Июньская прогулка из Карт-Джурта в Учкулан. День 3.

Назад 1 2
Далее 4 5

На 12 июня прогноз был обещан самый плохой - до 9 утра вроде бы солнечно, затем начнутся незначительные осадки, к полудню усилятся и дальше до конца дня будет поливайка. Так что выбор на этот день у нас был небогат - либо сидеть и не рыпаться в районе озера Хурла-Кёль, либо попытаться использовать погожее время, чтобы хоть немного продвинуться по маршруту. Мы выбрали второе.

План был прост: переместиться с одной чудесной стояночки

на другую, не менее прекрасную:

Выход был назначен на 7 утра, и группа очень ответственно отнеслась к этому. На маршрут вышли даже немного раньше, в 6-50. Погодка к моменту выхода уже успела нахмуриться.

Сегодня нам предстоит пройти вверх по живописному ущелью ручья Субалык, зажатому между хребтом Эльбаши и его северо-восточным отрогом. Потопали!

Надеюсь, что мы сможем оценить красоту ущелья, несмотря на стремительно спускающуюся облачность.

Приближаемся к входу в ущелье.

Дорога заканчивается у коша. Кстати, это весьма приличный кош, там прибрано и места как раз достаточно для такой группы, как мы. Для пережидания непогоды - самое то. Но мы всё-таки предпочтём пойти дальше.

От коша идём левым берегом ручья через уютные полянки в окружении раскидистых сосен.

Тропы есть по обеим берегам ручья, но в этом месте более натоптанной является тропа по правому берегу. Перебираемся на неё, благо, Субалык преодолевается в любом месте двумя прыжками.

Ущелье плавно заворачивает влево и постепенно сужается.

Осознавая, что идти по ущелью мы можем с разной скоростью, предлагаю каждому в своём темпе идти вверх до слияния истоков и даже чуточку дальше - до места, где на противоположном берегу ручья будет большая фиолетовая полянка цветущих примул. Вот таких, как здесь.

И под любимую туристами присказку "хеликоптер нихт..." группа продолжает путь, углубляясь в ущелье.

В какой-то момент правобережная тропа становится не столь удобной и появляется смысл перейти на левый берег. Входим в зону тумана.

В тумане (быть может, правильнее говорить - в облаке?) всё становится загадочным - и скалы, и деревья.

На подходе к скальным воротам тропка ненадолго поднимается над ручьём.

В этом узком месте тонкую нитку ручья почти незаметно внизу. Но шум воды выдаёт его присутствие.

Позади остаётся, так сказать, равнинная часть пути. Скоро ущелье сделает поворот и скроются из виду густые леса и зелёные луга в окрестностях Хурла-Кёль.

Однако мы совсем ненадолго оказываемся в окружении причудливых скал.

Вскоре ущелье снова расширяется. Впереди угадывается разветвление ущелья - это и есть место слияния истоков ручья Субалык.

Снова перепрыгиваем на правый берег.

Позади как бы захлопнулись скальные ворота ущелья, визуально отрезав нас от уютных зелёных предгорий.

А впереди в тумане прячутся горы повыше, те, где ещё залежался снег.

Справа по ходу открывается долина левого истока (согласно карте ГГЦ - почему-то единственного). Один борт долины - травянистый с выходами скал, другой - весь в рододендроновых зарослях.

Теоретически можно пойти по этому истоку до упора и подняться на хребет Эльбаши, а далее по хорошей тропе добраться до запланированной стоянки на северо-восточном отроге (он на всём протяжении пути у нас слева по ходу). Но это крюк, а у нас лишнего времени в запасе нет. Поэтому идём тем путём, который мы знаем.

Приближаемся к месту, заранее обозначенному мной как "привал напротив фиолетовых цветочков".

Это цветовое пятно настолько сильно врезалось мне в память по предыдущему посещению ущелья, что ничего лучше я придумать не могла.

Фиолетовые примулы ждут нас в назначенном месте:) Олег, как и два года назад, бежит их фотографировать. Дежавю:)

Почему-то они столь кучно растут именно здесь. Правда, годится такой "цветной" ориентир исключительно для начала-середины июля, когда примулы цветут.

Немного отдыхаем перед началом крутого подъёма. Окидываем взглядом оставшуюся позади часть ущелья, и снова "хеликоптер нихт..."

Тропа по правому берегу продолжается, но мне из достоверных источников известно, что вскоре она заканчивается, а ручей входит в небольшой каньончик. Когда мы спускались с Эльбаши в 2015 г, то от места, где наша верхняя траверсная тропа упёрлась в скальные сбросы, мы шли вниз вблизи края скал и оказались у ручья напротив полянки фиолетовых примул.

Сейчас мне представлялось логичным повторить этот путь в обратном направлении - набрать порядка 120 метров и оказаться на траверсной тропе, которая приведёт нас непосредственно к месту следующей стоянки.

Видимо, я не очень чётко обозначила этот момент, и ребята резво ускакали вперёд по тропе, которая должна была вскоре закончиться. Их можно понять - ведь тропа стала уходить вверх от ручья, а нам же надо вверх.

Я слегка пометалась - идти за ними или довериться своим воспоминаниям (к тому же загруженным в GPS)? Чем ребятам не понравился путь вдоль выходов скал? Ведь тут даже некое подобие тропы имеется. Или не заметили?

В итоге я остановилась на "золотой середине" и стала набирать высоту не вдоль скал, а забирая вправо - в сторону, куда ушла группа. И вот, оставив скальные выходы позади, я в гордом одиночестве топаю по цветущему склону, подгоняемая клубами тумана.

В какой-то момент замечаю, что и остальные уже не идут траверсом, а прут в гору по крутяку. Видимо, их тропа закончилась.

Я помню, что нужная нам траверсная тропа проходит над скальным пупырём, выплывшим из тумана, к которому медленно сползаются участники. Через несколько мгновений Вася, а затем и я, выходим на тропу.

По тропе мы быстро догоняем остальных, устроившихся на привал на скалах.

Да уж, видимость подкачала. Где-то внизу красивое ущелье, впереди - Эльбаши, а мы сидим тут как ёжики в тумане.

Траверсная тропа несколько раз терялась то в траве, то на осыпях, затем внезапно находясь выше по склону, но в итоге мы достигли вполне однозначного её участка, где тропа подрезает скалы у основания.

Справа внизу - едва различимый в тумане каньончик правого истока Субалыка, частично забитый снегом.

Участок простой, но из-за возможности в тумане потерять тропу на скалах, требует внимания. Достигнув травы, есть смысл дождаться остальных, чтобы случайно не разбрестись в разных направлениях.

После скального участка однозначной тропы как таковой нет. Но направление понятно - на проявившуюся из тумана седловину северо-восточного отрога хребта Эльбаши.

В нескольких десятках метров от седловины выходим на набитую тропу, которая подходит снизу справа. Это конная тропа, траверсирующая хр. Эльбаши, далее через седловину она тянется до стыка массива г.Эльбаши с хребтом Енукол. У нас будет возможность завтра пройтись по ней.

На заключительном этапе подъёма я немного отстала от группы. А когда вышла на седловину, то обнаружила своих сопоходников, уставившихся в одну точку и кричащих мне: "Скорей сюда, здесь медведи!"

Оказывается, мы спугнули молодую медведицу с двумя малышами, которые мирно копались в земле прямо в том месте, где мы намеревались поставить палатки. Жаль, что мне не удалось сфотографировать медведиков, но Алексей успел:

В 9-20 наш ходовой день закончен. И не смотрите, что вроде бы слегка распогодилось. У меня нет оснований не верить прогнозу, к тому же и rp5, и gismeteo удивительно солидарны в том, что природа устроит нам сегодня что-нибудь эдакое:) Скоро начнётся...

А пока не началось - торопимся запечатлеть красивые виды. В облаках как раз прореха образовалась там, где должен быть Эльбрус.

А вот оттуда мы пришли - из ущелья, откуда поднимается облачность к седловине. На заднем плане - хребет Эльбаши, видна и конная тропа, которую мне интересно разведать. Это к вопросу - а что мы будем делать, если вдруг погода не испортися кардинально? В районе этой стоянки есть где побродить радиально.

Облачность прямо на глазах сдувает всё более крепчающим ветром. Мы оперативно ставим палатки, а затем снова пытаемся урвать красивых видов, пока их не поглотили облака.

Июнь - время начала цветения альпики. В районе нашей стоянки склоны усеяны желтыми звёздочками ветреника видного (Anemonastrum speciosum).

Но если присмотреться, то в этом цветочном ковре есть и другие виды растений. Довольно регулярно среди жёлтых цветов попадаются вкрапления мелких розовато-белых цветочков проломника бородчатого (Androsace barbulata) и фиолетовых соцветий примул (тут уж я теряюсь в догадках - тот же самый ли это вид, что растёт у ручья или другой).

Немного реже в этом жёлтом море цветов встречаются бледно-жёлтые островки цветущей горечавки оштенской (Gentiana oschtenica)...

... или синие клумбочки горечавки джимилийской (Gentiana dshimilensis).

Ну всё, закончим ботанические отступления. Пора показать, как мы расположились на седловине.

Местечко, конечно, ветреное, но во многих отношениях удачное: и вода рядом, и до вершины Эльбаши недалеко (всего полкилометра набора высоты), и виды на Эльбрус неплохие. Правда, последний пункт пока не раскрыт - Эльбрус в облаках, но будем верить в лучшее.

Наблюдаем за растущим кучевым облаком и за тем, как облачные обрывки цепляются за склон г.Эльмезтёбе.

Ближе к полудню кусочки голубого неба над нами начинает стремительно затягивать облаками. Где-то далеко слышны раскаты грома.

Наша стоянка готова к наступлению непогоды - палатки хорошо закреплены, сделан запас воды. Ну, где обещанные осадки?

Дождь не заставил себя долго ждать. Под его шум мы сладенько поспали, поели, снова поспали, снова поели. Не засекала время, когда осадки прекратились, но когда я выбралась из палатки - мы были в густейшем тумане, причём стало жутко холодно.

Наблюдать Эльбрус на закате нам не довелось. Впрочем, не только Эльбрус. Не видно было вообще ничего. Так и провели полдня в палатках, ведя разговоры за жизнь:)

За третий день походы мы прошли всего 3 км, набрав при этом 580 м. Ночуем на высоте 2675 м и надеемся, что завтрашнее утро порадует нас прекрасными видами.