Майская прогулка по Дауту. День 6.

Назад 1 2 3 4

Проснувшись от пения птиц ближе к 5 утра, я быстренько оделась потеплее, схватила фотоаппарат и побежала любоваться рассветом. Слегка припоздала, солнце уже встало из-за гор, наполняя своим ярким светом всё вокруг.

Очертания Бермамытов и Гудгоры на горизонте для меня картина довольно привычная, в моих походах зачастую горизонт выглядит именно так. Но не каждый раз в лучах восходящего солнца.

Сегодня видимость настолько хороша, что даже скальный останец на Бермамыте в районе отметки 2462 м различим невооружённым глазом, на фото это "столбик" высотой в несколько пикселей.

Эльбрус, наверное, уже с полчаса купается в солнечных лучах, а Передовой хребет едва-едва зацепило светом. Предгорья пока в тени.

Залитые апельсиновым светом Бермамыты, кажется, вот-вот начнут плавиться:)

В районе Гудгоры, что возвышается над холмами словно гигантский стол, насыщенность цвета не столь велика, но её достаточно для создания ощущения приятного тепла.

А над предгорьями по ту сторону долины Кубани свет как бы завис и не торопится спускаться ниже. При взгляде туда ощущается холод.

Постепенно небо над горизонтом тускнеет, насыщенные тёплые оттенки плавно переходят в привычную голубизну. Низкое солнце почти не греет, прихваченная ночным морозцем трава хрустит под ногами - склоны ещё не оттаяли.

Припудренный инеем массив г. Штымбаши (2103,4 м) визуально замыкает дальнейший обзор вдоль гребня Даута. Будто дальше и нет ничего. В реальности гребень тянется ещё километров на 7, снижаясь к месту впадения Даута в Кубань, откуда мы стартовали 5 дней назад.

Наш маршрут предполагает спуск по дороге вдоль ЛЭП, но до перевальчика, где видны опоры, для этого идти не надо. Мы начнём спуск с гребня раньше, но пока не могу сказать где именно.

Солнце поднимается выше и пригревает.

Под влиянием его тепла иней превращается в капельки воды.

Разглядываю дорогу из ущелья Сескола к озеру Хурла-Кёль, траверсирующую северную оконечность хребта Эльбаши. Дорога пока в снегу, но к июню превратится в прекрасную зелёную берёзовую аллею.

Вид в сторону междуречья Даута и Теберды, на мой взгляд, не очень... Вершины Передового хребта, за исключением Гараллыбаши, скрыты за высокими отрогами.

Я надеялась, что будет видна высшая точка массива Кенделляр-Ляр (3416,5 м), но она, похоже, спряталась за вершиной 3256 м. В видимой панораме самой высокой является вершина 3310,4 м, стоящая в отроге, отходящем на север от Кенделляр-Ляр.

Напротив меня находится та часть левого борта долины Даута, где с плато спускается ЛЭП. Когда мы шли по плато, то зачастую и не подозревали, как выглядит склон под нами. Даже в мыслях не было, что там, к примеру, есть вот такой "гофрированный" скальник.

Лес, подступающий к гребню Даута, мешает обзору в сторону долины Кубани и Учкулана. За большой сосной, что в кадре правее Чатбаши, наверняка, прячется Кичкинеколькая Подкова, но мои попытки найти удачную точку съёмки безуспешны.

На юге доминирует Куршо (3870,0 м), однако визуально кажутся выше вершины более близкого горного узла с высшей точкой Тырменбаши (3558 м по ГГЦ). При этом сама Тырменбаши не видна, её полностью заслоняет вершина 3438,0 м/3445 м (ГШ/ГГЦ).

От вершины 3438,0 м/3445 м вниз тянется зазубренный гребень отрога с отметками высот по ГШ 3263,8 м - 2825,0 м - 2579,0 м, и этим отрогом полностью скрыта долина Учкуланичи. За деревьями в правой части кадра прячется долина Кичкинекола, а также довольно высокие вершины Кёртмелибаши (3567,0 м) и Учкуланбаши (3500,4 м).

Никак долина Кичкинекола не желает показываться... Лишь одну вершину левого борта долины видно в просвете между двумя соснами - Северную Учкуланбаши (3411,6 м).

Ну всё, пора идти к палатке и собираться. Часть пути до сих пор в тени, под ногами хрустят примороженные листики манжетки.

Очень эффектно выглядят примулы в инее.

До поляны, где расположена наша стоянка, солнце пока не дотянулось. В ожидании моего возвращения Вася разжёг костёр, потому как без него как-то зябко.

Вещи собраны, завтрак съеден, костёр потушен, и мы переходим к заключительной части нашего похода - спуску с хребта Даут в Карт-Джурт.

Ровно в 8-00 стартуем с уютной полянки, выходим на гребень, набираем метров 20, а далее нас ждёт затяжной сброс высоты.

Несмотря на ранее время, над горами уже клубятся облака, преображая уже виденные мною на рассвете пейзажи.

