Втроём по Гвандре. Подъём к озеру Северный Доломит.

Далее 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Назад 1

Около 6 утра 30 июля 2017 г. Долина Чиринкола окутана густым туманом. Сквозь его пелену вдали проступают очертания водораздела Талычхана и Чунгурджара.

За ночь вода в реке слегка очистилась, но на вид по-прежнему довольно мутноватая.

Мы уже на ногах, активно собираемся и готовимся к завтраку. Вчера не стала фотографировать стоянку при неподходящем освещении, а при свете дня её стоит показать. Довольно комфортное и живописное место. Кстати, вчера под вечер количество наших соседей возросло - приехала ещё одна компания на двух машинах.

Ближе к 7-30 туман начинает рассеиваться, неохотно приоткрывая часть противоположного склона и долину Талычхана.

Вчера мы не обнаружили прохода через заболоченный участок, решив, что утро вечера мудренее. А утром поняли, что даже и не хотим искать этот более-менее сухой путь. Обуем запасную обувь, в качестве которой у Васи и Олега сланцы, а у меня сетчатые кроссовки, да и пойдём напрямую. По колено и выше? Да ерунда! Главное, что в этом так называемом "болоте" нет ни трясины, ни быстрого течения.

Но со стартом пришлось повременить. Дело в том, что я, ранним утром прогуливаясь по окрестностям, обнаружила земляничную поляну, и заявила, что пока мы её не объедим, никуда не пойдём! Мужская часть группы и не думала возражать, ягодок покушать это они завсегда горазды:)

По пути к земляничной полянке - чудесные места на берегу Чиринкола. Если бы не шум воды, то я бы, не задумываясь, выбрала это место для стоянки.

А вот и оно - земляничное изобилие!

Следующие минут 20 мы ползали по поляне, набивая рты земляникой.

Ягода мелкая, но удивительно сладкая и ароматная. В общем, просто потрясающее начало ходового дня!

А теперь перейдём к водным процедурам! Ботинки на шею, штаны подкатать, на ноги обуть сетчатые кроссовки, из которых предусмотрительно вынуты стельки, и "вперёд и с песнями":)

Наш второй ходовой день начинается ровно в 8 утра.

"Болото" оказалось не так страшно, как его малюют. Честно говоря, в ботинках и фонарях я бы тут нормально прошла. Но ботинки у меня новенькие, жалко.
Тропа хорошо видна на склоне, осталось ещё немного по кочкам поскакать.

Добравшись до склона, обуваемся.

Издали тропа была заметна даже лучше, чем вблизи. Из ориентиров для её нахождения я бы отметила два больших камня у начала подъёма, а также бросающуюся в глаза границу более густой растительности. Слева от тропы по склону сочится вода, потому и зелень там пышнее. А тропа пробита по сухому слабовыраженному луговому гребешку.

Перед тем, как начать пыхтеть на подъёме, оглядываемся на заболоченный участок.

А Олег вчера был недалёк от истины - через конус лавинного выноса, скорее всего, можно было бы вырулить прямо на тропу. Причём посуху.

Медленно ползём вверх. Рюкзаки за прошедший день полегчали незначительно. Поэтому используем любой повод, чтобы остановиться и перевести дыхание. Один из таких моментов - прикольная же подпорка у каменюки, надо сфотографировать:)

Отдаляемся от стоянки, где сквозь деревья проглядывают яркие палаточки наших соседей. Всё, что между высокими соснами, в которых стоят палатки, и склоном, по которому мы поднимаемся - "болото". А издали смотрится вполне себе мило да зелено:)

Взгляд в сторону верховий. На правом берегу Чиринкола видны несколько кошей.

В описаниях маршрута к перевалу Доломиты Северный зачастую делается акцент на то, что тропу снизу обязательно следует найти и не пытаться подниматься по этому склону без неё. Поддержу. Потому как местами характер склона более чем недружелюбный. А по тропе - иди себе да любуйся.

Мы всё выше. Но наши надежды рассмотреть с высоты побольше, пока не оправдываются. Облачность прячет от нас участок ГКХ во главе с Талычханом.

В 9 часов делаем привал на 10 минут, примостившись на небольшом более-менее ровном пятачке рядом с тропой. До этого момента, можно сказать, и места подходящего не было, чтобы отдохнуть. Облачность медленно несёт в нашу сторону, пейзаж впечатляет.

В нескольких шагах от места нашего привала тропа делает крутой поворот налево и крутизна подъёма слегка уменьшается. Дна долины уже не видно из-за деревьев, остаётся лишь в их просветах разглядывать склон противоположного борта. На вид сурово.

Впереди виден просвет - намечается выход тропы из зоны леса.

Перед выходом на субальпийские луга устраиваем привал в тени сосен.

В сторону долины Талычхана вид стал немного шире, но полностью долина не просматривается.

В какой-то момент облака разбегаются и открывают вид на вершину Чиринкол (3528 м). По форме она мне напоминает "шлем" горы Куршо. А ещё у неё прикольный снежный "глазик"!

Времени всего 9-30, но раз уж мы тут так хорошо сидим, то почему бы не перекусить?

"Неправильно, ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь!" Вася демонстрирует правильный способ - в большой кусок грудинки надо завернуть маленький кусочек хлебушка.

В 10-00 продолжаем путь и выходим из леса. И сразу такой вид!!! Северо-восточный отрог массива Доломиты выглядит просто потрясающе. И я так понимаю, что на протяжении всего дальнейшего пути сегодня мы будем иметь возможность им любоваться.

Наконец-то, облачность начинает сдавать позиции. В глубине долины Талычхана появляется новый невиданный нами доселе объект - собственно сам массив Талычхана (3670,3 м). Вообще-то, Талычхан - двуглавый, чем слегка смахивает на Эльбрус, но эта его "изюминка" по-прежнему скрыта в облаках.

Чуть поодаль от тропы на склоне выделяется громадный камень - в одном из описаний он упоминается как ориентир, вроде бы рядом с ним можно худо-бедно устроиться на стоянку. Но крайне некомфортную. На тот крайний случай, если погода подвела или светлого времени не хватает.

Удаляемся от приятного соснового леса. Тропа в густой траве визуально почти не заметна, но ногами хорошо прощупывается.

Тропа низом обходит березняк и редкую сосновую поросль на небольшой высоте над слабовыраженной ложбинкой со светлыми камнями и кустами цветущей таволги. Деревьев становится всё меньше. Впереди нас ждёт скорая смена ландшафта - приближаемся к скальному поясу.

Скальная стена ближе к отрогу Доломитов изрезана ручьями.

Множество водопадов срывается со скал. Очень красивое место. И труднопроходимое, мне так кажется.

Но на следующую ступень долины есть совершенно простой путь. Тропа пробита по крутой луговине и проходит где-то у основания верхнего скального пояса.

Но внезапно вдоль тропы обнаруживаются заросли созревшей черники... Мы какое-то время идём, изредка наклоняясь и срывая ягодки, но в конце концов понимаем, что дальше так продолжаться не может... Срочно нужен привал!

Минут двадцать мы ползаем по склону, запихиваясь черникой:)

Когда же от вида ягод меня начинает слегка коробить, я переключаюсь на фотографирование грациозных скабиоз.

Лежу на тропе, обожравшись черники, и фотографирую. Лень даже колоски из кадра убрать:)

Услием воли заставляю себя идти дальше. А Вася с Олегом ни в какую! Продолжают объедать кустики черники. Во-о-н там, где видны светлые камни. Там этой черники, ну просто завались!

Я медленно иду вверх и понимаю, что тропа всё хуже читается. Вскоре меня одолевают сомнения - иду ли я вообще по тропе? Но характер склона такой, что напрягаться по этому поводу не вижу смысла, ведь я знаю, что в итоге надо подойти прямо под скалу. И я держу направление на серединку луговой полосы.

Ну, наконец-то! Олег и Вася насытились:) Идут за мной.

Олег вот-вот меня нагонит. К этому моменту я снова на тропе, правда, она какая-то слабенькая, но даже по такой идти легче, чем просто по траве. Кричу Олегу, чтобы шёл сюда.

Вася прёт в мою сторону напролом, не заморачиваясь с поиском тропы.

Пока есть свободная минутка, разглядываю гребень правого борта долины Талычхана. В гребне выделяются два неглубоких понижения - это перевалы Нефтяник и Электрик.

Справа от "скального шлема" г. Чиринкол расположен перевал Буревестник, имеющий две седловины - северную и южную. Ещё правее в облаках проступают очертания перевала Ачаучат (он же пер. АКТ - "перевал Азовского клуба туристов").

