Майская прогулка по Дауту. День 5.

Далее 5
Назад 1 2 3

Почти всю ночь с 4 на 5 мая лил довольно сильный дождь. Полное безветрие не способствовало его скорейшему прекращению, поэтому потребовалось немало времени, пока из облаков не вылилось всё до последней капли.

Но утро порадовало голубым небом и солнышком. Мы сразу же вытащили из тамбура наши мокрые плащи и развесили их сушиться. Я решила разжечь костёрчик, чтобы согреться и сжечь скопившийся мусор. Продолбалась с костром я около получаса, все ветки мокрые, затем ко мне на помощь пришёл Вася и его усилиями костёр-таки состоялся.

Мы позавтракали и стали собираться, особо не торопясь. Мы думали, что минувшая ночёвка - заключительная в этом походе, поэтому намеревались хорошенько просушить палатку. Тогда мы ещё не знали, что задержимся на хребте Даут ещё на одну ночь...

Пока подсыхает палатка, прогуливаюсь по лесу. На краю нашей поляны из родника начинается чистейший ручей - средний исток того ручья, что впадает в Даут вблизи пионерлагеря.

Где вода, там калужница. Травяные кочки, напитанные водой, усыпаны её жёлтыми цветами. Я пробираюсь по мокрому лугу, выискивая место, откуда будет лучше видно Ныхытбаши.

Но хорошей точки съёмки я так и не нашла. Большая часть Ныхытбаши оказалась закрыта лесом.

Возвращаюсь к стоянке, где в это время идёт процесс просушки дна палатки, а Вася дожигает костёр. Солнышко припекает, как бы предупреждая нас о возможности повторения вчерашнего ливня.

На маршрут выходим в 10-20, как и вчера. От места стоянки нам предстоит набрать метров 80 до гребня Даута. Вчера в конце ходового дня мы шли, не заморачиваясь с поиском тропы, а сегодня всё-таки хочется найти гребневую тропу.

Вообще-то, логично было бы идти от стоянки строго на восток до пересечения с гребнем. Но я обнаружила, что от нашей полянки на север тянется тропка, почему бы не пойти по ней? На маленьком экранчике GPS всё выглядело довольно красиво - так мы выйдем на пересечение с маршрутом. Вот только с каким именно, я в тот момент не задумалась. Наука мне - надо чаще смотреть бумажную карту. Тогда бы я сообразила, что пересечёмся мы с маршрутом подъёма из долины Даута про гребню отрога, которым мы вчера не воспользовались.

В результате моя беспечность обернулась километровым заблудом:) Пройдя совсем немного от стоянки, мы увидели чуть выше по склону большую поляну, и ломанулись туда - всё правильно, нам же вверх надо. По данным GPS мы приближались к линии, которую я ошибочно считала гребневой тропой, и в какой-то момент мы внезапно её пересекли. В реальности ничего подобного не было - на этой поляне не было вообще никаких троп.

Тут бы достать бумажную карту - и всё стало бы на свои места! Но я тупо уставилась в экранчик и выдала - раз мы пересекли тропу, значит, надо держать левее. Левее - в данном случае означало "ниже по склону", и хотя мне самой это было несколько удивительно, ведь мы ещё не вышли на гребень, но я почему-то доверилась GPS. А тропа найдётся где-нибудь в лесу.

С поляны открылся неплохой вид на Ныхытбаши, над которой к этому времени уже заклубились облака. Ровных мест на поляне полно, но нет воды. Вернее, вода есть в непотребном виде - северная часть поляны заболочена и между кочками вполне себе вода, однако пить её я бы не стала.

Преодолев заболоченный участок, мы с облегчением вошли в лес. Почти сразу нашли тропу и пошли по ней, причём в действительно нужную нам сторону.

Относительно рельефа мы шли правильно, но GPS показывал, что маршрут остаётся всё левее, что в нашем случае означало - ниже. Странно... Следующее действие было глупым - мы стали сбрасывать высоту в надежде найти ту самую тропу с экрана GPS. Сбросив метров 30, мы вышли на хорошую тропу, но идя по ней, ещё больше отдалились от маршрута. Теперь я всерьёз заподозрила неладное. Блин! Как же я не обратила внимание на масштаб в GPS! Уменьшила картинку и всё поняла - оказывается, я даже не видела на экране нужную тропу и ориентировалась на спусковую тропу в долину Даута. Фактически мы чуть было не начали спуск по отрожку с отметками высот 2278, 1959 и 1807. Блуканули.

Мы повернули вправо на 90 градусов и полезли вверх. Вскоре мы вышли из леса на обширную поляну юго-восточнее отметки 2278 м с хорошим видом на Ныхытбаши и Гараллыбаши.

Присели отдохнуть, достали, наконец-то, бумажную карту. Всё не так уж плохо - пойдём вверх через поляну (в нашем случае означало на юго-восток), и вскоре пересечём гребневую тропу. Правда, Вася выразил сомнение в том, что она вообще существует. Но я в неё верила, ведь я своими глазами видела её на спутниковых снимках, она должна быть слонячья. И мы побрели через поляну.

На краю поляны залежался снежник. Мягкий и мокрый. Мы быстро перепрыгнули его и вошли в лес, даже не подозревая, какую роль в дальнейшем пути играет этот снежник.

Ещё раз с грустью взглянули на Гараллыбаши, окинув разом весь путь подъёма по северному отрогу через пер.Дженаит. Пожалуй, сегодня имело бы смысл идти на вершину, но мы уже далеко.

От поляны в сторону высоты 2399 м/ 2395 м (ГШ/ГГЦ) по склону, круто обрывающемуся влево, читалась слабенькая тропа. Мы направились по ней вверх. На ГШ где-то в этом районе обозначен летник, возможно, тропа ведёт к нему?

Вася шёл в стороне от края обрыва, а я решила подойти к краю, очень уж там красивые сосны растут... И к огромному своему удивлению увидела внизу дорогу! Проследив её начало, я поняла, что начинается дорога именно на поляне, но там всё завалено снегом, вот потому мы дорогу и не заметили.

Покричала Васе, чтобы шёл скорее сюда. Я нашла дорогу! Вася ответил, что идёт по нормальной тропе, может быть, не стоит метаться? Но я его убедила, и вскоре мы глазели на заснеженный поросший рододендроном склон. В метрах 20 ниже по склону виднелась шикарнейшая лесная дорога.

По сути это был единственный раз в походе, когда нам пришлось идти по снегу:) Мы пробурились через заснеженную рододу к дороге, и GPS подтвердил, что мы вышли на маршрут, который в этой части был нарисован по спутниковым снимкам ESRI. Так вот, оказывается, какую "слонячью тропу" я видела.

Начало дороги не просматривалось, но это было уже неважно, ведь мы сверху видели, откуда она начинается.

Именно здесь закончился наш первый в этот день заблуд, на который мы затратили около 45 минут времени, протопав лишний километр.

Честно говоря, после блуканий по звериным тропам я не ожидала увидеть лесную дорогу такого качества.

Словно аллея в парке...

Но мы рано порадовались. Выйдя из леса, дорога мало того, что зарылась в снег, так ещё и раздвоилась.

Идущий впереди Вася выбрал нижнее ответвление, полагая, что дороги сойдутся. Но нет, GPS призывал идти верхней дорогой, и мы прислушались. Поднялись к верхней дороге и по краешку дошли до зоны леса, где дорога вновь стала бесснежной.

Насчёт нижней дороги - мы пришли к выводу, что она уходит вниз в долину Даута. Так что возможность блукануть была...

На некоторое время нам открылся обзор на противоположный борт долины Даута. Прикольно глазами отыскать место, где расположен кош, приютивший нас на две ночи, правда, расстояние велико и самого коша не разглядеть.

Дорога снова шла по лесу. Кое-где поперёк валялись сосновые стволы, что говорило о том, что дорога давно уже неиспользуемая, но лишь людьми. А вот лошади явно здесь частые гости, приходится постоянно следить, чтобы не вступить в следы их пребывания:)

Постепенно дорога превратилась в набитую тропу. Стало быть, она накатана не с той стороны, куда мы идём, а именно со стороны перевала под Ныхытбаши. Ну, пусть будет тропа. Главное, что она прекрасно читается.

В 11-45 наша тропа полезла вверх с целью перевалить северо-западный отрожек, отходящий от отметки 2376 м (ГГЦ) в гребне Даута.

С "перевального взлёта" снова открылся вид на Гараллыбаши.

Вот, собственно, и сам "перевал". В высшей точке зафиксировано 2283 м, а также замечены следы изгороди слева по ходу над обрывом.