Мне картинка с облаками кажется более интересной, нежели без них. Разумеется, облака зачастую мешают разглядеть вершины, но сейчас не тот случай.

При свете дня среднегорье между Передовым и Скалистым хребтами преобразилось, окунувшись в лёгкую голубоватую дымку. Какой контраст с тем, что было на рассвете!

Прикольно со стороны проследить путь подъёма на плато, проделанный нами 5 дней назад. Тогда казалось, что скальник 2044,7 м, у основания которого проходит тропа, ого-го какой! Мы просто не видели, как с другой стороны выглядит пупырик 1935 м.

Вот "пупырик-1935 м" покрупнее. А над его макушкой - тот самый скальник 2044,7 м, который в данном ракурсе выглядит более чем скромно.

Пупырик внушительно выделяется на общем фоне левого борта долины Даута. Думаю, впечатление от прогулки по плато оказалось бы неполным без этого взгляда со стороны.

Пытаюсь объять необъятное в одной панораме, чтобы захватить и заснеженный Передовой хребет.

Ну что, поглядели ещё разок на восток,

... затем на запад, да и потопали вперёд.

Вперёд - в данном контексте означает "вниз в сторону опор ЛЭП". Конечно, можно дойти до опор и далее спускаться вдоль ЛЭП, но я отметила в GPS другой спуск. Он проходит по старой дороге, которая вскоре должна пересечь нашу гребневую тропу. Причём эта дорога является непосредственным продолжением той тропы, которую мы потеряли вчера под вечер.

При взгляде сверху казалось, что нужная нам дорога подбирается слева на гребень и пересекает его в том месте, где справа по ходу заканчивается полоса леса. И мы настроились идти по гребню, пока справа не закончится лес.

Сбросив довольно резко метров 100 до выполаживания гребня, мы были готовы топать по гребню дальше. Но Вася с высоты своего роста заметил чуть ниже гребня ответвление вправо - заросшая дорога уходила через лес в сторону долины Кубани. При этом на гребень данная заросшая дорога не выходила, либо заросла настолько, что не разглядеть. Он попросил меня проверить по GPS, где нужный нам поворот. Оказывается, мы чуть его не проскочили. Вовсе не надо идти до края леса, спуск начинается раньше.

Проследив "дорогу" в противоположном направлении, обнаруживаем ту самую потерянную вчера тропу, вьющуюся через миленькую полянку. На карте ниже поляны отмечены три родника. Думаю, если бы мы вчера вечером дошли сюда, то нашли бы и ровное место, и воду.

Перед началом спуска приваливаемся на несколько минут - хлебнуть водички, зашнуровать ботинки потуже.

Стараюсь запомнить это удивительное место, где в одном кадре легко объединяются цветущие луга, хвойные леса и ледовые поля Эльбруса.

Напоследок делаю панораму Передового хребта к западу от долины Кубани. Пригодится для планирования будущих походов:)

В 8-40 начинаем спуск с гребня Даута. По данным GPS высота в точке начала спуска составляет ровно 2000 м, а Карт-Джурт находится на высоте примерно 1200 м. Интересно, сколько времени нам потребуется на спуск?

Проскочив узкую полосу соснового леса, выходим на просторную луговую террасу. Здесь в отличие от гребня, где из первоцветов одни только примулы, цветочков побольше - и лапчатка, и рябчики, и мускари. Причём мускари весьма необычного нежно-голубого оттенка.

Когда я говорила, что дорога сильно заросшая, я не преувеличивала. Вот эта травяная полка и есть наша дорога:) Идём по направлению к очередным опорам ЛЭП.

ЛЭП "Кавкасиони" часто мелькает на фото из походов по району Гвандры. Этот неотъемлемый элемент пейзажа порой очень даже удачно вписывается в картинку.

Дорога, обслуживающая ЛЭП, проходит там, где за опорами видны сосны. Идём туда, наблюдая как с каждым нашим шагом Скалистый хребет, занимающий горизонт, медленно скрывается за более близкими горами.

Широченная терраса скрывает от наших взоров Карт-Джурт, но мы знаем - он точно под нами. Отлично просматривается дорога вдоль р.Кильянсу, впадающей в Кубань на окраине аула. Это самый короткий, но самый скудный на виды путь к озеру Хурла-Кёль.

Заросшая дорога проходит вблизи опор и спускается круто вниз к соснам, соединяясь там с накатанной грунтовкой. Оттуда начинается извилистый спуск с террасы.

Прикольно, что если смотреть из Карт-Джурта, именно эти три опоры кажутся стоящими на гребне Даута, а сама терраса воспринимается как гребень хребта.

Серпантин дороги ведёт нас вниз, и вскоре нам открывается вид на Карт-Джурт. С этой обзорной точки сложно предугадать, как в итоге мы спустимся к мосту через Кубань.