Напротив нас расположен несложный перевал Панорамный Южный. Он находится южнее пика Панорамный 3507,8 м, доминирующего по высоте на краю данного северного отрога ГКХ.

Однако пока в панораме визуально доминирует стоящая перед пиком Панорамный безымянная вершина 3433,6 м. И по виду она даже больше соответствует понятию "пик".

У большого белого камня отдыхаем. Нижний скальный пояс совсем рядом. Водопад оглушительно шумит.

Интересен цветовой контраст между склонами: ближний к нам склон отрога Доломитов сложен из светло-коричневых скал и покрыт растительностью, а более удалённый склон водораздела Талычхана и Чунгурджара голубовато-серый и безжизненный...

Продолжаем подъём. Тропа внезапно уходит сильно вправо, в сторону лесной зоны. Мы в недоумении. Возможно, далее она перевалит хребтик и пойдёт на спуск в Чиринкол. Да ну её! Лезем вверх по траве без тропы.

Не устаём восхищаться доломитскими скалами. Даже не верится, что они естественного происхождения. Как будто кто-то поработал над ними инструментом и обточил вот таким причудливым образом.

До подножия скал уже недалеко. И тут мы замечаем наверху группу туристов. Это наши соседи по стоянке, налегке с утра ушедшие к озеру. Они сверху видят, что мы буримся по склону "в лоб" и кричат нам, показывая, где проходит хорошая тропа. Вот спасибо! Оказывается, надо было придерживаться левого по ходу края луговой полосы, ближе к нижнему поясу скал, а мы поднимались по центру.

Поравнявшись с ними, я задала им самый важный на тот момент вопрос - озеро-то открылось ото льда и снега? И, удовлетворившись их ответом "почти", мы пожелали друг другу удачи и потопали каждый своей дорогой - они вниз, мы вверх.

Встав на набитую тропу, мы сразу ускорились. И вот уже выбираемся на вторую ступень долины.

Вид со скальной ступени на оставшуюся внизу долину впечатляет. На лугу с трудом можно различить три движущиеся фигурки - скоро наши соседи по стоянке дотопают до черничных зарослей. Полагаю, там они застрянут надолго:)

Ровно в полдень устраиваем небольшой привал с видом на точёные доломитские башни.

Кстати, это первое более-менее ровное место. Тут в крайнем случае даже палаточку поставить можно. Да и вода недалеко, впереди со скал срывается небольшой водопадик.

Мужики отдыхают, а я бегаю вокруг них с фотоаппаратом:) Вася задумчиво рассматривает путь дальнейшего подъёма - за осыпным участком в траве под рыжей скалой видна тропа.

А Олег как только ощутил горизонтальную поверхность - сразу задремал:)

А меня всё не отпускает скальная башня. То крупным планом её сфотографирую,

... то с цветочками на переднем плане. Оторвать взгляда от неё не могу.

Подобраться ближе к башенке проблематично - путь преграждает каньон и где он вверху заканчивается, пока неясно.

А вообще, это место в целом, где резко начинаются довольно суровые скалы, производит потрясающее впечатление.

В 12-20 признаём, что отдохнули достаточно, пора двигать дальше. Вскоре замечаем спускающихся сверху людей. Идут налегке, но не очень быстро и почему-то в куртках. Ещё одни соседи, которые приехали вчера на стоянку затемно. Провожаем их взглядом вниз. Скоро они пройдут под рыжей скалой, пересекут осыпь и окажутся на зелёном уступе, где мы только что отдыхали.

Погодка постепенно стабилизируется. Не скрою, смущала меня эта облачность поутру, но сейчас чую - ничего плохого от неё ждать не стоит. Разве что мы не увидим всего, что могли бы увидеть в безоблачную погоду.

Вася интересуется, что это за перевал правее башенки? А фиг его знает. Может, это и не перевал вовсе... Но выглядит впечатляюще.

Синего неба становится всё больше! А облачность заметно поднимается над горами. Добрый знак.

Лишь с Доломитами облака никак не хотят расставаться, так и залипли на вершинах. Медленно выплывая из облаков, впереди появляется серый и какой-то грузный на вид массив Северного Доломита. Это высшая точка массива Доломитов, 3780 м. Где-то у его подножия лежит красивое озеро, цель нашего сегодняшнего ходового дня.

Рассекая цветущую альпику, движемся по направлению к огромному камню. Рядом с ним протекает ручей, там группы часто останавливаются на обед.

