Previous Entry | Next Entry

Далее 4 5
Назад 1 2

Дождь начал моросить ещё с вечера 2 мая. Шёл ли он ночью, не знаю, поскольку крыша нашего уютного домика обладала бесподобной шумоизоляцией. Но когда с утра мы выбрались наружу, нас встретила всё та же монотонная мелкая морось.

Gismeteo обещал на 3 мая довольно большую порцию осадков - аж 21 мм, по данным rp5 ожидалось чуть меньше - 16 мм. Невелика разница, когда у тебя надёжная крыша над головой. Самое смешное, что мы даже не смогли оценить, насколько близки к истине оказались синоптики. Нам в коше было сухо и комфортно, и большую часть дня мы продрыхли.

Не могу сказать, что прям лило как из ведра, просто дождь постоянно шёл и всё было в плотных облаках, даже хребет Даут не всегда было видно. Изредка облачность разгоняло внезапно налетевшим ветерком. В этот день я ограничилась лишь одним фото:)

Лишь часам к 15 наметилось некое просветление. Мы им воспользовались, чтобы сходить за водой к кошу у истока Кызылсу. Нацепили плащи, взяли кружки, кастрюлю и бутылки и побрели по мокрому лугу. Были опасения, что после затяжного дождя вода станет мутной, но нет, она была чистая.

Остаток дня 3 мая провели, валяясь или сидя под навесом, изредка почитывая книжки и регулярно потребляя пищу дабы оправдать название исповедуемого нами вида туризма, с лёгкой подачи одного товарища названного "поджирательным":)

Спать легли рано с расчётом проснуться часа в 4, перекусить и идти на гору. Но когда прозвенел будильник и я открыла глаза, то кромешная тьма внутри коша дала понять, что мы в облаке. Даже нельзя было понять, где окна, поскольку никакого света из них не пробивалось. Вышла из коша - видимость близка к нулевой и дождь слегка моросит. Чёрт! Продолжаем спать.

Я просыпалась и в 5, когда солнце как раз должно было взойти, и в 5-30, когда по идее оно уже должно было подняться над горами, но мы по-прежнему были в облаке. В 6 мы всё-таки окончательно продрали глаза и сели завтракать. Но значительных улучшений погоды не наметилось ни после завтрака, ни спустя час.

Лишь к 9 часам облачность поднялась примерно до 3000 м, но не собиралась рассеиваться повсеместно, на небе образовалось лишь одно "окно" - над Гараллыбаши, как бы заманивая на вершину.

Мы пребывали в нерешительности. Если сейчас идти на вершину Гараллыбаши, то времени у нас предостаточно, и даже если на спуске нас застанет непогода - придём в кош и просушимся. Вопрос в том, что мы с вершины сможем увидеть, если облачность засела на 3000-3100 м?

И, как ни печально, мы решили собираться и валить вниз. "Синоптик внутри меня" говорил, что это верное решение, и погода сегодня ещё задаст джазу.

В 10-20 покидаем милейший кош. Облачная картина совсем не радует. Даже через облака вполне ощутимо припекает, как бы на грозу не напекло.

С "перевальчика", которым заканчивается дорога, смотрим на стремительно затягивающееся "окно" над Гараллыбаши.

В считанные минуты "окно" сужается...

... и вот уже голубого неба в панораме не осталось совсем. Вершина укуталась в облако. Мол, не хотите ко мне идти, так и не смотрите:)

Уже знакомым путём идём к перевальчику в долину Даута.

Гребень водораздела на подходе к перевальчику предстаёт перед нами в виде трёх пупырей. Тропа уходит вниз перед ближним к нам пупырём.

Мы на седловине некатегорийного перевальчика из долины Кызылсу в долину Даута. Конечно, громко сказано, но с другой стороны - определению перевала это место вполне соответствует:) Названия у него, правда, нет.

Начинаем спуск в долину Даута. Тропа хорошо просматривается до следующей седловинки в отроге, спускающемся с "третьего пупыря", он же 2330,7 м по ГШ.