Воображение рисует кратчайший путь к мосту по луговому склону, но я же знаю, что нужно идти вдоль ЛЭП. Казалось бы, где мост, а где ЛЭП... хочется забить на зигзаги дороги и ломиться к мосту напрямую, но как говорит один мой товарищ "дорога - она, сука, умная". Будем придерживаться этого мудрого высказывания:)

Противоположный борт долины Кубани изрезан ущельями ручьёв, берущих начало с водораздела Кубани и Худеса.

Заманчиво смотрится хребет, набирающий высоту от Учкулана в сторону г.Эльбаши. Надо когда-нибудь именно так сходить к Эльбаши, маршрут обещает быть весьма зрелищным.

На юге до сих пор видна скальная башня Куршо, но когда мы спустимся в долину, её высоты окажется недостаточно, чтобы доминировать над отрогами.

Мы теряем высоту и заснеженные горы прячутся за зелёные склоны. Очень жарко. До настоящего момента вдоль дороги не было ни одного деревца, где можно остыть в тени. Но вроде бы дорога идёт в сторону цветущих плодовых деревьев, там обязательно присядем отдохнуть.

Дотопав до первого попавшегося дерева, коим оказалась благоухающая цветущая алыча, мы скидываем рюкзаки. На часах 9-15. Отдыхаем и пытаемся угадать дальнейшие зигзаги дороги. ЛЭП видим, а дорогу вдоль неё - нет...

В тени алычи мы провели минут 15, успев при этом пообщаться с пастухом, искавшим коров. Мы заверили его, что ни одной коровы за последние два дня не видели, так что на гребне Даута он может их не искать. И он ускакал искать своих коров внизу.

После привала мы продолжили путь по дороге, и она действительно резко свернула вправо, в сторону берёзового перелеска, над которым висели провода. Согласно карте на входе в березняк мы должны были пересечь ручей, но увы, ни малейшего намёка на воду в месте "брода" не оказалось.

Выйдя из березняка и оглянувшись, мы с удивлением обнаружили, что с ходу и не скажешь, где по склону вьётся дорога. Если бы не три опоры на краю террасы - они как подсказка, от которой можно "раскрутить" серпантин дороги при внимательном рассмотрении.

Долина Кубани всё ближе. Бирюзовая водичка так и дразнит, хочется прямо сейчас опустить в неё разгорячённые ноги... Но несмотря на кажущуюся близость реки, до неё ещё надо сбросить 170 метров.

Нижний Карт-Джурт как на ладони. В ауле весна - цветут сады, земельные участки обработаны.

Дорога снова ведёт нас в сторону ручья.

Спустившись к ручью, дорога делает резкий поворот и далее наш путь пролегает по правому берегу ручья. На этой высоте вода в нём присутствует, но пить её брезгливо, поскольку в окрестностях пасётся скот.

Ручей делит пространство на две абсолютно непохожие части: с одной стороны - зелёные поляны и леса, с другой - безжизненные почти лишённые растительности каменистые склоны.

Спустя некоторое время дорога перебрасывается на левый берег ручья. Брод не вызывает никаких затруднений, воды настолько мало. Да и бывает ли тут её больше?

Ещё разок бросаем взгляд на ущелье безымянного ручья. Сейчас контраст между различными видами горного ландшафта по обе стороны от ручья очень велик, но спустя месяц склоны зазеленеют. Не верите?

Вот так выглядят склоны хребта Даут в середине июня. Это вид из долины Кильянсу. Тогда меня чем-то зацепил этот пейзаж, отчасти благодаря этой фотографии и возникла идея нашего маршрута.

В 10-40 выходим на асфальт. На спуск с гребня Даута затрачено ровно 2 часа. Ещё минут 5 ходьбы - и мы у моста через Кубань. Пытаемся спуститься к реке справа от моста, но берег в этом месте крутой, поищем для отдыха другое местечко.

Вот как бывает - я сожалела, что не могу разглядеть с гребня Даута вершины Учкуланбаши и Кёртмелибаши, а отсюда - пожалуйста, верховья долины Кичкинекола прекрасно просматриваются. Но лучше всего в этом ракурсе видна Учкуланбаши Северная.

Нам приглянулось местечко под деревьями на островке близ правого берега Кубани - направляемся туда.

Переходим Кубань по мосту и на входе в аул сворачиваем к реке. Перебираемся на островок через узкую протоку по камням. Устраиваем заключительный в этом походе привал.

Первым делом, как и мечтали на спуске, лезем в Кубань. С первого раза даже не чувствуем холода, настолько мы разжарились. Солнце припекает по-летнему, поэтому в воду нас тянет ещё неоднократно. Наконец-то, приходит долгожданное ощущение прохлады. Доедаем оставшуюся еду, и в 11-45 снова выходим на трассу. К полудню мы подходим к дому Эмбая, где нас ждёт машина.

Всего за этот день мы прошли 7,85 км, сбросив при этом около 870 м высоты.

Всего в этом походе было пройдено около 50 км. Общая схема маршрута с отметками мест стоянок: