и там, и тут.

Наблюдаем за облаками. За какие-то десять минут облачная картина стремительно видоизменяется от такой:

... до такой:

Разглядываем хребет Даут над средней частью одноимённой долины - от Ныхытбаши (2959,9 м) до Рынджи-Аге (3808 м). За Рынджи-Аге долина Даута заворачивает налево, и будь мы повыше - могли бы видеть за её массивом пик Даут, и, возможно, Чотчу. Думаю, с Гараллыбаши их будет видно.

Гребень Даута более крупным планом:

Тот же вид, только с отметками вершин, которые узнала. Удивительно, что оказалась не видна Бекбаши (3220,9 м), полностью скрывшись за изгибом гребня между отметками 3013 м и 3445,3 м. А скальная вершина, которую я назвала ">3000 м", ни на одной из карт не имеет отметки высоты, хотя она явно того заслуживает.

Пожалуй, пора рассказать о сегодняшнем квесте - мы хотим найти на этом плато прикольный кош, который я увидела на фото в одном из отчётов с risk.ru. Кош показался мне более пригодным для пережидания непогоды, чем палатка. Провести 1,5 суток под ливнем в палатке - радости мало, да и сушить её потом.

Фишка в том, что я не смогла точно определить местоположение этого коша, а на плато их просто тьма. По совету Васи в GPS были загружены все коши, отмеченные на картах, но я была уверена, что "наш" кош - новодел и на картах его нет. На космоснимках кошей видно намного больше, чем отмечено на картах, но и среди них я не определила нужный объект. Так что будем исходить из того, что нам нужен кош, сооружённый из брёвен и у которого на крыше растёт трава. Надеемся, он такой один. Вот только где он прячется на этих просторах?

Перед тем, как продолжить путь, делаю панораму долины Даута, поскольку далее обзор в сторону верховий будет заметно сужаться.

Начинаем спуск с седловинки, но вскоре нас снова ждёт подъём на очередной холмик. Перед началом подъёма, на седловинке с отметкой 2095 м по ГГЦ - пересечение с дорогой, пришедшей сюда из долины Даута. Вчера мы выбрались на плато при первой же возможности, но если бы прошли по Дауту ещё километров 8, то по этой дороге поднялись бы прямо сюда.

Дорога из долины Даута ведёт к кошам у истоков р. Джанлак, но я уверена, что ни один из них не удовлетворяет условиям нашего квеста. На фото "наш" кош стоит где-то на обрыве, да ещё и на фоне Эльбруса. Так что не станем отдаляться от края плато, хотя траверс выглядит так заманчиво. Мы полезем на холм. Но перед этим осмотрим один из кошей, до которого от этого места рукой подать.

Спускаемся вправо от дороги. Этот кош, разумеется, совсем не тот, что мы ищем. У него крыша из шифера и он из камня, но у него металлопластиковые окна... надо глянуть, что там внутри, вдруг там "апартаменты 5 звезд"?

В этот момент я решила коши нумеровать. Вчера нам встретились два коша: первый с неработающей колонкой вблизи ЛЭП и второй, рядом с которым мы ночевали. Этот - кош № 3.

К сожалению, зимние ветры частично сорвали шифер с крыши, так что из "кухни" (комнаты со столом и печкой) можно пялиться на небо. В "кухне" довольно чисто. "Спальня" не пострадала. Разместиться в спальне могут человека четыре, есть матрасы, подушки, одеяла, причём они аккуратно свёрнуты в рулоны и подвешены на стену. Двери в коше тоже, кстати, металлопластиковые. Есть ещё и третья комната, вроде кладовки, но она была замкнута. В сарае много дров. Насчет воды - по карте рядом есть родник, но мы не проверяли.

Это первый кош на плато, оставивший хорошее впечатление. Если бы с неба внезапно полило - без раздумий бы здесь обосновались. В общем, не пять звёзд, конечно, но твёрдые три:)

Осмотрев кош, подхватываем рюкзаки и начинаем подъём на очередную высоту (2217,8 м по ГШ/2223 м по ГГЦ). Оглядываемся - позади видна седловина, где мы недавно отдыхали и наблюдали за облаками. Внизу в зелёной ложбинке остался кош № 3.

На горизонте видны Гудгора и Бермамыты. Но, честно говоря, всё внимание к себе приковывает растущая облачность. Правда, именно это облако вряд ли нас "достанет", но скорость перемены погоды очень уж впечатляет.

Дорога идёт чуть ниже вершины 2217,8 м/2223 м (ГШ/ГГЦ) и на спуске нам открывается весьма удачный вид на Гараллыбаши. Отсюда можно разглядеть если не все, то большинство нюансов подъёма к вершине. Единственная неувязочка в том, что подножие горы загораживает массив 2281,4 м. Кажется, что можно пройти через него напрямую к горе, однако в реальности придётся сделать крюк, огибая поверху глубокую балку.

На этом этапе пути лес подступает почти вплотную к краю плато. Некоторые сосны со следами недавнего пожара, часть из них совсем засохшие.

Идём, а тут бац! на нашем пути прямо на дороге валяются штук пять засохших сосен. Сперва подумали, что кошмены заготавливали дрова, да не дотащили их до коша, а потом дошло - какие кошмены, тут с осени ни души... Это же ветром сосны со склона вынесло на плато и разбросало. На фото можно разглядеть ствол, который немного не донесло до плато.

Слева по ходу - ущелье одного из безымянных притоков Даута. Сам Даут вдали узкой ленточкой вьётся среди зелёных полян. Похоже, именно в то место мы и спустимся через пару дней.

Игнорируем поворот дороги вправо в сторону балочки, где берёт начало Джанлак. Видно, что дорога, перекинувшись через балочку, траверсирует склон массива с отметкой 2324,0 м. Нам по идее тоже туда, но высоту терять жалко. Надеемся, что идя вдоль обрыва, мы с минимальным сбросом сможем снова выйти на дорогу.

А небо всё мрачнее...

Справа внизу по обе стороны Джанлака видны коши. Фотографирую оба, чтобы удостовериться, что они не те, что нам нужны. Хотя это и так понятно - они ж в низине, а "наш" кош должен быть на обрыве.

Это кош № 4:

А это кош № 5:

Подходим к массиву с отметкой 2281,4 м. Вряд ли на её вершине есть кош. Где же тогда в этом районе он может быть расположен? Может быть, где-то в понижении, где видна зелёная полянка? И мы траверсом топаем в сторону полянки.

Небо угрожающе темнеет, облака начинают тянуть свои наполненные влагой плети вниз к земле. До земли дождь пока не долетает, но трудно сказать, сколько времени ещё не будет долетать:) Может, через несколько минут ливанёт, а может и "рассосётся".

Когда мы увидели то, что скрывалось за склоном 2281,4 м, оказалось, что никакого коша в районе зелёной полянки нет. Это просто седловина. К тому же довольно кривая, что даже палатку стрёмно ставить. Воду теоретически можно добыть в истоке Джанлака, правда, сколько для этого придётся спускаться, неясно. Нет, нам это место не нравится. Пока не капает, надо скорее выбираться на дорогу.

Спускаемся к седловине и сразу же начинаем подъём. До дороги не более 50 метров по высоте.

На подъёме оглядываемся - до чего ж причудливый зазубренный склон у 2281,4 м. И на востоке новый объект появился - массив с вершинами Кепурлибаши и Кебек-Джиринбаши над седловинкой в гребне Даута.

И вот мы на дороге. А она просто офигенная. Шучу - такая кайфовая дорога обязана привести нас к кошу:) Забегая вперёд, скажу, что в этой шутке доля правды оказалась равна 100%. На удивление удачно я напророчила:)

С неба пока не капает, но тучки продолжают сгущаться. У нас остаётся очень мало времени до наступления чего-то неприятного...

Дорога входит в зону соснового леса, огибая с юга массив 2324,0 м. Открывается обзор на отрог, по которому проходит подъём на Гараллыбаши, но с этого ракурса хуже просматривается район перевала Дженаит.

К 12-40 выходим на седловину между 2324,0 м и 2302 м. Отсюда доступен вид в сторону долины Теберды, где уже слегка поливает. До нас тоже долетают первые капли. К счастью, дождик сразу же прекращается.

На седловине развилка. Одна дорога продолжает траверс 2324,0 м, интересно - куда? По спутниковым снимкам я проследила её совсем недалеко, но может быть, это начало спуска в ущелье Колтюбе?

Вторая дорога, и мы пойдём именно по ней, круто взбирается на склон 2302 м. Но "крутяка" там всего метров 30, далее дорога идёт без набора высоты через сосновый лес.

В лесу стоит насыщенный запах хвои. Приятный участок.

Я выпрашиваю у Васи привал - давай, мол, сожрём что-нибудь, а то "бензин кончается"... Вася отмазывается, он уже настроился до дождя найти стоянку, а тут подходящих мест нет. Но лежащее на обочине бревно, словно говорящее "сядь на пенёк, съешь пирожок", убеждает Васю:) 20 минут посидели, пожевали, и настроение улучшилось:) В 13-15 продолжаем путь.

Каково же было наше удивление, когда буквально через 5 минут ходьбы дорога закончилась, дойдя до перевальной седловинки в долину Кызылсу. Но закончилась дорога именно тем, чем мы ожидали - тем самым кошем!

Вот он, кош из брёвен и с травянистой крышей. Вы не смотрите, что на вид он как домик для хоббитов, внутри он довольно просторный. Нашли мы его невероятно вовремя, поскольку небо, похоже, уже не в силах сдерживаться и вот-вот его прорвёт.

Не могу сказать, что мы прям не подозревали, где этот кош может находиться. На километровках (как на ГГЦ, так и на ГШ) в этом районе отмечен летник. Но оказалось, что это совершенно другой объект. Наш трек, выйдя из леса, заканчивается прямо у входа в кош, а до летника по прямой ещё метров 350.

В моём GPS была отметка летника на всякий случай, но я перед походом рассматривала снимок этого района, и скажем так - не впечатлил меня летник, и как там с водой не ясно. Почему я не обратила внимания на крышу коша? Да просто не предполагала, что она может так выглядеть на космоснимке.

Посудите сами, что это за странный квадрат? И цвета такого же, как луг... И ничто ведь не щёлкнуло в голове, несмотря на то, что я знала о травяной крыше коша. Вот же замаскировался!

Может быть, с толку сбило то, что на снимке я увидела два других коша над истоками Кызылсу, и они значительно меньше по размеру. Вот и решила, что "квадрат цвета травы" это не кош, а какая-то изгородь. Ну, теперь буду сообразительнее в распознавании объектов на космоснимках:)

Итак, в 13-20 мы сбросили рюкзаки под навесом у входа в кош, постановив, что сегодняшний ходовой день окончен. И лучший вариант его окончания мы вряд ли могли предвидеть. К сожалению, я не делала других фото коша, кроме как издали, поэтому лишь на словах объясню, куда мы попали.

Я отметила кош точкой CAMP 2. Сам кош представляет собой сруб из сосны, все щели заделаны более тонкими стволами берёзы. Он состоит из одной комнаты с пятью небольшими окошками, одно из которых (то, что напротив двери) не глухое, а оборудовано "форточкой" из фанеры, удобно для проветривания при растопке печи. Комната просторная, навскидку, квадратов 20.

Слева от входа - печь. Рядом с печью - большой стол с лавками, на столе много посуды, вся она чистая и по мере возможности защищена от мышей (кружки перевернуты, тарелки накрыты). Разной посуды вообще много - кастрюли, ковшики, сковородки, вёдра. Много пластиковых ёмкостей под воду, некоторые с водой, но мы побрезговали ею пользоваться.

В правой части коша - спальное место на 6-8 человек, застеленное матрасами и пледами. На балке под потолком сложены пледы для укрывания. И это не какие-то там зачуханные одеяльца, а весьма чистые и красивые пледы. По их количеству я решила, что тут могут разместиться 8 человек. Но шестерым будет комфортнее. А нам двоим - так и подавно. Под спальным местом - несколько пар сменной обуви, в том числе и домашние тапочки. Логично, если учесть, что у стены лежит свёрнутый ковёр, не в ботинках же по нему ходить.