Небо совершенно не радует. Начинают терзать сомнения - а не зря ли мы уходим от уютного коша, может, надо было ещё и этот день в нём пересидеть? Хотя нет, три ночёвки в коше это уже перебор. Надеемся, что проскочим:)

Приближаемся к зоне соснового леса.

И вот уже идём рядом с соснами, вдыхая потрясающе насыщенный хвойный аромат. Ой, не к дождю ли они так распахлись? Впрочем, глядя на облака, трудно предположить какой-то иной расклад.

Пересекаем гребень отрожка, спускающегося с 2330,7 м. В сторону Даута гребень узкий и со скальными выходами.

Справа по ходу - высота 2330,7 м. На неё мы прогуливались позавчера вечером.

С гребня отрожка спускаемся на зелёную поляну, в дальнем краю которой видна дорога.

Как и предполагалось - дорога ведёт к кошу. Пока не разглядеть, что там за кош такой, но даже издали очевидно, что проблем с водой здесь нет. Там где цветёт калужница, всегда есть ручей.

Мы не стали спускаться к дороге, решив идти по тропе чуть ниже гребня отрожка, она ведь по-любому пересечётся с дорогой. Таким образом, мы обошли кош по верхам и внутрь не заглядывали. Со стороны он вроде бы довольно прилично выглядит. Думаю, вполне сгодится, чтобы в нём отсидеться в непогоду.

Хорошо просматривается северный отрог Гараллыбаши, по которому мы планировали подъём. Провал перевала Дженаит меня смущает - в том плане, что я не вижу никакого другого адекватного пути к седловине, кроме как по гребню северного отрога Гараллыбаши. А если так, то в чём смысл этого перевала? В долину Дженаита можно и по низам перевалить.

Идём по тропе, а справа всё ближе и ближе подбирается дорога. Пройдя поляну, мы на эту дорогу выйдем.

Дорогу в целом я оцениваю как весьма качественную. Лишь в одном месте, где она пересекала слегка заболоченное пространство, мы обратили внимание, что тут, оказывается, есть грязь. Но на остальном её протяжении - как будто и не было вчера дождя.

И солнышко вроде проглянуло...

В средней части спуска дорога идёт через березняк с примесью сосны. Примечательно, что дорогу не пересекает ни один ручей, кроме вышеупомянутого "болотца", которое вполне может быть истоком ручья. Это прямо какая-то характерная особенность этого района, он очень засушливый.

На карте есть место пересечения дороги с ручьём и даже отметка брода... Так вот - нет там никакого ручья. Фото примерно в месте "брода" говорит само за себя.

Внизу уже виднеются строения на правом берегу Даута. На картах в том месте обозначен "пионерлагерь", в реальности как пионерлагерь эти постройки давно не используются. По рассказам Эмбая туда приезжают пятигорские студенты на практику, а ещё в сезон там располагаются сборщики лекарственных трав.

Прямо перед нами - перевал севернее Ныхытбаши, наша очередная цель. Один из возможных путей подъёма - пологий лесистый отрожек, по нему идёт дорога от "пионерлагеря". Этот путь безводный на всём протяжении. Если выбирать его, надо внизу запасаться водой под завязку, потому что, скорее всего, придётся заночевать где-то не доходя гребня Даута. Наверху-то вода будет, но есть шанс просто туда не дойти.

Есть и другой путь. Он ответвляется от гребневого маршрута вправо в сторону ручья после набора 300 м высоты, и далее петляет между его притоками. На этом пути есть возможность пополнить запас воды. Со спутника он просматривается гораздо хуже, чем по гребню лесистого отрожка. И я его рассматривала как запасной (даже кусок карты по которому он проходит, не стала печатать), а основным предполагала именно гребневой. Но я-то рассчитывала, что мы начнём подъём на хребет Даут с раннего утра (думала, что спустимся с Гараллыбаши и заночуем в долине Даута), а мы тут оказались в обеденное время.

Пока погодка есть, надо не тупить, а лезть к перевалу. И всё к тому, что мы выберем именно второй вариант подъёма.