Перевалив отрожек, идём по гребню Даута. Толстая хвойная подстилка пытается скрыть от нас тропу.

Следующие минут 10 ходьбы - приятный своей горизонтальностью гребневой участок, упирающийся в подножие пупыря 2263,5 м/ 2269 м (ГШ/ГГЦ). Перед пупырём тропа разветвляется. Довольно невнятная тропка уходит вправо на спуск. Другая, более натоптанная, траверсирует юго-западный склон пупыря.

Разумеется, мы выбрали более набитую тропу, и, сами того не ведая, в 11-57 ударились в заблуд № 2. В отличие от первого раза, нам хватило пяти минут ходьбы, чтобы понять, что идём не туда. Но лишних полкилометра намотали:)

Мы вернулись к развилке и свернули направо вниз. Несколько минут спуска - и мы на поляне, с которой нам впервые за сегодняшний день открывается вид в сторону долины Кубани. Прямо перед нами хребет с высшей точкой Эльбаши.

На этой полянке мы задержались на 35 минут - пообедали и отдохнули. Далее тропа снова ненадолго входит в лес.

Через 5 минут ходьбы по лесу мы выходим на следующую поляну. С неё вид в обе стороны - и в сторону долины Даута, и в сторону долины Кубани.

Сперва посмотрим в сторону Даута. Невольно впиваюсь взглядом в то место, где стоит "наш" кош.

Прикольно увидеть со стороны часть маршрута первого дня похода: скальные пупыри, сопровождавшие нас на заключительном этапе подъёма на плато, три опоры ЛЭП на краю, кош рядом с ними. На заднем плане - Скалистый хребет в дымке.

Сильно бросается в глаза контраст между противоположными склонами долины Даута: тут хвойные леса, а там луга да скалы.

А это почти весь маршрут второго ходового дня в одном кадре:

В сторону долины Кубани панорама развернулась заметно шире, чем с первой поляны.

Я и не подозревала, что отсюда можно досмотреться до ГКХ. При лучшей видимости более отчётливо смотрелись бы ледники в верховьях Талычхана, а так - сплошное белое пятно, не поймёшь, где облако, где снег.

Но даже при таких метеоусловиях расположенную неподалёку от ГКХ вершину Чиринкол с косыми полосами снега и скал не узнать невозможно. Хорошо виден пик Панорамный. Вершины более близкого к нам массива - Кепурлибаши и Кебек-Джиринбаши - сидят в облаках.

Пройдя через поляну до её северного края, тропа входит в лес, огибая с запада высоту 2295 м (ГГЦ). Но если верить карте, она должна идти через вершину. На спутниковых снимках просматривается слабая тропка по верхам - именно она и была загружена в GPS. Поэтому западный траверс высоты 2295 м поначалу невольно воспринимался как очередной заблуд. Я даже предлагала Васе вернуться, видя значительное отклонение от маршрута. Но у тропы, по которой мы шли, был один "нюанс", убедивший нас в правильности выбора пути - конский навоз, с завидной регулярностью попадавшийся под ногами.

Итак, мы идём по лесу чуть в стороне от гребневого маршрута, обходя по низу вершины 2295 м (ГГЦ) и 2311,3 (ГШ). После получаса ходьбы в 13-35 выходим на обширную поляну.

Впереди в гребне Даута виднеется лесистый массив с высшей точкой 2151,5 м (ГШ) - нам туда. На карте тропа проходит через его вершину. Однако мы только что обошли низом парочку вершин, может быть, и там есть траверсная тропа?

Вид с поляны крутейший, даже несмотря на облачность и дымку. Прослеживается плавное понижение гор, а затем очередной взлёт в районе Скалистого хребта, до которого отсюда по прямой более 30 км. Долина Даута в таком ракурсе выглядит очень просторной, хотя нам так совсем не казалось, когда мы начинали маршрут.

Солнце, пробившись сквозь облака, прикольно высвечивает склоны вершин 1842 м и 1898 м в междуречье Коликола и Марджи. На горизонте взгляд упирается в протяжённую стену Скалистого хребта, под которой расположен аул Верхняя Мара.

Передохнув минут 10, начинаем спуск через поляну, наблюдая как в нашу сторону с севера плотными рядами ползут облака.

В дальнем углу поляны виднеется кош. Рассудив, что к кошу должна быть тропа (или дорога?), направляемся в его сторону. Подойдя ближе, обнаруживаем его совершенно разваленным. Неподалёку пасутся лошади, видимо, те самые, что обильно "промаркировали" тропу, за что им в некотором смысле респект:)

Действительно, в окрестностях коша, в лесочке чуть ниже, обнаруживается старая лесная дорога. Она явно давно не используется, никто её не расчищает от завалов, но лошади натоптали много обходных троп, и мы пользуемся ими, когда становится невмоготу постоянно переступать через стволы. На небольшое отклонение от маршрута, которое фиксирует GPS, особого внимания не обращаем.

Плохое качество дороги сыграло-таки с нами злую шутку. В одном из мест поперёк лежала громадная сосна. Именно в этом месте по данным GPS мы снова вышли на маршрут. Вася, идущий первым, усмотрел натоптанный лошадьми обход сверху дерева и направился туда. Когда к этому месту подошла я, то увидела чёткую тропу вниз, в обход дерева с другой стороны, но всё-таки пошла за Васей.

Заблуд № 3 оказался коротким - мы прошли не более 100 м в неправильном направлении. Когда старая дорога, а по карте в том направлении действительно тянется дорога, стала очень уж непотребного вида, я взглянула в GPS и обнаружила, что нам срочно надо сменить направление на противоположное. Видимо, туда и ведёт другой обход дерева.

Мы вернулись, обошли дерево правильно и вскоре топали по узенькому хребешку, который был ни чем иным, как гребнем хребта Даут на этом отрезке маршрута. Вскоре и тропа стала натоптанной.

Справа по ходу открылся вид на Карт-Джурт.

Чуть далее на краю обрыва находится замечательная смотровая площадка. Здесь деревья не мешают обзору и видно долину Кубани до самого Учкулана.

В левой части кадра заметно место впадения в Кубань реки Сескол (или Сес), которая на картах ГШ и ГГЦ ошибочно названа "Све". По Сесколу проходит самый простой путь из верхнего Карт-Джурта к озеру Хурла-Кёль.

Проходим чуть дальше - и в один кадр умещаются две части аула Карт-Джурт - верхняя (справа) и средняя (слева).

Шли мы, шли, да и пришли в 14-35 к развилке трёх троп у подножия пупыря 2151,5 м (ГШ).
Одна тропа уходила вправо вниз по склону в сторону Карт-Джурта - видимо, это начало спуска в среднюю часть Карт-Джурта. Выход туда мы не планировали.

Вверх в сторону вершины вилась чёткая тропа - по карте наш дальнейший путь по гребню Даута должен проходить через вершину. И мы передохнули бы перед набором высоты и пошли именно туда, если бы не одно "но"...

Влево тянулась неплохая траверсная тропа. Возможно, она даст нам возможность не набирать лишнюю сотню метров?

И мы пошли налево:) Минут 5 быстрой ходьбы по прекрасной тропе усыпили нашу бдительность настолько, что когда тропа постепенно стала всё хуже читаться, мы упорно пытались разглядеть среди травяных кочек её продолжение.

Спустя 10 минут с момента начала пути по "левой" тропе кушери вокруг нас сгустились, а следов тропы не осталось вовсе. Мы остановились и достали карту с целью понять, как теоретически можно отсюда вырулить на маршрут. Выходило, что мы находимся под вершиной 2151,5 м, только ниже метров на 130, при этом прёмся аккурат в распадок с ручьём и вряд ли сможем его обойти на данной высоте. Набирать высоту по бестропью в этих дебрях, чтобы обойти распадок по верху, мы сочли глупостью и решили возвращаться к развилке. На заблуд № 4 ушло полчаса времени. Плюс лишние 800 метров в копилочку заблудов:)

В 15-10 мы снова стоим на развилке, констатируя, что тропа налево оказалась "тропой дураков". Пара минут отдыха, несколько глотков воды, и лезем в гору по средней тропе.

Высшей точки достигаем через 25 минут, по пути была развилка троп, мы выбрали правое ответвление. Высота пупыря на карте ГШ отмечена верно - GPS показывает 2151 м. Далее следует плавный и почти незаметный сброс высоты метров на 10. Мы находимся на плоском лесистом гребне, место красивейшее, манящее поставить палаточку и никуда больше не идти. К этому моменту мы уже осознаём, что нас ожидает ещё одна ночёвка. Но у нас заканчивается запас воды, так что как бы нам ни хотелось закончить ходовой день прямо сейчас, а не получится...