У входа стоит небольшой холодильный шкаф с сетками для продуктов и пакетами-источниками охлаждения. Не обратила внимания, может ли "холодильник" работать от электричества. В сезон, вероятно, сюда привозят солнечную батарею, поскольку проводка под потолком и несколько лампочек присутствуют.

Также под потолком есть несколько полок, там всякое - несколько кусков мыла, 4 зубные щётки в упаковках, чистящее средство, лекарства какие-то. Из съедобного - почти ничего нет, кроме пачки кускового сахара, пачки чая и бутылки подсолнечного масла. Нет никакой дряни типа анакомов, круп в порванных пакетах, завонявшихся луковиц, что часто можно встретить в кошах.

Навес - это отдельная тема. Он огромный, размером с комнату. Крыша у жилой комнаты и навеса общая. Насколько мы рассмотрели - она деревянная, покрыта каким-то неплохим изоляционным материалом, а сверху насыпано сантиметров 25-30 земли, на которой за годы успела вырасти трава и даже несколько сосенок. Прелесть этой крыши мы оценили, когда случился ливень - внутри ничего не было слышно! Вспоминаю, как мы однажды пережидали ливень с градом в коше с крышей из профнастила, так мы тогда чуть не оглохли:) А тут - тишина, спи себе, что ещё делать в дождливый день.

Под навесом половина пространства - хозяйственная, там дрова, топор, полочки с какими-то нужными в хозяйстве штуками. Не очень поняла предназначение висящих под навесом сетей - вряд ли здесь ими можно ловить рыбу, тут-то и рек нет. Разве что в Дауте?
Другая половина поднавесного пространства - для отдыха с прекрасным видом в сторону Эльбруса. Для этого там стоит огромный стол с двумя лавками. А между столом и стеной навалена куча книг... Разные книги, и классика, и про путешествия. Не кош, а библиотека какая-то! Будет что почитать завтрашним дождливым днём:) К сожалению, книги эти предназначены для растопки печи, одна книга как раз у печи и валялась.

Есть умывальник. Туалет - неподалёку на границе леса. Двери в нём нет, видимо, она мешала наслаждаться видом на Эльбрус:)

На входе под навес прикреплено большое автобусное зеркало. Оно, вместе с поразившим меня порядком в коше, и навело меня на мысль о том, что у коша есть не только хозяин, но и хозяйка. А как там оно на самом деле, не знаю. Мне не удалось выяснить, кому кош принадлежит. Но в любом случае - большое спасибо хозяевам.

Перед дождём нам надо было успеть запастись водой и дровами. Мы быстренько собрали всю имеющуюся тару и пошли на поиски воды. Решили спускаться к ближайшему истоку Кызылсу, возле которого расположен кош, которому я присвоила № 6. Не зря ж там кош, наверняка, есть вода. Действительно, вода там нашлась, но текла тонюсенькой струйкой и набирать её пришлось кружечкой. Пока Вася цедил воду, я прогулялась обратно по дороге и притащила немного дров со склонов. Потом и Вася ко мне присоединился, и мы таскали дрова до тех пор, пока начавшийся дождь не загнал нас внутрь коша.

Пообедали. Растопили печь. Обустроились и предались безделью, просто сидели под навесом и смотрели на укутанные облаками горы и оценивали, где дождь сильнее, где слабее. Желания гулять по такой погоде не было, но Вася поинтересовался - а если дождь часов в 17 прекратится, может, успеем на вершину сходить? Эту идею я зарубила, т.к. набор высоты почти километр и по длине километров 5, а в 19-15 зайдёт солнце. Не успеем.

К 17 часам дождь и вправду прекратился. И мы решили идти на прогулку. Не на вершину, а хотя бы просто разведать подход к ней. Такой предстала перед нами Гараллыбаши после дождя с "перевальчика", после которого качественная дорога сменяется тропой. Тропа траверсом с лёгким набором высоты огибает с запада пупырь 2301 м (ГГЦ).