За пару часов ходьбы мы сбросили 600 м высоты, и решили немного отдохнуть, не доходя Даута. В 12-25 мы уселись на краю обрыва лугового склона чуть ниже группы цветущих плодовых деревьев (если не ошибаюсь, это алыча).

С обрыва была видна какая-то ферма. Ещё раз оглядели лесистый отрожек, даже заметили, где в лес входит дорога, но теперь уже окончательно отбросили вариант подъёма по его гребню. Наберём только 300 м и свернём вправо к ручью. У нас нет карты в части подъёма по ручью, нет полноценного трека - ну и ладно, в GPS есть несколько точек, принадлежащих этому пути. Справимся.

После привала мы за 15 минут спустились в долину Даута. Безымянный ручей удалось преодолеть, не замочив ног, в районе фермы через него перекинут деревянный мостик.

Не желая привлекать к себе внимания, ферму мы постарались обойти, двигаясь ближе к склону. Но тут "всё под контролем" - прямо под склоном на выходе из ущелья стоит собачья будка. Думаете, пустая? Я думала именно так, пока оттуда не раздалось невероятно злобное рычание, когда мы проходили рядом. И сразу откуда-то ещё понабежали собаки, и давай на нас лаять. Благо, их отогнал старый пастух, сидевший неподалёку под деревом. Мы перекинулись с ним приветствиями и поспешили дальше - к мосту через Даут.

От выхода из ущелья до моста через Даут - пять минут ходу. Неожиданно - мост на замке:) Разумеется, мы могли бы и перелезть через ограду, но к нам навстречу уже спешил местный обитатель, по всей видимости разбуженный громким лаем собак. Мы поговорили с товарищем, который, как выяснилось, живёт тут уже несколько лет, потому что "тут лучше, чем в Пятигорске". Помогает егерям и по совместительству сторожит то, что осталось от пионерлагеря, или наоборот:)

Он удивился, когда мы сказали, что хотим пройти в Карт-Джурт. Во-первых, по его словам, так вообще никто не ходит, разве что он и некоторые пастухи поднимаются на хребет в сезон сбора черники. Дороги заросли, местами обвалились, но это не значит, что пройти нельзя. Во-вторых, "вы сегодня не успеете дойти":) Ну, мы вообще-то и не собирались попасть в Карт-Джурт именно сегодня, и я вкратце изложила ему наш план.

Видимо, он понял, что настроены мы решительно, достал ключи и открыл ворота на мост, сказав при этом, что покажет дорогу и что к 17 часам до верха мы дойдём.

В общей сложности на спуск от коша до моста через Даут мы затратили 2,5 часа, сбросив при этом 675 м высоты. В длину путь составил чуть менее 6 км.

Трек показывает, что дорога на карте отмечена местами неточно, но в целом на карту ориентироваться можно, помня о том, что на этом пути совершенно нет воды. Ручей с отметкой брода на высоте примерно 1730 м в месте пересечения с дорогой отсутствует. Не исключено, что истоки ручья где-то значительно ниже дороги.

"Местный житель", к сожалению, даже не спросили его имени, повёл нас мимо ветшающих домиков бывшего пионерлагеря. На ходу я поглядывала в GPS - вот мы пересекли дорогу, уходящую вверх по гребневому маршруту, и продолжаем идти по направлению к ручью. Странно, но нашему проводнику лучше знать.

Мы дошли до ручья, перебрались через него по камням. На противоположном берегу вверх тянулась слабая тропка. Проводник велел идти нам по этой тропе, обещая, что вскоре она станет старой дорогой. Сказал, что по пути на гребень Даута у нас будет два брода и велел на развилках придерживаться левых ответвлений, т.к. направо могут отходить дороги, опоясывающие Ныхытбаши. Мы поблагодарили его за совет и побрели вверх по тропинке.

Вскоре справа со склона Ныхытбаши к тропинке подошла дорога и далее мы шли по ней. Надо отметить, что мы сразу же почувствовали отличие от склонов противоположного борта долины Даута, где в сезон активно развито скотоводство. Ощущалось, что цивилизация почти не коснулась этих мест, разве что старая дорога намекала на давнее вмешательство человека в это лесное царство.

Набрав метров 100 высоты, приваливаемся минут на 5 отдохнуть на развилке дорог. Направо вверх отходит дорога на склон Ныхытбаши. По рекомендации проводника мы её проигнорируем, продолжив плавный набор высоты вдоль ручья.

Мне безумно нравятся эти места! Люблю хвойные леса, в особенности сосновые. Дорога зарастает молодой порослью, но рядом есть натоптанная тропка. Слева по ходу в глубоком ущелье шумит ручей.

В 13-40 на высоте 1680 м очередная развилка. Вернее, наша "главная" дорога продолжает идти над ручьём, а довольно заросшее ответвление резко спускается вниз к воде. Ну, и как это понимать? Если следовать совету "местного", то следует идти влево к ручью, возможно, это первый из тех двух бродов, о которых он нам говорил. Но спуск к ручью такой заросший... Тем не менее, мы дошли до воды, убедились, что дальше пути нет, и вернулись к развилке. Я отметила это место точкой RIGHT, на этой развилке следует придерживаться правого ответвления.

Через 5 минут ходьбы после развилки дорога привела нас к первому броду (точка BROD 1). Чуть ниже по течению мы увидели в зарослях деревянный мостик через ручей, видимо, когда-то дорога спускалась к этому мосту, но в месте выхода моста на другой берег склон сильно размыло, вот и дорогу "перекатали". Именно сюда, к мосту, теоретически мы могли бы спуститьтся, если бы от пионерлагеря пошли гребневым маршрутом. Теоретически - потому никаких следов дороги или тропы на противоположном крутом склоне не заметно, зато очевидно, что этот склон неоднократно сползал. Возможно, и дорога вместе с ним... Так что спасибо мужичку за то, что поставил нас на правильную дорогу.

За бродом дорога круто набирает высоту, оставляя ручей далеко внизу. На этом этапе наш путь идеально совпадает с теми точками, что я на всякий случай забила в GPS.

В 14-10 из облаков начинает брызгать мелкая морось. Мы к этому моменту дошли до поворота дороги влево, и здесь на дороге так ровно и мягко, что можно поставить палатку на тот случай, если ливанёт. Вода, правда, далековато. Однако ощущения, что ща как ливанёт нет, облачность повсюду, но пока она не внушает каких-то серьёзных опасений. Тем не менее я решила накинуть поверх рюкзака плащ-пончо.

К некоторому моему удивлению, "главная" дорога вскоре повернула направо вверх. Мы выбрали правое ответвление. Но GPS сразу же стал показывать удаление от путевых точек, видимо, я прорисовала какую-то другую дорогу наверх. Но ведь "главная" явно выведет нас на гребень Даута, не может быть, чтоб не вывела.

Поднимаясь над местом развилки, я сделала фото Гараллыбаши - всё-таки не зря мы отказались идти на вершину. К этому моменту как раз бы дошли, но смысл?

За развилкой по мере подъёма дорога всё меньше походила на дорогу, местами вырождаясь в тропу, пробитую сквозь молодую сосновую поросль. Но у нас не было ощущения, что мы блуканули, несмотря на то, что путевые точки на экране GPS отображались левее метров на 100.

Правильность нашего пути подтвердилась, когда в 14-30 мы дошли до брода через один из правых притоков ручья (точка BROD 2). Это и есть второй брод, о котором нам говорил мужичок. Мы напились вдоволь, набрали полторашку воды и минут 10 отдохнули.

Далее дорога круто взбирается вверх над основным руслом ручья. Очень уж мне нравятся такие лесные пейзажи, прямо Шишкиным повеяло:)

Вскоре дорога углубляется в лес, постепенно отдаляясь от ручья. Светлый сосновый лес, опьяняющий ароматами хвои, так и провоцирует начать поиск места для стоянки. И мы поддаёмся - действительно, стоит ли идти до упора (до гребня Даута), может быть, раньше подвернётся хорошее местечко с ручейком.

В принципе, пока ручей вполне досягаем, и места тут потрясающе красивые. Не хватает одного - наличия ровной площадки. В общем, мы всерьёз озадачились поисками подходящего места.