Среди довольно равномерно разбросанных по лугу растений разных видов особенно много герани. У вида, который произрастает в этих местах, удивительно приятная глазу и сочная окраска цветов. Что-то подсказывает мне, что герань в этом походе будет фаворитом передних планов:)

На северо-востоке бросается в глаза зазубренный скальный массив - это г.Куршоу (3690,4 м). Слева от неё - перевал Куршоу Нижний (Тешикауш), справа - Куршоу Верхний. О, даже кусочек Эльбруса под облаками появился!

Поравнялись с "башенкой". Вот бы заглянуть по ту сторону округлой седловины, что там? Но отдаём себе отчёт, что мы туристы-пешеходы, а не альпинисты.

Олег, идущий чуть левее нас с Васей, обнаружил вдоль ручья лиловые заросли копеечника альпийского и давай в них фотографироваться. Здравая мысль, потому как дальше цветочков будет всё меньше. Ну, значит, привал:)

И действительно, эти яркие цветовые пятна копеечника как бы завершают наш плавный переход из альпики в зону безжизненных скал. В очень скором времени даже трава исчезнет из-под ног, уступив место камням. На ближайшие пару дней нам придётся забыть её приятную мягкость и запах.

В 13-35 проходим мимо большого камня. Высота 2870 м. Обеденного привала устраивать не будем, не голодны.

После большого камня на маршруте нет проблем с водой. Повсюду текут ручьи. Справа по ходу - ручей, что вытекает из озера, но есть ещё множество других.

Добираемся до скальных плит. Справа, чуть в стороне от тропы, примерно на высоте 3100 м у подножия плит я замечаю расчищенные места под 3 палатки, поросшие низенькой травкой. Отмечаю это полезное местечко в GPS. При подготовке маршрута я пыталась выяснить возможные места стоянок, но находила лишь упоминания, что стоянок на пути к перевалу нет. Не верилось. И правильно - потому что мне всё-таки удалось найти подтверждение, что как минимум стоянка есть у озера Северный Доломит, куда мы и направляемся. Оказывается, есть ещё одна промежуточная стоянка.

Оглядываемся на пройденный путь. Большая каменюка как бы зависла на краю ступени долины. Эльбрус потихонечку приоткрывается снизу, по-прежнему оставляя в облаках свою снежно-ледовую шапку.

Нахожу ещё одну потенциально пригодную травянистую площадочку для одной палатки. Не догадалась её сфотографировать со стороны. А когда на ней стоишь, то вид такой:

То, что открывается впереди, слегка настораживает... "Скажите мне, что это не наш перевал!" И тут же сама себя успокаиваю - ну, конечно же, это не он! Перевала Доломиты Северный мы пока не видим, он находится по другую сторону от вершины и сейчас скрыт за моренным валом. Осталось ещё немного поднапрячься, и мы его увидим.

Крутизна в верхней части участка скальных плит заметно уменьшается. Если в начале плиты лежали примерно под 30 градусов, то у подножия моренного вала они почти горизонтальны.

Справа от нас на скалах резвятся туры. Наверное, они уже давно за нами наблюдают, но мы заметили их только сейчас, когда отдалились от шумящего ручья и стали улавливать "пшикающие" звуки, которыми туры предупреждают друг друга о какой-либо опасности (в данном случае - о приближении двуногих).

На моренный вал лезем по гребешку с едва различимой турьей тропкой. В 15-30 мы ненадолго приваливаемся на краю морены. Высота 3200м.

Мне не терпится поскорее увидеть озеро, да и стоянку найти не мешало бы среди этого каменного хаоса. Надеваю рюкзак и иду по направлению к ручью, вытекающему из озера. Озера пока не видно, зато виден перевал Доломиты Северный. Вернее, видна "традиционная", наиболее популярная его седловина. К ней тянется наклонная заснеженная вверху скальная полочка.

Другая седловина, которую я называю "Доломиты Самый Северный" отсюда не просматривается. К ней ведёт рыжая осыпь, расположенная под углом 120 градусов по отношению к ранее упомянутой скальной полке.

Ещё несколько шагов - и я вижу небольшой кусочек озёрной глади. В озере Северный Доломит на высоте порядка 3200 метров плавают утки! Вот это да!

Итак, до озера мы добрались. Дело за малым - осталось найти стоянку:)