Среди сухой травы ярко зеленеют молодые ростки черемши. Подножным кормом мы не пренебрегаем:)

Движемся по гребню. Тропа в траве едва заметна, но тут, кажется, без вариантов.

В районе отметки 2138 м (ГГЦ) на гребне появляются камни. В месте их наибольшего скопления показалось, что они лежат не хаотично, а представляют собой остатки какой-то изгороди.

Впереди просматривается понижение гребня. Едва различимая тропка ведёт туда. GPS снова фиксирует небольшое отклонение - по его данным надо спускаться с гребня вправо, но мы ничего похожего на спусковую тропу не заметили. Поэтому топаем вперёд.

Вскоре мы потеряли тропу, и это оказалось только во благо и я не считаю это очередным заблудом. GPS показывал, что мы удалились от маршрута метров на 100, вряд ли это погрешность. А когда в просвете между деревьями мы увидели, что гребень Даута остался чуть позади, то решили выходить на маршрут напролом через лес.

Вскоре мы вырулили на гребень Даута и заметили впереди поляну. Ближе к поляне и тропинка какая-то нашлась, но это точно была не та тропа, которую мы потеряли, та явно ушла куда-то траверсом со стороны долины Даута. Очутившись на поляне, мы привалились отдохнуть. Взглянули на часы - 16-00. А стоит ли идти дальше? На спуск в Карт-Джурт уйдёт не менее 3-х часов, есть ли смысл спускаться в сумерках, тем более, что облачка сильно сгустились и вроде бы дождь собирается? По карте где-то рядом с поляной расположен родник, и мы решили, что если это действительно так, то на этой поляне и заночуем.

Найти родник оказалось проще простого - к нему через лес вела широченная звериная тропа. Но сам родник выглядел печально. В том месте, где из-под склона выбивалась вода, набрать её можно было разве что крышечкой от бутылки, а ниже по течению была сплошная грязюка.

Я доложила Васе обстановку с водой - набрать можно, но очень медленно и печально. Вася решил пойти и посмотреть своими глазами, поручив мне найти ровное местечко для палатки. Я выбрала место под большой раскидистой сосной, правда, палатка влезла туда со скрипом, пришлось смотать две ветви скотчем, чтобы они не лежали на палатке.

Когда Вася ходил смотреть на родник, он искал воду и ниже по течению (безуспешно), и ходил по звериной тропе дальше, до следующей складки рельефа, но там тоже невозможно было воду набрать. Делать нечего - мы взяли кастрюлю, кружку, бутылки и пошли к роднику. Будем набирать воду крышечкой...

Я уселась поудобнее возле родника и стала по крышечке наполнять кружку. Блин, это нереально! Попыталась расчистить сток. Лучше не стало. Тогда мелькнула мысль, что надо найти какую-то трубочку, например, стебель борщевика, и через трубочку цедить воду. Только где его взять, борщевик... Идея! Я послала Васю к палатке, чтобы он нашёл у меня в рюкзаке ручку, разберём её - вот и будет трубочка.

Но Вася вернулся не с ручкой. В его руках был сегмент от маленькой консольной дуги палатки. А это логично, чёрт возьми! Диаметр отверстия дуги побольше, чем у ручки. Минут за 10 удалось наполнить и кастрюлю, и пару бутылок, и кружку. Ура, мы с водой!

Несмотря на накрапывающий мелкий дождик, мы развели костёр. Надо же хоть в этот вечер у костра посидеть, а то вчера нам ливень всё испортил. Сварили супчик с последней банкой тушёнки, а запивали "глинтвейном", добавив в чай пакетик специй и черничную настойку для крепости. Кстати, удачный напиток получился, пакетики для глинтвейна я взяла в поход на пробу, но теперь они будут входить в раскладку всегда:)

Всего с учётом блуканий за день пройдено 10,2 км, причём если блукания вырезать из трека (а это 2,5 км), останется 7,7 км - это и есть километраж оптимального пути по гребню Даута. На заблуды было затрачено порядка 1,5 часов ходового времени.

Та же картинка, только с добавлением маршрута, предварительно залитого в GPS (он отмечен розовым). На ней видны различия между фактически хорошо натоптанными тропами и тем, что удаётся разглядеть со спутника.

Скажем так - если стартовать пораньше и не блукать, то вполне хватило бы светлого времени суток на спуск в Карт-Джурт. Но уж как получилось:)