На высоте 1980 м дорога пересеклась с ручейком. Мы бегло осмотрели окрестности - ровных мест нет, а жаль. Идём дальше. Вскоре дорога окончательно превратилась в тропу, а ещё через некоторое время тропа раздвоилась. Мы выбрали левое ответвление, нам показалось логичным пойти в сторону путевых точек, ведь я ж не от балды их рисовала.

Примерно с высоты 2000 м начинается очень плавное выполаживание. Но склон всюду одинаково наклонный. Ручейков становится больше, мы уже вообще не напрягаемся на тему воды, с ней здесь проблем нет.

По ощущениям становится заметно прохладнее. Местами в лесу лежат остатки снега, ветви и стволы деревьев во мхах.

В 15-30 делаем очередной привал минут на 5. Дело в том, что далее тропа едва читается. Вернее, в какой-то момент она перестаёт быть единственной (появляется много звериных троп), и нам приходится постоянно выбирать из примерно равнозначных троп какую-то одну. Вскоре мы плюнули на поиск нужной тропы и просто пошли по рельефу, пытаясь обнаружить ровное место.

Высота 2150 м, а ровного места нет. Перепрыгиваем какой-то ручеёк, взбираемся на склон, где, как казалось издали, должно быть сравнительно ровно, но нет:(
Внезапно с неба начинает моросить. Предлагаю Васе накинуть плащ (мой плащ и так уже давно висит на рюкзаке). Мы останавливаемся, и пока Вася достаёт плащ, на нас обрушивается стена дождя вперемешку со снежной крупой. Неожиданно... Бр-р-р-р!

К счастью, длилось это каких-то минут пять, затем дождь с крупой сменились лёгкой моросью. А мы по-прежнему пребывали в процессе поиска стоянки. Раз уж всё равно намокли, то будем искать теперь самое ровное и самое красивое место.

К 16-15 выходим на чудесную полянку с редкими раскидистыми соснами и остатками снежников на высоте примерно 2200 м. С неба монотонно накрапывает, поэтому я не вынимаю фотоаппарат из-под плаща. Фото сделано на следующий день.

Казалось бы, вот оно, то самое место, которое мы так долго искали. Но нет - начинается тяжелейший выбор наилучшей площадки из множества достойных. Петляем от дерева к дереву, и придирчиво оцениваем наклон и чистоту площадки. По закону подлости - где ровно, там кони нагадили, а где чисто, там уклон. Впоследствии я вырезала из трека эти краказябры:)

В конце концов Вася сказал: "Пойду поищу на другом склоне, за ручьём." Да ёлки-палки, идёт дождь, а мы тут прогуливаемся с рюкзаками за спиной, хотя могли бы давно валяться в палатке!

Вася подозрительно долго бродил по поляне на противоположном склоне, и я решила пойти туда и поставить, наконец, точку в процессе выбора места. Поляна показалась мне распрекрасной. Всё, хватит выбирать! Вот прямо под сосной ставим палатку, и дело с концом! Наверное, Вася и сам ждал, что я его остановлю, поэтому особо не возражал.

Через несколько минут мы закинули рюкзаки внутрь палатки. Я стала разбирать вещи, а Вася побежал к ручью за водой. Едва он вернулся, дождь как припустил! Просто чудо, что мы к этому времени успели поставить палатку.

Вторая половина ходового дня, начавшаяся у моста через Даут, завершилась в 16-28 вблизи гребня одноимённого хребта на высоте 2207 м.
По длине путь составил 3,5 км, набор высоты - 680 м.

Анализ трека показал, что большую часть пути мы прошли по дорогам и тропам, не отмеченным на картах. Реальный трек отмечен красным, синим - предполагаемый вариант подъёма по гребню по данным снимков ESRI, лиловым - вариант подъёма между истоков ручья (тоже по данным ESRI). А калибровку карты, похоже, мне надо подправить, небольшой сдвиг заметен.

Всего за день мы прошли 9,4 км, при этом сперва сбросили 675 м, а потом примерно столько же и набрали.