Между 2301 м и массивом Гараллыбыши в гребне имеются ещё три "холмика". Ближайший к Гараллыбаши "холмик"имеет на картах отметку 2330,7 м/ 2329 м(ГШ/ГГЦ). А с седловинки между 2301 м и ближайшим к ней "холмиком"(в кадре он первый слева) начинается тропа в долину Даута. По ней мы будем спускаться через пару дней.

На фото видно продолжение тропы из долины Даута - с седловины вниз к истокам Кызылсу. Именно так планировали идти в сторону Теберды в первоначальном варианте маршрута.

Решили прогуляться до седловины между 2330,7 м и Гараллыбаши.

Идём над истоками Кызылсу. Интересные места, но ощущение такое, что в этом хитросплетении русел ручьёв и речушек запросто можно заблукать.

Внезапно выглянувшее солнышко в момент разгоняет облачность над нами. Даже не верится, что недавно закончилась двухчасовая поливайка.

В этом месте есть связь, и мы пользуемся возможностью уточнить прогноз на ближайшие дни. Увы, на завтра ничего не изменилось - весь день будет поливать. Зато следующие дни обещают почти без осадков. Значит, будем планировать вершину Гараллыбаши на утро 4 мая.

Выходим на седловинку перед началом подъёма на Гараллыбаши. Как раз напротив нас в гребне Даута находится безымянная седловина под г.Ныхытбаши - с неё через несколько дней планируем начать движение по гребню на север.

За седловинкой хорошо виден массив с вершинами Кепурлибаши и Кебек-Джиринбаши. И что-то там мрачновато.

А над Гараллыбаши - чистейшее небо! Хоть бери и иди туда прямо сейчас... Жаль, что до заката остаётся меньше часа, куда за это время можно долезть? До скалистого пупырика 2756 м? А смысл? Вот тогда казалось, что никакого смысла, а сейчас жалею! Надо было лезть!

Мы немного посидели в этом месте, включили GPS и попырились в карту, пытаясь понять, куда ведут тропы, которые мы видим на склоне Гараллыбаши. Чуть было не приняли их за возможный вариант спуска в Даут, но нет, это просто траверсные звериные тропы.

На обратном пути мы решили пройти через вершину 2330,7 м/2329 м (ГШ/ГГЦ), и мой GPS намерил в её высшей точке 2334 м. Чуток приспустившись с вершины в сторону долины Даута, мы получше рассмотрели тропу вниз - её начало за маленьким пупыриком. Я отметила на карте начало тропы вниз точкой SPUSK.

Отсюда видна Караултюбе, которая приветствовала нас с утра. По сравнению с утром мы удалились от неё на 6,5 км. Весь наш путь по плато не просматривается, но и так понятно, что он не очень длинный.

Заглядываем вниз, пытаясь понять, как именно тропа спускается в Даут. И видим, что с некоторого момента она становится дорогой. Это намёк:) Стопудово именно там есть ещё один кош, очень уж местечко подходящее.

К закату облачность слегка растянуло, и мы могли наблюдать очень прикольный Эльбрус.

Эльбрус выглянул из облаков лишь своей макушкой и как бы высматривал "есть тут кто?" Раньше я называла эти скальные выходы под западной вершиной "ушками", а теперь почти уверена, что это "глазки":)

Солнце медленно погружается в тучу. Особо зрелищного заката в таком случае ждать бессмысленно. Мы и не стали ждать, и поспешили в кош. Разумеется не в тот, что на фото. Там весьма некомфортно - вагончик с буржуйкой и дырявой крышей навеса, всё захламлено, загажено мышами. Даже близость воды не заставила бы меня задуматься о ночёвке в нём.

А в "нашем" коше сейчас тепло и уютно, печка его прогрела. Мы уверены, что завтрашний ненастный день проведём в условиях, которые по походным меркам тянут на все "5 звёзд".

Всего за день пройдено порядка 8 км по плато. Мы подобрались довольно близко к подножию Гараллыбаши. Сегодня ночуем на высоте примерно 2200 м.